БУДУЩАЯ СЕМЬЯ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ (опыт анонимного анкетирования в Лицее № 37)
занимательные факты на тему

 

Мечты о возрождении величия России общепризнанно связывают с восстановлением устоев благополучия семьи – основы процветания и стабильности общества.

Но какой мы представляем идеальную семью? Что из возможного разнообразия примут к реализации современные молодые люди в своей жизни?

Сообщение ставит целью определить по отдельным фрагментам многоцелевой анонимной «Анкеты через 25 лет» обобщенные представления старшеклассников Лицея № 37 последних трех лет о тех свойствах Образа выпускника, что несомненно ложатся в основу формирования прочных устоев их будущих семей.

Основной смысл проведенного анкетирования заключается в том, чтобы стимулировать старшеклассников еще раз задуматься о своем будущем.

Прикладная цель выполняемого нами исследования – обобщить представления старшеклассников Лицея о своем достаточно отдаленном будущем, что ориентирует соответствующим образом активность всех участников образовательного процесса.

Выпускные классы Лицея № 37 в сентябре получают возможность свободной фантазии на тему разнообразных индивидуальных достижений в ходе выполнения ими теста «Моя анкета через 25 лет».

В результате анализа и обсуждения полученных сведений формируется Образ выпускника – групповой автопортрет старшеклассников на основе их анонимных суждений по широкому спектру жизненно важных вопросов.

В этом исследовании внимание было сосредоточено на вариантах ответов выпускников Лицея № 37 трех последних лет на одиннадцать из 24 вопросов анкеты, которые связаны с представлениями о будущей семье.

Данные этих 398 анкет сравниваются со всеми остальными, почти тысячей аналогичных анкет, что анализировались в предыдущие 16 лет в различных учебных коллективах г. Саратова и г. Москвы. Обобщенные данные по отдельным классам и всей группе выпускников, состоящие из установленных долей (%) различных вариантов ответов, сопоставляются с полученными ранее.

Чаще всего сравнение сведений, полученных в Лицее № 37,  идет с двумя МОУ г. Саратова: Восточно-Европейский лицей (ВЕЛ) и  Национальная татарская гимназия (НТГ).

Обобщенные представления выпускников Лицея № 37, исходя из результатов выполненного ими прогностического теста «Моя анкета через 25 лет», последовательно обсуждаются по соответствующим рубрикам.

Проведенный опрос одиннадцатиклассников показал, что основы представлений будущих активных граждан России о семейных устоях оптимистичны и перспективны. 

 

Выполненная работа реализует один из путей  активного воздействия на деликатные аспекты самооценки и самоопределения учащихся, в частности, в плане развития устоев собственной семьи.

Основной итог всей исследовательской работы, направленной на описание Образа выпускника, усиливает социально-экономические, этические, гражданские  и патриотические  представления опрошенных молодых людей, что, по-видимому, в значительной степени может повлиять на уровень их ответственности за свою судьбу, судьбу своей семьи и своих будущих детей, развитие и процветание Малой родины и всей нашей великой России. Мечты о возрождении величия России общепризнанно связывают с восстановлением устоев благополучия семьи – основы процветания и стабильности общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tzsandrnva_12.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

БУДУЩАЯ СЕМЬЯ В  ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

(опыт анонимного анкетирования в Лицее № 37)

Автор:  Андронова Юлия Эдуардовна,  педагог дополнительного образования МАОУ «Лицей №37»

Мечты о возрождении величия России общепризнанно связывают с восстановлением устоев благополучия семьи – основы процветания и стабильности общества.

Но какой мы представляем идеальную семью? Что из возможного разнообразия примут к реализации современные молодые люди в своей жизни?

Сообщение ставит целью определить по отдельным фрагментам многоцелевой анонимной «Анкеты через 25 лет» обобщенные представления старшеклассников Лицея № 37 последних трех лет о тех свойствах Образа выпускника, что несомненно ложатся в основу формирования прочных устоев их будущих семей.

