Образовательная программа "Танец"
рабочая программа по теме

Образовательная программа расчитана на детей в возрасте 7-14 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tanec.doc544 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Зеленоградское окружное управление образования

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Зеленоградский Дворец творчества детей и молодежи

     Рекомендовано                                                                  Утверждено

Педсоветом ГБОУ ЗДТДиМ                                           Директор ГБОУЗДТДиМ

«__»____________20___ г.                                               __________________

Экспертным советом                                                             Согласовано

«__»____________20___ г.                                                    Зам. директора

                                                                                             __________________                                                      

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА

«ТАНЕЦ»

хореографического коллектива «Зеленоградочка»

                                                                        Возраст воспитанников: 7 – 12 лет                

                                                                         Рассчитана на 4 года обучения

                                                                          Автор: педагог дополнительного

                                                                                    образования Счаснович А.Е.

МОСКВА 2012 г.

Содержание:

Введение ………………………………………………………………..... 3

Раздел 1. Пояснительная записка……………………………………..… 4

Раздел 2. Учебно-тематический план…………………………………....10

Раздел 3. Содержание занятий (по темам)………….…………………....11

Раздел 4. Содержание занятий по годам обучения……………..…….....16

Раздел 5. Методическое обеспечение программы……………………....25

Литература………………………………………………………………....27

Приложение:

Материал, рекомендуемый к изучению в разделе «Азбука классического танца»……………………………………………………………………………………28

Дополнительный материал по классическому танцу, рекомендуемый для изучения в группе совершенствования……………………………………………..31

Теоретический материал, рекомендуемый к использованию на интегрированных занятиях и занятиях «Фентези-данс»……………………..32

Комплекс упражнений партерной гимнастики, направленных на развитие природных физических данных детей младшего школьного возраста…….34

Введение.

   В духовной культуре человечества хореографическое искусство занимает своё особое значимое место. Являясь одним из самых древних видов искусства, появившись с рождением человечества, танец всегда неразрывно связан с жизнью. Уже в наскальных рисунках, созданных несколько тысячелетий тому назад, встречаются изображения пляшущих людей. «Танец возник тогда, когда искусство, выраженное в движении и жесте подчинилось ритму и музыке». Танцы первобытных людей сменили сценические танцы древних греков и римлян, затем «хороводы», «бранли», появились первые балеты.

   Изменялось общество - изменялось и танцевальное искусство. XX век принёс с собой новую, более сложную технику, новые специальности, и новое отношение к хореографическому искусству. Танец стал больше, чем красивое зрелищное представление. На данном этапе..развития танец раскрывает духовно-нравственный потенциал человека, его способность ценить красоту, совершенство мира природы и гармонично взаимодействовать с ним. «В танце есть элемент и легенды и жизни, Танец есть мост, перекинутый из нашей обыденной жизни к воздушным замкам свободного творчества. И, именно, потому, что в танце есть нечто от искусства, и нечто от жизни, в нём должна раскрываться та таинственная связь, которая сковывает творчество жизни со свободным творчеством...»

   Танец пронизывает самые разнообразные области культуры и искусства. Танец - искусство - многогранное, объединяющее искусство действия с музыкой, художественными образами, произведениями литературы.

Обоснование актуальности программы.

   Изучив и проанализировав программу по хореографии «Танец» Москва «Просвещение» 1978 год и программы для школ искусств 1988 год, выяснилось, что в них отсутствует «многогранность» современного хореографического искусства, нет синтеза искусств. Именно того на что сегодня обращает внимание современное дополнительное образование. Следовательно, возникла необходимость разработать программу, которая объединяет, интегрирует в единое целое хореографическое, театральное, изобразительное искусства, музыку и художественное слово.

   Содержание программы разработано в соответствии с требованиями программ нового поколения, что делает возможным выстроить индивидуальный маршрут развития каждого обучающегося, который будет пронизывать самые разнообразные образовательные области.

Раздел 1. Пояснительная записка.

     Каждая эпоха требует активной целенаправленной работы с подрастающим поколением, требует новые формы и методы воспитания и обучения, такие которые отвечают настоящему времени. Воспитание личности, способной действовать универсально, владеющей культурой социального самоопределения, обладающих самостоятельностью при выборе видов деятельности и умеющих выразить свой замысел в творческой деятельности.

   На современном этапе развития российское общество осознало необходимость духовного и нравственно-эстетического возрождения России через усиление роли эстетического образования подрастающего поколения, что повлекло за собой повышение интереса к созданию и реализации программ сориентированных на изучение культуры, истории и искусства, изучения народного творчества и охрану здоровья детей.

   Учитывая требования современного дополнительного образования, была составлена  образовательная программа «Танец» детского хореографического коллектива «Зеленоградочка». Данная  программа реализует основные идеи и цели системы дополнительного образования детей: 

развитие мотивации детей к познанию и творчеству;

содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации в современном динамическом обществе;

приобщение подрастающего поколения к ценностям мировой культуры и искусству;

сохранение и охрана здоровья детей.

Педагогические принципы и идеи.

Соответственно были выбраны следующие педагогические принципы и идеи:

гуманизации образования; - личностно-ориентированного подхода;

научности;

интеграции;

осуществление, как целостного, так и индивидуального подхода к воспитанию личности ребёнка;

соответствие содержания возрастным особенностям обучающихся.

Концептуальные основы и методики программы, методы и формы работы:

научные труды отечественных и зарубежных учёных и представителей гуманистического направления в психологии и педагогике (И.П. Иванов, К.Д. Ушинский, Л.Л. Редько, P . M . Чумичева, Н.К. Рерих, А. Маслоу);

публикации о возможностях и условиях использования личностно-ориентированного, индивидуального подходов в педагогической практике (Е.В. Бондаревская, P . M . Чумичева, Л.В. Грабовская);

материалы по хореографии (Т.К. Васильева, Л.В. Браиловская). Правовую основу программы составляют:

Конституция РФ;

Закон Российской Федерации «Об образовании».

   Одним из главных методов программы «Танец», является метод интеграции, позволяющий собрать в единое целое различные виды искусств, выбрать большую информативную ёмкость учебного материала. Несмотря на большой объём информации, программа отличается компактностью и сжатостью учебного материала, внедрением в неё более совершенных методов и приёмов. Метод интеграции позволил соединить элементы различных предметов, что способствовало рождению качественно новых знаний, взаимообогащающая предметы, способствуя эффективной реализации триединой дидактической цели.

Цели и задачи программы.

   Все идеи, принципы, формы и методы, помещенные в разделах программы, нацелены на реализацию целей и задач: формирование всесторонне развитой личности, раскрытие потенциальных способностей, а также сохранение и укрепление здоровья детей.

  Стратегической целью программы является формирование целостной, духовно- нравственной, гармонично развитой личности.

  Выполнение целевых установок предполагает создание условий для выполнения следующих задач:

В области хореографии:

  расширение знаний в области современного хореографического искусства;

  выражение собственных ощущений, используя язык хореографии, литературы, изобразительного искусства;

  умение понимать «язык» движений, их красоту.

В области воспитания:

  содействия гармоничному развитию творческой личности ребенка;

  развития чувства гармонии, чувства ритма;

  совершенствования нравственно- эстетических, духовных и физических потребностей.

В области физической подготовки:

  развитие гибкости, координации движений;

  развитие психофизических особенностей, способствующих успешной самореализации;

  укрепление физического и психологического здоровья.

 Условия реализации программы.

   В хореографическое объединение приходят дети с 7 лет. Наполняемость групп зависит от года обучения, так:

1 год обучения - 15 чел.

2-4 год обучения –12 чел.

   Дети первого года обучения занимаются 4 часа в неделю (114 часа в год). Дети второго, третьего и четвёртого года обучения занимаются 6 часов в неделю (216 часов в год).

   В программе использованы приоритетные формы занятий: интегрированные, интегрированные с элементами импровизации. В репетиционно- постановочные занятия педагоги включают количество разделов программы самостоятельно, интегрируя их в зависимости от сложности постановки танца или его тематики.

