Проект "Школьное телевидение как элемент информационно-образовательного пространства школы"
проект по теме
Проект направлен на формирование творческой саморазвивающейся личности, способной социально и профессионально самоопределиться через включение в социально значимую деятельность в рамках школьного телевидения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации Анжеро-Судженского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Анжеро-Судженского городского округа
«Основная общеобразовательная школа № 20»
ПРОЕКТ
«ШКОЛЬНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ШКОЛЫ»
Разработчик:
Богодухова Ольга Витальевна,
учитель русского языка и литературы
2012 г.
- ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование комплексно- целевого проекта | «Школьное телевидение как элемент информационно-образовательного пространства школы» |
Основание для разработки | 1. Закон об образовании 2. Концепция модернизации образования |
Цель | Формирование творческой саморазвивающейся личности, способной социально и профессионально самоопределиться через включение в социально значимую деятельность в рамках школьного телевидения. |
Задачи |
|
Предмет | Школьное телевидение |
Основные разработчики | Богодухова Ольга Витальевна, учитель русского языка и литературы; администрация школы; инициативная группа школьников. |
Сроки реализации | 2012- 2014 г.г. |
Этапы реализации | I этап – январь 2012 г. –август 2012 г. II этап – 2012-2013 уч.г. III этап – 2013-2014 уч.г. |
Основные направления деятельности по реализации проекта |
|
Ответственный за реализацию проекта | Богодухова Ольга Витальевна |
Источники финансирования |
|
Ожидаемые результаты реализации проекта |
|
II. ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА
По состоянию на 01.04.2012г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №20» находится в данном статусе с года, с момента получения лицензии на право ведения образовательной деятельности: № от 6 июля 2007 года. Регистрация устава в ИФНС от 13 февраля 2007 года. Государственная аккредитация: АА 162940 от 23 января 2006 года.
В настоящее время в школе 21 класс – комплект, в которых обучается 381 человек.
Юридический адрес школы:
652480 Кемеровская область, г. Анжеро-Судженск, ул. Рабиновича,25
Телефон: (38453) 4-49-25
Учредитель:
Управление образования Администрации Анжеро-Судженского городского округа , 652470 Кемеровская область, г. Анжеро-Судженск, ул. Желябова, 6а
Материально-техническая база:
- Количество компьютерных классов – 1
- Наличие телевизоров -2
- Наличие плазменной панели – 1
- Наличие цифровых фотоаппаратов – 1
Характеристика педагога-руководителя проекта:
Богодухова Ольга Витальевна, учитель русского языка и литературы.
Дата рождения – 17.12.1976 г.
Образование – высшее (Кемеровский государственный университет,15.06. 1998г.)
Стаж работы – 15 лет.
Высшая категория присуждена 26 апреля 2009г.
III. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
3.1 ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ ПРОЕКТА
В настоящее время в школе созданы условия для создания школьного телевидения:
- школа является областной экспериментальной площадкой по переходу на ФГОС на II ступени обучения;
- наличие компьютерного класса;
- наличие цифрового фотоаппарата, плазменной панели;
- прохождение курсов повышения квалификации в Центре информатизации образования ГОУ ДПО ЧИПКРО по программе «Применение ИКТ в деятельности учителя» (I и II ступень);
- наличие подключения к глобальной сети Internet.
Проблемы:
- отсутствие специально оборудованного помещения;
- отсутствие специализированного оборудования: цифровой видеокамеры, Web –камеры;
- отсутствие программы подготовки школьников к работе на школьном телеканале;
- отсутствие специально подготовленных кадров.
3.2 АКТУАЛЬНОСТЬ
Преобразования, происходящие в современном обществе, существенно влияют на все сферы жизни человека, в том числе, на содержание и организацию процесса обучения и воспитания. Эта взаимозависимость по своей природе противоречива: с одной стороны, образование является каналом трансляции информации о накопленном социальном опыте, с другой стороны, оно готовит предстоящее поколение к будущему, т.е. к тем изменениям, которые произойдут в социуме.
