Образовательная программа научного объединения учащихся "Исток"
методическая разработка на тему
Образовательная программа «Исток » направлена на формирование исследовательской культуры школьников, призвана вооружить учащихся знаниями и навыками, необходимыми для самостоятельной исследовательской работы, дополняет базовую учебную программу, расширяет и углубляет знания, полученные на уроке, развивает активность и самостоятельность, адаптирует к будущему учебно-научному процессу в профильной школе. Ценность научно-исследовательской работы в том, что школьники получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощущающих весь спектр требований к научному исследованию еще до поступления в вуз.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_istok.doc | 165.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Российской Федерации
МОУ Великопетровская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено: Согласовано: Утверждено:
Директор ЦДОД Управление образования директор школы
Салищева Н.Н. Миронова Е.Л. Тарабарская Н.А _________________ ________________ _________________
Образовательная программа
научного объединения учащихся
« ИСТОК»
Руководитель:
Головачева Галина Анатольевна
учитель краеведения
первой квалификационной категории
МОУ Великопетровская СОШ
2011-2012уч.год
Паспорт программы
Название программы – НОУ «Исток»
Руководитель программы - учитель краеведения первой категории Головачева Галина Анатольевна
Организация исполнитель - муниципальное общеобразовательное учреждение Великопетровская средняя общеобразовательная школа
Адрес: Члябинская область
Карталинский район
С. Великопетровка
Ул. Первомайска 41
География программы- с. Великопетровка
Целевая группа - дети среднего и старшего возраста
Количество детей в группе:
1 год обучения – 6 учащихся
2 год обучения – 9 учащихся
Ведущая идея программы – развитие способностей и творческого потенциала ребенка через приобщение не только к многовековой истории родного края, но и к истории родного села, посредством формирования навыков поисковой работы. Направленность- научно-техническая
Срок реализации программы- 2 года
Тип программы- модифицированный
Уровень реализации – основное общее образование
Уровень усвоения- углубленный, общекультурный
Способ освоения содержания программы- репродуктивный, поисковый, эвристический, креативный,
Методы и формы работы - беседы, проектная деятельность, научно-исследовательская деятельность, ИКТ.
Материально-техническое оснащение: АРМ учителя, компьютеры для индивидуальной работы учащихся (компьютерный класс), аудио и видеоаппаратура, диктофон.
Краткое содержание программы
Образовательная программа «Исток » направлена на формирование исследовательской культуры школьников, призвана вооружить учащихся знаниями и навыками, необходимыми для самостоятельной исследовательской работы, дополняет базовую учебную программу, расширяет и углубляет знания, полученные на уроке, развивает активность и самостоятельность, адаптирует к будущему учебно-научному процессу в профильной школе. Ценность научно-исследовательской работы в том, что школьники получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощущающих весь спектр требований к научному исследованию еще до поступления в вуз.
Программа «Исток» включает в себя теоретическую и практическую работу.
В объединение принимаются все желающие дети из различных социальных групп в возрасте от 13до 16 лет.
Программа рассчитана на 35 часов в год, занятия проводятся один раз в неделю. Но, надо заметить, что этого недостаточно. Поэтому в течение двух лет, особенно на второй год проводятся дополнительные индивидуальные консультации.
Основные принципы построения программы
Воспитание патриотизма через изучение истории и культуры села Великопетровка предполагает выстраивание педагогического процесса по цепочке: представления — знания — умения — деятельность. Педагогу в первую очередь необходимо сформировать у учащихся:
- представления: Родина как место, где человек родился, природа родины; родной язык; традиции, нравы, обычаи Родины; история; понятие соотечественника; национальные особенности жизни людей; патриотизм как отношение к Отечеству; патриотические чувства; деяние на благо Родины как элемент жизни современного человека;
- знания: в ходе коллективной и индивидуальной работы учащему необходимо усвоить понятия «Родина», «Отчизна», «Отечество», необходимо настроить воспитанника на самостоятельное познание истории родного края, своей родословной, на самоанализ и определение своего отношения к Родине, труду, окружающим людям;
- умения: воспитанник учится анализировать, вдумчиво читать, собирать по крупицам материал, работать в архивах,
- деятельность подразделяется на: массовую, групповую и индивидуальную. Формы ее различны — это: поездки, экскурсии, экспедиции, конференции, защита проектов, акции и др. Формы краеведческой работы можно распределить по возрастам участников, учитывать индивидуально — психологические особенности школьников. Использование многообразия форм краеведческой работы помогает в формировании ценностных ориентаций и убеждений учащихся, поддерживание интереса к исторической и военной тематике.
