Кукла бессонница - открытое занятие
методическая разработка по теме

История появления куклы. Технология изготовления куклы бессонница.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kukla_bessonnica-otkr._zan..doc69 КБ

Предварительный просмотр:

В период с 1768-го по 1774 год гениальный швейцарский механик Пьер Жак-Дроз сконструировал несколько «живых» кукол-автоматов, которые должны были привлекать внимание к его магазину часов и механических сувениров. Всего вместе с сыном Анри-Луи и помощником Жаном-Фредериком Лешо часовых дел мастер построил три уникальных человекоподобных автомата: «музыкантшу», способную сыграть несколько мелодий на фисгармонии, «рисующего мальчика» и «пишущего мальчика». Фигуры, поражавшие воображение естественностью движений, представляли собой чрезвычайно сложные механизмы: каждая состояла из нескольких тысяч деталей. Удивительные куклы, пережив немало приключений, дожили до наших дней и сегодня хранятся в работоспособном состоянии в Музее истории и искусства в швейцарском городе Невшатель.

Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №184

Калининского района

Санкт- Петербурга

Конспект ОТКРЫТОГО  занятия

ПО ТЕМЕ: «КУКЛА БЕССОНИЦА»

 

Автор: князева ИННА ВЛАДИМИРОВНА -

педагог дополнительного образования, руководитель  ДИЗАЙН-СТУДИИ «РУКОДЕЛЬНИЦА» ОДОД на базе школы №184.

АННОТАЦИЯ.

Вашему вниманию предлагается конспект занятия  по теме кукла в рамках образовательной программы, дизайн-студия «Рукодельница».

Занятие проводится в игровой форме, что активизирует познавательный интерес и позволяет применить знания, навыки, умения в создании куклы.

В структуру занятия включены загадки, физическая зарядка по теме.

Практическую часть по созданию куклы предваряет занимательная информация :  легенды, мифы, загадки, стихи русских и зарубежных авторов, историю и применение куклы.

В практической части представлена информация  схемы изготовления,  последовательная технология создания куклы.

Это методическая разработка может использоваться  педагогами дополнительного образования, учителями труда, изобразительного искусства.

 

Санкт-Петербург

2011 г.

Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №184

Калининского района

Санкт- Петербурга

План – конспект

открытого занятия дизайн-студии «Рукодельница»

Тема занятия:

«Кукла Бессоница» в технике кукла

Образовательная область: Декоративно-прикладное искусство

Возраст детей: 9-10 лет

Дата проведения:  2011г.

Место проведения: ГОУ СОШ № 184

ФИО педагога: Князева Инна Владимировна

-

Санкт-Петербург

2011 г.

Тема: «Кукла Бессонница» в технике кукла

Цель: Создать условия для развития творческих способностей детей, углубление и актуализация их знаний и умений по теме «Кукла», закрепление навыков работы с различными материалами, развитие навыков коллективной работы.

Задачи:  

 Образовательные:

- познакомить воспитанников с историей использования куклы.

- закрепить новый материал в игровой форме.

-возможность увидеть результат, используя теорию и практику.

 Воспитательные:

-воспитать самостоятельность, аккуратность, бережливость, коллективность, сплоченность.

- воспитать чувство ответственности за выполненную работу, сформировать умение контролировать себя.

-воспитание коммуникативных навыков в коллективной работе

 Развивающие:

- развить творческое мышление, эстетический вкус, фантазию.

-развить интерес к декоративно-прикладному творчеству.

-развить самореализацию через процесс производства изделия .

Методы проведения занятия:

-наглядный

-репродуктивный

-словесный

Формы проведения занятий :

-беседы с объяснением нового материала

- викторина вопрос-ответ

-сказка, легенда

-игра

-показ наглядного материала

-демонстрация трудового приема

-практическая часть

Межпредметные связи:

 -история  

 - литература    

 -изо  

 -труд

Формы организации занятия:

-групповая

Методическое оснащение:

Методический  материал для педагога:

- литература

- слайд шоу фото

- методическое пособие

Дидактический материал для воспитанников:

-наглядный материал (фото, образцы)

-иллюстрации

- книга со схемами

-стенд с детскими работами

Раздаточный материал:

- схемы последовательной работы

- заготовки материала

Материально- техническое оборудование:

-компьютер

- кабинет для занятий декоративно-прикладной деятельностью

- столы, стулья

- иглы

-ленты - разной ширины, цвета,  длины

-бусины, бисер, стразы - разной формы, размера, цвета, количества

-ткани — хлопчато бумажные, ситец, бязь

 

  П

  П

   

  Д

  П

  Д

   

  П

  Д

  П

  Д

  П

  Д

  П

  Д

  П

   

 

   

   

 

   

   

  П

П/Д

 

П/Д

  Д

   П

   Д

   П

   Д

   П

   Д

П/Д

 

П

  П

   

   

   

   

Конспект занятия.

1.Организационный момент:

- Воспитанники входят в кабинет и рассаживаются

- Приветствие воспитанников

- Ребята! Сегодня мы с вами начинаем новую тему.