Современный период - это период перехода от индустриального общества XX века к постиндустриальному, или информационному обществу XXI века. В условиях перехода к информационному обществу будущее наступает стремительно и несет мир, в корне отличающийся от того, который знало и понимало старшее поколение, поэтому в образовании необходима иная основа взаимодействия и взаимоотношений взрослых и детей, способствующая адаптации школьников в информационном обществе.
Главным условием благополучия каждого человека информационного общества становится знание, полученное благодаря беспрепятственному доступу к информации и наличия умений с ней работать.
Изучение основных характеристик информационного общества, а также реа-лизации сложившихся к настоящему времени теорий педагогического процесса и анализ образовательной практики, позволяет выявить следующие группы проти-воречий:
1. Изменившаяся жизнь не только предъявила новые требования к школьнику, но и изменила его самого. Расширились духовные и материальные потребности, интересы детей. Демократизация общественной жизни создала условия для большей социальной активности, осознания своих гражданских прав, участия в общественных событиях, свободного объединения по интересам. Дети, которые учатся сегодня в школе, родились в век информационных технологий, с телевидением, компьютером, средствами массовой информации. В то же время для большинства школьных учителей вхождение в новую социокультурную среду зачастую сопровождается состоянием «культурного шока». Возникает своего рода "информационное расслоение" мира взрослых и мира детей.
Таким образом, первая группа противоречий - это противоречие между информационными потребностями и информационными возможностями разных поколений - поколений школьников и учителей.
2. Значимая группа противоречий связана с характером взаимодействия субъектов процесса обучения. В современной социокультурной ситуации все большее влияние и распространение приобретает информация, которая в разных видах и формах (через печатные, телевизионные, кинематографические, видео и компьютерные каналы) интенсивно распространяется по всему миру. При этом увеличивается информационный разрыв между учителем и школьниками, так как эти субъекты часто находятся в различных "информационных полях". Учитель ориентируется преимущественно на информацию, представленную на печатных носителях, чаще всего не учитывая другие, главным образом электронные, источники и не придавая им должного значение. Ориентация школьника направлена преимущественно на получение информации, значимой для него лично, его реальной жизни, как настоящей, так и будущей. Причем зачастую эта информация получена не из книг, а из Internet или других значимых источников, например своих сверстников.
Таким образом, вторая группа противоречий связана с возросшими информационными возможностями и потребностями ученика и неизменившимся характером взаимодействия субъектов образования, обусловленным содержанием, традиционными формами и методами учебно-воспитательной деятельности учителя.
3. Процессы построения информационного общества, в котором человек рассматривается как высшая ценность общества и самоцель общественного развития, а информационные технологии как средство развития человека, обусловливают усиление гуманистических тенденций во всех сферах жизни общества. Анализ происходящих в современной российской школе преобразований показывает, что образовательная система не в полной мере содействует реализации гуманистических ценностных ориентации процесса обучения и воспитания, прежде всего потому, что школьник в условиях информационного общества иначе ощущает свою свободу, школа для него не является единственным, авторитетным источником получения информации о мире, в котором он живет. Поэтому для реализации идей гуманизации в условиях информационного общества необходимы другие средства и способы.
Поэтому третью группу противоречий можно определить как противоречия, связанные с необходимостью поиска новых способов реализации гуманистических ценностных ориентиров процесса обучения и воспитания и недостаточной готовностью к этому субъектов, осуществляющих данную деятельность, - учителей, администраторов школ, представителей органов управления образованием.
4. Новые задачи, поставленные государством перед учреждениями в сфере дополнительного образования, заставляют искать новые подходы к организации, выбору содержания деятельности, созданию условий для обеспечения этой деятельности.
Школьный телецентр должен стать одним из элементов информационно-образовательного пространства ОУ. Основной целью создания телеканала должна была стать популяризация процессов, происходящих в российском образовании, освещение жизни школы, стимулирование творческой активности школьников. Он должен был объединить работу школьной библиотеки, школьной газеты «ЧИЖ» и школьного телеканала.
