О туризме и традициях.
статья (10 класс) по теме

Аксёнов Константин Николаевич

Традиции в туризме.

Приемственность поколений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_tradiciyah_fml_239.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

        О туризме и традициях

Если разложить определение слова «традиция» на составляющие, то мы увидим, что в традиции есть несколько важных моментов:  а) это «множество представлений, обычаев, привычек и навыков практической и общественной деятельности», б) все это «множество» должно передаваться из поколения в поколение и в) должно выступать «одним из регуляторов общественных отношений».

Зададимся вопросом, много ли известно нам современных школ, которые могут похвастаться тем, что у них есть традиции в полном смысле этого слова? Полагаю, что нет. Одно из замечательных исключений – физико-математический лицей 239 (ФМЛ 239), который я закончил сам и в котором вот уже почти 20 лет преподаю математику. Однако я хочу рассказать вовсе не о традициях преподавания в ФМЛ 239 предметов физико-математического цикла. Хотя, несомненно, именно благодаря этому ФМЛ 239 стал фактически брэндом Санкт-Петербурга, одним из самых известных учебных заведений города, выпускников которого с радостью принимают в лучших ВУЗах Питера.

Наша школа имеет и другие традиции, которые в полной мере отвечают другой важной задаче любой школы – воспитанию. На мой взгляд, самая важная из этих традиций – туризм. Туризм в ФМЛ 239 развит настолько, что представляет собой систему дополнительного образования. Традиции туризма в ФМЛ уже не один десяток лет. Придя в физико-математическую школу № 239 учеником уже тридцать лет тому назад, я был приобщен к этой традиции - и, как оказалось, на всю жизнь. Моим классным руководителем был Михаил Сергеевич Житомирский – преподаватель математики и турист по призванию. Благодаря ему не только я, но и ряд моих одноклассников стали профессионалами среди туристов-любителей, приобрели любовь к этому занятию на всю жизнь и передали ее своим детям. На различных предприятиях, в ВУЗах города, страны – среди профессоров, преподавателей, руководителей разного уровня (вплоть до ТОП-менеджеров) и просто работников можно встретить выпускников лицея, которые до сих пор верны этой традиции и приобщили к ней свои семьи. Более того, многие из них в свое время нашли свою «вторую половинку» именно в школьных или послешкольных турпоходах. Полагаю - если провести соответствующее социологическое исследование - такие семьи окажутся самыми крепкими и долгоживущими, потому что эти союзы с самого начала прошли проверку совместным преодолением трудностей. Можно уверенно говорить о том, что туризм из школьной традиции во многих семьях выпускников лицея превратился в семейную традицию! Так наша школьная традиция на самом деле становится «одним из регуляторов общественных отношений». Кроме того, она, действительно, передается из поколения в поколение – не только в семьях воспитанных школой туристов, но и внутри самой школы.

Вспомним Александра Сергеевича Горшкова, который многие годы преподавал в ФМЛ историю. Он был учителем моего учителя М.С.Житомирского, замечательным человеком – духом шестидесятник и, возможно, во многом поэтому - турист по духу и призванию. Было время, когда мы втроем одновременно водили в походы параллельные группы школьников - и иногда пересекались на маршруте. Это были замечательные встречи и всегда интересные беседы.

Надо сказать, что в ФМЛ трудится много выпускников школы. И это не только учителя математики и физики – среди них есть преподаватели русского языка и литературы, истории, информатики. Здесь вы найдете своеобразные педагогические «династии»: учителя и их ученики, ставшие теперь коллегами, со временем к ним присоединяются новые поколения учителей - выпускников школы, которых можно назвать уже «педагогическими внуками» (таким «педагогическим внуком» для А.С.Горшкова был я). В большинстве своем эти учителя не только предметники. Они активно продолжают, в том числе, и туристские традиции лицея.

Можно с уверенностью говорить о том, что туризм в  ФМЛ 239 - это многолетняя системная работа, в основе которой  - традиции, преемственность, профессионализм, энтузиазм педагогов и их преданность своей профессии и школе. У истоков школьного туризма стоят основатели школьного туристского клуба «Шаги», созданного в начале 60-х годов: учитель математики В.И.Рыжик, учитель физики А.Я.Фих, учитель истории А.С.Горшков. Сейчас - как и много лет назад, как и в середине 80-х - когда я был учеником - школьники разных классов каждые каникулы отправляются в походы со своими учителями, классными руководителями.

