Педагогический проект. Развитие творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности. «В гостях у сказки» (кружковая работа).
проект по теме
Педагогический проект.Развитие творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Педагогический проект. | 27.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект. Развитие творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности.
Автор: Подлесная Татьяна Николаевна
Название проекта: «В гостях у сказки» (кружковая работа).
Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир!
С. И. Мерзлякова
Актуальность.
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать маленького человека к театру, литературе, живописи. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть.
Особое влияние на развитие личностных качеств детей, в том числе и творческих способностей, оказывает театр, как синтетическое искусство, обладающее большими возможностями воспитания у них желания не только потреблять, но и творить, смотреть и видеть, образно мыслить, слушать и слышать. Вот почему видные деятели культуры настойчиво пытались внедрить театральное искусство, хотя бы в виде кукольного театра, в сферу дошкольного образования и культурно-досуговую деятельность детей (Н.И.Сац, Н.С.Шер, Л.Г.Шпет, В.С.Шербаков и др.).
Известный отечественный психолог А.Н.Леонтьев относит театрализованные игры к своеобразной предэстетической деятельности ребенка. Оставаясь игрой, они развивают творческие способности ребенка и представляют собой специфический вид художественной деятельности.
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театра является актуальным направлением воспитательно-образовательной работы. В этой связи возникает необходимость целенаправленной организации досуговой деятельности детей, пересмотра ее содержания, форм и средств, способствующих целенаправленному развитию их творческого потенциала. Именно с точки зрения развития творческих способностей детей дошкольного возраста, можно рассматривать искусство театра, которое хорошо вписывается в систему дошкольного образования.
Театральное творчество – творчество коллективное и оно сосредотачивает свое внимание на исследовании личности, раскрытии ее внутреннего мира, порождает множество новых сценических образов. Основной целью детского театрального творчества является содействие становлению ребенка как личности. Занятия театральным искусством дают детям прекрасную возможность закрепить коммуникативные навыки, стимулируют развитие внимания, памяти, речи, восприятия, в результате происходит расцвет творческого воображения и творческих способностей.
Большинство исследователей приходят к выводу о том, что театрализованные игры наиболее близки к искусству и часто называют их «творческими» (М.А.Васильева, С.А. Козлова, Д.Б. Эльконин).
В отличие от театральной постановки театрализованная игра не требует обязательного присутствия зрителя, участия профессиональных актеров, в ней иногда достаточно внешнего подражания. В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно – речевое, музыкально – игровое, танцевальное, сценическое, певческое.
Театрализованные игры позволяют повысить эффективность обучения и воспитания, именно во время игры дети чувствуют себя легко и свободно, что является питательной средой для развития у них творческих способностей.
Вид проекта: досугово - познавательный
Цель проекта: развитие творческих способностей детей через театрализованные игры.
Задачи:
выявление общих музыкальных и артистических способностей у дошкольников.
пробуждение интереса дошкольников к музыкально-театральному искусству;
формирование у детей первоначальных представлений о средствах актерской выразительности.
расширение знаний об искусстве театра и эмоционально-положительное отношение к нему;
развитие умения, позволяющие дошкольнику создать образ в соответствии со сценической задачей; умение строить сценический образ действующих лиц;
Участники проекта: дети дошкольного возраста, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию.
Срок реализации проекта: 1.09 2013- 1. 02 .2014.
Рабочий план реализации проекта:
Содержание деятельности | Срок исполнения |
Изучение и анализ литературы по теме. | в течение реализации проекта |
Подбор упражнений, игр по развитию творческих способностей. | в течение реализации проекта |
Чтение художественной литературы | 2 раза в неделю |
Просмотр кукольных спектаклей | Сентябрь (1 раз в неделю) |
Разработка плана занятий по развитию творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности. | в течение реализации проекта |
Изучение игровых позиций, интересов дошкольников в театрализованной деятельности. | в течение реализации проекта |
Подбор диагностических методик по теме для отслеживания развития творческих способностей дошкольников. | сентябрь- октябрь |
Изготовление и подбор атрибутов, декораций, масок, кукол, игрушек для театральной деятельности. | в течение реализации проекта |
Организация предметно – развивающей среды, связанная с театральной деятельностью. | в течение реализации проекта |
Планируемые мероприятия:
Виды творческой деятельности | Цели | Средства развития |
сентябрь - октябрь | ||
Театральная игра | Развивать зрительное и слуховое внимание, память, выразительность; учить снимать зажатость и скованность;согласовывать свои действия с другими детьми;развивать умение произвольно реагировать на команду. | Игры: «Эстафета» «Знакомство» «Кто во что одет?» «Вышивание» «Внимательные матрёшки» |
Ритмопластика | Развивать умение пользоваться жестами; развивать двигательные способности детей, ловкость, подвижность. Упражнять в попеременном напряжении и расслаблении мышц; Учить произвольно реагировать на музыкальный сигнал. Развивать умение передавать в свободных импровизациях характер и настроение музыки; | Игры и упражнения: «Самолёты и бабочки» «Первая потеря» «Осенние листья» «Бабочки» «Муравьи» «Огонь и лёд» «Мокрые котята» «Конкурс лентяев» |
