Образовательная программа эстрадно-вокальной студии «Счастливое Детство»
методическая разработка по музыке на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_-_schastlivoe_detstvoda.doc | 662.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Дворец Детского и Юношеского творчества
Утверждено на методическом совете
Протокол №34 от 15 марта 2011г.
«Утверждаю»
Директор ДДЮТ
______________Велиханова Н.В.
Образовательная программа
эстрадно-вокальной студии
«Счастливое Детство»
Срок реализации-3 года
Педагог
дополнительного образования
Исаева А.Ф.
г. Дербент – 2011г.
I. Пояснительная записка
Печальна и чиста,
Как жизнь, людьми любима,
Как жизнь, ты не проста,
Как жизнь, непостижима,
Музыка!...
Музыка – одно из могучих средств общения и сплочения людей. В системе эстетического воспитания учащихся музыка имеет особое значение. Отражая действительность в звуковых образах, музыка развивает ребенка, все богатства его мыслей и чувств. Музыкальное воспитание ребенка – основа музыкальной культуры всего народа.
Эстрадное пение, благодаря многообразию стилей и жанров, является наиболее популярным и доступным видом музыкального искусства и одним из важных средств воспитания детей и молодежи. Правильно организованная и тщательно продуманная работа «эстрадников» способствует подъему общей музыкальной культуры, развитию музыкально-эстетического вкуса, мировоззрения учащихся.
Основной принцип обучения в эстрадно-вокальной студии «Счастливое Детство» – это развитие творческих способностей, творческой индивидуальности каждого ребенка, побуждение к самостоятельному творчеству. С этой целью ребята знакомятся с историей музыкального искусства, с разнообразием музыкальных жанров, с различными приемами вокального исполнительства, приучаются к самостоятельной творческой деятельности.
Приоритетным в детском объединении является создание условий для эмоционального благополучия ребенка, раскрытие его творческого потенциала, приобщение к ценностям отечественной национальной культуры.
Программа эстрадно-вокальной студии «Счастливое Детство» адаптированная, рассчитана на 3 года обучения; продолжительность занятий в год – 144 часа для первого года обучения (2 часа, 2 раза в неделю), 216 часов в год – для второго и третьего годов обучения (2 часа, 3 раза в неделю).
На каждом году обучения учебно-тематический план включает в себя такие разделы как: постановка голоса, усвоение певческих навыков, начальные знания по теории музыки, сольфеджио, работа с фонограммой, музыкально-пластическое оформление номера (сценическая пластика) и т.д. Каждое занятие на протяжении всех лет обучения строится по универсальной схеме:
- дыхательная вокальная гимнастика;
- распевание;
- пение вокализов;
- работа над произведениями;
- анализ занятия;
- задание на дом.
Программа предусматривает сочетание групповых и индивидуальных занятий. Занятия носят творческий характер благодаря личностно-ориентированному и разновозрастному обучению. Возраст обучающихся 10-13 лет. Вся вокальная работа в объединении строится на доступном музыкальном материале.
Данная программа является самостоятельным курсом, разработанным с учетом современных достижений в области детской вокальной педагогики, детского исполнительства и личного опыта автора. Занимаясь по данной программе, учащиеся начинают понимать, что вокальное искусство – это не только яркие запоминающиеся выступления, но и серьезный труд, требующий упорства и настойчивости. В процессе обучения происходит воспитание у детей высокой нравственности на примерах тщательно подобранных музыкальных сочинений.
Программа эстрадно-вокальной студии «Счастливое Детство» нацелена на воспитание гармонически развитой личности, приобщение молодежи к основам мировой музыкальной культуре, развитие музыкально-эстетического вкуса, расширение общего кругозора на основе исполнения лучших образцов отечественной, народной, зарубежной песенной литературы, а также слушания классической и современной музыки, лучших образцов эстрадной и джазовой музыки.
Обучение по данной программе дает детям возможность получить основы эстрадно-вокального и музыкального образования, и ориентировано на развитие музыкальных и сценических способностей.
В программе предусмотрена связь между развитием музыкальной грамотности, слушанием музыки, изучением музыкальной литературы и вокальным исполнением.
