Вокально-хоровая работа
методическая разработка по теме

Булатова Анна Александровна

В помощь молодым специалистам о содержании вокально-хоровой работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vokal-_horov_rabota..doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                           

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ РАБОТЫ

Певческая установка.

Для правильной работы голосового  аппарата является соблюдение  правил певческой установки.

Главное при пении необходимо сохранять ощущение постоянной внутренней и внешней подтянутости.  

Необходимо выработать внешнего поведения певца:

- голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не запрокидывая назад.

- стоять твердо на двух  ногах, равномерно распределив тяжесть тела, а если сидеть, то слегка касаясь стула, опираясь на ноги.

- корпус держать прямо, без напряжения, слегка подтянув нижнюю часть живота.

 - в сидячем положении, руки лежат на коленях.

Если поющий,  откидывает голову назад или наклоняет её книзу,  то в гортани создается излишнее напряжение, теряется  свобода фонационного выдоха. Если певцы во время репетиций сидят,  сгорбив спину, то теряется яркость тембра, интонация становится неустойчивой.  

Распевание.

Занятие с вокальной группой обычно начинается с распевания, которое выполняет двойную функцию:

  1.  разогрев, настройка голосового аппарата с целью подготовки их к работе;
  2.  развитие вокально-хоровых навыков с целью достижения красоты и выразительности звучания певческих голосов в процессе исполнения.

   

 Подготовка певцов к работе предполагает;

-  эмоциональный  настрой.

-  введение голосового аппарата в работу с постепенно возрастающей нагрузкой.

Для распевок следует использовать знакомые считалочки, припевки, дразнилки.

Распевание способствует развитию чистоты интонация ладогармонического слуха.

Каждое упражнение должно транспонироваться постепенно по полутонам вверх, доводиться до верхних нот  диапазона и возвращаться обратно.

Певческое дыхание.

Основой  вокальной – хоровой  техникой является навык правильного дыхания, так как от него зависит качество звука голоса.

Певческое дыхание отличается от обычного жизненного дыхания.

Выдох, вовремя которого происходит формация, значительно удлиняется.

Основной задачей произвольного управления певческим дыханием является формирование навыка плавного и экономного выдоха во время фонации.

Учащийся должен уметь дышать глубоко, но одновременно легко, быстро и незаметно.

Певческий вдох следует брать достаточно  активно, но бесшумно, глубоко, одновременно через нос, с ощущением легкого полузевка.

Во время вдоха нижние рёбра слегка раздвигаются в стороны.

Перед началом пения нужно сделать мгновенную задержку дыхания.

Скорость вдоха и продолжительность задержки дыхания зависят от темпа произведения, чем подвижнее, тем быстрее.

Во время фонационного выдоха необходимо стремиться сохранить положение вдоха, то есть зафиксировать ребра в раздвинутом состоянии и  со временем появится ощущение опоры звука.

Вдох по активности и объему  должен соответствовать характеру музыки и длине музыкальной фразы.

Дыхание тесно  связано с другими элементами вок.-хор. техники:

-  атакой звука,

-  дикцией,

-  динамикой,

-  регистрами голоса,

-  интонированием.

Певческое дыхание является основой  вокально-хоровой техники.

 Дирижёрские жесты.

Дирижирование песни,  привлекает внимание к ней, активизирует работу на занятии.

Детей знакомят с дирижерскими жестами и их значением:

-  внимание.

-  вступление и проигрыш к песням дирижируется одной рукой.

Дирижерские указания обеспечивают:

-  точное и одновременное начало,

-  снятие звука,

-  единовременное дыхание (в одн. темпе и характере),

-  единообразное  звуковедение (легат, нон лег.),

-  выравнивание строя,

-  изменение в темпе, ритме, динамики.

Вокальная позиция.

