Духовно-нравственное развитие учащихся 9в класса через деятельность туристического клуба «Омега»
статья по теме
Современная школа, нагружая учащихся массой предметных заданий, не в состоянии дать общую подготовку к жизни, четкую ориентацию в основных жизненных ценностях, практическую готовность к решению реальных жизненных задач. Фантастическая неосведомленность ребят в самых главных “бытийных” вопросах оставляет их совершенно беспомощными и перед хаосом внешнего мира, и перед бурей собственных желаний. Именно это побудило меня работать в данном направлении компенсировать, хотя бы малую долю того, что недодает ребятам школа.. Еще А.В. Сухомлинский говорил об этом “ ... воспитывают не знания, не слова, не прекрасные беседы, а действия самих учащихся, направляемые умным, добрым и справедливым учителем”. Возможность получить этот необходимый опыт как раз и дают занятия активным туризмом, которые организованы в нашей школе № 15 туристическим клубом « Омега». Это- кружковые занятия, туристические слеты и соревнования, походы разных категорий сложности, различные экспедиции. В условиях туристического похода, соревнований наиболее безболезненно и естественно вводятся высокие нормы и ценности человеческого поведения, адаптация к самостоятельной жизни (без попечения родителей) подростков , поведения в экстремальных ситуациях. Все это подкрепляется мощными, положительными эмоциями за счет всего комплекса факторов, воздействующих на ребенка в путешествии: новизны и необычности обстановки, обилия информации, чувства безопасности, дружеского общения, реальной возможности самоутверждения в преодолении трудностей, физических нагрузок и т. д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_olgi_sergeevny_zaochnye_pedchteniya.zip | 18.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное развитие личности через деятельность туристического клуба «Омега»
Современная школа, нагружая учащихся массой предметных заданий, не в состоянии дать общую подготовку к жизни, четкую ориентацию в основных жизненных ценностях, практическую готовность к решению реальных жизненных задач. Фантастическая неосведомленность ребят в самых главных “бытийных” вопросах оставляет их совершенно беспомощными и перед хаосом внешнего мира, и перед бурей собственных желаний. Именно это побудило меня работать в данном направлении компенсировать, хотя бы малую долю того, что недодает ребятам школа.. Еще А.В. Сухомлинский говорил об этом “ ... воспитывают не знания, не слова, не прекрасные беседы, а действия самих учащихся, направляемые умным, добрым и справедливым учителем”. Возможность получить этот необходимый опыт как раз и дают занятия активным туризмом, которые организованы в нашей школе № 15 туристическим клубом « Омега». Это- кружковые занятия, туристические слеты и соревнования, походы разных категорий сложности, различные экспедиции. В условиях туристического похода, соревнований наиболее безболезненно и естественно вводятся высокие нормы и ценности человеческого поведения, адаптация к самостоятельной жизни (без попечения родителей) подростков , поведения в экстремальных ситуациях. Все это подкрепляется мощными, положительными эмоциями за счет всего комплекса факторов, воздействующих на ребенка в путешествии: новизны и необычности обстановки, обилия информации, чувства безопасности, дружеского общения, реальной возможности самоутверждения в преодолении трудностей, физических нагрузок и т. д.
Работать в данном направлении меня побуждает еще и стремление, желание детей к занятиям туризмом. Монотонность современной жизни не дает много впечатлений, а человеку, особенно в юности, свойственно желание увидеть мир, познать его во всем многообразии — умом, глазами, сердцем. Для подростков характерны неуемная жажда деятельности, стремление испытать свои силы, желание увидеть новые места, встретить интересных людей, понять окружающий мир. Поэтому туристические мероприятия (походы, экскурсии, соревнования), наполненные романтикой, приключениями и открытиями, пусть хоть и маленькими, и привлекают в наш клуб ребят.