На уроках вокала применяются следующие формы музыкального занятия:
- коллективное и индивидуальное исполнение (во время которого ребята должны донести до аудитории свои замыслы и завладеть ею);
- слушание музыкальных произведений (которые влияют на развитие таких способностей ребенка, как эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, память, ритм, восприятие мелодичности, гармонии, тембра голоса, динамики, темы, звучания отдельных музыкальных инструментов);
- беседа о композиторах и музыкальных произведениях (которая пробуждает мышление и является формой непосредственного общения педагога с детьми).В основе педагогического процесса лежат следующие педагогические принципы: постепенность и последовательность в овладении мастерством пения; единство художественно и технического развития певца; индивидуальный подход к учащемуся. Основными общими свойствами, характерными для эстрадной манеры пения являются: близость к речевой фонетике; речевое, не очень округлое формирование звука; плотное звучание в грудном регистре.
В процессе работы педагог добивается освоения учащимися диафрагмального дыхания и чистоты интонации. Большое внимание уделяется развитию чувства ритма, а также осмысленности и искренности исполнения.
Работа над вокально-исполнительской техникой ведется систематически, в течение всех лет обучения на основе вокального учебно-тренировочного материала, включающего упражнения и вокализы на различные виды вокальной техники.Музыкальное развитие учащихся в студии «Счастливое Детство» характеризуют следующие показатели:
- умение внимательно прослушивать музыкальные произведения;
- умение воспринимать и запоминать показ педагога;
- умение следовать и подражать педагогу;
- умение проявлять посильную самостоятельность и активность;
- умение анализировать по различным критериям музыкальное произведение и его исполнение.
Для отслеживания результативности обучения по данной программе используются следующие формы оценки качества знаний, умений и навыков учащихся:
- выполнение творческих музыкальных заданий;
- тестирование;
- проведение конкурсов, музыкальных викторин;
- концертная деятельность.
Концертная деятельность на всех этапах обучения является основным видом контроля и особым стимулом к творчеству. Это способствует усвоению детьми музыкального материала, воспитывает и развивает навыки творческой самостоятельной работы, вызывает живой интерес и тягу к музыкальному искусству.
Цели программы:
- Образовательные:
- формирование осознанных мотивов обучения в сфере певческой деятельности;
- обучение, развитие и закрепление вокальных навыков и свойств певческого голоса;
- формирование музыкальной памяти;
- обучение профессиональным певческим навыкам (устойчивое певческое дыхание, вокальная техника исполнения, ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса, точное интонирование);
- формирование художественного восприятия музыки, способности проникать в ее содержание, проникать в ее стилевые особенности.
- Развивающие:
- разностороннее развитие слуха и накопление музыкально-слуховых представлений;
- развитие интуиции, воображения, художественного вкуса и высокой требовательности к себе как к исполнителю;
- развитие общего культурного и музыкального уровня;
- развитие способностей к самостоятельной и коллективной работе;
- развитие умения творчески реализоваться на сцене.
- Воспитательные:
- воспитание любви к музыкальному искусству в целом, и к вольно-эстрадному исполнительству в частности;
- обеспечение условий для личностного развития и профессионального самоопределения;
- адаптация к современной жизни с помощью музыкальной культуры;
- создание условий для общения в коллективе;
- формирование эстетического вкуса, общей культуры учащихся через лучшие произведения классического, народного и эстрадного репертуара.
В репертуар студии «Счастливое Детство» входят произведения как советских композиторов, так и дагестанских, для того, чтобы привить детям любовь к своей малой Родине, чтобы они имели представление о деятелях музыкальной культуры Дагестана.
Мое педагогическое кредо: «Детей не надо воспитывать, их надо понимать, с ними надо дружить».
В ансамбле существует тесная связь с родителями учащихся. Родители – мамы и папы, бабушки и даже дедушки часто посещают занятия, являются в первую очередь помощниками педагога, а также активными зрителями и слушателями на концертах, где выступают их ребята. Педагог понимает, что только в творческом союзе с родителями, в совместном сотрудничестве и творческом общении, взаимном доверии и уважении заключается успех их детей. Жизнь детей наполняется интересными делами, а интерес к вокальному пению перерастает в большое искусство, неисчерпаемое как жизнь.
II. Методы развития творческих способностей у детей
Наша обязанность – помочь ребенку встать на путь становления творческих способностей, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Методы – это приемы и средства, с помощью которых осуществляется развитие творческих способностей. Одним из основных принципов обучения является принцип от простого к сложному. Этот принцип заключается в постепенном развитии творческих способностей. В процессе организации обучения развитию творческих способностей большое значение придается общедидактическим принципам:
- научности - систематичности - последовательности
- доступности - наглядности - активности
- прочности - индивидуального подхода
Все занятия по развитию творческих способностей проводятся в игре. Для этого нужны игры нового типа: творческие, развивающие игры, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно, они все исходят из общей идеи и обладают характерными творческими способностями.
