«Музыкальное искусство, как средство патриотического воспитания учащихся».
статья по музыке
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnoe_iskusstvokak_sredstvo_patrioticheskogo.docx | 31.66 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская музыкально-хоровая
школа им. Г. Струве»
Методический доклад
на тему: «Музыкальное искусство как средство
патриотического воспитания учащихся».
подготовила преподаватель
хоровых дисциплин Шевцова О.В.
Г. Железногорск
Содержание
- Введение………………………………………………………………….3
- Теоретические аспекты патриотического воспитания учащихся средствами музыкального искусства………………………………….3
- Методы патриотического воспитания учащихся средствами музыкального искусства………………………………………………….4
- Заключение ………………………………………………………………6
- Список литературы………………………………………………………8
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности, в обществе возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как родители, родство и Родина. В этой ситуации закономерно обращение здравомыслящих людей, истинных граждан своей страны, к патриотической идее, не раз спасавшей Россию в трудные годы. Это предполагает необходимость формирования у граждан и, прежде всего, у подрастающего поколения высоких нравственных качеств, среди которых важное место занимают: патриотизм, гражданственность и ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
В словаре В.Даля, слово патриот характеризуется как любитель Отечества, ревнитель о благе его, «отчизнолюб», «отечественник» или «отчизник»; патриотизм – любовь к Отечеству.Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа.
Патриотизм – особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству.
Воспитывать патриота – значит формировать человека, которому присущи любовь к Родине, стремление к её процветанию и могуществу. Зарождается патриот с формирования родственных чувств к своей семье: маме, папе, бабушке, дедушке и родственникам. Это первая ступень формирования патриотизма. Вторая ступень идёт через воспитание любви к своей малой родине – деревне, городу, ученическому коллективу, местным традициям и истории. Без чувства малой родины нет и большого патриотизма.
Третья ступень формирования патриотизма – воспитание любви к отечеству, обществу, народу, и истории, культуре, традициям.
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционныхобязанностей по защите интересов Родины.
В настоящее время воспитание гражданственности и любви к Родине определяется Законом РФ «Об образовании» в качестве одного их принципов государственной политики в области образования. В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» отмечалось, что воспитание патриотизма у российских граждан составляет основу консолидации общества и укрепления государства.
Средствами патриотического воспитания могут выступать:
- трудовая деятельность;
-игровая деятельность;
- природное и социальное окружение;
- художественная литература;
- музыка;
- изобразительное искусство.
В искусстве человек предстает эмоционально – переживательным субъектом – личностью. Воздействие произведения искусства на духовный мир человека, на человеческую жизнь является могущественным средством для совершенствования эстетической культуры человека. Музыка, имея множество духовно-жизненных основ, остается вернейшей спутницей человечества. К каким бы векам, эпохам и народам мы не обратились – живительное искусство музыки стоит на первом месте.
В музыке как виде искусства общая этическая задача – приносить добро – выражена особенно полно. Умноженные искусством добро, благо, счастье обступают человека, очеловечивают мир его существования.
Содержанием музыки являются чувства, эмоции, настроения. В высказываниях больших музыкантов можно найти множество доказательств того, что они смотрели на музыку, как на выражение чувств. Например, А. Рубинштейн писал, что он убежден в том, что любой сочинитель пишет не только в каком-нибудь тоне, в каком-нибудь размере, ритме ноты, но вкладывает душевное настроение, т.е. программу в своё сочинение, с уверенностью, что исполнитель и слушатель сумеют её угадать. Н.А. Римский-Корсаков отмечал, что настроения являются главной сущностью музыкальных впечатлений.
Достаточно обратиться к художественной литературе и перечитать страницы, посвященные описанию музыки и впечатлениям от неё, чтобы увидеть, что в огромном большинстве случаев они сводятся к попытке передать те чувства, эмоции, настроения, которые выражаются музыкой. Вспомнить хотя бы «Певцов» И.С. Тургенева и его же описание музыки; многочисленные «музыкальные места» у Л.Н. Толстого в «Войне и мире», «Семейном счастье», «Крейцеровой сонате».
Музыка, прежде всего, есть путь к познанию огромного и содержательного мира человеческих чувств. Лишенная своего эмоционального содержания, музыка перестает быть искусством. Музыка даёт возможность исключительно глубоко проникнуть в содержание самых разных идей, образов и событий, но лишь при одном условии; если это содержание заранее известно. Из музыки, как таковой, нельзя впервые узнать содержание какой-либо мысли или картины. Но когда это содержание известно, с помощью музыки можно так глубоко его прочувствовать, пережить, сделать его своим внутренним достоянием. В этом – мощь музыки, в этом её великое познавательное и воспитательное значение.
Музыкальное искусство, являясь одним из средств нравственного воспитания, направляет, углубляет, развивает эмоции школьников, формируя нравственные принципы, укрепляя идейные позиции. Ребёнок познаёт законы красоты, приобщаясь к культурному наследию нации, присваивая ценный опыт поколений. В результате чего и происходит формирование личности, воспитание человека, патриота, гражданина, способного творчески усваивать, сохранять и приумножать ценности родной и мировой культуры.
Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании учащихся. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить своё любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живёт, ребёнку помогает обстановка праздников и школьных мероприятий. Помимо этого на уроках хора формируются такие качества, как коллективизм, любовь к своему дому. Бережное отношение к природе. Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроение ребёнка, постольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир. Педагог должен стараться раскрыть перед детьми красоту музыкальных произведений, сделать эти произведения любимыми. Причём те образы, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими и конкретными, вызывать интерес, будить воображение. Мальчикам особенно свойственно чувство патриотизма. На уроках ученикам гораздо интереснее разучивать произведения о родине или войне.
Следующим этапом работы по формированию патриотизма у детей является использование музыки при ознакомлении детей с образами Родины. Для ребёнка Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живёт, двор, где играет, это школа с его учителями и друзьями. Нравственно воспитание – это, прежде всего, воспитание уважения к матери. Все дети любят своих мам, делают им подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. Иногда необходимо использовать взаимосвязь музыкального и изобразительного искусства, что обогащает содержательную сторону эмоционального отклика детей, делает процесс восприятия более ярким, глубоким и осознанным.
Героическая история нашей Родины, летопись подвигов народа, отраженная в произведениях искусства, всегда были ярким светом, озаряющим мир современности и дорогу в будущее. В России традиционно, в течение столетий, уроки музыки в разных школах являлись важнейшим средством воспитания нравственности, патриотизма, высокого эстетического чувства.
Большие потенциальные возможности нравственно – патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе. Чувство любви к родной природе – это одно из слагаемых патриотизма.
Таким образом, мы можем сделать следующие выводы:
1. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию.
2. «Патриотизм» - это, прежде всего, любовь к Родине, к своему Отечеству.
3. Патриотизм является нравственной категорией, неотделимой от индивидуальных и гражданских качеств личности.
4. Чувство патриотизма формируется с раннего детства.
5. Музыкальное искусство, являясь одним из средств патриотического воспитания, направляет, углубляет, развивает эмоции школьников; формируя нравственные принципы, укрепляя идейные позиции.
Воспитание патриотизма у учащихся – это результат систематической и целенаправленной работы преподавателя. Для этого необходимо знакомить детей с музыкальной культурой местности, где ребёнок родился и живёт, что является важнейшей задачей развития личности ребёнка и составляющей процессов патриотического воспитания. Благодаря обширному музыкальному репертуару учащимся прививается чувство доброты, уважения, любовь к окружающему миру.
Список литературы
- Журавская, Т. Патриотическое воспитание: нормативные, правовые документы [Текст] / ред.-сост. Т. Журавская. М., Творческий центр Сфера, 2006.-428с.
- Кабалевский, Д. Прекрасное побуждает доброе [Текст] / Д. Кабалевский. –М: «Педагогика» 1973. – 336с.
- Лесняк, В. Патриотическое воспитание: проблемы и пути решения [Текст] / В. Лесняк / педагогика и жизнь. – 2006. - №5. – с. 110-114.
- Микрюков, В. Патриотизм: к определению понятия [текст] / В. Микрюков/ Воспитание школьников. 2007. - №5. – с. 2-8.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исторические события как средство патриотического воспитания учащихся на уроках литературы.
В данной статье рассматривается вопрос о том, как на уроках литературы в старших классах при изучении романа-эпопеи Л.Н.Толстого "Война и мир" учитель проводит работу по патриотическому воспитан...
Статья "Музыкальное искусство как средство патриотического воспитания" .
Возможности искусства в воспитании чувства патриотизма Могучее воспитательное воздействие музыкального искусства на челове...
"Музыкальное искусство как средство эстетического воспитания детей"
В 2014 году с этой темой я выступала на районных педагогических чтениях "Воспитание культуры через искусство и творчество"....
«Декоративно-прикладное искусство как средство патриотического воспитания и воспитания толерантности детей»
Декоративно-прикладное искусство играет огромную роль в развитии детей. И это не только творческое развитие, эстетическое, духовное, но еще и патриотическое воспитание, а также воспитание толерантност...
"Декоративно – прикладное искусство как средство патриотического воспитания "
В своём выступлении раскрою вопрос патриотического воспитания детей на занятиях бисероплетением. ...
Курсовая работа «Героические образы в музыкальном искусстве как средство патриотического воспитания младших школьников»
Курсовая работа «Героические образы в музыкальном искусстве как средство патриотического воспитания младших школьников»...
Статья "Героические образы в музыкальном искусстве как средство патриотического воспитания младших школьников"
Статья "Героические образы в музыкальном искусстве как средство патриотического воспитания младших школьников"...