«Семья и педагоги: партнерство на благо ребенка».
статья по теме

Полунина Валентина Федоровна

Опыт работы коллектива Центра с семьями обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semya_i_pedagogi_-_partnerstvo_na_blago_rebenka.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор:

Полунина В. Ф., заместитель директора по УВР МОУ ДОД «Центр художественных ремесел».

«Семья и педагоги: партнерство на благо ребенка».

«…понять стремления ребенка, развивать и направлять его в нужное русло».

Ребёнок тянется к созиданию, к красоте, и важно разделить с ним его стремление к прекрасному, что родители, взрослые умеют делать далеко не всегда.

Быть вместе с ребёнком, разделить радость ребёнка, взволнованного песней, красивой игрушкой, да, собственно, любым объектом, вызвавшим у него чувство прекрасного, - это так важно и необходимо.

Семья - это слово понятно всем, как слова «хлеб» и «вода». Оно с первых мгновений жизни рядом с каждым человеком. Семья- это дом, это папа и мама, дети, обычаи и традиции... Ну, и мы - педагоги общеобразовательной школы, учреждений дополнительного образования, дошкольных учреждений - те, кто окружает семью и трудится ради будущего детей.

Прав, известный педагог В.А.Сухомлинский, сказав: «Дети - это счастье, созданное нашим трудом».

Занятия с детьми, встречи с ними, конечно, требуют душевных сил, времени, труда, но ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью.

Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание- это наше будущее горе, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.       Быстро летит время. Придёт день, когда уверенная и сильная рука ребёнка, ставшего взрослым, должна будет стать опорой родителям. Счастливы те дети, родители и педагоги, кто прошли вместе этот путь...

Закончился 2008 год, объявленный «Годом семьи», пришло время подводить итоги и строить планы на будущее.

Для нас, сотрудников муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Центр художественных ремесел», подведением итогов стал семинар – практикум «Семья и учреждение дополнительного образования: грани сотрудничества», который прошел 12 марта 2009года.

Познакомиться с опытом работы сотрудников Центра пришли методисты и педагоги учреждений дополнительного образования города Дзержинска, учителя Православной гимназии им. Серафима Саровского. На семинаре присутствовали кандидат педагогических наук, начальник научно-методического отдела ГОУ ДПО НИРО Крайникова Маргарита Николаевна, научный руководитель областной экспериментальной площадки «Формирование духовно-нравственной личности школьника в условиях образовательного процесса МОУ ДОД "Центр художественных ремёсел», представители Управления образования и Дзержинского благочиния.

Государство ставит перед образовательным учреждением любого вида и типа важную задачу – взаимодействие с семьёй в целях всестороннего развития и воспитания здоровой личности, объединение усилий педагогов и родителей для создания условий социальной реабилитации и адаптации детей.

Выполнение этой задачи  – одна из актуальных и сложных проблем в работе любого образовательного учреждения и каждого педагога в отдельности и одновременно непременное условие развития образовательного учреждения.

Семья и образовательное учреждение дополнительного образования детей представляют собой два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для полноценного развития ребенка необходимо тесное взаимодействие обеих сторон. Они дополняют друг друга, создают наилучшие условия для образования и творческого развития детей, учат детей быть созидателями.

Семья играет наиглавнейшую роль в формировании личности ребенка и очень важно, чтобы именно семья поддерживала все начинания, будь то искусство, спорт или иные виды деятельности.

При организации работы с родителями в нашем Центре мы помним, что в российской педагогической культуре воспитание детей — самая первая и самая важная обязанность родителей, а эффективность работы педагога во многом зависит от его умения работать с родителями, находить сними общий язык, опираться на их помощь и поддержку.

Приходят в Центр дети совсем маленькие, 6-7 лет, приходят вместе с родителями, и именно с этого возраста начинается воспитание и приобщение к творчеству не только ребенка, но и его родителей.

Каждый наш воспитанник имеет возможность осознать самого себя, свои силы, свой творческий потенциал. Если взрослые научатся слушать детей, то услышат, как именно в раннем детстве рождается мечта. Наша задача и задача родителей – понять стремления ребенка, развивать и направлять его в нужное русло. И когда это будет достигнуто, получится уверенно шагающий по жизни человек.

