Обучение практическим приемам стилизации цветочных мотивов в технике "Изонить"
статья по теме
Для повышения мотивации изучения декоративно-прикладного искусства можно использовать стремление людей обладать эксклюзивными вещами. При художественном оформлении целесообразно использовать не только шаблоны, но и новые образы. Решение этой задачи может достигаться благодаря стилизации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение практическим приемам стилизации цветочных мотивов
в технике «Изонить».
Для повышения мотивации изучения декоративно-прикладного искусства можно использовать стремление людей к эксклюзивным вещам. При художественном оформлении объектов труда целесообразно использовать не только существующие трафареты, но и новые образы. Решение этой задачи может достигаться благодаря стилизации.
Стилизация – процесс творческой переработки объектов окружающей действительности при художественном обобщении с целью выявления характерных декоративных качеств.
Существует несколько методов выполнения стилизации. Наиболее доступным для понимания учащихся является метод симметрии.
Симметрия – это свойство композиции, где элементы расположены правильно относительно оси или центра, плоскости. Сущность метода заключается в применении в качестве стилизованного мотива идеализированной формы, не встречающейся в природе в «чистом» виде, а полученной в результате обобщения естественных форм.
Еще одним часто применяемым методом стилизации является метод» последовательных трансформаций». Сущность метода заключается в поэтапном преобразовании с целью обобщения объекта окружающей действительности при помощи условных приемов, насыщение его дополнительными декоративными элементами.
На основании анализа предметов декоративно-прикладного искусства различных эпох и стилей можно выделить два больших направления стилизации – полуреалистическую и декоративную.
Процесс стилизации может проходить как с использованием натуры, так и без нее. Натура необходима, когда стилизация цветочного мотива выполняется в манере, близкой к реалистической. В ее основе лежит путь художественного обобщения, когда натурный объект подвергается художественной переработке, сохраняя свою естественную форму и большую часть натурных признаков.
Полуреалистическая манера стилизации наиболее проста с точки зрения художественного преобразования.
В декоративной стилизации начинает активно использоваться такой специфический художественный прием, как деформация – искажения форм силуэта, нарушение пропорциональных отношений, анатомического строения и др.
Наиболее сложной является стилизация абстрактная. Различные ее вариации можно обнаружить в декоративно-прикладном искусстве древних народов и культур, художественных стилях и работах современных художников.
Для стилизации цветочного мотива, предлагаю ученикам выбрать растение, сделать его зарисовку. Лучше брать ветви и растения с небольшим количеством плодов и цветов. Можно использовать репродукции и фотографии. Сначала необходимо сделать предварительные наброски в разных поворотах для выбора наиболее удачного варианта. Далее перейти к рисунку на отдельном листе бумаги, сосредоточить внимание на мелких деталях. Следует искать наиболее выразительные и пластичные линии, изгибы стебля, характерные очертания листьев и цветов.
Чаще я предлагаю студийцам выполнить стилизацию растения «методом симметрии». Необходимо выполнить стилизацию растения, суметь выделить характерные признаки и опустить второстепенные. Затем на основе полученной зарисовки выполнить несколько различных вариантов стилизации. Обязательным условием правильного выполнения является сохранение узнаваемости растения.
Далее ребята выполняют работу в технике «Изонить».
Создание вышитых нитками и бисером панно становится в последние годы все более популярным занятием. При этом используются самые разнообразные техники вышивки: крест, гобеленовые и стебельчатые швы, тамбур, художественная гладь, свободные верхошвы, изящная графика изонити и др. Материалами для вышивок служат различные виды ниток (хлопчатобумажные, шелковые, синтетические, люрекс, металлизированные, шерстяные), а также бисер и бусины, стразы и натуральные камни. Наиболее популярны сегодня для художественных композиций изображения животных, цветов.
Наряду с использованием традиционных техник, прослеживается стремление к новым решениям, например построению фигур с помощью хордовой вышивки (изонить), что делает пространство в изображениях почти прозрач ным.
Достоинство изонити в том, что выполняется она быстро и придумать можно много интересных сюжетов. Этот вид творчества развивает воображение, глазомер, мелкую моторику пальцев, художественные способности и эстетический вкус. В технике нитяной графики можно изготовить не только декоративные панно, но и поздравительные открытки, сувенирные обложки, закладки для книг.
Впервые ниточный дизайн появился в Англии в XVI веке. Английские ткачи придумали особый способ переплетения ниток. Они вбивали в деревянные дощечки гвозди и в определенной последовательности натягивали на них нити. Получались ажурные изделия для украшения жилища. Любители вышивания ее упростили. Они отказались от гвоздей и деревянной основы, заменив их иглой и цветным картоном (или бархатной бумагой). В работе используют обычные швейные нитки, мулине или ирис. Подручные инструменты (кроме уже упомянутой иглы): шило, ножницы, циркуль, линейка и карандаш.
Вот основные приемы нанесения графического нитяного рисунка на картон.
Мои ученики рисуют контур цветочного мотива на изнанке картона, делят изображение точками на одинаковые части и прокалывают каждую точку тонким шилом. Чем меньше расстояние между делениями, тем рисунок получится более четким, но при этом его будет сложнее и дольше вышивать.
Для освоения техники достаточно знать, как заполняются угол, окружность и дуга. Первоначально ребята выполняют рамки для фотографий, затем – более сложные цветочные композиции. Радуют шедеврами себя и близких!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/19/picture-268097-1371658408.jpg)
Практические приемы технологии критического мышления на уроке английского языка в старшем звене
Использование приема Insert на практике...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/02/picture-355002-1385994340.jpg)
Открытый урок "Декоративная стилизация растительных мотивов" во 2 классе ДХШ
Открытый урок по теме "Декоративная стилизация растительных мотивов" преподавателя Ногинской детской художественной школы Пак Лидиии Петровны построен на основе ее пособия "Разнообразие растительных ф...
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/18/picture-42406.jpg)
Цветочные мотивы пасхальных яиц Фаберже
Традицию дарить на праздник пасхи пасхальное яйцо фирмы Фаберже ввел император Александр III, сделавший впервые такой подарок своей супруге в 1885 году.Внутри пасхальных яиц были скрыты по принципу на...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/08/picture-190088-1425820685.jpg)
Доклад на тему: Гендерное обучение. Методические приемы обучения мальчиков русскому языку и литературе.
Работа в классах, где обучаются только мальчики, побудила меня заинтересоваться специальной литературой по этой теме и искать новые формы работы на уроке и во внеурочное время....
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/15/picture-866943-1481808656.jpg)
Статья «ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ МОТИВОВ УЧЕНИЯ И АКТИВНОЙ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ»
Статья опубликована с целью распространения педагогического опыта....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/22/picture-881560-1485075937.jpg)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА на тему: «Обучение техники приема и передачи двумя руками сверху и обучение техники приема двумя руками снизу, верхняя прямая подача»
Волейбол — неконтактный, комбинационный вид спорта, где каждый игрок имеет строгую специализацию на площадке. Важнейшими качествами для игроков в волейбол являются прыгучесть для возможности высо...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/18/picture-571395-1637245292.jpg)
Презентация к занятию "Цветочные мотивы в китайской живописи"
Презентация к уроку в 6 классе "Цветочные мотивы в китайчской живописи"....