Методическая разработка "Развитие познавательной деятельности дошкольников через образовательные программы"
методическая разработка по теме

Вербицкая Светлана Николаевна

Любой человек находится в перманентном процессе познания ми­ра: он думает, рефлексирует, говорит и понимает речь других лю­дей, чувствует, делится ощущениями. Все эти способности разви­ваются и совершенствуются не сами по себе, а в активной позна­вательной деятельности.  Познавательные процессы – психические процессы, с помо­щью которых человек познает окружающий мир, себя и других людей. К таким процессам относятся: ощущения, восприятие, внимание, память, мышление и воображение, в этом направлении с детьми работают психологи ЦВР «Гармония» по программам «Коммуникативный тренинг» и «Психогимнастика»...

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие познавательной деятельности дошкольников через образовательные программы»

Любой человек находится в перманентном процессе познания ми ра: он думает, рефлексирует, говорит и понимает речь других лю дей, чувствует, делится ощущениями. Все эти способности разви ваются и совершенствуются не сами по себе, а в активной позна вательной деятельности. Дошкольное детство – период познания и освоения мира че ловеческих отношений. Ребёнок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со сверстниками. Это также период творчества. Ребёнок осваивает речь, у него появляется воображение. У дошкольника своя, особая ло гика мышления, подчиняющаяся динамике образных пред ставлений. Это период первоначального становления личнос ти, возникновения эмоционального предвосхищения послед ствий своего поведения, самооценки, усложнения и осознавания переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами, эмоционально-потребностной сферы. Центральное новообра зование этого возраста – развитие внутренней позиции и самосознания. Проблема познавательной деятельности детей этого воз раста чрезвычайно важна для системы дошкольного образова ния. Необходимость компетентно ориентироваться в возраста ющем объёме знаний предъявляет новые требования к воспита нию подрастающего поколения. На первый план выдвигаются задачи развития способности к активной познавательной дея тельности. Умственное развитие – это совокупность качественных и ко личественных изменений, происходящих в мыслительных про цессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специ ально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребёнка. Умственное развитие детей до школьного возраста зависит от комплекса социальных и биологи ческих факторов, среди которых направляющую, обогащающую и систематизирующую роль выполняют умственное воспитание и обучение (программы «По дороге к азбуке»,  «Раз-ступенька, два-ступенька…»). Развитие личности осуществляется как присвоение ребён ком многовекового опыта человечества, запечатленного в мате риальной культуре, духовных ценностях, представленного в зна ниях, навыках, умениях, способах познания и т.п., в ходе которо го ребёнок обретает самосознание. Основная функция умствен ного воспитания детей дошкольного возраста – формирование познавательной деятельности, т.е. такой деятельности, в ходе ко торой ребёнок учится познавать окружающий мир. Умственное воспитание – планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний, необходимых для разностороннего развития, для адаптации к окружающей жизни, формирования на этой основе познава тельных процессов, умения применять усвоенные знания в деятельности. Познавательные процессы – психические процессы, с помо щью которых человек познает окружающий мир, себя и других людей. К таким процессам относятся: ощущения, восприятие, внимание, память, мышление и воображение, в этом направлении с детьми работают психологи ЦВР «Гармония» по программам «Коммуникативный тренинг» и «Психогимнастика». Познание невоз можно без речи и внимания. Умственное воспитание детей до школьного возраста направлено на формирование познаватель ных мотивов, поэтому одна из задач – воспитание любознатель ности и познавательных интересов. Результатом познавательной деятельности, независимо от того, в какой форме познания она осуществлялась (с помощью мышления или восприятия), являются знания. Исходя из этого, всемирно известный психолог А.В. Запорожец выделил отдельную задачу умственного воспита ния – формирование системы элементарных знаний и явлений окружающей жизни, как условие умственного роста. Вот над решением этой задачи и работает гуманитарно-эстетическая студия раннего развития детей «Малышок». Для полноценного умственного развития важно не только своевременное формирование познавательных процессов, но и их произвольность – умение сосредотачивать внимание на объекте познания, не отвлекаться, вовремя припоминать, не пасовать пе ред трудностями, не падать духом, если сразу не удаётся правиль но решить практическую или умственную задачу. Мыслительная деятельность не возможна без речи. В своих исследованиях многие психологи справедливо отме чают: овладевая речью, ребёнок овладевает и знаниями о предме тах, признаках, действиях и отношениях, запечатленными в соот ветствующих словах. При этом он не только приобретает знания, но и учится мыслить, поскольку думать – это значит говорить про себя или вслух, а говорить – значит думать. Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. В своё время И.М. Сеченов говорил о «прирождённом и крайне драгоценном свойстве нервно-психической организации ребёнка – безотчёт ном стремлении понимать окружающую жизнь». И.