Союз семьи и педагогов Центра в нашей системе работы направлен на разностороннее духовно-нравственное развитие ребенка и способствует формированию обучающегося как субъекта российской культуры.

Цели и задачи, которые предстоит решить в течение учебного года, содержание и формы взаимодействия определяются в процессе планирования совместной деятельности педагогов, родителей и детей в начале учебного года и обеспечиваются реализацией следующих основных направлений: социологическое исследование семей, повышение психолого- педагогических знаний родителей, вовлечение родителей в учебно- воспитательный процесс, участие родителей в управлении Центром и экспериментальной деятельности.

Социологическое исследование - это одна из самых важных форм работы с родителями, так как позволяет «держать руку на пульсе», своевременно реагировать на любые изменения во взаимоотношениях педагогов, обучающихся и родителей и принимать продуманное и верное решение. Анкетирование родителей дает ясное представление о том, что  больше всего интересует родителей и детей, что они хотели бы изменить в работе наших мастерских и детских объединений, из анкет виден интерес к обучению или наоборот поднимается какая – либо проблема, о которой возможно никто и не догадывался.

Анализ анкетирования родителей в конце 2006- 2007 учебного года показал, что около 90% участников опроса довольны взаимоотношениями между учащимися, родителями и педагогами Центра; 95% родителей высказали удовлетворенность информированностью об успехах и неудачах их детей; большинство родителей отмечают важность и необходимость получаемой в Центре информации, но в тоже время 31% родителей неудовлетворенны своим участием в организации учебно-воспитательного процесса в Центре.

Полученный результат заставил внести корректировку в организацию работы с родителями. В 2007-2008 учебном году особое внимание педагогический коллектив Центра направил на вовлечение родителей в учебно- воспитательный процесс.

Существует много разнообразных форм совместной деятельности педагогов, родителей и их детей. Их можно разделить на три основных направления: формы познавательной деятельности, формы трудовой деятельности, формы проведения досуга.

К формам познавательной деятельности относятся: дни открытых уроков, праздники творчества, совместное участие в исследовательских работах, выпуск газет. Родители помогают в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвуют в мероприятиях, проводимых на базе Центра.

Основной принцип обучения в нашем Центре – это развитие художественной самостоятельности и творческой индивидуальности каждого ребенка. Сам процесс обучения выстроен таким образом, что требует немало времени и на домашние задания, к примеру, на наброски, зарисовки, подбор нужной информации. К этой части  образовательного процесса педагоги  стараются подключать  родителей. Большую помощь здесь могут оказать бабушки, которые хранят семейные обычаи и традиции, а также и наглядность: фотографии, игрушки, детали костюма и интерьера. Такая работа помогает взрослым и детям понять друг друга, способствует единению семьи, сохранению народных традиций и культуры.

К формам трудовой деятельности относятся: оформление и ремонт кабинетов, ярмарка-распродажа выполненных работ, проведение выставок и мастер-классов, помощь в укреплении материально-технической базы Центра.

Немаловажное значение педагоги придают посещению различных выставок, будь то творческий отчет нашего Центра или встреча с мастерами – художниками нашего города или области. Как правило, большинству родителяй это интересно, и они, несмотря на свою занятость, находят время на совместную с детьми и педагогами экскурсию.

Активная жизненная позиция родителей рождает у ребенка чувство гордости, в хорошем понимании этого слова,  за своих родителей, желание рассказать о своей семье, побуждает детей к творчеству.

Самыми активными формами сотрудничества детей и родителей, на наш взгляд, являются мастер – классы, где дети обучают своих родителей, бабушек и дедушек тому ремеслу, которому сами научились за определенный отрезок учебной деятельности. Эта форма работы вызывает у родителей живой интерес, а у детей ответственность за результаты и проверку полученных знаний.

Данную форму работы с родителями педагоги Центра представили вниманию участников семинара-практикума. В рамках семинары были проведены пять мастер-классов объединенных общей темой «Творим вместе», в которых приняли участие как воспитанники Центра, так и их родители. Опытом проведения таких мастер-классов поделились педагоги высшей квалификационной категории, руководители творческих мастерских «Художественная роспись ткани» Мартынова Л.В., «Художественная обработка металла» Сорокина С.Б., «Нижегородские гипюры» Заблоцкая Т.Н., «Рисунок. Живопись. Композиция» Зарубина Е.В. и руководитель образцового детского коллектива народного театра костюма «Традиция» Симонова Е.Ф.

