Дистанционное обучение- одно из условий достижения доступного современного образования для детей с ограниченными возможностями.
статья на тему
Данная работа заинтерисует сетьевых педагогов, работающих с учащимися с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
distancionnoe_obuchenie.docx | 25.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Грушина Елена Викторовна,
БОУ ВО « Грязовецкая школа- интернат II вида»
Г. Грязовец
grushinaev@mail.ru
Дистанционное обучение - одно из условий достижения доступного современного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Важной особенностью процесса обучения в сетевых образовательных структурах является доступность образовательного процесса учащимся с ограниченными возможностями здоровья.
Следует различать понятия дистанционного образования и дистанционного обучения. Понятие « дистанционное образование» является более широким, поскольку включает в себя помимо обучения под руководством преподавателя также самообразование. Взаимодействиеобучающихся с преподавателем в процессе обеспечивается разными способами, такими как:
1)обмен печатными материалами с помощью электронной почты и телефакса,
2)аудиоконференция,
3)видеоконференция,
4)сервисы Интернет(чаты, форумы).
Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья более эффективным является дистанционное обучение. Дистанционное обучение более узкое понятие. Оно характеризуется следующими признаками:
1)существованиеобучающего и обучающегося, а также, как минимум, договорённости между ними,
2)пространственнаяразделённостьобучающего и обучающегося,
3)пространственная разделённость обучающегося и учебного заведения,
4)специальный подбори представление учебного материала.
Дистанционное обучение бывает синхронное и асинхронное. При синхронной модели учащиеся с ограниченными возможностями и преподаватели общаются в реальном времени через виртуальные аудитории. При асинхронном подходе учащийся сам определяет, где именно брать информацию и выполнять ли задания по общему или своему личному плану. Учащимся с ограниченными возможностями более приемлимо синхронное обучение.
Какие же преимущества имеет дистанционное обучение?
1)углубление и расширение знаний по предмету;
2)повышение качества обученностипри изучении школьных предметов;
3) профессиональное самоопределение;
4) самореализация, саморефлексия личности;
5)свободный график обучения,
6)индивидуальный темп обучения,
7)свободный выбор программ,
8)территориальная независимость,
9)снижение затрат на обучение.
Дистанционное обучение – это идеальный и, возможно единственный выход в получении современного качественного образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. К тому же дистанционное обучение снимает многие психологические проблемы, связанные с общением.
Дистанционное обучение позволяет ученику с ограниченными возможностями формировать компетенции необходимые ему для организации дальнейшей профессиональной и иной деятельности. Наиболее существенными в этом списке являютсяследующие:
1)умение принимать осознанный выбор и нести за него ответственность,
2)умение самостоятельно планировать деятельность,
3)умение работать в информационном пространстве,
4)уметь давать презентацию результатов деятельности с использованием информационных технологий,
Дистанционное обучение позволяет создать, и в дальнейшем будет создавать новые формы и модели образовательного процесса, которые приведут к созданию нового поколения стандартов всех уровней образования, в том числе и для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Говоря о специфике дистанционного образования, необходимо помнить, что это не просто технология, а прежде всего особая, во многом новая педагогика. Новый характер взаимодействия между учащимся и учителем, учащимся и источником знаний, между учащимся и особой организацией образовательного процесса.
БОУ ВО « Грязовецкая школа- интернат II вида» по программе «Национальный проект» получила мультимедийный программно- аппаратный комплекс. Перед нами была поставлена задача: организовать работу кабинета дистанционного обучения. На первых порах, пока у учащихся не было компьютеризированных рабочих мест на дому, решили заниматься дополнительным образованием. Пять педагогов прошли компьютерные курсы « Дистанционные технологии в образовательной деятельности».
Администрацией школы и педагогами, работающими в Ресурсном Центре( в кабинете дистанционного обучения), изучено нормативно- правовое обеспечение по дистанционному обучению детей- инвалидов, а также создано методическое обеспечение: Положение о Ресурсном Центре дополнительного образования, программы и тематическое планирование различных курсов дополнительного образования. Дополнительное образование учащихся осуществляется по стандартным, адаптированным, авторским программам: «Компьютерная графика»(обучение работе в программе PowerPoint ), « Фотомастер»( обучение работе в программе PhotoShop), « Компьютерная музыка»(обучение игре на миди- клавиатуре и работе в программе Garag Band). Курс « Компьютерная музыка» я успешно веду два года по совместной авторской программе. В школе организовано и дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья.
