Профориентация -важное направление в воспитании
статья по теме

Фаттахова Гулия Мидехатовна
доклад по профориентационной работе в школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профориентация-важное направление в воспитании.

Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.

В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди молодежи и школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.

Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

Цели

  1. оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
  2. выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи:

  1. получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения;
  2. обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе;
  3. дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства – учащихся коррекционных классов и школ и др.;
  4. выработка гибкой системы кооперации старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, региона.

Профессиональная ориентация - это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организация элективных курсов, а также, что особенно важно, занятий по психологии. Это неслучайно, т. к. только на них происходит прямое воздействие на психику школьника через специально организованную деятельность общения. Т. о. можно выделить следующие аспекты: социальный, экономический, психолого-педагогический, медико-физиологический.

Социальный аспект заключается в формировании ценностных ориентации молодежи в профессиональном самоопределении, где делается акцент на изучении требований к квалификации работника той или иной сферы.

Экономический аспект - это процесс управления выбором профессии молодежи в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда).

Психологический аспект состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору).

Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов.

Медико-физиологический аспект выдвигает такие основные задачи как разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата.

С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы, содержание профориентационной работы в школе:

1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.

5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.

8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.

10-11 классы: Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

Содержание профориентации в условиях непрерывного образования.

Решение задач профориентации осуществляется в различных видах деятельности уч-ся (познавательной, общественно полезной, коммуникативной, игровой, производительном труде).

С этой целью ежегодно составляются школьные  планы работы по профориентации. Это направление прослеживается в плане каждого классного руководителя – раздел профориентация. Ответственными за профориентационную работу в школах являются заместители директоров по воспитательной работе. Помощь классным руководителям в организации этого блока работы также оказывают социальные педагоги, психологи, преподаватели-организаторы ОБЖ, учителя “Технологии”. Тесные контакты школ с предприятиями, учебными заведениями профтехобразования, средними и высшими учебными заведениями, внешкольными учреждениями, территориальными центрами профориентации.

Одной из составляющих сторон системы профориентации является диагностика профессиональной направленности учащихся 7-9 классов, которую проводят психологи. На основании этих данных дальнейшую работу с родителями и учащимися проводят классные руководители.

Структура деятельности педколлектива по проведению профориентационной работы в школе

Координатор деятельности: заместитель директора по воспитательной работе

заместитель директора по воспитательной работе, в функции которого входят:

  1. выработка стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую поддержку самоопределения школьников с целью согласования и координации их деятельности;
  2. поддержание связей общеобразовательного учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся основной и старшей школы;
  3. планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой общеобразовательного учреждения;
  4. осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение учащихся: профпросвещение, профконсультирование, профдиагностика определение индивидуальной образовательной траектории;
  5. проведение педагогических советов, производственных совещаний по проблеме профильного и профессионального самоопределения старшеклассников;
  6. создание ученических производственных бригад, организация летней трудовой практики;
  7. организация участия одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня;
  8. организация системы повышения квалификации классных руководителей (тьюторов, кураторов), учителей-предметников, школьного психолога по проблеме самоопределения учащихся;
  9. осуществление контролирующих функций работы классных руководителей (тьюторов, кураторов), учителей-предметников, школьного психолога по проблеме профильного и профессионального самоопределения учащихся;
  10. организация занятий учащихся в сети предпрофильной подготовки и профильного обучения;
  11. курирование преподавания профориентационных курсов в ходе предпрофильной подготовки (“Твоя профессиональная карьера”) и профильного обучения (“Технология профессионального успеха”).

Выполняющие рекомендации координатора:

Классный руководитель: опираясь на концепцию, образовательную программу и план воспитательной работы школы:

  1. составляет для конкретного класса (группы) план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;
  2. организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;
  3. ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся (данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте ученика);
  4. помогает обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственный портфолио;
  5. организует посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях;
  6. организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;
  7. оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;
  8. проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению;
  9. организует встречи учащихся с выпускниками школы — студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений.