- А какую вы сейчас отгадаете. Я загадаю вам  загадку. Отгадка и будет темой нашего сегодняшнего занятия.

2. Актулизация занятия:

Загадка.

Платья носит,
Есть не просит,
Всегда послушна,
Но с ней не скучно.

(Кукла )

Дети а вы знаете какие-нибудь стихи про куклу?

Читают стихи.

Викторина вопрос-ответ.

- А знаете ли вы когда появилась первая кукла?

-  4 тыс. лет назад.

- Для чего служила кукла изначально?

- Как оберег от злых духов.

- Из каких материалов делалась ?

- Соломы, натуральных тканей(лен, хлопок).

- Как вы думаете как она изготовлялась ?

- Не шилась, а сворачивалась, заматывалась нитками, была без лица.

А почему сейчас я вам расскажу.

3.Знакомство с новой темой занятия:

Как известно все дети любят играть, мальчики в машинки, а девочки в куклы.

Кукла первая среди игрушек. Самым древним египетским куклам 4 тыс. лет.

Кукла не рождается сама: её создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего её народа.

В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Сегодня, к сожалению, утеряны древние корни возникновения куклы. Изначально кукла служила тотемом, обрядовым символом, и уже позднее превратилась в детскую игрушку. Русское слово «кукла» родственно греческому «кислос» («круг») означает нечто свернутое, например, деревяшку или пучок соломы, которые девочки издавна пеленали, подчиняясь инстинкту матери.

Необходимость куклы для развития человека доказана исторически и этнографически. На ранних ступенях культуры играет роль в жизни не только ребенка, но и взрослой женщины, матери.

Женщины мало отличаются по своему развитию от своих детей, относятся к своим куклам как к чему-то живому, а  иногда и как к детям. Кукла, повторяя человека и отталкиваясь от него, связана с ним физическими, психологическими и мировоззренческими связями. Кукле издревле приписывались волшебные свойства.

Люди верили что они могли защищать от злых сил, принять на себя болезни, беды человека принести ему счастье. Но чтобы игрушка выполняла защитную роль, она должна была быть «правильно» сделана.

Мастерицы не использовали колющие, режущие предметы, лоскутки ткани и нитки рвались вручную, а затем связывались.

Узелки служили оберегом против злых сил. Кукле никогда не рисовали лицо, потому что вместе с лицом кукла получала душу, а значит становилась уязвимой для дурного глаза. Тряпичные обереги сопровождали человека на всех этапах его жизни (рождение, свадьба, похороны). В крестьянских семьях кукла с хозяйкой проживала всю жизнь. Во все времена ребенок через игру постигал мир, примеривая на себя разные роли, учась модели поведения, принятой у взрослых. Древние люди приносили в жертву богам живых людей. Но однажды кто-то решил принести в жертву куклу- полено. Так кукла-полено спасла человека. Появились и другие куклы-чучела, которые приносились в жертву. У каждой куклы было свое имя: Кострома, Купало и др. Обряды жертоприношения с тех пор превратились в праздники.

Современная кукла имеет детские пропорции, она хлопает глазками, цветет румянцем, её одевают в детскую и взрослую одежду. Появились такие куклы как Барби, Baby и др.  Baby изобретена в лаборатории искусственного энтилекта и похожа на настоящего младенца.

Но не надо забывать историю с чего все начиналось. Сегодня интерес к народному творчеству необычайно велик: создаются фальклёрные ансамбли, возрождаются праздничные народные гулянья, в высокой моде находят элементы русского народного костюма.

Знакомство с традициями русской куклы позволит познакомиться с культурой русского народа, а сами куклы составят оригинальную домашнюю коллекцию или станут подарком для ваших друзей.

Давайте с вами сегодн6я попробуем сделать одну из них. А какую, прежде я вам расскажу одну историю.  

Душная электрича. Молодая мама никак не может успокоить раскапризничавшегося малыша, который хнычет, изворачивается, бросает на пол игрушки. И вдруг, как по мановению руки, ребенок затихает и начинает внимательно следить за руками пассажира, сидящего напротив. Тот не спеша что-то сворачивает из носового платка. Под ловкими пальцами сначала появляются заячьи ушки над узелком мордочки, а другой узелок превращается в куцый хвост.

В одно мгновение он становиться единственным и неповторимым, самым любимым и ночью занимал место под подушкой. Однажды, уйдя в стирку с очередной партией белья, он больше никогда не возвращался. Все попытки снова свернуть из носового платка милого зайку заканчивались неудачей. И вообще, это не зайка, такого зайки не будет больше никогда, лишь в памяти остались два-три ловких движения, ожививших детскую фантазию. Этот зайка- родной брат старинной магической колыбельной куклы Бессоницы.

Когда без видимой причины младенец начинал плакать, мать чтобы успокоить его и защитить от злых духов, быстро сворачивала из двух лоскутков ткани  куклу-оберег и кидала её в колыбель, приговаривая

Сонница - бессоница,

Не играй моим дитятком,

А играй этой куколкой...

Такая кукла оставалась в доме навсегда.

