Проект "Школьное телевидение как элемент информационно-образовательного пространства школы"
проект по теме

Богодухова  Ольга Витальевна

Проект направлен на формирование творческой саморазвивающейся личности, способной социально и профессионально самоопределиться через включение в социально значимую деятельность в рамках школьного телевидения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Анжеро-Судженского городского округа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Анжеро-Судженского городского округа

«Основная общеобразовательная школа № 20»

ПРОЕКТ

«ШКОЛЬНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ШКОЛЫ»

Разработчик:

Богодухова Ольга Витальевна,

учитель русского языка и литературы

 

2012 г.

  1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА  

Наименование

комплексно-

целевого проекта

«Школьное телевидение как элемент информационно-образовательного пространства школы»

Основание для разработки

1. Закон об образовании

2. Концепция модернизации образования

Цель

Формирование творческой саморазвивающейся личности, способной социально и профессионально самоопределиться через включение в социально значимую деятельность в рамках школьного телевидения.

Задачи

  • Создать образовательную среду, направленную на становление личности   ребенка в ключе общечеловеческих ценностей; 
  • создать оптимальные условия для развития нравственно-эстетических потребностей, творческого потенциала ребенка через приобщение к миру телевизионного искусства; 
  • развивать интеллектуальные, коммуникативные способности личности; 
  • расширение общего кругозора воспитанника; 
  • развитие способности самостоятельно определять свои взгляды, позиции, способности принимать решения в ситуациях морального выбора и нести ответственность за эти решения; 
  • воспитание информационной культуры.

Предмет

Школьное телевидение

Основные разработчики

Богодухова Ольга Витальевна, учитель русского языка и литературы; администрация школы; инициативная группа школьников.

Сроки реализации

2012- 2014 г.г.

Этапы реализации

I этап – январь 2012 г. –август 2012 г.

II этап – 2012-2013 уч.г.

III этап – 2013-2014 уч.г.

Основные направления деятельности по реализации проекта

  • организация работы школьного телеканала;
  • разработка и внедрение в практику программы дополнительного образования «Школа телетворчества».

Ответственный за реализацию проекта

Богодухова Ольга Витальевна

Источники финансирования

  • Спонсорская помощь;
  • средства субвенции;
  • средства родителей.

Ожидаемые результаты реализации проекта

  • Создание школьного телеканала;
  • повышение информационной культуры учащихся;
  • профессиональное самоопределение.

II. ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА

      По состоянию на 01.04.2012г.

      Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №20» находится в данном статусе с  года, с момента получения лицензии на право ведения образовательной деятельности: № от 6 июля 2007 года. Регистрация устава в ИФНС от 13 февраля 2007 года. Государственная аккредитация: АА 162940 от 23 января 2006 года.

      В настоящее время в школе 21  класс – комплект, в которых обучается 381 человек.

Юридический адрес школы:

652480 Кемеровская область, г. Анжеро-Судженск, ул. Рабиновича,25

Телефон: (38453) 4-49-25

Учредитель:

Управление образования Администрации Анжеро-Судженского городского округа , 652470 Кемеровская область, г. Анжеро-Судженск, ул. Желябова, 6а

Материально-техническая база:

  • Количество компьютерных классов – 1
  • Наличие телевизоров -2
  • Наличие плазменной панели – 1
  • Наличие цифровых фотоаппаратов – 1

Характеристика педагога-руководителя проекта:

Богодухова Ольга Витальевна, учитель русского языка и литературы.

Дата рождения – 17.12.1976 г.

Образование – высшее (Кемеровский государственный университет,15.06. 1998г.)

Стаж работы – 15 лет.

Высшая категория присуждена 26 апреля 2009г.

III. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

3.1 ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ ПРОЕКТА

   

       В настоящее время в школе созданы условия для создания школьного телевидения:

  • школа является областной экспериментальной площадкой по переходу на ФГОС на II ступени обучения;
  • наличие компьютерного класса;
  • наличие цифрового фотоаппарата, плазменной панели;
  • прохождение курсов повышения квалификации в Центре информатизации образования ГОУ ДПО ЧИПКРО по программе «Применение ИКТ в деятельности учителя» (I и II ступень);
  • наличие подключения к глобальной сети Internet.