   «История создания танцев народов мира» не является систематическим изложением курса истории хореографического искусства. Задача бесед - дать учащимся общее представление об основных этапах развития танцевального искусства в России и других странах, сформировать понятие о его видах и жанрах. Задача данных бесед - не меняется на 3 и 4 годах обучения.

   Игры долгие годы остаются главным и любимым занятием всех детей. Правильно используя игры можно многого добиться в воспитании детей. Ребенок моделирует в игре свои отношения с окружающим миром, проигрывает различные ситуации - в одних он лидирует, в других подчиняется, в-третьих осуществляет совместную деятельность с другими детьми и взрослыми. В игре происходит рефлексирование, самореализация, обучающийся принимает решение, за которое он в ответе, игра предполагает творческое начало. Раздел «Игровые технологии» включён во все года обучения.

   На первом году обучения, когда складываются межличностные отношения и система ценностей в коллективе, главные идеи и основы эффективности танцевальной деятельности воспитанников достигаются через игровые технологии. Игра используется как метод обучения развития и воспитания. Роль игр на 2,3 и 4 годах обучение видоизменяется в зависимости от возраста, творческих способностей детей и хореографической подготовки.

   Особенностью обучения 2-го года обучения является включение в программу знаний по музыке, урок ритмики. Музыка для детей и подростков становится возможностью выразить себя, найти свою музыку для души. Сегодня образцом для подражания становятся исполнители часто звучащие в эфире. И за мишурой аранжировки слушатели подростки не замечают пустоты текста, примитивных мелодий. Уроки ритмики раскрывают перед детьми иные грани музыки достойные внимания. Целью урока ритмики является развитие слуха, чувства ритма, формирование музыкального восприятия и представлений о выразительных средствах музыки. Второй год обучения рассчитан на детей прошедших курс первого года обучения и для вновь прибывших.

   Основные часы занятий 3 и 4 года обучения занимает постановочная работа. В программу вводится новая форма постановок, это работа над танцами малых форм и социальными номерами.

   За 2 года обучения дети приобретают определенный баланс знаний, который они будут раскрывать, активизировать на занятии «Фэнтази данс» с элементами импровизации. Данный урок раскроет способности ребенка, поможет выразить и заявить о своем «Я», тем самым утвердить свое положение в современном мире. Главная задача занятия, уметь выразить свои ощущения используя язык хореографии, литературы и изобразительного искусств, и содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся. На 3 и 4 году обучения обучающимся интересно узнать о новых танцевальных направлениях, о жизни выдающихся балерин, балетмейстеров или популярных танцевальных групп. Учитывая это, в программу включен новый момент урока- беседы - «Танец сегодня». Программа 3 и 4 обучения нацелена на расширение знаний о музыке, хореографии и на усовершенствование хореографического мастерства. Учащиеся 3 и 4 года обучения достойно выступают не только на районных мероприятиях, но и участвуют в областных смотрах. 

Критерии оценочной деятельности детей .

   Главным экспертом в оценке личностного и творческого роста обучающихся, конечно, должен быть сам руководитель с помощью метода наблюдения и метода включения детей в хореографическую деятельность.

   Механизмом оценки роста и восхождения является: «обратная связь» обучающегося и педагога; уровень задач, которые ставят перед собой обучающийся и коллектив: а также достижения не только творческого характера, но и личностного.

   Если «обратная связь» от участника передает готовность продолжать тренироваться, учиться, участвовать и это находит выражение в труде и настойчивости, а при этом уровень притязаний личности растет соответственно достижениям, значит с личностью все в порядке, она растет и развивается.

   А поскольку танец - творчество коллективное и, если коллектив с удовольствием работает и отдыхает, то его деловое и неформальное общение «здоровое». Если зритель стремиться посмотреть выступления танцевальной группы  в коллектив стремятся новые люди, чтобы стать его учениками, значит, творческий организм живет и развивается успешно. 

   Одной из «экспертных оценок» являются выступления на концертах, участие в районных и областных конкурсах. Беседуя с детьми об увиденном, будь то конкурс, фестиваль или концерт, у детей вырабатывается способность улавливать красоту, полученные впечатления учат их сравнивать, сопоставлять, вызывают желание поделиться своими соображениями с взрослыми и ровесниками.

   Формирование оценочной деятельности у детей в танцевальном объединении происходит по двум направлениям. Во - первых, благодаря изучению творчества Мастеров, во - вторых, в сопоставлении с тем, как изменились результаты, прежние и настоящие. У нас не принято сравнивать и сопоставлять «талантливость» работы ровесников. Это может вызвать негативное явление - потерю стремления ребенка подняться в своих знаниях и умениях на более высокую ступень. На мой взгляд, соперничество и конкуренция внутри детского коллектива губительны, так как вместо творчества начинается работа ради первенства, ради успеха.

   Диагностика результатов ведётся лично педагогом, с помощью таблицы «Диагностика субъективного опыта ребёнка».

   Индивидуальная карта и схема оценки воспитанности обучающихся помогают выявить уровень развития творческих способностей и личностный рост.

Ожидаемые результаты.

В результате освоения программы 1 года обучения дети должны овладеть коммуникативным навыком, осознать свою значительность в коллективе, должны

знать:

позиции рук и ног;

названия классических движений;

первичные сведения об искусстве хореографии.

уметь:

воспринимать движение, как символ прекрасного, свободного способа самовыражения;

соединять отдельные движения в хореографической композиции;

исполнять движения классического экзерсиса.

В конце 2 года обучения учащиеся должны закрепить знания 1 года обучения, чувствовать и ценить красоту, стать социально-активной личностью, должны

знать:

названия классических движений нового экзерсиса;

значение слов «легато», «стокато», ритм, акцент, темп.

уметь:

грамотно исполнять движения экзерсиса и хореографических постановок;

определять темп, ритм, характер в предлагаемой мелодии;

самостоятельно придумывать движения, фигуры во время игр.

В конце 3 года обучения учащиеся должны развить художественно-эстетический вкус, умение держаться на сцене, должны

знать:

новые направления, виды хореографии и музыки;

классические термины;

жанры музыкальных произведений.

уметь:

выразительно и грамотно исполнять танцевальные композиции;

контролировать и координировать своё тело;

сопереживать и чувствовать музыку.

В конце 4 года обучения учащиеся должны сформироваться, как всесторонне развитая личность с художественно-эстетическим вкусом, раскрыть свои потенциальные способности и укрепить своё здоровье, а также должны

знать:

виды и жанры хореографии;

историю создания танцев народов мира;

классические термины;

лучшие образы хореографического, музыкального искусства.

уметь:

выразительно и ритмично двигаться в соответствии с образом танца;

выражать свои собственные ощущения, используя язык хореографии, литературы, изобразительного искусства;

сопереживать, осуществлять взаимовыручку и взаимоподдержку.

Педагогический состав и материально-техническая база, необходимые для реализации данной программы:

педагогический состав – педагог по танцу, концертмейстер;

помещения – просторный зал, оборудованный зеркалами и хореографическими станками (пол – танцевальное покрытие), раздевалка, душевая и туалетная комната, костюмерная комната;

ТСО – фортепиано или рояль, музыкальный центр, комплект музыкальных дисков (предлагается классическая, народная и современная музыка);

форма для занятий – гимнастический купальник, мягкие балетные туфли.

Раздел 2. Учебно-тематический план.


п/п

Разделы

Количество часов

1 год

2 год

3 год

4 год

1

Вводные занятия. Правила техники безопасности.

1

1

1

1

2

Танцы народов мира.

8

8

5

5

3

Танец сегодня.

-

-

7

7

4

Игровые технологии.

20

24

10

10

5

Интегрированные занятия.

8

8

-

-

6

Интегрированное занятие: "Фентази-данс" с элементами импровизации.

-

-

8

10

7

Ритмика.

-

10

14

14

8

Репитиционно-постановочная работа.

81

137

142

139

9

Азбука классического танца.

20

20

20

20

11

Итоговые занятия и досуговые мероприятия.

6

8

9

10

 

Всего:

144

216

216

216

Раздел 3. Содержание занятий (по темам).

