Открытое занятие "Народная кукла"
методическая разработка (5 класс) по теме

Долгушина Наталья Викторовна

Мир народной куклы чрезвычайно интересен и разнообразен. Нам сейчас сложно представить все богатство русской кукольной традиции, ведь она почти полностью исчезла из повседневного быта. Текстильная кукла стала предметом коллекционирования, объектом эстетических экспериментов, одним из средств самовыражения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_kukla.docx51.22 КБ

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ

        В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек, они сделаны на фабрике и не несут тепла души их создателей. Каждая кукла,  сделанная тем или иным автором, индивидуальна в своем роде. У нее  своя история и свой неповторимый образ. Сейчас особенно остро стала ощущаться потребность в оригинальных нетиражированных изделиях.
Игра в куклы берёт на себя серьёзную социальную и психологическую роль, воплощая и формируя определённый идеал, давая выход потаённым эмоциям.

ТЕМА: Русская народная  кукла

Автор: Долгушина Наталья Викторовна, МБОУ ДОД «Детско-юношеский центр Заводского района», педагог дополнительного образования,

г. Кемерово

Предмет (направленность):  декоративно-прикладное творчество, дополнительное образование

Возраст детей: 11-12 лет.

Место проведения: студия

Данное занятие является одним из цикла занятий по изготовлению русской тряпичной куклы.

Цель: Познакомить детей с историей народной игрушки, технологией изготовления куклы «Желанница».

Задачи:

Образовательная: познакомить обучающихся с историей появления народной куклы, с русскими обрядами и традициями, связанными с изготовлением кукол.

Воспитательная: Воспитание художественного и эстетического вкуса, творческого восприятия окружающего мира.

Развивающая: развитие воображения, фантазии, творческого мышления.

Тип занятия: сообщение новых знаний.

Форма занятия: групповая и индивидуальная

Дидактические принципы: принцип доступности, наглядности, принцип систематичности и последовательности, принцип сочетания различных форм организации обучения.

Наглядно-дидактический материал:

- презентация к занятию;

- видео ролик с примерами изготовления кукол;

- технологические карты по изготовлению куклы «Желанница»;

Оборудование:

-  ноутбук;

- мультимедийный проектор;

- экран;

Материалы:

  1. лоскуты белой и набивной ткани 20х20 см для туловища и костюма;
  2. нитки для перевязывания;
  3. тесьма, кружево, бусины, бисер для украшения;
  4. вата для набивки;
  5. ножницы для отрезания ниток;
  6. образцы народных и современных кукол;
  7. иллюстрации, фотографии русского народного костюма;
  8. инструкционные карты по изготовлению  куклы «Желанница».

План занятия

Оргмомент.

Цель: Подготовить детей к работе на занятии.

Самоопределение.

Сообщение темы и цели занятия.

Цель: Подготовка к активной деятельности на занятии.

Усвоение новых знаний.

Цель: сформировать представление об изучаемом объекте и его сущности, на их основе выработать умения.

Самостоятельная  работа.

Цель: Стимулирование на усвоение нового материала.

Обобщение и систематизация знаний.

Цель: Стимулирование на усвоение нового материала.

Подведение итогов.

Провести анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности.

Домашнее задание.

Цель: дать домашнее задание, которое направлено на дальнейшее развитие знаний.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Орг. момент

(Звучит русская народная песня)

«Было у матушки 12 дочерей»

Здравствуйте ребята.

Сегодня у нас волшебное занятие.

 Мы будем отвечать активно,

Хорошо себя вести, чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти!

Сообщение темы и цели занятия

 Мы с вами перенесемся  во времена наших предков – древних славян, узнаем историю Куклы-закрутки и на ее основе выполним куклу «Желанницы», вспомним русские народные потехи.

Усвоение новых знаний (Презентация)

   Много о жизни предков можно узнать у кукол. Самые первые куклы (наверное, еще на заре человечества) делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба - женское божество.

"Баба" передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Эта кукла явно не носила игровой характер, а была оберегом женщины, дома, очага. При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, видимо для того, чтобы на новом месте был снова очаг, уют, дом.

   Известна еще одна очень древняя кукла. Когда женщина остригала свои волосы, то она их собирала в небольшой мешочек и делала куклу. Считалось, что когда человек заболевал, то его надо было обложить такими куклами и он выздоровеет.

Были куклы и в помощь хозяйке. Кукла "десятиручка" помогала девушке или молодухе (девушка, которая недавно вышла замуж) в хозяйстве. Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина все успевала, и все у нее ладилось.

А для того, чтобы в доме сытно и богато было, хозяйка дома делала куклу "зерновушку", или "крупеничка". Делали ее после сбора урожая. В основе куклы - мешочек с зернами, собранными с поля. Набивали её разными зёрнами. Также эту куклу женщина делала для того, чтобы у нее были дети.

Вот такие были куклы. И это лишь малая часть из всего  многообразия кукол. Все они несли в себе магическое действие.

        Известно, что шили кукольные платья не просто так, а со смыслом. Во-первых, в наряде всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости. И еще считали, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм. Вышитый узор, которым когда-то украшали наряд куклы,  тоже не был случайным. Он должен был оберегать ребенка. Слово «узор» обозначало «призор», т.е. «присмотр». Поэтому на кукольном платье, как и на костюме взрослого человека, вышивали: круги, кресты, розетки – знаки солнца; женские фигурки и оленей- символы плодородия; волнообразные линии – знаки воды; горизонтальные линии – знаки земли, ромбики с точками внутри - символ засеянного поля; вертикальные линии - знаки дерева, вечно живой природы.

