Образовательная программ "Музыка и движение"
рабочая программа на тему
Образовательная программа расчитана на детей в возрасте 6-8 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka_i_dvizhenie.doc | 298 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Зеленоградское окружное управление образования
Государственное образовательное учреждение
Зеленоградский Дворец творчества детей и молодежи
Рекомендовано Утверждено
Педсоветом ЗДТДиМ Директор ЗДТДиМ
«__»____________200__ г. __________________
Экспертным советом Согласовано
«__»____________200__ г. Зам. директора
__________________
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
«МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ»
(ритмика)
Возраст воспитанников: 6 – 8 лет
Рассчитана на 2 года обучения
Автор: педагог дополнительного
образования Счаснович А.Е.
МОСКВА 2011 г.
Содержание:
Раздел 1. Пояснительная записка…………………………………… 3
Раздел 2. Учебно-тематический план……………………………… 11
Раздел 3. Содержание занятий……………………………………... 12
Раздел 4. Методическое обеспечение программы………………… 24
Литература…………………………………………………………….25
Раздел 1. Пояснительная записка.
Образовательная программа «Музыка и движение» используется на подготовительном этапе обучения в студии детских танцевальных шоу-программ «Зеленоградочка» и имеет художественно-эстетическую направленность.
Документы и материалы, с учётом которых составлена программа:
Программа составлена в соответствии с нормативно-правовой базой учреждений дополнительного образования и на основании городской целевой программы развития образования «Столичное образование - 5» на 2009-2011 гг;
Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (утв. Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 года с изменениями от 07.12.2006 г.);
Закон РФ «Об образовании» (1992 г.);
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы образовательных учреждений (СанПин 2.4.4.1251 – 03).
Актуальность данной образовательной программы.
Проведённые исследования у нас и за рубежом подтверждают, что наиболее распространёнными заболеваниями сегодня среда школьников стали заболевания сердечно-сосудистой, нервной и костно-мыщечной системы.
Одной из главных причин роста этих заболеваний являются гиподинамия и гипокинезия, к которым приводит прогрессирования дефицита двигательной активности, особенно у детей и подростков, что обусловлено спецификой двигательных режимов в образовательных учреждениях на протяжении всего учебного периода.
Только регулярные систематические двигательные занятия способствуют развитию и укреплению тех свойств организма, которые защищают от вредных воздействий, помогают лучше приспосабливаться к меняющимся внешним условиям, повышать готовность защитных приспособлений организма.
Часто в школьном возрасте дети испытывают и эмоциональный «голод», т.е. недостаток положительных эмоций, что совершенно необходимо любому человеку, в любом возрасте, с любым состоянием здоровья. Музыка и движение помогают компенсировать этот недостаток.
Ребенок с рождения оживляется, слыша хорошую музыку, в дошкольном возрасте дети с радостью поют, танцуют, играют в музыкальные игры с движением. Это и является основой занятий ритмикой по программе «Музыка и движение». Программа основывается на глубокой взаимосвязи движения и музыки.
Цели и задачи обучения.
Занятия движением под музыку нацелены на воспитание музыкальности и естественной двигательной реакции через принятие и переживание музыки, что может возникнуть лишь в случае не созерцательного, а действенного ее восприятия.
Цель обучения - дать систематические знания по основам музыки и танца, развить музыкальность, метроритмическое чувство, воспитать эстетику движений.
В связи с этим необходимо реализовать следующие задачи:
В обучении:
Научить элементам танцев, соответствующих возрастным особенностям детей;
Дать определённый набор знаний, умений, навыков по теории музыки,
основным видам движения;
В развитии:
Развить образное мышление ребёнка;
Развить мышечный аппарат детей;
Развить актёрские способности ребёнка;
В воспитании:
Воспитать естественную двигательную реакцию на музыку;
Раскрепостить детей, сделать их контактными, выразительными, чтобы они хорошо чувствовали себя на балах и дискотеках, в концертных залах;
Дать возможность самовыразиться в танце, а наиболее одарённым детям открыть дорогу в профессиональный мир танца и музыки;
Сохранить и улучшить здоровье, снять нервное перенапряжение, дать
возможность получить положительные эмоции.
Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа.
Данная образовательная программа ориентирована на детей младшего школьного возраста (6- 8 лет). Первоклассники обычно приходят на первые занятия полные интереса и ожидания. Главная задача педагога – сохранить и преумножить этот естественный детский интерес, оправдать ожидания ребёнка и раскрыть перед ним мир музыки и движения. С первых занятий у детей должны активизироваться связи между музыкой и движением, дети должны получать радость от движения и музыки. Учитывая особенности младшего школьного возраста, необходимо в процессе занятия чередовать разнообразные формы и методы работы, в большей степени опираясь на игровые формы обучения.
Учебная деятельность строится по принципу изучения материала от простого к сложному
Режим занятий.
Базовый курс обучения по программе «Музыка и движение» рассчитан на два года. Программа ориентирована на детей с 6-летнего возраста (допустимы возрастные отклонения на 1-2 года).
Вид учебной группы – постоянный.
Занятия планируются на весь учебный год из расчета 72 часов в год (2 часа в неделю) на группу первого года обучения и 108 часов в год (3 часа в неделю) на группу второго года обучения.
Занятия проводятся два раза в неделю:
первый год обучения – два раза в неделю по 1 часу в день;
второй год обучения – два раза в неделю по 1 часу в первый день и 2 часа во второй день (включая постановочную работу)
Дети на занятия допускаются только с разрешения врача (мед. справка). В группе первого года обучения занимается 15 человек, со второго года обучения – 12 человек в группе.
Занятия проводятся в зале, оборудованном зеркалами. Зал должен быть чистым, светлым, просторным. Пол не должен быть каменным. Кроме зала необходимо иметь отдельную комнату для переодевания и хранения вещей во время занятия, душевую кабину и туалетную комнату.
Костюм для занятий – легкая спортивная форма, на ногах носки и тапочки.
Условия реализации программы.
Помещение для занятий должно быть достаточно просторным (не менее 40 кв. метров), оборудованное хореографическими станками и зеркалами.
Покрытие пола ровное, не скользкое. Запрещается заниматься на каменном полу, наиболее подходящее покрытие пола - ковролин, линолеум, специальное танцевальное покрытие. Для выполнения упражнений на полу необходимо иметь индивидуальный коврик. Температура в помещении должна быть не выше +18...+20 градусов, помещение должно хорошо проветриваться.
Форма, для занятий - легкая спортивная (гимнастический купальник или футболка с трикотажными шортами), на ногах мягкие балетные туфли, волосы собраны в пучок.
Технические средства обучения:
- фортепиано или рояль;
- музыкальный центр;
- комплект дисков и кассет с музыкой.
Необходимый кадровый состав:
Педагог дополнительного образования;
Концертмейстер.
Обоснование подхода к оценке качества, прогнозируемы результаты и способы их проверки.
Занятия по предмету «Музыка и движение» можно разделить на несколько видов:
Ознакомление с новым материалом. На занятиях детально разбирается движение. Обучение начинается с раскладки и разучивания упражнений в медленном темпе. Объясняется прием его исполнения. На уроке может быть введено не более 3-4 комбинаций.
Закрепление знаний, умений, навыков. Предполагают повтор движений или комбинаций не менее 3-4 раз. Первые повторы исполняются вместе с педагогом. При повторах выбирается кто-то из ребят, выполняющих движение правильно - лучше других, или идет соревнование - игра между второй и первой линиями.
Итоговые занятия. Дети, практически самостоятельно, без подсказки, должны уметь выполнять все заученные ими движения и танцевальные комбинации, знать и владеть основной терминологией.
Импровизационная работа. На этих занятиях дети танцую придуманные ими вариации или сочиняют танец на тему, данную им педагогом. Такие задания развивают фантазию. Ребенок через пластику своего тела пытается показать, изобразить, передать свое видение образа.
