ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Эстрадной студии «Фантазматика»
рабочая программа по теме

Смирнов Виктор Аркадьевич

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ   ПРОГРАММА   Эстрадной студии «Фантазматика»

Возраст учащихся – 7-18 лет Срок реализации – 4 года

Автор: Смирнов Виктор Аркадьевич,

педагог дополнительного образования

Дворца детского творчества Петроградского района Санкт-Петербурга

руководитель Эстрадной студии "Фантазматика"

Сама программа - в 2006 г. победитель VII  городского конкурса авторских образовательных программ дополнительного образования детей (Санкт-Петербург)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Дом детского творчества Петроградского района

_________________________________________________________________

ПРИНЯТА                                                                   УТВЕРЖДАЮ

Методическим советом ДДТ                                     Директор ДДТ

Председатель методического совета                         __________Т.М.Замалеева

___________О.В.Луговая                                           «____»_________200___г.

«____»_____________200__г.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ   ПРОГРАММА

Эстрадной студии

«Фантазматика»

Возраст учащихся – 7-18 лет

Срок реализации – 4 года

                                  Номинация «Художественная»

Автор: Смирнов Виктор Аркадьевич,

педагог дополнительного образования ДДТ

Санкт-Петербург

2000 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Работа по данной программе началась в 1998 году и с тех пор она ежегодно дорабатывалась и дополнялась.

Направленность  программы:

Во все времена неотъемлемой частью человеческой культуры являлся театр.

Все имеющиеся в арсенале человека выразительные средства используются здесь в той, или иной степени, следовательно, значение этого искусства для развития человеческой личности трудно переоценить.

К нему можно обращаться и как к универсальной модели познания мира. Знакомясь с языком театра, ребенок погружается в мир литературы, музыки, изобразительного и других искусств. Он учится взаимодействию с большими и малыми социальными группами, овладевает навыками коллективного творчества. Это развивает творческое восприятие мира, заставляет мыслить, искать новые пути, импровизировать.

Игра и общение делают театральное искусство наиболее близким для детей. А поскольку процесс работы над спектаклем требует самых разных навыков, студия может объединить людей с самыми разными увлечениями и способностями.

Но наиболее близкой детям является форма эстрадного мастерства. Изначально привлекая их внешним блеском, веселостью и необычностью она непринужденно подводит их к более серьезному пониманию тех проблем, которые может ставить театр.

Новизна, актуальность:

Новизна данной программы заключается в использовании педагогом в полном объеме специфики современного эстрадного искусства, где исполнитель существует в постоянном синтезе актерской игры и танца, музыки и слова, пантомимы и клоунады, а случается и с трюковыми элементами.

Как наиболее гибкая театральная форма, эстрада позволяет находить наиболее близкие точки соприкосновения с современной жизнью. А краткость эстрадных произведений позволяет пройти через большее разнообразие эмоциональных впечатлений, чем в работе над одной ролью в каком-либо монументальном спектакле.

Кроме того, эстрада подразумевает наличие у исполнителя многих талантов - он должен уметь одинаково хорошо петь, танцевать, владеть искусством пантомимы и, конечно, говорить. Причем именно на эстраде столь огромно значение импровизации и так широко поле для самостоятельного творчества.

Это и позволяет считать необходимым существование подобного коллектива и комплексной программы дополнительного образования.

Ведущие идеи программы:

Социализация личности (адаптация к жизни):

Развитие ребенка в деятельности.

Коллективное творчество

Синтез жанров – каждому

Развитие стержневых качеств личности

Цель программы:

Создание  условий для гармоничного процесса  роста, максимального раскрытия его творческих способностей,  помощь ребенку в процессе самопознания и саморазвития.

 

Задачи:

Образовательные:

- изучить основы  теории театрального и других видов искусств;

- ознакомить учащихся с культурологическим аспектом исторических эпох.

Развивающие:

- развивать способность творчески мыслить, фантазировать;

- развивать технику театрального мастерства;

- укреплять психологическое и физическое здоровье учащихся.

Воспитательные:

     - создать  творчески состоятельный детский эстрадный  коллектив;

- помочь   овладевать    навыками    межличностного    общения.  

 Программа рассчитана на детей от 7 до 18 лет.

1-я группа - возраст начальной школы (7-9 лет)

2-я группа - 10-12 лет

3-я группа - 12-14 лет

4-я группа - старше 14 лет до 18 лет

Если ученик своими способностями превосходит свой возраст, он переводится в более старшую группу.

В каждой группе учащиеся подбираются одного возраста, желательно не более 20 человек, лучше четное количество.

Длительность освоения программы —  4 года, но по истечении этого срока дети остаются в так называемом «основном составе» и ведут активную творческую деятельность: концерты, фестивали, дальнейшее обучение и закрепление уже полученных навыков.

Подготовительный этап:

Каждый учебный год начинается с проведения набора и организации учебных групп:

Размещение рекламных материалов по школам района и города.

Оформление журнала - тетради для самостоятельной записи в студию.

Дети, поступающие в студию, в начале каждого учебного года проходят прослушивание. Цель прослушивания - не конкурсный отбор, а в создание атмосферы значимости происходящего для ребенка.

Принимаются все, кроме имеющих медицинские противопоказания.

Распределение по группам и составление расписания занятий в группах (количество часов, время занятий).

Организация групп по возрастам, знакомство с вновь пришедшими  

      учениками.

Выбор актива каждого класса.

Выбор родительского комитета.

Подготовка помещений совместно с учащимися.

Работа   над   приобретением   необходимого   оснащения,   материалов   для   реквизита, аудиокассет, аппаратуры и пр.

Оформление стендов, отражающих жизнь коллектива, с расписанием занятий, репетиций, концертов.

11.        Требования к внешнему виду учеников, форме одежды для занятий мальчиков

       и девочек (черные брюки, футболки и специальная обувь)

12.        Беседы с родителями о целях и задачах студии, о перспективном плане, о предстоящих выступлениях и поездках.

Основные этапы обучения:

1-й год:

-        Игровой тренинг для младшего возраста по всем предметам.

-        Освоение основ театрального искусства, актерский, речевой, пластический, вокальный и танцевальный тренинг.

-        Знакомство с профессиональным языком, понятиями и категориями.

2-й год:

Получение навыков по самостоятельному обеспечению технического процесса выпуска спектакля, бутафории, гриму и т. д.

Формирование постоянного состава труппы.

Овладение репертуаром студии, ввод новичков в уже созданные номера, создание новых.

3-й год:

Усложнение заданий тренинга, повышение требований. Завершение формирования «Основного состава»

Выпуск большого концерта из эстрадных номеров разнообразной направленности. Подготовка состава к выпуску сценических работ более сложного уровня.

4-й год:

В тренинге большое внимание уделяется самостоятельному творчеству. Показ самостоятельных работ.

Ввод новых исполнителей в уже поставленные спектакли.

Создание нового спектакля.

Участие в разнообразных фестивалях и гастрольные поездки.

Следует обратить внимание, что если в программе материал излагается в определенной последовательности,  то  на  практике  методически  более  оправдана  "спиральная"   структура построения. Не только в тренинге, но и в теоретической части тема периодически повторяется, вновь откладываясь в памяти уже в более широком понимании. Конечно, работа над всеми компонентами  профессионального  мастерства адаптирована к работе  с детьми.  Поэтому в программе большее место уделяется игровому тренингу.

 Условия осуществления программы:

Наличие  коллектива  педагогов,   соответствующих  направлению  работы     студии: вокал, танец, актерское мастерство, сценическое движение, пантомима, театральная мастерская.  Каждый педагог работает, учитывая общие задачи студии, знает всех детей и работает со всеми  профессионально.

Обеспечение учебной дисциплины на проводимых репетициях и тренингах.

Привлекательность для детей не только сценического результата, но и каждодневных  занятий.

Наличие сценического репертуара с выраженным детским содержанием.

