Историко-интеллектуальная игра "Я гражданин России"
классный час (9 класс) по теме

 

 

МБОУ ДОД "КЦДТ "Юность"

Интеллектуальная игра «Я гражданин России»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

 

Педагог д/о

Л.С. Царькова
Интеллектуальная игра «Я гражданин России»

 

Форма :интеллектуальная игра

Метод  игры: познавательный

 

Президент Российской Федерации Д.А. Медведев объявил этот год – годом русской истории. Роль России в мировом историческом процессе была, есть и будет значительна для многих поколений людей. Игра способствует, чтобы общественный интерес к истории своей страны не угасал с годами. Также на 2012 год выпадает несколько важных исторических юбилеев – двухсотлетие победы в Отечественной войне 1812 года, 1150 лет со дня создания российского государства и 150 лет со дня рождения Петра Столыпина.

 Общественный интерес к истории России, и её роли в мировом историческом процессе, основан на важных исторических событиях прошлого. Данное мероприятие необходимо для того, чтобы показать отношение молодежи к историческим событиям, изменившим судьбу России и всего мира, а также проявление гордости и уважения к истории своей страны.

Цель игры: увлечь подростков историей государства, в котором они живут, и проверить, насколько хорошо они знают историю страны, героев и выдающихся деятелей России.

Задачи игры:

  • Формирование умения общаться в коллективе, аргументировать свою точку зрения;
  • Воспитание чувства ответственности за коллективное дело;
  • Привлечение детей  к активной интеллектуальной деятельности, содержательному досугу;
  • Воспитание у подростков чувства патриотизма и гражданской ответственности;

 

Данная игра затрагивает такие области знаний, как история, география, краеведение, страноведение, литература, обществоведение. Игра представляет групповую деятельность подростков.

Участники игры: К участию приглашаются 3 команды по 5 человек учащихся в возрасте 13-15 лет. 3 человека (педагоги, родители, приглашенные гости), которые будут выступать в роли жюри

 

Оборудование и материалы: помещение, доска, цветные мелки, компьютер, столы, стулья, листы бумаги, ручки, раздаточный материал , секундомер, скотч, маркеры.

 

Ожидаемый результат: активизация познавательной деятельности, развитие коммуникативных умений, навыков логического мышления, усвоение новой информации.

 

Метод диагностики: опрос.

 

Описание игры: Игра состоит из IV  раундов. В каждом раунде свои правила и метод оценивания.

Подготовительный этап: Подростки собираются в кабинете, формируются команды, рассаживаются за игровые столы, которые уже заранее подготовлена. На столах лежат листы бумаги формата А4, ручки, небольшие листочки размером 8×8 см, маркеры.

 

Приветствие:

Игроки команд пишут на маленьких листочках свои имена, и приклеивают их скотчем к одежде, так чтобы ведущий и остальные игроки могли видеть его. Ребята выбирают капитана своей команды. Ведущий предлагает ребятам придумать название для своих команд. В течение одной минуты, ребята обсуждают варианты и готовое название пишут на большом листе (А4), закрепляют его на столе.

Начинаем интеллектуальный бой.

 

IРаунд – Копилка (10-15 мин.)

На доске рисуется сетка, которая отражает темы и баллы. (приложение №1)

 

История государства великого

1

 

3

 

5

 

10

Личность

 

 

1

3

5

10

Рекорды

 

 

1

3

5

10

Наша наука и техника

 

1

3

5

10

Литература

 

 

1

3

5

10

Ратное дело

 

 

1

3

5

10

приложение №1

 

За каждой цифрой скрыт вопрос по теме. Каждая команда по очереди начинает выбирать тему и стоимость вопроса. Ведущий зачитывает вопрос. На раздумье команде дается 20 секунд. По истечению времени ребята должны дать ответ. Дав правильный ответ, счет команды пополняется, стоимостью вопроса.  Если ответ не верный, баллы списывается со счета. За счетом следят независимое жюри, которое считает заработанные баллы команды. В конце раунда жюри объявляют промежуточный итог.

 

 

Минутный перерыв, чтобы команды смогли перевести дух.

 

 

II Раунд– «Адвокат»  (15-20 мин.)

 

Командам предлагается «защитить» политического деятеля, который в годы своего правления был слишком жесток или мягок, труслив или самоуверен. Капитан команды вытягивают карточку с именем «подзащитного». (приложение №  3)

В течение 10 минут команды должны вспомнить роль личности в истории, его действия/ подвиги/, которые оставили след в истории нашего государства и подготовить оправдательное выступление. Ребята должны доказать, если бы ни этот человек, то современного государства могло бы и не быть. Поведение героя должно быть оправдано историческими доказательствами. После отведенного времени 2 представителя от команды публично представляют доказательную базу. Время на ораторское искусство- не более 3 минут.

Жюри может задавать вопросы. Судьи оценивают доказательства, ораторское искусство по 10-ти бальной системе.

 

Карточка №1

 

ПЁТРI

 
 Подпись: Карточка №1

ПЁТР I
 

 

 

 

 

 

 

 


 

Карточка №2

 

АлександрI

Подпись: Карточка №2

Александр I

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка №3

 

Иван IV

Карточка № 4

 

Сталин И.В.

  
 Подпись: Карточка №3

Иван IV
 
 Подпись: Карточка № 4

Сталин И.В.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Карточка № 5

 

Горбачёв С.М.

Подпись: Карточка № 5

Горбачёв С.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №3

Объявляется сумма баллов за три раунда.

 

 

 

 

III РаундРодные места

На доске рисуется сетка, которая отражает темы и баллы. (приложение №4)

 

Россия моя

10

20

30

40

Край мой родной

10

20

30

40

Город над вольной Невой

10

20

30

40

Приложение №4

 

Начинает игру команда с наименьшим количеством баллов. Ребята выбирают тему и стоимость вопроса для любой команды. Если команда отвечает правильно, она зарабатывает баллы, если нет, то половина стоимости вопроса зачисляется на счёт задававшей стороны. Следующий вопрос задает отвечавшая команда. Жюри внимательно счет. Подводим итоги.

 

Перед объявлением результатов просим ребят оценить игру на маленьких листочках (понравилось / не понравилось, почему?), можно анонимно, но с указанием возраста. Собираем результаты опроса.

Объявляется сумма баллов за все раунды.

Награждение:

Лучших интеллектуалов, знатоков истории России награждаются памятными сувенирами и грамотами. Игроки, набравшие меньшее количество получают утешительный приз - символ знаний – яблоко.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ


ПРИЛОЖЕНИЕ №1

 

ИНТЕЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «Я гражданин РОСИИ»

 

1 РАУНД

 

Тема

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА ВЕЛИКОГО

Стоимость вопроса

1 балл

3балла

5 баллов

10 баллов

Вопрос

Назовите  имя, отчество и фамилию первого президента СССР

С именем какого князя связан разгром Хазарского каганата?

«Кто выше своего ранга будет почести требовать, или сам возьмет место выше данного ранга, тому за каждый случай платить штрафу 2 месяца жалованья».- это отрывок из документа изданного в правление Петра I.  Как назывался этот документ?      

 

В Отечественной войне 1812 года участвовали 30 полков башкирских воинов. Некоторые дошли до Парижа. Как называли французы башкирских воинов, вооруженных луком и стрелами?

Ответ

Михаил Сергеевич Горбачев

В 964 году князь Святослав освободил последнее зависимое от хазар славянское племя

Табель о ранках

В «Битве народов» под Лейпцигом в состав русской армии входили башкирские лучники, которых французы называли «амурами».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

ИНТЕЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «Я гражданин РОСИИ»

 

1 РАУНД

 

 

Тема

Личность

Стоимость вопроса

1 балл

3балла

5 баллов

10 баллов

Вопрос

Первый русский император Пётр I ложился спать в 9 часов вечера, а просыпался в 2 часа ночи. Всё остальное время он работал. Сколько часов продолжался его рабочий день?

