"Предшкольное образование воспитанников" - доклад
методическая разработка на тему

Вербицкая Светлана Николаевна

Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию доклад на зональном семинаре педагогов дополнительного образования "Предшкольная подготовка", из опыта работы гуманитарно-эстетической студии раннего развития детей "Малышок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_zonalnom_seminare.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

23.03.2012г.

ДОКЛАД

«Предшкольное образование воспитанников»

(на зональном семинаре-практикуме педагогических работников

учреждений дополнительного образования)

Что представляла собой отечественная система образования раньше? Восемь обязательных школьных классов: четырехлетнюю начальную школу, среднюю школу с пятого по восьмой класс и к обязательным восьми добавлялись еще два года – девятый, десятый классы. До поступления в первый класс дети в подавляющем своем большинстве ходили в детский сад. При этом программы детского сада не предполагали никакой специальной подготовки к школе. Перед детским садом не стояла задача формирования знаний, умений и навыков школьного типа. Дошкольники занимались своими детскими занятиями: играли, рисовали, лепили, пели, танцевали и т.д. И что очень важно — им читали книжки. Иными словами, пространство детского сада было заполнено детскими видами деятельности. К их школьному будущему воспитатели и родители относились очень спокойно. Конечно, отклонения от нормы были всегда. Всегда были дети, опережающие свой паспортный возраст и отстающие от него. Но в целом выдерживалась магистральная линия развития, зафиксированная психологами в отечественной периодизации: до семи лет дети являются дошкольниками и воспитываются как дошкольники, в специфических для дошкольного возраста видах деятельности. Затем, с семи лет, в жизни ребенка начинается школьный период. Что же произошло? В науке накопилось много новых знаний. Идеологи политехнической школы считали, что школа должна давать учащимся знания на современном уровне. Отсюда возникла необходимость пересмотра школьных программ и увеличения в них объема учебной информации. Надо было что-то придумывать. Но что? Программа средней школы с трудом влезала в пять учебных лет, вот и решили, что лучше всего будет «пришить» недостающие года снизу. В конце концов, речь зашла о подготовке к школе с пяти лет.

Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введение предшкольного образования детей 5-7 лет. В настоящее время отрабатываются различные модели организации предшкольного образования. Все более востребованной в практике становится модель организации групп предшкольной подготовки детей 5-7 лет на базе дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, общеобразовательных школ. В 1997 году,  одним из социально-педагогических направлений Центра внешкольной работы «Гармония» г.Тихорецка стала работа по предшкольной подготовке детей. В гуманитарно-эстетической студии раннего развития детей «Малышок» решается одна из актуальных проблем - подготовка ребёнка к обучению в школе. Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она создаёт такие формы регламентации жизни ребёнка, с которыми он ещё не сталкивался. Готовить ребёнка к школе необходимо, поскольку избежать приспособления к школьной жизни невозможно, но частично или очень значительно облегчить его – вполне реальная задача. Деятельность этих групп направлена на подготовку к школе детей, в основном не охваченных дошкольными учреждениями. И вопрос социализации современного ребенка очень важен и актуален. Социализация подрастающего поколения протекает в ходе его взаимодействия с большим количеством разнообразных условий, которые в большей или меньшей степени влияют на его развитие. Какие возможности есть у педагогов, чтобы социализация детей протекала в приспособленных, адаптированных условиях?  

В повседневном общении ребенок учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения. В процессе социализации, воспитания и развития личности ребенка важнейшая роль отводится педагогу. От того, как общается педагог с детьми, как разговаривает с ними, понимает их, зависит успех благополучной социализации. Хорошо, чтобы дети почаще слышали от педагога привычное, домашнее для них обращение - Сашенька, Игорек, а не холодно-официальное - Егоров Александр, Кириллова Наташа. Даже если в группе три Лены, два Вовы, то и тогда не обязательно их называть по фамилиям: пусть каждый слышит теплое, ласковое обращение, к которому он привык. Педагог помнит, что особенности возраста и подход к детям - понятия взаимозависимые. Например, содержание и форма требований не могут быть одинаковыми и для самых маленьких, наших «четырехлеток», и для старших детей, которые осенью станут школьниками. Только учитывая возрастные (и, конечно, индивидуальные!) особенности ребенка, педагог сможет определить и меру своих требований, и форму, в какой они будут предъявлены. Только любовь к ребенку, эмоциональная связь с ним помогают увидеть и почувствовать его, его внутренний мир, а значит, понять его и пережить радость общения. Ведь детство самый счастливый период жизни не только для ребенка, но и для окружающих его взрослых. Мы обязаны сделать так, чтобы оно было для детей благополучным, чтобы ребенок мог безболезненно адаптироваться в очень сложном для него, непонятном еще мире! 