Наличие специального класса (отдельное помещение с зеркальными стенами и специальным покрытием пола, подсобным помещением для размещения технического оснащения занятий).

Постоянный поиск  возможностей для концертной деятельности.

Целенаправленная работа по сплочению коллектива — наличие традиций: праздники, коллективные дни рождения  в кафе ДДТ, творческие вечера и т. д.

ожидаемые результаты

В результате обучения юные актеры должны обладать следующими навыками и умениями:

- уметь обнаруживать внутренние помехи и зажимы на пути к созданию и воплощению образа, самостоятельно   находить   способы   к  устранению   их;  

- различать компоненты актерской выразительности, включать в работу весь психофизический аппарат;

-        определять сквозное действие роли,  находить элементы характерного поведения персонажа;

-  овладеть 5-10 дыхательными упражнениями и уметь продуктивно выполнять их;

- знать 5-10 скороговорок и уметь четко произносить их в темпе, заданном педагогом;

- знать 5-10 сложных звукосочетаний и уметь ясно произносить их в заданном темпе;
- уметь выполнять дыхательные и речевые упражнения, усложненные физической нагрузкой;
- обнаруживать и самостоятельно снимать мышечные зажимы, препятствующие раскрытию звукового канала;

- производить действенный анализ текста;

- создавать словесно-речевой образ;

- применять знания,  навыки и умения, полученные на занятиях по сценической речи, в самостоятельной работе над ролью;

- знать индивидуальные особенности своего тела и уметь использовать свои достоинства;

- выработать систему личного, индивидуального разминочного тренинга;

- привести себя в течение 15 минут в состояние максимальной работоспособности, владеть навыками самопроизвольной концентрации и расслабления;

уметь выполнять индивидуальные и групповые пластические импровизации на заданную тему или под музыку;

- уметь   самостоятельно   трансформировать   предложенное   движение   в соответствии со своей физической индивидуальностью, исполнение группового, целостного танца

-  создавать танцевальную композицию под заданную музыку на заданную тему;

- подбирать музыкальный материал к номеру, концерту по ассоциативному признаку;

-  предлагать варианты разработки световой партитуры спектакля;

- оказывать помощь режиссеру в составлении репетиционного расписания;

- самостоятельно распределять в группе административно-организационные, хозяйственные и технические обязанности;

- самостоятельно готовить сцену, зал и технические помещения к репетиции и спектаклю, самостоятельно готовить реквизит, костюмы и бутафорию к репетиции, спектаклю и перевозке;

- изготавливать условные декорации и монтаж сценического оборудования;

- изготавливать рекламу проводимых творческих мероприятий студии.

Обобщенными результатами обучения являются:

- Приобретение навыков в театральном искусстве: актерские, речевые, пластические, вокальные, танцевальные и др.

-   Знакомство с профессиональным языком, понятиями и категориями, участие в большом концерте из эстрадных номеров разнообразной направленности.

-  Получение навыков по  самостоятельному обеспечению технического процесса выпуска спектакля, бутафории, гриму и т. д.

-     Дальнейшее участие сценических работ более сложной направленности: цельных спектаклей, где используются все навыки учащихся.

Формы   проверки усвоения программы:

Наблюдение педагога

Разбор видеозаписей выступлений

Коллективное обсуждение результатов творческой деятельности учащихся

Анкетирование  учащихся и их родителей по годам обучения. (см. приложения)

Педагогический анализ творческого роста учащихся

Карточки индивидуального учета достижений. (см. приложения)

Игровые диагностические методики.

Специальные диагностические методики. (см. приложения)

Сертификат о получении дополнительного образования в области искусства.

Содержанием для диагностики являются:

творческие работы  учащихся в виде концертов и спектаклей,  

рабочие занятия в студии,

открытые уроки для родителей,

творческие встречи всех групп студии на вечерах и капустниках,

дружеские встречи и поездки к другим коллективам,

прием гостей;

проведение открытых уроков старшими учащимися в младших группах.

результаты анкетирования

анализ карточек индивидуального учета

видеотека спектаклей и других выступлений студии.

результаты проведения игровых форм диагностики

Учебно-тематический план

Предмет

1 год

2 год

3 год

4 год

Актерское

мастерство


36


72


72


72

Сценическая

речь


36


72


72


72

Сценическое

движение


36


72


72


72


Вокал


36


72


72


72


Танец


36


72


72


72

Театральная

мастерская


9


18


18


18

Репетиц-ое

время


27


54


54


54


Итого:


216


432


432


432

Таким образом, на каждого ребенка в группе выделяется по 12 часов в неделю, что соответствует 3-х разовым занятиям в неделю, через день, по 4 часа, распределяемые между педагогами по предметам. Или 432 часа на каждую группу в год.

Нагрузка (в неделю)

1-я группа (младшие, первый год обучения) — 1–2 час на предмет

2-я группа (старшие, второй год обучения) — 1–2 час на предмет

3-я группа (основной состав, младший возраст, третий год обучения) — 1–2 час на предмет плюс 8 час на индивидуальные и групповые репетиции номеров и спектаклей.

4-я группа (основной состав, старший возраст, четвертый год обучения и более) — 1–2 час на предмет плюс 8 час на индивидуальные и групповые репетиции номеров и спектаклей


Первый год обучения

Разделы и темы

теория

практика

Актерское мастерство:

-    Приемы релаксации, концентрации внимания, сосредоточение на партнере

-    Тренинг на внимание

-    Воображение

-    Предметы. Животные.

-    Играем в цирк.

-    Частушки. Ритм. Эмоциональный выплеск. Раскрепощение.

-    Воображаемое пространство и предметы.

-    Органическое(подлинное) действие: простое физическое, «если бы»,

-    Предлагаемые обстоятельства, понятие события, этюды.

-    Подготовка открытых уроков, практика 


1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

2

2

2

7

2

Сценическая речь:

-    Обоснование необходимости тренинга. Разбор ощущений до и после упражнений.

-    Дыхание, как фундамент работы над речью.

-    Упражнения с движением.

-    Глоточные и артикуляционные упражнения.

-    Резонаторные упражнения.

-    Организация верного звучания

-    Упражнения для языка.

-    Скороговорки.

-    Построение собственной индивидуальной разминки

-    исправление звукопроизношения

-    Освобождение голоса: с чего начинается голос, голос внутри меня; мой голос, отраженный в окружающем мире, голосовое общение.



1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1



1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Сценическое движение и Пантомима:

-    Особенности физического действия на площадке. Движение в пространстве.

-    Внимание в ощущении движения и партнера. Взаимодействие партнеров друг с другом.

-    Координация движений, равновесие.

-    Ритм, воспроизведение ритмических рисунков.

-    Пластическая ритмическая импровизация.

-    Разнообразие форм физического существования на сцене (отличие бытового движения от пантомимы и других театральных форм)

-    Простейшие элементы акробатики: кувырки вперед - назад, колесо и т.п. 


      1


1

1

1

1

1

2 


5


5

5

5

5

5

4

Репетиционное и постановочное время 

27 

15

Вокал:     - распевка и упражнения.

                  - Сольфеджио

                 - изучение материала 


15

3

13 


10

5

Танец:   - Разминка и ритмика

                - станок, растяжка.

               - постановка 

1

1

    21 

6

6

Театральная мастерская 

4 

   5

Всего:

104

112

ИТОГО:

216

 Второй год обучения

Разделы и темы 

теория

практика

Актерское мастерство:

- Работа актера над собой: приемы релаксации, концентрации, внимания, дыхания, снятие мышечных зажимов,

- Энергетика, выработка физического (внешнего) рабочего самочувствия, настройка к действию

- Органическое      (подлинное)      действие:      простое      физическое      действие, предполагаемые обстоятельства, «Если бы», событие, задача.

- Простое     психическое     действие,      внимание,      воображение,     логика     и последовательность действий, мыслей и чувств.

