ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ШАХМАТАМ
рабочая программа по теме

 

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умению концентрировать внимание.  Решать задачи в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы.

 Актуальность данной программы заключается в том, что имеющиеся до настоящего времени устаревшие программы не рассчитаны на современные нормативы работы с учебно-тренировочными группами и не содержат новейшей информации. Шахматным педагогам приходится выискивать материалы из различных источников, на что требуется длительное время подготовки к занятиям.

Данная программа рассчитана на 5 лет обучения и обеспечивает поступательное развитие юных спортсменов  к этапу спортивного совершенствования в квалификационном плане путем решения образовательных, воспитательных и развивающих задач.

Занятия строятся по основным дидактическим принципам.
Принцип поступательности предусматривает изложение более сложного материала в течение всего года обучения. Актуальность программы продиктована требованиями времени. Так как формирование развитой личности – сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе дополнительного образования, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника.

Анализируя программы, предшествующие нашей, мы пришли к выводам, что особенностью  данной программы является ее индивидуальный подход к обучению ребенка. Он имеет два главных аспекта.

Во-первых, воспитательное взаимодействие строится с каждым юным шахматистом с учётом личностных особенностей. Во-вторых, учитываются знания условий жизни каждого воспитанника, что важно в процессе обучения. Такой подход предполагает знание индивидуальности ребёнка, подростка с включением сюда природных, физических и психических свойств личности. 

       В данной программе предусмотрено, что в образовании развивается не только ученик, но и программа его самообучения. Она может составляться и корректироваться в ходе деятельности самого ученика, который оказывается субъектом, конструктором своего образования, полноправным источником и организатором своих знаний. Ученик, с помощью педагога, может выступать в роли организатора своего образования: формулирует цели, отбирает тематику, составляет план работы, отбирает средства и способы достижения результата, устанавливает систему контроля и оценки своей деятельности. 
          Программа интегрирована с ежегодным календарным планом соревнований, что позволяет учащимся в полной мере проявить полученные теоретические знания на практике, а также выявить недостатки в подготовке.

Настоящая модифицированная программа составлена на основе учебно-тематических программ заслуженного тренера России В.Голенищева.

          Психологическое сопровождение обучения игре в шахматы обеспечивает повышение мотивации, активизацию мыслительной деятельности и формирование личности учащегося.

 Процесс обучения - комплексный процесс, поэтому, наряду с развитием практических умений игры в шахматы следует активизировать процессы познания, понимания, синтеза, анализа, оценки, способности владения и использования большого объёма информации.

 Новизна данной программы заключается в разработке и использовании на занятиях  педагогом дидактического материала (карточки, шахматные этюды и задачи), активизирующих общие и индивидуальные логические особенности обучающихся; применении метода исследования (написание рефератов и докладов по истории шахмат), в создании учебно-тематического плана, использовании современных компьютерных программ:

1. Chessmaster Grand Master Edition

2. Fritz-9

3. Chessmaster 10000

4. Chess Planeta

5. Chess Asisstent

        Особенно важно для успешного игрока формирование таких личностных качеств, как настойчивость, стремление доводить дело до конца, развитие позитивной «Я» - концепции, самоконтроля, самоуважения, саморегуляции. Для того чтобы учащийся мог успешно действовать за шахматной доской, он обучается соответствующим навыкам общения и сотрудничества.

  В нашей программе ученику предлагаются специальные материалы (тесты), выполнение которых связано с применением, обучающимся самоорганизации, самоконтроля, саморегуляции, воли, концентрации внимания, гибкости, оперативной памяти. Тем самым ученик развивается как личность, испытывая при этом наслаждение в полном соответствии с законами психологии.

Программа учебно-тренировочного этапа подготовки является продолже­нием программы этапа начальной подготовки юных шахматистов. Начальную подготовку можно рассматривать как фундамент, в то время как учебно-трени­ровочная подготовка - это создание шахматной базы на этом фундаменте.

Цель программы:

  1. Развитие творческих способностей, совершенствование интеллектуальных качеств черт характера
  2. Подготовка квалифицированных шахматистов

Так как в учебно-тренировочных группах занимаются шахматисты-разрядники, уровень подготовки которых различен, задача тренера-преподавателя - изучить сильные и слабые стороны обучаемых и, исходя из этого, строить свою работу диффе­ренцированно.

Данная программа направлена на решение трех задач:

Образовательная: совершенствование и интеллектуальных способностей, выполнение 1 разрядов и балла КМС.

Развивающая: развитие стремления детей к самостоятельности;

развитие умственных способностей учащихся: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образного и аналитического мышления;
осуществление всестороннего физического развития воспитанников.

Воспитательная: формирование адекватной самооценки, самообладания, выдержки, воспитание уважения к чужому мнению.

Предполагаемые результаты

Результатом обучения является выполнение учащимися 1 спортивного разряда, КМС, участие в спортивных соревнованиях.

Пути, средства, методы достижения цели.

В ходе изучения данной программы у обучающихся идет освоение предметной компетенции, а также формирование умений участвовать в коллективной деятельности.

Наша программа носит образовательно-развивающий характер, направлена на раскрытие индивидуальных психологических особенностей учащихся; имеет физкультурно-спортивную направленность.  Группы включают учащихся разного возраста, разного уровня знаний, умений и навыков шахматной игры. Поэтому при разработке программы учитываются не только нормы программы дополнительного образования, ее реализация, но и этот аспект.

Программа ориентирована на использование современных образователь­ных технологий и средств обучения, в частности, на использование мощных ин­формационно-поисковых систем, игровых и аналитических программ, позволя­ющих обрабатывать все возрастающие объемы информации в шахматах.

Учебно-тематический материал программы распределён в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умений и навыков.