Школьное телевидение познакомит подростков с историей телевидения, со спецификой телетворчества и осуществит допрофессиональную подготовку по различным специальностям работников телевидения. Оно направлено на формирование следующих компетенций: познавательной, коммуникативной, социально-трудовой.
3.3 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель проекта:
Формирование творческой саморазвивающейся личности, способной социально и профессионально самоопределиться через включение в социально значимую деятельность в рамках школьного телевидения.
Задачи:
- создать образовательную среду, направленную на становление личности ребенка в ключе общечеловеческих ценностей;
- создать оптимальные условия для развития нравственно-эстетических потребностей, творческого потенциала ребенка через приобщение к миру телевизионного искусства;
- развивать интеллектуальные, коммуникативные способности личности;
- расширение общего кругозора воспитанника;
- развитие способности самостоятельно определять свои взгляды, позиции, способности принимать решения в ситуациях морального выбора и нести ответственность за эти решения;
- воспитание информационной культуры.
3.4 ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
В основу работы школьного телеканала положена проектная деятельность учащихся. Метод проектов позволяет формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию школьников; формировать не просто умения, а компетенции, он приоритетно направлен на развитие познавательного интереса учащихся. Всю работу над проектом осуществляют сами школьники, а учителю отводится роль куратора, помощника, наставника.
В работе над проектом можно выделить несколько этапов:
1. Определение социально значимой задачи.
2. Проектирование проекта (поэтапная разработка действий, определение сроков)
3. Работа с информацией (сбор, обработка, осмысление и оформление).
4. Представление продукта (в нашем случае это телепроекты: мультфильмы, видеоролики и т.д.)
Планируется использовать разные по продолжительности проекты: мини-проекты (1-2 передачи), краткосрочные (4-6 выпусков), годичные.
Предполагаемая тематика постоянных проектов школьного телевидения:
- проект «Школьные новости»;
- проект "Прямой эфир" (школьные публицистические диспуты);
- проект "Абитуриент" (программы для поступающих в ВУЗы);
- проект «Модная штучка» (новые тенденции молодежной моды);
- проект «Уголок удивительных фактов» (познавательные сериалы об истории, искусстве, мире природы, путешествиях, традициях и обычаях разных стран и народов);
- проект «Поздравительная открытка»;
- проект «АБВГДейка» (программы для младших школьников).
В ходе работы будет изменяться, расширяться тематика проектов школьного телевидения.
3.5 ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
этап работы над проектом | этап реализации проекта | ||
2008-2009 уч.г. | 2009-2010 уч.г. | 2010-2011 уч.г. | |
сбор информации | Internet | ||
обработка текстовой информации | Microsoft Word | ||
работа с изображениями, фотографиями | Gimp2 Photoshop | Photoshop OpenOffice.orgDraw Microsoft Office Picture Manager | |
создание презентаций | Microsoft Office Power Point Microsoft Office.org Impress | ||
запись и монтаж видеофайлов | Windows Movie Maker | Windows Movie Maker Media Studio Adobe After Premiere | |
проигрывание музыкальных файлов | Win Amp | Win Amp Windows Media Player | |
воспроизведение видео | Power DVD Player Media player Classic | ||
создание публикаций для печати | Microsoft Office Publisher | ||
запись видеофайлов на диск | Nero 7 Ultra Edition |
3.6 ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
I этап – январь 2012г. – август 2012г.
1. Создание рабочей группы по организации работы школьного телевидения;
2. изучение опыта организации телевизионного вещания;
3. создание индивидуальных и групповых телепроектов;
4. разработка программы «Школа телетворчества»;
5. освоение программного обеспечения проекта;
6. выстраивание взаимодействия с социумом микрорайона школы, представителями городских СМИ, организациями города.
II этап – 2012-2013 уч.г.