Пояснительная записка
В последние десятилетия в России резко возрос интерес к проблеме изучения родного края. С одной стороны, это дань моде, заполнение ниши, образовавшейся после деидеологизации образовательного процесса. С другой стороны, это насущная необходимость и диктуется она потребностями общества создавать условия для становления гражданина своего отечества, человека, бережно относящегося к окружающему его миру, понимающего его ценности.
В ученической среде в настоящий момент четко прослеживается повышение интереса к поисковой исследовательской деятельности. Особенность исторического краеведения состоит в том, что учащийся непременно попадает в положение исследователя, а это производит огромный воспитательный эффект - формирует у учащегося уважение к историческим фактам, стремление к самостоятельному поиску, постижение навыков исследовательской работы и умения их применять в дальнейшей жизни. Для школьного уровня, возможно, более важным являются не научные результаты исследования, а образовательно-воспитательное значение исследовательского метода как пути активного познания действительности.
Краеведческая проблематика ученических исследований всегда имела свою специфику, так как краеведческие объекты или темы, как правило, являются малоизученными - особенно история отдельных населенных пунктов, учреждений, что создает большие возможности для успешной поисково-исследовательской работы учащихся. Помимо этого изменения, произошедшие в нашем обществе в течение последних десятилетий, переход на новую структуру исторического образования, обновление его содержания, процесс "открытия" архивов - делают исследования краеведческой тематики актуальными, интересными, значимыми.
Программа курса ориентирована на более глубокое и подробное изучение истории родного края. Постепенно открывая для себя неизвестные страницы истории села Великопетровка Карталинского района, культивируя в себе интерес к историческому поиску, учащийся сформирует целостное представление о взаимосвязи развития отдельных населенных пунктов, частных событий и развития страны.
Данная программа должна быть интересна учащимся, которые увлекаются историей.
Ведущая идея программы – развитие способностей и творческого потенциала ребенка через приобщение не только к многовековой истории родного края, но и к истории родного села, посредством формирования навыков поисковой работы.
Программа построена так, что ребёнок через разнообразную деятельность входит в мир краеведческой истории и культуры, которая предполагает не только усвоение понятийного аппарата и соответствующего содержания курса, но и требует от учащегося соответствующего поведения по сохранению творческого подхода к позитивному использованию и преобразованию своего края.
Цель программы:
Создание условий для формирования у школьников способности к саморазвитию, самосознанию, самовоспитанию через раскрытие их творческих и интеллектуальных возможностей, способствовать духовно ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве и социальной адаптации.
Пробудить познавательный интерес школьников к исследовательской деятельности.
Задачи программы:
- научить формулировать цель, проблему исследования, определять ее объект и предмет;
- заложить навыки самостоятельной работы с научной литературой, схемами, справочниками, архивными документами, Интернетом;
- научить выбирать адекватные задачам методы исследования;
- научить формулировать выводы и предложения по результатам исследования;
- способствовать формированию общей культуры учащихся и гуманитаризации их образования.
Программа способствует
- максимальной активизации познавательной деятельности учащихся
- формированию у них навыков и умений самостоятельной работы
- развитию исторического мышления
Ожидаемые результаты
Знать:
- понятийный аппарат для организации научного исследования, проектной деятельности;
- основные направления организации и ведения научного исследования;
- методы исследования;
- требования к написанию и оформлению работы.