1. Каждая игра представляет собой набор задач.
2. Задачи дают ребенку в разной форме, и таким образом знакомит его с разными способами передачи информации.
3. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности.
4. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет.
5. Постепенное возрастание трудности задач - способствует развитию творческих способностей.
6. Для эффективности развития творческих способностей у детей необходимо соблюдать условия:
- развитие способностей нужно начинать с самого раннего возраста;
- задания-ступеньки создают условия, опережающие развитие способностей;
- творческие игры должны быть разнообразны по своему содержанию, т.к. создают атмосферу свободного и радостного творчества.
Наряду с принципами используют и методы:
1. Практические 2. Наглядные 3. Словесные
К практическим методам относятся упражнения, игры, моделирование.
Упражнения - многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий.
Упражнения подразделяются на конструктивные, подражательно- исполнительские, творческие.
Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами.
Моделирование - это процесс создания моделей и их использования.
К наглядным методам относится наблюдение - рассматривание рисунков, картин, просмотр диафильмов, прослушивание пластинок.
Словесными методами являются: рассказ, беседа, чтение, пересказ.
В работе с детьми все эти методы должны сочетаться друг с другом.
III. Педагогические технологии и методика образовательного процесса
В основу обучения по данной программе положена классическая постановка голоса, включающая в себя: разогревание голосовых связок с помощью специальной дыхательной гимнастики Стрельниковых и укрепления диафрагмальной мышцы; активизация дикции; улучшение артикуляции; округление вокального звука и владения им и т.д. Особенно сложной и трудной является работа при постановке голоса, так как голоса детей в это время находятся в периоде мутации, поэтому в задачу руководителя кружка входит обучение правильному пению во всем его сложном комплексе: звукообразованию, напевному голосоведению, певческому дыханию. Во время работы над чистотой интонирования одновременно следует вырабатывать полетность, звонкость и вибрато голоса, добиваясь естественности звучания. Раскрывая творческую индивидуальность исполнителя, педагог прививает культуру пения, оберегает воспитанников от манерничанья и подражательства.
Методы обучения на уроках зависят от цели и содержания обучения, а также от возрастных особенностей учащихся. На занятиях применяются словесный метод обучения, как духовное общение педагога с детьми; практический метод, как выработка и формирование вокальных навыков у учащихся; наглядный метод; проектный метод обучения, как коллективная и индивидуальная работа над отдельно взятым произведением.
В первый год обучения ребенок требует к себе особого внимания и тонкого, индивидуального подхода, поэтому занятия для этого возраста проводятся в виде игры, соревнования с педагогом и т.д. Даются первые элементарные понятия о резонаторах, которые озвучиваются с помощью специально созданных для этого распевок, построенных на звукоподражании птицам, насекомым, животным.
Объясняется правильное певческое дыхание: надувая и ослабляя животик, наполняя воздухом спинку, задерживая дыхание на 4-6-8 секунд, постепенно выпускать его.
Даются первые навыки пения упражнений с названием нот – сольфеджио, а также первые сведения по элементарной теории музыки: простые длительности, паузы, небольшие интервалы. Предлагается пение одновременно с педагогом двух звуков – простейшие навыки для развития гармонического слуха.
Для исправления и «оттачивания» дикции проговариваются и распеваются простые скороговорки.
Даются для исполнения и запоминания некоторые музыкальные термины: forte, piano, legato, stoccato (итал.). Уже на первом занятии подбирается несложное произведение, соответствующее развитию ребенка на данный момент, т.е. в соответствии с темпераментом, с развитием у него интеллекта, природных и физических данных.
Ребенок приучается к ощущению себя на сцене, чтобы в дальнейшем у него не было комплексов, связанных с боязнью сцены и большого количества зрителей.
Во второй и третий годы обучения методы и приемы преподавания усложняются.