П. Павлов назвал это свойство рефлексом «что такое?». Под влиянием это го рефлекса ребёнок знакомится с качествами предметов, уста навливает новые для себя связи между ними. Предметная ис следовательская деятельность, свойственная ребёнку уже с ран него возраста, развивает и закрепляет познавательное отноше ние к окружающему миру, посредством реализации программ Студии «Познавательно-исследовательская деятельность» и «Окружающий мир». После овладения детьми речью их по знавательная деятельность поднимается на новую качествен ную ступень. С помощью речи обобщаются знания детей, фор мируется способность к аналитико-синтетической деятельнос ти не только на основе непосредственного восприятия предме тов, но и на базе представлений. С этого учебного года в Студии введена новая дисциплина «Английский язык», которая в совокупности с другими программами развивает познавательные процессы и связывает общей структурой и функционированием когнитивной (познавательной) сферы ребён ка. Перед психологами и педагогами стоит особая задача: сформи ровать у детей не только ясные и чёткие знания, но и раскрыть пе ред ними расширяющие горизонты познания. Процессы экспери ментирования играют важную роль, как во взаимодействии компо нентов когнитивной сферы, так и в их обновлении и развитии. Именно такое строение и функционирование когнитивной сферы создаёт внутренние противоречия: единство устойчивости и неустойчивости, упорядочности и беспорядка, лежащее в основе позна вательного саморазвития детей. Структура когнитивной сферы складывается к пяти-шести годам. Учеными разработана структура мотивационно-потребностной сферы дошкольника. Центральное яд ро в ней включает в себя устоявшиеся, стабильные потребности и мотивы, а вокруг него функционируют зарождающиеся новые по требности, ещё не нашедшие своего предмета. В такой активной поисковой деятельности детей возникают и развиваются новые мотивы деятельности. Совсем далеко, из центрального ядра наме чаются психические образования, из которых затем разовьются принципиально новые потребности и мотивы личности ребёнка. После овладения детьми речью их познавательная деятель ность поднимается на новую качественную ступень. С помощью речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитико-синтетической деятельности не только на основе непо средственного восприятия предметов, но и на базе представлений. Меняется характер общения ребёнка со взрослыми: значительное место начинают занимать личностные и познавательные контак ты (реализация программ «Культура общения», «Азбука общения»). Общаясь с родителями, другими членами семьи, педагогом ре бёнок приобретает новые знания, расширяет свой кругозор, уточняет личный опыт. Познавательный интерес ребёнка отражается в его играх, ри сунках, рассказах, и других видах творческой деятельности. Педагоги студии «Малышок» обеспечивают условия для развития такой дея тельности. Познавательный интерес и любознательность застав ляют детей активно стремиться к познанию, искать способы удов летворения жажды знаний. Одним из источников развития познавательного интереса дошкольников, выступает творческое на чало в личности творческого человека. Творчество рассматривает ся как деятельность человека, создающего новые материальные и духовные богатства, обладающие общественной значимостью, где новизна и общественная значимость выступают основными кри териями творчества  (реализация программ художественно-эстетической направленности). Психологами выявлены педагогические ус ловия, обеспечивающие достаточно устойчивые интересы дошколь ников: создание обогащенной предметно-пространственной среды на чала развития интереса; организация познавательного поиска детей; вовлечение в выполнение творческих заданий; интеграция разнооб разной деятельности; формирование у детей психологической уста новки предстоящей деятельности; создание проблемно-поисковых ситуаций; включение занимательности в содержание; стимулирова ние проявления положительно-эмоционального отношения ребёнка к явлениям, предметам и видам деятельности, использование адекват ных средств и методов на каждом этапе формирования интереса. В дошкольном возрасте ребёнок, посещающий студию «Малышок», овладевает двумя категориями знаний. Первую катего рию составляют те знания, которые он усваивает без специально го обучения, в повседневной жизни, общаясь со взрослыми, свер стниками, в процессе игр, наблюдений. Они нередко хаотичны, бессистемны, случайны, а порой и искаженно отражают действи тельность. Более сложные знания, относящиеся ко второй катего рии, могут быть усвоены только в процессе специального обуче ния на занятии. На занятиях уточняются, систематизируются, обобщаются знания, которые дети приобретают самостоятельно. Условно средства развития познавательной активности и по знавательного интереса распределяются на две группы: деятель ность детей и произведения духовной и материальной культуры. На ранних ступенях развития ребёнка личный опыт – важней ший путь познания окружающего мира. Но очень скоро его стано вится недостаточно. Деятельность детей дошкольного возраста отличается по ви дам и содержанию, а следовательно, по возможностям оказывать влияние на умственное развитие. В различных видах деятельнос ти перед ребёнком возникают разные познавательные задачи, ре шение которых составляет органическую часть той или иной дея тельности. Умственное воспитание дошкольников осуществляет ся в игровой деятельности, в специально созданных педагогами подвижных, дидактических играх заключены разнообразные зна ния, мыслительные операции, умственные действия, которые дети должны освоить. Творческие игры по своей природе отобразительны: в них дети отражают свои впечатления об окружающей жизни, знания усвоенные ранее. В процессе игры эти знания под нимаются на новый уровень – переводятся в речевой план, следо вательно, обобщаются, преобразуются, совершенствуются. В последние годы все активнее в качестве условий для разви тия умственных способностей, познавательной деятельности вы ступают разнообразные формы повышения познавательной актив ности и познавательного интереса детей дошкольного возраста. На пример, такие формы как образовательные занятия, игра в театр, художественно-эстетическое воспитание, самообразование ребёнка и многие другие.