Как правило, оценка качества выставляется на итоговом занятии. В оценке качества исполнения учитывается следующее:
техническая правильность движения;
красота и изящество;
образ, созданный воспитанником при исполнении;
музыкальность;
исходные природные данные;
улучшение качества исполнения по сравнению с предыдущим исполнением.
Все перечисленные критерии не обязательно используются одновременно. Самое главное в оценке результативности учитывать исходные природные данные и его результативность, по сравнению с более ранними сроками обучения.
Для оценки усвояемости материала по итогам занятий можно применять следующую систему оценок:
Оценка | Степень овладения знаниями, умениями, навыками |
Оценка «5» | Упражнение выполнено технически правильно, уверенно, без напряжения, в нужном темпе и характере |
Оценка «4» | Упражнение исполнено технически правильно, но недостаточно красиво и изящно, с некоторым напряжением, не совсем уверенно |
Оценка «3» | Упражнение выполнено правильно, но недостаточно точно, с большим напряжением, допущены незначительные ошибки в положении головы, рук, ног |
Оценка «2» | Упражнение сделано с грубыми техническими ошибками, небрежно |
Оценка «1» | Упражнение не выполнено |
Оценка знаний, умений, навыков может проводиться как для отдельного движения, элемента, так и для всего занятия в целом.
Контроль проводится:
текущий (оценки выставляются в журнал в день проведения контроля);
итоговый (на основе текущих оценок выставляется итоговая оценка за учебную четверть, а на основе четвертных оценок – итоговая оценка за год).
Способы проверки результатов:
индивидуальные задания;
задание по отдельным группам;
задание на всю группу воспитанников;
участие в конкурсных мероприятиях;
индивидуальные задания на объяснение пройденного материала другим воспитанникам;
проверка домашнего задания.
В течение работы способы проверки могут изменяться, дополняться, объединяться. Важно отметить преимущество проверки умений и мастерства воспитанников в форме музыкальных игр, а именно импровизационных заданий. Эти задания показывают, на сколько воспитанник воспринимает материал, чтобы владеть и использовать его самостоятельно.
По результатам текущих проверок можно прогнозировать готовность воспитанников к восприятию той, или иной новой информации, их результативность в конце года. Дети, успешно освоившие учебный материал переводятся на следующий год обучения. Детям, плохо освоившим материал, можно предложить изучение программы повторно.
Для регулярного контроля за уровнем подготовки воспитанников рекомендуется применять контрольное тестирование, которое проводится в конце каждого учебного года. На основе этих наблюдений можно наглядно увидеть динамику роста тех, или иных качеств воспитанника.
Контрольные тесты физических качеств:
Наименование | Описание тестов | Требование к выполнению |
Гибкость | «Кольцо» (лёжа на полу) | Измеряется расстояние oт головы до пяток (в см) |
Равновесие | Стойка на одной ноге | Фиксируется удержание равновесия (в с) |
Растяжка | Шпагат | Измеряется расстояние от симфиза до земли (в см) |
Прыжок | Прыжок вверх на двух ногах | Измеряется высота от пола до носка (в см) |
Раздел 2. Учебно-тематический план.
Название темы | 1 год | 2 год |
т | п | т | п |
Элементы музыкальной выразительности | 5 | 5 | 7 | 8 |
Освоение основных движений и элементов танцев | 5 | 25 | 10 | 30 |
Работа над музыкально- пространственными композициями | 3 | 12 | 10 | 30 |
Активизация развития творческих способностей и актёрского мастерства | 5 | 8 | 1 | 8 |
Беседы о музыке и танце | 4 | 4 |
Итого: | 72 | 108 |
«т» - теория
«п» - практика
Раздел 3. Содержание занятий по годам обучения.