- Беспредметное действие, работа органов чувств, память на ощущение и создание образных видений, Наблюдательность.

- Эмоциональная память.

- Физическое и словесное взаимодействие с объектом.

- Выразительная пластика, голос речь, характерность.

- Чувство ритма, группировки, мизансцены.

- Принципы импровизации, тема построения этюда на основе импровизации. 



2


2


2


2


2

2

2

2

2

2



5


5


5


5


5

5

5

5

5

7

Сценическая речь:

- Артикуляционная гимнастика; дикционные упражнения

- Распределение звука в пространстве сцены. Вертикаль и горизонталь сцены.

- Логика речи

- Движения, организующие опору. Организация посыла звука. Эмоциональный выплеск.

- Верное глоточное движение.

- Упражнения для тренировки силы звука.

- Со сложными движениями, типа «колесо», кувырками, прыжками и т.п.

- Темп и ритм в речи. 


2

2

2

2

2

2

2

2


10

5

5

5

5

12

5

7

Сценическое движение и Пантомима:

-    Зрительская практика: просмотр видеоматериалов, посещение концертов

-    Гимнастическая растяжка. Силовой блок. Акробатика: базовые элементы техники

 -    Развитие фантазии, попытки создания пластического образа, импровизация

-    Образы движения

-    Создание творческого образа в танцевальной импровизации.

Пантомима :

-    История возникновения. Принципы школы Этьена Декру. Марсель Марсо.

-    Идентификация

-    Поза-движение-жест.

-    Центр, импульс, точка, рациональность движения, сопротивление)

-    Приемы: отстающее движение, виды шага, волна, стена, канат, птица . . .) 


2

2

2

2

2


2

2

2

2

2


5

5

5

5

5


5

5

5

5

7

Репетиционное время  и  выступления 

56

Вокал:  - распевка и упражнения.

- Сольфеджио

- изучение материала 

5

5

27

25

10

Танец:    - Разминка и ритмика

- станок, растяжка.

- постановка 

5

5

42

10

10

Театральная мастерская 

8

10

Всего:

209

223

ИТОГО:

432

Разделы и темы 

теория

практика

Актерское мастерство:

-    Взаимодействие, общение: принципы взаимодействия. Приспособления;

-    Сверхзадача и сквозное действие; взаимодействие в различных предлагаемых обстоятельствах.

-    Создание "киноленты видений".

-    Темп и ритм действия.

-    Работа актера над образом. Логика действия: я - предмет; я - стихия;

     я - животное; я - фантастическое животное;

-     Внешняя характерность; форма (выдержка и законченность)

-    «Я» в предлагаемых обстоятельствах: метод действенного анализа текста; работа над образом по методу физических действий.

-    Физическое действие, как основа словесного.

-    Подтекст.

-    Практическая работа - создание самостоятельных отрывков и номеров 


5

5


5

5

5

 5

5


5

5

7


5

5


5

5

5


5

5


5

5

7

Сценическая речь:

- Общий тренинг

-    Упражнения в сложной темпоритмической ситуации (с разнообразным сочетанием силы, темпа, высоты)

-  Характерность, выраженная в речи.

-    Пародия интонации речи.

-    Голосовая пародия.

-    Этюдные упражнения. Упражнения на развития навыков риторики

-  Импровизации "Репортаж", "Продолжить рассказ" и т.п. 


2


2

2

2

2

2

2


10


8

8

8

8

8

8

Сценическое движение и Пантомима:

-    Воображаемое пространство. "Голый человек на голой сцене". Этюд.

-    Непрерывность и рациональность.

-    Мульт и рапид.

-    Построение пантомимической зарисовки.

-    Тренинг, оттачивание движений и приемов

-    Темп и ритм в движении

-    Характерность в движении. Гротеск, пародия.


2

2

2

2

8

2

2


8

8

8

8

10

8

8

 Репетиционное время  и время практических занятий, выступлений 

41

Вокал:  

- распевка и упражнения.

- Сольфеджио

- изучение материала 


4

4

 16


25

10

Танец:   

- Разминка и ритмика

- станок, растяжка.

- постановка 


2

2

 36


13

13

Театральная мастерская 





12

Всего:

203

229

ИТОГО:

432

Третий год обучения

Четвертый год обучения

Разделы и темы 

теория

практика

Актерское мастерство:


-    Подход к знакомству с материалом.

-    Анализ действием

-    Прицел на сверхзадачу.

-    Углубление предлагаемых обстоятельств

-    Создание логики действий роли

-    Жизнь роли вне сцены

-    Партитура действия

-    использование психожеста в работе над воплощением образа 



2

2

2

2

 2

 2

 2

 2

 



7

7

7

7

7

7

7

7

Сценическая речь:


-    Рассказчик в предлагаемых обстоятельствах

-  Стихотворная импровизация. Буриме.

-    Работа над текстом. Подход к действенному анализу литературного произведения.

-    Работа с литературным текстом: словесное действие; логика речи; орфоэпия

-    Тренинг, включающий в себя предыдущие разделы курса «сценическая речь»

-    Работа над самостоятельными отрывками 





2

1

5


6

 2

1



8

9

5


4

20

9

Сценическое движение и Пантомима:


-    Понятие трюка на сцене

-     Работа с предметом

-    Бои, варианты падений, способы обозначения ударов.

-     Построение композиции.


В разделе "Пантомима":

-    Форма притчи

-    Ошибка действия. Алогичность.

-    Пантомимическая клоунада.

-    Создание "Концерта без слов"

-     Тренинг 



2

2

 2

 2



 2

 2

 2

 2 

6



7

7

7

7




7

7

7

7

Репетиционное время  и практика 

48 

Вокал:   

- распевка и упражнения.

- Сольфеджио

- изучение материала 


5

 5

27 


27

10

Танец:   

 - Разминка и ритмика

- станок, растяжка.

- постановка 


5

5

 40 


10

10

Театральная мастерская 

8 

10

Всего:

198

234

ИТОГО:

432

Содержание  программы

(краткое описание тем, теория и практика)

Актерское мастерство:

Курс включает в себя освоение

Техники работы актера над собой и раскрытие его творческой индивидуальности

Психотехники переживания в процессе работы актера над образом

Техники воплощения в процессе работы актера над ролью

ПЕРВЫЙ ГОД (подготовительный) - упражнения и игровой тренинг

Формирование группы

Главная задача - Подготовка к продуктивному восприятию материала.

Включает в себя:

Игровой тренинг, не отягощенный теоретической подготовкой 

Развитие памяти

Развитие стойкости внимания

Достижение эмоционального раскрепощения, открытости, через игровые упражнения,

частушки.

Снятие мышечных зажимов.

Основы артистической техники.

Выявление склонностей обучаемых и корректировка состава.

Беседы в популярной форме о театральном искусстве, истории, жанрах, обсуждение увиденного.

Темы:

Сосредоточение на партнере

Примеры упражнений:

«Дуэль глазами», «Зеркало», «Почувствуй руку»,

Развитие памяти 

Примеры упражнений:

«Разведчики», «В музее», «Снежный ком», «Запомни положение предметов»,

Внимание

Примеры упражнений:

Зрительное -  «Тень», «Поза», «Муха»,

Слуховое – «Слушать тишину», «Летает не летает», «Пограничники и контрабандисты», «Хлопки»,

Осязательное – «Телефон», «Конспиратор», «Мешочек»

Воображение

Примеры упражнений:

 «Действующий мехаизм», «в воображаемом саду», «5 органов чувств на берегу моря», «каждый по одному слову- рисуем картинку», «Комментаторы», «Продолжи историю», «Буриме», «Свяжи предметы в историю», «Следователь», «Да, нет, неважно», «Крокодильчик», «Ассоциации»

Предметы. Животные.

Примеры упражнений:

«Жизнь растения», «Лесные шорохи», «утро Человека», «Зоопарк», «Витрины магазинов», «Различные характеры одно предмета», «Различные характеры одного и того же животного»  

Играем в цирк.