Проблемы:

  • отсутствие специально оборудованного помещения;
  • отсутствие специализированного оборудования: цифровой видеокамеры, Web –камеры;
  • отсутствие программы подготовки школьников к работе на школьном телеканале;
  • отсутствие специально подготовленных кадров.

3.2 АКТУАЛЬНОСТЬ

      Преобразования, происходящие в современном обществе, существенно влияют на все сферы жизни человека, в том числе, на содержание и организацию процесса обучения  и воспитания. Эта взаимозависимость по своей природе противоречива: с одной стороны, образование является каналом трансляции информации о накопленном социальном опыте, с другой стороны, оно готовит предстоящее поколение к будущему, т.е. к тем изменениям, которые произойдут в социуме.

      Современный период - это период перехода от индустриального общества XX века к постиндустриальному, или информационному обществу XXI века. В условиях перехода к информационному обществу будущее наступает стремительно и несет мир, в корне отличающийся от того, который знало и понимало старшее поколение, поэтому в образовании необходима иная основа взаимодействия и взаимоотношений взрослых и детей, способствующая адаптации школьников в информационном обществе.

      Главным условием благополучия каждого человека информационного общества становится знание, полученное благодаря беспрепятственному доступу к информации и наличия умений с ней работать.

      Изучение основных характеристик информационного общества, а также реа-лизации сложившихся к настоящему времени теорий педагогического процесса и анализ образовательной практики, позволяет выявить следующие группы проти-воречий:

1. Изменившаяся жизнь не только предъявила новые требования к школьнику, но и изменила его самого. Расширились духовные и материальные потребности, интересы детей. Демократизация общественной жизни создала условия для большей социальной активности, осознания своих гражданских прав, участия в общественных событиях, свободного объединения по интересам. Дети, которые учатся сегодня в школе, родились в век информационных технологий, с телевидением, компьютером, средствами массовой информации. В то же время для большинства школьных учителей вхождение в новую социокультурную среду зачастую сопровождается состоянием «культурного шока». Возникает своего рода "информационное расслоение" мира взрослых и мира детей.

      Таким образом, первая группа противоречий - это противоречие между информационными потребностями и информационными возможностями разных поколений - поколений школьников и учителей.

2. Значимая группа противоречий связана с характером взаимодействия субъектов процесса обучения. В современной социокультурной ситуации все большее влияние и распространение приобретает информация, которая в разных видах и формах (через печатные, телевизионные, кинематографические, видео и компьютерные каналы) интенсивно распространяется по всему миру. При этом увеличивается информационный разрыв между учителем и школьниками, так как эти субъекты часто находятся в различных "информационных полях". Учитель ориентируется преимущественно на информацию, представленную на печатных носителях, чаще всего не учитывая другие, главным образом электронные, источники и не придавая им должного значение. Ориентация школьника направлена преимущественно на получение информации, значимой для него лично, его реальной жизни, как настоящей, так и будущей. Причем зачастую эта информация получена не из книг, а из Internet или других значимых источников, например своих сверстников.

      Таким образом, вторая группа противоречий связана с возросшими информационными возможностями и потребностями ученика и неизменившимся характером взаимодействия субъектов образования, обусловленным содержанием, традиционными формами и методами учебно-воспитательной деятельности учителя.

3. Процессы построения информационного общества, в котором человек рассматривается как высшая ценность общества и самоцель общественного развития, а информационные технологии как средство развития человека, обусловливают усиление гуманистических тенденций во всех сферах жизни общества. Анализ происходящих в современной российской школе преобразований показывает, что образовательная система не в полной мере содействует реализации гуманистических ценностных ориентации процесса обучения и воспитания, прежде всего потому, что школьник в условиях информационного общества иначе ощущает свою свободу, школа для него не является единственным, авторитетным источником получения информации о мире, в котором он живет. Поэтому для реализации идей гуманизации в условиях информационного общества необходимы другие средства и способы.

      Поэтому третью группу противоречий можно определить как противоречия, связанные с необходимостью поиска новых способов реализации гуманистических ценностных ориентиров процесса обучения и воспитания и недостаточной готовностью к этому субъектов, осуществляющих данную деятельность, - учителей, администраторов школ, представителей органов управления образованием.

