Проектная деятельность «Развитие мелкой моторики рук и речи детей через игровую деятельность с прищепками».
проект

Гордеева Екатерина Александровна

В последнее время все большей популярностью у детей и воспитателей пользуются игры с прищепками.  Первой предложила развивающие игры с деревянными прищепками Мария Монтессори. Но в то время играм с прищепками отводилась маленькая роль в системе Монтессори. В наше время, когда промышленность выпускает огромное количество разнообразных прищепок, разных по цвету, размеру и дизайну, их все охотнее используют для развития ребенка, как дома, так и в детских учреждениях.

Игры с прищепками – это хороший тренажёр для развития мелкой моторики рук. Как известно, развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи и мышления. Включая игры с прищепками в домашние занятия с ребёнком, также можно выучить цвета, научиться считать, развивать творческое воображение. А с ребёнком более старшего возраста, благодаря таким играм, можно выучить буквы и цифры. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnostprishchepki.docx40.99 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области Государственное казенное общеобразовательное учреждение Московской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Преображение»

Проектная деятельность

«Развитие мелкой моторики рук и речи детей через игровую деятельность с прищепками».

Автор: Гордеева Екатерина Александровна

Воспитатель (социальный родитель)

ГКОУ МО «Преображение»

Егорьевск 2019

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Паспорт проекта
  2. Цель, задачи.
  3. Ожидаемый результат и продукт  проекта.
  4. Актуальность темы.
  5. Что такое моторика?
  6. Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук?
  7. Требования к проведению игр с прищепками
  8. Игры с прищепками — отличная гимнастика
  9. Этапы реализации проекта:
  • Подготовительный этап
  • Основной этап
  • Заключительный этап - Взаимодействие с детьми в рамках проекта
  1. Выводы
  2. Заключение
  3. Приложение

 

Паспорт проекта

Наименование проекта: «Развитие мелкой моторики рук и речи детей через игровую деятельность с прищепками».

Вид проекта: познавательно- игровой, краткосрочный, групповой.

Время и сроки проведения  –  2019 - 2021 год.

Участники проекта:  воспитанники, воспитатели.

Возраст детей: 1,5 - 5 лет.

Цель проекта: развивать координацию мелкую моторику рук детей через игровую деятельность с прищепками.

Задачи проекта:

  1. Подобрать и систематизировать материал по развитию детей раннего возраста средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;
  2. Обогатить предметно-развивающую среду дидактическими играми и игрушками;
  3. Научить детей правильно открывать и закрывать прищепку.
  4. Учить детей делать самомассаж пальцев с использованием прищепок.
  5. Научить детей прикреплять прищепки к предлагаемым предметам.
  6. Научить детей конструированию и прищепок  различные фигуры и предметы.
  7. Развивать творческие способности, речь, координацию и силу пальцев рук с помощью различных игр.
  8. закрепление элементарных математических представлений с помощь игр с прищепками.

Ожидаемые результаты: в конце проекта дети будут чаще
использовать в свободной деятельности дидактические
игры с большим интересом и успехом играть в них

Продукт проекта:

  • Дидактическая игра с прищепками  «Кто где живёт»
  • Дидактическая игра с прищепками "Кто, что ест?"
  • Дидактическая игра с прищепками "Что где растет. Животные – среда обитания, Транспорт".
  • Дидактическая игра с прищепками  «Разноцветные прищепки»
  • Дидактическая игра с прищепками  «Чей хвостик»
  • Дидактическая игра с прищепками "Геометрические фигуры".
  • Дидактическая игра с прищепками "Цвета".

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

В. А. Сухомлинский

Актуальность проекта

В последнее время все большей популярностью у детей и воспитателей пользуются игры с прищепками.  Первой предложила развивающие игры с деревянными прищепками Мария Монтессори. Но в то время играм с прищепками отводилась маленькая роль в системе Монтессори. В наше время, когда промышленность выпускает огромное количество разнообразных прищепок, разных по цвету, размеру и дизайну, их все охотнее используют для развития ребенка, как дома, так и в детских учреждениях.

В первую очередь, игры с прищепками способствуют развитию мелкой моторики рук. Также, разноцветные прищепки помогут ребёнку закрепить знания основных цветов. С помощью прищепок можно с легкостью научить ребёнка счету и другим математическим представлениям. В играх с прищепками отлично развивается фантазия и творчество, а также внимание, память, речь.

Прежде всего, ребенок должен научиться нажимать на прищепку, чтобы она открылась, используя при этом силу пальчиков.