Представленные в программе темы создают целостную систему подготовки шахматистов. При отборе теоретического материала и установлении его последовательности соблюдаются следующий принципы:

  • структурирование учебного материала с учётом объективно существующих связей между его темами;
  • актуальность, практическая значимость учебного материала для воспитанника.

Индивидуальный подход заложен в  программу. Он имеет два главных аспекта. Во-первых, воспитательное взаимодействие прострачивается с каждым юным шахматистом с учётом личностных особенностей. Во-вторых, учитываются знания условий жизни каждого воспитанника, что важно в процессе обучения. Такой подход предполагает знание индивидуальности ребёнка, подростка с включением сюда природных, физических и психических свойств личности.

Учебно-тематический материал программы распределён в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умений и навыков. 

      Представленные в программе темы создают целостную систему подготовки шахматистов. При отборе теоретического материала и установлении его последовательности соблюдаются следующий принципы: 

  • структурирование учебного материала с учётом объективно существующих связей между его темами;
  • актуальность, практическая значимость учебного материала для воспитанника.       

  Нормативную базу программы составляют: Закон Российской Федерации «Об образовании», постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в области физической культуры и спорта, Устав ДЮСШ “Белая ладья”, прог­рамма деятельности, образовательная программа, учебный план, решение педагогического со­вета.

 

Сведения о сроках  реализации программы

и распределение часов по годам обучения.

Программа рассчитана на 5 лет обу­чения и является базисной. Организация учебно-тренировочного процесса предусматривается в течение 46 учебных недель и 6 недель оздоровительной работы летом.

Учебно-тренировочный этап подготовки предусматривает получение общих знаний по шахматам и общую физическую подготовку в течение 5 лет, после прохождения учебно-тренировочного этапа тренер-преподаватель может специализироваться и углубить программу шахмат, исходя из своего опыта, специализации, интере­сов и навыков детей.

Время, отведенное на обучение, составляет 2760 учебных часов.

Учащиеся ДЮСШ “Белая ладья” объединяются в разновозрастные учебные группы, в соответствии с п. 25 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей.

Учебно-тренировочный этап формируется из здоровых и практически здоровых учащихся, выполнивших не менее III спортивного разряда по шахматам, прошедших необходимую подготовку не менее 1 года и выполнивших приемные нормативы по общефизической и специальной подготовке. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии выполнения учащимися контрольно-переводных нормативов по общей физической и специальной подготовке.

При комплектовании состава группы рекомендуется тренеру-преподавателю провести родительское собрание, постоянно поддерживать связь с семьей обучающегося и информировать о творческих и других достижений в объединении. Занятия можно проводить с полным составом объединения, а также групповые (2-3 человека) и индивидуальные занятия.

  • На учебно-тренировочный этап 1 года обучения зачисляются учащиеся от 8 до 14 лет. Продолжительность обучения составляет – 1 год.
  • На учебно-тренировочный этап 2 года обучения зачисляются учащиеся от 8 до 17 лет. Продолжительность обучения составляет – 1 год.
  • На учебно-тренировочный этап с 3 по 5 год обучения зачисляются учащиеся от 12 до 17 лет. Продолжительность обучения составляет – 3 года.

Основные формы образовательной деятельности:

  • групповые тренировки и тренировки по индивидуальным планам;
  • теоретические занятия;
  • квалификационные турниры;
  • спортивные соревнования и матчевые встречи различного уровня;
  • спортивные сборы;
  • спортивно-массовые мероприятия;

Продолжительность учебного часа составляет 40 минут.

Расписание занятий со­ответствует требованиям санитарных правил и норм и предусматривает перерыв длительностью не менее 10 мин для отдыха детей и проветривания помещений.

Занятия с использованием компьютерной техники проводятся в соответствии с гигиеническими требованиями к видеодисплейным терминалам и персональным электронно-вычислительным машинам.

С учетом  потребности и возможности личности образовательные программы в ДЮСШ “Белая ладья” могут осваиваться в очной, заочной, вечерней  формах, в форме семейного образования, самообразования, экстерната, а также по индивидуальному графику. ДЮСШ “Белая ладья”  по желанию обучающегося и его родителей (законных представителей) содействует освоению образовательных программ или отдельных разделов в форме семейного образования, самообразования или экстерната.

             Количество обучающихся в группах, согласно приложению 3 к СанПиН 2.4.4.1251-03, составляет на учебно-тренировочном этапе обучения – от 10 до 15 (первый год обучения), от 1 до 15 человек (второй – пятый годы обучения).

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon uchebnaya_programma_utg_.zip982.3 КБ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Группы начальной подготовки туристско-краеведческой направленности туризм (наименование учебной дисциплины, курса) 2 года (срок реализации программы) модифицированная

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАТуристско-краеведческая деятельность во всех её формах способствует все­стороннему развитию личности ребенка и направлена на совершенствование его интеллектуального, духовно...

Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 67 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 67 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.

В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...

Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 76 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 76 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.

В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...

Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 60 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 60 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.

В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...

Программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Физика» по профессиям начального профессионального образования.

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программой в соответствии  с примерной программой Министерства образования и науки Российской Федерации Феде...

2.1. Разработка и обновление рабочих программ учебных дисциплин, профессиональных модулей. 2.2. Разработка и обновление учебно-методического обеспечения учебных дисциплин, профессиональных модулей.

2.1. Разработка и обновление рабочих программ учебных дисциплин, профессиональных модулей. 2.2. Разработка и обновление учебно-методического обеспечения учебных дисциплин, профессиональных модулей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ.04 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ для специальности 38.02.08 Торговое делоРАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ.04 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ для специальности 38.02.08 Торговое дело

Программа учебной дисциплины ОДБ.04 Обществознание является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.08 Торговое дело  и разработана:- на основе федерал...