«Использование Андреевой О.В. системы показателей эффективности образовательного процесса на уроках этикета»
статья по теме
В своей работе я использую систему показателей эффективности образовательного процесса по методикам, разработанным старшим научным сотрудником лаборатории воспитания нравственно-этической культуры Госнии семьи и воспитания РАО Шемшуриной А.И.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Использование Андреевой О.В. системы показателей эффективности образовательного процесса на уроках этикета»
В своей работе я использую систему показателей эффективности образовательного процесса по методикам, разработанным старшим научным сотрудником лаборатории воспитания нравственно-этической культуры Госнии семьи и воспитания РАО Шемшуриной А.И.
Детский, особенно подростковый возраст, по своей психологической характеристике сензитивен восприятию этических норм в силу бурного развития самосознания и эмоциональной восприимчивости. Процесс овладения этическими нормами поведения у каждого школьника различен. Интенсивность и качественность его находятся в прямой зависимости от того уровня, с которым ребенок включается в этот процесс. Необходимо учитывать этот уровень, чтобы дифференцированно, а, следовательно, и наиболее эффективно строить этическое воспитание школьников.
Реальность и результативность процесса этического развития личности обусловлена необходимостью постоянного изучения нравственного продвижения детей, эффективностью педагогических усилий. Этому служат диагностические методы, выявляющие достигнутый уровень нравственного развития детьми.
В изучении нравственного развития детей мной используются следующие средства и приемы:
- наблюдение за проявлениями учеников в повседневной жизнедеятельности гимназии и в специально созданных ситуациях;
- проведение и анализ специальных методик в логике этических занятий с детьми;
- педагогический срез с использованием комплекса методик.
Наблюдения ведутся в основном в следующих направлениях:
- отношения с одноклассниками (доброжелательные, напряженные, невыраженные);
- нравственная самооценка (положительная, отрицательная, неопределенная);
- проявление в конфликтных ситуациях (адекватное ситуации, пассивно-зависимое, агрессивное)
- наблюдение за проявлениями учеников в повседневной жизнедеятельности гимназии и в специально созданных ситуациях.
Материал наблюдений (дневниковые записи, анализ опросов, анкет) собирается в конверты по каждому классу, что позволяет корректировать воспитательную логику влияния на детей и определять перспективы дальнейших наблюдений за конкретными детьми.
Специальными методиками в логике этических занятий с детьми являются: «Продолжи предложение», «Творческий рассказ», «Мой выбор», «Педагогические задачи», «Свиток»
Игры, включенные в канву этических занятий - «Ромашка», «Замри», «Свет мой, зеркальце…», «Молва», «Собери букет», «Солнечный зайчик», «Палитра чувств» и др.
Выше обозначенные методики позволяют фиксировать процесс развития нравственных знаний учеников, опыта поведения, эмоциональных реакций на состояние другого человека и степень продвижения или изменения в ценностных ориентациях личности.
В педагогические срезы, которые проводятся дважды в год, включены тематические опросы и анкетирование. Вопросы анкеты и логика опроса ставят своей задачей определить следующие аспекты в нравственной характеристике личности:
- Нравственные знания и ценностные ориентации учеников;
- Ориентации на себя или других в процессе эмоциональных переживаний;
- Направленность нравственного выбора в повседневных и конфликтных ситуациях (соотнесение альтруистических и эгоистических побуждений);
- Нравственная оценка других (доброжелательная, недоброжелательная, нейтральная)
- Нравственная самооценка (заниженная, завышенная, адекватная);
- Направленность на самовоспитание, самосовершенствование (задание себе, выбор задания);
- Самореализация (выражена, не выражена, отдельные попытки). В качестве специальных методик, выявляющих значимость для ученика нравственных качеств, их иерархический статус, динамику развития нравственных представлений школьников, изменение ценностных ориентаций, самооценки применяются: «Пять качеств», «Человечек», «Моя самооценка», «Цветочек», «Ступеньки» и др.
Вышеперечисленные методики позволяют определить эффективность образовательного процесса учащихся по предмету «Этикет»
- «О применении Андреевой О.В. здоровьесберегающих технологий на уроках этикета»
Главные направления работы, направленные на здоровьесбережение учащихся в моей работе заключаются в
- создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей;
- введение в содержание воспитания и образования учащихся знаний о своем здоровье и навыков ценностного отношения к нему;
- обеспечение двигательной активности учеников;
- способствование созданию комфортной атмосферы в ходе занятий.