И жена Николая Второго, и четыре ее дочери участвовали в Первой мировой войне, приобретя эту воинскую специальность. Какую?

Заложил... город великий, у того же града Золо­тые ворота; заложил и церковь святой Софии, митро­полию, и затем церковь на Золотых воротах - святой Богородицы Благовещения, затем монастырь святого Георгия и святой Ирины. И стала при нем вера хри­стианская плодиться и расширяться, и... монастыри появляться.

 О деятельности какого князя идет речь в отрывке из документа?

Господь Россию приукрасил –                 

Он двух героев ей послал:

Один в Москве народ дубасил,

Другой же в Питере – трепал.

Эта эпиграмма анонимного автора написана в 1905-1906 гг. В ней говорится о двух мужчинах, отличавшихся особой жестокостью при расправе с народными выступлениями. Кто они?

Ответ

24  – 5 = 19 часов.

сестра милосердия

Ярослав Мудрый

генерал-губернаторы. Трепов и Арапов

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

ИНТЕЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «Я гражданин РОСИИ»

 

1 РАУНД

 

 

Тема

Рекорды

Стоимость вопроса

1 балл

3балла

5 баллов

10 баллов

Вопрос

Назовите самую длинную реку, текущую только по территории России

Где можно увидеть  самый большой глобус в нашей стране

Какая республика, входящая в состав РФ, владеет самой большой территорией?

Где находится  древнейший на территории России  монастырь?

Ответ

Лена, 4400 км.

 (В Санкт-Петербурге, в Музее М.В. Ломоносова, при Кунсткамере. Это академический глобус, сделанный русским мастером Тирютиным. Диаметр глобуса 3 м 11 см. Каждый посетитель может войти внутрь глобуса и увидеть движение небесной сферы, как в планетарии. Внутри глобуса, на скамейке вокруг стола, может поместиться 10-12 человек.

Саха. Якутия. Она равна по площади пяти Франциям.3 083 523 км² (три миллиона восемьдесят три тысячи пятьсот двадцать три)

 

 Юрьев монастырь, расположенный у самого истока реки Волхов близ Ильмень-озера, упоминается в летописи 1119 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

ИНТЕЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «Я гражданин РОСИИ»

 

1 РАУНД

 

 

Тема

Наша наука и техника

Стоимость вопроса

1 балл

3балла

5 баллов

10 баллов

Вопрос

Какую награду получили крепостные отец и сын Черепановы за создание первого отечественного паровоза?

Кто из отечественных учёных изобрёл люминесцентную лампу (лампу дневного света)?

Какая окраска труб наших первых атомных электростанций стала затем мировым стандартом для всех АЭС?

Какой физический прибор, демонстрирующий суточное вращение Земли, установлен в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга?

Ответ

Свободу

Русский физик С.И. Вавилов

Трубы АЭС окрашиваются в бело-красную полоску. Красный цвет изначально обозначал Советский Союз, а белый цвет – мирный атом.)

 Маятник Фуко.

В Исаакиевском соборе маятник Фуко был запущен в ночь с 11 на 12 апреля 1931 года. Тогда это назвали триумфом науки над религией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

ИНТЕЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «Я гражданин РОСИИ»

 

1 РАУНД

 

 

Тема

Литература

Стоимость вопроса

1 балл

3балла

5 баллов

10 баллов

Вопрос

Назовите самый плачущий персонаж древнерусской литературы

В переводе с греческого имя этого дворника означало «почтенный человек», что не помешало ему непочтенно обойтись с невинной собакой. Назовите это имя.

 

В поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» утверждается: «Солдаты шилом бреются». А чем же, согласно этой поэме, солдаты греются?

Какой русский писатель отказался поклониться королю Швеции при получении Нобелевской премии по литературе, заявив, что «казаки не кланялись даже царям»?

 

Ответ

Ярославна.

Знаменитый плач Ярославны

Тургеневский Герасим из «Муму»

Дымом.

Михаил Александрович Шолохов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

ИНТЕЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «Я гражданин РОСИИ»

 

1 РАУНД

 

 

Тема

Ратное дело

Стоимость вопроса

1 балл

3балла

5 баллов

10 баллов

Вопрос

Кто является Верховным Главнокомандующим Вооружённых Сил России?

В 1813 году Александр I дозволил жителям Подольской и Волынской губернии вместо рекрутов направлять в армию именно их. За время войны их сильно поубавилось. Кто же они?

Какая часть тела дала название древнему боевому оружию, применявшемуся на Руси?

Суворов говорил: «Там, где пройдёт олень, там пройдёт и русский солдат, а там, где не пройдёт олень, ...» Продолжите слова полководца.

Ответ

ПрезидентРоссии.

Лошади

Кисть- Кистень. Это короткая палка, на одном конце которой на ремне или на цепи подвешен металлический шар, а на другом - петля для надевания на кисть руки.

 «всё равно пройдёт русский солдат»

 

 

Приложение № 3(шпаргалка к карточкам) Раунд 2

 

 

КАРТОЧКА № 1

Пётр I Вели́кий(Пётр Алексе́евич; 30 мая [9 июня] 1672 года — 28 января [8 февраля] 1725 года) — последний царь всея Руси из династии Романовых (с 1682 года) и первый Император Всероссийский (с 1721 года)  Русский царь с 1682 г. (правил с 1689 г.), первый российский император с 1721 г. Младший сын царя Алексея Михайловича Романова. Провел реформы государственного управления (созданы Сенат, коллегии, органы высшего государственного контроля и политического сыска, церковь подчинена государствупроведено деление страны на губернии, построена новая столица Санкт-Петербург).

Использовал опыт западноевропейских стран в развитии промышленности, торговли, культуры. Проводил политику меркантилизма (создание мануфактур, металлургических, горных и других заводов, верфей, пристаней, каналов). Возглавлял армию в Азовских походах 1695—1696 гг., Северной войне 1700—1721 гг., Прутском походе 1711 г., Персидском походе 1722-23 гг. и др.; командовал войсками при взятии Нотебурга (1702 г.), в сражениях при д. Лесная (1708 г.) и под Полтавой (1709 г.).

Руководил постройкой флота и созданием регулярной армии. Способствовал упрочению экономического и политического положения дворянства.

По инициативе Петра I открыты многие учебные заведения, Академия наук, принята гражданская азбука и т. д. Реформы Петра I проводились жестокими средствами, путем крайнего напряжения материальных и людских сил, угнетения народных масс (подушная подать и др.), что влекло за собой восстания (Стрелецкое 1698 г., Астраханское 1705—1706гг., Булавинское 1707-1709 гг. и др.), беспощадно подавлявшиеся правительс твом.

Будучи создателем могущественного абсолютистского государства, добился признания западноевропейскими странами статуса России как великой державы.

 

КАРТОЧКА №2

Александр 1

Родился в Петербурге 12 декабря 1777 г.; вступил на престол 12 марта, короновался в Москве 15 сентября, уничтожил пытки 27 октября 1801 г., учредил министерства 8 сентября 1802 г.; издал Устав о народных училищах 27 декабря 1803 г.; основал положениями Педагогический институт в Петербурге 3 января, университеты в Казани и Харькове 5 ноября 1804 г.; отправил первую русскую кругосветную экспедицию под начальством Крузенштерна в 1805 г.; ополчил Россию на Наполеона манифестом 30 ноября 1806 п; разорвал сношения с Англией декларацией 16 октября 1807 г.; присоединил к России шведскую Финляндию манифестом 16 марта и ездил в Эрфурт для свидания с Наполеоном в сентябре 1808 г.; разорвал сношения с Австрией 21 апреля и приобрел от Швеции Финляндию и Аландские острова по Фридрихсгамскому трактату 5 сентября, а от Австрии — часть Галиции по Венскому договору 2 октября 1809 г.; образовал государственный совет 1 января и объявил банковые ассигнации обеспеченными всем достоянием государства 1 февраля 1810 г.; открыл лицей в Царском Селе 19 октября 1811 г.; приобрел от Турции Бессарабию, по Бухарестскому трактату 16 мая 1812 г., а от Персии земли до рек Куры и Аракса по Гюлистанскому трактату 12 октября 1813 г.; сделал императорскую библиотеку публичною 2 января и торжественно вступил в Париж 19 марта 1814 г.; присоединил к России часть герцогства Варшавского 27 апреля, заключил Священный Союз с Австрией и Пруссией 20 сентября и удалил из России иезуитов 20 декабря 1815 г.;открыл в Петербурге биржу 15 июля 1816 г.; ездил на конгресс в Ахен осенью 1818 г.; открыл университет в С.-Петербурге 8 февраля и даровал устройство евангелической церкви в России 20 июля Т819 г.; присутствовал на конгрессах Троппауском в октябре 1820 г., Лайбахском (первые четыре месяца 1821 г.) и Веронском (последние три месяца 1822 г.).