Вводные занятия.

   Педагог знакомит в игровой форме с одним из видов искусства -хореографией и содержанием программы. Рассказывает о правилах поведения на занятии, о технике безопасности во время пользования техническими средствами и особенностях внешнего вида учащегося.

Танцы народов мира.

Цикл бесед знакомит с разнообразными видами и жанрами хореографии:

Бальные танцы - танго, вальс, полька, краковяк.

ародные танцы - русские народные, испанские танцы, танцы Казахстана, Китая, Африки, Индии.

Особенности восточного танца - Турция, Сирия, Египет.

Классический танец - история балетного искусства, танец - как вид искусства, искусство миллионов.

Современные танцы XX века - чарльстон, рок - н - ролл, свободные танцы, джазовые танцы, твист, танец модерн.

Танец сегодня.

   Беседы знакомят с популярными танцевальными группами, коллективами, с новыми веяниями в хореографическом искусстве, рассказывают о выдающихся танцорах нашего времени.

   Самая титулованная пара России Тимохин Дмитрий и Анна Безикова. Вечернее танго в Буэнос-Айресе. Стремление быть не как все (Московская академия хореографии) Анастасия Волочкова. Музыкальная таблетка (о лечебной силе музыки). Жизненная энергия, шоу - балет «Тодес» (энергия танца, составляющая часть здоровья). Две грани искусства. На всё нужна сноровка (о курьёзах во время выступления на сцене). Учитель танцев. Танец живота - красота и здоровье. Если болезнь нельзя вылечить, её можно затанцевать, (психотерапевтическая роль танца). Поговорим о ...

Игровые технологии.

   «Человеком можно стать, только играя», утверждал Ф.Шиллер. По его мнению, человек в игре и посредством игры творит себя, и мир в котором живет.

   С позиции личностного подхода игра представляет поле, в рамках которого происходит самоопределение и идет процесс «взращивания» личности. Личностное самоопределение - это не что иное, как попытка самому себе ответить на вопрос «что есть «Я» в этом мире?». Лишь воспринимая себя в соответствии с другими, можно сформироваться как личность. Личностный подход реализуется посредством деятельности, которая имеет не только внешние атрибуты совместности, но и своим внутренним содержанием предполагает сотрудничество, саморазвитие субъектов учебной деятельности, проявление их личностных функций: мотивирующей, о посредующей, коллизийной, критической ориентирующей автономности, творчески преобразующей и само - - реализующей. Игра в достаточной мере способствует становлению этих функций.

   Роль игры в обществе исторически менялась, но она всегда была фактором развития культуры.

   Особое место игра всегда занимала и продолжает занимать в сфере культуры и искусства.

   В искусстве танца игра, по мнению И. Хейзинга, присутствует в еще большей мере «.. .о каком бы народе или эпохе не шла речь, - пишет он, всегда можно сказать в самом полном смысле слова, что Танец есть сама Игра, более того, представляет собой одну из самых чистых и совершенных форм игры» (333, с. 186).

   Игровое качество по-разному раскрывается во всех формах танца. Наиболее отчетливо его можно наблюдать, с одной стороны в хороводе и в фигурном танце с другой - в сольном танце, одним словом, там, где танец есть зрелище или же ритмический строй и движение, как, например, в менуэте или кадрили.

Игровые технологии программы:

- Сюжетно - ролевые игры, подвижные игры, общеразвивающие игры, игры для создания доверительных отношений в группе, игры направленные на развитие внимания ребёнка к самому себе, своим чувствам, игры на развитие слуха, чувства ритма: «Звук настанет и удары ладош». «Пропоем, прохлопаем, любимую мелодию». «Я в музыке услышу кто ты, что ты». «Музыкальный теремок». «Игры на развитие актёрского мастерства».

Интегрированные занятия.

Совместный процесс прослушивания музыки помогает заинтересовать и приобщить детей к сокровищам музыкальной культуры, подсказать неожиданные замыслы будущих танцев детям старшей возрастной группы, которые делают творческие попытки и пробы самостоятельного сочинения танцевальных произведений. Приступая к постановочной работе, дети знакомятся с различной литературой, которая помогает ощутить атмосферу эпохи, культуры, национальной особенности пластики танца. Интерес к работе над образом создает мотивацию к изучению исторических, литературных, музыкальных материалов, что является составляющими элементами интегрированных занятий программы. Обоснование введения интегрированных занятий по искусству в программе «Танец» составляют такие факторы, как общность целей интегрируемых учебных предметов искусств, соблюдение принципов дидактики с учётом специфики разных видов искусств, возрастные и индивидуальные особенности детей, органическое единство разных видов ощущений в познании действительности, окружающего мира. Учитывая принцип дидактики, учебный материал для программы отбирался с точки зрения его доступности, жизненности, практической воспитательной направленности. Преимущество интегрированных занятий: 

повышают мотивацию, формируют познавательный интерес, что способствует к повышению уровня обученности и воспитанности учащихся;

способствует формированию целостной научной картины мира, рассмотрению предмета, явления нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;

способствуют развитию устной и письменной речи, помогают глубже понять лексическое значение слова, его эстетическую сущность;

способствуют развитию музыкальных умений и навыков;

позволяют систематизировать знания;

способствуют развитию в большей степени, чем обычные уроки, эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления учащихся (логического, художественно-образного, творческого);

обладая большой информативной емкостью, способствуют увеличению темпа выполняемых учебных операций, позволяют вовлечь каждого школьника в активную работу на каждой минуте урока и способствуют творческому подходу к выполнению учебного задания.

   Так в процессе изобразительной деятельности учащиеся изучая строение объектов, изображение их пространственного положения, форму, вместе с тем одновременно познают и законы красоты. В процессе чтения чувства обогащаются, становятся более полными и глубокими, танец не может существовать без чувств, эмоций. Чтение художественной литературы, прослушивание и разбор музыкальных произведений способствуют развитию музыкальных умений и навыков. Изображение художественных образов танца помогает учащимся понять смысл танца, характер образов и стиль исполнения.

   Интеграция четырех предметов: литературы, хореографии, изобразительного искусства и музыки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, в мир танца, помогают развитию тонкого эстетического вкуса, умения понимать и ценить искусство и красоту.

 Интегрированные занятия «Фэнтази - Данс» с элементами импровизации.

   Данное занятие было создано для учащихся прошедших программу, для учащихся которые уже имеют определённый баланс знаний по хореографии, музыке, литературе. Занятия «Фэнтази-Данс» способствуют непринуждённому получению навыков, развивают «самость», снимают перенапряжение и утомляемость за счёт переключения на разнообразные виды деятельности. Вид деятельности ребёнок может выбирать самостоятельно, педагог только предлагает. На занятиях учащиеся прослушивают мелодии, и возникшие ощущения выражают или через танцевальные движения, или через рисунок, или через художественное слово. Импровизация -- один из главных элементов данного занятия. Если учащийся изучает по программе восточный танец или современный, то на занятиях «Фэнтази Данс» предлагается придумать и смоделировать костюм, изобразив его на бумаге, или изобразить костюм для себя с учётом своей индивидуальности, а так же предлагается пофантазировать о новой постановке танца, когда педагог предлагает новую мелодию или учащийся приносит на занятие понравившуюся ему музыку.

Задачи занятия «Фэнтази —Данс»:

раскрыть потенциальные способности;

закрепление музыкальных и хореографических знаний;

увеличить границы самостоятельного творчества;- содействовать личностному самоопределению.

«Ритмика».

   Раздел «Ритмика» включает ритмические упражнения, музыкальные игры, музыкальные задания по слушанию и анализу танцевальной музыки, поскольку недостаточной музыкальное развитие детей обычно является основным тормозом в развитии их танцевальных способностей. Упражнения этого раздела должны способствовать развитию музыкальности: формировать музыкальное восприятие, представления о выразительных средствах музыки развивать чувство ритма. При этом в первую очередь, следует обратить внимание на те навыки, развитие которых не могут в полной степени обеспечить другие дисциплины учебного плана. К ним относятся: умение ориентироваться в маршевой и танцевальной музыке, определять ее характер, метроритм, строение и, особенно, умение согласовывать музыку с движением.