     Костюм  состоит из рубашки (она же тело), сарафана, передника, пояса, косынки и платка. Все детали костюма имели определенный смысл, закрепленный в традиции. Прежде всего, русский женский костюм не должен быть подчеркивать формы тела: каждая женщина в нем была красавицей, статной и дородной. Рубашка по вороту, подолу и низу рукава украшалась вышивкой, чтобы злые духи не пробрались к телу через отверстия в одежде. У нашей куклы роль вышивки выполняет красная нитка.

       Куклам лицо не рисовали.  «Безликость» - следы древней «обережной» роли куклы, когда игрушку боялись уподобить человеку. По народным поверьям кукла с «лицом» как бы обретала душу и становилась опасной для ребенка, а «безликая» считалась предметом неодушевленном и не могла ему навредить.       

   Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое.

     Куклы выступали в роли надежного помощника и оберега человека. Раньше в каждом крестьянском доме было много тряпичных кукол- закруток. Они служили оберегами  жилища, сна, хозяйства.

         В разных уголках России были свои народные обычаи, традиции, поэтому неудивительно, что по-разному делали и тряпичных кукол.

Ролик Русские обрядовые куклы

Погремушки – лапушки - это гроздья ярких тряпичных мячиков, набитых ветошью, и «куклы - куватки» предназначались для самых маленьких, их развешивали над колыбелькой младенца.

Закрутка «Берегиня сна» с полезными травами (шалфеем, мятой, мелиссой) оберегала сон ребенка.

Куклу «Любаву» с тесемочками располагали над входом. Завязанные на тесемках узелочки - обереги не давали проникнуть в жилище темным силам.

Раньше дети с трех лет умели мастерить таких кукол. Попробуем и мы. Для этого не нужно ничего, кроме разноцветных лоскутков, толстых ниток, немного старания и фантазии.

         Бытовое название этой куклы – закрутка (от слова «крутить, закручивать»).

Существует несколько способов изготовления кукол-закруток. Рассмотрим один из них.

Мы с вами будем делать куклу желаньица. Кукла желаньица делается на основе куклы –закрутки.

Самостоятельная работа

(во время работы звучат русские народные песни. Для занятия можно с детьми разучить  русскую народную песню)

 Сегодня мы научимся мастерить русские куклы-закрутки, которые по преданию приносят в дом счастье и исполняют желания. Их так и называли — «Желанница». Эта кукла обшита ленточками, пуговичками и бусинками. 

Такая подружка - кукла Желанница - была в деревне у каждой девушки.

Последовательность изготовления куклы – закрутки

1.   На ткань наложить ватин, отогнуть края наизнанку на 2 см, ткань закрутить. Свободный край бокового среза загнуть наизнанку, подклеить снизу.

2.   На уровне линии шеи (1\5 высоты туловища) перевязать закрутку нитками, концы закрепить узлом (б).

3.  Изготовление головы и рук: найти центр белого лоскута (в), накрыть верх закрутки, сформировать голову и затянуть ниткой по линии шеи (г). Подогнуть срез рукава, забрать лишнюю ткань внутрь рукава, кисти рук перетянуть ниткой (д, е) затянуть оставшуюся ткань на линии талии (ж).

4  Изготовить волосы и косы, закрепить по центру головы.

5.  Оформление куклы. От общего вида куклы зависит характер образа. Костюм можно украсить вышивкой, тесьмой, лентами.

Схема изготовления куклы закрутки

Обобщение и систематизация знаний

                                                           

  Вопросы:                                                                                                            

  1. Когда возникли первые игрушки?   ( В глубокой древности).                            

  2. Из чего их делали?     (Из камня, дерева).                                                              

  3. Как называют куклу, призванную охранять человека от злых духов?

 4. Какая игрушка была самой распространённой в русских деревнях?    (Тряпичная кукла.)                                                                                            

  5. Почему на самодельных тряпичных куклах не рисовали лицо?   (Считали, что кукла с лицом приобретает душу и может навредить ребёнку, а куклы без лица оберегают дом и очаг.)    

6. Названия каких кукол вы запомнили?                                                                                

 

 Подведение итогов.                                                      

   Мини – выставка.                                        

Литература

  1. Клиентов А. Народные промыслы. – Белый город, М, 2003
  2. Нагель О.И.  Художественное лоскутное шитье. - М, 2000
  3. Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. – М.: “Культура и традиции”, 2007
  4. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: “Паритет”, 2006. – 240 с.+ вкл.
  5. Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. – Ярославль, 1997

3. Журнал “Народное творчество”, № 4, 2004 г.

4. http://oberejie.ru/zakrutka.htm Кукла закрутка

5. http://kenunen.boom.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок «Кукла - оберег».

Составила преподаватель дополнительного образования «Введение в хендмейд» и «Хендмейд» МАУ ЦДОД «СИБ» Винтартас Н.Ю.Цель: •познакомить с куклой-оберегом;Задачи:•научить изготовлять куклу-оберег;•разви...

Технологическая карта открытого урока в 6 классе по предмету технология (ДПИ) на тему: Кукла военных лет "Фронтовая кукла"

Предмет: Технология (ДПИ)Класс 6 .Тип урока: открытие нового знанияТема урока: Куклы военных лет. «Фронтовая сестра».Цель урока: формирование: представления о кукле,  ценностного отношения к исто...

Презентация к открытому уроку "Кукла в национальном костюме"

проектная деятельность на уроках технологии "кукла в национальном костюме". на занятии учащиеся знакомятся с особенностями татарского национального костюма, изучат приемы работы с фоамираном, изготовя...

Открытый урок "Кукла как часть народной культуры"

Урок по изготовлению куклы-скрутки для учащихся 5 классов....

Открытое занятие "Кукла Акань"

Открытое занятие и выстовка "Куклы Хантов и Манси"...