 

Вел войны с Наполеоном — в 1805 (Креме, Аустерлиц), 1806 (Пул-туск), 1807 (Прейсиш-Эйлау, Фридланд), 1812 (Полоцк, Клясти-цы, Смоленск, Бородино, Тарутино, Красный, Березина), 1813 (Лю-цен, Бауцен, Кацбах, Кульм, Лейпциг) и 1814 г. (Бриенн, Краон, Лаон, Фер-Шампенуаз, Реймс); с Персией — в 1804-1813 гг. (Ленкорань); с Турцией — в 1806-1812 гг. (Батын, Рущук, Силистрия, Слободзея); со Швецией — в 1808-1809 гг. (Свеаборг, Оровайс, Кваркен). Умер в Таганроге 19 ноября 1825 г.; тело его погребено в петербургском Петропавловском соборе 13 марта 1826 г. Император Александр I был женат на княжне Луизе-Августе баден-дурлахской, по св. миропомазании Елизавете Алексеевне.

 

КАРТОЧКА №3

Иван Грозный  (1530-1584 гг.)

Великий князь «Всея Руси», первый русский царь (с 1547 г.), представитель династии Рюриковичей. Взойдя на престол, немедленно приступил к завоеванию Казанского ханства. С третьей попытки Казань была взята, что отдало под власть русского царя все Поволжье.

В 1556 г. московское войско овладело Астраханью. Волжские степи до самого Каспия были включены в состав России.

В 1549 г. собрал первый в русской истории Земский собор — сословно-пред-ставительный орган, которому доверялось принятие всех важнейших государственных решений.

В1557 г. началась Ливонская война, в которой на первом этапе Грозному сопутствовал успех. Русскими войсками была взята Нарва, Нейгаузен, Дерпт и еще более 20 городов. Однако позже России предстояла война с Данией, Польшей, Швецией.

После смерти любимой жены Анастасии Романовой царь пережил надлом психики, который, в конце концов, привел его к маниакальной болезни, выражавшейся в диких и безумных поступках. Самый разнузданный разврат вскоре сделался при дворе обыкновенным делом.

В1564 г. Грозный внезапно уехал из Москвы и обосновался в Александровской слободе. Бояре и духовенство молили его о том, чтобы он опять взял управление государством в свои руки. Царь согласился, вытребовав себе право утвердить опричнину. Так началось тяжкое для всей России время. В опричнине служили 6 тысяч дворян и бояр, которым раздавались поместья, отнимаемые у прежних владельцев —представителей земщины. Опричники доносили царю обо всем, что происходило в его окружении, им вменялось в обязанность предавать смерти земских людей, грабить их дома. Враги Грозного — подлинные и мнимые — подвергались гонениям и казням. Жертвами зверских репрессий становились целые города.

В 1572 г. опричнина была официально отменена, хотя казни так и не прекратились.

В1578 г. русские потерпели серьезное поражение под Венденом. Поляки захватили целый ряд русских городов. Почти все ливонские города были потеряны. Затем начались мирные переговоры. Грозный отказался от всяких претензий на Ливонию.

Царь имел от своих пяти жен восемь детей, но умирая, оставил после себя лишь двух сыновей: слабоумного Федора и малолетнего Димитрия, больного эпилепсией После их смерти династия Рюриковичей на русском престоле пресеклась.

 

КАРТОЧКА №4

СТАЛИН И.В.

 

Сталин (настоящая фамилия — Джугашвили) Иосиф Виссарионович [9(21).12. 1879, г. Гори, ныне Грузинская ССР, — 5.3.1953, Москва], один из руководящих деятелей Коммунистической партии, Советского государства, международного коммунистического и рабочего движения, видный теоретик и пропагандист марксизма-ленинизма.

 В период Гражданской войны и иностранной военной интервенции 1918—20 Сталин выполнял ряд ответственных поручений ЦК РКП (б) и Советского правительства: был членом РВС Республики, одним из организаторов обороны Петрограда, членом РВС Южного, Западного, Юго-Западного фронтов, представителем ВЦИК в Совете рабочей и крестьянской обороны. Сталин проявил себя крупным военно-политическим работником партии. Постановлением ВЦИК от 27 ноября 1919 награжден орденом Красного Знамени.

 После смерти Ленина Сталин активно участвовал в разработке и осуществлении политики КПСС, планов хозяйственного и культурного строительства, мер по укреплению обороноспособности страны и проведению внешнеполитическогого курса партии и Советского государства. Вместе с другими руководящими деятелями партии Сталин вёл непримиримую борьбу с противниками ленинизма, сыграл выдающуюся роль в идейно-политическом разгроме троцкизма и правого оппортунизма, в защите ленинского учения о возможности победы социализма в СССР, в укреплении единства партии. Важное значение в пропаганде ленинского идейного наследия имели работы Сталина «Об основах ленинизма» (1924),«Троцкизм или ленинизм?» (1924),«К вопросам ленинизма» (1926), «Еще раз о социал-демократическом уклоне в нашей партии» (1926), «О правом уклоне в ВКП (б)» (1929), «К вопросам аграрной политики в СССР» (1929) и др. Под руководством Коммунистической партии советский народ осуществил ленинский план построения социализма, провёл гигантские по сложности и по своему всемирно-историческому значению революционные преобразования. В решение этих задач вместе с др. руководящими деятелями партии и Советского государства внёс личный вклад Сталин. Ключевой задачей в строительстве социализма явилась социалистическая индустриализация, обеспечившая экономическую самостоятельность страны, техническую реконструкцию всех отраслей народного хозяйства, обороноспособность Советского государства. Самой сложной и трудной задачей революционных преобразований было переустройство сельского хозяйства на социалистических началах. При проведении коллективизации сельского хозяйства были допущены ошибки и перегибы. Ответственность за эти ошибки несёт и Сталин. Однако благодаря решительным мерам, принятым партией при участии Сталин , ошибки были исправлены. Важное значение для победы социализма в СССР имело осуществление культурной революции.

 В условиях надвигавшейся военной опасности и в годы Великой Отечественной войны 1941—45 Сталин принимал руководящее участие в многосторонней деятельности партии по укреплению обороны СССР и организации разгрома фашистской Германии и милитаристской Японии. Вместе с тем накануне войны Сталин допустил определённый просчёт в оценке сроков возможного нападения гитлеровской Германии на СССР. 6 мая 1941 он был назначен председателем СНК СССР (с 1946 — председатель Совета Министров СССР), 30 июня 1941 — председатель Государстсвенного комитета обороны, 19 июля — наркомом обороны СССР, 8 августа — Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами СССР. В качестве главы Советского государства принимал участие в Тегеранской (1943), Крымской (1945) и Потсдамской (1945) конференциях руководителей трёх держав — СССР, США и Великобритании. В послевоенный период Сталин продолжал работать Генеральным секретарём ЦК партии и председателем Совета Министров СССР. В эти годы партия и Советское правительство провели огромную работу по мобилизации советского народа на борьбу за восстановление и дальнейшее развитие народного хозяйства, осуществляли внешнеполитический курс, направленный на укрепление международный позиций СССР, мировой социалистической системы, на сплочение и развитие международного рабочего и коммунистического движения, на поддержку освободительной борьбы народов колониальных и зависимых стран, на обеспечение мира и безопасности народов во всём мире.