Основной смысл проведенного анкетирования заключается в том, чтобы стимулировать старшеклассников еще раз задуматься о своем будущем.

Прикладная цель выполняемого нами исследования – обобщить представления старшеклассников Лицея о своем достаточно отдаленном будущем, что ориентирует соответствующим образом активность всех участников образовательного процесса.

Выпускные классы Лицея № 37 в сентябре получают возможность свободной фантазии на тему разнообразных индивидуальных достижений в ходе выполнения ими теста «Моя анкета через 25 лет».

В результате анализа и обсуждения полученных сведений формируется Образ выпускника – групповой автопортрет старшеклассников на основе их анонимных суждений по широкому спектру жизненно важных вопросов.

В этом исследовании внимание было сосредоточено на вариантах ответов выпускников Лицея № 37 трех последних лет на одиннадцать из 24 вопросов анкеты, которые связаны с представлениями о будущей семье.

Данные этих 398 анкет сравниваются со всеми остальными, почти тысячей аналогичных анкет, что анализировались в предыдущие 16 лет в различных учебных коллективах г. Саратова и г. Москвы. Обобщенные данные по отдельным классам и всей группе выпускников, состоящие из установленных долей (%) различных вариантов ответов, сопоставляются с полученными ранее.

Чаще всего сравнение сведений, полученных в Лицее № 37,  идет с двумя МОУ г. Саратова: Восточно-Европейский лицей (ВЕЛ) и  Национальная татарская гимназия (НТГ).

Обобщенные представления выпускников Лицея № 37, исходя из результатов выполненного ими прогностического теста «Моя анкета через 25 лет», последовательно обсуждаются по соответствующим рубрикам.

Социально-экономический статус

Склонность выпускников к эмиграции, особенно ярко выраженная в результатах опроса учащихся ВЕЛ в годы «дефолта», постепенно шла на убыль. По данным Лицея № 37 доля тех, кто видит свою судьбу в отрыве от России, в среднем составляет пятую часть старшеклассников. Однако в некоторых классах  Лицея № 37 треть выпускников может воображать себя в составе иммигрантов в экономически развитые страны. Москва остается притягательным центром для третьей части и более провинциальных выпускников.

Больше половины опрошенных молодых людей Москвы и Саратова представляют себя достаточно обеспеченными людьми, они видят себя людьми с солидными доходами и недвижимостью; около трети из них, а в некоторых классах  и более, склонны к предпринимательству.

Наиболее существенно, что больше половины опрошенных молодых людей готовы энергично обеспечивать общую стабильность условий развития своей солидной собственности.

Срок вступления в брак и состав семьи

Практически все наши выпускники мечтают о своей семье. Судя по обследованным за пятнадцать лет старшеклассникам трех МОУ г. Саратова, существенно изменилось отношение к возрасту вступления в брак. Если раньше от трети до половины выпускников планировали свою свадьбу после окончания вуза, то сегодня доли подобных суждений практически вдвое уступают решениям вступать в брак значительно позднее.

Практически все наши выпускники думают о детях, причем, увеличение частоты убеждений выпускников о необходимости иметь в семье не одного ребенка отмечалось в лицее и в позапрошлом году, когда впервые 4/5 старшеклассников планировали  не менее двух детей в семье. Колебания  социально-экономических обстоятельств, по-видимому,  сразу же влияют на изменение их мнения.

Среди выпускников Лицея № 37 последних трех лет крайне редки стремления передать своих детей на руки домочадцам, или поручить присмотр за ними профессионалам. Больше половины опрошенных выпускников Лицея № 37 готовы предоставить самостоятельность своим будущим повзрослевшим детям.

Образование  детей

Подавляющее большинство опрошенных за три года выпускников Лицея № 37 и НТГ планируют дать своим детям государственное общее образование. Частное образование детей привлекает заметно меньшую часть опрошенных выпускников. Большинство видит своих будущих детей в вузах, причем, преимущественно в отечественных.