Создание тематической композиции «в цирке»

Ритм.

        Примеры упражнений:

«Частушки», «Повтори ритм», «Хлопки по кругу»,

Эмоциональный выплеск. Раскрепощение.

        Примеры упражнений:

 «Придумай поклон», «Твердый-мягкий-электрический», «Игра в Фанты»,

Воображаемое пространство и предметы.

Примеры упражнений:

«Запомни препятствия», «Этюды на память физических действий»,

«Передай предмет», «Испорченный телефон с воображаемым предметом», «Придумай новое применение предмету»

В зависимости от успехов обучаемых, некоторые темы логически переходят в темы второго года обучения, а некоторые уступают место более сложным по требовательности и исполнению.

К концу первого года обучения желательно, чтобы учащиеся уже были ознакомлены с основами артистической техники, подробное изучение которой начнется после летнего перерыва, за который материал уложится в подсознании.

Параллельно рассматриваются основы пластики и речи по программе второго года для того, чтобы в дальнейшем более продуктивно совмещать их использование, целесообразность чего была рассмотрена выше.

Таким образом, к концу первого года обучения, группа складывается как коллектив и подготавливается к восприятию более сложного и специфического материала.

Практика:

Два открытых урока и концерты в рамках Дома детского творчества.

ВТОРОЙ ГОД - базовый

Главная задача: овладение основами артистической техники

Работа в этот период "держится на трех китах":

-        Внимание.    Творческое внимание это такое внимание, при котором актер при помощи своей фантазии делает заданный объект необходимым для себя, нужным, важным, интересным.

-        Воображение. Превращение неинтересного в интересное. Способность делать для себя интересными объекты, которые в будничной жизни ничего интересного не представляют.

-        Фантазия.     Та часть актерского искусства, которую необходимо развивать именно в детском театре, так как у детей еще не притуплена творческая наивность и глубокая серьезность, с которой они относятся к продуктам собственного вымысла.

Тематически это:

Работа актера над собой: приемы релаксации, концентрации, внимания, дыхания, снятие мышечных зажимов,        

Примеры упражнений:

«Почувствуй свое тело», «Угадай мысли», «Что я хочу?», «Скульптор»

Энергетика, выработка физического (внешнего) рабочего самочувствия, настройка к действию

Примеры упражнений:

«Я один», «Вспомни хорошее», элементы аутотренинга.

Органическое (подлинное) действие:  простое физическое действие, предполагаемые обстоятельства, "Если бы", событие, задача.

Примеры упражнений:

 «Этюд на место действия», «Внезапное событие»,

Простое психическое действие, внимание, воображение, логика и последовательность действий, мыслей и чувств.

Примеры упражнений:

«Действую и думаю вслух», «Придумать историю предмета»,

Беспредметное действие,  работа органов чувств,  память на ощущение и создание образных видений,

Примеры упражнений:

«Повара и поварята», «Фруктовый сад», «Скатерть самобранка», «Подробно описать ощущения»,

Наблюдательность.

Примеры упражнений:

«Штирлиц», «Перестановка», «Что изменилось в групповом фото»

-        Эмоциональная память. Память состояний (спокойствие, возбуждение, ирония, добродушие, придирчивость, притворство, отчаяние, угроза, упрек, обман, каприз, гнев, снисходительность, веселость, угрюмость…)

-   Физическое и словесное взаимодействие с объектом.

Примеры упражнений:

«Разрастание механизма», «Спор трех калек - глухонемого, глухого паралитика и немого слепого», «бессловесное общение – пристроится к действию»

Выразительная пластика, голос речь,

Примеры упражнений:

 «Звук в пластике», «позови партнера»

Характерность, виды характерности: природно-физиологическая, профессиональная, национальная, историческая.

Чувство ритма,

Примеры упражнений:

«Сыграй на случайных предметах», «ансамбль игры на необычных инструментах», «Ложкари»

группировки, мизансцены.

Примеры упражнений:

 «Оправдать странную позу», «Замри», «Оправдать мизансцену».

Принципы импровизации, тема построения этюда на основе импровизации,

репетиция и показ этюдной программы, построение тренингового занятия, как групповой импровизации на заданную тему

Овладение этими элементами должно подвести учащихся к умению совершать подлинные, целесообразные органические действия в вымышленных обстоятельствах.

Для этого важно воспитать чувство правды действия, переживания, а артистическая техника должна быть доведена до степени, когда природа исполнителя сама, непроизвольно втягивается в процесс творчества. Таким образом, в основе работы лежит принцип "от сознательного овладения артистической техникой к подсознательному пользованию ею"

Все это подводит учащегося к показателю результата - к работе над этюдом. А одна из главных задач - органическое существование актера в условиях сцены - диктует еще одно условие: необходимость зрителя в зале.

Поскольку ВТОРОЙ ГОД является фундаментом всего дальнейшего обучения, закладывая основы артистической техники, эти темы будут присутствовать и в последующих годах обучения, обрастая подробностями, применимо к новому материалу.

Практика:

Участие в концертах старших групп наиболее способных из учащихся второго года обучения.

Создание общего концерта в рамках своей группы.

Мастер классы.

-Первые поездки на фестивали.

ТРЕТИЙ ГОД

Главная задача: Научиться действовать в предлагаемых обстоятельствах

Включает в себя: тренировочную работу на закрепление и углубление ранее пройденного. Освоение "элементов воплощения". Выработку сознательного целесообразного расположения в сценическом пространстве.

Тематически это:

Взаимодействие, общение: принципы взаимодействия. Приспособления;

Примеры упражнений:

«Сиамские близнецы», «Пилим дрова», «Кузница», «Перетягивание воображаемого каната», «Толстое стекло»

Сверхзадача и сквозное действие; взаимодействие в различных предлагаемых обстоятельствах.

Создание "киноленты видений".

Примеры упражнений:

«параллельный рассказ», «Комментируй что видит другой»

Шкала темпо-ритмов (по И. Судакову).Темп и ритм действия в различных предлагаемых обстоятельствах.

Примеры упражнений:

«Плавный рост по шкале», «Дирижер музыки событий», «Зарази своим ритмом», «Несовместимые темпо-ритмы»

Работа актера над образом. Логика действия.

Форма (выдержка и законченность) 

Примеры упражнений:

я - предмет; я - стихия; я - животное; я - фантастическое животное;

-   Внешняя характерность;

Этюды и зарисовки.

«Я» в предлагаемых обстоятельствах: метод действенного анализа текста; работа над образом по методу физических действий. Физическое действие, как основа словесного.

Подтекст.

Практика:

Объединение в общих концертах студии

Ввод в поставленные ранее спектакли студии и общие выступления.

Участие в новогодних представлениях.

ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД (закрепление и объединение всего пройденного материала)

Главная задача: Научиться действовать в образе в присутствии зрителей. Тематически это:

Подход к знакомству с материалом.

Анализ действием

Прицел на сверхзадачу.

Углубление предлагаемых обстоятельств

Создание логики действий роли

Жизнь роли вне сцены

Партитура действия

использование психожеста в работе над воплощением образа

-     Осознание и обобщение работы над ролью, как представленное в схеме Станиславского

             

Практика:

Создание нового спектакля в «Общем составе».

      Выступления на концертах, где учащиеся выступают не только в роли исполнителей, но и в качестве технического персонала, сами работают со звуком, светом, собирают декорацию.

     Уделяется большее внимание беседам о театральной этике, особенностям общения между коллегами в творческом коллективе.

      Создаются условия для самостоятельного творчества. Ставятся задачи, осуществление которых требует наличия серьезных деловых навыков,  как  по организации,  так  и  по обеспечению

      Поездки на фестивали.