 

КАРТОЧКА №5

Горбачев С.М.

Резкое падение смертности в РСФСР во время Антиалкогольной кампании 1985 года .

Антиалкогольная кампания в СССР, начатая 17 мая 1985 года, привела к повышению на 45 % цен на алкогольные напитки, сокращению производства алкоголя, вырубанию виноградников, исчезновению сахара в магазинах вследствие самогоноварения и ввода карточек на сахар, но и увеличению продолжительности жизни среди населения, снижению уровня преступлений, совершенных на почве алкоголизма.

Перевод предприятий на хозрасчет, самоокупаемость, самофинансирование — введение первых элементов рыночной экономики в СССР, повсеместное внедрение кооперативов — предвестников частных предприятий, снятие ограничений с валютных операций.

Реформа власти, введение выборов в Верховный Совет и местные Советы на альтернативной основе.

Возвращение из политической ссылки советского ученого и диссидента, лауреата Нобелевской премии А. Д. Сахарова, прекращение уголовных преследований за инакомыслие.

Гласность, фактическое снятие партийной цензуры на средства массовой информации и произведения культуры.

Подавление локальных национальных конфликтов, в которых властями принимались жестокие меры, в частности силовой разгон митинга молодёжи в Алма-Ате, ввод войск в Азербайджан, разгон демонстрации в Грузии, разворачивание многолетнего конфликта в Нагорном Карабахе, подавление сепаратистских устремлений прибалтийских республик.

На горбачёвский период приходится резкое уменьшение воспроизводства населения СССР.

Исчезновение продуктов из магазинов, скрытая инфляция, введение карточной системы на многие виды продовольствия в 1989 году. Для периода правления Горбачёва характерно вымывание товаров из магазинов, в результате накачивания экономики безналичными рублями, а впоследствии — гиперинфляция.

При Горбачёве внешний долг Советского Союза продолжил расти.

Реабилитация жертв сталинских репрессий, не реабилитированных ранее при Хрущёве.

Ослабление контроля над социалистическим лагерем (доктрина Синатры), что привело, в частности, к смене власти в большинстве социалистических стран, объединению Германии 1990, окончанию холодной войны (последнее в США обычно расценивается как победа американского блока).

Прекращение войны в Афганистане и вывод советских войск.

Введение советских войск в Баку в ночь с 19 на 20 января 1990 года, против Народного фронта Азербайджана. Более 130 погибших, включая женщин и детей.

7 ноября 1990 года слесарь Александр Шмонов совершил неудачное покушение на Горбачёва

-Внешняя политика

Афганская война

Основные статьи: Афганская война (1979—1989), Операция «Тайфун» (1989)

Отношения с Западом

Придя к власти, Горбачёв попытался улучшить отношения с США и Западной Европой. Одной из причин этого было желание снизить непомерные военные расходы (25 % госбюджета СССР).

В годы «перестройки» внешнеполитический курс СССР претерпел серьёзные изменения. Причиной этому стало снижение темпов экономического роста и стагнация экономики в первой половине 1980-х годов. Советский Союз был более не в состоянии выдерживать гонку вооружений, навязываемую США.

— Внешняя политика СССР во второй половине 1980-х гг

Итоги внешней политики

ослабление международной напряжённости;

реальная ликвидация целых классов ядерного оружия и освобождение Европы от обычных вооружений, прекращение гонки вооружений, конец «холодной войны»;

развал биполярной системы международных отношений, обеспечивавшей стабильность в мире;

превращение США после распада СССР в единственную супердержаву;

снижение обороноспособности России, потеря Россией союзников в Восточной Европе и «третьем мире».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Приложение № 4                                                                                         Раунд 3

 

Тема

Россия моя

Стоимость вопроса

10 баллов

20 баллов

30баллов

40 баллов

Вопрос

Когда впервые было упомянуто  название «Русь» в значении «наименование государства»?

 

Когда в России появился первый официальный гимн?

 

Когда и где в нашей стране был впервые зажжён Вечный огонь?

 

О каком событии идет речь:

 Позади у воинов Непрядва,

Слева – затуманившийся Дон.

 И простор великий только на два,

Только на два стана разделен.

Ответ

В 945 году в договоре, который великий князь Игорь подписал с Византией

Первым официальным гимном России в 1815 году стал гимн, написанный на музыку английского гимна. Автором слов был В.А. Жуковский. Он написал стихи «Молитва русских». Чуть позднее, в 1833 г. к гимну «Боже, царя храни» русский композитор А.Ф. Львов написал другую мелодию, что было сделано по указу царя. Пришлось и Жуковскому переделать первоначальные слова.

 Во времена СССР в 1957 году в Ленинграде на Марсовом поле у памятника «Борцам революции». В 1967 году на могиле Неизвестного солдата у Кремлёвской стены в Москве

1380 г. – Куликовская битва

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 4                                                                                         Раунд 3

 

 

 

Тема

Край мой родной

Стоимость вопроса

10 баллов

20 баллов

30баллов

40 баллов

Вопрос

Что было запущено в эксплуатацию 23 марта 1933 года. Пуском станции руководил Черносливин Иван Дмитриевич, занимавший должность главного инженера.

Этот населенный пункт основан в 1931, с1953 имеет статус города, в 1977 г. он стал центром административного района Ленинградской области

Кто был первым узником Петропавловской крепости?

 

Храм Успения Божией матери в этом населенном пункте был восстановлен в 2003 году на средства, собранные жителями Германии, в знак примирения между нашими народами. Рядом с храмом расположено немецкое военное кладбище. Назовите населенный пункт.

Ответ

Дубровская ТЭЦ

Город Кировск

Царевич Алексей.

Село Сологубовка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 4                                                                                         Раунд 3

 

 

 

Тема

Город над вольной Невой

Стоимость вопроса

10 баллов

20 баллов

30баллов

40 баллов

Вопрос

О какой ограде Санкт-Петербурга написала эти строки А.А. Ахматова?

Я к розам хочу, в тот единственный сад,

 Где лучшая в мире стоит из оград.

Выстрел из пушки Петропавловской крепости сейчас означает, что наступил полдень. А во времена Екатерины Второй он возвещал о пришествии беды. Какой?

Какой дворец является резиденцией Президента РФ в Санкт-Петербурге? 

У берегов какого острова смешиваются воды пяти рек и каналов?

Ответ

О знаменитой ограде Летнего сада.)

Наводнение. Свыше 7 футов. Это самое опасное бедствие для Санкт-Петербурга.

Константиновский

У берегов Новой Голландии смешиваются воды Фонтанки, Мойки и каналов Грибоедова, Крюкова, Адмиралтейского.

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

ЛИТЕРАТУРА :

 

  1. В.И. Буганов, П.Н. Зырянов, А.Н. Сахаров «История России, конец XVII-XIXвек»: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений, изд-во «Просвещение», М. 2007
  2. Н. К. Лисовский , Долой самодержавие, Ю. -У. кн. изд. 1975 г.
  3. http://ru.wikipedia.org/wiki/
  4. http://kirovsk.lenobl.ru/museum/lezje
  5. http://www.blockade.ru/press
  6. Федеральный закон о выборах Президента РФ. Москва, Центральная избирательная комиссия РФ, 2003г.
  7. Энциклопедия для детей. Том5, часть 3.Москва “Аванта+”,1995
  8. Великая отечественная война. Энциклопедия для школьников 1941-1945. Издательство ОЛМА-ПРЕСС" 2005.
  9. "Летопись Великой Отечественной войны 1941-1945. Краткая иллюстрированная история для югошества". М. "Молодая гвардия" 1985.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_intelektualnaya_igra.doc175 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ ДОД «КЦДТ «ЮНОСТЬ»

Интеллектуальная игра «Я гражданин России»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

Педагог д/о

Л.С. Царькова


Интеллектуальная игра «Я гражданин России»

Форма : интеллектуальная игра

Метод  игры: познавательный

Президент Российской Федерации Д.А. Медведев объявил этот год – годом русской истории. Роль России в мировом историческом процессе была, есть и будет значительна для многих поколений людей. Игра способствует, чтобы общественный интерес к истории своей страны не угасал с годами. Также на 2012 год выпадает несколько важных исторических юбилеев – двухсотлетие победы в Отечественной войне 1812 года, 1150 лет со дня создания российского государства и 150 лет со дня рождения Петра Столыпина.

