конспект занятия
методическая разработка (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
КУКЛА-БЕРЕГИНЯ
Цели:
– развивать стремление к углублению знаний;
– воспитывать уважение к труду;
– содействовать развитию всесторонней личности.
Оборудование: кусок поролона, белая и цветная ткань, нитки разного цвета, кружево, тесьма, ножницы, иглы.
Ход занятий
I. Вводная часть.
1. О р г а н и з а ц и о н н ы й м о м е н т.
2. П о д г о т о в к а к з а н я т и я м.
3. И н с т р у к т а ж п о т е х н и к е б е з о п а с н о с т и.
II. Повторение пройденного материала.
В о п р о с ы для повторения:
– Когда возникли первые игрушки? (В глубокой древности.)
– Из чего их делали? (Из камня, дерева.)
– Для какой цели древний человек изготавливал свистульки, дудочки, погремушки? (Для отпугивания злых духов.)
– Какая игрушка была самой распространенной в русских деревнях? (Тряпичная кукла.)
– Почему на самодельных тряпичных куклах не рисовали лицо? (Считали, что кукла с лицом приобретает душу и может навредить ребенку, а куклы без лица оберегают дом и очаг.)
III. Содержание занятий.
1. В с т у п и т е л ь н о е с л о в о п е д а г о г а.
Учитель. Во все времена ценились вещи, сделанные руками человека. Способных и трудолюбивых людей называли мастерами, огромное количество русских пословиц было посвящено труду и умению: «Умение везде найдет применение», «Не будет и скуки, когда заняты руки», «Мастерство тому дается, кто весь делу отдается».
На предыдущих занятиях мы начали знакомство с удивительным видом русского народного творчества – самодельной тряпичной куклой. Изучению этой темы мы посвятим несколько других наших занятий.
2. С в е д е н и я о т р я п и ч н о й к у к л е.
Учитель. Всегда считалось, что хозяйка дома должна быть экономной. В деревне женщина умела делать многое – шить, вязать, ткать, вышивать. Кроме этого, воспитывала детей, готовила еду и делала многое другое. Не выбрасывались старые нитки, собирались для будущего одеяла кусочки ситца. И часто из таких небольших отрезков ткани мать, а затем и сама дочь изготовляли различных кукол.
Нигде так по-настоящему не оживает старый лоскут, как в кукле. И не в той кукле, что принесли из магазина, а в той, что сделана своими руками.
Если открыть словарь В. Даля, то можно прочитать: «Кукла – сделанное из тряпья, кожи, битой бумаги, дерева и пр. подобие человека, а иногда и животного». Как видим, определение очень точное, даже по современным понятиям.
Через века и поколения пронесла народная память традиционные образы куклы. Есть такая примета – когда дети много и бережно играют в куклы, в семье прибыль; если же неаккуратно обращаются с игрушками, быть в доме беде. Верили, что кукла охраняет детский сон и оберегает ребенка, поэтому она везде рядом с ним: и в играх, и во сне. Особенно поощрялась в народе игра с куклами у девочек, так как кукла считалась еще и символом продолжения рода.
У каждого народа кукла имела свое значение. У народов Средней Азии считалось, что кукла приносит хороший урожай, если с ней играют до самого замужества. Силы плодородия земли олицетворяла кукла в русском народе.
Как мы уже говорили, в русской деревне тряпичная кукла была распространенной игрушкой. Такие куклы были в каждой крестьянской семье; в некоторых семьях кукол насчитывали до сотни.
Тряпичных кукол дети начинали «вертеть» с пяти лет. Надо сказать, что куклу делали с большим старанием, так как по ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки. Поскольку кукла-оберег изображала человека, она являлась как бы партнером ребенка в игре, заставляя его учиться понимать внутренний мир человека, его чувства.
В Древней Руси куколкой-оберегом пользовались, когда хотели избавиться от какой-нибудь напасти. Куколку брали в руки, три раза поворачивали против часовой стрелки и приговаривали: «Отвернись злом, повернись добром».
О куклах-оберегах сочиняли сказки, в которых куклы являлись волшебными помощницами: охраняли, спасали, давали своим хозяйкам мудрые советы. Таких кукол любили, берегли, передавали по наследству.
Вот как в русской народной сказке «Василиса Прекрасная» про куклу говорится: «Зато Василиса сама, бывало, не съест, а уж куколке оставит самый лакомый кусочек. А вечером, как все улягутся, она запрется в чуланчике, где жила, и потчует ее, приговаривая: «На, куколка, покушай, моего горя послушай! Живу я в доме у батюшки, не вижу себе никакой радости. Злая мачеха гонит меня с белого света. Научи ты меня, как мне быть и жить и что делать?» Куколка покушает, да потом и даст ей советы и утешает в горе, а наутро всякую работу исправляет за Василису».