На кончиках пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребёнка в целом.

Можно использовать игры с прищепками для развития у детей творческого воображения, логического мышления, закрепления цвета, счёта.

Что такое моторика?

Моторика, в переводе с латинского – движение. Различают – крупную моторику и мелкую моторику.

Крупная моторика – это совокупность действий для выполнения какой-либо задачи. Бег, ползание, прыжки, ходьба, наклоны и …. – все это относится к крупной моторике. Крупная моторика это основа, вначале ребенок осваивает крупную моторику, а потом к ней постепенно добавляются навыки мелкой моторики.

Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы.

Застегивание пуговиц, завязывание узелков, игры с прищепками, игра на музыкальных инструментах, рисование, вырезание – это все мелкая моторика.

Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук?

Доказано, что речь ребёнка и его сенсорный опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной. Поэтому стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Особенно важно развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Речь совершенствуется под влиянием кинестетических импульсов от рук, точнее, от пальцев. Поэтому, если вы хотите, чтобы ребёнок хорошо говорил, развивайте его ручки!

Мелкая моторика взаимодействует не только с речью, но и с мышлением, вниманием, координацией движений и пространственным восприятием, наблюдательностью, воображением, зрительной и двигательной памятью. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.

Процессу совершенствования мелкой моторики необходимо уделять немалое внимание. Ведь от того, насколько ловкими и проворными к 5-6 годам станут его пальчики, зависят его успехи в обучении. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорно не только в младшем дошкольном возрасте, но и в старшем, и дальше в начальных классах.

Основные задачи дидактических игр вытекают из их содержания, то есть зависят от вида игры. В зависимости от содержания дидактические игры в раннем возрасте могут быть:

  1. по формированию сенсорных эталонов (цвет, форма, величина):
  • игры на развитие восприятия цвета;
  • игры на развитие восприятия формы;
  • игры на развитие восприятия величины
  1. по развитию мелкой моторики (движение пальцев, ладоней);
  2. по развитию речи (пополнению и активизации словаря);
  3. по ознакомлению с природой;
  4. по ознакомлению с предметным миром.

Требования к проведению игр с прищепками:

  1. Перед игрой показать детям, которые не пользовались прищепками, принцип работы с ними;
  2. объяснить правила пользования прищепками;
  3. перед работой с прищепками можно провести подготовительные упражнения (поиграть пальчикам);
  4. при проведении игр важна последовательность (от простого к сложному);
  5. не следует ожидать немедленных результатов, т. к. автоматизация навыка вызывается многократным его повторением (если задача образовательная);
  6. не давайте ребёнку готовых образцов, побуждайте ребёнка к действию с помощью поисковых вопросов;
  7. игры должны проводиться по желанию ребёнка, на положительном эмоциональном фоне;
  8. приобщая ребенка к играм, мотивируйте его на интересное задание, (загадки, стихи), выполнение которого способствует развитию самостоятельности, ручной умелости;
  9. никогда не начинайте игры, если ребёнок неважно себя чувствует или увлечён своей игрой;
  10.  недопустимо переутомление в игре, которое может привести к негативизму;
  11.  соблюдайте технику безопасности с мелкими предметами.

Игры с прищепками — отличная гимнастика

Игры с прищепками – это хороший тренажёр для развития мелкой моторики рук. Как известно, развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи и мышления. Включая игры с прищепками в домашние занятия с ребёнком, также можно выучить цвета, научиться считать, развивать творческое воображение. А с ребёнком более старшего возраста, благодаря таким играм, можно выучить буквы и цифры. С помощью прищепок укрепляются и развиваются указательный и большой палец руки, которые в последующем будут активно задействованы в письме.

Параллельно с физическим развитием кисти происходит совершенствование речи, пополнение словарного запаса, активизируется творческое мышление, происходит формирование пространственных понятий и чувственного восприятия мира.

Прищепки могут быть пластмассовыми или деревянными, разноцветными, декоративными. В магазинах товаров для флористики и рукоделия можно приобрести прищепки миниатюрные и гигантские.

Впервые игры с деревянными бельевыми прищепками, которые можно было прикреплять к корзине с тонкими краями, описала Мария Монтессори.

Вариантов игр с прищепками очень много. Самой простой является взять, распахнуть прищепку и прицепить ее на шаблон картинки животных, насекомых, овощей, фруктов или других объектов.

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существует большие разночтения.

Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачев).