Сценическая речь

Это постановка сценического дыхания, выявление проблемных звуков и работа над ними с помощью сложных звукосочетаний, организация стройного речевого процесса с помощью скороговорок и чистоговорок. Большое место занимают речевые импровизации в манере "ведения репортажа", частушечные импровизации, стихотворные.

Особенностью тренинга первого года обучения является соединение уроков сценической речи с пластикой, что сразу учит юных исполнителей координации слова и физического действия.

ПЕРВЫЙ ГОД

Обоснование необходимости тренинга. Разбор ощущений до и после упражнений.

    -    Дыхание, как фундамент работы над речью. («Насос», «Свечки», «Самовар»)

    -    Упражнения с движением. («Разбег», «Поезд»…)

- Глоточные и артикуляционные упражнения.

(например: «Дракончики» «Деревья», «УОАЭИЫ»…)

-    Резонаторные упражнения. («Рыцарский шлем», «Комар и муха»)

Упражнения для языка (чашечка-шило-катушечка-пропеллер, «Змея»).

Тонально-высотные упражнения («Этажи», «Карниз», «Рисование»…)

Скороговорки.        

Частушки.

-  Освобождение голоса: с чего начинается голос, голос внутри меня; мой голос, отраженный в окружающем мире, голосовое общение, исправление звукопроизношения.

-    Организация верного звучания

ВТОРОЙ ГОД

Артикуляционная гимнастика; дикционные упражнения

Примеры упражнений:

«Пятачок», «Покусывание – натягивание», «Задуть свечу», «Звук лошадки»,

«Колокольчик», «Уколы», «Часики», «Длинный язык»

-    Распределение звука в пространстве сцены. Вертикаль и горизонталь сцены.

-   Движения, организующие опору. Организация посыла звука. Эмоциональный выплеск. Верное глоточное движение. Упражнения для тренировки силы звука со сложными движениями, типа "колесо", кувырками, прыжками и т.п.
-   Темп и ритм в речи.

ТРЕТИЙ ГОД

Упражнения в сложной темпоритмической ситуации (с разнообразным сочетанием силы, темпа, высоты)

Характерность, выраженная в речи. Пародия интонации речи. Голосовая пародия.

Этюдные упражнения

Импровизации "Репортаж", "Продолжить рассказ" и т.п.

Самостоятельная работа над созданием пародии.

Практика в озвучивании мультфильма, или кинофильма.

ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД

Рассказчик в предлагаемых обстоятельствах

Стихотворная импровизация. Буриме.

Работа над текстом. Подход к действенному анализу литературного произведения.

     -     Работа с литературным текстом: словесное действие; логика речи; орфоэпия
    -   Тренинг, включающий в себя все предыдущие разделы курса «сценическая речь»

Сценическое движение

Необходимое условие правильного самочувствия исполнителя - сценическая свобода.

Занятия пластикой позволяют снять внутренний (в т.ч. мышечный зажим), сделать движения юных артистов лишенными конфуза, смущения, неловкой напряженности, сухой выучки.

Пластика - сложная, синтетическая дисциплина. Она имеет дело не только с тренировкой человеческого тела, но и обращается к интеллекту человека, его эмоциям, внутренним состояниям. Пластические образы часто рождаются задолго до всех остальных компонентов спектакля и во многом определяют его.

Изучение сценического движения, как и голосовой тренинг тематически и функционально должны быть связаны с изучением основ артистической техники и учащиеся должны ощущать их взаимосвязь и необходимость.

В данную программу в раздел "Сценическое движение", помимо Пластики, вошла также пантомима. Необходимость занятий пантомимой обусловлена не только присутствием этого жанра на эстраде, но и наличием в ней элементов, необходимых для гармоничного развития исполнителя. Именно занятия пантомимой позволяют подробно разобрать и понять механику работы человеческого тела, почувствовать и разобрать каждое движение, и через это подойти к пониманию пластического образа.

ПЕРВЫЙ ГОД

       Особенности физического действия на площадке. Движение в пространстве. Упражнения: «Заполнить ограниченное пространство», Распределение на сцене, диагональ, гребенка, создание круга, полукруга, учимся ощущать интервал между партнерами. Воспитание ощущения расстояния, пропорциональности движений. Внутреннее ощущение движения, упражнения «пружина», «тесто», «робот», «неизвестная форма жизни».

Внимание в ощущении движения и партнера. Взаимодействие партнеров друг с другом. Упражнения: «почувствовать движение через руку», «передать движение глазами», «продолжить движение», основы пластической импровизации.

Координация движений, равновесие. Развитие ловкости, упражнения на развитие чувства равновесия, координацию.

Ритм, воспроизведение ритмических рисунков. Комплекс упражнений с теннисными мячиками, ритмическая координация и импровизация.

Танцевальные импровизации. Придумать свой танец в характере, танец на заданную тему.  Парные импровизации.

Простейшие гимнастические упражнения : кувырок вперед и назад, колесо, мостик и другие.

Разнообразие форм физического существования на сцене (отличие бытового движения от пантомимы и других театральных форм). Теория. История. Показ видеоматериалов.

Просмотр учащимися первого года обучения работ старших групп, проведение

показательных уроков с приглашением ребят, уже овладевших этими навыками, чтобы задать ориентиры для дальнейшего развития.

ВТОРОЙ ГОД

Зрительская практика: просмотр видеоматериалов, посещение концертов.

Гимнастическая растяжка.

-    Упражнения на элементы жонглирования, моноцикл.

-    Силовой блок.

-   Акробатика: базовые элементы техники,

-    Стойки, кувырки, кувырок через партнера,  

-    Простейшие элементы акробатического рок-н-ролла,

-    Падения, удары, прыжки через стул, через партнера.

-    Развитие фантазии, попытки создания образа, импровизация.

Примеры упражнений:

Действие в заданном пластическом образе, придумать свою странную конструкцию. Придумать несуществующий механизм и показать его работу. Изображение движением неожиданного звука.

-        Создание творческого образа в танцевальной импровизации.

Пантомима:

- История возникновения. Принципы школы Этьена Декру.

        - Принцип Идентификации.
- Поза-движение-жест.

- Центр, импульс, точка, рациональность движения,

- Принцип сопротивления

Примеры упражнений:

отстающее движение, виды шагов,лестница, волна, стена, канат, птица ...

- Показ видеоматериалов с номерами классической пантомимы Марселя Марсо и более современные образцы.

- Попытка учеников придумать свое пластическое решение задачи.

ТРЕТИЙ ГОД

Продолжает уделяться внимание темам из второго года обучения, как  к основе тренинговой работы.

Добавляются темы:

Воображаемое пространство. Создание собственного этюда в нафантазированном другими окружающем мире. Создание собственного пространства. "Голый человек на голой сцене". Этюд.

- Непрерывность и рациональность.

- Мульт и рапид. Создание собственного этюда в такой стилистике. Построение бытовой пантомимической зарисовки.

- Тренинг, оттачивание движений шага,

Примеры упражнений:

«стенка», «волна», «Конькобежец», «Велосипед»,

-  Предложение учащимся поиска собственных  пантомимических решений.

-  Темп и ритм в движении.

- Упражнения на совмещение различного внешнего и внутреннего темпа. Ритмические зарисовки.

Примеры упражнений:

 «живой оркестр», «конвеер»

- Характерность в движении. Гротеск, пародия. Показ видеоматериалов с образцами.

Примеры упражнений:

«повторюшка», «усилитель», «дразнилка». 

Копирование поведения другого человека. Создание собственных пластических образов, пародий.

ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД

Продолжает уделяться внимание тренингам из предыдущих годов обучения. Добавляются другие:

Понятие трюка на сцене, показ видеоматериалов с демонстрацией возможностей.

Работа с предметом: игра с тростью, шляпой, стулом.

Музыкальный этюд с предметом на заданную тему, поиск самостоятельной темы.

Бои, варианты падений. Падения со стула. Способы обозначения ударов.

- Построение композиции.

В разделе "Пантомима":

Форма притчи. Основы построения номера.