4. Новые задачи, поставленные государством перед учреждениями в сфере дополнительного образования, заставляют искать новые подходы к организации, выбору содержания деятельности, созданию условий для обеспечения этой деятельности.       

Школьный телецентр должен стать одним из элементов информационно-образовательного пространства ОУ. Основной целью создания телеканала должна была стать популяризация процессов, происходящих в российском образовании, освещение жизни школы, стимулирование творческой активности школьников. Он должен был объединить работу школьной библиотеки, школьной газеты «ЧИЖ» и школьного телеканала.

      Школьное телевидение познакомит подростков с историей телевидения, со спецификой телетворчества и  осуществит допрофессиональную подготовку по различным специальностям работников телевидения. Оно направлено на формирование следующих компетенций: познавательной, коммуникативной, социально-трудовой.

3.3  ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель проекта:

Формирование творческой саморазвивающейся личности, способной социально и профессионально самоопределиться через включение в социально значимую деятельность в рамках школьного телевидения.

Задачи: 

  • создать образовательную среду, направленную на становление личности   ребенка в ключе общечеловеческих ценностей; 
  • создать оптимальные условия для развития нравственно-эстетических потребностей, творческого потенциала ребенка через приобщение к миру телевизионного искусства; 
  • развивать интеллектуальные, коммуникативные способности личности; 
  • расширение общего кругозора воспитанника; 
  • развитие способности самостоятельно определять свои взгляды, позиции, способности принимать решения в ситуациях морального выбора и нести ответственность за эти решения; 
  • воспитание информационной культуры.    

3.4 ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

         В основу работы школьного телеканала положена проектная деятельность учащихся. Метод проектов позволяет формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию школьников; формировать не просто умения, а компетенции, он приоритетно направлен на развитие познавательного интереса учащихся. Всю работу над проектом осуществляют сами школьники, а учителю отводится роль куратора, помощника, наставника.

      В работе над проектом можно выделить несколько этапов:

1. Определение социально значимой задачи.

2. Проектирование проекта (поэтапная разработка действий, определение сроков)

3. Работа с информацией (сбор, обработка, осмысление и оформление).

4. Представление продукта (в нашем случае это телепроекты: мультфильмы, видеоролики и т.д.)

      Планируется использовать разные по продолжительности проекты: мини-проекты (1-2 передачи), краткосрочные (4-6 выпусков), годичные.

      Предполагаемая тематика постоянных проектов школьного телевидения:

  • проект «Школьные новости»;
  • проект "Прямой эфир" (школьные публицистические диспуты);
  • проект "Абитуриент"  (программы для поступающих в ВУЗы);
  • проект «Модная штучка» (новые тенденции молодежной моды);
  • проект «Уголок удивительных фактов» (познавательные сериалы об истории, искусстве, мире природы, путешествиях, традициях и обычаях разных стран и народов);
  • проект «Поздравительная открытка»;
  • проект «АБВГДейка» (программы для младших школьников).

      В ходе работы будет изменяться, расширяться тематика проектов школьного телевидения.

3.5 ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА

этап

работы над проектом

этап

реализации проекта

2008-2009 уч.г.

2009-2010 уч.г.

2010-2011 уч.г.

сбор информации

Internet

обработка  текстовой

информации

Microsoft Word

работа с изображениями, фотографиями

Gimp2

Photoshop

Photoshop

OpenOffice.orgDraw

Microsoft Office Picture Manager

создание презентаций

Microsoft Office Power Point

Microsoft Office.org Impress

запись и монтаж видеофайлов

Windows Movie Maker

Windows Movie Maker

Media Studio

Adobe After Premiere

проигрывание музыкальных файлов

Win Amp

Win Amp

Windows Media Player

воспроизведение видео

Power DVD Player

Media player Classic

создание публикаций для печати

Microsoft Office Publisher

запись видеофайлов на диск

Nero 7 Ultra Edition

3.6  ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

I этап – январь 2012г. – август 2012г.