 Общественный интерес к истории России, и её роли в мировом историческом процессе, основан на важных исторических событиях прошлого. Данное мероприятие необходимо для того, чтобы показать отношение молодежи к историческим событиям, изменившим судьбу России и всего мира, а также проявление гордости и уважения к истории своей страны.

Цель игры: увлечь подростков историей государства, в котором они живут, и проверить, насколько хорошо они знают историю страны, героев и выдающихся деятелей России.

Задачи игры:

  1. Формирование умения общаться в коллективе, аргументировать свою точку зрения;
  2. Воспитание чувства ответственности за коллективное дело;
  3. Привлечение детей  к активной интеллектуальной деятельности, содержательному досугу;
  4. Воспитание у подростков чувства патриотизма и гражданской ответственности;

Данная игра затрагивает такие области знаний, как история, география, краеведение, страноведение, литература, обществоведение. Игра представляет групповую деятельность подростков.

Участники игры: К участию приглашаются 3 команды по 5 человек учащихся в возрасте 13-15 лет. 3 человека (педагоги, родители, приглашенные гости), которые будут выступать в роли жюри

Оборудование и материалы: помещение, доска, цветные мелки, компьютер, столы, стулья, листы бумаги, ручки, раздаточный материал , секундомер, скотч, маркеры.

Ожидаемый результат: активизация познавательной деятельности, развитие коммуникативных умений, навыков логического мышления, усвоение новой информации.

Метод диагностики: опрос.

Описание игры: Игра состоит из IV  раундов. В каждом раунде свои правила и метод оценивания.

Подготовительный этап: Подростки собираются в кабинете, формируются команды, рассаживаются за игровые столы, которые уже заранее подготовлена. На столах лежат листы бумаги формата А4, ручки, небольшие листочки размером 8×8 см, маркеры.

Приветствие:

Игроки команд пишут на маленьких листочках свои имена, и приклеивают их скотчем к одежде, так чтобы ведущий и остальные игроки могли видеть его. Ребята выбирают капитана своей команды. Ведущий предлагает ребятам придумать название для своих команд. В течение одной минуты, ребята обсуждают варианты и готовое название пишут на большом листе (А4), закрепляют его на столе.

Начинаем интеллектуальный бой.

 

I Раунд – Копилка (10-15 мин.)

На доске рисуется сетка, которая отражает темы и баллы. (приложение №1)

История государства великого

1

3

5

10

Личность

1

3

5

10

Рекорды

1

3

5

10

Наша наука и техника

1

3

5

10

Литература

1

3

5

10

Ратное дело

1

3

5

10

приложение №1

За каждой цифрой скрыт вопрос по теме. Каждая команда по очереди начинает выбирать тему и стоимость вопроса. Ведущий зачитывает вопрос. На раздумье команде дается 20 секунд. По истечению времени ребята должны дать ответ. Дав правильный ответ, счет команды пополняется, стоимостью вопроса.  Если ответ не верный, баллы списывается со счета. За счетом следят независимое жюри, которое считает заработанные баллы команды. В конце раунда жюри объявляют промежуточный итог.

Минутный перерыв, чтобы команды смогли перевести дух.

II Раунд – «Адвокат»  (15-20 мин.)

Командам предлагается «защитить» политического деятеля, который в годы своего правления был слишком жесток или мягок, труслив или самоуверен. Капитан команды вытягивают карточку с именем «подзащитного». (приложение №  3)

В течение 10 минут команды должны вспомнить роль личности в истории, его действия/ подвиги/, которые оставили след в истории нашего государства и подготовить оправдательное выступление. Ребята должны доказать, если бы ни этот человек, то современного государства могло бы и не быть. Поведение героя должно быть оправдано историческими доказательствами. После отведенного времени 2 представителя от команды публично представляют доказательную базу. Время на ораторское искусство- не более 3 минут.

Жюри может задавать вопросы. Судьи оценивают доказательства, ораторское искусство по 10-ти бальной системе.

Карточка №1

ПЁТР I

Карточка №2

Александр I

Карточка №3

Иван IV

Карточка № 4

Сталин И.В.

Карточка № 5

Горбачёв С.М.

Приложение №3

Объявляется сумма баллов за три раунда.

III Раунд – Родные места

На доске рисуется сетка, которая отражает темы и баллы. (приложение №4)

Россия моя

10

20

30

40

Край мой родной

10

20

30

40

Город над вольной Невой

10

20

30

40

Приложение №4

Начинает игру команда с наименьшим количеством баллов. Ребята выбирают тему и стоимость вопроса для любой команды. Если команда отвечает правильно, она зарабатывает баллы, если нет, то половина стоимости вопроса зачисляется на счёт задававшей стороны. Следующий вопрос задает отвечавшая команда. Жюри внимательно счет. Подводим итоги.

Перед объявлением результатов просим ребят оценить игру на маленьких листочках (понравилось / не понравилось, почему?), можно анонимно, но с указанием возраста. Собираем результаты опроса.

Объявляется сумма баллов за все раунды.

Награждение:

Лучших интеллектуалов, знатоков истории России награждаются памятными сувенирами и грамотами. Игроки, набравшие меньшее количество получают утешительный приз - символ знаний – яблоко.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

ИНТЕЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «Я гражданин РОСИИ»

1 РАУНД

Тема

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА ВЕЛИКОГО

Стоимость вопроса

1 балл

3балла

5 баллов

10 баллов

Вопрос

Назовите  имя, отчество и фамилию первого президента СССР

С именем какого князя связан разгром Хазарского каганата?

«Кто выше своего ранга будет почести требовать, или сам возьмет место выше данного ранга, тому за каждый случай платить штрафу 2 месяца жалованья».- это отрывок из документа изданного в правление Петра I.  Как назывался этот документ?      

В Отечественной войне 1812 года участвовали 30 полков башкирских воинов. Некоторые дошли до Парижа. Как называли французы башкирских воинов, вооруженных луком и стрелами?

Ответ

Михаил Сергеевич Горбачев

В 964 году князь Святослав освободил последнее зависимое от хазар славянское племя

Табель о ранках

В «Битве народов» под Лейпцигом в состав русской армии входили башкирские лучники, которых французы называли «амурами».

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

ИНТЕЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «Я гражданин РОСИИ»

1 РАУНД

Тема

Личность

Стоимость вопроса

1 балл

3балла

5 баллов

10 баллов

Вопрос

Первый русский император Пётр I ложился спать в 9 часов вечера, а просыпался в 2 часа ночи. Всё остальное время он работал. Сколько часов продолжался его рабочий день?

И жена Николая Второго, и четыре ее дочери участвовали в Первой мировой войне, приобретя эту воинскую специальность. Какую?

Заложил... город великий, у того же града Золо тые ворота; заложил и церковь святой Софии, митро полию, и затем церковь на Золотых воротах - святой Богородицы Благовещения, затем монастырь святого Георгия и святой Ирины. И стала при нем вера хри стианская плодиться и расширяться, и... монастыри появляться.

 О деятельности какого князя идет речь в отрывке из документа?

Господь Россию приукрасил –                  

Он двух героев ей послал:

Один в Москве народ дубасил,

Другой же в Питере – трепал.

Эта эпиграмма анонимного автора написана в 1905-1906 гг. В ней говорится о двух мужчинах, отличавшихся особой жестокостью при расправе с народными выступлениями. Кто они?