1. Внедрение в практику программы «Школа телетворчества»;
2. набор детей в «Школу телетворчества»;
3.организация психолого – педагогического сопровождения проекта;
4.создание индивидуальных и групповых телепроектов для трансляции на школьном телеканале;
5. разработка сетки телевещания;
6. расширение программного обеспечения проекта посредством использования альтернативных программ;
7. установление контактов со специалистами АнТВ.
III этап – 2013-2014 уч.г.
1. Анкетирование учащихся, родителей и педагогов с целью определения результативности проекта;
2. анализ результатов и обеспечение необходимой коррекционной работы;
3. мониторинг качественного роста школьников, занятых в проекте;
4. обобщение опыта;
5. Определение дальнейших перспектив развития телецентра школы.
3.7 МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
№ | мероприятия | сроки | ответственные |
I этап, январь 2012г.-август 2012г. | |||
1. | Создание рабочей группы по организации работы школьного телевидения. | январь 2012г. | Богодухова О.В., руководитель проекта |
2. | Изучение опыта организации телевизионного вещания. | январь-февраль 2012г. | Богодухова О.В., руководитель проекта |
3. | Анкетирование учащихся, педагогов и родителей с целью выявления актуальности и реализации проекта «Школьное телевидение». | январь 2012г. | Рабочая группа |
4. | Обучение школьников работе с цифровым фотоаппаратом, с программным обеспечением проекта. | январь 2012г.- май 2012г. | Богодухова О.В., руководитель проекта |
5. | Создание индивидуальных и групповых телепроектов. | январь 2012г.- май 2012г. | Богодухова О.В., руководитель проекта; школьники, занятые в проекте |
6. | Участие в областных, краевых и всероссийских конкурсах и семинарах. | по возможности | Богодухова О.В., руководитель проекта |
7. | Выстраивание взаимодействия с социумом микрорайона школы, представителями городских СМИ, организациями города. | в течение года | Администрация школы, Богодухова О.В., руководитель проекта |
8. | Творческий отчет о работе школьного телеканала. | май 2012г. | Богодухова О.В., руководитель проекта |
9. | Разработка учебной программы «Школа телетворчества». | январь 2012г.- май 2012г. | Богодухова О.В., руководитель проекта |
II этап, 2012-2013 уч.год | |||
10. | Внедрение в практику программы «Школа телетворчества». | в течение года | Богодухова О.В., руководитель проекта |
11. | Набор детей в «Школу телетворчества» | сентябрь 2012г. | Богодухова О.В., руководитель проекта |
12. | Разработка, создание и запуск индивидуальных и групповых телепроектов. | в течение года | Богодухова О.В., руководитель проекта; школьники, занятые в проекте |
13. | Участие в областных, краевых и всероссийских конкурсах и семинарах. | по возможности | Богодухова О.В., руководитель проекта |
14. | Анкетирование с целью выявления интересов и запросов учащихся, педагогов и родителей. | сентябрь 2012г. - октябрь 2012г. | Инициативная группа проекта. |
15. | Разработка сетки телевещания. | сентябрь 2012г. - октябрь 2012г | Администрация школы, Богодухова О.В., руководитель проекта; школьники, занятые в проекте |
16. | Расширение программного обеспечения проекта посредством использования альтернативных программ. | в течение года | Богодухова О.В., руководитель проекта; Прилуцкая О.В., учитель информатики. |
17. | Установление контактов со специалистами АнТВ. | по возможности | Администрация школы; Богодухова О.В., руководитель проекта |
18. | Организация психолого – педагогического сопровождения проекта. | в течение года | Богодухова О.В., руководитель проекта; Шевченко М.Г., социальный педагог |
19. | Творческий отчёт о работе школьного телеканала. | май 2013г. | Богодухова О.В., руководитель проекта; школьники, занятые в проекте |
III этап, 2013-2014 уч.г. | |||
20. | Разработка, создание и запуск индивидуальных и групповых телепроектов. | в течение года | Богодухова О.В.., руководитель проекта; школьники, занятые в проекте |
21. | Участие в областных, краевых и всероссийских конкурсах и семинарах. | по возможности | Богодухова О.В., руководитель проекта |
22. | Творческий отчёт о работе школьного телеканала. | 1 раз в год | Богодухова О.В., руководитель проекта; школьники, занятые в проекте |
23. | Оценка результативности проекта. | апрель 2014г. | Богодухова О.В., руководитель проекта; инициативная группа |
24. | Анализ результатов и обеспечение необходимой коррекционной работы. | апрель 2014 г. | Богодухова О.В., руководитель проекта |
25. | Мониторинг качественного роста школьников, занятых в проекте. | систематически | Богодухова О.В., руководитель проекта |
26. | Обобщение опыта по организации работы школьного телевидения. Выпуск тематических подборок на CD-ROM | апрель-май 2014г. | Богодухова О.В., руководитель проекта |
3.8 ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
Проект предполагает долевое участие бюджетных средств (субвенция на учебные расходы) и внебюджетные средства (спонсорская помощь и оплата предприятиями профориентационных видеороликов).