   На занятиях «Ритмика» учащиеся слушают классические мелодии, современную музыку, изотерические мелодии, музыку для души, анализируют, разбирают музыкальные произведения.

Репетиционно-постановочная работа .

    Данный раздел включает в себя общеразвивающие упражнения, отработку сложных движений, изучение рисунка танцевальной композиции, просмотр видеокассет, дисков и работу с отстающими детьми. Показ танца является необходимым этапом постановочной работы. Во время выступления учащиеся воспитывают отношение к публичному выступлению и самоутверждаются. Репертуар постановок планируется в соответствии с актуальными потребностями и творческим состоянием той или иной группы. В связи с этим каждый год делается анализ педагогической и художественно-творческой работы коллектива, определяется новый репертуар. Также проводится анкетирование учащихся в начале года по принципу «нравится» -не нравится», «интересно - не очень интересно». Результаты анализа и анкетирования помогают подобрать правильно не только репертуар танцевальных постановок, но и музыкальный репертуар и темы бесед для раздела «Танец сегодня».

   Дети очень интересуются жизнью в других странах, поэтому в репертуаре есть любимые нами и нашими зрителями танцы народов мира  Современная жизнь также предоставляет разнообразный интересный материал.

   Известно, что увлечения детей современными зажигательными ритмами разнообразных танцевальных жанров с использованием трюков не менее сильно, чем классическим танцем. Поэтому в нашем репертуаре планируются и современные танцы.

   Вынашивая ту или иную тему, обдумывая хореографические средства, какими будет решаться номер, всегда необходимо помнить: для кого именно предназначена постановка.

   Дело в том, что для того чтобы поставить танец, необходимо учитывать физические данные, возраст ребенка, тип характера. Так, например, если занятие проводится с «меланхоликом», то танец будет выбран на медленную музыку, которая будет являться отражением лирического образа, но такой танец противопоказан «холерикам». Не менее важно, чтобы заложенные в танец мысли, воссозданные реальные события или сказка волновали детей, были очень близки к их душевному миру. Ведь дети чутки не только к внешней стороне танца, но и к идеям, к нравственному заряду каждой картины, потому что они хотят и делают это для себя, для своей души.

Азбука классического танца.

   Изменение позиции рук и ног. Pile , Port de bra , Releve ,Battemen ,Grand plie ,Rond de jambe, основные движения " Allegro ", расширение знаний в области классических терминов «па», изучение и исполнение классического экзерсиса. Выполняя движение классического экзерсиса, дети приобретают aplomb , выразительность и четкость в движениях, что важно для любого танцовщика. Оздоровительный момент экзерсиса это развитие выносливости, физических данных и исправление физических недостатков.

Итоговые занятия и досуговые мероприятия.

   В роли итоговых занятий выступают конкурсно-игровые программы, урок-концерт, викторина «Путешествие в мир танца», досуговые мероприятия по программе «Каникулы».

Раздел 4. Содержание занятий (по годам обучения).

Первый год обучения.


п/п

Наименование раздела и тема занятий.

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

1

1

-

2

Танцы народов мира.

8

7

1

2.1

Танец как вид искусства.

1

1

-

2.2

История балетного искусства.

1

1

-

2.3

Китайский танец.

2

1

1

2.4

Зажигательный танец танго.

1

1

-

2.5

Русские народные танцы.

1

1

-

2.6

Хоровод. Рисунки хоровода.

1

1

-

2.7

Оркестр. Вальс!

1

1

-

3

Игровые технологии.

20

-

20

3.1

Мумия. Я умею так (координация движения).

4

-

4

3.2

Смешной хомячок. Подражаем животным (актерское мастерство).

4

-

4

3.3

1,2,3 - фигура... замри ( на воображение).

3

-

3

3.4

Меня зовут ( на воображение).

3

-

3

3.5

Хлопаем в ладоши. Вернуть обратно (развитие чувства ритма).

4

-

4

3.6

Подари улыбку. Какая рука у соседа ( повышение позитивного настроения).

2

-

2

4.

Интегрированные занятия.

8

-

8

4.1

Белоснежка и семь гномов.

2

-

2

4.2

Полька-дедушка.

2

-

2

4.3

Кот Леопольд и лапки-царапки.

2

-

2

4.4

Лесное царство.

2

-

2

5

Репитиционно-постановочная работа.

81

2

79

5.1

Постановка, изучение танца.

46

2

44

5.2

Отработка движений танца.

20

-

20

5.3

Общеразвивающие упражнения.

10

-

10

5.4

Работа с остающими.

5

-

5

6

Азбука классического танца.

20

4

16

6.1

Позиции рук и ног.

2

1

1

6.2

Plie. Releve.

2

1

1

6.3

Post de bras. Battemen.

3

1

2

6.4

Grand plie.

2

1

1

6.5

Исполнение классического экзерсиса.

11

-

11

7

Итоговые занятия и досуговые мероприятия.

6

-

6

7.1

Концертно-игровая программа: "Вместе мы сила".

1

-

1

7.2

Вечер оттдыха: "Развернись душа".

1

-

1

7.3

Досуговое мероприятие: "На балу у Золушки" .

1

-

1

7.4

Концертная деятельность.

3

-

3

В результате освоения программы 1 года обучения дети должны овладеть коммуникативным навыком, осознать свою значительность в коллективе, должны

знать:

позиции рук и ног;

названия классических движений;

первичные сведения об искусстве хореографии.

уметь:

воспринимать движение, как символ прекрасного, свободного способа самовыражения;

соединять отдельные движения в хореографической композиции;

исполнять движения классического экзерсиса.

Второй год обучения:


п/п

Наименование раздела и тема занятий.

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

1

1

-

2

Танцы народов мира.

8

7

1

2.1

Чарльстон. Твист.

1

-

-

2.2

Цыганский танец.

1

-

-

2.3

Полька. Краковяк.

1

-

-

2.4

Особенности восточного танца. Сирия.

1

-

-

2.5

Турция.

1

-

-

2.6

Египет.

1

-

-

2.7

Африканские бубны.

1

1

1

3

Игровые технологии.

24

-

24

3.1

Ласточка. Аист (на координацию движений).

4

-

4

3.2

Восточный танец (на воображение).

3

-

3

3.3

Изгиб. Ромашка (познавательные игры).

6

-

6

3.4

Портрет. Музыкальный теремок.

5

-

5

3.5

Пропоем, прохлопаем любимую мелодию (развитие слуха).

4

-

4

3.6

Колокол. Великий мастер (снятие внутренних зажимов).

2

-

2

4

Интегрированные занятия.

8

-

8

4.1

Бал-маскарад.

2

-

2

4.2

В гости к вам пришла Снегурочка.

1

-

1

4.3

Весеннее журчание в классической музыке.

2

-

2

4.4

Нарисуй. Одень. Станцуй.

2

-

2

4.5

Снежинки причудливый узор.

1

-

1

5

Ритмика.

10

4

6

5.1

Понятие "легато" и "стаккато" .

1

1

-

5.2

Ритм. Акцент.

3

2

1

5.3

Темп. Характер.

3

1

2

5.4

Разбор музыкальных произведений.

3

-

3

6

Репетиционно-постановочная работа .

137

5

132

6.1

Постановка, изучение танца.

40

5

35

6.2

Отработка движений танца.

70

-

70

6.3

Общеразвивающие упражнения.

20

-

20

6.4

Работа с отстающими.

7

-

7

7

Азбука классического танца.

20

6

14

7.1

Grand battement.

4

2

2

7.2

Rond de jambe.

4

2

2

7.3

Arabesque.

4

2

2

7.4

Исполнение классического экзерсиса.

8

-

8

8

Итоговые занятия и досуговые мероприятия.

8

-

8

8.1

Викторина: "Путешествие в мир танца".

1

-

1

8.2

Отражение слов.

1

-

1

8.3

Поход в лес: "Давайте знакомиться"

3

-

3

8.4

Концертная деятельность.