Учителя-предметники: 

  1. способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.:
  2. обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;
  3. способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
  4. проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;
  5. адаптируют учебные программы в зависимости от профиля класса, особенностей учащихся.

Библиотекарь:  

  1. регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;
  2. изучает читальские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии;
  3. обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);
  4. регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отрослям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д)

Социальный педагог: 

  1. способствует формированию у школьников группы риска адекватной самооценки, поскольку, как правило, у таких детей она занижена;
  2. оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;
  3. осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам;
  4. оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.

Школьный психолог: 

  1. изучение профессиональных интересов и склонностей учащихся
  2. осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;
  3. проведение тренинговых занятий по профориентации учащихся;
  4. проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;
  5. осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся;
  6. способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
  7. приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками о своей профессии, привлекает их для работы руководителями кружков;
  8. оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся;
  9. создает базу данных по профдиагностике.

Медицинский работник: 

  1. используя разнообразные формы, методы, средства, способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни;
  2. проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека;
  3. оказывает консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру;
  4. оказывает помощь классному руководителю, школьному психологу и социальному педагогу в анализе деятельности учащихся.

Направления и формы работы.

Организационно-методическая деятельность

  1. Работа координаторов по профориентационной работе с уч-ся.
  2. Методическая помощь учителям в подборке материалов и диагностических карт.

Работа с учащимися

  1. Комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов по планированию карьеры;
  2. Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).
  3. Анкетирование
  4. Организация и проведение экскурсий (в учебные заведения, на предприятия)
  5. Встречи с представителями предприятий, учебных заведений.

Работа с родителями

  1. проведение родительских собраний, (общешк., классн.);
  2. лектории для родителей.
  3. индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников;
  4. анкетирование родителей учащихся;
  5. привлечение родителей школьников для выступлений перед учащимися с беседами;
  6. привлечение родителей учащихся для работы руководителями кружков, спортивных секций, художественных студий, ученических театров, общественных ученических организаций;
  7. помощь родителей в организации профессиональных проб старшеклассников на предприятиях;
  8. помощь родителей в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время;
  9. избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников;
  10. создание попечительского совета, включающего работников общеобразовательного учебного заведения, родителей учащихся, частных предпринимателей, оказывающих спонсорскую помощь школе, представителей шефских организаций и т.д.

Как оценивать эффективность профориентации школьников

К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы, прежде всего, относится;

  1. достаточная информация о профессии и путях ее получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии школьник не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах.
  2. Следующий результативный критерий — потребность в обоснованном выборе профессии. Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии — это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана.
  3. Результативным критерием является и уверенность школьника в социальной значимости труда, т. е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности. По данным исследований жизненных ценностей учащихся VIII—XI классов отношение к труду как к жизненной ценности прямо соотносится у них с потребностью в обоснованном выборе профессии.
  4. В качестве результативного критерия можно выделить также степень самопознания школьника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора. При этом следует учитывать, что только квалифицированный специалист может дать школьнику достаточно полную и адекватную информацию о его профессионально важных качествах.
  5. Последний результативный критерий — наличие у учащегося обоснованного профессионального плана.

Обоснованность профессионального выбора справедливо считается одним из основных критериев эффективности профориентационной работы. Критерий этот, однако, не самостоятелен, а обусловлен реализацией основных направлений профориентационной работы. Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, те из них, которые непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности, т. е. профессионально важные качества. Сформированность последних — дополнительный критерий обоснованности выбора профессии.

В качестве процессуальных критериев эффективности профориентационной работы выделяются следующие:

  1. индивидуальный характер любого профориентационного воздействия (учет индивидуальных особенностей школьника, характера семейных взаимоотношений, опыта трудовых действий, развития профессионально важных качеств);
  2. направленность профориентационных воздействий прежде всего на всестороннее развитие личности (предоставление свободы в выборе профессии, создание возможности для пробы сил в различных областях профессиональной деятельности, пробуждение активности в самостоятельном выборе сферы профессиональной деятельности и определении профессионального плана).