Ошибка действия. Алогичность.

Пантомимическая   клоунада.  

Показ   образцов,   определение   стиля.  

Придумывание собственных номеров.

Создание "Концерта без слов" из лучших работ.

Тренинг всех ранее пройденных приемов.

Театральная мастерская

Носит образовательно-прикладной характер. На этих занятиях студийцы под руководством педагога придумывают и изготавливают себе костюмы, новый реквизит, изучают грим, и организацию творческого и технических процессов, например:

Знакомство с техническими возможностями сценических площадок, которые необходимы для создания и монтажа декораций .

Виды административно-организационных работ в театре.

Технические службы театра, проверка готовности сцены перед репетицией и спектаклем

Хранение и упаковка костюмов, подготовка костюмов к спектаклю;

Хранение и упаковка реквизита, мелкая реставрация; хранение декораций и монтировочные работы на сцене

Звуковая техника и работа с фонограммами: правила пользования усилителями, колонками, магнитофонами, микрофонами и другими радиоэлектронными приборами; правила и способы создания фонограмм; систематизация фонотеки студии.

Световая техника и работа со световыми партитурами: правила эксплуатации силовых блоков, светового    пульта    и    прожекторов;    основы    освещения    театрального    зала;    приемы светооператорской работы.

Организация  репетиционной  работы  и  проведение  спектаклей:   интересы  дела  и  его участников при составлении репетиционного расписания,

-Организация проката эстрадной программы, "задел" концерта; виды рекламы и способы оповещения публики; организация премьерного зала; организация зала при прокате спектакля на своей площадке; организация зала на выездном спектакле.

Этот предмет и темы даются учащимся по мере возникновения необходимости в них.

Так или иначе ученикам все равно приходится сталкиваться с работой по техническому обеспечению спектаклей и хозяйственной жизни в студии. Поэтому вносить этот предмет в жесткое расписание не имеет смысла. Однако ему выделены часы, как необходимые для проведения в определенный момент подобной работы с учащимися.


Студия «Фантазматика»  работает по комплексной программе, включающей занятия по хореографии и вокалу. По каждому из этих предметов имеется свой педагог, владеющий специальными методиками преподавания этих дисциплин, а значит и специализированными программами, поэтому далее представлены  фрагменты этих программ.

ХОРЕОГРАФИЯ     (фрагмент программы)

Задачей занятий является овладение  учеником теоретических знаниями, умениями и навыками по хореографии.

Занятие ведет профессиональный педагог-хореограф. Занятие делится на части:

- разминка, экзерсис;

- разучивание новых движений;

- постановочная часть урока

Занятия в младшей группе

Обучение детей начинается с упражнений по ориентировке в пространстве. Задачей является приобретение координации, развитие слуховых и двигательных навыков и танцевальности.

Музыкальный материал – современная поп-музыка, т.к. в большинстве случаев она имеет простой музыкальный размер 2\4 или 4\4 и ясно выраженный ритм. Важно научить не только правильно слышать музыку, уметь ее просчитать вслух, но и исполнить танцевальные движения в такт музыке.

Разминка

Плечевой пояс – круговые и вертикальные движения плечами, двумя и одним, комбинированно и ритмически.

Упражнения для развития подвижности плечевого сустава. Круговые движения вытянутыми руками или предплечьями при закрепленных или параллельных полу плечах.

Далее - переходы корпуса в талии вперед, назад по VI позиции ног, в стороны по II позиции ног.

Разминка по кругу с носка на пятку под музыку шаг с поднятием колена вверх невыворотно.

Бег пятками назад и коленями вперед, подскоки с руками на поясе, большие подскоки с задержкой в воздухе, прыжки по VI позиции с продвижением по кругу.

Прыжки с хлопком в ладоши, разнообразные ритмически, галоп лицом и спиной в круг.

Маршировка по простейшим рисункам (круг, диагональ, «прочёс» линией, «прочёс» диагональю, «косичка» и прочее)

Упражнения на полу

Исполняются для увеличения и закрепления танцевального шага, гибкости.

 Упражнения для стоп. Сокращения и вытягивания стоп и круговые движения. Исполняются в положении сидя на полу.

Перегибы корпуса сидя на полу, вперед к одной ноге, при этом вторая согнута в колене, а стопа находится у колена вытянутой ноги. К обеим вытянутым ногам с вытянутыми и сокращенными подъемами, Далее исполняется перегибы из стороны в сторону в положении сидя на полу, близкому к поперечному шпагату (пятки ног находятся как можно дальше друг от друга при вытянутых коленях. Также исполняются наклоны вперед и вкруговую  в этом же положении. Далее делаются упражнения «Бабочка», «Лодочка», «Рыбка» и т.п.

Упражнения для развития координации

Выпады вперед и в сторону с прыжком и без него. Дополняются различными положениями и движениями рук и головы, комбинируются ритмически. Разучивание и исполнение «волны» руками, корпусом, вперед и в сторону. Большие броски ног по всем направлениям.

Прыжки

- Большие (с задержкой в воздухе)

- Маленькие по свободным позициям

- Крест-накрест

- Поджатые

Вращения на месте и по диагонали

Танцевальные композиции в стиле Go-Go

В ходе урока младшей группы используются игровые элементы:

- «пилишь-рубишь»

- на координацию: гладить по животу одной рукой и бить себя по голове другой.

- игра в ладоши по кругу.

- игры для развития реакции и внимания (например, по команде педагога дети быстро садятся на пол, потом хлопают в ладоши, встают, ложатся на пол, дрыгают ногами и т.д.)

Занятия в средне-возрастных группах

Схема урока такая же, как и в младшей группе, но физическая нагрузка больше. Добавляются более сложные в техническом плане элементы (прыжки с разножкой, прыжки в повороте на 90 и 180) Усложняются упражнения на координацию.

Разучиваются стилизованные движения в стиле Кан-Кан, Рок-н-ролл, Твист, Латино-американских танцев, Диско, кантри, испанские, восточные, русский народный.

Танцевальные композиции сложнее и разнообразнее хореографически и физически. По мере усвоения детьми одной, разучивается следующая.

Поощряется творчество детей, даются домашние задания придумать и показать на уроке свое танцевальное движение, самые лучшие , выразительные и оригинальные движения включаются в общую композицию.

 

Требования к учащимся те же, что и в младшей группе, но кроме этого надо уметь отличать и исполнять движения и композиции в разных стилистиках (восток, кантри, Испания, русско-народный и т.п.), чувствовать характер каждой из них, уметь передать его эмоционально во время исполнения.

Занятия в старшей группе

Схема урока аналогична схеме средних групп. Добавляется художественное оформление эстрадных номеров.

Учащиеся должны уметь передать характер образа в эстрадном номере через танцевальное движение.

В постановку общих номеров студии включаются дети из младшей и средних групп, выдающиеся своими танцевальными способностями.

ВОКАЛ      (фрагмент программы)

Поскольку вокальный жанр преобладает на современной эстраде, его значение трудно переоценить. Но в работе с детьми необходимо в первую очередь обратить внимание на закладку базовых знаний: прежде всего правильной постановке дыхания, поэтому педагогу по вокалу даются специальные часы для занятий по постановке верного дыхания. Вместе с занятиями по сценической речи это закладывает хороший фундамент для дальнейшей работы.

Для педагога обязателен соответствующий опыт и своя наработанная методика. Кроме того, необходимо понимание специфики современного эстрадного пения, умение работать со звуковой аппаратурой.

Предмет имеет несколько разделов: упражнения на дыхание, артикуляционная гимнастика, доречевые голосовые сигналы, интонационно-фонетические упражнения, упражнения на развитие координации голоса, упражнение для верхней части гортани, упражнения для нижней части гортани, пение в речевой позиции, общее разучивание нового материала. Индивидуальные занятия.