Теперь мы с вами приступаем к изготовлению куклы Бессоницы.

Представим с вами что мы мастерицы как в древние времена.

4. Физ зарядка.

Но прежде  мы с вами сделаем  небольшую разминку.(мы играем с куколкой, танцуем с ней, протягиваем ручки, тянемся, здороваемся, клонимся, а теперь садимся на места).

5. Выполнение практической работы:

- Объяснение технологических приемов изготовления куклы по схемам:

Берется 2 одинаковых по размеру лоскутка ткани.

Один лоскуток складывается пополам по диагонали. На противоположных его концах туго затягиваются узлы. Затем  лоскуток разворачивается и в центр  закладывается клубочек из спутанных обрывков нитей или тонких полосок ткани или комочек ваты. Лоскуток снова складывают пополам. Комочек плотно обжимают и перетягивают лоскуток в центре несколько раз по часовой стрелке.

В представлении наших предков все, что связывалось с жизнью, двигалось, как солнце, по часовой стрелке.

Свободные концы лоскута вновь расправляют. Расстелив и расправив второй лоскуток, на одной из его сторон расправляют заготовку из первого лоскутка. Диагональ с завязанными узелками накладывают параллельно на сторону второго лоскутка. Правый верхний конец второго лоскутка оборачивают слева от скрутки первого лоскутка и выводят из- под первого лоскутка вновь на правую сторону. Таким же образом левый конец второго лоскутка оборачивают справа от скрутки. Оба конца лоскутка стягивают плотным прямым узлом. Скрутку расправляют и получается простейшая тряпичная кукла, которая, и есть прародительница современной мягкой игрушки.

- Воспитанники выполняют куклу по схемам поэтапного изготовления под руководством педагога.

-Воспитанники изготавливают куклу Бессонница

Заключительная часть:

Вопросы для закрепления нового материала.

-Почему куклы делались без лица?

- Вместе с лицом кукла получала душу

-Что оберегала кукла Бессонница?

- Сон

- Чтобы  кукла несла защитную роль как она должна изготовляться?

- Без колющих, режущих предметов, ткань рвалась в ручную, кукла обматывалась и завязывалась.

Анализ и оценка работы:

Подведение итогов, оценка работы на уроке и мнение детей о работе.

Домашнее задание:

Предложить воспитанникам найти информацию о других народных  куклах.

Заключительное слово педагога:

Могут руки людей сделать чудо любое:

Я возьму в руки нить и простую тряпицу,

И немножко фантазии и волшебства-

И сошью я такое, что вам и не сниться.

Только чтобы жила на земле красота!

Очень надеюсь на то, что чему вы сегодня научились, пригодится вам в вашей жизни.

Не бойтесь творить, тянитесь к прекрасному.

И у вас всё получится!

 

15.00-15.05

15.05-15.10

15.10-15.20

15.20-15.40

15.40-15.45

Литературный материал:

1. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла.- Спб.: «Паритет», 2006 г.- 240 с. .

2. Делаем куклы/Пер.с ит.- М.: «Ниола-Пресс», 2008 г.-128 с.

3.Б.Голдовский. Большая иллюстрированная энциклопедия «Художественные куклы».- М.:Дизайн Хаус, 2009.- 296 с.                                                                                                                                                                        4. Войдинова Н.М. Куклы в доме.-М: Профиздат, 2000.- 136 с.

5. Хоменко, Никитюк, Хоменко: Обереги своими руками: украшение и защита вашего дома.- Издательство: , Клуб семейного досуга, 2010 , 96 с.

6. Берстенева Е. В., Догаева Н. В. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками.- М.: Белый город, 2010.- 111 с.


Лекционный материал:

Загадка: 

 Платья носит,
Есть не просит,
Всегда послушна,
Но с ней не скучно.

(Кукла )

Сказка, легенда: 

Молодая мама никак не может успокоить раскапризничавшегося малыша, который хнычет, изворачивается, бросает на пол игрушки.

И вдруг, как по мановению руки, ребенок затихает и начинает внимательно следить за руками пассажира, сидящего напротив.

Тот не спеша что-то сворачивает из носового платка.

Под ловкими пальцами сначала появляются заячьи ушки над узелком мордочки, а другой узелок превращается в куцый хвост.

Этот зайка- родной брат старинной магической колыбельной куклы Бессоницы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие "Народная кукла"

Мир народной куклы чрезвычайно интересен и разнообразен. Нам сейчас сложно представить все богатство русской кукольной традиции, ведь она почти полностью исчезла из повседневного быта. Текстильная кук...

открытое занятие по текстильной кукле "Полет на планету игрушек"

Объединение «Текстильная кукла» Конспект открытого занятия. Преподаватель: Иванова Наталья Александровна. Тема занятия:«Полет на планету игрушек»....

Открытое занятие по франузскому языку для старшей группы "Одежда для моей куклы"

Открытое занятие  по франузскому языку для старшей группы "Одежда для моей куклы"...


 

Комментарии

Инна Владимировна, очень интересный материал. Побольше выкладывайте.Спасибо!