Цель уроков по здоровьесбережению:
- формирование у учащихся осознанной потребности в сохранении и укреплении здоровья;
- применять знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия
Роль уроков этикета в формировании ЗОЖ и укреплении здоровья – физического и нравственного заключается в следующих задачах:
- сохранить, поддержать, укрепить тот уровень здоровья, с которым ребенок приходит на занятия;
- формирование мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
- обеспечение физического и психического саморазвития;
- воспитание ценностного отношения к собственному здоровью;
- обучение основам здорового образа жизни.
В формировании системы знаний и убеждений, обеспечивающих духовное отношение к себе, к своему здоровью, к окружающему миру большое значение имеет использование разнообразных форм работы. Одна из форм - эвристические беседы, направленные на формирование полезных здоровьесберегающих привычек.
Но наиболее результативной формой работы являются практикумы. Во время их проведения происходит подробное исследование какого-либо вопроса, обсуждение проблемы. Практикумы побуждают к практическим действиям, способствуют групповой и индивидуальной самооценки. Например, практикум «Вредные привычки»: прогоняя табачный дым через фильтр, ученики убеждаются насколько вредно табакокурение. Просмотрев эпизоды из жизни дикой природы, когда некоторые животные едят плоды «пьяного дерева», приходят к выводу, что употребляя алкоголь, люди становятся похожими на животных и т.д.
В ходе занятия ученики размышляют и выводят правила, которые на их взгляд, необходимо соблюдать всем людям:
- не причинять окружающим вреда;
- быть правдивым и искренним;
- не присваивать чужого;
- быть умеренным во всем;
- избегать накопительства.
Соблюдать правила, значит:
- любить людей, значит бороться с пороками, а не с их носителями;
- не допускать оскорблений, ругани, лжи, клеветы. Если правда в словах может огорчить человека, слова заменить помощью;
- избавиться от зависти и прочих пороков;
- тренировать и закаливать тело;
- поддерживать спокойное настроение;
- расширять кругозор.
В ходе практикума «Здоровые потребности и потребности в здоровье» ученики получают задания:
- перечислить свои привычки и оценить их влияние на здоровье;
- создать свою оздоровительную систему.
Урок этикета имеет интегрированную форму обучения. В него входит изучение норм и правил поведения и общения с окружающими людьми и формирование танцевальных навыков.
Обязательно учитывается ступенчатое повышение нагрузки для учащихся 1 классов с целью обеспечения адаптации к новым условиям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс "Использование интерактивной доски как средства повышения эффективности образовательного процесса"
Мастер - класс "Использование интерактивной доски как средства повышения эффективности образовательного процесса"...
«Повышение эффективности образовательного процесса на уроках английского языка посредством применения ИКТ-технологий»
XXI век – век высоких компьютерных технологий. Поэтому в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий....
«Использование педагогических технологий как фактора повышения эффективности образовательного процесса»
Сегодня для становления учителя как личности просто необходимо его приобщение к возможностям современных технологий, овладение подлинной информационной культурой, которая открывает ему и его уче...
Проект «Новые подходы к системе мониторинга: электронная система сбора учебной статистики показателей качества образовательного процесса школы»
Актуальность проекта: Концепция образования в нашей школе, на сегодняшний день, основывается на модели развивающего непрерывного образования, включающей в себя 5 этапов. Каждый из этапов с...
Возможности использования технологии дистанционного обучения для повышения эффективности образовательного процесса
В статье представлены результаты использования авторского дистанционного курса по биологии для 6 класса и электронных ресурсов, необходимых для работы в период дистанционного обучения. Ана...
Использование современных техник и форм работы в образовательном процессе на уроках иностранного языка
Выступление на краевом семинаре учителей иностранного языка на тему "Использование современных техник и форм работы в образовательном процессе на уроках иностранного языка"...
Педагогическая диагностика показателей эффективности образовательного процесса в объединении «Пешеходный туризм»
Педагогическая диагностика показателей эффективности образовательного процесса в объединении «Пешеходный туризм»...