Самыми востребованными формами взаимодействия детей, педагогов и родителей являются  формы проведения досуга. К ним  относятся проведение совместных праздников, подготовка концертов, презентация детских объединений, отчетные совместные и персональные выставки воспитанников, родителей и педагогов детских объединений.

Педагогу важно создавать ситуации для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям. Этому могут способствовать поздравления с праздником; творческие работы, тематика которых связана с рассказом о своих близких, историей семьи; творческие встречи с родителями, посвящённые их увлечениям.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Народная культура несёт в себе мудрые истины, которые дают нам образец отношения к природе, Родине, роду, семье.

Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащает ребёнка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре, и является мощным источником интеллектуального и духовного развитии детей. Поэтому в нашем Центре педагоги, дети и родители совместно организуют и участвуют в Новогодних и Рождественских праздниках, а также фольклорных мероприятиях «Широкая масленица», «Пасхальный перезвон», где происходит знакомство с народными песнями, играми и забавами, традициями празднования народных и православных праздников.

В истории нашего Центра есть очень хорошая традиция. В конце каждого учебного года мы вместе с родителями проводим итоговый праздник для выпускников «Мы не прощаемся, а говорим лишь до свидания!». На праздник приходят все родители, подводится итог за 5 лет совместной жизни, воспитанники всех мастерских и педагоги готовят памятные подарки для каждого выпускника. Общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, помогают найти общий язык, положительно воздействуют на формирование личности ребенка.

Если родители и дети  озвучивают идеи, вносят свои предложения, они автоматически становятся участниками любого запланированного мероприятия. Педагоги обязательно замечают это и положительно оценивают. Это великий успех и семьи, и педагога. Семья, осознавая свой маленький успех, становится уверенной, благодарной за такую возможность. Страх, неуверенность уходит, и мы становимся свидетелями сотворчества, сотрудничества, полного взаимопонимания и взаимоподдержки  детей, родителей и педагогов. Во время любого из наших мероприятий царит атмосфера добра, любви, дружбы и очень бережного отношения друг к другу – то, что так необходимо для творческой деятельности.

Во взаимодействии с родителями и воспитанниками очень важным является не только слово, но и личный пример педагога. Несмотря на свою занятость, все педагоги Центра стараются участвовать в мероприятиях, где могут показать свой профессиональный уровень, это и Московский фестиваль искусств и ремесел «Мастера», Всероссийский фестиваль «Русский костюм на рубеже эпох», Всероссийский Фестиваль народного художественного промысла «Золотая хохлома», Всероссийская выставка «Арт-Салон - 2007», Открытый межрегиональный фестиваль «Волшебная нить», Областной Фестиваль декоративно-прикладного искусства «Волшебный мир игрушки», Межрегиональный фестиваль «Красота, рожденная в огне», конкурсах профессионального мастерства «Профи» и «Сердце отдаю детям» и многих других. Вот сейчас, например, в Дзержинском краеведческом музее проходит выставка «Прекрасно женских рук творенье!», в которой со своими работами участвуют три наших педагога: Мартынова Лариса Вячеславовна, Заблоцкая Татьяна Николаевна и Сорокина Светлана Борисовна.

Личный опыт и пример педагогов развивает в учениках целеустремленность, умение выразить себя, умение общаться, быть деятельными.

Администрация и педагоги Центра стремятся  привлечь родителей к управлению работой Центра, что предполагает доступность информации об организации учебно-воспитательного процесса. В Центре стало традиционным открытое обсуждение и решение с родителями всех проблем в обучении и воспитании детей, будь то организация паломничества по святым местам, экскурсии в музей декоративно-прикладного творчества, участие воспитанников во Всероссийских конкурсах, покупка компьютеров в детские объединения или проведение «Рождественских посиделок» и празднование Масленицы. Любую проблему можно решить, если опираться на поддержку органов родительского самоуправления (в Центре это родительские комитеты мастерских и общецентровский родительский комитет).

