Детская наркомания
методическая разработка по теме
В настоящее время в России отмечаются факты омоложения числа лиц, употребляющих и злоупотребляющих наркотическими средствами. Анкетированием было установлено, что с 12-13 лет дети из средств массовой информации уже знают, что есть такие вещества и есть лица, употребляющие их.
- В статье освещены причины употребления наркотических веществ, что очень важно для работы с детьми и подростками. Выведены и определены условия, способствующие раннему знакомству с наркотическими веществами, проанализирована ситуация, сложившаяся в настоящее время, выведена основная цель – уберечь детей и подростков от пагубного влияния наркотиков в подростковой и молодежной среде.
Если подросток будет окружен вниманием со стороны семьи, школы, надежных друзей, врачей, милиции и это внимание будет не формальным, а дружеским и искренним, то его шансы на употребление наркотиков резко снизятся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация
В настоящее время в России отмечаются факты омоложения числа лиц, употребляющих и злоупотребляющих наркотическими средствами. Анкетированием было установлено, что с 12-13 лет дети из средств массовой информации уже знают, что есть такие вещества и есть лица, употребляющие их.
- В статье освещены причины употребления наркотических веществ, что очень важно для работы с детьми и подростками. Выведены и определены условия, способствующие раннему знакомству с наркотическими веществами, проанализирована ситуация, сложившаяся в настоящее время, выведена основная цель – уберечь детей и подростков от пагубного влияния наркотиков в подростковой и молодежной среде.
Если подросток будет окружен вниманием со стороны семьи, школы, надежных друзей, врачей, милиции и это внимание будет не формальным, а дружеским и искренним, то его шансы на употребление наркотиков резко снизятся.
Особенности детской наркомании.
Чтобы понять такой сложный феномен как детская наркомания, необходимо научно обосновать причины их возникновения и распространения, выявить социальные, биологические, психологические механизмы их возникновения, а так же создать социально-психологические службы, нацеленные на профилактику наркомании в школьных коллективах, неформальных объединениях и по месту жительства. Это позволит определить общие и специфические рамки помощи детям, употребляющим наркотики
Подростковый возраст специфичен. У подростков ярко выражена познавательная активность, социальная конфликтность. Высокая активность организма на фоне недостаточного сформированных защитных сил сочетается со значительной нервно-психической неустойчивостью, дисграмоничным развитием и низким самоконтролем. В этом возрасте отсутствует внимание к своему здоровью. Подростки стремятся к самоутверждению и самостоятельности, активно добиваясь этого различными способами.
Особенности детской наркомании можно проследить на уровнях: микроуровне (социокультурный аспект), мезоуровне (психофизиологический аспект), макроуровне (личностный аспект).
Социокультурный аспект особенностей детской наркомании включает:
- массовое увеличение злоупотребление наркотическими препаратами среди детей и подростков, причем у подростков влечение к наркотику очень долго остается психическим;
- «омоложение» контингента лиц, употребляющие наркотические средства, до 13-14 лет;
- изменение социального статуса подростков, начинающих употреблять наркотические препараты.
Если еще пять лет тому назад дети из неблагополучных семей, где ведущими факторами были криминальность родителей, жестокие внутрисемейные отношения, то на сегодняшний день число наркоманов пополняется подростками из благополучных семей с высоким достатком. Существующая в этих семьях финансовая свобода подростка, достаток денежных средств, невысокие морально-этические нормы приводят к формированию особой молодежной субкультуры, в которой ведущей ценностью становится свободное времяпровождение, а наркотики выступают атрибутом определенного стиля жизни. Престижные дискотеки, концерты рок-звезд, молодежные «тусовки» становятся теми «наркоопасными» местами, в которых свободно продаются наркотические вещества;
- переход от «легко доступных» психоактивных веществ, какими являлись в 80-х годах транквилизаторы, барбитураты препараты конопли, к таким дорогостоящим и престижным наркотикам, как кокаин, героин, «экстази», наносящие более разрушительное действие на организм подростков, вызывающие быстрое привыкание к наркотикам и приводящие к деградации личности. Вместе с тем сохраняется определенная группа подростков, которые из-за нехватки средств употребляют дешевые, «грязные» наркотики. В отличие от взрослых, которые, пристрастившись к наркотикам, как правило, стараются использовать более мягкие наркотики (марихуану, алкоголь), молодежь стремится к наркотическим веществам сильного действия, когда наркотическое опьянение не расслабляет, а имеет двигательную активную окраску;
5) в связи с тем, что принятие детьми наркотических препаратов не одобряется обществом, подростки употребляют их тайком, принимая большую дозу одномоментно;
6) распространение мифов о наркомании.
