Игры на занятиях ботанического кружка
методическая разработка по теме

Дидактические игры на учебных занятиях ориентированы на изучение определенного материала, бесстрессовый контроль знаний и способствуют более привлекательной для обучающихся организации учебного процесса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_na_zanyatiyah_botanicheskogo_kruzhka.doc250 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ НА ЗАНЯТИЯХ ботанического КРУЖКА.

 Долгушина Наталья Николаевна,

педагог дополнительного образования, методист

МКОУ ДОД в г.Магадане «Детский экологический центр»

      Игра — это движение, это радость, свобода, забава. В игре не предсказуем рисунок событий, и это рождает интерес детей к игре.

     Для снятия эмоциональной напряженности педагог ориентирует ребят в игре на соревнование не только друг с другом, но и со своими собственными результатами, что позволяет создать «ситуацию успеха» для каждого обучающегося. Даже играя по необходимости, дети включаются в игровую ситуацию, и у них изменяется настроение, создаётся на занятии положительная эмоциональная атмосфера.
   Игры на учебных занятиях — это дидактические игры, они ориентированы на изучение определенного материала, бесстрессовый контроль знаний и способствуют более привлекательной для учащихся организации учебного процесса. Использование игровых форм обучения ведет к повышению творческого потенциала ребенка, к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению изучаемого материала.

   В игре можно добиваться решения важных учебных задач и серьёзных воспитательных целей.

Игра «Урок ботаники».

Цель: закрепление знаний видового состава растений Магаданской области.

 Игру проводит ведущий. Он называет все растения подряд, а участники игры выбирают из них только те, которые растут в Магаданской области.

 Если растут — хлопают в ладоши, если нет, — молчат.

Яблоня.

      Груша.

            Малина.

                   Мимоза.

Ель.

    Саксаул.

            Облепиха.

                     Берёза.

Вишня.

      Черёмуха.

               Ландыш.

                     Лимон.

Шикша.

     Калужница.

              Ива.

                  Цитрон.

Слива.

      Тополь.

             Каштан.

Кофе.

     Рябина.

            Платан.

Стланик.          

        Дриада.

                Алыча.

Жимолость.

         Голубика.

                 Каланча!

 Здесь все смеются. Разве каланча может расти в Магадане?

Игра заканчивается шуткой, импровизацией ведущего.

 Игра «Ботанический аукцион».

Цель: выявить знания кружковцами родов и видов растений.

 Ведущий в произвольном порядке показывает детям карточки с буквами алфавита.

 Участники игры называют растения, названия которых начинаются с указанной буквы.

Выигрывает на каждой букве тот, кто назовет растение последним.

Победитель получает цветной листочек.

Кто наберет за игру больше  листочков, премируется «цветиком-семицветиком».

 Игра «Садовник».

Цель: выявить и закрепить знания о местах обитания растений, развивать внимание и память.

 Каждый участник придумывает себе новое имя, называет себя растением. Ведущий-«садовник» спрашивает у участников игры их новые имена. Игроки должны быть внимательны и запомнить новые имена всех участников игры.

 Ведущий-садовник:

—Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме... ромашки!

 Ромашка:  

- Я.

Ведущий-садовник:

- Где растёшь?

Ромашка:

- На лугу.

Ведущий-садовник:

- Кого с собой берёшь?

Ромашка:

— Клевер.

 Игра проводится в быстром темпе.

 Тот, кто не сможет быстро ответить на вопросы ведущего, выбывает из игры, или отдаёт ведущему какой-то свой предмет.

 «Выкупить» предметы можно в конце игры, отгадав предложенную ведущим загадку о животных, растениях, природных явлениях.

 Игра проходит очень оживлённо.

 

Игра «Прочитай название растения».

Цель: закрепить знание видов растений.

На доске прикрепляются гербарные экземпляры растений. Если участники игры правильно определят растения, то из первых букв составят слово — название зашифрованного растения.

 Игра «Отгадай задуманное растение»

Цель: закрепить знание видового состава растений.

 На доске прикрепляются гербарные экземпляры растений. Участник игры загадывает одно растение из предложенных. Остальные участники игры задают вопросы, на которые получают ответы: «да», «нет». Выигрывает тот, кто правильно определит задуманное растение.  

Игра «Создай дерево».

Цель: закрепить знания о строении древесного ствола.

 Один участник игры исполняет роль древесины, двое других — сердцевины, остальные — кора. По сигналу ведущего каждый игрок должен занять своё место.

 Для учащихся старших возрастных групп можно выделить участников, исполняющих роль камбия, и при этом показать в игре схему деления клеток и образования слоев древесины и коры.

 Игра «Кто я?»

Цель: закрепление знаний о частях растений, о пищевой цепи.

 Ведущий прикрепляет на спины участников разноцветные карточки с названиями частей растений, насекомых-вредителей, энтомофагов, насекомых-опылителей, птиц.

 Получив свою карточку, каждый участник игры должен как можно быстрее выяснить, кто он. Спрашивать можно всех участников игры, отвечать можно только «да» или «нет». Когда участник совершенно уверен, кто он, то подходит к ведущему и сообщает ему об этом. За правильные ответы ведущий присуждает очки.