Очень важным и в тоже время невероятно сложным во взаимоотношениях педагогов и родителей является повышение психолого- педагогических знаний родителей. Традиционными в этом направлении являются родительские собрания, семинары- практикумы; индивидуальные и групповые  тематические консультации, направленные на внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики; оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике вредных привычек, в предупреждении других негативных проявлений у детей и подростков.

Специфика учреждения дополнительного образования сказывается на этом направлении работы с родителями. Общее собрание родителей в Центре проводится два раза в год (в начале и в конце учебного года). В течение года на групповых консультациях родители могут убедиться, как каждый учащийся выполняет и справляется с поставленными задачами, а в конце года на итоговом собрании проводится анализ по каждому ученику, просматриваются все его работы, освещаются достижения, участие в конкурсах, выставках, мастер - классах.

Опыт показывает, что наиболее востребованными в Центре являются индивидуальные формы работы, т.к. индивидуальный подход – это гарантия конфиденциальности любых сведений, максимальный педагогический такт, доверительность, возможность дать родителям конкретные сведения по вопросу о возрастных и индивидуальных особенностях ребенка.

В индивидуальных беседах с родителями тактично обсуждаются проблемы, важные для конкретного воспитанника и его семьи. А участие в беседе самого учащегося позволит впоследствии избежать недоразумений и убедить его, что это не «заговор против него», а проявление внимания и заботы о нем.

С первых минут знакомства с родителями и на протяжении всех последующих встреч, педагог создает «образ успеха». Для этого, прежде всего, необходимо снять  психологическую напряжённость, дать родителям возможность раскрепоститься во время встречи, чётко и ясно выражать свои мысли. Важное условие успеха – отказ от какого-либо насилия, давления над желаниями, возможностями, доброжелательный тон и радость общения.

Лариса Вячеславовна Мартынова, Почетный работник общего образования, руководитель творческой мастерской «Художественная роспись ткани» в своем выступлении подчеркнула, что самое большое внимание в своей работе с родителями она всегда уделяет индивидуальным консультациям, особенно для родителей, чьи дети поступают средние и высшие учебные заведения.

За 18 лет работы Центра немало выпускников вышло из стен наших мастерских. Многие из них связали свою жизнь с творчеством, продолжив свое обучение в педагогическом университете, колледже технологии и дизайна одежды, в строительной и текстильной академиях, в Московском художественном училище, некоторые  уже стали педагогами и профессиональными художниками, дизайнерами по костюму и интерьеру, и все они стали достойными людьми.

Важность консультаций по выбору профессии отмечают многие родители. Идя на встречу пожеланиям родителей и воспитанников, в Центре ежегодно проводятся экскурсии в Нижегородский колледж технологии и дизайна одежды, Нижегородский областной колледж культуры, Павловское училище, Нижегородский педагогический университет и другие учебные заведения, с некоторыми из них  заключены соглашения о целевом наборе наших воспитанников на бюджетные места.

Новым направлением в работе с родителями в нашем Центре стало вовлечение родителей в экспериментальную деятельность. Анкетирование родителей позволило выявить наиболее важные на их взгляд направления воспитания. Одно из направлений, духовно-нравственное воспитание, как наиболее востребованное, стало определяющим в работе Центра. С 2007-2008 учебного года Центр начал работать в режиме эксперимента, целью исследования стало  формирование духовно-нравственной личности ребенка в условиях образовательного процесса Центра.

Организация экспериментальной работы заставила по-новому взглянуть на взаимодействие родителей и педагогов. Общая заинтересованность родителей и педагогов в формировании духовно-нравственных качеств у детей позволила активизировать работу с родителями, следствием чего стала более высокая явка родителей на собрания и консультации, родители активно включились в организацию и проведение культурно-массовых мероприятий, проектную и исследовательскую деятельность обучающихся.

Одним из многих примеров плодотворности такого сотрудничества стало участие в III Городских Детских Рождественских чтениях. Лауреатом чтений стала Куликова Даша, воспитанница мастерской «Художественная роспись ткани», с исследовательской работой «Святая русской земли милосердная княгиня Елизавета Федоровна».  Победе предшествовала долгая и кропотливая исследовательская работа, была изучена литература, выполнены многочисленные наброски рисунков, посвященных жизни Великой княгини. Один из рисунков был направлен для участия в ежегодном Всероссийском детском творческом конкурсе «Святые заступники Руси».