СОСТАВИЛ

Методист С.Н.Вербицкая

В докладе использована статья Исаевой Ольги Сергеевны, сотрудника Отдела развития исследовательской деятельности учащихся Дома научно-технического творчества молодёжи Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Активизация познавательной деятельности учащихся через использование технологии исследовательской деятельности"

Презентация "Активизация познавательной деятельности учащихся через использование технологии исследовательской деятельности"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Организация различных видов деятельности и общения детей (МДК.02.07. Теоретические и методические основы организации деятельности дошкольников с компьютером)

Рабочая программа профессионального модуля – является частью примерной основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО в соответствии с ФГОС по специальности СПО 150144 Дошкол...

Методическая тема «Развитие познавательной деятельности учащихся через использование игровых форм»

Методическая    тема«Развитие познавательной деятельности учащихся через использование игровых форм»...

Обобщение педагогического опыта по теме"Активизация познавательной деятельности учащихся через игровую деятельность на уроках истории и обществознания".

Цель работы: создание условий для самореализации учащихся в учебно-воспитательном процессе и развитии их ключевых компетенции на основе использования современных педагогических технологий и методов об...

Презентация обобщения педагогического опыта работы по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся через игровую деятельность на уроках истории и обществознания."

Цель опыта: создание условий и системы работы с использованием игровых технологий для  активизации познавательной деятельности учащихся.    Задачи опыта: Раскрыт...

Организация познавательного развития дошкольников через использование приемов моделирования-мастер-класс

В современных условиях быстро меняющейся жизни от ребенка требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими. Одна из главных задач совр...

Активизация познавательной деятельности школьников через проектную и исследовательскую деятельность по математике

Проблема развития познавательной активности – одна из вечных проблем педагогики. Психологи и педагоги прошлого и настоящего по-разному пытались и пытаются ответить на извечный вопрос: как сделат...