3

-

3

В конце 2 года обучения учащиеся должны закрепить знания 1 года обучения, чувствовать и ценить красоту, стать социально-активной личностью, должны

знать:

названия классических движений нового экзерсиса;

значение слов «легато», «стокато», ритм, акцент, темп.

уметь:

грамотно исполнять движения экзерсиса и хореографических постановок;

определять темп, ритм, характер в предлагаемой мелодии;

самостоятельно придумывать движения, фигуры во время игр.

Третий год обучения:


п/п

Наименование раздела и тема занятий.

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

1

1

-

2

Танцы народов мира.

5

4

1

2.1

Донской край, казачьи пляски.

2

1

1

2.2

Казачий костюм.

1

1

-

2.3

Айседора Дункан и танец "модерн".

1

1

-

2.4

Все о рок-н-ролле.

1

1

-

3

Танец - сегодня.

7

7

-

3.1

Жизненная энергия - шоу балет "Тодес".

1

1

-

3.2

Вечернее танго в Буэнос-Айресе.

1

1

-

3.3

Если болезнь нельзя вылечить, то ее...

1

1

-

3.4

Две грани искусства.

1

1

-

3.5

Учитель танцев.

1

1

-

3.6

Анастасия Волочкова.

1

1

-

3.7

Фольклорные, хореографические коллективы Ростова-на-Дону.

1

1

-

4

Игровые технологии.

10

-

10

4.1

Дискоимпровизация (игра-загадка).

2

-

2

4.2

Рок-н-ролл, танец (на координацию движения).

2

-

2

4.3

Память движений.

1

-

1

4.4

Постановка жеста (на воображение).

1

-

1

4.5

Я в музыке услышу кто ты, что ты? (развитие чувства ритма).

2

-

2

4.6

Пожелание в кругу. Комплименты (сплочение коллектива).

2

-

2

5

Интегрированное занятие "Фентази-Данс" с элементами импровизации.

8

-

8

5.1

Импульс времени (новинки музыки, хореографии в России и странах Европы).

2

-

2

5.2

Танцевальная мозаика: "За волшебной дверью".

2

-

2

5.3

Трансформация .

2

-

2

5.4

Вспомогательные моменты для создания образов.

2

-

2

6

Ритмика.

14

5

9

6.1

Затакт. Динамические оттенки.

3

2

1

6.2

Строение музыкального произведения.

2

1

1

6.3

Передача динамических оттенков в движениях новых танцев.

5

1

4

6.4

Слушание и анализ мелодий для новых танцев.

4

1

3

7

Репетиционно-постановочная работа.

142

-

142

7.1

Постановка и изучение танца.

60

-

60

7.2

Общеразвивающие упражнения.

20

-

20

7.3

Отработка движений танца.

38

-

38

8

Азбука классического танца.

20

3

17

8.1

Основные классические движения Allegro.

3

2

1

8.2

Закрепление и усовершенствование исполнения классическогоо экзерсиса.

14

-

14

8.3

Включение прыжковой комбинации в экзерсисе.

3

1

2

9.1

Постановка, изучение сольного танца.

18

2

16

9.2

Отработка сложных моментов танца.

6

-

6

10

Итоговые занятия и досуговые мероприятия.

9

-

9

10.1

Концертная деятельность.

3

-

3

10.2

Поход в лес.

3

-

3

10.3

Итоговое занятие: "Молодежь танцует что и как?" .

1

-

1

10.4

Итоговая конкурсно-игровая программа: "На танцевальной орбите?".

1

-

1

10.5

Вечер отдыха: "Веселая пара".

1

-

1

В конце 3 года обучения учащиеся должны развить художественно-эстетический вкус, умение держаться на сцене, должны

знать:

новые направления, виды хореографии и музыки;

классические термины;

жанры музыкальных произведений.

уметь:

выразительно и грамотно исполнять танцевальные композиции;

контролировать и координировать своё тело;

сопереживать и чувствовать музыку.

Четвёртый год обучения:


п/п

Наименование раздела и тема занятий.

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

1

1

-

2

Танцы народов мира.

5

5

-

2.1

Искусство миллионов (о балете).

1

1

-

2.2

Испанский танец.

1

1

-

2.3

Джазовые танцы.

1

1

-

2.4

Свободные танцы.

1

1

-

2.5

Танцы Индии.

1

1

-

3

Танец - сегодня.

7

7

-

3.1

Вам знакомы танцы Trance&House, Hip-hopR'n'B.

1

1

-

3.2

Поговорим о наркомании.

1

1

-

3.3

Музыкальная таблетка.

1

1

-

3.4

"На все нужна сноровка" о курьезах на сцене.

1

1

-

3.5

Стремление быть не так как все. Московская академия хореографии.

1

1

-

3.6

Самая титулованная пара России. Дмитрий Тихомин и Анна Безикова.

2

2

-

4

Игровые технологии.

10

-

10

4.1

Угадай слово. Портрет (на воображение).

4

-

4

4.2

Измени образ человека (на актерское мастерство).

3

-

3

4.3

Дорисуй настроение человека (на актерское мастерство).

3

-

3

5

Интегрированное занятие "Фентази-Данс" с элементами импровизации.

10

-

10

5.1

Ритм, движение и поиск.

2

-

2

5.2

Стили, стилизация.

2

-

2

5.3

Легко ли быть учителем?

2

-

2

5.4

Создание художественного образа.

2

-

2

5.5

Я - руководитель шоу-бизнеса.

2

-

2

6

Ритмика.

14

6

8

6.1

Повторение пройденных тем на новом музыкальном материале.

4

-

4

6.2

Расширение знаний, представление о танцевальных жанрах.

6

4

2

6.3

Слушание и анализ музыки для новых танцевальных композиций.

4

2

2

7

Репетиционно-постановочная работа.

139

-

139

7.1

Постановка и изучение танца.

45

-

45

7.2

Общеразвивающие упражнения.

20

-

20

7.3

Отработка движений танца.

50

-

50

8

Азбука классического танца.

20

5

15

8.1

Расширение знаний в области классических терминов "па".

5

5

-

8.2

Усовершенствование использования классического экзерсиса.

15

-

15

9.1

Постановка, изучение сольного танца и танца малых форм.

16

-

16

9.2

Отработка сложных моментов танца.

8

-

8

10

Итоговые занятия и досуговые мероприятия.

10

-

10

10.1

Концертная деятельность.

4

-

4

10.2

Поход в лес.

4

-

4

10.3

Итоговое занятие: "Страна волшебная".

1

-

1

10.4

Итоговое занятие: "Круглый стол вопросов и ответов".

1

-

1

В конце 4 года обучения учащиеся должны сформироваться, как всесторонне развитая личность с художественно-эстетическим вкусом, раскрыть свои потенциальные способности и укрепить своё здоровье, а также должны

знать:

виды и жанры хореографии;

историю создания танцев народов мира;

классические термины;

лучшие образы хореографического, музыкального искусства.

уметь:

выразительно и ритмично двигаться в соответствии с образом танца;

выражать свои собственные ощущения, используя язык хореографии, литературы, изобразительного искусства;

сопереживать, осуществлять взаимовыручку и взаимоподдержку.

Раздел 5. Методическое обеспечение программы.

   Одним из главных методов программы «Танец», является метод интеграции, позволяющий собрать в единое целое различные виды искусств, выбрать большую информативную ёмкость учебного материала. Несмотря на большой объём информации, программа отличается компактностью и сжатостью учебного материала, внедрением в неё более совершенных методов и приёмов. Метод интеграции позволил соединить элементы различных предметов, что способствовало рождению качественно новых знаний, взаимообогащающая предметы, способствуя эффективной реализации триединой дидактической цели.

Методы и формы работы:

эвристический;

исследовательский;

поощрения;

интеграции;

игровой;

беседы.

Целостный процесс обучения танцам можно условно разделить на три этапа:

Начальный этап - обучению упражнению (отдельному движению);

Этап углубленного разучивания упражнения;

Этап закрепления и совершенствования упражнения.

               Начальный этап обучения характеризуется созданием предварительного представления об упражнении. На этом этапе обучения педагог рассказывает, объясняет и демонстрирует упражнения, у дети пытаются воссоздать увиденное, опробывают упражнение.

