Технология обобщения и презентации опыта своей работы
статья по теме
В помощь педагогу дополнительного образования: Изучение и обобщение педагогического опыта – вид методической деятельности, предполагающий выбор и изучение какого-либо конкретного опыта, осмысление, анализ и обоснование, обобщенное систематизированное его описание
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_obobshcheniya_i_prezentacii_opyta_svoey_raboty.doc | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология обобщения и презентации опыта своей работы
Изучение и обобщение педагогического опыта – вид методической деятельности, предполагающий выбор и изучение какого-либо конкретного опыта, осмысление, анализ и обоснование, обобщенное систематизированное его описание.
Выделяют три основных подхода в трактовке педагогического опыта:
- как образец хорошей работы;
- как деятельность, воплощающая в жизнь выводы научных исследований, благодаря чему достигаются принципиально новые результаты;
- как новаторство с его педагогическими находками, открытиями нового, оригинального знания.
То есть обобщить опыт своей работы могут педагоги, имеющие любой стаж работы.
Первое, с чего следует начать обобщение педагогического опыта – выбор темы. Возьмите ту, которая на ваш взгляд более важная и полезная, по которой у вас больше всего материалов (наглядные пособия, методические разработки и т.д.). Поэтому очень важно сохранять и накапливать материалы, отражающие опыт Вашей работы: планы, конспекты, дидактические пособия, анкеты обучающихся, свои наблюдения за духовным развитием школьников и т.п.
Тема должна быть сформулирована конкретно, с использованием корректных педагогических и психологических терминов.
Затем необходимо определиться с формой, в которой будет представлен ваш опыт.
Выделяются три вида обобщения педагогического опыта: рассказ, показ, описание. Наибольшее затруднение у педагогов-практиков вызывает описание своего педагогического опыта: подготовка требует более длительного времени, больше требований предъявляется к письменному варианту, чем к устному изложению. Описание - наиболее высокий, аналитический уровень обобщения.
Формы обобщения:
- доклад (на МО, педсовете, педчтениях и т.д.);
- статья (в журнале, бюллетени, и т.д.);
- наглядные формы (проведение мастер-классов, открытых занятий, массовых мероприятий);
- рабочие планы, конспекты занятий с методическими выводами;
- отчёт о педагогическом эксперименте (если он ведётся);
- тематическая выставка методических материалов из опыта работы (стенды, альбомы, дидактические материалы, наглядные пособия).
Сегодня мы подробно остановимся на таких формах обобщения опыта работы как доклад, статья и мастер-класс.
Доклад.
Доклад - вид самостоятельной научно - исследовательской работы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, свои взгляды на нее, а также собственные результаты и выводы.
В докладе соединяются три качества педагога как исследователя: умение провести исследование, умение преподнести результаты слушателям и квалифицированно ответить на вопросы.
Отличительной чертой доклада является научный, академический стиль. Академический стиль - это совершенно особый способ подачи текстового материала, наиболее подходящий для написания научных работ. Данный стиль определяет следующие нормы:
- предложения могут быть длинными и сложными;
- часто употребляются слова иностранного происхождения, различные термины;
- употребляются вводные конструкции типа “по всей видимости”, “таким образом”;
- авторская позиция должна быть как можно менее выражена, то есть должны отсутствовать местоимения “я”, “моя (точка зрения)”;
- в тексте могут встречаться штампы и общие слова.
Общая структура доклада может быть следующей:
- Формулировка темы доклада (причем она должна быть не только актуальной, но и оригинальной, интересной по содержанию).
- Актуальность работы (чем интересно данное направление, в чем заключается его важность, какие ученые работали в этой области, каким вопросам в данной теме уделялось недостаточное внимание, почему педагогом выбрана именно эта тема).
- Воспроизводимость (адресная направленность). Возможность использования опыта другими педагогами.
- Цель работы (в общих чертах соответствует формулировке темы исследования и может уточнять ее).
- Задачи исследования (конкретизируют цель работы, “раскладывая” ее на составляющие).
- Методика проведения исследования (подробное описание всех действий, связанных с получением результатов).
