Формирование ключевых компетентностей учащихся на допредметном уровне естественно-научного образования
статья (5 класс) по теме

Шуваева Ольга Алексеевна

Использование занятий в кружке "Мир вокруг нас и мы в этом мире" с целью создания комфортных условий для выбора индивидуальных траекторий учащимися 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_kompetenciy_dopredmetnogo.docx20.94 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование ключевых компетентностей учащихся

 на допредметном уровне

 естественно-научного образования

Кружок для 5 класса  «Мир вокруг нас и мы в этом мире» преследовал две основные цели:

Способствовать  формированию  ключевых компетентностей учащихся: ценностно- смысловых, учебно-познавательных и информационных, а также способствовать их дальнейшему  развитию на допредметном уровне естественно-научного образования.

Пробуждению интереса и воспитания уважения к  окружающему миру. Сформировать у учащихся основные установки на ведение здорового образа жизни

Работа в кружке была увлекательной, интересной и очень поучительной для всех его участников. В ходе занятий ученикам создавались комфортные условия, способствующие выбору ими  индивидуальных образовательных траекторий и программ их жизнедеятельности в целом.

На первом этапе необходимо было выбрать тему, которая

 обеспечивала убедительную мотивацию для добровольного занятия в кружке

была понятна всем;

создавала ощущение сопричастности к большому и нужному реальному делу

была интегрированной с базовым образованием, учитывающей допредметный уровень образования учащихся

обеспечивала широкий охват учащихся с различными индивидуальными особенностями

На втором этапе были определены цели и основные направления деятельности.

Цель: Активное участие в эколого-просветительской деятельности района

Выбирались только такие мероприятия, которые по своей форме совпадали с

Уроком-экскурсией

Уроком-игрой

Уроком-миссией

Уроком милосердия

и требовали выполнения, заранее объявленного домашнего задания.

Все ученики класса, в котором я являлась классным руководителем, сразу  проявили  интерес и записались в кружок, началась работа:

Урок-экскурсия на территории памятника природы «Серебряный бор» по экологической тропе.

Знакомство с природой - животным и растительным миром и историей этого уголка Москвы. Формирование интереса и воспитания уважения к памятникам природного и культурного наследия.

Урок-экскурсия на территории памятника природы «Серебряный бор» деревья-сторожилы. Лемешевский дуб.

Знакомство с культурным наследием «Серебряного бора»

Урок- миссия «Листопад добрых дел»

Домашнее задание: приметы осени

Проведение субботников на территории природоохраняемой зоны «Серебряный бор»: изготовление кормушек для птиц и заготовка корма.

Творческий конкурс изделий из природных материалов.

Литературный конкурс

Подвижные игры

Урок-экскурсия на территории памятника природы «Царицынский лесопарк». Орнитологическая экскурсия «Птицы нашего города».

Домашнее задание : перелетные птицы Москвы.

Знакомство с природой - животным и растительным миром и историей этого уголка Москвы. Формирование интереса и воспитания уважения к памятникам природного и культурного наследия.

Практическое занятие с использованием биноклей: наблюдение птиц.

Орнитологическая викторина

Урок-миссия «Поддержание биологического разнообразия Москвы-реки»

Формирование интереса и  деятельностного экологического воспитания.

Домашнее задание: обитатели Москвы-реки, стерлядь.

Выпуск мальков стерляди в строгинскую пойму Москвы-реки.

Творческий конкурс рисунков и поделок.

Урок милосердия «Покормите птиц зимой»

Изготовление и развешивание кормушек в близлежащих районах, кормление птиц в течение зимы.

Участие в первом всероссийском экологическом фестивале под эгидой Greenpeace в Лужниках.

На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы.

Занятия в кружке «Мир вокруг нас и мы в этом мире» стимулировали детей к активному, деятельному восприятию окружающего мира (природы, культурных ценностей ,общества людей).  Эта деятельность, развиваясь параллельно с  обучением в школе, расширяла и обогащала внутренний мир учащихся. Содержание программы кружка соответствовало познавательным возможностям пятиклассников, а также позволяло каждому ученику приобретать и получать знания на более высоком уровне, развивая его учебную мотивацию, а также способствовало формированию ключевых компетентностей учащихся. Занятия в кружке способствовали  формированию интереса и воспитанию уважения к  окружающему миру, а также помогали сформировать у учащихся основные установки на ведение здорового образа жизни.

Освещение практически всех мероприятий в средствах массовой информации (в районной газете, центральных московских каналах телевидения) оказывало сильное влияние на мотивацию учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в области изобразительного искусства

Отойти от традиционного обучения, для которого типичным является пассивность учащегося, позволяет метод проектов, которыйнаименее ресурсозатратным спо­собом создаёт условия деятельности, максимально п...

Презентация к статье "Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в области ИЗО"

Презентация красочно и содержательно иллюстрирует статью "Метод поектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в области ИЗО"...

Обобщение опыта работы по теме: «Использование метода проектов на уроках информатики как средство формирования ключевых компетентностей учащихся»

В результате обобщения опыта по проблеме использования проектной технологии в системе учебных занятий информационного цикла делаю следующие выводы: Необходимость применения проектной методики в соврем...

Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность

Компетентностный подход стал популярен в российских школах. Формирование ключевых компетентностей требует других методов обучения: все чаще признаются учебное исследование и проектирование....

Проектная деятельность как условие формирования ключевых компетентностей учащихся.

Проектная деятельность как условие формирования ключевых компетентностей учащихся....

Формы и методы формирования ключевых компетентностей учащихся в условиях дистанционного образования.

“Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим передними проблемы, которые надо решить”....