 Те, кто выяснили, кого они представляют и знают цвет своей карточки, начинают строить растение и пищевую цепь.

 Игра «Рисуем растение через бумагу»

Материалы: мягкая белая бумага, цветные и простые карандаши.

 Чтобы правильно нарисовать кору дерева, листья и цветы, достаточно прижать к ним бумагу и густо штриховать карандашом вверх-вниз по бумаге, стараясь не порвать бумагу. Кора дерева, листья и цветы останутся прорисованной на бумаге более тёмным контуром - «отпечатаются». Работать нужно осторожно.

 Задания:

«отпечатать» на одном листе бумаги кору нескольких деревьев;

«отпечатать» на одном листе бумаги кору и листья одного дерева;

«отпечатать» кору дерева в виде ствола, а листья — в виде кроны;

отгадайте друг у друга, листья какого растения нарисованы.

 

 Игра «Семена».

Цель: знакомство с семенами растений, признаками зрелости семян.

Место проведения: сквер, лужайка.

Участники игры внимательно осматривают растения в природе и собирают по несколько семян различных растений. Затем ребята должны определить, какому растению принадлежит какое семя. Выигрывает тот, кто определит больше растений по их семенам.

 В классе юннаты нарисуют семена и соответствующее им растение.

Собранные семена используются для изготовления коллекций, посева в грунт на территории Детского экологического центра, для проведения опытов и наблюдений в детском объединении.

 Игра «Диафильм».

Цель: закрепить знания о лекарственных растениях.

 После изучения лекарственных растений, каждый кружковец рисует то растение, которое его больше всего заинтересовало. Когда рисунки будут готовы, можно начинать прокручивать «диафильм». Юннаты представляют свои растения, рассказывают интересное о них, все могут делать дополнения.

 Рисунки растений  прикрепляются  на доске, под рисунками — настоящие растения или гербарий.

 Игра-спектакль «Фотосинтез».

Цель: закрепить знания о значении растений на Земле.

 Предложите детям нарисовать хлорофилл, воду, углекислый газ, органические вещества в виде кукол: хлорофилл, две куклы — водород, три куклы — кислород, углерод, солнце, солнечный лучик. И устройте спектакль, в котором каждый из участников будет исполнять свою роль.

Ведущий:

В каждом, каждом листе на поляне лесной

Жил трудяга земной, хлорофилл молодой.

Он работал всегда от зари до зари,

И лишь ночь отдыхал он под звон мошкары.  

Хлорофилл:

Я хлорофилльчик, хлорофилл,

Еду я листикам сварил.

Налил воды я — это раз,

Добавил углекислый газ,

Смешал я с солнышком всё это,

Нельзя без солнечного света,

И получилась — да, да, да!

Великолепная еда!

(рис.1)

   Куклы кружатся в танце на зелёном листе, держась за руки так: водород - кислород - водород (рис.2), кислород - углерод - кислород (рис.3).

            рис.2

            рис.3

 Хлорофилл солнечным лучом (рис.4) разбивает танцующих, группы перестраиваются: углерод - водород - водород - кислород (рис.5) и кислород – кислород (рис.6).

... И вот в атмосферу летит

                          Кислород!

В качестве ведущего в играх могут выступать старшие кружковцы.

                              рис.4

рис.5

рис.6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра "Путешествие по ботанической тропе"

Внеклассное мероприятие по биологии в рамках недели естественно-математических наук....

Занятие экологического кружка Тема занятия: «Оценка качества клубней различных сортов картофеля»

На занятии кружка проводится оценка  качества клубней  различных сортов картофеля, выращиваемых  в Георгиевском районе....

Использование современных образовательных технологий на занятиях по кружку «Вязание» МБОУ ДО ПК «Орнамент», педагогом дополнительного образования, руководителем кружка Тейнин Л.В.

Дополнительное образование детей - один из социальных институтов детства, который создан и существует для детей, их дополнительного развития. Это социально востребованная сфера, в которой основными за...

Музыкально-дидактические игры на занятиях вокально-хорового кружка.

Играя, ребёнок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. В этом дидактическом материале представлены музыкальные игры....

Презентация к занятию математического кружка в 5 классе. Тема занятия "Волшебный мир иллюзий".

Презентация создана с учетом возрастных особенностей и содержит познавательный материал, развивающий интерес к математике учащихся 5 классов....

Дидактические материалы для занятий математического кружка "Математика +" 7 класс. Занятие 1. Арифметика

Математический кружок- одна из наиболее эффективных форм внеклассных занятий. Для меня, как учителя, важно иметь под рукой пособие, в котором представлены идеи решений и которое позволило бы провести ...

Использование современных образовательных технологий на занятиях по кружку «Вязание» МБОУ ДО ПК «Орнамент», педагогом дополнительного образования, руководителем кружка Тейнин Л.В.

Дополнительное образование детей - один из социальных институтов детства, который создан и существует для детей, их дополнительного развития. Это социально востребованная сфера, в которой основными за...