Я провожу дополнительные занятия по русскому языку с учеником с ограниченными возможностями здоровья, осваивающим программу 7 класс общеобразовательной школы. Ученик имеет диагноз нейросенсорная тугоухость IY степени и глубокое недоразвитие речи. Поэтому обязательным условием для сетевого педагога, занимающегося с данной категорией учащихся, является знание дактильной азбуки. А ученик должен обладать знаниями работы на ПК.Занятия проходят в соответствии с расписанием через программу SKAPY в синхронном режиме.
Сетевой педагог, опираясь на данные о подготовке учащегося, разрабатывает тематическое планирование занятий, алгоритм проведения занятия, рабочие листы для учащегося. Все материалы-файлы помещаются в тематические папки. Используются презентации, музыкальные и мультимедийные файлы.
В рабочем листе используется выделение побуждающих учебных действий: ЧИТАЙ, СРАВНИ, НАЙДИ, СМОТРИ, ПОДУМАЙ. Для самостоятельной работы предусмотрены разнообразные тексты, тесты, таблицы с вопросами.
Учащийся усваивает различные формы работы, условия перехода от одного этапа урока к другому и сам задаёт удобный для него темп занятия.
Предлагаю схему дистанционного урока, по которой я успешно работаю. Занятие начинается с обязательного приветствия ученика, мотивации его на позитивную работу. Далее отправляется файл- рабочий лист с заданиями по схеме « Контакты» ( на панели инструментов) и опция « Отправить файл». Получив файл, ученик входит в опцию « Общий доступ», и у педагога открывается « Окно», где он видит экран ученика. Ученик в режиме он-лайн работает с предложенными заданиями. У педагога есть возможность сразу корректировать допускаемые ошибки, общаясь с учеником, видя его на экране или отправляя инструкцию в « Окне» «Переписка». На занятии прошу ученика проговаривать все задания, прочитывать тексты, обращаю внимание на звукопроизношение. Домашнее задание ученик выполняет в рабочем листе и отправляет учителю по той же схеме на следующем занятии.
Нужно отметить, что дистанционное обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья должно проходить при тесном контакте всех участников данного процесса: кабинета дистанционного образование, ученика, сетевого педагога, родителей ученика, образовательного учреждения, в котором работают педагоги. В итоге следует сказать, что за дистанционным обучением- будущее.
Литература:
1.Аббдулаев С.Г. "Оценка эффективности системы дистанционного образования". ЦНПТ, 2006 г., С. 313
2.Полат Е.С. "Новые педагогические и информационные технологии в системе образования", М., “Академия”, 2000.
Государственное образовательное учреждение Грязовецкая специальная(коррекционная) общеобразовательная школа – интернат IIвида
Дистанционное обучение- одно из условий достижения доступного современного образования для детей с ограниченными возможностями.
Учитель русского языка и литературы Грушина Е. В.
г. Грязовец, 2010г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
В 2008-2009 учебном году в нашей школе открылись классы коррекционного обучения. Классы, готовые работать с каждым ребенком, какой бы особенностью восприятия мира он ни был бы наделе...
Дистанционное обучение школьников как средство обеспечения доступного качественного образования
Выступление на районном семинаре директоров школ (презентация к выступлению http://nsportal.ru/node/786022 )...
Адаптированная образовательная программа начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического развития
Для учителей-дефектологов корекционных школ...
«Взаимосвязь в работе учителя-дефектолога и родителей как одно из условий успешной коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Успешное преодоление слухо-речевого недоразвития у учащихся, воспитанников с ОВЗ возможно при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе учителя-дефектолога и родителей.Коррекци...
Адаптированная рабочая программа основного общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья по истории 6 класс
Преподавание курса истории для детей, занимающихся по адаптированным образовательным программам, носит характер морально-этической и политико-правовой пропедевтики. Учебный предмет дает...
Роль методиста в сфере образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
В последние годы вопрос обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) стал особенно актуален. Современное общество стремится обеспечить равные возможности для всех детей, включая тех, кт...