В своей системе туристкой работы я продолжаю традиции, усвоенные мною со школьных лет. Традиционными для лицея стали весенние и осенние туристские слеты, в которых мои классы всегда принимают участие, а я являюсь одним из организаторов. Слёт – это соревнования, конкурсы, песни у костра, общение между ребятами разных классов, неформальное общение учителей и учеников. Обычно в слёте принимают участие и те ребята, которые по тем или иным причинам не ходят в большие походы. Поэтому слёт способствует сплочению класса, тем самым решая важную воспитательную задачу. Когда беру новый класс (а это происходит каждые два года), осенний слёт – это небольшая репетиция первого осеннего похода. Осенний поход обычно проходит в Ленобласти. Его основная задача – сформировать туристический костяк класса. Процесс подготовки к первому походу, сопровождающийся распределением ролей («начпрод», «начфин», «завхоз», «ремонтник»,  «медик» и пр.) формирует представление школьников о том, что поход - это не просто веселая совместная прогулка, а мероприятие, требующее серьезной подготовки, в котором участвует каждый. Это учит ребят брать на себя определенную долю ответственности.

В последнее время я стараюсь наполнить походы познавательным содержанием, приобщая ребят к русской истории и истории родного края. Так во время осенних походов мы осматривали оборонительные укрепления зимней войны с Финляндией 1939 г. – линию Маннергейма и Карельский укрепрайон, Тиверское городище и крепость Карелу, прошли маршрутом, который совпадал с частью торгового пути из варяг в греки и пр. Несколько раз в осенние каникулы мы совершали более далекие путешествия - по Крыму, по Вологодской области, где, в том числе, побывали в Ферапонтовом монастыре и увидели фрески Дионисия.

Наиболее интересными и одновременно трудными являются традиционные мартовские походы в Хибины. Они требуют хорошей лыжной подготовки. Чтобы выстроить маршрут похода, необходимо определить уровень подготовки ребят.  Поэтому в зимние каникулы я обязательно провожу поход (3-4 дня) по Ленобласти.  Дополнительные задачи этого похода – научить ребят ставить шатёр, обустраиваться в нём, дежурить у печки, разводить в зимних условиях костёр, правильно экипироваться, преодолевать трудности и погодные неурядицы. Между зимним и весенним походами несколько раз в выходные дни в этих же целях делаем одно- или двухдневные вылазки на лыжах в лес.

Летом  - водные походы на байдарках. За время работы в школе мне удалось сформировать базу байдарок и другого снаряжения для водных походов. Это дает возможность формировать большие группы, так как желающих отправиться летом в водный поход обычно набирается много. Также есть возможность частично обеспечивать байдарками и другие группы.

Лето позволяет совершать не только водные, но также интересные пешие походы. Такими были  походы в Саяны, на Байкал. Они являются завершающим этапом в цикле обучения, так как требуют наличия уже сформированных туристских навыков. Помимо этого такие походы интересны с познавательной точки зрения: они пробуждают интерес к географии и  истории России, открывают красоту и величие окружающего мира – тем самым способствуют эмоциональному развитию школьников.

Туризм – это не просто моё хобби, которым я стараюсь увлечь своих учеников. Вовлечение школьников в занятие туризмом позволяет подросткам реализовывать свои романтические устремления, формирует навыки общения, взаимопомощи, поддержки, преодоления трудностей, учит самостоятельности, дисциплинирует.

В заключение хочу сказать, что подтверждением того, что моя работа успешна и дает свои положительные результаты, служит то, что в каждом моем выпуске есть ребята, которые не оставляют занятия туризмом и после окончания лицея. Они продолжают ходить в походы, самостоятельно организуя группы. Почти в каждом организуемом мною походе принимают участие мои выпускники.  Это как недавние выпускники – ныне студенты, так и те, кто закончил лицей около десяти и даже более десяти лет назад – сейчас ведущие инженеры различных компаний, среди которых есть даже кандидаты наук. Они моя опора и верные помощники, связующее звено между мною и нынешними школьниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

адаптированная программа "пешеходный туризм с элементами спортивного туризма"

в программе размещены все необходимые сведения для работы...

Спортивное ориентирование для спортивного туризма. Информационные технологии в обеспечении тренировочного процесса в спортивном ориентировании и туризме

Курсы повышения квалификации"Повышение профессиональной компетентности педагогов УДОД, ОДОД туристско-краеведческой направленности"(«Спортивное ориентирование для спортивного туризма. Информационные т...

Методическая разработка по выполнению практических работ по дисциплине Иностранный язык для студентов 2-3 курсов, обучающихся по специальностям 43.02.10 Туризм, 43.02.11 Гостиничный сервис по теме Культурные и национальные традиции, краеведение

Основная цель данного пособия – создание у обучающихся целостного понимания важнейших требований, предъявляемых к процессу обучения в современных условиях: - достижение личностного результата обу...

Открытие республиканского проекта «Развитие детского туризма» - «Я выбираю туризм»

Открытие республиканского  проекта «Развитие детского туризма в Ч.Р. на 2012-2014 гг.» - «Я выбираю туризм»...

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Право в туризме» специальность 43.02.10 Туризм

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Право в туризме» специальность 43.02.10  Туризм...