Занятия эстрадно-вокального ансамбля состоят из чередования многих видов деятельности, но начинаются всегда одинаково – с распевания, с подготовки голосового аппарата к работе. Распевание включает в себя несколько упражнений, которые могут чередоваться, либо повторяться из урока в урок, отрабатывая какой-то навык. Здесь происходит освоение и сольфеджио. Педагог обязательно все показывает голосом много раз. Дети повторяют группой и индивидуально.
Появляются специальные распевки на удобные для пения буквы и слоги, способствующие как бы «переливанию» из звука в звук, добиваясь неразрывного звучания – cantilena (итал.). Например: «и», «я», «у», «ю», «ми», «мэ», «ма», «мю», «му».
Далее идет разучивание музыкального материала с обязательным выразительным показом педагогом песни в сопровождении фортепиано. Возможно прослушивание этой песни в записи. Разучивание мелодии и текста может идти врозь и параллельно. Легкая мелодия осваивается по нотам, трудная с голоса, либо комбинированно. Песня учится по частям. Учащиеся повторяют вместе и индивидуально. Обязателен анализ новой песни – строение, характер, тематика, авторы, эпоха. Если нет новой песни, то осваивается новая музыкально-теоретическая тема.
Подбираются несложные вокализы, устанавливается вместе с учащимся удобная для него тональность, технические и актерские задачи, динамические оттенки и эмоциональные акценты.
Гимнастика Стрельниковых, которая способствует снятию зажима шейного отдела позвоночника, так часто встречающегося в начале обучения ребенка, дается в сочетании с пением несложных вокальных упражнений, а иногда и трудных отрезков в исполняемых произведениях.
Дается посильное задание на дом. Его цель – помочь учащемуся эффективней и быстрей продвигаться в обучении. Например: выучить мелодию и текст произведения; стоя перед зеркалом поискать нужные жесты; поработать над дикцией и артикуляцией. А насколько простых упражнений по методике Стрельниковых дадут хорошую закалку на весь день, наладив правильное глубокое дыхание, способствуя хорошему физическому здоровью.
С учащимися проводятся беседы об их внешнем виде, аккуратном отношении к данному им нотному материалу. Наиболее одаренные учащиеся принимают участие в городских концертах, в городских, республиканских, во всероссийских и международных конкурсах и фестивалях.
IV. Учебно-тематический план
I год обучения
№ п/п | Тема | Часы | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Вводное занятие. Знакомство с учащимися | 4 | 4 | - |
2 | Знакомство с голосовым аппаратом. Выявление музыкальных способностей у учащихся. | 6 | 2 | 4 |
3 | Певческая установка. | 18 | 8 | 10 |
4 | Певческое дыхание. | 16 | 8 | 8 |
5 | Звукообразование. | 16 | 8 | 8 |
6 | Звук и его свойства. | 8 | 2 | 6 |
7 | Развитие музыкального слуха в постановке голоса. | 10 | 4 | 6 |
8 | Главные качества певческого голоса. | 8 | 2 | 6 |
9 | Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. | 8 | 2 | 6 |
10 | Атака звука и способы звуковедения. | 18 | 8 | 10 |
11 | Эстрадно-вокальные навыки в исполнительском мастерстве. | 18 | 8 | 10 |
12 | Дикция и строй. | 18 | 8 | 10 |
13 | Итоговое занятие. | 2 | - | 2 |
Итого: 144
Учебно-тематический план
II год обучения
№ п/п | Тема | Часы | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Вводное занятие. | 6 | 3 | 3 |
2 | Владение своим голосовым аппаратом. Использование певческих навыков. | 9 | 3 | 6 |
3 | Ансамбль и хор. | 15 | 6 | 9 |
4 | Вокальные упражнения: тембр, чистота интонирования, распевки. | 12 | 3 | 9 |
5 | Работа над произведением: а) разбор; б) фразировка, артикуляция, дыхание; в) средства выразительности; г) работа с концертмейстером. | 27 | 9 | 18 |
6 | Клавиатура и регистры. Нота, нотный стан. | 24 | 9 | 15 |
7 | Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения. Вокальные навыки. | 24 | 9 | 15 |
8 | Скрипичный ключ. Название звуков. Опорное дыхание, артикуляция. Певческая позиция. | 27 | 9 | 18 |
9 | Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. Сценическая пластика. | 24 | 9 | 15 |
10 | Штиль. Правописание штилей. Длительности нот. | 18 | 6 | 6 |