Правильный вдох формирует оптимальную вокальную позицию, подготавливая «место» для звука: мягкое нёбо приподнимается, образуя своеобразный  «купол», язык уплощается, нижняя челюсть свободно опускается, и все это должно происходить совершенно естественно.

При вдохе у певца должно быть ощущение зевка, гортань должна расслабиться, установится в низкое певческое положение, и в таком положении она должна оставаться на протяжении всего пения.

Чем меньше будет присутствовать во время пения носовых и горловых призвуках, чем выше и точнее будет вокальная позиция, тем чище и естественнее будет тембр голоса.

Звуковедение

В основе звукообразования лежит:

-  связное пение (лег.),

-  активная подача звука (но не форсированная).

-  выработка высокого головного звучания.

Упражнения на начальном этапе обучения:

пение с закрытым  ртом звука «м». Зубы при этом должны быть зажаты, мягкое нёбо активизировано в легком зевке, звук должен посылаться в головной резонатор,  т. е. верхняя часть лица с её носоглоточной полостью.

Посыл звука в переднюю  часть твердого нёба на корни передних верхних зубов обеспечивает его наилучшее  резонирование,  благодаря чему звук приобретает силу, яркость и полётность.

Гласные «и», «е», «у» являются наиболее «узкими» собранными по звучанию, они обеспечивают наилучшее резонирование, и именно поэтому выработка головного звучания начинается с них.

 Для овладения приёмом прикрытия используется упражнения на пение слогами  лё, му, гу, ду.

Для формирования прикрытого звука можно рекомендовать пение так называемых йотированных гласных- «йэ», «йа», «йо», «йу», способствующих выработке головного звучания.

Дикция.

Вокальная дикция - это  чёткое и ясное произношение слов во время пения.

Она имеет свои особенности: согласные в пении произносятся по возможности быстрее, с тем  чтобы дольше прозвучал гласный   звук.

Дикция зависит от органов артикуляции  -  нижней челюсти, губ, языка, нёба, глотки. Для развития гибкости и подвижности артикуляционного аппарата используется различные скороговорки.

Развитие артикуляционного аппарата каждого ребенка  -  это главное развитие  успешной  концертно-исполнительской  деятельности коллектива.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОХРАНА И ГИГИЕНА ДЕТСКОГО ПЕВЧЕСКОГО ГОЛОСА В УСЛОВИЯХ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ РАБОТЫ

Охрана и гигиена детского певческого голоса в условиях вокально-хоровой работы...

Конкурсы и мероприятия, проводимые МХЦ "Лель" - фестиваль вокально-хорового жанра общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования "Зеленоградская хоровая весна"

Фестиваль вокально-хорового жанра общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования "Зеленоградская хоровая весна"...

«Вокально-хоровая работа как средство возрождения традиция хорового пения: мой опыт работы», Славнецкая Л.В.

В своей работе, я всегда учитываю то, что учащиеся 1-6 классов любят петь. Они нуждаются в активной деятельности и творческом самопроявлении....

Конспект учебного занятия вокальной группы «Жемчужины» «Совершенствование приемов вокально-хоровой работы, работа над интонацией в исполняемом произведении» (3-й год обучения)

Представленный мной конспект занятия по вокалу рассчитан для работы с ансамблем среднего звена (9-11лет).Тема занятия: «Совершенствование приемов вокально-хоровой работы, работа над интонацией в...

Методическая разработка открытого урока по теме: "Работа в классе фольклорный ансамбль над основами вокально-хоровой работы в начальных классах"

Методическая разработка открытого урока по теме: "Работа в классе фольклорный ансамбль над основами вокально-хоровой работы в начальных классах. В работе содержаться такие разделы: пояснительная ...

Автореферат Дипломной работы «Формирование принципов вокально-хоровой работы в учреждениях дополнительного образования детей».

В данной работе, опираясь на личный опыт организатора и руководителя коллектива, мы определяем основные моменты функционирования Детской хоровой студии «Синяя птица» при МБОУ ДО «Дом...