Уметь:
- работать с архивными материалами и научной литературой;
- определять объект и предмет исследования;
- составлять паспорта информаторов
-использовать миниопросники
- ставить цели, решать задачи исследования;
- разработать и аргументировать гипотезу исследования;
- анализировать и делать выводы;
- определять теоретическую и практическую значимость проблемы исследования;
- работать с программой Microsoft Office PowerPoint.
Приобрести навыки:
- обработки полученной информации по теме исследования;
- запоминания главных положений, выведенных в результате поисково –исследовательской деятельности;
- корректности изложения материала в работе;
- аргументации достигнутых результатов исследования;
- публичного, спокойного, уверенного выступления.
Главной целью обучения основам исследовательской деятельности является научить учащихся, способных и склонных к проектно-исследовательской деятельности поступательному раскрытию выбранной темы, дойти до реального результата. По достижении цели учащийся сознательно повышает статус своих знаний в определённой области той или иной науки, что непременно отразится на его будущей профессиональной деятельности.
Краеведческий подход будет педагогически эффективен при условии:
• соответствия краеведческого материала общим методологическим задачам курса отечественной истории;
• научной достоверности;
• взаимосвязи местного и общеисторического материала;
• учёта исторически сложившихся условий развития края, его специфики;
• систематичности и планомерности в использовании;
• непосредственного участия школьников в сборе и изучении краеведческого материала с применением исследовательского метода;
• связи учебной и внеклассной историко-краеведческой работы.
Реализация научно-исследовательских работ:
- Защита проектов
- Предоставление материала в школьный музей
- Организация тематических выставок, стендов
- Проведение акций
- Публикации на школьном сайте и других сайтах Интрернета
- Выступление на научно-практических конференциях
- Использование материала на уроках и внеурочной деятельности
- Выпуск книги по истории села Великопетровка
Тематический план ( 35 часов)
1-й год обучения
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | |||
Теоретическое занятие | Практическое занятие | ВСЕГО | Форма занятий | ||
1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности | 1 | - | 1 | Беседа:Вводное занятие. Что такое научно-исследовательская деятельность. Инструктаж по Т.Б. Действия обучающихся воспитанников на случай возникновения пожара. |
2 | Знакомство с понятиями – Мой край, моя родина , моя малая Родина. История малой Родины как часть истории родного Отечества | 1 | 1 | ||
3 | Изучение истории родного села. Работа с источниками | 1 | 1 | Практикум: Работа в школьной библиотеке | |
Экскурсия в Храм Петра и Павла с. Великопетровка | 1 | 1 | Экскурсия в Храм. Правила поведения в Храме | ||
4 | Тезаурус. Основные понятия исследования. Игра «Юный исследователь». | 1 | 1 | 2 | Беседа: Основные понятия исследования. Основные виды творческой деятельности в области гуманитарных наук: информационно-реферативные, проблемно-реферативные, экспериментальные, натуралистические и описательные, исследовательские. Практикум: Игра «Юный исследователь |
5 | Этапы исследовательской деятельности. Тема исследования, ее виды. Цель, задачи, методы, гипотеза. | 2 | - | 2 | Беседа. Этапы исследовательской деятельности. Тема исследования, ее виды. Диагностический, прогностический, организационный этапы. Постановка цели, задачи. Выбор методов работы.