               При обучении несложным упражнениям (например, основные движения руками, ногами, головой, туловищем, простейшие прыжки и др.) начальный этап обучения может закончиться уже на первых попытках. При обучении сложным движениям (например, разнонаправленные движения руками, ногами, головой в упражнениях танцевального характера) педагог должен выбрать наиболее рациональные методы и приемы дальнейшего формирования представления о технической основе упражнения. Если упражнение можно разделить на составные части, целесообразно применять расчлененный метод. Например: изучить сначала движение только ногами, затем руками, далее соединить эти движения вместе и только после этого продолжить дальнейшее обучение упражнению.
                 При удачном выполнении упражнения целесообразно его повторить несколько раз, закрепив тем самым предварительное представление о нем.

                 
Этап углубленного разучивания упражнения характеризуется уточнением и совершенствованием деталей техники его выполнения. Основная задача этапа сводится к уточнению двигательных действий, пониманию закономерностей движения, усовершенствования ритма, свободного и слитного выполнения упражнения.
             Этап закрепления и совершенствования характеризуется образованием двигательного навыка, переходом его в умение высшего порядка. Задача педагога на этом этапе состоит не только в закреплении двигательного навыка у детей, но и в создании условий для формирования движений более высокого уровня, выполнение которых можно было бы использовать в комбинации с другими  упражнениями.

          Большая роль в работе с танцевальным коллективом отводится концертмейстеру.

    Концертмейстер – тот человек, который способствует взаимодействию музыкального и хореографического начала на занятиях.

   Живая музыка, несомненно, естественнее, создаёт более яркое, выразительное впечатление, чем аудио- или видеозапись. В процессе «музыкально-хореографического общения» между педагогом, концертмейстером и детьми, концертмейстер – транслятор, организатор, движущая сила творческого процесса. Он настраивает на характер того или иного танцевального движения, комбинации. Концертмейстер скрепляет в единое целое музыкально-хореографический организм, тем самым, обогащая занятия танцами. Воздействуя на обучающихся психологически, эстетически, духовно.

    Концертмейстер – человек, который создаёт обратные связи:

между детьми и педагогом;

между педагогом и детьми;

между педагогом и собой;

между собой и педагогом;

между собой, детьми и педагогом;

между детьми, собой, педагогом.

   И это очень важно. К сожалению, аудиозапись или видеозапись сужают границы общения, а живое музыкальное сопровождение стимулирует более внимательное, вдумчивое отношение каждого ребёнка к занятиям, активизирует восприятие на художественные явления действительности.

    Концертмейстер влияет и способствует формированию гармонично развитой личности. Он – активный и полноправный участник творческой, исполнительской, педагогической деятельности вне зависимости от того, какую отрасль хореографического и музыкального искусства он обслуживает. Он и исполнитель, и интерпретатор, и импровизатор, и автор, и «методист», и воспитатель, и музыкальный психолог, и педагог в одном лице.

 Эта многогранность реализуется на занятиях совершенно свободно, непринуждённо. Каждый из вышеперечисленных элементов взаимодополняется друг другом в творческо-исполнительском, учебно-воспитательном процессе.

Список литературы.

Литература для педагогов:

Т.Барышникова. Азбука хореографии. Санкт-Петербург. 1996.

А.Климов. Основы русского народного танца. Москва. 1994.

А.Я.Ваганова. Основы классического танца. СПб. 2003.

Балет. Уроки: Иллюстрированное руководство по официальной балетной программе./Перю с англ. С.Ю.Бардиной. М., 2003.

Секрет танца./Составитель Т.К.Васильева. СПб, 1997.

Бесова М. Весёлые игры для дружного отряда. - Ярославль: Академия холдинг, 2004.

Васильева Т.К. Секрет танца. - Санкт-Петербург: Диамант, 1997.

Выютский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. -Просвещение, 1991.

Ильенко Л.П. Интегрированный эстетический курс для начальной школы. - М., 2001.

Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. - М.: Музыка, 1988.

Никитин Б. Развивающие игры. - М., 1985.

Смирнова М.В. Классический танец. - Выпуск 3. - М., 1988.

Смирнов М.А. Эмоциональный мир музыки. - М.: Музыка, 1990.

Хаустов В.В. Методическое пособие для начальной стадии преподавания акробатического рок-н-ролла. - Ростов-на-Дону, 1999. Дополнительная литература:

Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. - Екатеринбург, 1999.

Браиловская Л.В. Самоучитель по танцам. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

Игры в школе. - М.: ACT, 2000.

Минский Е.М. От игр к занятиям. - М., 1982.

 Новиков С.Ю. Любимые праздники. - М.: ACT - ПРЕСС СКД, 2003.

 Программы для социально-психологического сопровождения детей с отклоняющимся поведением. - Ростов-на-Дону, 2002.

Суртаев В.Я. Игра как социокультурный феномен. - Санкт-Петербург, 2003.

 Шишкина В.А. Движение + движение. - М.: Просвещение, 1992.

Литература, рекомендуемая для чтения детям:

В.Пасютинская .Волшебный мир танца. Москва. 1985 г.

Н.Шереметьевская. Танец на эстраде. Москва. 1985 г.

Ю. Змановский. К здоровью без лекарств. Москва. 1990 г.

Т.Волкова. Поём, танцуем и рисуем. Москва. 2006 г.

Т. Волкова. Карнавалы, фестивали, праздники. Москва. 2006 г.

Периодическое издание «Танцевальный калейдоскоп» (газета).

Периодическое издание «Балет» (журнал).

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Материал, рекомендуемый к изучению в разделе

«Азбука классического танца»

(четыре года обучения).

Первый год обучения.

Разучиваются позиции ног: первая (I), вторая (II), третья (III).

Позиции рук: подготовительная, первая(I), вторая (II), третья (III).

Упражнения у станка

Постановка корпуса.

Плие - полуприседание в I, II позициях.

Батман тандю – выдвижение ноги в сторону и вперед с I позиции, позднее назад.

Батман сотэню – батман тандю  в сторону и вперед с полуприседанием.

Ронд де жамб партер: четверть круга – с остановкой впереди, в сторону, назад и с возвращением в исходное положение, т.е. в I позицию.

Релеве - поднимание на полупальцы по I и II  позиции.

Сотэ - прыжки с двух ног на две ноги по I и II позициям.

Упражнения на середине

Постановка корпуса.

Разучивание положения ан фас.

Пор де бра I: упражнения для рук, головы  и корпуса: руки из подготовительной позиции переводятся в I, затем в III во II и возвращаются в подготовительную позицию.

Плие по I и II позициям.

Релеве с удержанием равновесия на полупальцах.

Сотэ по I и II позициям.

Второй год обучения.

Повторяется весь пройденный ранее материал.

Позиции ног: первая (I), вторая (II), третья (III), четвертая (IV),  со второго полугодия -пятая (V).

Упражнения у станка

Пройденный материал выполняется боком к опоре. Новый материал первоначально разучивается лицом к опоре.

Темп выполнения ускоряется.

Плие по I, II и III позициям.

Гран плие из I и II позиции.

Батман тандю с I и III позиций в сторону, вперед, назад (в конце учебного года).

Батман сотэню по I позиции крестом.

Батман тандю жете – нога выбрасывается в воздух на 45º с I позиции вперед, в сторону, назад.

Ронд де жамб партер – по половине круга (с остановками вперед по IV позиции, назад по IV и возвратом в исходное положение).

Положение сур ле кудепье обхватное и условное.

Батман фраппэ в сторону – одна нога бьет другую в положение сур ле кудепье обхватное, либо условное и возвращается во вторую.

Релеве лян 45º вперед, в сторону – боком к станку и назад – лицом к станку: медленное поднимание прямой ноги.

Релеве - поднимание на полупальцы по I, II,III позициям.

Перегибание (лицом к станку) назад, в сторону, вперед (боком к станку).

Прыжки: сотэ по I, II, III позициям, эшаппе – прыжок из I позиции во II.