11 | Эмоциональный настрой. | 18 | 6 | 9 |
12 | Эстрадно-вокальные навыки и работа в исполнительском мастерстве. | 18 | 6 | 12 |
13 | Итоговое занятие. | 3 | - | 3 |
Итого: 216
Учебно-тематический план
III год обучения
№ п/п | Тема | Часы | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Вводное занятие. | 6 | 3 | 3 |
2 | Владение своим голосовым аппаратом. Использование певческих навыков. | 9 | 3 | 6 |
3 | Звукоряд, гамма, ступени. Приемы звуковедения. | 27 | 9 | 18 |
4 | Работа над собственной манерой вокального исполнения. Творчество и импровизация. Сценическое искусство. | 27 | 9 | 18 |
5 | Звукообразование. Звуковедение. | 24 | 9 | 15 |
6 | Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений. | 24 | 9 | 15 |
7 | Дикция, строй. Средства выразительности. Тембр певческого голоса. | 27 | 9 | 18 |
8 | Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция. Обработка полученных вокальных навыков. Дикция и артикуляция. | 24 | 9 | 15 |
9 | Певческие голоса. Расширение диапазона голоса. Выявление индивидуальных красок голоса (тембра). | 27 | 9 | 18 |
10 | Эстрадно-вокальные навыки в исполнительском мастерстве. Технические и художественные задачи. | 21 | 6 | 15 |
11 | Итоговое занятие. | 3 | - | 3 |
Итого: 216
Примерный репертуарный список на I год обучения
№ п/п | Названия песен | Авторы | |
слова | музыка | ||
1 | «Дождик» | Б. Заходер | Н. Юдахина |
2 | «Дождь пойдет по улице» | М. Козлов | В. Шаинский |
3 | «Песня о волшебниках» | В. Луговой | Г. Гладков |
4 | «Динозаврики» | И. Яснов | Г. Гладков |
5 | «Заводные игрушки» | Ю. Энтин | Е. Крылатов |
6 | «Почта Деда Мороза» | А. Усачёв | А. Пинегин |
7 | «Это знает всякий» | Ю. Энтин | Е. Крылатов |
8 | «Чунга - чанга» | Ю. Энтин | В. Шаинский |
9 | «По тропинке к роднику» | Р. Гамзатов | М. Кажлаев |
10 | «Про папу» | М. Пляцковский | Б. Савельев |
11 | «Мамина песенка» | М. Пляцковский | И. Парцхаладзе |
12 | «Танец утят» | Чеш. нар. Песня | Чеш. нар. Песня |
13 | «Облака» | С. Колов | В. Шаинский |
14 | «Мой друг» | В Степанов | А. Артюнов |
15 | «Я прошу вас, люди» | И. Свинцова | Л. Некрасова |
16 | «Завтра и всегда» | К. Ибряев | Ю. Чичков |
Примерный репертуарный список на II год обучения
№ п/п | Названия песен | Авторы | |
слова | музыка | ||
1 | «Гимн учителям» | Л. Рзаева | А. Пахмутова |
2 | «День рождения» | В. Пасынков | А. Ермолов |
3 | «ПеКаравай» | В. Пасынков | В. Михайлов |
4 | «Лучики» | А. Матвеева | М. Степаненко |
5 | «Снежинка» | М. Пляцковский | Л. Дубравин |
6 | «Приезжайте в Дагестан» | Б. Аджиев | А. Аскерханов |
7 | «Моя Россия» | И. Иванцов | А. Зыгманд |
8 | «Аист на крыше» | С. Савельев | В. Тухманов |
9 | «Вальс дружбы» | В. Краснов | А. Хачатурян |
10 | «Толстый Карлсон» | И. Иванцов | Л. Дубравин |
11 | «Балалайка» | В. Пасынков | А. Зыгманд |
12 | «Этот большой мир» | Р. Рождественский | В. Чернышов |
13 | «Человек из дома вышел» | А. Ольгин | С. Пожлаков |
14 | «Подари улыбку миру» | В. Васницов | А. Ермолов |
15 | «Музыка всюду живет» | В. Семернин | С. Соснин |
16 | «9 мая» | М. Танич | С. Павлиашвилли |
Примерный репертуарный список на III год обучения
№ п/п | Названия песен | Авторы | |
слова | музыка | ||
1 | «Страна гор» | Л. Дурян | А Аветисян |
2 | «За окнами дождь» | Ю. Островский | А. Ермолов |
3 | «Свет звезды» | Ю. Островский | А. Ермолов |
4 | «Спой нам, ветер» | М. Пляцковский | М. Дунаевский |
5 | «Звезды молчат» | Ю. Островский | А. Ермолов |
6 | «Три белых коня» | Е. Крылатов | Ю. Чичков |
7 | «Пингвин» | А. Андреева | А. Зыгманд |
8 | «Мама» | М. Пляцковский | Ю. Чичков |
9 | «В ритме солнечных лучей» | В. Ашуров | Б. Бабаев |
10 | «Рождение звезд» | Из репертуара д. анс. | «Волшебники двора» |
11 | «Ночной волшебник» | Из репертуара д. анс. | «Волшебники двора» |
12 | «Верить, надеяться, любить» | Из репертуара д. анс. | «Верные друзья» |
13 | «Моя звезда» | Ю. Белов | А. Свешников |
14 | «Пусть миром правит любовь» | Из репертуара д. анс. | «Верные друзья» |
15 | «Дети солнца» | А. Колесников | В. Данченко |
16 | «Журавли» | Р. Гамзатов |
V. Содержание тем
1-й год обучения «Звучащий голос мой».
