Дистанционное обучение- одно из условий достижения доступного современного образования для детей с ограниченными возможностями.
статья на тему

Данная работа заинтерисует сетьевых педагогов, работающих с учащимися с ограниченными возможностями здоровья.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл distancionnoe_obuchenie.docx25.53 КБ

Предварительный просмотр:

Грушина Елена Викторовна,

БОУ ВО « Грязовецкая школа- интернат II вида»

Г. Грязовец

grushinaev@mail.ru

Дистанционное обучение - одно из условий достижения доступного современного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Важной особенностью процесса обучения в сетевых образовательных структурах является доступность образовательного процесса учащимся с ограниченными возможностями здоровья.

Следует различать понятия дистанционного образования и дистанционного обучения. Понятие « дистанционное образование» является более широким, поскольку включает в себя помимо обучения под руководством преподавателя также самообразование. Взаимодействиеобучающихся с преподавателем в процессе обеспечивается разными способами, такими как:

1)обмен печатными материалами с помощью электронной  почты и телефакса,

2)аудиоконференция,

3)видеоконференция,

4)сервисы Интернет(чаты, форумы).

Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья более эффективным является дистанционное обучение. Дистанционное обучение более узкое понятие. Оно характеризуется следующими признаками:

1)существованиеобучающего и обучающегося, а также, как минимум, договорённости между ними,

2)пространственнаяразделённостьобучающего и обучающегося,

3)пространственная разделённость  обучающегося и учебного заведения,

4)специальный подбори представление учебного  материала.

Дистанционное обучение бывает синхронное и асинхронное. При синхронной модели учащиеся с ограниченными возможностями и преподаватели общаются в реальном времени через виртуальные аудитории. При асинхронном подходе учащийся сам определяет, где именно брать информацию и выполнять ли задания по общему или своему личному плану. Учащимся с ограниченными возможностями более  приемлимо синхронное обучение.

Какие же преимущества имеет дистанционное обучение?

1)углубление и расширение знаний по предмету;

2)повышение качества обученностипри изучении школьных предметов;

3) профессиональное самоопределение;

4) самореализация, саморефлексия личности;

5)свободный график обучения,

6)индивидуальный темп обучения,

7)свободный выбор программ,

8)территориальная независимость,

9)снижение затрат на обучение.

Дистанционное обучение – это идеальный и, возможно единственный выход в получении современного качественного образования  для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. К тому же дистанционное обучение снимает многие психологические проблемы, связанные с общением.

 Дистанционное обучение позволяет ученику с ограниченными возможностями формировать компетенции необходимые ему для организации дальнейшей профессиональной и иной деятельности. Наиболее существенными в этом списке являютсяследующие:

1)умение принимать осознанный выбор и нести за него ответственность,

2)умение самостоятельно планировать деятельность,

3)умение работать в информационном пространстве,

4)уметь давать презентацию результатов деятельности с использованием информационных технологий,

Дистанционное обучение позволяет создать, и в дальнейшем будет создавать новые формы и модели образовательного процесса, которые приведут к созданию нового поколения стандартов всех уровней образования, в том числе и для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Говоря о специфике дистанционного образования, необходимо помнить, что это не просто технология, а прежде всего особая, во многом новая педагогика. Новый характер взаимодействия  между учащимся и учителем, учащимся и источником знаний, между учащимся и особой организацией образовательного процесса.

БОУ ВО « Грязовецкая школа- интернат II вида» по программе «Национальный проект» получила мультимедийный программно- аппаратный комплекс. Перед нами была поставлена задача: организовать работу кабинета дистанционного обучения. На первых порах, пока у учащихся не было компьютеризированных рабочих мест на дому, решили заниматься дополнительным образованием. Пять педагогов прошли  компьютерные курсы « Дистанционные технологии в образовательной деятельности».

 Администрацией школы и педагогами, работающими в Ресурсном Центре( в кабинете дистанционного обучения), изучено нормативно- правовое обеспечение по дистанционному обучению  детей- инвалидов, а также создано методическое обеспечение: Положение о Ресурсном Центре дополнительного образования, программы и тематическое планирование различных курсов дополнительного образования. Дополнительное образование учащихся осуществляется по стандартным, адаптированным, авторским программам: «Компьютерная графика»(обучение работе в программе  PowerPoint ), « Фотомастер»( обучение работе в программе PhotoShop), « Компьютерная музыка»(обучение игре на миди- клавиатуре и работе в программе Garag Band). Курс « Компьютерная музыка» я успешно веду два года по совместной авторской программе. В школе организовано и дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья.