1. Создание рабочей группы по организации работы школьного телевидения;

2. изучение опыта организации телевизионного вещания;

3. создание индивидуальных и групповых телепроектов;  

4. разработка программы «Школа телетворчества»;

5. освоение программного обеспечения проекта;

6. выстраивание взаимодействия с социумом микрорайона школы, представителями городских СМИ, организациями города.

II этап – 2012-2013 уч.г.

1. Внедрение в практику программы «Школа телетворчества»;

2. набор детей в «Школу телетворчества»;

3.организация психолого – педагогического сопровождения проекта;

4.создание индивидуальных и групповых телепроектов  для трансляции на школьном телеканале;

5. разработка сетки телевещания;

6. расширение программного обеспечения проекта посредством использования альтернативных программ;

7. установление контактов со специалистами АнТВ.

III этап – 2013-2014 уч.г.

1. Анкетирование учащихся, родителей и педагогов с целью определения результативности проекта;

2. анализ результатов и обеспечение необходимой коррекционной работы;

3. мониторинг качественного роста школьников, занятых в проекте;

4. обобщение опыта;

5. Определение дальнейших перспектив развития телецентра школы.

3.7  МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

мероприятия

сроки

ответственные

I этап, январь 2012г.-август 2012г.

1.

Создание рабочей группы по организации работы школьного телевидения.

январь 2012г.

Богодухова О.В.,

руководитель проекта

2.

Изучение опыта организации телевизионного вещания.

январь-февраль 2012г.

Богодухова О.В.,

руководитель проекта

3.

Анкетирование учащихся, педагогов и родителей с целью выявления актуальности и реализации проекта «Школьное телевидение».

январь 2012г.

Рабочая группа

4.

Обучение школьников работе с цифровым фотоаппаратом,  с программным обеспечением проекта.

январь 2012г.- май 2012г.

Богодухова О.В.,

руководитель проекта

5.

Создание индивидуальных и групповых телепроектов.

январь 2012г.- май 2012г.

Богодухова О.В.,

руководитель проекта; школьники, занятые в проекте

6.

Участие в областных, краевых и всероссийских конкурсах и семинарах.

по возможности

Богодухова О.В.,

руководитель проекта

7.

Выстраивание взаимодействия с социумом микрорайона школы, представителями городских СМИ, организациями города.

в течение года

Администрация школы,

Богодухова О.В.,

руководитель проекта

8.

Творческий отчет о работе школьного телеканала.

май 2012г.

Богодухова О.В.,

руководитель проекта

9.

Разработка учебной программы  «Школа телетворчества».

январь 2012г.- май 2012г.

Богодухова О.В.,

руководитель проекта

II этап, 2012-2013 уч.год

10.

Внедрение в практику программы «Школа телетворчества».

в течение года

Богодухова О.В.,

руководитель проекта

11.

Набор детей в «Школу телетворчества»

сентябрь 2012г.

Богодухова О.В.,

руководитель проекта

12.

Разработка, создание и запуск индивидуальных и групповых телепроектов.

в течение года

Богодухова О.В.,

руководитель проекта; школьники, занятые в проекте

13.

Участие в областных, краевых и всероссийских конкурсах и семинарах.

по возможности

Богодухова О.В.,

руководитель проекта

14.

Анкетирование с целью выявления интересов и запросов учащихся, педагогов и родителей.

сентябрь 2012г. - октябрь 2012г.

Инициативная группа проекта.

15.

Разработка сетки телевещания.

сентябрь 2012г. - октябрь 2012г

Администрация школы,

Богодухова О.В.,

руководитель проекта; школьники, занятые в проекте

16.

Расширение программного обеспечения проекта посредством использования альтернативных программ.

в течение года

Богодухова О.В.,

руководитель проекта;

Прилуцкая О.В., учитель информатики.

17.

Установление контактов со специалистами АнТВ.

по возможности

Администрация школы;

Богодухова О.В.,

руководитель проекта

18.

Организация психолого – педагогического сопровождения проекта.

в течение года

Богодухова О.В.,

руководитель проекта;

Шевченко М.Г.,

социальный педагог

19.

Творческий отчёт о работе школьного телеканала.

май 2013г.