Материал для реализации технологии:

  1. Плоскостные картонные модули различной формы и цвета, 
  2. прищепки разной величины и цвета, из различного материала.

Технология реализуется с помощью игр, загадок и специальных сказок

С прищепками игры. С их помощью можно развивать не только мелкую моторику, но и научиться считать, развивать фантазию.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

Сбор и анализ литературы по данной проблеме.

Разработка содержания проекта «Прищепки»

Подбор материала для изготовления дидактических игр и пособий.

Основной этап:

Подбор и изготовление дидактических игр, активное использование в совместной деятельности педагога и детей дидактических игр и решение обучающих задач при помощи разных форм реализации игрового действия, поощрение - за самостоятельную организацию игры, привлечение детей в
игру, соблюдение правил, умение проследить за выполнением правил,  вовлечение родителей к активному участию в реализации проекта.

Заключительный этап:

Взаимодействие с детьми в рамках проекта

Название игры

Цель игры

Краткое описание

1

Дидактические игры с бельевыми прищепками

«Разноцветные прищепки»

Учить подбирать прищепки одного цвета, развивать умения узнавать и называть цвета, развивать умение находить и сопоставлять цвета с предметами,  развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения.

Для игры понадобятся наборы бельевых прищепок разного цвета, вырезанные из плотного картона фигуры солнышка, тучки, ежика. Сначала нужно показать малышу, как действует прищепка. Пусть он научиться ее открывать. Затем предложите сделать солнышко, ежика, тучку и тд (закрепить прищепки по контуру фигур)

2

Дидактическая игра «Кто где живёт»

оздание условий для освоения детьми элементарных знаний о диких животных.

- Ребята посмотрите на прищепки, что вы видите? (животных). Воспитатель показывает любое животное и спрашивает.

- Что это за животное?

Дети отвечают на вопросы, воспитатель выслушивает ответы детей, игра продолжается.

- Ребята у каждого животного есть свой домик, давайте поможем найти каждому животному свой домик! Дети определяют домик для животных.

3

Дидактическая игра с прищепками  "Кто, что ест?"

Закрепить знания детей о том, чем питаются разные животные;

Развивать мышление, внимание; речь, а также развивать мелкую моторику.

Правила игры очень просты и направлены на развитие памяти, внимания и речи детей.

Можно играть одному ребёнку или вдвоём. Воспитатель предлагает одному ребёнку назвать еду, а второй ребёнок прикрепляет прищепку с изображением данного животного.

4

Дидактическая игра с прищепками 

"Что где растет. Животные – среда обитания, Транспорт".

Развивает мышление, воображение, память, зрительное внимание.

С помощью этой игры можно закреплять обобщающие понятия: "Овощи", "Фрукты", "Домашние животные", "Дикие животные".

Детям раздаются круги с изображением мест обитания животных (леса, фермы, моря, джунглей) и где растут растения (грядка, деревья, кусты) и прищепки с приклеенными карточками с изображением животных, овощами или фруктами.

Дети должны найти соответствующее животное, овощ или фрукт и прикрепить в нужное место.

Необходимо соотнести животное со средой его обитания, а растение - с местом произрастания, правильно назвать их.

5

Дидактическая игра «Чей хвостик»

Научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки, подбирать хвостик животным и птицам, закрепить и изучит животный мир.

Правила игры очень просты и направлены на развитие памяти, внимания и речи детей.

Можно играть одному ребёнку или вдвоём. Воспитатель предлагает одному ребёнку назвать животное,

а второй ребёнок находит и прикрепляет прищепку с хвостиком этого животного.

6

Дидактическая игра с прищепками 

"Цвета".

Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей, т. к. все картинки приклеены на прищепках. Необходимо не только найти правильную картинку, но и прицепить ее с помощью прищепки.

Развитие мышления, воображения, памяти, зрительного внимания

С помощью этой игры можно закреплять обобщающие понятия: "Цвета».

Детям раздаются:

  1.  круги с изображением: разных цветов
  2. прищепки с приклеенными карточками с изображением животных или фигур в соответствии с цветом,

Дети должны найти соответствующее животное или фигуру и прикрепить в нужное место.

Необходимо соотнести животное, фигуру с  цветом  и правильно назвать их.

7

Дидактическая игра с прищепками "Геометрические фигуры"

Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей, т. к. все картинки приклеены на прищепках. Необходимо не только найти правильную картинку, но и прицепить ее с помощью прищепки.

Развитие мышления, воображения, памяти, зрительного внимания

С помощью этой игры можно закреплять обобщающие понятия: "Цвета», «Фигуры».