- Результаты работы. Краткое изложение новой информации, которую получил педагог в процессе своей деятельности. При изложении результатов желательно давать четкое и немногословное истолкование новым фактам. Полезно привести основные количественные показатели и продемонстрировать их на используемых в процессе доклада графиках и диаграммах. Укажите также длительность периода, в который вы проводили описываемый опыт. При обобщении своего опыта обязательно учтите недочеты, трудности, ошибки, которые возникали в процессе педагогической деятельности. Опишите их, чтобы предупредить о возможных сложностях в применении тех или иных методов работы.
- Выводы. Умозаключения, сформулированные в обобщенной, конспективной форме. Они кратко характеризуют основные полученные результаты и выявленные тенденции. Выводы желательно пронумеровать: обычно их не более 4 или 5.
Требования к оформлению письменного доклада.
- Титульный лист.
- Оглавление.
- Введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи доклада).
- Основная часть (каждый раздел ее доказательно раскрывает исследуемый вопрос).
- Заключение (подводятся итоги или делается обобщенный вывод по теме доклада).
- Список литературы.
Несколько советов о том, как готовить доклад и блестяще выступить перед аудиторией.
- Работая над темой, советуйтесь с коллективом, со своими коллегами, рассказывайте им о своих трудностях, сомнениях. Так могут появиться ценные мысли, нужные факты.
- Используйте дополнительную литературу не для того, чтобы повторить еще раз сказанное, а для того, чтобы углубить сведения, сделать выводы.
- Материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, стройно, избегая повторений. В докладе должно быть кратко отражено основное содержание, результаты и выводы.
- Продолжительность выступления обычно не превышает 5-10 минут. Поэтому при подготовке доклада из текста работы отбирается самое главное.
- Заучите значение всех терминов, которые употребляются в докладе.
- Не бойтесь аудитории - ваши слушатели дружески настроены.
- Выступайте в полной готовности - владейте темой настолько хорошо, насколько это возможно.
- Сохраняйте уверенный вид - это действует на аудиторию.
- Не торопитесь и не растягивайте слова. Скорость вашей речи должна быть примерно 120 слов в минуту.
- Подумайте, какие вопросы вам могут задать слушатели, и заранее сформулируйте ответы.
- Если вам нужно время, чтобы собраться с мыслями, то, наличие заранее подготовленных карт, схем, диаграммы, фотографии и т.д. поможет вам выиграть драгоценное время для формулировки ответа, а иногда и даст готовый ответ.
- Рассказ об опыте неубедителен и малоинтересен, если в нем не показано, как растут и развиваются ваши ученики.
При соблюдении этих правил у вас должен получиться интересный доклад, который будет высоко оценен слушателями.
Как правило, каждое периодическое издание, которое публикует статьи, имеет свои требования к их оформлению. Но есть определенные требования к ее структуре. Чаще всего должны присутствовать следующие компоненты:
УДК (универсальную десятичную классификацию можно определить на сайте teacode.com/online/udc).
«НАЗВАНИЕ СТАТЬИ»
Данные об авторе (авторах)
Аннотация
Аннотация до 500 знаков (3-4 строчки) передает краткое содержание доклада, ключевые мысли всего текста.
Ключевые слова – обычно это 5-6 слов.
Текст доклада, который состоит из следующих блоков:
Актуальность. Значение исследуемой проблемы в педагогической теории и практике. В чем новое решение проблемы.
Основная часть, которая по объему занимает центральное место в вашей статье. Здесь необходимо описать цель работы, методику, результаты (положительные и отрицательные) и т.д.
Выводы и рекомендации. Статья обязательно должна содержать в себе ответы на вопросы, поставленные вводной частью, демонстрировать конкретные выводы.
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
- Литература оформляется согласно требованиям ГОСТ 7.1-84.
- Автор, название публикации. Адрес сайта в интернете.
Если Вы используете чьи-то мысли, цитаты и материалы, делайте ссылку на них в разделе «Литература».
Не используйте никаких лишних выделений в тексте, кроме полужирного и курсива (и только, если разрешено требованиями к публикации редакционного совета), также не стоит применять цвет, так как он при печати потеряется.
Если в текст необходимо вставить рисунки, схемы и таблицы, оформляйте их строго по правилам, указанным издательствам, в противном случае, вашу статью могут не принять к публикации.
Мастер-класс.
Мастер-класс – это главное средство передачи концептуальной идеи своей (авторской) педагогической системы, другими словами, это форма обобщения и распространения педагогического опыта. Поташник М.М. характеризует Мастер-класс как ярко выраженную форму ученичества у Мастера. То есть Мастер передает ученикам опыт, мастерство, искусство в точном смысле, чаще всего – путем прямого и комментированного показа приемов работы.