Богодухова О.В.,

руководитель проекта; школьники, занятые в проекте

III этап, 2013-2014 уч.г.

20.

Разработка, создание и запуск индивидуальных и групповых телепроектов.

в течение года

Богодухова О.В..,

руководитель проекта; школьники, занятые в проекте

21.

Участие в областных, краевых и всероссийских конкурсах и семинарах.

по возможности

Богодухова О.В.,

руководитель проекта

22.

Творческий отчёт о работе школьного телеканала.

1 раз в год

Богодухова О.В.,

руководитель проекта; школьники, занятые в проекте

23.

Оценка результативности проекта.

апрель 2014г.

Богодухова О.В.,

руководитель проекта; инициативная группа

24.

Анализ результатов и обеспечение необходимой коррекционной работы.

апрель 2014 г.

Богодухова О.В.,

руководитель проекта

25.

Мониторинг качественного роста школьников, занятых в проекте.

систематически

Богодухова О.В.,

руководитель проекта

26.

Обобщение опыта по организации работы школьного телевидения. Выпуск тематических подборок на CD-ROM

апрель-май

2014г.

Богодухова О.В.,

руководитель проекта

3.8 ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА

     Проект предполагает долевое участие бюджетных средств (субвенция на учебные расходы) и внебюджетные средства (спонсорская помощь и оплата предприятиями профориентационных видеороликов).

Статьи расхода

стоимость

Источник

финансирования

1.

Приобретение плазменной панели

30.000 руб.

Спонсорская помощь

2.

Приобретение цифрового фотоаппарата

10.000руб.

Субвенция на учебные расходы

3.

Приобретение цифровой видеокамеры

20.000 руб.

Субвенция на учебные расходы

итого

60.000 руб

3.9 ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

       Эффективность реализации проекта может быть оценена по следующим критериям:

1.создание школьного телеканала

   показатели:

  • организация работы школьного телеканала;
  • разработка и внедрение в практику программы «Школа телетворчества»
  • разработка тематики основных проектов;
  • разработка сетки телевещания;
  • изучение результативности работы телеканала.

      2. повышение информационной культуры учащихся

          показатели:

  • включение учащихся в непосредственную работу школьного телеканала;
  • создание собственных телепроектов;
  • повышение качества творческих работ;
  • результативность участия в конкурсах разных уровней;
  • расширение ИКТ-компетенций школьников.

       3. профессиональное самоопределение

           показатели:

  • выбор учениками различных специальностей работников телевидения.

3.10 ОЖИДАЕМЫЕ РИСКИ

  • моральное и физическое старение материально-технической базы;
  • эпизодическая работа школьного телеканала;
  • трудности учащихся с использованием программного обеспечения проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология создания информационно - образовательной среды в школе.

Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распростр...

Подпрограмма развития информационной образовательной среды ГБОУ Школа № 879 "Школа как социокультурный центр микрорайона"

В настоящее время невозможно представить современную школу без компьютеров, без информационных и коммуникационных технологий. Сегодня остро встает вопрос о переходе на качественно новый уровень исполь...

Развитие информационно-образовательной среды современной школы.

Информационная среда школы (ИСШ) предоставляет много новых возможностей в развитии новых методик обучения. Их многообразие позволяет реально на практике обеспечивать индивидуальные потребности учащихс...

Персональный сайт, как элемент информационно - образовательной среды колледжа

Персональный сайт,  как элемент  информационно - образовательной  среды колледжа...

Доклад "Информационное образовательное пространство школы -как фактор повышения качества образования"

Интенсификация внедрения информационных процессов в науку, экономику, производство требует разработки новой модели системы образования, на основе современных информационных технологий. Необходимо созд...

Формирование ИКТ-компетентности учащихся и информационной образовательной среды основной школы.

В статье даётся определение ИКТ - компетентности, рассматриваются ее структура, элементы, функции, технические средства, программные инструменты, условия и средства формирования универсальных учебных ...

Методическая разработка "Внедрение дистанционного обучения в систему единого информационного образовательного пространства школы"

В течение последних трех десятилетий использование современных технических средств стало глобальным явлением образовательной и информационной культуры, которое изменило подход к образованию во многих ...