№ | Статьи расхода | стоимость | Источник финансирования |
1. | Приобретение плазменной панели | 30.000 руб. | Спонсорская помощь |
2. | Приобретение цифрового фотоаппарата | 10.000руб. | Субвенция на учебные расходы |
3. | Приобретение цифровой видеокамеры | 20.000 руб. | Субвенция на учебные расходы |
итого | 60.000 руб |
3.9 ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Эффективность реализации проекта может быть оценена по следующим критериям:
1.создание школьного телеканала
показатели:
- организация работы школьного телеканала;
- разработка и внедрение в практику программы «Школа телетворчества»
- разработка тематики основных проектов;
- разработка сетки телевещания;
- изучение результативности работы телеканала.
2. повышение информационной культуры учащихся
показатели:
- включение учащихся в непосредственную работу школьного телеканала;
- создание собственных телепроектов;
- повышение качества творческих работ;
- результативность участия в конкурсах разных уровней;
- расширение ИКТ-компетенций школьников.
3. профессиональное самоопределение
показатели:
- выбор учениками различных специальностей работников телевидения.
3.10 ОЖИДАЕМЫЕ РИСКИ
- моральное и физическое старение материально-технической базы;
- эпизодическая работа школьного телеканала;
- трудности учащихся с использованием программного обеспечения проекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология создания информационно - образовательной среды в школе.
Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распростр...
Подпрограмма развития информационной образовательной среды ГБОУ Школа № 879 "Школа как социокультурный центр микрорайона"
В настоящее время невозможно представить современную школу без компьютеров, без информационных и коммуникационных технологий. Сегодня остро встает вопрос о переходе на качественно новый уровень исполь...
Развитие информационно-образовательной среды современной школы.
Информационная среда школы (ИСШ) предоставляет много новых возможностей в развитии новых методик обучения. Их многообразие позволяет реально на практике обеспечивать индивидуальные потребности учащихс...
Персональный сайт, как элемент информационно - образовательной среды колледжа
Персональный сайт, как элемент информационно - образовательной среды колледжа...
Доклад "Информационное образовательное пространство школы -как фактор повышения качества образования"
Интенсификация внедрения информационных процессов в науку, экономику, производство требует разработки новой модели системы образования, на основе современных информационных технологий. Необходимо созд...
Формирование ИКТ-компетентности учащихся и информационной образовательной среды основной школы.
В статье даётся определение ИКТ - компетентности, рассматриваются ее структура, элементы, функции, технические средства, программные инструменты, условия и средства формирования универсальных учебных ...
Методическая разработка "Внедрение дистанционного обучения в систему единого информационного образовательного пространства школы"
В течение последних трех десятилетий использование современных технических средств стало глобальным явлением образовательной и информационной культуры, которое изменило подход к образованию во многих ...