мониторинг результатов обученности воспитанников
методическая разработка на тему
схема мониторинга результатов обученности воспитанника при освоении дополнительной образовательной программы. Существует множество вариантов оценки освоения программы, педагогам удобен данный вариант схемы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vedomost_zun_s_poyasneniem.doc | 133 КБ |
Предварительный просмотр:
Мониторинг результатов обучения ребенка
по программе дополнительного образования
Творческое объединение ____________________________________________
Ф.И. ребенка _______________________________
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Возможное количество баллов | Методы диагностики |
I. Теоретическая подготовка ребенка | ||||
1.1. Теоретические знания (по основным разделам учебно- тематического плана программы) | Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям | • минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2 объема знаний, предусмотренных программой); | ||
• средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 1/2); | ||||
• максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период); | ||||
1.2. Владение специальной терминологией | Осмысленность и правильность использования специальной терминологии | • минимальный уровень (ребенок, как правило, избегает употреблять специальные термины); | ||
• средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой); | ||||
• максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием). | ||||
II. Практическая подготовка ребенка | ||||
2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы) | Соответствие практических умений и навыков программным требованиям | минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков) | ||
средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет более 1/2) | ||||
максимальный уровень (ребёнок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период) | ||||
2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением | Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения | минимальный уровень умений (ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием) | ||
средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога) | ||||
максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей) | ||||
2.3. Творческие навыки | Креативность в выполнении практических заданий | начальный уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога) | ||
репродуктивный уровень (выполняет практические задания с элементами творчества) | ||||
творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества) |
III. Общеучебные умения и навыки ребенка | ||||
3.1. Учебно-интеллектуальные умения | ||||
3.1.1. Умение подбирать и анализировать специальную литературу | Самостоятель-ность в подборе и анализе литературы | минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога) | ||
средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей) | ||||
максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей) | ||||
3.1.2. Умение пользоваться компьютерными источниками информации | Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации | минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с ПК, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога) | ||
средний уровень (работает с ПК с помощью педагога или родителей) | ||||
максимальный уровень (работает с ПК самостоятельно, не испытывает особых трудностей) | ||||
3.1.3. Умение осуществлять учебно-исследовательскую работу (писать рефераты, проводить самостоятельные учебные исследования) | Самостоятель-ность в учебно-исследователь-ской работе | минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при данной работе, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога) | ||
средний уровень (работает с помощью педагога или родителей) | ||||
максимальный уровень (работает самостоятельно, не испытывает особых трудностей) | ||||
3.2. Учебно-коммуникативные умения | ||||
3.2.1. Умение слушать и слышать педагога | Адекватность восприятия информации, идущей от педагога | минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога) | ||
средний уровень (работает с помощью педагога или родителей) | ||||
максимальный уровень (работает самостоятельно, не испытывает особых трудностей) | ||||
3.2.2. Умение выступать перед аудиторией | Свобода владения и подачи обучающимся подготовленной информации | минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога) | ||
средний уровень (работает с помощью педагога или родителей) | ||||
максимальный уровень (работает самостоятельно, не испытывает особых трудностей) | ||||
3.2.3. Умение вести полемику, участвовать в дискуссии | Самостоятель-ность в построении дискуссионного выступления, логика в построении доказательств | минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога) | ||
средний уровень (работает с помощью педагога или родителей) | ||||
максимальный уровень (работает самостоятельно, не испытывает особых трудностей) | ||||
3.3. Учебно-организационные умения и навыки | ||||
3.3.1. Умение организовывать свое рабочее место | Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой | минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога) | ||
средний уровень (работает с помощью педагога или родителей) | ||||
максимальный уровень (работает самостоятельно, не испытывает особых трудностей) | ||||
3.3.2. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности | Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям | минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ объема навыков соблюдения правил безопасности, предусмотренных программой) | ||
средний уровень (объем освоенных навыков составляет более ½) | ||||
максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем навыков, предусмотренных программой за конкретный период) | ||||
3.3.3. Умение аккуратно выполнять работу | Аккуратность и ответствен-ность в работе | удовлетворительно | ||
хорошо | ||||
отлично |
Пояснение
Графа «Показатели (оцениваемые параметры)» фиксирует то, что оценива ется. Это, по сути, те требования, которые предъявляют ся к обучающемуся в процес се освоения им образователь ной программы. Содержание показателей могут составить те ожидаемые результаты, которые заложены педагогом в программу. Как справедли во отмечает З.А. Каргина, ожидаемые результаты раз «и могут стать для нас не ким «стандартом» в выявле нии реальных достижений воспитанников детского объединения по итогам учеб ного года»4.
Причем эти показатели могут быть даны либо по ос новным разделам учебно-те матического плана (разверну тый вариант), либо по итогам каждого учебного года (обоб щенный вариант). Ввести эти показатели в таблицу - задача педагога, хорошо зна ющего цели, задачи, особен ности содержания своей программы. Изложенные в сис тематизированном виде, они помогут педагогу наглядно представить то, что он хочет получить от своих воспитан ников на том или ином этапе освоения программы.
Совокупность измеряе мых показателей разделена в таблице на несколько групп.
1-я группа показателей
Теоретическая подготовка ребенка.
Она включает:
- теоретические знания по программе (то, что обыч но определяется выражением «дети должны знать»);
- владение специальной терминологией по тематике программы (т.е. набор основ ных понятий, отражающих специфику изучаемого пред мета).