Профориентационная работа может осуществляться как на уроке, так и вне его. Практически все учебные предметы могут информировать учащихся о различной профессиональной деятельности. Именно на уроке педагог должен сообщать учащимся определенные знания о профессиях; раскрывать социальные, экономические и психологические стороны профессий; информировать учащихся о путях овладения избранными профессиями; формировать ценностные ориентации, стойкие профессиональные интересы и мотивы выбора профессии. Успех профориентационной работы на уроке во многом зависит от умения учителя связать профориентационный материал с программным, сформировать положительное отношение у старшеклассников к тому или иному виду деятельности, от его знаний и владения методами обучения.



Предварительный просмотр:

Министерство Образования Республики Татарстан

Реферат

Теория и методика воспитания толерантности

                                                                        Выполнила: Гайнетдинова Г.М.

                                                                        учительница английского языка,

                                                                        классная руководительница 6

                                                                        класса  Нижнеатынской средней

                                                                       общеобразовательной школы

                                                                       Арского района РТ

2006 год

Оглавление

Введение………………………………………………………………3

  1. Понятие «толерантность»………………………………………4
  2. Особенности воспитания в учащихся толерантности на разных этапах обучения………………………………………………….5

Заключение…………………………………………………………..13

Список использованной литературы…………………………….14

Приложения………………………………………………………….16

Введение

       Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития (этику и стратегию ненасилия, идею терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идею диалога и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов и т.п.).      «Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира», – так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году.
 

1. Понятие «толерантность»

     Толерантность – это миролюбие, терпимость к этническим, религиозным, политическим, конфессиональным, межличностным разногласиям, признание возможности равноправного существования «другого»      

      Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.        2003 год был объявлен ЮНЕСКО годом толерантности. Это объяснимо, ибо события, происходящие в мире, часто носят характер межэтнических, религиозных конфликтов, расовой дискриминации.     Президентом  России В.В. Путиным разработана программа «Воспитание молодого поколения в духе толерантности». Программа направлена на формирование толерантного сознания и профилактики национального экстремизма, в том числе, антисемитизма в гражданском обществе.      

        Таким образом, проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» — те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе.       Действительно, образовательная деятельность является главным средством развития толерантности в обществе, как отмечается в «Декларации принципов толерантности UNESCO, 1995». Основой, фундаментом толерантности в самом широком понимании является индивидуальный уровень, так как эта индивидуальная добродетель содержит в себе все прочие аспекты бытия толерантности (цивилизационная, этническая, социальная формы).      На мой взгляд, формирование таких качеств, как признание человеком другого, принятие, понимание облегчило бы решение проблемы воспитания толерантности.          Признание - это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения.     Принятие - это положительное отношение к таким отличиям. Понимание - это умение видеть другого из нутрии, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.     Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа.

2. Особенности воспитания в учащихся толерантности на разных этапах обучения

     Толерантность в новом тысячелетии - способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.     На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения.    

     Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 20 — 30 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества.     На мой взгляд, воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения «учитель — ученик». Поэтому одним из условий воспитания толерантности является  освоение учителем определенных демократических механизмов в организации учебного процесса и общения учеников друг с другом и с учителем. Именно в начальной школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны — критически относиться к своим собственным взглядам.