Культура и техника речи | Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию. Работать над дикцией.Учить строить диалог, подбирать слова по общим признакам и определения к словам. | Игры и упражнения: «Мыльные пузыри» «Весенний пятачок» «Колокольчик» «Удивительный бегемот» «Волшебная корзинка» «Вкусные слова» |
Основы театральной культуры | Развивать интерес к сценическому искусству. Знакомить детей с видами театра. Воспитывать культуру поведения в театре. | Посещение театральных постановок. Рассматривание различных постановок, фотографий, иллюстраций, атрибутов к различным видам театра. |
ноябрь - декабрь | ||
Театральная игра | Развивать воображение, находчивость, фантазию. Воспитывать доброжелательность и коммуникативность в отношениях со сверстниками. Развивать быстроту реакций и координацию движений. Готовить детей к действиям с изображаемыми предметами. | Игры «дружные звери» «Цапля», «Передай позу» «Летает - не летает» «Где мы побывали? » «Что мы делали, не скажем, а что делали, покажем» |
Ритмопластика | Развивать чувство ритма и координацию движений, пластическую выразительность и музыкальность. Учить создавать образы живых существ с помощью пластических выразительных движений. Развивать умение искренне верить в любую воображаемую ситуацию | Игры и упражнения: «Медведь в клетке» «Ёжик» «Подарок» «В царстве золотой рыбки» «Снежинки» «Не ошибись» «Поймай хлопок» «Весёлая зарядка» «В стране гномов» |
Культура и техника речи | Упражнять артикуляционный аппарат. Учить пользоваться интонациями, произнося фразы сердито, удивлённо, грустно, радостно. Продолжать учить строить диалоги. | Задания, игры: «Сочини предложение» «Фраза по кругу» «Неожиданная встреча» |
Основы театральной культуры | Активизировать познавательный интерес. Познакомить с главным театральными профессиями: актёр, режиссёр, художник, композитор. | Беседа – диалог с детьми о создании театральной постановки, (спектакля). «Зачем нужны декорации?» «Что должен уметь актёр?» «Что делает режиссёр?» |
Январь – февраль
Работа над спектаклем
Этапы работы:
1. Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение её с детьми.
2.Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
3.Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.
4.Поиски музыкально – пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев.
5.Создание совместно с детьми эскизов, декорации и костюмов.
6.Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
7.Репетиции отдельных картин с деталями декораций и реквизита.
8.Репетиции отдельных сцен с музыкальным оформлением.
9.Репетиции всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита и декораций. Уточнение темпоритма спектакля.
10.Изготовление афиши – приглашения.
11.Премьера спектакля. Обсуждение со зрителями и участниками.
12.Повторные показы спектакля. Подготовка выставок рисунков по спектаклю, стенда с фотографиями.
Результат проекта
Театр и театрализованные игры, - одно из самых эффективных средств развития и воспитания ребёнка в дошкольном возрасте.
Участвуя в театрализованной игре, дети познакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. У детей активизируется словарь, усовершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Улучшится диалогическая речь, её грамматический строй. Театрализованные игры сформируют опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Кроме того, театрализованная деятельность позволит ребенку решить многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это поможет в дальнейшем преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Развитие творческих способностей обучающихся с помощью исследовательской деятельности на уроках биологии и во внеурочное время"
На современном этапе развития школьного образования проблема активной познавательной деятельности обучающихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенство...
Обобщенный педагогический опыт: "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"
Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень ча...
Самоанализ педагогической деятельности в межаттестацинный период« Развитие творческих способностей учащихся на уроках трудового обучения и на занятиях кружковой работы; формирование у учащихся основных жизненных компетентностей, активн
В работе раскрыты методы и приемы по развитию у обучающихся творческих способностейт на уроках трудового обучения, на занятиях кружковой р...
Педагогический проект "Развитие творческих способностей обучающихся посредством организации внеурочной деятельности" (интегрированные проекты по литературе и искусству)
Педагогический проект направлен на развитие творческих способностей обучающихся. Предполагается вовлечение учащихся в исследовательские и творческие проекты, олимпиады, конкурсы. Условиями для реализа...
Реализованный проект на тему:«Развитие творческих способностей детей через выполнения аппликации с использованием нетрадиционных техник» Кружковая работа «Умелые ручки» 2019-2020г.г.
Кружковая работа реализован проект...
Реализованный проект на тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники аппликации» Кружковая работа «Умелые ручки» 2020-2021г.г.
Кружковая работа результат...
Педагогический проект: «Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности по изобразительному искусству, средствами нетрадиционных техник рисования».
Педагогический проект:«Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности по изобразительному искусству, средствами нетрадиционных техник рисования»....