|
6 | Опрос информантов –как метод исследования. Составление опросника. | 1 | 2 | 3 | Беседа, практикум в группах |
Опрос жителей села Великопетровка на заданную тему. | 1 | 1 | Интервьюирование, сбор собственного материала | ||
Работа с документацией - как метод исследовательской деятельности | 1 | 1 | 2 | Беседа: Работа с документацией. Умение находить нужную информацию Практикум: Общее ознакомление. Выборочное чтение. Составление плана. Выписки из прочитанного. Анализ собственного изучения темы | |
Работа с архивным источником в администрации поселения. Похозяйственная книга. Работа с источниками в школьном музее | 3 | 3 | Практикум: Общее ознакомление. Выборочное чтение. Составление плана. Выписки из прочитанного. Анализ собственного изучения темы. Выполнение исследовательской или экспериментальной части работы. | ||
Работа с литературным источником. Поиск материала на заданную тему | 1 | 1 | Практикум: Общее ознакомление. Выборочное чтение. Составление плана. Выписки из прочитанного. Анализ собственного изучения темы. . | ||
Работа с Интренетом. Работа с программой Microsoft Office Power Point .Поиск материала на заданную тему |
| 2 | 2 | Практикум: Сбор информации. Обобщение информации. Составление презентации на заданную тему | |
Работа по фотографиям. Правила обработки данных по фотографии. | 1 | 1 | 2 | Беседа. «Основные этапы работы с фотографией. Практикум: Работа с фотографией. Умение правильной обработки информации с фотографии | |
Обработка полученной информации | 1 | 1 | 2 | Практикум:Обработка и анализ собранного материала | |
7 | Структура исследовательской работы: введение, основная часть, заключение, выводы. | 1 | 2 | 3 | Оформление структуры исследовательской работы |
8 | Этапы работы над научным исследованием. | 1 | 2 | 3 | Беседа. Этапы работы над научным исследованием Практикум: Общее ознакомление. Выборочное чтение. Составление плана. Выписки из прочитанного. Анализ собственного изучения темы. Выполнение исследовательской или экспериментальной части работы. Оформление работы |
9 | Проект. Виды проекта. Проблема. Этапы работы над проблемой. | 2 | 1 | 3 | Теоретический блок.Проект. Исследовательская работа и исследовательский проект. Виды проекта. Проблема. Проблемный вопрос. Проблемная тема. Гипотеза. Решение проблемы. Этапы работы над проектом. Презентация проекта. |
| Составление мини-проекта на заданную тему (групповая работа) |
| 2 | 2 | Практическая часть. Работа над проектом. Защита творческих мини- проектов. |
11 | Подведение итогов работы за учебный год. Выступление учащихся 2 года обучения. Защита мини-проектов. |
|
|
| Общешкольная конференция |
12 | ИТОГО | 1 3 | 22 | 35 |
Тематический план ( 35 часов)
2-й год обучения
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | |||
Теоретическое занятие | Практическое занятие | ВСЕГО | Форма занятий | ||
1 | Вводное занятие. Анализ работы за прошлый год. Прием учащихся для занятий в объединении. План работы. Техника безопасности . | 1 | - | 1 | Беседа по правилам ТБ, анкетирование. |
2 | Подготовка к исследованию: | 2 | 5 | 7 | |
3 | Предварительный выбор темы. Составление списка литературы по изучаемой проблеме | 1 | 1 | 2 | Работа по материалам первого года |
4 | Определение объекта и предмета исследования Выделение основных понятий темы. | 2 | 2 | Индивидуальная работа. Консультация учителя | |
5 | Изучение литературы по теме исследования | 1 | 1 | Индивидуальная работа. Консультация учителя | |
6 | Уточнение тем, формулировка гипотезы, цели и задачи Выбор методов исследованиия | 1 | 1 | 2 | Индивидуальная работа. Консультация учителя |
7 | Проведение исследования | ||||
8 | Сбор информации по выбранной теме. Обработка полученных данных, добытой информации. Систематизация и корректировка материала. Обсуждение актуальности темы, корректировка некоторых аспектов подготовленного материала. Составление плана проекта исследовательской работы. Обработка данных, редактирование материала, работа над заключительной частью. Подготовка к оформлению. | 21 | 21 | Индивидуальная работа. Консультация учителя | |
9 | Заключительная часть. Методика и оформление исследовательской работы | 3 | 3 | Индивидуальная работа. Консультация учителя | |
10 | Защита работы на школьных, муниципальных и областных конкурсах | ||||
11 | ИТОГО | 4 | 31 | 35 |
Формы контроля и методы оценки ЗУН учащихся
В процессе содержания курса возможно использование следующих форм промежуточного контроля:
- практикумов по темам курса;
- анализа выполненных работ;
- игр-исследований.