Ориентация педагога на постижение смыслов поведения и поступков детей означает, что в воспитательной деятельности на первый план выходят задачи понимания ребенка. Воспитание культуры толерантности, на мой взгляд,  должно осуществляться по формуле: "родители + дети + учитель". Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию.     Путь к толерантности – это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания.     В основе педагогической деятельности учителя должен быть живой смысл и живое общение на основе живого слова, живого понятия, что, в свою очередь, важно не само по себе, а как путь не просто к толерантности, пониманию, а путь к толерантному взаимодействию, пониманию взаимному. Здесь можно апеллировать к симпатическому пониманию, которое исповедовал Г.Г. Шпет, сочувственному (эмпатическому) – М.М. Бахтин, к пониманию через со-мышление – В.Ф. Гумбольдт, что ведет к со-действию.Если педагог толерантен, он уверен, открыт, недирективен, доброжелателен. Он выступает по отношению к учащемуся в роли наставника. Можно выделит две группы методов понимания:
1. Методы интерпретации. При интерпретации педагогом поведения ребенка исходной позицией является признание ребенка, уважение его «самости», индивидуальности, понимание того, что его поведение имеет для него самого субъективный, аутентичный смысл.
2. Методы, помогающие педагогу постичь внутренний мир ребенка в его своеобразии и целостности, проникнуть в глубину его переживаний, опираясь на чувства исследователя и интуицию. Данный подход связан с процессом развертывания человеческого отношения одного человека к другому, что предполагает толерантное, со-участное отношение, эмпатийное, а значит, на основе диалога.    Воспитание толерантности - воспитание терпимости к иному образу жизни, мнению, поведению, ценностям.    Представленная ниже система классных часов и коллективно-творческих дел, воспитывающих терпимость по отношению к людям, позволит ученикам успешно адаптироваться не только к жизни в школе, но и за ее пределами.    Программа "Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста" предназначена для реализации в 1 - 4 классах и предусматривает следующие направления обучения толерантности:

  1. Знакомство детей с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей.
  2. Понимание того, что каждый человек - уникальная личность, и уважение различий между людьми.
  3. Понимание принципа взаимодополняемости как основной черты различий. Ученики должны понять, что их различия могут выступать как дополняющие друг друга элементы, как подарок каждого из них группе в целом.
  4. Понимание принципа взаимозависимости как основы совместных действий. Детей следует приучить к совместному решению проблем и разделению труда при выполнении заданий, чтобы наглядно показать, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество.
  5. И как результат - приобщение к культуре мира. Дети, на практике познающие, что такое уважение и терпимость по отношению к другим получают основы, необходимые для созидания мира и развития сообщества. Действия, предпринятые ими для служения сообществу семьи, класса, школы, укрепляют их знания и делают возможным создание общества взаимного согласия, где живут в радости и гармонии.

Основной целью программы является формирование у детей навыков толерантных отношений. Как итог реализации программы ожидаются следующие результаты: 

  1. ребенок, успешно взаимодействующий в коллективе;
  2. ребенок, противостоящий нетолерантным отношениям;
  3. социально адаптированный ребенок.

Можно предложить следующую последовательность мероприятий, направленных на воспитание толерантности:   1-5 классы:  воспитание эмпатии, сочувствия, сопереживания  посредством вовлечения учащихся в открытое детское движение «Муравьиное братство»   7-9 классы: обучение учащихся пониманию друг друга, умению  признавать точку зрения другого, умению выходить из конфликтной ситуации, раскрытие интереса к другим народам, нациям посредством музейной педагогики, педагогики поддержки «Островок общения», работы учащихся по сохранению школьных традиций («Министерство школьных традиций», «Триумфальная арка»)  10-11 классы: формирование активной жизненной позиции, развитие способности жить в мире разных людей и идей, знание  прав и свобод  и признание права другого человека на такие же права  посредством самостоятельной, индивидуальной и групповой работы учащихся («Клуб старшеклассников»).    В средних классах рекомендуется использовать интерактивные методы обучения - это модель открытого обсуждения, развивающая в детях умение спорить, дискутировать и решать конфликты мирным путем.    Интерактивное обучение - обучение, погруженное в процесс общения, основанное на учебно-воспитательном взаимодействии ученика с другими учащимися и педагогами, педагогами и родителями, учащимися и родителями (в зависимости от того, кто включен в работу).

Цели методики

- развитие эмпатических способностей у педагогов, детей и родителей;
воспитание терпимости к инакомыслию;
- развитие коммуникативных способностей как основного признака личности, обладающей толерантным сознанием;
- воспитание у детей среднего школьного возраста неприятия к проявлению жестокости, насилия к природе, людям, ко всему окружающему миру.