Первый год обучения (первое полугодие)
К концу первого полугодия дети должны:
1. Уметь показать через движение следующие элементы музыкальной
выразительности: начало и окончание музыкального произведения, его
характер, темп, динамику, ритм, пульс, ритмический рисунок, чувствовать
фразу, затакт,
2. Освоить следующие основные движения и элементы танцев:
- ходьба: бодрый шаг, высокий, тихий, спокойный, приставной, топающий
шаг, «хороводный шаг»;
- бег лёгкий, размашистый:
- прыжки: лёгкие и энергичные, прямой и боковой галоп;
- элементы танцев: пружинистые полуприседания, плавные движения рук,
выставление ноги на пятку и носок, три притопа,
3. Знать и уметь выполнять упражнения партерной гимнастики: работа
подъёмов, ступеньки, уголок, «полешко», складочка.
Первый год обучения (второе полугодие)
За второе полугодие дети должны изучить:
1. Элементы музыкальной выразительности: вступление, двухчастная, трёхчастная, куплетная форма, фразы и предложения, ритмические рисунки из восьмых, четвертных, половинных и целых нот, сильная и слабые доли в такте.
2. Основные движения:
- ходьба, с носка, на полупальцах, решительный и настороженный шаг,
пружинистый шаг, ходьба с подъёмом бедра, поднимаясь на полупальцы;
- бег с высоким подъёмом бедра, лёгкий, полётный бег, бег чуть поднимая
носок от пола (лошадки);
- прыжки: «пингвины», «зайчики», «лягушки», «мячики», «трамплины»;
- элементы танцев: шаг польки, хороводный шаг, присядка, «ковырялочка»,
присядка с выставлением ноги на каблук.
3. Элементы классического танца:
- battement tendu simpl (из первой позиции в сторону);
- demi-plie (лицом к станку по первой, второй и третьей позициям);
- основные позиции рук и ног;
- releve (по первой, второй и третьей позициям);
- перегибы корпуса у станка.
Второй год обучения (первое полугодие)
За первое полугодие дети должны освоить:
1. Элементы музыкальной выразительности: марш, вальс, песня - "три кита" в
музыке, синкопа, пунктирный ритм, сложные ритмические рисунки, пауза,
акцент.
- бег на высоких полупальцах, бег с "молоточками";
- прыжки: «разножка» (поперечные шпагаты), прыжок продольными
шпагатами;
- ходьба, на полупальцах с приподнятыми коленями, ходьба переменным
шагом.
3. Элементы танцев: «веревочка с каблучком», «ковырялочка», «ключ», шаг с
припаданием в русском народном танце, ритм и шаг танго, шаг вальса,
кантри-польки.
4. Гимнастика: «домики», все виды «лягушек», три шпагата.
5. Элементы классического танца:
- demi-rond de jamb par terre en deor et en dedans;
- battement tendu jete.
Второй год обучения (второе полугодие)
К концу второго полугодия дети должны освоить:
1. Элементы музыкальной выразительности: различные группировки
шестнадцатых в ритмических рисунках, триоли в размерах 2/4, 3/4, 4/4,
музыкальный размер 3/8, 6/8, двухголосие.
2. Гимнастика: круг ногами по полу через шпагат, кольцо, мост с колен.
3. Основные движения:
- ходьба перекатом, скрестно, с приседанием;
- бег «оленя»;
- прыжки шпагатами;
- разные выразительные положения рук при беге, прыжках и т.д.
4. Элементы классического танца, изученные ранее выполняются в более быстром темпе.