2-я группа показателей
Практическая подготовка ребенка.
Она включает:
- практические умения и навыки, предусмотренные программой (то, что обычно определяется выражением «дети должны уметь»);
- владение специальным оборудованием и оснащени ем, необходимым для освое ния курса;
- творческие навыки ре бенка (творческое отношение к делу и умение воплотить его в готовом продукте).
3-я группа показателей
Общеучебные умения и на выки ребенка.
Выделение этой группы показателей продиктовано тем, что без их приобретения невозможно успешное освоение любой программы. Здесь представ лены:
- учебно-интеллектуаль ные умения;
- учебно-коммуникатив ные умения;
- учебно-организацион ные умения и навыки.
Графа «Критерии» (кри терий = мерило) содержит совокупность признаков, на основании которых дается оценка искомых показателей (явлений, качеств) и устанав ливается степень соответ ствия реальных знаний, уме ний, навыков ребенка тем требованиям, которые зада ны программой.
Графа «Степень выраженности оцениваемого ка чества» включает перечень возможных уровней освое ния ребенком программного материала и общеучебных умений и навыков - от мини мального до максимального. При этом в таблице дается краткое описание каждого уровня в содержательном ас пекте.
Для удобства выделенные уровни можно обозначать со ответствующими тестовыми баллами. С этой целью введе на графа «Возможное количество баллов», которая дол жна быть тщательно проду мана и заполнена самим пе дагогом перед началом отсле живания результатов. Для этого напротив каждого уров ня необходимо проставить тот балл, который, по мне нию педагога, в наибольшей мере соответствует той или иной степени выраженности измеряемого качества (на пример: минимальному уров ню может соответствовать 1 балл, среднему - 5 баллов, максимальному -10 баллов). Процесс «восхождения» от одного уровня к другому можно отразить, добавляя за конкретные достижения в ос воении программы опреде ленное количество баллов. К примеру, чтобы «продвинуть ся» от среднего уровня к мак симальному и получить за ветные 10 баллов, ребенку необходимо пройти несколь ко промежуточных ступенек, каждая из которых также мо жет быть обозначена в бал лах от 6 до 9 (вполне понят но, что в таблице эти сту пеньки не выделены, по скольку их может определить только сам педагог).
При определении уровня освоения ребенком програм мы можно пользоваться и другими шкалами (един ственная рекомендация - не использовать в дополнитель ном образовании традицион ную 5-балльную систему, принятую в общеобразова тельной школе). Например, можно присваивать детям «творческие звания»: инст руктор, умелец, мастер и т.д., либо по итогам обучения вру чать специальные знаки, сви детельства, медали.
В графе «Методы диаг ностики» напротив каждого из оцениваемых показателей целесообразно записать тот способ, с помощью которого педагог будет определять со ответствие результатов обу чения ребенка программным требованиям. В числе таких методов можно использо вать: наблюдение, тестирова ние, контрольный опрос (ус тный и письменный), анализ контрольного задания, собе седование (индивидуальное, групповое), анализ исследо вательской работы учащегося и др.). Заметим, что данный перечень методов далеко не исчерпывает всего возмож ного диапазона диагностических средств, он может быть дополнен в зависимос ти от профиля и конкретного содержания образовательной программы.
В заключение еще раз подчеркнем, что таблица 1 дает описание самой техно логии проведения процедуры отслеживания учебных ре зультатов учащихся.
Литература
- Буйлова Л.Н. Оценка ре зультативности деятельности ЦЦЮТ «Бибирево» // Бюллетень программно-методичес ких материалов для УДОД (ре гиональный опыт), 2003, № 3.
- Кленова Н.В., Ломова В.Ф., Меренков А.В. Технология наблюдения за разви тием личностных качеств школьника // «Школьные тех нологии», 1999, № 1, 2.
- Железнова Л.Б. Указ.соч.
- Каргина З.А. Об итоговой аттестации воспитанников детских объединений // Вне школьник, 2003, № 4, с. 24.
- См.: Калимуллина Л.Д. Психологические и методи ческие аспекты подготовки учащегося к публичным выс туплениям // Дополнительное образование, 2003, № 10.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы таблиц для ведения мониторинга результатов обученности по предмету
Данные формы удобны тем, что достаточно скопировать ФИО и результаты по четвертям и перенести в Exel и автоматически появятся диаграммы по классу...
Мониторинг результатов обучения детей по дополнительным образовательным программам
Представлен материал мониторинга знаний обучающихся...
Мониторинг результатов обучения школьников по дополнительной образовательной программе
Мониторинг результатов обучения школьников по дополнительной образовательной программе Направление «Развитие творческих способностей обучающихся». Учитель русского языка и литературы Андреева А....
Методические рекомендации «Мониторинг результатов обучения по дополнительной образовательной программе»
В сборник включены теоретический и практико-ориентированный материал для диагностирования результатов обучения по дополнительным образовательным программам.Материалы сборника предназначены для педагог...
Презентация к теоретической работе "Мониторинг результатов обучения ребёнка по дополнительной образовательной программе"
В презентации в форме схем,таблиц отражены методы диагностики образовательного процесса на примере хореограического коллектива "Росток"....
мониторинг результатов обучения
В данном документе проведен колличественный анализ результатов обучения...
Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Позитив» (живопись, декоративное рисование)
Мониторингрезультатов обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Позитив» (живопись, декоративное рисование)...