Основная форма организации занятий – игровая: деловая игра, ролевая игра «круглый стол», мини-конференция и т.д.
Формой итогового контроля, а также основным критерием эффективности реализации программы курса можно считать самостоятельность и правильность выполнения исследовательской работы, защиту творческого проекта в форме публичного выступления.
Методическая литература для педагога
- Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. М.: «Вербум-М.», 2001.
- Сергеев Н.К. Особенности организации и содержания научно-исследовательской деятельности. М.: 1993.
- Психология индивидуальных различий. Тесты. Под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер. М.:1992.
- Как достичь успеха. Методический курс на основе идей Д.Карнеги. М.: 1991.
- Шмаков С.А., Безбородова Н.Я. От игры к самовоспитанию: Сборник игрокоррекций. М.: Новая школа, 1993
- Мусаелян В., Шляпникова Е. Нужны ли нам права? Методика социологического исследования. ж «Практика административной работы в школе» №1. 2004, с 47-48
- Савенков А.И. Методика организации игр-исследований с младшими школьниками. ж «Практика административной работы в школе» №1. 2004, с 35-38
- Сырцева Т.Э. Работа учителей по развитию навыков научно-исследовательской деятельности учащихся. ж «Дополнительное образование» № 2 2004, с 12-18
- Файн Т.А. Поэтапные действия по формированию исследовательской культуры школьников. ж «Практика административной работы в школе» №1. 2004,
с 42-46
Методическая литература для детей
- Баклицкая Е.Р. Умения и навыки исследовательского изыскания. ж «Завуч» , №2, 2000, с113-122.
- Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. М.: 1985.
- Занков Л.В. О предмете и методах исследований. М.: 1962.
- Ишкова Л.В. Формирование исследовательской культуры – Новокузнецк: Издательство ИПК, 1997.
- Кузьмина Л.В. Методы исследования педагогической деятельности.
ж «Завуч» , №3, 1999, с101-108.
- Нинбург Е.А. Выполнение и оформление самостоятельной исследовательской работы – Л.: Ленуприздат 1991, с 24
- Рященко И.Р. Основы научно-педагогического исследования: Пособие по написанию и оформлению исследования. Томск, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа музыкального объединения "Каприз"
Программа предусматривает изучение двух направлений музыкального искусства: авторская песня (обучение игры на гитаре) и вокальное искусство....
Образовательная программа творческого объединения "Молодёжно-патриотический клуб "Лидер"
Эта программа станет хорошим подспорьем педагогу дополнительного образования в организации работы по формированию лидерского потенциала в воспитанниках среднего и старшего возрастного звена, в в...
Дополнительная образовательная программа детского объединения "Кулинария издоровье"
Цель программы: дать школьникам знания о рациональном питании, сформировать умения по приготовлению здоровой пищи, развить способность критически относиться к разного рода модным ...
Дополнительная образовательная программа детского объединения "Компьютерная грамотность"
В настоящее время – время информационного века - нельзя без знания компьютерной грамотности.Основное назначение курса "Компьютерная грамотность" состоит в выполнении социального заказа современного об...
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы кружкового объединения «Пресс-центр»
В приложение 1 «Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы кружкового объединения «Пресс-центр» включены теоретические материалы, рекомендуемые педагогам при подготовке занятий....
Рецензия (внутренняя) на дополнительную образовательную программу кружкового объединения «Пресс-центр»
Наименование авторской программы: «Пресс-центр» Автор-составитель программы: Ничкова Татьяна Анатольевна, педагог дополнительного образования, учитель русского языка и литературы Номинация: художестве...
Образовательная программа детского объединения «Современное вязание» Адресат программы: дети 9 – 14 лет. Срок реализации: 1год Углублённый уровень
Пояснительная записка. В достоинствах трикотажных изделий, связанных вручную или на вязальной машине, все давно убедились – тёплая, добротная одежда из трикотажа незаменима в любой сезон г...