В своей программеиспользую нормативные документы Министерства образования, методические материалы и рекомендации по организации и проведению туристко-краеведческой и экскурсионной работы в школах и учреждениях дополнительного образования, республиканского туристического центра, личный опыт участия в различных туристических мероприятиях, организации и проведения районных туристско-краеведческих мероприятий и походов. Уже более семи лет я руковожу туристическим клубом "Омега» в . В основу его программы я взяла концепцию, которая основывается на единстве туризма и краеведения, дающую возможность разностороннего развития учащегося, подготовки его к самостоятельной жизни, нацеленности его на активное освоение окружающего мира от своего родного гнезда, до дальних окраин Отечества. Программа содержит в себе три блока: образовательный, воспитательный и оздоровительный. В образовательный блок входят техника туризма и познание районов будущих путешествий. В воспитательный блок входят законы, правила, традиции, нормы поведения на природе и в социальной среде, повышение их общей культуры. Приобретение навыков самообслуживания, самоуправления, самовыживания, самоутверждения, т.е. навыков для решения проблем стоящих перед каждым молодым человеком. В оздоровительный блок входит система физических нагрузок и режим т.к. деятельности, содействующей оздоровлению учащихся, и приобщению к здоровому образу жизни. Так как члены занимаются по несколько лет до 11 класса, то ежегодные программы по содержанию естественно изменяются, неизменными остаются туристко-краеведческие занятия, сменяющие друг друга и позволяющие равномерно распределить содержание частей программы кружка и избежать недостатков предыдущих программ. Весь материал программы кружка дается крупными блоками, независимо от подготовленности кружковцев, но в определенном объеме. Например, на первом году обучения, готовясь к однодневному учебно-тренировочному походу первого цикла, совершенно не обязательно тему “Питание в водном походе” давать так, будто дети собираются в категорийный поход. Достаточно рассказать кружковцам, как можно организовать питание “на бутербродах и термосах”, т.е. перекус. Таким образом, все основные темы даются по расширяющейся и углубляющейся спирали, от простого к более сложному. Важнейшим положением концепции являются требования опережения нравственными позициями туристической деятельности, т.е. техники туризма, а так же деятельностный, практический подход. Важнейшим элементом программы на каждый год обучения являются участие в соревнованиях определенного уровня и итоговый туристический поход, в зависимости от года обучения одно, двух, трехдневные учебно-тренировочные и категорийные походы. Походы как и спортивные результаты туристов на соревнованиях являются своеобразным экзаменом для ребят на моральные качества, свои человеческие достоинства, на самостоятельность, выносливость, физическую подготовку, овладение туристическими навыками и умениями. Каждый ребенок непроизвольно оценивается всем коллективом, своими же друзьями и в зависимости от этой оценки у каждого свой определенный авторитет в группе. Именно это и ценят дети в занятиях туризмом. И как говорят сами: “Нас тянет сюда потому, что здесь ценят “не прикид”, а душевную щедрость, ценности. Здесь - забота, дружба, верность, честность, ответственность. Здесь, как в старые добрые времена, тебя спрашивают, не чей ты, а какой ты”.
Но что же конкретно дают детям занятия туризмом в нашем клубе «Омега»детям? Как может туризм являться школой жизни? На эти вопросы дает ответ и самоопределение. Детско-юношеский туризм — это средство гармонического развития подростков, реализуемое в виде формы отдыха, спорта.. Это определение, прежде всего, указывает на то, что в туризме интегрируются все основные стороны воспитания необходимые подросткам в дальнейшей жизни. Примеры этому уже совершенные походы и результаты соревнований, а так же высказывания и мнения детей, занимающихся в туристическом кружке, что для меня является основным критерием оценки моей работы. Походы помогают воспитывать у учащихся любовь к Родине, патриотизм, гражданственность. Любить что-то абстрактное, гордиться чем-то неизвестным, пытаться изменить к лучшему непонятное, не увиденное ,конечно, невозможно. А вот в походах, на экскурсиях по своей малой Родине школьники познают наше Отечество: природу, историю, культуру, реальную жизнь. Именно эти впечатления детства имеют исключительное значение в формировании любви к Родине. Чем полнее и ярче будут эти впечатления, тем глубже будет чувство Родины, патриотизма, гражданственности. Туристические