Тематическое планирование для первого года обучения:
Раздел программы | Рекомендуемые упражнения, композиции, танцы. |
Освоение приёмов движения | «Пружинки»; «Взлетайте, ленты!»; «Тугая резинка»; «Поющие руки». |
Освоение основных движений и элементов танца, пляски | Ходьба: «Идут солдаты»; «Готовимся к параду»; «Давайте погуляем». Бег: «Вьются ленты». Прыжки: «Попрыгунчики»; «Как звучит музыка». Элементы танца: «Вежливый танец»; «Танцуем галопом». Элементы русской пляски: Положения и движения рук, принятые в русской пляске; Хороводный шаг; Топающий шаг на всей ступне; Топающий шаг в сторону; Выставление ноги на пятку и носок; «Петушок расплясался»; Шаг с притопом на месте; Выставление ноги на пятку с полуприседанием. |
Работа над музыкально-пространственными композициями | «Внимание! Музыка!»; «Маршируем с флажками»; «В походе»; «Регулировщик движения»; «Кружки и стайки»; Игра в домики; «Ищи свой цвет»; «Тихие воротца»; «Ведущие, вперёд!» «Веселье»; «Улицы и бульвары»; «Клумба». |
Активизация и развитие творческих способностей детей | «На речке»; «Звери и птицы»; «Гладить кошку»; «Спать хочется»; «Колка дров»; «Ветер и ветерок»; «Поднимай флаг!»; «Прыгай через препятствие!»; «После дождя»; «Передача платочка»; «Запомни музыку»; Игра с лентами; «Гуси и волк»; «Кот и мыши»; «Птичий двор». |
Элементы классического танца | постановка корпуса у опоры; battement tendu (из первой позиции в сторону); demi-plie (лицом к станку по первой и второй позициям); demi-rond de jamb par terre en deor et en dedans; battement tendu jete. основные позиции рук и ног; подъём на полупальцы (лицом к опоре). |
Элементы ОФП, гимнастики | Упражнения в партере: «Клювики, утюжки»; «Ступеньки»; «Уголок»; «Полешко»; «Складочка»; «Корзиночка»; «Лодочка»; «Группировки». |
Рекомендуемый музыкальный материал для первого года обучения:
М.Глинка. «Галопада»;
Т.Ломова. «Кто скорей?»;
В.Витлин. Марш «Пехота»;
Венгерская народная мелодия;
Т.Ломова. «Аллегретто»;
А.Жилин. «Экосез», № 6;
Немецкий народный танец;
Эстонский народный танец;
«Коробейники» (русская народная мелодия);
Ф.Шуберт. «Вальс цветов»;
А.Ашкенази. «Вальс-гавот»;
«Прялица» (русская народная мелодия) в обр. Т.Ломовой;
Л.Дюкамен. «Полька»;
Л.Боккерини. «Менуэт»;
М.Глинка. «Мазурка»;
М.Глинка. «Детская полька»;
М.Теодоракис. «Сиртаки»;
Литовская народная мелодия;
А.Гречанинов. «Марш»;
Французская народная мелодия;
Ф.Надененко. «Марш»;
Н.Ладухин. «Маленькая пьеса»;
С.Майкапар. «Росинки»;
Н.Любарский. «Игра»;
Д.Россини. Отрывок из оперы «Вильгельм Телль».
Тематическое планирование для второго года обучения:
Раздел программы | Рекомендуемые упражнения, композиции, танцы. |
Совершенствование приёмов движения | «Пружинки»; Игра с мячом;; «Тяжёлые руки»; «Мельница»; «Поющие руки»; «Спокойныё рассказ». |
Совершенствование основных движений и элементов танца, пляски | Ходьба: «Пограничники в дозоре»; «Бесконечная сказка»; «То бегом, то шагом»; Певучий хоровод; «Ускоряй и замедляй». Бег: «Нетерпеливые бегуны»; «Ручейки и потоки». Прыжки: «Попрыгунчики»; «Мячики»; «Да? – «Нет? – «Да! Да! Да!»; «Не сдавайся!»; «Заводим волчки»; «Радуемся солнышку». Элементы танцев: «Наездники»; «Танцуем галопом»; «Учимся танцевать польку». Элементы русской пляски: Шаг с притопом на продвижении; Выставление ноги на пятку; Припляс; Тройной шаг; «Ковырялочка»; «Припадания»; «Верёвочка» |