Я провожу дополнительные занятия по русскому языку с учеником с ограниченными возможностями здоровья, осваивающим программу 7 класс общеобразовательной школы. Ученик имеет диагноз нейросенсорная тугоухость IY степени и глубокое недоразвитие речи. Поэтому обязательным условием для сетевого педагога, занимающегося с данной категорией учащихся, является знание дактильной азбуки. А ученик должен обладать  знаниями  работы на  ПК.Занятия  проходят в соответствии с расписанием через программу SKAPY в синхронном режиме.

Сетевой педагог, опираясь на данные о подготовке учащегося, разрабатывает тематическое планирование занятий, алгоритм проведения занятия,  рабочие листы для учащегося. Все материалы-файлы помещаются в тематические папки. Используются презентации, музыкальные  и мультимедийные файлы.

В рабочем листе используется выделение побуждающих учебных действий: ЧИТАЙ, СРАВНИ, НАЙДИ, СМОТРИ, ПОДУМАЙ. Для самостоятельной работы предусмотрены разнообразные тексты, тесты, таблицы с вопросами.

Учащийся  усваивает различные формы работы, условия перехода от одного этапа урока к другому и сам задаёт удобный для него темп занятия.

Предлагаю схему дистанционного урока, по которой я  успешно работаю. Занятие начинается с обязательного приветствия ученика, мотивации его на позитивную работу. Далее отправляется файл- рабочий лист с заданиями по схеме « Контакты» ( на панели инструментов) и опция « Отправить файл». Получив файл, ученик входит в опцию « Общий доступ», и у педагога открывается « Окно», где он видит экран ученика. Ученик в режиме он-лайн работает с предложенными заданиями. У педагога есть возможность сразу корректировать допускаемые ошибки, общаясь с учеником, видя его на экране или отправляя инструкцию в « Окне»  «Переписка». На занятии прошу ученика проговаривать все задания, прочитывать тексты, обращаю внимание на звукопроизношение. Домашнее задание ученик выполняет в рабочем листе и отправляет учителю по той же схеме на следующем занятии.

Нужно отметить, что дистанционное обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья должно проходить при  тесном контакте  всех участников данного процесса: кабинета дистанционного образование, ученика, сетевого педагога, родителей ученика, образовательного  учреждения, в котором работают педагоги.  В итоге  следует сказать, что за дистанционным обучением- будущее.

                                    Литература:

1.Аббдулаев С.Г. "Оценка эффективности системы дистанционного образования". ЦНПТ, 2006 г., С. 313

2.Полат Е.С. "Новые педагогические и информационные  технологии в системе образования", М., “Академия”, 2000.

Государственное образовательное учреждение Грязовецкая специальная(коррекционная) общеобразовательная школа – интернат IIвида

Дистанционное обучение- одно из условий достижения доступного современного образования для детей с ограниченными возможностями.

Учитель русского языка и литературы Грушина Е. В.

г. Грязовец, 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

В 2008-2009  учебном году в  нашей школе открылись классы коррекционного обучения.  Классы, готовые работать с каждым ребенком, какой бы особенностью восприятия мира он ни был бы наделе...

Дистанционное обучение школьников как средство обеспечения доступного качественного образования

Выступление на районном семинаре директоров школ (презентация к выступлению http://nsportal.ru/node/786022 )...

«Взаимосвязь в работе учителя-дефектолога и родителей как одно из условий успешной коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Успешное преодоление  слухо-речевого недоразвития у учащихся, воспитанников с ОВЗ возможно при условии тесной  взаимосвязи и преемственности в работе учителя-дефектолога и родителей.Коррекци...

Адаптированная рабочая программа основного общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья по истории 6 класс

Преподавание курса истории для детей, занимающихся по адаптированным образовательным программам, носит характер морально-этической и политико-правовой пропедевтики. Учебный предмет дает...

Роль методиста в сфере образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

В последние годы вопрос обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) стал особенно актуален. Современное общество стремится обеспечить равные возможности для всех детей, включая тех, кт...