мероприятия учат детей жить в коллективе, подчиняться его законам, правилам поведения, приучают к порядку и дисциплине. Дисциплинированное поведение школьников в походе -это не слепое послушание, а сознательное и активное стремление каждого участника к выполнению своих обязанностей перед коллективом. От того как каждый участник относится к своим поручениям зависит благополучие всей группы. На этой основе возникают отношения традиционного сотрудничества, взаимопомощи, ответственности, соподчинения, руководства и контроля цементируют эти отношения единые цели и задачи, их высокая общественная значимость. В процессе коллективной деятельности хорошо формируются организаторские качества ребят. Этому содействуют следующие особенности нашей туристической деятельности: четкая организация работы, коллективный характер деятельности, наглядность результатов. Организаторская активность ребят возрастает в зависимости от общественной ценности коллективного труда. Как выяснилось( после проведенных социалогичеких опросов учащихся и родителей. См .Приложение №1), что в туристической деятельности, особенно в походах, огромное значение имеет труд, общественно полезная работа, при подготовке, проведении и подведении итогов туристического мероприятия. Важно это потому, что большинство учащихся в школе часто не имеют постоянных общественных поручений, а не которые есть, не все соответствуют их возрастным особенностям и интересам. Поэтому ребята выполняют работу без особого желания. Нередко преподаватели отводят для учащихся только исполнительские роли, что не способствует формированию активности. Наши походы, экспедиции предоставляет учащимся возможность для творческой деятельности, ибо имеет достаточно широкий набор “административных” (хозяйственных) и “научных” (краеведческих) должностей. Занимаясь в кружке по несколько лет, каждый ребенок пробует себя в различных формах деятельности. Он будет: штурманом, казначеем, завхозом по питанию, по общественному снаряжению, санитаром, костровым, рем. мастером, фоторепортером, экскурсоводом, краеведом и т. д., а сколько он выполняет разовых, сменных поручений. При таких условиях каждый ребенок имеет возможность проявить себя, свои способности в той или иной деятельности, т.е. самоутвердиться. При выполнении общественных поручений у ребят вырабатываются такие черты характера, как ответственность, добросовестность, активность, творчество, умение доводить начатое дело до конца. Общественно полезная трудовая деятельность школьников в туризме занимает ведущее положение еще и потому, что в походе полное самообслуживание. Никто вместо тебя не заготовит дров. Не приготовит еду, ночлег, не постирает, не помоет посуду и еще очень многое, что придется делать тебе самому. Чрезвычайно важно и то, что в процессе трудовой деятельности формируется психологическая готовность к труду, вырабатываются организационные и исполнительские качества. Занятия туризмом развивают у школьников самостоятельность. Основной принцип руководства туристическими группами - демократический, то есть, когда все решения принимаются ребятами самостоятельно, а руководитель вмешивается в крайних случаях. Такому положению способствует и четкое распределение обязанностей в группе. Получая какую-либо должность, ребенок начинает чувствовать свою значимость и незаменимость в коллективе и, конечно же, у него воспитывается самостоятельность, особенно в походных условиях. Туризм несет в себе большой познавательный потенциал, возможность широкого, активного, эмоционального познания окружающей действительности. Все это расширяет кругозор учащихся, развивает любознательность, усиливает интерес к знаниям, открытиям. Туристические мероприятия и подготовка к ним помогают ребятам приобретать опыт общения с окружающими людьми, решая различные текущие вопросы. В совместной деятельности, особенно в автономных условиях ребята накапливают опыт формирования отношений друг с другом и взрослыми людьми (руководителями), проявляют свои лучшие качества, высокие нормы и ценности человеческого поведения: дружба, взаимовыручка, щедрость, понимание, забота о более слабых. Занятия туризмом укрепляют здоровье, тренируют организм, закаляют характер, вырабатывают такие качества как выносливость, сила, ловкость, воспитывают волевые качества. Эти качества необходимы кружковцам и на соревнованиях и в категорийных походах, когда 50-80 км надо преодолеть за 3-5 ходовых дней. Когда нестерпимо болят спины, ноги от усталости, кисти почти не разгибаются, а на ладонях кровавые мозоли и трещины. Но спорт есть спорт. Добиться здесь