Ответ

24  – 5 = 19 часов.

сестра милосердия

Ярослав Мудрый

генерал-губернаторы. Трепов и Арапов

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

ИНТЕЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «Я гражданин РОСИИ»

1 РАУНД

Тема

Рекорды

Стоимость вопроса

1 балл

3балла

5 баллов

10 баллов

Вопрос

Назовите самую длинную реку, текущую только по территории России

Где можно увидеть  самый большой глобус в нашей стране

Какая республика, входящая в состав РФ, владеет самой большой территорией?

Где находится  древнейший на территории России  монастырь?

Ответ

Лена, 4400 км.

 (В Санкт-Петербурге, в Музее М.В. Ломоносова, при Кунсткамере. Это академический глобус, сделанный русским мастером Тирютиным. Диаметр глобуса 3 м 11 см. Каждый посетитель может войти внутрь глобуса и увидеть движение небесной сферы, как в планетарии. Внутри глобуса, на скамейке вокруг стола, может поместиться 10-12 человек.

Саха. Якутия. Она равна по площади пяти Франциям. 3 083 523 км² (три миллиона восемьдесят три тысячи пятьсот двадцать три)

 Юрьев монастырь, расположенный у самого истока реки Волхов близ Ильмень-озера, упоминается в летописи 1119 года.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

ИНТЕЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «Я гражданин РОСИИ»

1 РАУНД

Тема

Наша наука и техника

Стоимость вопроса

1 балл

3балла

5 баллов

10 баллов

Вопрос

Какую награду получили крепостные отец и сын Черепановы за создание первого отечественного паровоза?

Кто из отечественных учёных изобрёл люминесцентную лампу (лампу дневного света)?

Какая окраска труб наших первых атомных электростанций стала затем мировым стандартом для всех АЭС?

Какой физический прибор, демонстрирующий суточное вращение Земли, установлен в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга?

Ответ

Свободу

Русский физик С.И. Вавилов

Трубы АЭС окрашиваются в бело-красную полоску. Красный цвет изначально обозначал Советский Союз, а белый цвет – мирный атом.)

 Маятник Фуко.

В Исаакиевском соборе маятник Фуко был запущен в ночь с 11 на 12 апреля 1931 года. Тогда это назвали триумфом науки над религией.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

ИНТЕЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «Я гражданин РОСИИ»

1 РАУНД

Тема

Литература

Стоимость вопроса

1 балл

3балла

5 баллов

10 баллов

Вопрос

Назовите самый плачущий персонаж древнерусской литературы

В переводе с греческого имя этого дворника означало «почтенный человек», что не помешало ему непочтенно обойтись с невинной собакой. Назовите это имя.

В поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» утверждается: «Солдаты шилом бреются». А чем же, согласно этой поэме, солдаты греются?

Какой русский писатель отказался поклониться королю Швеции при получении Нобелевской премии по литературе, заявив, что «казаки не кланялись даже царям»?

Ответ

Ярославна.

Знаменитый плач Ярославны

Тургеневский Герасим из «Муму»

Дымом.

Михаил Александрович Шолохов

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

ИНТЕЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «Я гражданин РОСИИ»

1 РАУНД

Тема

Ратное дело

Стоимость вопроса

1 балл

3балла

5 баллов

10 баллов

Вопрос

Кто является Верховным Главнокомандующим Вооружённых Сил России?

В 1813 году Александр I дозволил жителям Подольской и Волынской губернии вместо рекрутов направлять в армию именно их. За время войны их сильно поубавилось. Кто же они?

Какая часть тела дала название древнему боевому оружию, применявшемуся на Руси?

Суворов говорил: «Там, где пройдёт олень, там пройдёт и русский солдат, а там, где не пройдёт олень, ...» Продолжите слова полководца.

Ответ

Президент России.

Лошади 

Кисть- Кистень. Это короткая палка, на одном конце которой на ремне или на цепи подвешен металлический шар, а на другом - петля для надевания на кисть руки.

 «всё равно пройдёт русский солдат»

Приложение № 3 (шпаргалка к карточкам) Раунд 2

КАРТОЧКА № 1

Пётр I Вели́кий (Пётр Алексе́евич; 30 мая [9 июня] 1672 года — 28 января [8 февраля] 1725 года) — последний царь всея Руси из династии Романовых (с 1682 года) и первый Император Всероссийский (с 1721 года)  Русский царь с 1682 г. (правил с 1689 г.), первый российский император с 1721 г. Младший сын царя Алексея Михайловича Романова. Провел реформы государственного управления (созданы Сенат, коллегии, органы высшего государственного контроля и политического сыска, церковь подчинена государствупроведено деление страны на губернии, построена новая столица Санкт-Петербург).

Использовал опыт западноевропейских стран в развитии промышленности, торговли, культуры. Проводил политику меркантилизма (создание мануфактур, металлургических, горных и других заводов, верфей, пристаней, каналов). Возглавлял армию в Азовских походах 1695—1696 гг., Северной войне 1700—1721 гг., Прутском походе 1711 г., Персидском походе 1722-23 гг. и др.; командовал войсками при взятии Нотебурга (1702 г.), в сражениях при д. Лесная (1708 г.) и под Полтавой (1709 г.).

Руководил постройкой флота и созданием регулярной армии. Способствовал упрочению экономического и политического положения дворянства.

По инициативе Петра I открыты многие учебные заведения, Академия наук, принята гражданская азбука и т. д. Реформы Петра I проводились жестокими средствами, путем крайнего напряжения материальных и людских сил, угнетения народных масс (подушная подать и др.), что влекло за собой восстания (Стрелецкое 1698 г., Астраханское 1705—1706гг., Булавинское 1707-1709 гг. и др.), беспощадно подавлявшиеся правительс твом.

Будучи создателем могущественного абсолютистского государства, добился признания западноевропейскими странами статуса России как великой державы.

КАРТОЧКА №2

Александр 1

Родился в Петербурге 12 декабря 1777 г.; вступил на престол 12 марта, короновался в Москве 15 сентября, уничтожил пытки 27 октября 1801 г., учредил министерства 8 сентября 1802 г.; издал Устав о народных училищах 27 декабря 1803 г.; основал положениями Педагогический институт в Петербурге 3 января, университеты в Казани и Харькове 5 ноября 1804 г.; отправил первую русскую кругосветную экспедицию под начальством Крузенштерна в 1805 г.; ополчил Россию на Наполеона манифестом 30 ноября 1806 п; разорвал сношения с Англией декларацией 16 октября 1807 г.; присоединил к России шведскую Финляндию манифестом 16 марта и ездил в Эрфурт для свидания с Наполеоном в сентябре 1808 г.; разорвал сношения с Австрией 21 апреля и приобрел от Швеции Финляндию и Аландские острова по Фридрихсгамскому трактату 5 сентября, а от Австрии — часть Галиции по Венскому договору 2 октября 1809 г.; образовал государственный совет 1 января и объявил банковые ассигнации обеспеченными всем достоянием государства 1 февраля 1810 г.; открыл лицей в Царском Селе 19 октября 1811 г.; приобрел от Турции Бессарабию, по Бухарестскому трактату 16 мая 1812 г., а от Персии земли до рек Куры и Аракса по Гюлистанскому трактату 12 октября 1813 г.; сделал императорскую библиотеку публичною 2 января и торжественно вступил в Париж 19 марта 1814 г.; присоединил к России часть герцогства Варшавского 27 апреля, заключил Священный Союз с Австрией и Пруссией 20 сентября и удалил из России иезуитов 20 декабря 1815 г.;открыл в Петербурге биржу 15 июля 1816 г.; ездил на конгресс в Ахен осенью 1818 г.; открыл университет в С.-Петербурге 8 февраля и даровал устройство евангелической церкви в России 20 июля Т819 г.; присутствовал на конгрессах Троппауском в октябре 1820 г., Лайбахском (первые четыре месяца 1821 г.) и Веронском (последние три месяца 1822 г.).