Цель мастер-класса – создать условия для профессионального самосовершенствования учителя. Следует обратить внимание при подготовке мастер-класса на то, что в технологии проведения мастер-класса главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технология.
Мастер-класс как локальная технология трансляции педагогического опыта должен демонстрировать конкретный методический прием или метод, методику преподавания, технологию обучения и воспитания. Он должен состоять из заданий, которые направляют деятельность участников для решения поставленной педагогической проблемы.
Мастер-класс проводится в малых группах (7-15 человек).
Структура проведения мастер-класса:
1. Презентация педагогического опыта педагога-мастера
- Представление педагога-мастера (описание достижений в опыте работы, источников, откуда педагог черпал свои разработки).
- Определение проблем и перспектив в работе педагога-мастера.
- Описание передового опыта, представляемого педагогом.
2. Представление занятия
- Рассказ педагога о проекте занятия.
- Определение основных приемов и методов работы, которые будут демонстрироваться.
- Краткая характеристика результативности используемой технологии.
- Вопросы педагогу по изложенному проекту.
3. Проведение занятия (мастер-класса)
- Мастер исполняет роль консультанта, организует деятельность слушателей и управляет ею.
- Обсуждение авторских моделей занятия слушателями.
4. Рефлексия
- Дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и слушателей.
- Заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и предложениям.
Критерии качества подготовки и проведения мастер-класса
Для определения эффективности подготовки и проведения мастер-класса могут использоваться следующие критерии:
Актуальность и социальная значимость.
Технологичность и оптимальность. Четкий алгоритм мастер-класса. Экономичность используемых средств на занятии, их сочетание и соотношение с результатом.
Артистичность. Педагогическая харизма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта.
Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.
Преемственность. Наличие приемов и условий мотивации, включения каждого в активную творческую деятельность в мастер-классе.
Результативность. Эффективность для каждого участника мастер-класса. Каков эффект развития? Что это дает конкретно участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности.
Перспективность. Если есть перспектива развития и применения данного опыта на практике.
Список использованной литературы:
- «Как написать доклад?». http://www.doklada.net/
- Лисицына О. С. «Пишем доклад». http://www.publiclibrary.ru/readers/otlichnik/learn-kak-napisat-doklad.htm
- «Советы при написании эссе, доклада, тезисов. Рекомендации по подготовке к выступлению перед аудиторией». http://www.magistrant.ru/stat4.htm
- «Требования к оформлению научной статьи». http://nesterova.on.ufanet.ru/drujinin/0063.htm
- Как подготовить и провести методический мастер-класс по обмену опытом. http://den-za-dnem.ru/school.php?item=167
- Организация и проведение мастер-классов http://www.openclass.ru/wiki-pages/51789
- Технология проведения мастер-класса. Материалы для проведения занятия "Школы совершенствования профессионального мастерства" http://festival.1september.ru/articles/515316/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология обобщения и презентации опыта своей работы
В докладе даны рекомендации как педагогу дополнительного образования можно обобщить свой опыт работы. Подробно рассмотрены такие формы обобщения как доклад, статья, мастер-класс....
МОДЕЛЬ обобщения передового педагогического опыта (ОППО) работы педагога по одной из проблем
Модель обобщения передового педагогического опыта по теме "Технология проектирования рабочей программы по биологии в условиях внедрения ФГОС"....
Презентация опыта внеурочной работы "Математические бои".
Для работы во внеурочной деятлеьности, была разработана программа "Математиеские бои". Были проанализированы особенности организации такой работы и возможные результаты....
Развитие информационной образовательной среды: делюсь опытом своей работы.
Имея мнголетний педагогический стаж, хочется поделиться опытом своей работы в области технологии модульного обучения....
Обобщение инновационного педагогического опыта «Модель работы с одарёнными детьми в дополнительном образовании».
Цель опыта:1. Создание условий для выявления, развития и сопровождения одарённого ребенка, реализации его потенциальных способностей на разных этапах его обучения и развития.2. Обучение педагоги...
Презентация опыта своей организации по развитию наставничества на межрегиональном форуме «Наставник 38»
Презентация опыта своей организации по развитию наставничества на межрегиональном форуме «Наставник 38»...