Игра "Путешествие по ботанической тропе"
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме
Внеклассное мероприятие по биологии в рамках недели естественно-математических наук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie_po_biologii.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Темповская средняя общеобразовательная школа»
Внеклассное мероприятие по биологии.
Урок-игра "Путешествие по ботанической тропе".
(для учащихся 6- 7 классов)
Подготовила и провела
Учитель биологии
Огурцова И.Г.
2012 год
Предварительно были выбраны команды из каждого класса. Ребята придумали название, девиз.
Учитель. Сегодня мы с вами попадем в необычное царство, в Лесное Царство царя Берендея. Путешествуя по лесной ботанической тропе Царства, команды сделают остановку на «волшебной поляне», где встретятся с лекарственными растениями и с ядовитыми. Ребята должны эти растения определить. Команды попадут на «необитаемый» участок Царства, где пройдутся по следам Робинзона. В таких экстремальных условиях команды должны выжить, найти дорогу и суметь предсказать погоду.
На одной опушке леса команды посоревнуются и узнают, кто же является лучшим знатоком ботаники.
Есть в лесу и охраняемая территория, именно туда должны попасть ребята и узнать охраняемые растения. Должны суметь оказать помощь животным и растениям, продемонстрировать свои знания, как правильно общаться с природой.
Ну, и на последней поляне «смекалистых» участники покажут свои знания и эрудицию. На каждом этапе нужно выполнить задание в течение 5 минут и набрать максимальное количество баллов.
Попасть в царство Берендея непросто.
Пропуском в Царство служат ответы на загадки и шуточные вопросы.
Загадки и шуточные вопросы.
1.Летом пан на воду пал. Не плывёт, не тонет. (лист)
2. Много рук, а нога одна. (дерево)
3. Ни жар, ни огонь, а возьмёшь в руки, опалит. (крапива)
4. Без головы, а в шляпе. Одна нога и та без сапога. (гриб)
5. Платье потерялось, а пуговки остались. (рябина)
6. Стоит Егорка в красной ермолке, кто не пройдет, всяк поклон отдаст. (земляника)
7. Он в лесу стоял, никто его не брал. В красной шапке модной, никуда не годный. (мухомор)
8. Никто не пугает, а вся дрожит. (осина)
9. Стоят в поле сестрички, желтый глазок белые реснички. (ромашки)
10. Не разбив горшочка, не съешь кашки. (орех)
11. Как во поле, на кургане стоит курица с серьгами. (овес)
12. На горе шумит, а под горой молчит. (лес)
А теперь проверим готовность ваших капитанов к путешествию.
Для получения маршрутного листа капитаны должны потрудиться.
Конкурс капитанов.
О каком растении идет речь в стихотворении?
Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.
И уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат…
Природой бережно спеленутый,
Завернутый в зеленый лист
Растет цветок в глуши нетронутой,
Прохладен, хрупок и душист.
С.Маршак ( Ландыш)
Капитан, который не отгадал, получает еще одно задание.
Выбрать карточки с грибами съедобными и по возможности назвать.
Каждая команда получает маршрутный лист и начинает своё путешествие.
Маршрутный лист.
Маршрут | Этапы | Баллы |
1. Волшебная поляна. 2. По следам. Робинзона. 3. Знатоки ботаники. 4.Охрана природы. 5. Поляна смекалистых. |
|
I этап.
«Волшебная поляна»
Участники должны распределить предлагаемые растения (подорожник, вороний глаз, тысячелистник, белена, мать-и-мачеха, дурман, крапива, лопух) на 2 группы: лекарственные и ядовитые. Заполнить бланк ответа.
II этап.
«По следам Робинзона»
Командам предлагаются билеты, в которых по 2 вопроса. Как определить дорогу.
Например.
Первое задание.
1. Вам стал попадаться подорожник. (значит где - то рядом тропа).
2. Собирали ягоды и заблудились (спелая сторона ягоды расположена с южной стороны).
3. Перед вами пень. (по годичным кольцам, с северной стороны кольца уже, с южной - шире).
4. Перед вами муравейник. (муравейник находится к югу от дерева или пня).
Второе задание.
По приметам предсказать погоду (произойдет ухудшение или погода будет хорошей).
1. Ласточки летают низко над землёй (ухудшение, дождь).
2. Сильно стрекочут кузнечики, громко квакаю лягушки(будет ясно).
3. Утром на траве роса (к хорошей погоде, дождя не будет).
4. Утром туман стелется по траве (к хорошей погоде).
5. Кувшинка закрывает цветок (ухудшение погоды, перед дождём).
III этап.
На третьем этапе участникам предлагается:
Первое задание.
Викторина.
1. Какое дерево цветёт позднее всех? (липа).
2. Какую роль играет ива для берега, реки, водохранилища? (Укрепляет берег, предохраняет от испарения).
3. Название какого ядовитого растения леса связано с названием птицы и зверя.? (вороний глаз, волчье лыко).
4. Почему у сосны нижние ветви отмирают, а у ели нет? (сосна светолюбивое дерево).
5. Что за трава, которую знают слепые? (крапива)
6. Листья каких деревьев осенью краснеют? ( рябина, осина, черёмух, клен).
7. Соком каких растений выводят бородавки? (чистотел).
8. Растет ли дерево зимой? (нет).
Второе задание.
Найдите ошибки в тексте.
Рассказ небылица.
Летом я жила в деревне. У бабушки большой огород, поэтому работы хватало всем: натаскать утром воды, в обед полить, вечером прополоть. Чего только нет на бабушкином огороде: картофель, капуста, морковь, огурцы, помидоры. Когда зацвели огурцы, мы обрывали все пустоцветы. Пришлось окучивать лук, морковь, поливать подсолнечник.