Вел войны с Наполеоном — в 1805 (Креме, Аустерлиц), 1806 (Пул-туск), 1807 (Прейсиш-Эйлау, Фридланд), 1812 (Полоцк, Клясти-цы, Смоленск, Бородино, Тарутино, Красный, Березина), 1813 (Лю-цен, Бауцен, Кацбах, Кульм, Лейпциг) и 1814 г. (Бриенн, Краон, Лаон, Фер-Шампенуаз, Реймс); с Персией — в 1804-1813 гг. (Ленкорань); с Турцией — в 1806-1812 гг. (Батын, Рущук, Силистрия, Слободзея); со Швецией — в 1808-1809 гг. (Свеаборг, Оровайс, Кваркен). Умер в Таганроге 19 ноября 1825 г.; тело его погребено в петербургском Петропавловском соборе 13 марта 1826 г. Император Александр I был женат на княжне Луизе-Августе баден-дурлахской, по св. миропомазании Елизавете Алексеевне.

КАРТОЧКА №3

Иван Грозный  (1530-1584 гг.)

Великий князь «Всея Руси», первый русский царь (с 1547 г.), представитель династии Рюриковичей. Взойдя на престол, немедленно приступил к завоеванию Казанского ханства. С третьей попытки Казань была взята, что отдало под власть русского царя все Поволжье.

В 1556 г. московское войско овладело Астраханью. Волжские степи до самого Каспия были включены в состав России.

В 1549 г. собрал первый в русской истории Земский собор — сословно-пред-ставительный орган, которому доверялось принятие всех важнейших государственных решений.

В1557 г. началась Ливонская война, в которой на первом этапе Грозному сопутствовал успех. Русскими войсками была взята Нарва, Нейгаузен, Дерпт и еще более 20 городов. Однако позже России предстояла война с Данией, Польшей, Швецией.

После смерти любимой жены Анастасии Романовой царь пережил надлом психики, который, в конце концов, привел его к маниакальной болезни, выражавшейся в диких и безумных поступках. Самый разнузданный разврат вскоре сделался при дворе обыкновенным делом.

В1564 г. Грозный внезапно уехал из Москвы и обосновался в Александровской слободе. Бояре и духовенство молили его о том, чтобы он опять взял управление государством в свои руки. Царь согласился, вытребовав себе право утвердить опричнину. Так началось тяжкое для всей России время. В опричнине служили 6 тысяч дворян и бояр, которым раздавались поместья, отнимаемые у прежних владельцев —представителей земщины. Опричники доносили царю обо всем, что происходило в его окружении, им вменялось в обязанность предавать смерти земских людей, грабить их дома. Враги Грозного — подлинные и мнимые — подвергались гонениям и казням. Жертвами зверских репрессий становились целые города.

В 1572 г. опричнина была официально отменена, хотя казни так и не прекратились.

В1578 г. русские потерпели серьезное поражение под Венденом. Поляки захватили целый ряд русских городов. Почти все ливонские города были потеряны. Затем начались мирные переговоры. Грозный отказался от всяких претензий на Ливонию.

Царь имел от своих пяти жен восемь детей, но умирая, оставил после себя лишь двух сыновей: слабоумного Федора и малолетнего Димитрия, больного эпилепсией После их смерти династия Рюриковичей на русском престоле пресеклась.

КАРТОЧКА №4

СТАЛИН И.В.

Сталин (настоящая фамилия — Джугашвили) Иосиф Виссарионович [9(21).12. 1879, г. Гори, ныне Грузинская ССР, — 5.3.1953, Москва], один из руководящих деятелей Коммунистической партии, Советского государства, международного коммунистического и рабочего движения, видный теоретик и пропагандист марксизма-ленинизма.

 В период Гражданской войны и иностранной военной интервенции 1918—20 Сталин выполнял ряд ответственных поручений ЦК РКП (б) и Советского правительства: был членом РВС Республики, одним из организаторов обороны Петрограда, членом РВС Южного, Западного, Юго-Западного фронтов, представителем ВЦИК в Совете рабочей и крестьянской обороны. Сталин проявил себя крупным военно-политическим работником партии. Постановлением ВЦИК от 27 ноября 1919 награжден орденом Красного Знамени.

 После смерти Ленина Сталин активно участвовал в разработке и осуществлении политики КПСС, планов хозяйственного и культурного строительства, мер по укреплению обороноспособности страны и проведению внешнеполитическогого курса партии и Советского государства. Вместе с другими руководящими деятелями партии Сталин вёл непримиримую борьбу с противниками ленинизма, сыграл выдающуюся роль в идейно-политическом разгроме троцкизма и правого оппортунизма, в защите ленинского учения о возможности победы социализма в СССР, в укреплении единства партии. Важное значение в пропаганде ленинского идейного наследия имели работы Сталина «Об основах ленинизма» (1924),«Троцкизм или ленинизм?» (1924),«К вопросам ленинизма» (1926), «Еще раз о социал-демократическом уклоне в нашей партии» (1926), «О правом уклоне в ВКП (б)» (1929), «К вопросам аграрной политики в СССР» (1929) и др. Под руководством Коммунистической партии советский народ осуществил ленинский план построения социализма, провёл гигантские по сложности и по своему всемирно-историческому значению революционные преобразования. В решение этих задач вместе с др. руководящими деятелями партии и Советского государства внёс личный вклад Сталин. Ключевой задачей в строительстве социализма явилась социалистическая индустриализация, обеспечившая экономическую самостоятельность страны, техническую реконструкцию всех отраслей народного хозяйства, обороноспособность Советского государства. Самой сложной и трудной задачей революционных преобразований было переустройство сельского хозяйства на социалистических началах. При проведении коллективизации сельского хозяйства были допущены ошибки и перегибы. Ответственность за эти ошибки несёт и Сталин. Однако благодаря решительным мерам, принятым партией при участии Сталин , ошибки были исправлены. Важное значение для победы социализма в СССР имело осуществление культурной революции.

 В условиях надвигавшейся военной опасности и в годы Великой Отечественной войны 1941—45 Сталин принимал руководящее участие в многосторонней деятельности партии по укреплению обороны СССР и организации разгрома фашистской Германии и милитаристской Японии. Вместе с тем накануне войны Сталин допустил определённый просчёт в оценке сроков возможного нападения гитлеровской Германии на СССР. 6 мая 1941 он был назначен председателем СНК СССР (с 1946 — председатель Совета Министров СССР), 30 июня 1941 — председатель Государстсвенного комитета обороны, 19 июля — наркомом обороны СССР, 8 августа — Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами СССР. В качестве главы Советского государства принимал участие в Тегеранской (1943), Крымской (1945) и Потсдамской (1945) конференциях руководителей трёх держав — СССР, США и Великобритании. В послевоенный период Сталин продолжал работать Генеральным секретарём ЦК партии и председателем Совета Министров СССР. В эти годы партия и Советское правительство провели огромную работу по мобилизации советского народа на борьбу за восстановление и дальнейшее развитие народного хозяйства, осуществляли внешнеполитический курс, направленный на укрепление международный позиций СССР, мировой социалистической системы, на сплочение и развитие международного рабочего и коммунистического движения, на поддержку освободительной борьбы народов колониальных и зависимых стран, на обеспечение мира и безопасности народов во всём мире.

КАРТОЧКА №5

Горбачев С.М.

Резкое падение смертности в РСФСР во время Антиалкогольной кампании 1985 года .

Антиалкогольная кампания в СССР, начатая 17 мая 1985 года, привела к повышению на 45 % цен на алкогольные напитки, сокращению производства алкоголя, вырубанию виноградников, исчезновению сахара в магазинах вследствие самогоноварения и ввода карточек на сахар, но и увеличению продолжительности жизни среди населения, снижению уровня преступлений, совершенных на почве алкоголизма.

Перевод предприятий на хозрасчет, самоокупаемость, самофинансирование — введение первых элементов рыночной экономики в СССР, повсеместное внедрение кооперативов — предвестников частных предприятий, снятие ограничений с валютных операций.