Активизация и развитие творческих способностей детей | Игры и упражнения: «Лесорубы»; «Даже ленты запели»; «Снежинки»; «Лошадки»; «Метание»; «Не потеряй пушинку»; «Только поспевай»; Летом»; «Поехали на экскурсию»; «Пляши, да не зевай»; «Ау!». Танцевальные упражнения, композиции: Полька «Ручеёк»; Полька парами; «У ёлки»; «Затейники»; «Смени пару». Русские хороводы и пляски: «Змейка с воротцами»; Плавный хоровод с выворачиванием круга; «Шеренги и цепочки»; «Плетень»; «Каждая пара пляшет по-своему»; Русская хорводная пляска; «Возле речки». |
Элементы классического танца | постановка корпуса у опоры; battement tendu (из первой позиции в сторону); demi-plie (лицом к станку по первой и второй позициям); demi-rond de jamb par terre en deor et en dedans; battement tendu jete. основные позиции рук и ног; подъём на полупальцы (лицом к опоре). |
Элементы ОФП, гимнастики | Упражнения в партере: - «Домики»; - «Лягушка»; - «Полушпагат»; - «Шпагаты»; - «Кольцо»; - «Мост» (с колен); ОФП на гимнастической скамейке; ОФП с гимнастической палкой; ОФП в вертикальной плоскости на «шведской стенке». |
Работа над музыкально-пространственными композициями | «Стройте круг!»; Беги скорее»; «Барабанщики»; Молодецкий хоровод; «Под весенним ветерком»; «Пустите! – «Не пустим!»; «Мы танцуем польку»; «Праздник». |
Рекомендуемый музыкальный материал для второго года обучения:
С.Майкапар. Альбом «Берюльки»;
М.Глинка. «Мелодический вальс»;
М.Глинка. Полька»;
М.Глинка. «Арагонская хота»;
П.Чайковский. «Полька с мячами»;
Ф.Бургмюллер. «Тарантелла»;
А.Глазунов. «Гавот»;
П.Чайковский. «Марш» (из балета «Щелкунчик»);
П.Чайковский. «Марш» (из балета «Лебединое озеро»);
Ф.Шопен. «Полонез»;
С.Майкапар. «Сказочка»;
Л.Петрова. «Сурская кадриль»;
П.Чайковский. «Вальс снежных хлопьев» (из балета «Щелкунчик»);
В.Комарова. «Давайте танцевать»;
Шведская мелодия (обр. Л.Вишкарёва);
Дарондо. «Танец»;
М.Иороданский. «Песня»;
Английская народная мелодия;
Т.Ломова. «На берегу»;
Латвийская народная мелодия;Чешская народная мелодия;
А.Жилин. «Экосез» (№ 1, № 3);
А.Жилин. «Вальс»;
Украинская народная полька;
«Заплетися, плетень» (русская народная мелодия в обр. Н.Римского-Корсакова);
Русская народная мелодия «На улице дождь»;
Русская народная мелодия «Сеяли девушки яровой хмель»;
«Уж как по мосту-мосточку» (обр. А.Быканова);
«Как у наших у ворот» (обр. А.Быканова);
«Возле речки, возле моста» (обр. Н.Метлова);
Т.Ломова. «Мелодия»;
Французская народная мелодия «Мари» (обр. Ж.Векерлена);
Т.Ломова. «Мыши»;
А.Жилинский. «Детская полька»;
Хорватская народная мелодия;
И.Штраус. «Полька»;
А.Гречанинов. «На гармонике»;Русская народная мелодия «Выходили красны девицы» (обр. А.Лейкина);
Т.Попатенко. «Уголки»;
К.Вебер. «Моменто каприччиозо»;
Е.Тиличеева. «Походная песня»;
С.Затеплинский. «Танец»;Р.Шуман. «Смелый наездник».
Раздел 4. Методическое обеспечение программы.
На первом году обучения весь материал изучается с помощью музыкальных, актерских игр и упражнений. Тренировка основных движений и элементов танцев включается в игры. Но на первом же уроке педагог должен добиться серьёзного отношения к основным правилам работы и поведения: не шуметь, не разговаривать во время звучания музыки, не отвлекаться, чётко выполнять задания педагога.