Цель урока-тренинга состоит в том, чтобы создать участникам (учащимся) условия для полноценного общения; смоделировать такие ситуации, в которых:

- снимается страх перед самостоятельным высказыванием; - развивается готовность принять и оказать помощь в нужной ситуации;

- развивается навык анализировать свои поступки и происходящие события, осознавать свое отношение к миру;

- формируется умение ценить свою и чужую работу;

- закрепляется чувство радости от совместного труда и творчества.

    Занятия строятся таким образом, что каждый участник "проживает" различные ситуации, определяет свои способности к лидерству, к поддержке, к творчеству, к признанию заслуг другого, к убеждению, к умению отстаивать свою позицию, а также понимать и принимать другого и т.д. Так, каждый узнает себя как партнера по общению, открывает в себе самые разнообразные стороны личности: те, которые помогают установить контакт и те, которые мешают этому.     Занятия строятся в игровой форме. К такому виду работы оказываются готовы участники и руководитель, которые более свободно чувствуют себя в условно-импровизационной ситуации, где общение строится по предложенным блокам: информационному, интерактивному, перцептивному. В каждой предложенной ситуации как обязательные элементы присутствуют все стороны общения. Блочная структура тренинга - информация-взаимодействие-восприятие - позволяет последовательно выработать у каждого участника умение находить свое место в групповом решении, при необходимости брать на себя лидирующую роль, адекватно оценивать ситуацию, оказывать помощь и поддержку остальным членам группы.    Перцептивная сторона общения построена на формировании образа другого человека. Это достигается умением понять через внешние действия человека его внутренний мир, его психологические особенности, которые так причудливо отражаются в поведении. Игры на восприятие и взаимопонимание помогают не только узнать что-то новое о людях, окружающих нас, но и понять их позицию, открыть для себя некоторые причины их поведения.     В задачи игр этого блока входит: развивать уважение и самоуважение, преодолевать внутреннее беспокойство, учиться поддерживать друг друга, уметь доверять и доверяться, преуспевать без соперничества, верить, что все это необходимо и в школе.     Обучение через общение основано на умении принять чужую точку зрения и поддержке; атмосфере, способствующей честности и открытости; на поощрении и руководстве; на полном согласии и доверии учеников. Учитель и ученик - часть одной команды, они работают над достижением общей цели. В старших классах можно предложить следующую методику воспитания толерантности:

1. Слово педагога о толерантности

  1. Игра "Ассоциации" (терпение; терпимость).
  2. Обсуждение ассоциативных понятий: сходство и различия - определение понятий "Терпение, терпимость, толерантность".

2. Способы воспитания терпимости (толерантности); развитие восприимчивости ко всему новому, необычному.

  1. Воспитание способности видеть Другого
  2. Игра "Смотрящий и видящий" .
  3. Обсуждение поведенческих характеристик, этических умений "видеть Другого". Тест "Изменить себя или другого".
  4. Причины конфликтности людей (нетерпимости). Упражнение "Эгоцентрик". Упражнение "Дружеский шарж".
  5. Способность "не видеть", "не замечать".
  6. Игра "Почта комплиментов".
  7. Рефлексия.

3. Воспитание способности "слышать Другого".

  1. Упражнение "психология восприятия информации".
  2. Упражнение "Поза и интонация".
  3. Упражнение "Заговори, чтобы я увидел".
  4. Рефлексия.

4. Воспитание способности "принимать Другого".

  1. Игра-эксперимент "Ракурс. Аспект. Позиция".
  2. Упражнение "А не странен ли кто?". "Что такое патагенное мышление?"
  3. Упражнение "Аттракция".
  4. Рефлексия.

5. Тренинг. Техника повышения социо-культурной толерантности и эмпатии.

 Планируемые результаты- снижение агрессивности и конфликтности в классных коллективах.
- Уменьшение проявлений межличностных, этнических, религиозных, политических и т.п. разногласий.
- Достижение гармонии между «Я» каждого ученика и «МЫ» , под которым подразумеваем школьное братство, причастность ко всем россиянам, людям. Диагностика толерантности  проводится путем психолого-педагогического мониторинга школьной тревожности, дезадаптивности, повышенной агрессии (Айзенка, Веймера и др.)
 