Работа над вокальными навыками. Главный и самый существенный фактор – дыхание. Работа над дыханием должна начинаться с выработки певческой установки, основной смысл которой заключается в том, чтобы при пении мышцы тела находились в свободно-активном, но не расслабленном состоянии. Полезно, чтобы учащиеся делали вдох, положив руки на ребра, и следили за их движением во время дыхания. Вдох нужно производить быстро, но спокойно, следить при этом за расширением нижних ребер. Ни в коем случае не надо набирать много воздуха, а также поднимать плечи, запрокидывать голову. Окончание вдоха совпадает с мгновенной задержкой дыхания (люфт-пауза). Стимулом для развития дыхания является «дыхательная» гимнастика по методу Стрельниковых, а также вокальные упражнения, развивающие длительность вдоха, умение правильно делать вдох. Условием грамотного звукообразования является правильно открытый рот, свободно опускающаяся челюсть, активные губы, четко артикулирующие каждый звук. На первоначальном этапе, в основном, следует обращать внимание на то, чтобы учащийся дышал спокойно, бесшумно, не поднимая плеч, чтобы распределял вдох до конца слова или небольшой фразы, не брал дыхание в середине слова.
Раскрывается певческий голос ребенка. Голос звучит из детских песенок, песен из мультфильмов и сказок, русских народных песен и прибауток. Ознакомление учащихся с вокальными навыками в эстрадной манере исполнения. Формирование правильного певческого звука – открытого, но легкого, звонкого, не допущение резкого, зажатого, форсированного звучания.
Начиная с первого года обучения, учащиеся, помимо отчетных выступлений (как минимум два раза в год – в конце 1-го и 2-го полугодия), должны принимать участие в концертах, которые попеременно посвящаются исполнению всех жанров вокально-эстрадной музыки, входящих в программу обучения.
2-й год обучения «Могу красиво петь уже…»
Продолжение работы над ознакомлением с правилами пения и охраны голоса, разносторонним воспитанием и развитием музыкально-певческих способностей, музыкального слуха, певческого голосообразования, музыкального мышления, памяти, эмоциональности, творческих интересов, вкусов, готовности к художественному труду. Продолжение формирования вокально-творческих знаний, умений, навыков, особо важных для индивидуально-певческого развития певца. Обучение пению: создать в процессе пения установку правильному звукообразованию (мягкой «атаке»), сохранению устойчивого положения гортани, сохранению вдыхательного состояния при пении, спокойно-активному экономному выдоху.
Формирование у учащихся основных свойств певческого голоса – звонкости, полетности, смешанного звучания, разборчивости, ровности по тембру, пение с вибрато, сохранение индивидуального приятного тембра здорового голоса, развитие вокальных навыков.
Обучение умению петь активно, но не форсированно по силе звучания; непринужденному, естественному льющемуся пению, гибкому владению голосом, правильному формированию гласных и четкому произношению согласных звуков.