Очень важное место в ходе старинных обрядов занимали ритуальные куклы. Например, куклы из золы (зольники) дарились на свадьбах как пожелание потомства молодой семье и служили также игрушкой. Или кукла «коляда» – обрядовая, делалась под Рождество из соломы и лоскутов и украшалась маленькими ветками, узелками с подарками. А кукла «меланка» (иногда имела имя Мыланка, Миланка, Маланья) изготавливалась под Новый год, когда проходил обряд «меланкование», то есть брачная церемония. Кукла делалась из ярких лоскутков, наряжалась в фату.
3. П р а к т и ч е с к а я ч а с т ь.
Учитель. Сегодня мы научимся изготавливать одну из самых красивых кукол – «берегиню» (рис. 3)*
6) Сформируем «голову» и «руки»: перетянем ткань плотной ниткой на уровне «шеи» и распределим свисающие углы ткани таким образом, чтобы «руки» получились по бокам; стянем ниткой концы. Передним и задним углами ткани обернем нижнюю часть цилиндра («туловище») и закрепим их (рис. 2, е).
7) Наденем на «куклу» нижнюю белую юбку («подъюбник») с кружевным краем внизу (рис. 3, ё). Для ее изготовления используем длинный прямоугольник ткани. К одному длинному краю пришиваем кружево (низ), затем сшиваем короткие стороны прямоугольника; верхний край прометываем прочной ниткой (рис. 3, ж), собираем и стягиваем в поясе (рис. 3, з).
8) Теперь сошьем рубаху. Для этого возьмем прямоугольный кусок ткани (основу рубахи) и вырежем посередине круг; можно надрезать круг с передней стороны рубахи так, чтобы получилась горловина с воротом (рис. 3, к). Затем два меньших прямоугольника (рукава) пришиваем к серединам двух длинных сторон основы (рис. 3, к). Складываем получившуюся крестовину пополам и сшиваем бока основы и рукавов. Манжеты прометываем поперек прочной ниткой и собираем (рис. 3, л). Все «входы» (горловину, низ рубахи и рукавов) украшаем тесьмой или вышивкой; надеваем рубаху (рис. 3, и).
9) В последовательности, указанной в п. 7, шьем верхнюю юбку из ткани в клетку или любой другой, подходящей по рисунку и расцветке. Юбка должна быть короче подъюбника (рис. 3, м).
10) Шьем передник (рис. 3, н): к пояску пришиваем сосборенный прямоугольник ткани, украшенный тесьмой или вышивкой.
11) Делаем головной убор (рис. 3, п) из двух прямоугольников, один из которых в два раза длиннее другого. Длинный прямоугольник прометываем, стягиваем до длины короткого прямоугольника и сшиваем оба по длине. Пришиваем завязки, украшаем тесьмой и помпонами.
12) При желании можно изготовить еще и душегрею (рис. 3, р, с). Для этого нужно прямоугольный кусок ткани собрать в центральной части, обшить верхний край тесьмой. На нее же сделать лямки.
13) Все надеть на куклу – и подарок готов (рис. 3, т).
IV. Подведение итогов. Мини-выставка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно-развивающих логопедических занятиях с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи. Конспект занятия.
Совершенствование методов обучения в Новых Стандартах Образования предусматривает всестороннее развитие творческой активности учащихся, повышение их самостоятельности. В связи с этим большое значение ...
План -конспект занятия "Введение в образовательную программу". Тема занятия "В царстве волшебных лоскутков"
Занятие рассчитано на младший школьный возраст. На этом занятии дети знакомятся с видом декоративно- прикладного творчества -художественным гильошированием....
Конспект занятия по РРС и ФПСР.Индивидуальное занятие по РРС и ФПСР.Здоровье. Автоматизация звука С.
Тема ФПРС: Автоматизация звука «С».Цель: Тренировать ребёнка в умении правильно произносить звук «С» в открытых слогах и между гласными в словах, фразах и предложениях. Тема РРС: «Здо...
План-конспект занятия "Волшебные пальчики" и презентация к занятию.
Занятие «Волшебные пальчики».Цель: Формирование чувства психологической защищённости у детей в условиях совместной творческой деятельности.Задачи: I....
Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер». Тема занятия «Вводное занятие. История бисера».
Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер».Тема занятия «Вводное занятие. История бисера»....