Реформа власти, введение выборов в Верховный Совет и местные Советы на альтернативной основе.

Возвращение из политической ссылки советского ученого и диссидента, лауреата Нобелевской премии А. Д. Сахарова, прекращение уголовных преследований за инакомыслие.

Гласность, фактическое снятие партийной цензуры на средства массовой информации и произведения культуры.

Подавление локальных национальных конфликтов, в которых властями принимались жестокие меры, в частности силовой разгон митинга молодёжи в Алма-Ате, ввод войск в Азербайджан, разгон демонстрации в Грузии, разворачивание многолетнего конфликта в Нагорном Карабахе, подавление сепаратистских устремлений прибалтийских республик.

На горбачёвский период приходится резкое уменьшение воспроизводства населения СССР.

Исчезновение продуктов из магазинов, скрытая инфляция, введение карточной системы на многие виды продовольствия в 1989 году. Для периода правления Горбачёва характерно вымывание товаров из магазинов, в результате накачивания экономики безналичными рублями, а впоследствии — гиперинфляция.

При Горбачёве внешний долг Советского Союза продолжил расти.

Реабилитация жертв сталинских репрессий, не реабилитированных ранее при Хрущёве.

Ослабление контроля над социалистическим лагерем (доктрина Синатры), что привело, в частности, к смене власти в большинстве социалистических стран, объединению Германии 1990, окончанию холодной войны (последнее в США обычно расценивается как победа американского блока).

Прекращение войны в Афганистане и вывод советских войск.

Введение советских войск в Баку в ночь с 19 на 20 января 1990 года, против Народного фронта Азербайджана. Более 130 погибших, включая женщин и детей.

7 ноября 1990 года слесарь Александр Шмонов совершил неудачное покушение на Горбачёва

-Внешняя политика

Афганская война

Основные статьи: Афганская война (1979—1989), Операция «Тайфун» (1989)

Отношения с Западом

Придя к власти, Горбачёв попытался улучшить отношения с США и Западной Европой. Одной из причин этого было желание снизить непомерные военные расходы (25 % госбюджета СССР).

В годы «перестройки» внешнеполитический курс СССР претерпел серьёзные изменения. Причиной этому стало снижение темпов экономического роста и стагнация экономики в первой половине 1980-х годов. Советский Союз был более не в состоянии выдерживать гонку вооружений, навязываемую США.

— Внешняя политика СССР во второй половине 1980-х гг

Итоги внешней политики

ослабление международной напряжённости;

реальная ликвидация целых классов ядерного оружия и освобождение Европы от обычных вооружений, прекращение гонки вооружений, конец «холодной войны»;

развал биполярной системы международных отношений, обеспечивавшей стабильность в мире;

превращение США после распада СССР в единственную супердержаву;

снижение обороноспособности России, потеря Россией союзников в Восточной Европе и «третьем мире».

Приложение № 4                                                              Раунд 3

Тема

Россия моя

Стоимость вопроса

10 баллов

20 баллов

30баллов

40 баллов

Вопрос

Когда впервые было упомянуто  название «Русь» в значении «наименование государства»?

Когда в России появился первый официальный гимн?

Когда и где в нашей стране был впервые зажжён Вечный огонь?

О каком событии идет речь:

 Позади у воинов Непрядва,

Слева – затуманившийся Дон.

 И простор великий только на два,

Только на два стана разделен.

Ответ

В 945 году в договоре, который великий князь Игорь подписал с Византией

Первым официальным гимном России в 1815 году стал гимн, написанный на музыку английского гимна. Автором слов был В.А. Жуковский. Он написал стихи «Молитва русских». Чуть позднее, в 1833 г. к гимну «Боже, царя храни» русский композитор А.Ф. Львов написал другую мелодию, что было сделано по указу царя. Пришлось и Жуковскому переделать первоначальные слова.

 Во времена СССР в 1957 году в Ленинграде на Марсовом поле у памятника «Борцам революции». В 1967 году на могиле Неизвестного солдата у Кремлёвской стены в Москве

1380 г. – Куликовская битва

Приложение № 4                                                              Раунд 3

Тема

Край мой родной

Стоимость вопроса

10 баллов

20 баллов

30баллов

40 баллов

Вопрос

Что было запущено в эксплуатацию 23 марта 1933 года. Пуском станции руководил Черносливин Иван Дмитриевич, занимавший должность главного инженера.

Этот населенный пункт основан в 1931, с1953 имеет статус города, в 1977 г. он стал центром административного района Ленинградской области

Кто был первым узником Петропавловской крепости?

Храм Успения Божией матери в этом населенном пункте был восстановлен в 2003 году на средства, собранные жителями Германии, в знак примирения между нашими народами. Рядом с храмом расположено немецкое военное кладбище. Назовите населенный пункт.

Ответ

Дубровская ТЭЦ

Город Кировск

Царевич Алексей.

Село Сологубовка

Приложение № 4                                                              Раунд 3

Тема

Город над вольной Невой

Стоимость вопроса

10 баллов

20 баллов

30баллов

40 баллов

Вопрос

О какой ограде Санкт-Петербурга написала эти строки А.А. Ахматова?

Я к розам хочу, в тот единственный сад,

 Где лучшая в мире стоит из оград.

Выстрел из пушки Петропавловской крепости сейчас означает, что наступил полдень. А во времена Екатерины Второй он возвещал о пришествии беды. Какой?

Какой дворец является резиденцией Президента РФ в Санкт-Петербурге?  

У берегов какого острова смешиваются воды пяти рек и каналов?

Ответ

О знаменитой ограде Летнего сада.)

Наводнение. Свыше 7 футов. Это самое опасное бедствие для Санкт-Петербурга.

Константиновский

У берегов Новой Голландии смешиваются воды Фонтанки, Мойки и каналов Грибоедова, Крюкова, Адмиралтейского.

ЛИТЕРАТУРА :

  1. В.И. Буганов, П.Н. Зырянов, А.Н. Сахаров «История России, конец XVII-XIX век»: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений, изд-во «Просвещение», М. 2007
  2. Н. К. Лисовский , Долой самодержавие, Ю. -У. кн. изд. 1975 г.
  3. http://ru.wikipedia.org/wiki/
  4. http://kirovsk.lenobl.ru/museum/lezje
  5. http://www.blockade.ru/press
  6. Федеральный закон о выборах Президента РФ. Москва, Центральная избирательная комиссия РФ, 2003г.
  7. Энциклопедия для детей. Том5, часть 3.Москва “Аванта+”,1995
  8. Великая отечественная война. Энциклопедия для школьников 1941-1945. Издательство ОЛМА-ПРЕСС" 2005.
  9. "Летопись Великой Отечественной войны 1941-1945. Краткая иллюстрированная история для югошества". М. "Молодая гвардия" 1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пушкин-историк. (Интеллектуальная игра по историческим произведениям А.С. Пушкина, 8 класс)

Данная игра проводилась в рамках декады русского языка и литературы среди учащихся 8-х классов.        Для его проведения ...

Сценарий интеллектуальной игры «Я - гражданин России», посв. Дню Конституции

Цель: в интересной и занимательной форме знакомить детей с основами человеческих прав.Задачи:- уточнить знания детей об их гражданских правах и обязанностях;- закрепить элементарные знания детей о пра...

Интеллектуальная игра "Я - гражданин России"

Предлагаемая интеллектуальная игра «Я - гражданин России»  была апробирована несколько лет назад в нашей школе. Вызвала живой интерес учащихся.  Включает несколько т...

Интеллектуальная игра "Я - гражданин России"

Интеллектуальная игра, посвящённая Дню конституции Российской Федерации. Расчитана для ребят 7-9 классов....

Интеллектуально-правовая игра "Я - гражданин России"

ученики МБОУ "Мужевская СОШ им. Н.В. Архангельского" заняли 1 место...

Игра "Я - ГРАЖДАНИН РОССИИ"

Игра для открытого урока по обществознанию в 7 классе....