Необходимо следить за тем, чтобы дыхание было плавным, так как толчок дыхания вызывает зажатие голосовой щели и напряжение связок, которые перестают осуществлять правильное звукообразование. Плавное дыхание, сохранение постоянного чувства опоры – один из основных принципов развития ровности диапазона. При этом полезны упражнения на Legato. Вокальные упражнения должны строиться на примерных тонах, должны быть направлены на развитие и укрепление правильного дыхания, его экономичного расходования и на формирование правильной позиции. Глотка всегда должна быть свободна, рот и губы свободны и активны. Полезны упражнения в пределах терции, квинты на сочетания гласных и согласных. При этом следует следить за чистотой интонации. Уделяется внимание правильному формированию и чистоте звучания гласных, а также развитию и укреплению пения согласных вместе с гласными. Ясное, четкое произношение согласных формирует дикцию, способствует чистоте интонации, экономит дыхание и помогает активной «подаче» звука.
Значительное внимание уделяется работе над «атакой» звука, которая очень важна для эстрадной манеры пения. Атака бывает мягкой, придыхательной, твердой. Основной атакой является мягкая атака. Придыхательная и твердая участвуют в формировании специфических приемов эстрадно-джазового пения.
В этом году вводятся упражнения на тесситурные скачки, гаммы, арпеджио. Продолжается работа над переходными нотами и выравниванием регистров.
В зависимости от способностей учащегося ведется работа над подвижностью голоса, выявлением красивого тембра голоса, выработкой всевозможных динамических оттенков, знакомством с эстрадно-джазовыми форшлагами, группетто, пассажами. В практических занятиях, наряду с упражнениями, рекомендуется пение современных отечественных хитов, отечественных популярных песен, классической вокальной музыки (знакомство с жанром), зарубежных популярных песен. Репертуар усложняется. Появляются песни из мультфильмов и кинофильмов с усложненным ритмом и метром. Предполагаются голосовые импровизации.
3-й год обучения «Звучит, поет моя душа!»
Продолжение работы над закреплением технических навыков и освоением эстрадно-вокального репертуара и навыков красивого и выразительного пения: дикции, артикуляции, развития тембра, певучести голоса (кантилены). Овладение умением петь с микрофоном, навыками работы с фонограммой «минус», самостоятельной работы над изучением вокальных произведений, над раскрытием художественного содержания и образа и выявлением стилистических особенностей произведения.
Обозначается вокальная принадлежность. Голос крепнет и сочнеет. Приобретаются исполнительские навыки. В репертуаре могут появиться арии, популярные произведения.
Обязательной является голосовая импровизация. Бек-вокал вносит определенный колорит в вокальные произведения. Повышается исполнительское мастерство.
В практических занятиях, наряду с упражнениями, рекомендуется пение вокализов, отечественных популярных песен, ретро песен, русских народных песен, песен военных лет.
В работе над вокализами уметь чувствовать движение мелодии (динамики) и кульминацию произведения, вносить в исполнение элемент художественного творчества, пластично вести звук.
VI. Ожидаемый результат
I год обучения:
- Формирование у детей желания заниматься понравившимся видом деятельности;
- Развить любовь к музыкальному искусству;
- Умение пользоваться голосовым аппаратом и голосовым диапазоном;
- Развитие слуха и дикции;
- Выработка профессиональной певческой установки и звукообразования;
- Освоение пения легато, стоккато;
- Усвоение мелодико-гармонического материала песен;
- Раскрытие творческих способностей и умения работать самостоятельно.
II год обучения:
- Воспитать чуткость, восприимчивость к красоте, эмоциональную отзывчивость, научить детей видеть прекрасное в жизни;
- Научить детей не только понимать музыкальный язык, но и пользоваться им для самовыражения;
- Формировать умение правильно передать эмоционально-образный характер изучаемого произведения;
- Развитие музыкальности и пластичности;
- Развитие координации движения во время исполнения песен;
- Приобретение навыков ритмического запоминания текста – сольмизирование;
- Приобретение навыков работы с микрофоном, акустической системой.
III год обучения:
- Развитие у детей профессионального интереса;
- Овладение учащимися вокально-хоровыми навыками, умением работать сольно, с бек-вокалом, в группе;
- Усвоение эстрадной хореографии;
- Приобретение навыков работы над сценическим образом исполняемого произведения;
- Умение пользоваться декорациями, спец. эффектами, эстрадным светом;
- Постановка голоса;
Побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения (осмысленное и выразительное пение, добиваясь чистоты интонирования и интонации).