Гуманитарно-эстетическая студия раннего развития детей «Малышок» пользуется большой популярностью родителей, количество воспитанников растет с каждым годом. Если на начало 1997-1998 учебного года количество воспитанников студии составляло 30 человек (2 группы), то на конец 2011-2012 учебного года – 210 человек (20 групп). За 15 лет выпускниками студии «Малышок» стали более 300 дошкольников, которые благополучно поступили и обучаются в образовательных учреждениях города и района. В студии три возрастных ступени обучения 4,0-4,5 года, 4,5-5,5 лет и 5,5-6,5 лет. Воспитанник студии может пройти как 3-х годичное обучение, так и начать с любой ступени.  

В Центре внешкольной работы «Гармония» г.Тихорецка работает опытный педагогический коллектив, так как дошкольники требуют особого подхода в обучении и воспитании. Реализация педагогами дополнительного образования комплексной программы способствует общему развитию ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности. Содержание образовательного процесса учитывает доступность его детям, развивающий и воспитывающий характер, занимательность и  последовательность, предусматривает раскрытие и развитие потенциала ребенка, его социальную адаптацию.

Занятия в студии «Малышок» проводят 15 педагогов дополнительного образования. Все педагоги имеют глубокие и разносторонние знания по своему предмету, при проведении занятий используют дополнительный материал, работают с увлечением, положительно относятся к новым идеям, правильно осуществляют планирование. Отношения с детьми педагоги строят на доверии, уважении, требовательности и справедливости, изучают особенности воспитанников, обеспечивают индивидуальный подход к каждому ребенку.

Основными задачами студии является:

Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов;

Развитие образного мышления (ощущения, восприятия, представления);

Формирование приемов умственных действий;

Развитие вариативности мышления, творческих способностей, фантазии, воображения;

Увеличение объема памяти, внимания;

Развитие речи, умения обосновывать свои суждения, строить простейшие умозаключения;

Выработка умений целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих;

Приобщение детей к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;

Патриотическое воспитание подрастающего поколения;

Воспитание чувства гордости за свою малую Родину – Кубань.

Большое значение уделяется воспитательной работе с детьми: организация и проведение праздников, утренников, мероприятий военной, патриотической, спортивной, художественно-эстетической направленности с активным участием родителей. Именно здесь рождаются новые формы работы с дошкольниками, они приобретают свой первый жизненный опыт, ценный опыт самостоятельности и самовыражения. Результатом воспитательной работы педагогов является формирование у дошкольников живого интереса к познанию и творчеству.

        Прием в гуманитарно-эстетическую студию раннего развития детей «Малышок» осуществляется на основе Договора о совместной деятельности и Заявления родителей (законных представителей).

        Для работы в студии используется План-программа предшкольного образования детей, разработанная Кафедрой развития ребенка младшего возраста Краснодарского краевого института дополнительного педагогического профессионального образования и рекомендованная департаментом образования и науки края. Авторы-составители: Е.Г.Приходько, кандидат педагогических наук; Л.М.Данилина; З.Г.Прасолова; В.А.Маркова; Г.Я.Саакянц; Е.Ю.Скрынникова.

        Педагоги проводят занятия на основе модифицированных образовательных программ по дисциплинам:

- «По дороге к азбуке»;

- «Раз ступенька, два ступенька…»;

- Обучение грамоте;

- Математика;

- «Учимся говорить»;

- Коммуникативный тренинг;

- Психогимнастика;

- Познавательно-исследовательская деятельность;

- Окружающий мир;

- Английский язык;

- «Азбука общения»;

- «Культура общения»;

- Ритмика;

- Музыка;

- Музыкальное воспитание;

- ИЗО;

- Художественно-эстетическое воспитание.

Образовательный процесс в студии «Малышок» включает в себя все виды деятельности, традиционно отведенные обществом для дошкольников и реализующие линии полноценного развития ребенка. К ним относятся: игровая деятельность, продуктивная деятельность (изобразительная), восприятие музыки и движение под музыку, двигательная активность; познавательно – исследовательская деятельность, элементарная математика. Все эти виды деятельности, охватывая несколько направлений развития, вводят ребенка в культурный мир, в конечном итоге образовывая его как активного культурного субъекта деятельности. При этом каждый вид деятельности имеет специфические развивающие – образовательные функции. Организация образовательного процесса в студии регламентируется календарно-тематическим планом, расписанием учебных занятий, составленными в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.11.1249-03.