Культура и техника вокального искусства

в ансамбле и сольном пении

Этот раздел направлен на развитие музыкального слуха, изучение азов музыкальной грамоты, приобретение навыков певческого дыхания и владения голосовым аппаратом: умение петь во всем диапазоне в слитной, «связанной» манере в расслабленной речевой позиции.

                             

Упражнения  на  дыхание

На вдохе наклонить туловище вперед (вдох делаем через нос). Вы почувствуете, как в поясничной части живота, раздвигая нижнюю часть ребер, воздух как бы занял свое место.  Затем приподняться, задерживая воздух. Эта часть приучает к необходимой эластичности. Выдыхание воздуха нужно производить медленно, как и вдыхание, без резких толчков, через плотно сомкнутые губы. Для проверки ровности воздушной струи, исходящей из губ, можно подставить палец на расстоянии 3 см, чтобы ощущать плотность выходящего воздуха. Упражнение рекомендуется выполнять утром от 5 до 10 минут.

                  Наклонение туловища можно отменить, когда будет зафиксировано учеником ощущение абдоминального вдоха. Первыми удовлетворительными результатами такой тренировки дыхания можно считать только плавность вдоха без усилий, задержку воздуха без головокружений /они могут появиться вначале/, плавность вдоха без толчков. Голосовая щель должна быть плотно закрыта, в противном случае набранный воздух уходит, отсюда и звук слабый, без блеска.  

                                         

Артикуляционная гимнастика

- прикусывание языка;

-  «обезьянка» - язык между губами и зубами;

-  «конфетка»;

-  «лошадка» - далеко-близко;

-  «радость» и «обида»;

-  массаж лица пальцами;

-  «зевающая пантера» - нижняя челюсть;

-  «рева» - нижняя челюсть и нижняя губа;

- «рычащая пантера» - нижняя челюсть и верхняя губа;

- «кобра» - нижняя челюсть и губы, язык – жало.

                           

Доречевые голосовые сигналы

     - «горячий выдох»;

- «змея» - выдох – шипение;

- «змея атакует» - и.п. (рот – прямоугольник), короткие шипящие «а»,

   с руками;

-  чередование: «а» шипящее – «а» грудное, с руками;

- «волна» -  «а» штро-бас (язык на нижней губе) – глисс. – «а» грудное»

   (постепенное увеличение объема ротоглоточной полости);

- 1, 2… 10 от шепота до крика, и.п., крик «а» через вдох 3 раза;

- «крик» - «вой»  («а – у» - фальцетный режим);

- «а» - штро-бас --- «волна» («а» грудное) --- «крик» ---«вой»

  («у» фальцет) ---штро-бас (резко вниз);

- «крик» - «вой» - «визг» - («а» - «у» - «а»);

-  упр.9 + упр.10.

Интонационно – фонетические упражнения

согласные (и.п.)

гласные: - «страшная сказка» - низкий тихий голос,

                           - «американские горки» - грудной----фальцет, фальцет----грудной

                           - «канючим» - штро-бас---грудной, грудной---фальцет,

                           - фальцет----грудной----штро-бас,

слоги:  - «горки» с глухими согласными,

                            - «горки» -  глухие согласные + звонкие,

                             - сонорные согласные

Упражнения на развитие координации голоса

- пассаж губами /бру../ поддерживая кончиками пальцев лежащую вокруг

  губ кожу;  губы, мышцы лица и горла должны быть расслаблены.

- трель языком /дру…/ - аналогично предыдущему упражнению.

                       

Упражнение для верхней части гортани

- арпеджио на слоге «нэй», утрируя звук «эн»

 

Упражнения для нижней части гортани

- сделав голос немного плаксивым, распеваем слоги «мам», «гу», «го»,

   «ги», «ко».

- аналогично распеваем гласные «о», «у», «а», «э», «и».

                         

Пение в речевой позиции

- упражнение «скрипучая дверь» на звуке «м».

- гамма с использованием скрипучего звука.

- арпеджио аналогично / мышцы под челюстью должны быть расслаблены, для

   контроля можно держать под челюстью указательный палец/.

- арпеджио, начиная с «м» постепенно переходя в гласные «у», «о», «а»,

  «э», «и».

- чередование гласных «у-о-э», «и-о-а».

- распевание гласных.

- использование в распевании народных песен и игровых канонов.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ  ПРОГРАММЫ

Формы занятий, планируемые по каждой теме или разделу

Занятия проводятся в специально оборудованном классе.

Построение занятия.

Каждое занятие делится на части: «физическую», «эмоциональную» и  интеллектуальную»

Хорошо, чтобы они шли именно в такой последовательности.

Вначале учащиеся пробуждаются на «физическом» тренинге, раскрепощаются. Это может быть занятие по движению, проводимое под ритмическую музыку. Разминка, ритмика, танцевальная импровизация и т.п.

Затем следует разминка «эмоциональная», призванная заставить учащихся работать активно, затрачиваясь эмоционально и физически. Эту функцию могут нести некоторые речевые и ритмические упражнения.

И в завершении переходим к более спокойным упражнениям, но уже исполняемым в состоянии некоторого эмоционального подъема. К таким упражнениям можно отнести работу с воображаемыми предметами, ПФД.

Перемежая активные и спокойные части занятия, добиваемся повышения восприятия и меньшей усталости учеников.

Целесообразно использование во время занятий технических средств: просмотр видеоматериалов с примерами выполнения данных упражнений и приемов. Звукозапись (особенно для урока вокала) Видеозапись выполнения учениками упражнений.

Организация работы по усвоению содержания

Здесь необходимо еще раз обратить внимание на некоторую модернизацию данной программы, отличающую её от программ для профессиональных учебных заведений.

Это продиктовано прежде всего возрастом обучаемых, большой загруженностью в общеобразовательной школе, что практически сводит на нет любые требования домашней работы в обычном для данного предмета объеме.

Учащиеся делятся на возрастные группы, но в дальнейшем, учитывая индивидуальность каждого, возможна некоторая корректировка состава, независимо от возраста. Это объясняется тем, что на первом этапе необходимо выявить степень подготовленности учащихся для создания более однородного состава в группе, что благотворно сказывается на процессе обучения.

Всячески поощряются любые проявления творческой активности, для чего устраиваются специальные концерты самостоятельных работ. В отдельных случаях, дабы подтолкнуть к творчеству, им даются соответствующие задания.

Независимо от года обучения, каждое занятие начинается с разминки-тренинга, сложность которой возрастает от игровой в начале обучения, до уровня профессионального тренинга актера.

На первом году обучения такого рода тренировка занимает большую часть времени занятия. Педагогу при этом следует обеспечивать совмещение и взаимопроникновение различных разделов программы. Самым простым примером такого совмещения может быть взаимодействие упражнений сценической речи и движения, на координацию движения и сосредоточение и т.д.

Этим достигается умение координировать свои действия, усложнение задачи, и следовательно, вынужденная и осознанная необходимость учащегося быть более собранным и внимательным. При одновременном выполнении двух и более поставленных задач, в особенности, когда одна из них - физического плана, а другая психологического, сознание ученика сосредоточенно исключительно на данном предмете. Это же положительно влияет на дисциплину учащихся.

Обучение проводится в форме групповых занятий по общей программе, однако это не исключает необходимости индивидуального подхода к учащемуся.

Программа рассчитана на 4 года, при этом первый год является подготовительным, после чего некоторым учащимся будет дана рекомендация о нецелесообразности дальнейшего обучения.

За первый год происходит знакомство с предметом, обучаемые начинают общаться с педагогом на одном "языке", приобретают навыки, необходимые для дальнейших занятий.

Второй год является базовым по объему и качеству знаний. Именно он определяет перспективу и основные акценты работы данного состава.

Поскольку основной жанр, рассматриваемый в студии - эстрадный, то материал, на котором идет обучение, тоже соответствующего плана. В музыке он должен быть современным, в литературе - близким восприятию ребенка. Это способствует и поддержанию интереса к учебе.