Все указанные упражнения разучиваются у станка и на середине зала.

Упражнения на середине

Плие, батман тандю, рон де жамб партер, релеве, сотэ, эшаппе (в простейшем варианте) - разучиваются у станка и на середине зала.

Пор де бра I, II, III.

Релеве лян в сторону на 30°.

Третий год обучения.

Повторяется весь материал, изученный на первом и втором году обучения, но темп исполнения несколько ускоряется и упражнения проводятся в несложных танцевальных комбинациях. Изучается и дополнительный материал. Вводится V позиция для ног.

Новые комбинации из пройденных ранее элементов воспринимаются воспитанниками на слух, затем ими исполняются в соответствии с требованиями по технике классического танца.

Упражнения у станка

Рон де жамб пар тэр исполняется с остановками в одной точке (полный круг) по IV позиции впереди  (при ан де ор), или сзади (при ан де дан).

Батман фраппэ исполняется по трем направлениям (крестом).

Девлюпе на 90º  - поднимание ноги через пасе вперед, в сторону, назад.

Большие батманы вперед, в сторону, назад.

Перегибание (боком к станку) вперед и назад.

Релеве по V позиции (лицом к станку).

Купэ (лицом к станку).

Упражнения на середине

Поза круазе назад.

Поза эфасе.

Батман тандю в положении круазе вперед.

Поза 1 - 4 арабесков без отделения ноги от пола.

Тан лие вперед.

Релеве лян крестом на 45°.

Шанжман-де-пье.

Ассамбле в сторону.

Глиссад.

Простое падебурре.

Балансе.

Сиссон простое (семпль).

Шассе.

Четвёртый год обучения.

Отрабатывается материал, изученный в предыдущие годы обучения. Вводится дополнительный материал.

Упражнения у станка

Деми плие по IV позиции.

Рон де жамб пар тэр – полный круг (в более быстром темпе).

Батман тандю с I, III и V позиций.

Батман фондю.

Дубль фраппэ в сторону, вперед, назад.

Релеве лян вперед, в сторону на 90º.

Перегибания: в стороны (лицом к станку), вперед, назад (боком к станку) по V позиции.

Упражнения на середине зала

Проходятся упражнения, изученные у станка, кроме фондю, фраппэ вперед и назад, релеве лян.

Позы 1-4 арабеска с отделением ноги от пола.

Тан лие назад.

Девлюпе на 90° в сторону.

Различные варианты пор де бра.

Ассамбле вперед.

Амбуатэ (без поворота).

Дополнительный материал по классическому танцу, рекомендуемый для изучения в группе совершенствования.

Повторяются все пройденные упражнения, но в более быстром темпе и в небольших комбинациях. Разучиваются и дополнительные упражнения.

Упражнения у станка

Батман пике.

Батман фраппэ с подниманием на полупальцы.

Двойной батман фраппэ на полупальцах.

Батман фондю по трем направлениям – на 45º.

Маленький батман сюр ле ку де пье.

Рон де жамб ан лер: ан деор и ан дедан.

Девлюпе по трем направлениям.

Упражнения на середине зала

Исполняются все упражнения, за исключением рон де жамб ан лер.

Упражнения, разученные у станка, могут исполняться в положении круазе и эфасе.

Маленький пирует по II и IV позициям.

Сиссон ферме (закрытое).

Сиссон уверт (открытое).

Ассамбле большое (с глиссад и падебурре).

Маленькое па де ша.

Тан леве в положении сюр ле ку де пье; в позе арабеск на 45º.

Балансе.

Теоретический материал, рекомендуемый к использованию на интегрированных занятиях и занятиях «Фентези-данс»:

Первый год обучения:

 «Город чудный, город древний»:

Облик и жизнь древней Москвы;

Традиции, быт и нравы жителей древней Москвы;

Героическое прошлое Отечества.

 «Я иду, шагаю по Москве!»:

Облик и жизнь современной Москвы;

Знаменитые люди столицы;

Природа и ландшафт  Москвы;

Московские театры и музеи для школьников.

Второй год обучения:

  «Из истории мирового балета»:

Первые танцы древности;

Первые балеты;

Хореографы эпохи Просвещения;

Мечта и действительность романтизма;

Ритм и пластика в танце начала ХХ века;

Традиции английского балета;

Судьба старейшего балета в Европе (Франция);

Немецкий балет.

Третий год обучения:

«Богатства русского классического балета»:

Скоморохи-потешники;

У колыбели русского балета;

Крепостной балет;

Первая русская Терпсихора (А.И.Истомина);

Особенности русского балетного романтизма;

Первые симфонические балеты;

Балетный академизм М.Петипа;

Неумирающий лебедь русского балета;

Жизнь в танце (В.Ф.Нижинский);

Танец Тамары Карсавиной;

Поэзия и экспрессия танца О.Спесивцевой.

Четвёртый год обучения:

«Искусство миллионов»:

Эксперименты Касьяна Голейзовского;

Профессор хореографии – А.Я. Ваганова;

«Ромео и Джульетта»;

Балетные образы Галины Улановой;

В грозные годы войны;

Яркая артистическая индивидуальность Майи Плисецкой;

Поиски и открытия Ю.Н. Григоровича;

Репертуар национальных балетных театров;

Обогащение традиций (Е.Максимова, В.Васильев, Н.Бессмертнова, М.Лиепа, М.Лавровский, Н.Павлова,  Л.Семеняка и др.)

Комплекс упражнений партерной гимнастики,

направленных на развитие природных физических данных

детей младшего школьного возраста.

Партерная гимнастика даёт детям первоначальную хореографическую подготовку, развитие природных физических данных, формирует основные двигательные качества и навыки, необходимые для успешного освоения классического, историко-бытового, современного и других направлений танцев.

Перед работой с партерной гимнастикой детей нужно разогреть все мышцы и настроить на рабочий процесс. Для занятий партерной гимнастикой  понадобятся индивидуальные коврики.

I) Комплекс упражнений сидя на полу:

1) Упражнения для развития и укрепления голеностопного сустава:

– сокращение и вытягивание стоп обеих ног с поворотами головы

И.П.: ноги в 6 позиции, руки на поясе, голова в положении face.

Музыкальное сопровождение: размер – 4/4, характер – умеренный, чёткий.

На «1» - стопы сокращаются, голова поворачивается к правому плечу,  на «2» - стопы вытягиваются в И.П., голова возвращается в положение face, на «3» - стопы вновь сокращаются, голова поворачивается к левому плечу, на «4» - стопы и голова возвращают в И.П.

Следить за максимальным вытягиванием и сокращением стоп, за подтянутым, прямым корпусом, втянутыми мышцами живота, правильным положением кистей рук на поясе (4 пальца вместе), прямой спиной.

– сокращение и вытягивание стоп по очереди с наклонами головы

И.П.: ноги в 6 позиции, руки на поясе, голова в положении face.

Музыкальное сопровождение: размер – 4/4, характер – умеренный, чёткий.

На «1» - сокращается правая стопа, голова наклоняется к правому плечу, левая нога в свою очередь находится в натянутой 6 позиции (натянутом положении), на «2» - стопа вытягиваются в И.П., голова возвращается в положение face, на «3» - левая стопа сокращается, голова наклоняется к левому плечу, на «4» - стопа и голова возвращают в И.П.

Следить за максимальным вытягиванием и сокращением стоп, за подтянутым, прямым корпусом, втянутыми мышцами живота, правильным положением кистей рук на поясе (4 пальца вместе), прямой спиной.

           – «Солнышко»

И.П.: ноги в 6 позиции, руки на поясе, голова в положении face.

Музыкальное сопровождение: размер – 4/4, характер – медленный, чёткий.

На «1» - стопы максимально сокращаются, на «2» - в сокращённом положении стопы кладутся на пол, на «3» - стопы доходят до 1 выворотной позиции, на «4» - в И.П.

Следить за натянутостью колен и стоп, выворотностью.

2) Упражнения для растягивания ахилового сухожилия:

– «Чемоданчик»

И.П.: ноги натянутые, руки находятся в свободном положении, ладони лежат на полу.