Образовательный процесс строится на рациональном сочетании разнообразных видов организации деятельности дошкольника. Для профилактики утомления детей занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения, сочетаются с физкультурными, музыкальными занятиями и ритмикой. При этом каждый педагог помнит и учитывает все тонкости и особенности личности воспитанника. При построении образовательного процесса в студии «Малышок» администрация ЦВР руководствуется рекомендациями Министерства образования Российской Федерации.  

Продолжительность занятий не более 25 минут.

В середине занятий проводятся физкультминутки.

Перерывы между занятиями не менее 10 минут.

Занятия для детей проводятся не чаще трех раз в неделю.

Реализация Программы развития гуманитарно-эстетической студии раннего развития детей «Малышок» задает перспективы дальнейшего обновления и развития Студии в соответствии с приоритетными направлениями дополнительного образования. В Программе содержатся все направления деятельности, традиционно отведенные обществом для дошкольников, обеспечивающие полную реализацию планов для полноценного развития ребенка, что делает ее обоснованной и целенаправленной. Содержание каждого раздела Программы разработано полно и развернуто. Такие части Программы как «Структура образовательного процесса» и «Программно-методическое обеспечение» дают полное представление о содержании, логике и критериях успешности развития ребенка, а также об уровне методического обеспечения занятий, дают уверенность в теоретической обоснованности и реальности реализуемой программы. Положительно, что основу Программы развития составляет  образовательная деятельность, направленная на взаимосвязь различных видов образования, дифференциацию образовательных программ, исходя из потребности разного возраста детей, добиваясь достижения оптимально-возможного уровня грамотности каждого ребенка, занимающегося в студии. Часть «Виды деятельности по реализации программы» полностью соответствует концепции Программы. Здесь представлена реализация всех основных направлений, установлены сроки и определены ответственные. В контрольно-экспертной части программы определены основные направления, график контроля и продуктивности на весь период действия Программы посредством тематических заседаний методических объединений, что дает основание полагать: данной Программе присуща технологичность получаемых результатов образовательной деятельности.

Работа с родителями – это особая форма работы педагога дополнительного образования, которая успешно осуществляется в студии «Малышок». В рамках проводимой работы с родителями решаются организационные проблемы, родители получают информацию о развитии своего ребенка, о его успехах во время занятий, заслушивают рекомендации педагогов о том, на что следует обратить внимание, что важно отследить и проконтролировать.

Воспитание современных детей требует современных средств обучения, принципиально не совместимых с устаревшими методами воспитания. Соответственно меняются практические задачи и критерии эффективности обучения и воспитания. В прошлом успешность воспитательной работы и обучения дошкольников оценивалась по тому, насколько удалось детям передать накопленные знания, умения, навыки и ценности. Сегодняшним детям предстоит жить в мире, существенно отличном от того, в котором жили их родители и педагоги.

Результатом работы студии «Малышок» является, прежде всего, умение ребенка ориентироваться в мире человеческих отношений, выполнять правила поведения и только потом стремление проявлять определенные знания и умения по всем показателям, которые являются базовыми для перехода к новой ведущей деятельности – учебной.

СОСТАВИЛ

Методист С.Н.Вербицкая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школа эстетического воспитания «Золотой ключик» - как вариативная форма предшкольного образования детей

Описывается опыт работы школы эстетического воспитания дошкольников "Золотой ключик" в учреждении дополнительного образования детей...

рабочая программа для группы предшкольного образования

Планирование для группы с кратковременным пребыванием в школе....

рабочая программа для группы предшкольного образования

Планирование для группы с кратковременным пребыванием в школе....

Проблема воспитания и образования воспитанников в ОУ

Ослабление внимания общества и государства к целенаправленному формированию общественного сознания, к вопросам воспитания, к школе в целом, привело к преобразованию психологии обучающихся....

Образовательная программа дополнительного образования воспитанников с ограниченными возможностями здоровья образовательной школы VIII вида (вышивка крестом и лентой)

Клуб «Золотой напёрсток» (вышивка крестом) позволяет использовать все познавательные возможности детей, обучение вышивки крестом и лентами развивает мышление, способность к пространственному анализу, ...

Образовательная программа дополнительного образования воспитанников с ограниченными возможностями здоровья образовательной школы VIII вида (работа с природным материалом)

С глубокой древности человек изготовлял различные изделия, стремился сделать их не только удобными для пользования, но и красивыми. Материалом для работ служило то, что дарила земля, что исходило от с...