Варианты досуга

Показательно, что стремление к совмещению бизнеса и туризма не угасают. Отрадно, что выпускники Лицея № 37, как и все большая часть опрошенных старшеклассников НТГ, склонны к туризму как виду полноценного удовольствия, которое стоит немалых денег. Старшеклассники Лицея № 37 последних трех лет указывают в своих туристических планах Россию и страны СНГ в достаточно выраженных частотах.

Недавний опрос старшеклассников Лицея № 37 показал, в отличие от предыдущих, что большинство из них, указывая свои развлечения, не забывает про развивающие увлечения: активные занятия спортом, музыкой, искусством.

В основном представления о хобби будущих родителей и детей совпадают, иногда будущие родители представляют увлечения своих детей более благоразумными, чем собственные, мечтая привить своим детям любовь к спорту, музыке и искусству, и только потом идут компьютер и чтение.

Проживание престарелых родителей

В представлениях опрошенных выпускников подавляющее большинство  из них будет жить отдельно от родителей. Судя по многолетним данным, доля тех, кто не видит смысла в  разъезде с родителями, слегка увеличивается, но медленно и незначительно.

Забота о домашних любимцах

Выпускники Лицея № 37, как других МОУ, готовы обеспечивать благополучие своим четвероногим любимцам - кошкам и собакам: больше половины - всегда и, судя по последним данным, такие увлечения достаточно устойчивы.

Обеспечение оптимальных условий становления личности молодых людей России сегодня представляется не просто актуальной, а  важнейшей проблемой школьного образования. Современная «адаптивная школа» ставит целью привить достаточно значимой  части своих выпускников навыки ответственного и дальновидного выбора конструктивных действий.

Проведенный опрос одиннадцатиклассников показал, что основы представлений будущих активных граждан России о семейных устоях оптимистичны и перспективны.

Выполненная работа реализует один из путей  активного воздействия на деликатные аспекты самооценки и самоопределения учащихся, в частности, в плане развития устоев собственной семьи.

Основной итог всей исследовательской работы, направленной на описание Образа выпускника, усиливает социально-экономические, этические, гражданские  и патриотические  представления опрошенных молодых людей, что, по-видимому, в значительной степени может повлиять на уровень их ответственности за свою судьбу, судьбу своей семьи и своих будущих детей, развитие и процветание Малой родины и всей нашей великой России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Моя будущая семья"

Семья – неотъемлемая ячейка общества, и невозможно уменьшить ее значение, поэтому на ее функционирование влияют все социально- экономические и культурные процессы. Ни одна нация, ни одно сколько-нибуд...

анкета "Курение" для анонимного анкетирования школьниов

можно использовать при подготовке к урокам по темам "Заболевания органов (дыхания, кровообращения, пищеварения)...

Буллинг в образовательной среде. Отчет по анонимному анкетированию студентов II курса с целью выявления случаев буллинга в ОСП «ШЭТ». Профилактика буллинга в ОСП «ШЭТ»

30 ноября 2015 года я выступила с докладом на цикловой комиссии "транспортного отделения" ОСП ГБПОУ МО "Шатурский энергетический техникум". Тема доклада: "Буллинг в образовательной среде. Отчет по ано...

Опыт школьного спортивного клуба "Лицей спортивный"

С сентября 2014 года в МАНОУ «Лицей №4» создан и успешно функционирует школьный спортивный клуб «Лицей спортивный» - он является общественной организацией учащихся объединенных с целью совместной рабо...

"Семья глазами старшеклассника".

Роль ребенка в отношениях с родителями, его позиция в конструктивном решении семейных конфликтов....

Образование во взаимодействии семьи и школы: опыт и перспективы. Программа "Растим профессионалов".

В 2018-2019 учебном году в 207 школе стартовала программа «Растим профессионалов».Цель: Использовать  потенциал сообщества родителей обучающихся для  создания условий профессиона...

Представления о будущей семье у подростков, воспитывающихся в неполной семье.

Брошюра "Представления о будущей семье у подростков, воспитывающихся в неполной семье"...