Заключение

   Предложения, сформулированные мною по воспитанию толерантности, вполне применимы в воспитательном процессе и, на мой взгляд, соответствуют теоретическим закономерностям воспитания толерантности. Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве безотлагательного императива; в связи с этим необходимо поощрять методы систематического и рационального обучения толерантности, вскрывающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения. Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями. Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

Список использованной литературы

1.Алексеева М.И. Влияние оценки, pезультата учебной деятельности школьников на их отношение к ней. М., 1968.

2.Асмолов А. Историческая культура и педагогика толерантности // Мемориал. 2001., №24, с.61-63.

3. Безpуких И.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? М., 1991.
4. Венгеp А. Учение полно неожиданностей. //Семья и школа, 1988. N1.
5.
Вопросы психологии школьника/ под ред. Л.И.Божович.- М.:Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1951. - 224с.

6. Гаpкави Л.Х. Адаптационные pеакции и pезистентность оpганизма. Ростов-на-Дону, 1979.

7.Гуткина Н.И, Основные направления работы с младшими школьниками // Рабочая книга школьного психолога. - М.,1991. С.ЗОЗ.

8.Гуткина Н.И. Несколько случаев из практики школьного психолога. -М.:3нание,1991.-76с.

9.Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Психология. – М.:Академия,1999. – 458 с.

10. Жутикова Н.В. Учителю о пpактике психологической помощи. М., 1988.
11.Каган И.А. Психогенные фоpмы школьной дезадаптации. //Вопpосы психологии.1987.N4.С.89-95.
12.Коган Б.М. Стpесс и адаптация. М., 1980.

13.Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.:Изд-во МГУ, 1981. -584с.

14.Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. -М.:Просвещение,1977. - 223с.

15.Об организации работы по реализации федеральной целевой программы "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 - 2008гг) ". Приказ Министерства образования 01.10.01 №  3250. // Вестник образования 2001, №  20.

16.Риэрдон Бетти Э. Толерантность - дорога к миру. М., 2001.

17.Родионов В.П., Ступицкая М.А., Кардашина О.В. Я и другие. Тренинг социальных навыков. Ярославль, Академия развития, 2001.

18.Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия. // Семья и школа. 2001. №№11-12, с. 36-40.

19.Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. 2001 № 9, 2002 № 1.

20.Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование, 2001, №  9; 2002, №  9.

21.Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. - М.:Просвещение,1988. - 266с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание является одним из важных направлений воспитания

Слава Отечеству, слава России, С Родиной наши сердца. Мы победим любое насилие, Выполним долг до конца   Министерством образования, науки и молодежной политики Республики Тыва и  респуб...

Герасимчик Л.В. Роль семьи в воспитании глухого ребёнка ещё важнее, чем в воспитании нормально развивающегося.

p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; line-height: 120%; text-align: left; widows: 2; orphans: 2; } «Чтобы правильно подойти к воспитанию и обучению, родителям необходимо понять принципы вос...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ-ВАЖНЕЙШЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ОБЖ.

Статья повещена формированию патриотических чувств у подрастающего поколения через воспитательный процесс образовательного учреждения. Освещается ряд проблем в формировании патриотических чувств у шко...

музыкально-эстетическое воспитание как важное направление образования умственно отсталых школьников

Музыкально-эстетичесоке воспитание в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида является одним из направлений коорекционно-воспитательного процесса и.т.д....

«Профориентация учащихся на уроках географии как одно из важнейших направлений современного образования в рамках реализации ФГОС ООО»

В современном мире требования к психофизиологическим индивидуальным особенностям человек неуклонно растут, а цели и характер труда, благодаря рыночным отношениям, предъявляют людям необходимость всё б...

"Профориентация обучающихся на уроках географии, как одно из важнейших направлений современного образования"

В настоящее время целью современного образования является развитие личности школьников, а чтобы ребёнок развивался, необходимо организовать его деятельность. В этой связи определены задачи: вооружить ...