Музыкальное сопровождение: размер – 4/4, характер – плавный, мелодичный.

На «1» - руки поднимаются наверх, на «2» - корпус вместе с руками опускаются на ноги. На «3, 4» лежим. В этом положении находимся 4 такта 4/4. Недопустимо расслабление мышц, поднятие корпуса возможно только углубление.

Следить за сомкнутыми между собой ногами, за тем, чтобы первоначально ложился живот, затем грудная клетка, затем голова.

3) Упражнения для развития паховой выворотности:

– «Бабочка»

И.П.: ноги согнуты в коленях, стопы соединены.

Музыкальное сопровождение: размер – 4/4, характер – плавный, мелодичный.

На «1» - руки поднимаются наверх, на «2» - корпус вместе с руками опускаются между ног – на стопы. На «3, 4» лежим. В этом положении находимся 4 такта 4/4. Не допустимо расслабление мышц, поднятие корпуса возможно только углубление.

Следить за тем, чтобы первоначально ложились колени (на пол), затем ложился живот, затем грудная клетка, затем голова.

– «Гармошка»

И.П.: ноги натянуты, корпус прямой, руки находятся в свободном положении немого позади спины, ладонями в пол.

Музыкальное сопровождение: размер – 4/4, характер – чёткий.

На «1» - правая нога, сгибаясь в колене, ведётся по полу и ставится на носок, на «2» - нога кладётся на пол, как можно плотнее, на «3» - нога возвращается в вертикальное положение, на «4» - п.н. возвращается в И.П. Аналогично выполняется движение левой ногой.

Следить за прямой спиной и за бёдрами.

II) Комплекс упражнений лёжа на спине:

1)Упражнения на пресс:

– поднятие ног

И.П.: ноги натянутые, поясница лежит на полу, руки вдоль корпуса.

Музыкальное сопровождение: размер – 4/4, характер – плавный, мелодичный, темп – умеренный.

На 1-ый такт 4/4 – правая нога отрывается от пола и поднимается как можно выше, на 2-ой такт 4/4 – нога сохраняет положение, усиливая амплитуду, на 3-ий такт 4/4 – нога медленно опускается в И.П., на 4-ый такт 4/4 – пауза в И.П. Аналогично движение повторяет левая нога, затем это же движение выполняют обе ноги одновременно.

Следить за натянутостью стоп, колен, как рабочей ноги, так и опорной, за ровностью спины. Помощь руками не желательна.

– «Велосипед»

И.П.: ноги на 90 градусов, стопы сокращены, руки вдоль корпуса.

Музыкальное сопровождение: размер – 2/4 или 4/4, характер – чёткий, темп – быстрый.

Ноги поочерёдно сгибаются в коленях, описывая, круг в воздухе.

2) Упражнения для пресса и укрепления мышц поясничного отдела позвоночника

– «Берёзка»

И.П.: ноги лежат на полу, стопы натянуты, руки вдоль корпуса.

Музыкальное сопровождение: размер – 4/4, темп – умеренный.

На «1, 2» натянутые ноги поднимаются на 90 градусов, на «3,4» - носки стремятся ввысь, при этом таз отрывается от пола, и так же стремится ввысь. Должна образоваться прямая линия, начиная от стоп ног заканчивая лопатками. Держаться в таком положении 4 такта 4/4, на «1,2» - таз опускается на пол, на «3,4» - ноги опускаются на пол в И.П.

III) Комплекс упражнений лёжа на животе:

1) Упражнения для развития гибкости

– «Окошечко»

И.П.: ноги натянуты, пятки вместе, руки вдоль корпуса.

Музыкальное сопровождение: размер – 4/4, характер – чёткий.

На «1» - руки сгибаются в локтях и ставятся возле грудной клетки, на «2» - руки открываются в 1 классическую позицию, на «3» - руки раскрываются в стороны (открываются во 2 классическую позицию), на «4» - плечевой пояс поднимается как можно выше. В этом положении находимся 2 такта 4/4. Затем возвращаемся в исходное положение.

– «Змейка»

И.П.: ноги натянуты, пятки вместе, руки вдоль корпуса.

Музыкальное сопровождение: размер – 2/4, характер – чёткий.

На «1,2» - руки сгибаются в локтях и ставятся возле грудной клетки, на «3,4» - плечевой пояс подаётся назад. В этом положении находимся 4 такта 2/4, затем возвращаемся в И.П.

Следить за неотрывностью бедер во время исполнения перегиба плечевого пояса.

– «Лягушка»

И.П.: ноги натянуты, пятки вместе, руки вдоль корпуса.

Музыкальное сопровождение: размер – 4/4, характер – чёткий.

На «1» - руки сгибаются в локтях и ставятся возле грудной клетки, на «2» - плечевой пояс подаётся назад, на «3» - ноги сгибаются в коленях, пальцы ног стремятся достать до затылка, на «4» - пауза. В этом положении находимся 2 такта 4/4, затем возвращаемся в И.П.

Следить за неотрывностью бедер во время исполнения перегиба плечевого пояса.

– «Самолётик»

И.П.: ноги в натянутом положении, пятки вместе, руки лежат под подбородком.

Музыкальное сопровождение: размер – 2/4, характер – чёткий.

На 1 такт 2/4 – руки выпрямляются и раскрываются по сторонам, при этом плечевой пояс также отрывается от пола, натянутые ноги поднимаются на 25 и выше градусов, на ширину больше ширины плеч. Находимся в таком положении 2 такта 2/4, на 4-ый такт отдыхаем в И.П..

– «Корзинка»

И.П.: ноги в натянутом положении, пятки вместе, руки лежат под подбородком.

Кисти рук обхватывают голеностопные суставы обеих ног и вытягиваются наверх.

IV) Комплекс упражнений для растягивания мышц ног

– «Чемоданчик» в парах

И.П.: ноги натянутые, руки находятся в свободном положении, ладони лежат на полу.

Музыкальное сопровождение: размер – 2/4, характер – плавный, мелодичный.

На «1,2» - руки поднимаются наверх, на «3,4» - корпус вместе с руками опускаются на ноги. В этом положении находимся 8 такта 2/4. Недопустимо расслабление мышц, поднятие корпуса возможно только углубление.

Следить за сомкнутыми между собой ногами, за тем, чтобы первоначально ложился живот, затем грудная клетка, затем голова.

– ноги по сторонам

И.П.: ноги раскрыты по сторонам.

Тянущийся кладёт корпус между ног, а тянущий оказывает значительное давление на спину, так чтобы корпус лёг на пол.

– «Бабочка» в парах

И.П.: ноги согнуты в коленях, стопы соединены.

Музыкальное сопровождение: размер – 4/4, характер – плавный, мелодичный.

Тянущийся ложится животом на стопы, а тянущий давит руками на лопатки или ложится своей спиной на спину тянущегося этим самым усиливая давление и развивая паховую выворотность и пассивную гибкость. Недопустимо расслабление мышц, поднятие корпуса возможно только углубление.

Следить за тем, чтобы первоначально ложились колени (на пол), затем ложился живот, затем грудная клетка, затем голова.

– «Полушпагат»

– «Шпагат»

Значение упражнений партерной гимнастики:

Упражнения важны для формирования осанки; укрепляются мышцы; формирования опорно-двигательного аппарата; для развития органов дыхания; для развития отдельных двигательных качеств и способностей (силы, гибкости, координации, ловкости, выносливости); на развитие психики (внимания, сообразительности, ориентировки в пространстве и во времени); развитие музыкальных качеств.

Ребенок приобретает определенные навыки, которые могут пригодиться ему в будущем.

В занятиях ребёнок познаёт себя, раскрывает свои физические возможности, который ему пригодятся в дальнейшем. Благодаря системе и комплексу упражнений с каждым занятием ребёнку становится интереснее и легче выполнять физически сложные упражнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения.

Презентация "Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения"....

Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе, практической деятельности педагога дополнительного образования

Я, педагог дополнительного образования Павлов Юрий Максимович регулярно изучаю и использую в работе современные образовательные технологии, которые делают процесс обучения детей предмету «Колокольный ...