Обучение практическим приемам стилизации цветочных мотивов в технике "Изонить"
статья по теме
Для повышения мотивации изучения декоративно-прикладного искусства можно использовать стремление людей обладать эксклюзивными вещами. При художественном оформлении целесообразно использовать не только шаблоны, но и новые образы. Решение этой задачи может достигаться благодаря стилизации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stilizaciya.doc | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение практическим приемам стилизации цветочных мотивов
в технике «Изонить».
Для повышения мотивации изучения декоративно-прикладного искусства можно использовать стремление людей к эксклюзивным вещам. При художественном оформлении объектов труда целесообразно использовать не только существующие трафареты, но и новые образы. Решение этой задачи может достигаться благодаря стилизации.
Стилизация – процесс творческой переработки объектов окружающей действительности при художественном обобщении с целью выявления характерных декоративных качеств.
Существует несколько методов выполнения стилизации. Наиболее доступным для понимания учащихся является метод симметрии.
Симметрия – это свойство композиции, где элементы расположены правильно относительно оси или центра, плоскости. Сущность метода заключается в применении в качестве стилизованного мотива идеализированной формы, не встречающейся в природе в «чистом» виде, а полученной в результате обобщения естественных форм.
Еще одним часто применяемым методом стилизации является метод» последовательных трансформаций». Сущность метода заключается в поэтапном преобразовании с целью обобщения объекта окружающей действительности при помощи условных приемов, насыщение его дополнительными декоративными элементами.
На основании анализа предметов декоративно-прикладного искусства различных эпох и стилей можно выделить два больших направления стилизации – полуреалистическую и декоративную.
Процесс стилизации может проходить как с использованием натуры, так и без нее. Натура необходима, когда стилизация цветочного мотива выполняется в манере, близкой к реалистической. В ее основе лежит путь художественного обобщения, когда натурный объект подвергается художественной переработке, сохраняя свою естественную форму и большую часть натурных признаков.
Полуреалистическая манера стилизации наиболее проста с точки зрения художественного преобразования.
В декоративной стилизации начинает активно использоваться такой специфический художественный прием, как деформация – искажения форм силуэта, нарушение пропорциональных отношений, анатомического строения и др.
Наиболее сложной является стилизация абстрактная. Различные ее вариации можно обнаружить в декоративно-прикладном искусстве древних народов и культур, художественных стилях и работах современных художников.
Для стилизации цветочного мотива, предлагаю ученикам выбрать растение, сделать его зарисовку. Лучше брать ветви и растения с небольшим количеством плодов и цветов. Можно использовать репродукции и фотографии. Сначала необходимо сделать предварительные наброски в разных поворотах для выбора наиболее удачного варианта. Далее перейти к рисунку на отдельном листе бумаги, сосредоточить внимание на мелких деталях. Следует искать наиболее выразительные и пластичные линии, изгибы стебля, характерные очертания листьев и цветов.
Чаще я предлагаю студийцам выполнить стилизацию растения «методом симметрии». Необходимо выполнить стилизацию растения, суметь выделить характерные признаки и опустить второстепенные. Затем на основе полученной зарисовки выполнить несколько различных вариантов стилизации. Обязательным условием правильного выполнения является сохранение узнаваемости растения.
Далее ребята выполняют работу в технике «Изонить».
Создание вышитых нитками и бисером панно становится в последние годы все более популярным занятием. При этом используются самые разнообразные техники вышивки: крест, гобеленовые и стебельчатые швы, тамбур, художественная гладь, свободные верхошвы, изящная графика изонити и др. Материалами для вышивок служат различные виды ниток (хлопчатобумажные, шелковые, синтетические, люрекс, металлизированные, шерстяные), а также бисер и бусины, стразы и натуральные камни. Наиболее популярны сегодня для художественных композиций изображения животных, цветов.
Наряду с использованием традиционных техник, прослеживается стремление к новым решениям, например построению фигур с помощью хордовой вышивки (изонить), что делает пространство в изображениях почти прозрач ным.
Достоинство изонити в том, что выполняется она быстро и придумать можно много интересных сюжетов. Этот вид творчества развивает воображение, глазомер, мелкую моторику пальцев, художественные способности и эстетический вкус. В технике нитяной графики можно изготовить не только декоративные панно, но и поздравительные открытки, сувенирные обложки, закладки для книг.
Впервые ниточный дизайн появился в Англии в XVI веке. Английские ткачи придумали особый способ переплетения ниток. Они вбивали в деревянные дощечки гвозди и в определенной последовательности натягивали на них нити. Получались ажурные изделия для украшения жилища. Любители вышивания ее упростили. Они отказались от гвоздей и деревянной основы, заменив их иглой и цветным картоном (или бархатной бумагой). В работе используют обычные швейные нитки, мулине или ирис. Подручные инструменты (кроме уже упомянутой иглы): шило, ножницы, циркуль, линейка и карандаш.
Вот основные приемы нанесения графического нитяного рисунка на картон.
Мои ученики рисуют контур цветочного мотива на изнанке картона, делят изображение точками на одинаковые части и прокалывают каждую точку тонким шилом. Чем меньше расстояние между делениями, тем рисунок получится более четким, но при этом его будет сложнее и дольше вышивать.
Для освоения техники достаточно знать, как заполняются угол, окружность и дуга. Первоначально ребята выполняют рамки для фотографий, затем – более сложные цветочные композиции. Радуют шедеврами себя и близких!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практические приемы технологии критического мышления на уроке английского языка в старшем звене
Использование приема Insert на практике...
Открытый урок "Декоративная стилизация растительных мотивов" во 2 классе ДХШ
Открытый урок по теме "Декоративная стилизация растительных мотивов" преподавателя Ногинской детской художественной школы Пак Лидиии Петровны построен на основе ее пособия "Разнообразие растительных ф...
Цветочные мотивы пасхальных яиц Фаберже
Традицию дарить на праздник пасхи пасхальное яйцо фирмы Фаберже ввел император Александр III, сделавший впервые такой подарок своей супруге в 1885 году.Внутри пасхальных яиц были скрыты по принципу на...
Доклад на тему: Гендерное обучение. Методические приемы обучения мальчиков русскому языку и литературе.
Работа в классах, где обучаются только мальчики, побудила меня заинтересоваться специальной литературой по этой теме и искать новые формы работы на уроке и во внеурочное время....
Статья «ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ МОТИВОВ УЧЕНИЯ И АКТИВНОЙ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ»
Статья опубликована с целью распространения педагогического опыта....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА на тему: «Обучение техники приема и передачи двумя руками сверху и обучение техники приема двумя руками снизу, верхняя прямая подача»
Волейбол — неконтактный, комбинационный вид спорта, где каждый игрок имеет строгую специализацию на площадке. Важнейшими качествами для игроков в волейбол являются прыгучесть для возможности высо...
Презентация к занятию "Цветочные мотивы в китайской живописи"
Презентация к уроку в 6 классе "Цветочные мотивы в китайчской живописи"....