Со второго года обучения занятие проходит по схеме:
- вводная часть (ходьба, бег, поклон);
- ритмическая гимнастика под фортепиано, упражнения у танцевального
станка;
- отработка элементов танцев;
- прыжки;
- музыкально-пространственные композиции, постановки;
- упражнения на развитие творческих способностей;
- сольфеджио и пение.
Следует учитывать, что танцевать полезно всем, но данные от природы есть далеко не у каждого, потому и педагогические подходы должна быть дифференцированными.
Требования к музыкальному обеспечению занятий по ритмике очень высоки, дети должны слышать правильное выразительное исполнение музыки концертмейстером. Ясная фразировка, тщательное выполнение указанных в нотах оттенков, яркие динамические контрасты, художественность исполнения помогут детям услышать, почувствовать музыку и отразить ее в движении. Роль концертмейстера на занятиях по ритмике значительна, магнитофонные записи хороших произведений могут обогатить занятия, но не могут заменить «живую» музыку.
Список литературы.
Литература для педагогв:
1. С.Д. Руднева. «Ритмика». Москва. «Просвещение», 1972 г.
2. «Методическое пособие по ритмике».Е.Конорова.Москва,1973г.
3. К.Шторн. «Система Далькроза». Петроград, 1924 г.
4. Э.Куду. «Гимнастика». Москва. Высшая школа, 1973г.
5. «Ритмика в хореографическом училище», Ленинград, 1973 г,
6. З.Шушкина. «Ритмика». Музыка. Москва 1976 г,
7. С.Бекина «Музыка и движение». Москва. Просвещение, 1984 г.
8. М.Фадеева. «Найди здоровье». Минск, 1986 г.
9. Ги Дени Люк Дасевиль. «Все танцы». Киев, 1983 г.
10. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. Г.Нугер.
Уч.Пособие. Москва, 1989 г.
11. Т.Лисицкая. «Ритм-пластика». Москва, 1985 г.
Литература, рекомендуемая для чтения детям:
Л.Ауэрбах. Рассказы о вальсе. М., 1980 г.
М.Рыцаева. Музыка и я (популярная энциклопедия для детей). М., 1998 г.
Л.Школьников. Рассказы о танцах. М., 1966 г.
Периодическое издание «Танцевальный калейдоскоп» (газета).
Периодическое издание «Балет» (журнал).
В.Пасютинская .Волшебный мир танца. Москва. 1985 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-тематический план и образовательная программа волонтерского движения «здоровье»
Учебно-тематический план и образовательная программа волонтерского движения «здоровье»...
Образовательная Программа "Уроки безопасности.Правила дорожного движения"
Безопасность собственного поведения в условиях движения зачастую детьми недооценивается в связи со многими факторами и показателями. Таким образом, неправильное поведение детей на дорогах, приводящее ...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАМММА «МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ», РАССЧИТАННАЯ НА 3 ГОДА И БОЛЕЕ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАМММА«МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ»,РАССЧИТАННАЯ НА 3 ГОДА И БОЛЕЕ ОБУЧЕНИЯДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по составлению образовательной учебной программы по изучению правил дорожного движения и привитию навыков культурного поведения на дорогах во внеурочное время «АЗБУКА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ» для учащихся 5 - 9 классов
Методические рекомендации для учителей и классных руководителей, которые на классных часах изучают ПДД...
IX Городской смотр-конкурс образовательных учреждений участников движения "Москва на пути к культуре мира". Проект "Честь имею"
IX Городской смотр-конкурс образовательных учреждений участников движения "Москва на пути к культуре мира". Проект "Честь имею"...
X Городской смотр-конкурс образовательных учреждений участников движения "Москва на пути к культуре мира".
X Городской смотр-конкурс образовательных учреждений участников движения "Москва на пути к культуре мира"....
Образовательная программа "Сценическое движение"
Образовательная программа «Сценическое движение» в системе образовательных программ дополнительного образования детей имеет художественно-эстетическую направленность. Программа рассчи...