VII. Условия реализации программы
а) Кадровое обеспечение:
Исаева Алмаз Фахратиновна – педагог дополнительного образования Дворца Детского и Юношеского творчества, руководитель эстрадно-вокальной студии «Счастливое Детство». Образование –высшее (Краснодарский Государственный институт Искусств и Культуры, музыкальный факультет). Высшая категория. Стаж педагогической работы 16 лет
б) Методическое и информационное обеспечение:
Использование в работе методических рекомендаций по профилю, специальной литературы, репертуарных сборников, журналов.
в ) Материально-техническое обеспечение:
На занятиях используются ТСО, музыкальная аппаратура (фортепиано, аудио-магнитофон, видео-магнитофон, минидисковод, музыкальный центр, DVD плеер), минидиски, CD и DVD диски, микрофоны, видеокассеты, таблицы и т.д.
VIII. План воспитательно - методической работы в массовых
мероприятиях.
1.Работа с детским коллективом:
Отношение «учитель-ученик» достаточно серьёзная педагогическая проблема. Учитель должен строить свои отношения с учениками так, чтобы они оказывались наиболее благоприятными для развития их личностных качеств. Работа с детским коллективом – это общение, результатом которого является духовное обогащение обеих сторон: и учителя, и ученика.
2. Работа с родителями:
С первых дней занятий провести воспитательную работу с учащимися и их родителями. И только в творческом союзе учителя с родителями, совместное сотрудничество, творческое общение, взаимное доверие и уважение могут наполнить жизнь ребенка интересными делами. Ведь семья и школа – это та основа, которая должна оказывать на ребенка одинаковое воздействие, предъявлять требования, чтобы сформированное умение не угасло, а переросло в большое искусство, неисчерпаемое как жизнь. Для этого необходимо проводить родительские собрания, знакомить родителей с работой вокальной студии «Счастливое Детство».
3. Массово – воспитательная работа:
№ | Наименование мероприятий | Год обучения | Дата |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. | Беседа о культуре, музыке, музыкальных инструментах. Участие в городских мероприятиях. Участие в мероприятиях ДДЮТ. Игра «Угадай мелодию» Беседа о Дагестанских композиторах, дирижерах и музыкальных деятелях: Дагирове, Кажлаеве, Агабабове, Кулиеве. Беседа о дружбе народов РД, с включением песен. Музыкальный конкурс молодых дарований студии «Счастливое Детство». Отчетный концерт вокальной студии «Счастливое Детство». Отчетный концерт ДДЮТ. Экскурсия по городу. | 1 г.о. 1,2,3 г.о. 1,2,3 г.о. 1,2,3 г.о. 2,3 г.о. 2,3 г.о. 1, 2, 3 г.о. 1, 2, 3 г.о. 2,3 г.о. 1, 2, 3 г.о. 1,2,3 г.о. | Сентябрь В течении года В течении года декабрь январь февраль март апрель май июнь |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа вокальной студии "Ветер детства"
Программа базируется на курсе "Эстрадный вокал". Предназначена для студий и кружков, занимающихся вокалом....
Сценарий праздничного концерта "В стране счастливого детства"
Отличный сценарий для небольшого праздника с играми и связками между номерами....
"сЧАСТЛИВОЕ ДЕТСТВО"
кУКЛЫ, СВЯЗАННЫЕ КРЮЧКОМ. эТА РАБОТА ЗАНЯЛА 1 МЕСТО В ОБЛАСТНОМ КОНКУРСЕ. АВТОР - цЫПЛЯНСКАЯ Н.А....
Презентация к родительскому собранию "Право на счастливое детство"
Слайды тезисно представляют выступление на общешкольном родительском собрании...
Рабочая программа организации внеурочной деятельности вокально-эстрадной студии "Планета детства"
Программа помагает адаптировать учебный процесс к индивидуальным особенностям ребёнка, создать условия для максимального раскрытия творческого потенциала преподавателя, комфортных условий для развития...
Родительское собрание "Счастливая семья - счастливое детство"
Родительское собрание "Счастливая семья - счастливое детство"...
СЦЕНАРИЙ ОТЧЕТНОГО КОНЦЕРТА вокальной студии "Парус детства" за 2022-2023 уч.год, руководитель Ефимова Нина Борисовна
СЦЕНАРИЙ ОТЧЕТНОГО КОНЦЕРТА вокальной студии "Парус детства" за 2022-2023 уч.год, руководитель Ефимова Нина Борисовна, ГБОУ СОШ №77 Санкт-Петербурга...