Детям раздаются:

  1. круги с изображением разных цветов
  2. прищепки с приклеенными карточками с изображением геометрических фигур в соответствии с цветом,

Дети должны найти соответствующую фигуру и прикрепить в нужное место.

Необходимо соотнести фигуру с  цветом  и правильно назвать их.

Выводы

Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы:

  1. тема проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей и актуальностью проблемы;
  2. использование игр с прищепками вызвало интерес у детей, желание выполнять упражнения на развитие мелкой моторики;
  3. использование игр с прищепками развивает координацию и силу пальцев рук детей, дети научились выполнять новые движения, что способствует развитию мелкой моторики;
  4. принято решение продолжать работу по наполнению среды группы играми и пособиями, направленными развивать мелкую моторику рук детей
  5. Познакомились со структурой дидактической игры, её
    обучающими задачами, способами подачи детям.
  6. Выяснили, что дидактические игры существуют не для того, чтобы усадить ребенка и забыть о нем на некоторое время, а для всестороннего его развития.
  7. Главное правильно подобрать игру по возрасту ребенка и поиграть вместе с ним.

Заключение

Дидактическая игра – это увлекательное занятие для детей
дошкольного возраста, через нее можно добиться более прочных и
осознанных знаний, умений и навыков. По окончанию проекта дети стали чаще играть в дидактические игры,  с большим интересом и успехом.

Многолетний практический опыт показывает, что именно эти игры становятся наиболее любимыми детьми, они вызывают у них большой интерес и способствуют обогащению их бытового и практического опыта. Итак, раз прищепка, два прищепка... Может получиться интересная игра.

Играйте с детьми! И тогда наши дети будут счастливыми!

Приложение

  1. Дидактическая игра «Разноцветные прищепки»

https://nsportal.ru/shkola/materialy-k-attestatsii/library/2021/10/19/didakticheskaya-igra-raznotsvetnye-prishchepki

  1. Дидактическая игра с прищепками «Кто где живет?»

https://nsportal.ru/shkola/materialy-k-attestatsii/library/2021/10/19/didakticheskaya-igra-s-prishchepkami-kto-gde

  1. Дидактическая игра с прищепками "Кто, что ест?"

https://nsportal.ru/shkola/materialy-k-attestatsii/library/2021/10/19/didakticheskaya-igra-s-prishchepkami-kto-chto-est

  1. Дидактическая игра с прищепками "Что где растет. Животные – среда обитания, Транспорт".

https://nsportal.ru/shkola/materialy-k-attestatsii/library/2021/10/19/didakticheskie-igry-s-prishchepkami

  1. Дидактическая игра «Чей хвостик»

https://nsportal.ru/shkola/materialy-k-attestatsii/library/2021/10/19/didakticheskaya-igra-chey-hvostik

  1. Дидактическая игра с прищепками "Цвета". 

https://nsportal.ru/shkola/materialy-k-attestatsii/library/2021/10/19/didakticheskaya-igra-s-prishchepkami-tsveta

  1. Дидактическая игра с прищепками "Геометрические фигуры".

https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2021/10/19/didakticheskaya-igra-s-prishchepkami

  1. Фото альбом по проектной деятельности https://nsportal.ru/albom/2021/10/19/proektnaya-deyatelnost-razvitie-melkoy-motoriki-ruk-i-rechi-detey-cherez-igrovuyu


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация: «Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».

Степень развития мелкой моторики у ребёнка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие ...

План по самообразованию "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования"

План по самообразованию "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования"...

Статья "Связь развития мелкой моторики с развитием речи и мышления ребёнка"

В статье описывается взаимосвязь развития речи ребёнка от развития мелкой моторики, что обусловлено физиологическим развитием человека. В головном мозге человека есть центры,которые отвечают за ...

«Мелкая моторика в развитии речи детей дошкольного возраста»

laquo;Ум ребенка находится на кончике его пальцев». В. Сухомлинский...

Доклад на тему: "Влияние кинезиологических упражнений на развитие мелкой, крупной моторики и речи детей".

В докладе приведены примеры  комплексов кинезиологических  упражнений , в которых включены  растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнен...

Развитие мелкой моторики для развития речи детей Пальчиковые игры.

Развитие мелкой моторики для развития речи детей Пальчиковые игры....

Развитие мелкой моторики, воображения и речи у детей 5-7 лет

В материале представлены игры для детей 5-7 лет, направленные на развитие моторики, воображения и речи....