Мама Даши, Ибрагимова Лилия Валерьевна, выступившая на семинаре, сказала: «Заинтересованность в теме формирования нравственных качеств в человеке была очень большой. Поэтому в исследовательской работе Даше помогали все. Рисунок разрабатывали с преподавателем Ларисой Вячеславовной Мартыновой, а с  исследованием помогала я и методисты Центра. Большое количество литературы было пересмотрено, пользовались Интернетом. В процессе подготовки исследовательской работы мы активно обсуждали предстоящее выступление, на которое Даша и преподаватели Центра пригласили меня и бабушку Даши. Выступление проходило в присутствии церковного священнослужителя в атмосфере заинтересованности, духовного подъема, заинтересованности в разрешении нравственных проблем. Даша с душевным проникновением донесла до присутствующих в зале свои чувства, свое понимание важности самосовершенствования, милосердия, помощи обездоленным в сегодняшнее непростое время. Все наши старания оценило жюри и из 52 работ наша работа была признана одной из лучших. Дашу наградили Дипломом Лауреата и ценным подарком. Ничего не было бы, если бы этому не предшествовала большая совместная работа, которая объединяла нас всех: педагогов, Дашу и нашу семью».

Анализ опыта работы с родителями позволил коллективу Центра сформулировать факторы, способствующие активному участию родителей в жизни Центра:

  1. Наличие воспитательной системы, основанной на традициях российской педагогики, и выстроенной системой духовно-нравственных ценностей.
  2. Наличие партнерских отношений между Центром и Благочинием, что обеспечивает тесную связь с духовной жизнью  граждан города и области.
  3. Активность педагогического сообщества Центра, разнообразие форм сотрудничества и хорошо продуманная и спланированная политика сотрудничества с родителями, независимо от их материального положения, социального статуса, уровня образования или этнического происхождения.
  4. Понимание родителями связи успехов детей со своим участием в делах Центра. Дети, видя активность родителей, сами начинают принимать более активное участие в мероприятиях Центра и стремятся к успеху. Активность родителей тем выше, чем в большей мере они убеждаются в учебных и внеучебных достижениях ребёнка (здесь, однако, кроется опасность манипулирования этой связью авторитарными педагогами, которые формально увязывают успеваемость учащихся с формами активности родителей, делая подчас родителей или детей заложниками своих установок).
  5. Создание в Центре атмосферы внимания к семье и семейному воспитанию влияет на уровень достижений обучающихся.
  6. Установление деловых, уважительных отношений между родителями и педагогами (педагогами и учениками) служит основой равноправных отношений детей и взрослых в сообществе ОУ.

Выстраивая работу с родителями нужно помнить: «Чтобы счастье наше было полным, мы нуждаемся в привязанности и помощи  окружающих нас людей, последние же согласятся  любить и уважать нас, помогать нам в наших планах, работать для нашего счастья лишь в той мере, в какой мы готовы работать для их благополучия…»

Педагогов Центра и родителей воспитанников объединяет забота о здоровье, развитии ребенка, создании атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности. И вне зависимости от выбранных педагогом содержания и организационной формы работы с родителями, главным является достижение взаимопонимания и взаимоуважения всех участников образовательно-воспитательной деятельности, партнерство на благо ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогический практикум для педагогов по теме: " Одаренный ребенок"

Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он выро...

памятка для педагога о признаках нахождения ребенка в СОП

признаки нахождения ребенка в социально опасном положении...

Методическая разработка родительского собрания "Взаимопонимание в семье - важнейшее условие успеха в воспитании ребенка"

Методическая разработка родительского собрания "Взаимопонимание в семье - важнейшее условие успеха в воспитании ребенка". А так же рассматривается влияние авторитета родителей на ребенка и основные ош...

Формы социально - педагогической помощи семье.(Социальный педагог, работа с семьей)

В материале предоставлены материалы для социального педагога по работе с семьей, требующей особого внимания, находящейся в социально-опасном положении....