Ошибки.
- В обед не поливают.
2. У огурцов цветки не обрывают.
3. Лук, морковь не окучивают.
4. Подсолнечник не поливают.
Третье задание.
Отгадайте кроссворд «Цветок».
IV этап.
«Охрана природы»
Каждая команда отвечает на вопросы и выполняет практическое задание по охране природы.
1. Почему, особенно весной и в начале лета, нельзя шуметь в лесу? (птицы улетят из гнезда).
2. Какая охота разрешена в лесу в любое время года? (фотоохота).
3. Какую первую помощь можно оказать дереву при механическом повреждении?
4. Из предлагаемого материала сделать птичью кормушку.
V этап.
«Поляна смекалистых»
Командам раздают наборы карточек с буквами. Нужно собрать названия животных и растений.
Галка | Осот |
Сорока | Клин |
Клёст | Герань |
Ласточка | Сосна |
Снегирь | Осина |
Пока команды проходят этапы, со зрителями проводится викторина. Болельщики отвечают на вопросы и зарабатывают своим командам дополнительные баллы.
1. Почему распространенное сорное растение называют пастушья сумка? (Плоды – сумки пастухов).
2. Из чего состоит тина? (нитчатые зеленые водоросли)
3. Первое нота, второе тоже, а целое на горох похоже? (фасоль).
4. Что означает «клич» берез весной? (сокодвижение).
5. Какое травянистое растение зацветает первым?(мать – и - мачеха).
6. Какой цветок является символом Японии и символом солнца? (хризантема).
7. Какой цветок считается последней улыбкой осени? (астра).
8. Какое растение даёт лучший мед? (липа)
9. Название какого растения связано со звоном? (колокольчик).
10. Никто не пугает, а вся дрожит? (осина).
11. Какая самая высокая трава? (бамбук).
12. Какое растение носит название глаза птицы? (вороний глаз).
13. Название, какого цветка состоит из частицы, предлога и сторожевой будки? (незабудка).
14. Цветы ангельские, а когти дьявольские? (шиповник, роза).
15. Какие цветы носят имена людей? (Роза, Вероника, Лилия, Василек).
16. Про какое дерево и почему сказано: «Что у него первое дело – мир освещать, второе дело – крик утешать, третье – больных исцелять, четвертое – чистоту соблюдать». (береза – лучины, деготь, лекарство, веники).
17. У какой земляники плоды слаще: у лесной растущей под деревьями или на открытых полянах? (на поляне, свет – фотосинтез, сахар).
18. Из каких растений, цветков можно заваривать чай? (зверобой, липа, душица)
Подведение итогов.
Маршрутный лист.
Маршрут | Этапы | Баллы |
1. Волшебная поляна. 2. По следам. Робинзона. 3. Знатоки ботаники. 4.Охрана природы. 5. Поляна смекалистых. |
Первое задание.
Как определить дорогу?
- Вам стал попадаться подорожник. (значит где - то …)
2. Собирали ягоды и заблудились (спелая сторона ягоды …).
3. Перед вами пень. (по …).
4. Перед вами муравейник. (муравейник находится …).
Второе задание.
По приметам предсказать погоду (произойдет ухудшение или погода будет хорошей).
- Ласточки летают низко над землёй (ухудшение, дождь).
2. Сильно стрекочут кузнечики, громко квакаю лягушки(будет ясно).
3. Утром на траве роса (к хорошей погоде, дождя не будет).
4. Утром туман стелется по траве (к хорошей погоде).
5. Кувшинка закрывает цветок (ухудшение погоды, перед дождём).
Найдите ошибки в тексте.
Рассказ небылица.
Летом я жила в деревне. У бабушки большой огород, поэтому работы хватало всем: натаскать утром воды, в обед полить, вечером прополоть. Чего только нет на бабушкином огороде: картофель, капуста, морковь, огурцы, помидоры. Когда зацвели огурцы, мы обрывали все пустоцветы. Пришлось окучивать лук, морковь, поливать подсолнечник.
«Охрана природы»
Каждая команда отвечает на вопросы и выполняет практическое задание по охране природы.
1. Почему, особенно весной и в начале лета, нельзя шуметь в лесу? (птицы …).
2. Какая охота разрешена в лесу в любое время года? (…).
3. Какую первую помощь можно оказать дереву при механическом повреждении?
4. Из предлагаемого материала сделать птичью кормушку.
Г | а | л | к | а |
С | о | с | н | а |
О | с | и | н | а |
К | л | ё | с | т |
О | с | о | т |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры на занятиях ботанического кружка
Дидактические игры на учебных занятиях ориентированы на изучение определенного материала, бесстрессовый контроль знаний и способствуют более привлекательной для обучающихся организации учебного процес...
Ботаническая сказка
Была написана к семинару по экологии....
Внеклассное мероприятие "Планета ботаническая"
внеклассное мероприятие для 6-х кл....
Внеклассное мероприятие "Ботанический турнир"
разработка внеклассного мероприятия с презентацией...
"Ботаническая эстафета"
"Ботаническая эстафета"- это мероприятие "вне рамок урока", для учащихся 6 классов. В сценарии, предлагаются игры, загадки, викторины и др. виды проверки знаний по ботанике. Рекомендую провести в пери...
Ботанический урок игра "КВН"
Эта разработка направлена на активизацию познавательной деятельности у учащихся, на формирование широкого интереса и выявления эрудита среди учащихся...
Ботанический урок игра "КВН"
Эта разработка направлена на активизацию познавательной деятельности у учащихся, на формирование широкого интереса и выявления эрудита среди учащихся...