Формы  подведения итогов по каждой теме и разделу

Периодически проводятся открытые уроки для педагогов, чтобы лучше узнать возможности каждого из студийцев и точнее согласовать весь образовательный процесс.

Для большей наглядности учебные концерты снимаются на видео для последующей демонстрации и обсуждения всем коллективом учащихся и педагогов.

Экзамены после каждого года обучения целесообразно использовать не только для контроля за успеваемостью. Они должны закрепить приобретенные навыки. Большую роль играет присутствие зрительской аудитории. Существующее огромное различие между репетиционным и сценическим самочувствием, заставляет думать о необходимости встреч со зрителем уже со второго года обучения.

Наибольшее воплощение результатов работы происходит на всевозможных фестивалях театральных коллективов.

Благоприятно влияет обмен гостевыми поездками с другими коллективами.

Наличие учебно-методического комплекса в учебном кабинете:

Методические разработки педагогов коллектива. (см. приложения)

Специальная и психолого-педагогическая литература по предмету.

Индивидуальная карта достижений учащихся.

Техническое оснащение занятий:

Специально оборудованный класс, оснащенный зеркалами.

Аппаратура для воспроизведения музыки.

Инструмент для концертмейстера.

Реквизит для упражнений.

Гимнастические маты.

Небольшие легкие стулья (табуретки).

Репертуар

Репертуар базируется на  произведениях для эстрадного театра.

Развитие  учащегося в усвоении репертуара идет по принципу «от эстрадной миниатюры - к роли в спектакле».

Учащиеся первого года обучения готовят эстрадный  концерт, где  соседствуют все эстрадные жанры, от вокала и танца до клоунады и  разговорного жанра.

На второй год происходит  усложнение  в работе и добавляются задачи по работе с предметом, умение находиться в образе длительное время, вводятся задачи по работе с куклой в черном кабинете  и,  в конечном счете, ставится спектакль, синтезирующий различные жанры, такие как драма и клоунада. Пример – спектакль «Бессонница».

На  третий год происходит  разделение программ по жанрам.  Ставится  отдельный спектакль из  пантомимической клоунады  (пример  – спектакль  «Витающие в облаках») и  песенно-танцевальная программа. Начинается работа над фрагментами мюзикла, который  будет дорабатываться на следующий год.

Четвертый год, наряду с продолжением образовательной деятельности, является  постановочным для эстрадного спектакля, объединяющего все приобретенные учащимися навыки.  Пример – спектакль «Хитрый царь Горох»

Для старших подростков, уже более 4-х лет занимающихся в студии, идет работа над философским произведением о роли искусства и его влиянии на жизнь человека (повесть Е.Клюева «Между двух стульев»). В работе над этим произведением открываются и исследуются многие грани взаимоотношений между людьми и творчеством. Пример – спектакли «Изгнание Ежа», «На пиру воображения».


 

ЛИТЕРАТУРА:

Для педагога:

Александровская М.В. Тренинг актерской психотехники. - Екатеринбург, 1992.

Аникеева Н.П. Воспитание игрой:  Книга для учителя. - М., Просвещение, 1987.

Гиппиус В. Сценическая педагогика.   -  Л., Сборник статей ЛГИТМИК, 1976.

Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. - Л., «Искусство», 1967.

Д Кнебель М.О. Поэзия педагогики. – М., 1984.

Кнебель М.О. Поэзия педагогики. – М., 1984.

Кох. Основы сценического движения. - Л., «Искусство», 1970.

Матанов Б. А. Игра, как средство воспитания сценической речи. Диссертация на соискание  ученой степени канд. Искусствоведения. - Л., 1971.

Молл С.Г. Программа ансамбля "Ровесник"

Новицкая Л.П. Тренинг и муштра. – М., 1968.

Петрова А.Н. Сценическая речь. - М., «Искусство», 1981.

Соловьева А.И. Основы психологии слуха. - Л., ЛГУ, 1972

Шмайлов М.Г. « Мастерство актера» методическая разработка. – Л.,  ЛГИТМИК, 1990.

Чистякова М.И. Психогимнастика. – М..  Просвещение, 1990.

Роль диагностики в педагогическом процессе УДО.Сборник.  СПб, 2001

Для учащегося:

Альтшуллер А.Я. Театр прославленных мастеров: Очерки истории Александрийской сцены. – Л., 1968.

Барро Ж.-Л. Размышления о театре. - М., 1963.

Бояджиев Г.Н.  От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров. – М., 1969.

Брянцев А.А. Воспоминания. Статьи. – М., 1979.

Горчаков Н.М. Режиссерские уроки Станиславского. – М, 1952.

Дюллен.   Воспоминания и заметки актера. - М., «ИЛ», 1958.

Ежи Гротовский «От Бедного Театра к Искусству-Проводнику» - М., «АРТ», 2003.

Захава Б.Л. Мастерство актера и режиссера. – М.,1978.

Корогодский З.Я. Начало. – СПб., 1996.

Кемеровский А. Пластическая выразительность актера. - М., 1976.

Кристи Г.В. Воспитание актера школы Станиславского. - М., «Искусство», 1978.

Маркова Елена. Современная зарубежная пантомимам. – М., «Искусство», 1985.

Мейерхольд В. Статьи, письма, речи, беседы в 2-х томах. - М., 1968.

Немирович-Данченко о творчестве актера  /Составитель, редактор и автор вступительной  статьи В.Я.Виленин. - М., «Искусство», 1973.

Питер Брук «Пустое пространство», «Секретов нет»  - М., «А.Р.Т.», 2002.

Станиславский К.С. «Работа актера над собой», Чехов М.А. «О технике актера» - М, «АРТ», 2001.

Товстоногов Г.А. Зеркало сцены. Т. 1-2. – Л., 1980.

Товстоногов Г.А. О профессии режиссера. – М., 1968.

Эфрос А.В. Репетиция – любовь моя. – М., Искусство, 1979.

Эфрос А.В. Профессия: режиссер. – М. Искусство, 1979.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа эстрадно-вокальной студии «Счастливое Детство»

Программа эстрадно-вокальной студии «Счастливое Детство» адаптированная, рассчитана на 3 года обучения; продолжительность занятий в год – 144 часа для первого года обучения (2 часа, 2 раза в неделю), ...

ГОЛОСОВАЯ РАЗМИНКА. Методическое приложение к образовательной программе Эстрадной студии «Фантазматика»

ГОЛОСОВАЯ  РАЗМИНКА. Учебно-Методическое пособиеМетодическое приложение к образовательной программе Эстрадной студии «Фантазматика»Автор - составитель - руководитель эстрадной студии «Фантазматик...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЕТСКОЙ СТУДИИ ЭСТРАДНОЙ ПЕСНИ «С ПЕСНЕЙ - В СТРАНУ ВООБРАЗИЛИЮ»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  ДЕТСКОЙ СТУДИИ ЭСТРАДНОЙ ПЕСНИ«С ПЕСНЕЙ - В СТРАНУ ВООБРАЗИЛИЮ»Соответствует 1-2 ступеням образовательной программыМОУ ДОД "Дворец детского (юношеского) творчеств...

Авторская образовательная программа "Эстрадное сольное пение"

Новизна программы состоит:§применение здоровьесберегающих технологий и средств вокалотерапии;§в возможности сочетания традиционных и инновационных методов обучения, воспитания и развития детей;в предс...

Образовательная программа "Эстрадно-цирковое искусство"

Образовательная программа для детей от 6 до 18 лет по изучению основных жанров циркового искусства...

Образовательная программа "Эстрадное пение"

Программа для воспитенников вокальной студии детского дома....

Индивидуальный образовательный маршрут обучения по дополнительной образовательной программе Дизайн-студия «Сувенир»

Данный материал содержит этапы работы над созданием творческого проекта обучающегося. Будет полезен педагогам дополнительного образования....