Миф первый: детям свойственно ощущать себя бессмертными и бесстрашными, поэтому они считают: «Я только попробую это не страшно и не опасно».
Миф второй: «Я в любое время могу отказаться; я не наркоман».
Миф третий: «Алкоголь и табак - это тоже наркотики, но человек принимает их, и это является общественно одобряемым, поэтому нет ничего страшного в принятии легких наркотиков».
Опасность данных мифов состоит в недооценке наркотиков: после первого же приема ухудшаются все компоненты здоровья — физические (биологические, экологические) генетические, социальные, психические (душевные и духовные), и этот процесс стремительного падения не останавливается.
Психофизиологический аспект особенностей детской наркомании и алкоголизма связан со спецификой подросткового организма. Он включает:
1) быстрое привыкание детского организма к наркотическим веществам и спиртным напиткам. Если у взрослого человека переход от пьянства к алкоголизму занимает 5-10 лет, то у ребенка формирование хронического алкоголизма происходит в 3—4 раза быстрее. Это объясняется анатомо-физиологическим строением детского организма. Мозговая ткань ребенка, в отличие от взрослого богаче водой и беднее белком. В воде алкоголь хорошо растворяется и усваивается организмом, только 7% его выводится легкими и почками. Остальные 93% действуют как яд, оказывая разрушительное действие на все органы и системы и вызывая быстрое привыкание организма к этому яду;
2) быстрое развитие наркотической зависимости и запойного пьянства. Для подростков становится нормой употреблять наркотики и спиртные напитки по любому поводу. При этом в состоянии легкого наркотического опьянения они начинают чувствовать себя неуверенно. Более того, трезвость становится для них странным состоянием. Поэтому характерно стремление к полному опьянению;
3) злокачественное течение болезни. В подростковом и юношеском возрасте организм находится в стадии формирования, устойчивость центральной нервной системы к действию наркотиков и алкоголя снижена, вследствие чего происходят глубокие и необратимые процессы ее разрушения;
4) низкая эффективность лечения. У широкого круга подростков употребление наркотиков и алкоголя включается в структуру потребностей, о чем свидетельствует: высокий уровень распространенности употребления наркотических веществ среди опрошенных несовершеннолетних и их товарищей; высокая активность (в том числе и противоправная) в поисках наркотиков и алкогольных напитков или средств для их приобретения; широкий набор поводов для употребления наркотических препаратов и алкоголя и их систематическое употребление.
Личностный аспект, связанный с психологическими особенностями характера наркомана включает:
- снижение самоконтроля. Безвольный человек легко идет на нарушение общественных норм, становится послушным исполнителем чужой воли, чужих нравственных представлений и оценок. Руководствуясь наркотиками, он совершает противоправные и аморальные действия;
2) удовлетворение любопытства подростка относительно действия наркотического вещества; познание приносящего удовольствие, нового, волнующего и таящего опасность опыта, достижение чувства полного расслабления, а иногда «ясности мышления» и «творческого вдохновения». Применение наркотиков и алкоголя взрослыми редко диктуется любопытством. Здесь выступают другие мотивы — стремление добиться спокойствия, легкости, душевного равновесия. Возникновение чувства любопытства по отношению к наркотическим веществам свидетельствует о широчайшем распространении в России «наркокультуры», которая подогревает это любопытство (ведь ни у кого не возникает желания из чувства любопытства попробовать воды из уличной лужи), и недостаточной борьбе с ней государственных и общественных институтов;
3) следование молодежной моде. Так, популярным видом молодежных развлечений становятся ночные дискотеки, где предполагаются танцы без перерыва в течение 10 часов. Чтобы выдержать такую физическую нагрузку, молодые люди должны быть хорошо подготовлены: иметь хорошую танцевальную, физическую, силовую форму. Но не все юноши и девушки способны выдержать этот ночной марафон под оглушающую музыку. Поэтому в молодежной среде очень быстро стали распространяться психоактивные вещества «для безудержного веселья», например, наркотик «экстази». Под действием только одной таблетки можно танцевать без перерыва, не ощущая усталости, в течение 10-12 часов. