«Музыкальное искусство, как средство патриотического воспитания учащихся».
статья по музыке

Ольга Викторовна Шевцова

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить,  приумножить богатство своей страны

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnoe_iskusstvokak_sredstvo_patrioticheskogo.docx31.66 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская музыкально-хоровая

 школа им. Г. Струве»

Методический доклад

на тему: «Музыкальное искусство как средство

 патриотического воспитания учащихся».

                                                        подготовила преподаватель

                                                                    хоровых дисциплин Шевцова О.В.

Г. Железногорск

   Содержание

  1. Введение………………………………………………………………….3

  1. Теоретические аспекты патриотического воспитания учащихся средствами музыкального   искусства………………………………….3

  1. Методы патриотического воспитания  учащихся средствами музыкального искусства………………………………………………….4

  1. Заключение ………………………………………………………………6

  1. Список  литературы………………………………………………………8


   В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности, в обществе возникает необходимость вернуться к лучшим традициям  нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как родители, родство и Родина. В этой ситуации закономерно обращение здравомыслящих людей, истинных граждан своей страны, к патриотической идее, не раз спасавшей Россию в трудные годы. Это предполагает необходимость  формирования у граждан и, прежде всего, у подрастающего поколения высоких нравственных качеств, среди которых важное место занимают: патриотизм, гражданственность и ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить,  приумножить богатство своей страны.

В словаре В.Даля, слово патриот характеризуется как любитель Отечества, ревнитель о благе его, «отчизнолюб», «отечественник» или «отчизник»; патриотизм – любовь к Отечеству.Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа.

Патриотизм – особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству.

Воспитывать патриота – значит формировать человека, которому присущи любовь к Родине, стремление к её процветанию и могуществу. Зарождается патриот с формирования родственных чувств к своей семье: маме, папе, бабушке, дедушке и родственникам. Это первая ступень формирования патриотизма. Вторая ступень идёт через воспитание любви к своей малой родине – деревне, городу, ученическому коллективу, местным традициям и истории. Без чувства малой родины нет и большого патриотизма.

Третья ступень формирования патриотизма – воспитание любви к отечеству, обществу, народу, и истории, культуре, традициям.

Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционныхобязанностей по защите интересов Родины.

В настоящее время воспитание гражданственности и любви к Родине определяется Законом РФ «Об образовании» в качестве одного их принципов государственной политики в  области образования. В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской  Федерации» отмечалось, что воспитание патриотизма у российских граждан составляет основу консолидации общества и укрепления государства.

Средствами патриотического воспитания могут выступать:

- трудовая деятельность;

-игровая деятельность;

- природное и социальное окружение;

- художественная литература;

- музыка;

- изобразительное искусство.

   В искусстве человек предстает эмоционально – переживательным субъектом – личностью.  Воздействие произведения искусства на духовный мир человека, на человеческую жизнь является могущественным средством для совершенствования эстетической культуры человека. Музыка, имея множество духовно-жизненных основ, остается вернейшей спутницей человечества. К каким бы векам, эпохам и народам мы не обратились – живительное искусство музыки стоит на первом месте.

В музыке как виде искусства общая этическая задача – приносить добро – выражена особенно полно. Умноженные искусством добро, благо, счастье обступают человека, очеловечивают мир его существования.

Содержанием музыки являются чувства, эмоции, настроения. В высказываниях больших музыкантов можно найти множество доказательств того, что они смотрели на музыку, как на выражение чувств.  Например, А. Рубинштейн писал, что он убежден в том, что любой сочинитель пишет не только в каком-нибудь тоне,  в каком-нибудь размере, ритме ноты, но вкладывает душевное настроение, т.е. программу в своё сочинение, с уверенностью, что исполнитель и слушатель сумеют её угадать. Н.А. Римский-Корсаков отмечал, что настроения являются главной сущностью музыкальных впечатлений.

Достаточно обратиться к художественной литературе и перечитать страницы, посвященные описанию музыки и впечатлениям от неё, чтобы увидеть, что в огромном большинстве случаев они сводятся к попытке передать те чувства, эмоции, настроения, которые выражаются музыкой. Вспомнить хотя бы «Певцов» И.С. Тургенева и его же описание музыки; многочисленные «музыкальные места» у Л.Н. Толстого в «Войне и мире», «Семейном счастье», «Крейцеровой сонате».

Музыка, прежде всего, есть путь к познанию огромного и содержательного мира человеческих чувств. Лишенная своего эмоционального содержания, музыка перестает быть искусством. Музыка даёт возможность исключительно глубоко проникнуть в содержание самых разных идей, образов и событий, но лишь при одном условии; если это содержание заранее известно. Из музыки, как таковой, нельзя впервые узнать содержание какой-либо мысли или картины. Но когда это содержание известно, с помощью музыки можно так глубоко его прочувствовать, пережить, сделать его своим внутренним достоянием. В этом – мощь музыки, в этом её великое познавательное и воспитательное значение.

Музыкальное искусство, являясь одним из средств нравственного воспитания, направляет, углубляет, развивает эмоции школьников, формируя нравственные принципы, укрепляя идейные позиции. Ребёнок познаёт законы красоты, приобщаясь к культурному наследию нации, присваивая ценный опыт поколений. В результате чего и происходит формирование личности, воспитание человека, патриота, гражданина, способного творчески усваивать, сохранять и приумножать ценности родной и мировой культуры.

Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании учащихся. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить своё любовное отношение к тому уголку Родины,  в котором он живёт, ребёнку помогает обстановка праздников и школьных мероприятий. Помимо этого на уроках хора формируются такие качества, как коллективизм, любовь к своему дому. Бережное отношение к природе. Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроение ребёнка, постольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир. Педагог должен  стараться раскрыть перед детьми красоту музыкальных произведений, сделать  эти произведения любимыми. Причём те образы, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими и конкретными, вызывать интерес, будить воображение. Мальчикам особенно свойственно чувство патриотизма. На уроках ученикам гораздо интереснее разучивать произведения о родине или войне.

Следующим этапом работы по формированию патриотизма у детей является использование музыки при ознакомлении детей с образами Родины. Для ребёнка Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живёт, двор, где играет, это школа с его учителями и друзьями. Нравственно воспитание – это, прежде всего, воспитание уважения к матери. Все дети любят своих мам, делают им подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи.  Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. Иногда необходимо использовать  взаимосвязь музыкального и изобразительного искусства, что обогащает содержательную сторону эмоционального отклика детей, делает процесс восприятия более ярким, глубоким и осознанным.

Героическая история нашей Родины, летопись подвигов народа, отраженная в произведениях искусства, всегда были ярким светом, озаряющим мир современности и дорогу в будущее. В России традиционно, в течение столетий, уроки музыки в разных школах являлись важнейшим средством воспитания нравственности, патриотизма, высокого эстетического чувства.

Большие потенциальные возможности нравственно – патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе. Чувство любви к родной природе – это одно из слагаемых патриотизма.

  Таким образом, мы можем сделать следующие выводы:

1.        Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию.

2.        «Патриотизм» - это, прежде всего, любовь к Родине, к своему Отечеству.

3.        Патриотизм является нравственной категорией, неотделимой от индивидуальных и гражданских качеств личности.

4.        Чувство патриотизма формируется с раннего детства.

5.        Музыкальное искусство, являясь одним из средств патриотического воспитания, направляет, углубляет, развивает эмоции школьников; формируя нравственные принципы, укрепляя идейные позиции.

        Воспитание патриотизма у учащихся – это результат систематической и целенаправленной работы преподавателя. Для этого необходимо знакомить детей с музыкальной культурой местности, где ребёнок родился и живёт, что является важнейшей задачей развития личности ребёнка и составляющей процессов патриотического воспитания. Благодаря обширному музыкальному репертуару учащимся прививается чувство доброты, уважения, любовь к окружающему миру.

Список литературы

  1. Журавская, Т.  Патриотическое воспитание: нормативные, правовые документы [Текст] / ред.-сост. Т.  Журавская. М., Творческий центр Сфера, 2006.-428с.
  2. Кабалевский, Д. Прекрасное побуждает доброе [Текст] / Д. Кабалевский. –М: «Педагогика» 1973. – 336с.
  3. Лесняк, В. Патриотическое воспитание: проблемы и пути решения [Текст] / В. Лесняк / педагогика и жизнь. – 2006. - №5. – с. 110-114.
  4. Микрюков, В. Патриотизм: к определению понятия [текст] / В. Микрюков/ Воспитание школьников. 2007. - №5. – с. 2-8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исторические события как средство патриотического воспитания учащихся на уроках литературы.

В данной статье рассматривается вопрос о том, как на уроках литературы  в старших классах при изучении романа-эпопеи Л.Н.Толстого "Война и мир" учитель проводит работу по патриотическому воспитан...

Статья "Музыкальное искусство как средство патриотического воспитания" .

Возможности искусства в воспитании чувства патриотизма              Могучее воспитательное воздействие музыкального искусства на челове...

"Музыкальное искусство как средство эстетического воспитания детей"

В 2014 году с этой темой я выступала на районных педагогических чтениях  "Воспитание культуры через искусство и творчество"....

«Декоративно-прикладное искусство как средство патриотического воспитания и воспитания толерантности детей»

Декоративно-прикладное искусство играет огромную роль в развитии детей. И это не только творческое развитие, эстетическое, духовное, но еще и патриотическое воспитание, а также воспитание толерантност...

"Декоративно – прикладное искусство как средство патриотического воспитания "

В  своём выступлении  раскрою  вопрос патриотического воспитания детей  на занятиях бисероплетением.                       ...

Курсовая работа «Героические образы в музыкальном искусстве как средство патриотического воспитания младших школьников»

Курсовая работа «Героические образы в музыкальном искусстве как средство патриотического воспитания младших школьников»...

Статья "Героические образы в музыкальном искусстве как средство патриотического воспитания младших школьников"

Статья "Героические образы в музыкальном искусстве как средство патриотического воспитания младших школьников"...