хороших показателей могут только сильные духом, закаленные, выносливые ребята. Туризм для подростков это и романтика и приключения и реализация потребностей в риске. Походы позволяют наиболее полно удовлетворить эту потребность. Здесь все время надо быть начеку, преодолевая быстрины, завалы, лавины, , мели, топляки, а не просто грести веслами или идти пешком с рюкзаком за спиной . А сюрпризы природы: ураганный ветер, каждодневные дожди, град среди лета и многие другие опасные, экстремальные ситуации которые надо преодолеть, найти выход. Интересный парадокс, по статистическим данным, находясь в походе, человек рискует в десятки раз меньше, чем оставаясь дома, объясняется не отсутствием опасности, а готовность и умением ее преодолевать. В походе реализуется возможности каждого, происходит становление личности, ее самоутверждение и еще многое другое необходимое подростку в повседневной жизни и подготовке его к самостоятельной жизни. Из детских высказываний, сочинений, газетных статей и непосредственного общения с ребятами видно, что у них есть желание и стремление заниматься самодеятельным туризмом. Несмотря на то, что очень много детей поступают к нам с ослабленным здоровьем, отстающие в физическом развитии, хроническими заболеваниями (тонзиллит, ринит, гастрит и т.д.), , они с большим удовольствием занимаются туризмом и желающих с каждым годом растет все больше. Текучесть детей в туристическом кружке малочисленная . Наша команда признана одной из лучших в районе по туристическому мастерству, получила признание республиканского туристического центра.( первое место в республиканском конкурсе) Наши туристы помогают в судействе туристических слетов. Дети с огромным удовольствием оказывают помощь в подготовке и проведении различных школьных соревнований. Они принимают активное участие в районных туристических слетах, совершают однодневные и многодневные походы (пешие, лыжные, водные), ночуют зимой в палатках, участвуют в районных научно-методических конференциях. Такая деятельность способствует формированию активной жизненной позиции молодого человека.
В походах члены клуба учатся видеть, ”пробовать на вкус” природу. Непосредственное общение с природой учат детей бережному отношению к ней, способствует экологическому воспитанию. Неотъемлемой частью туристических походов является и эстетическое воспитание, которое начинается с общения с родной природой, благодаря чему ребенок оттачивает, утончает свои чувства. Природа побуждает ребят к живописи, поэзии.
Хочется закончить свою статью слова К.Д.Ушинского о воздействии природы на душу ребенка: ”Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога, что день, проведенный ребенком среди рощ и полей ... стоит многих недель, проведенных на учебной скамье»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное развитие личности через деятельность туристического клуба "омега"
Духовно-нравственное развитие личности через деятельность туристического клуба «Омега» Современная школа, нагружая учащихся массой предметных заданий, не в состоянии дать общую подготовку к жиз...
Духовно-нравственное воспитание личности учащегося через проектные технологии
Духовно-нравственное воспитание личности учащегося через проектные технологии...
Статья "Духовно-нравственное воспитание личности учащегося"
Статья- выступление о духовно-нравственном воспитании на уроках информатики. Задача учителя информатики те только научить применению информационных технологий, но и приобщить в процессе о...
Духовно-нравственные основы развития и воспитания личности подростка
материал для учителя...
«Духовно-нравственное воспитание, развитие младших школьников» «Наши верные друзья»
- Много тысячелетий живут на планете рядом с человеком звери, птицы, рыбы. Они тоже, как и мы могут сказать: «Эта Земля моя». Мы должны научиться жить с ними в мире, не причиняя зла. ...
Программа занятий внеурочной деятельности по духовно – нравственному ( нравственному) развитию, воспитанию обучающихся 8 -9 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 вариант)
Программа занятий внеурочной деятельности по нравственному развитию, воспитанию обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана для учащихся...
Презентация программы внеурочной деятельности духовно-нравственного направления развития личности для учащихся 1-4 классов "Волшебная шкатулка" (техники декоративно-прикладного искусства и авторская игрушка).
В презентации программы внеурочной деятельности "Волшебная шкатулка" (техники декоративно-прикладного искусства и авторская игрушка) представлены цель и задачи курса, формы и режим проведени...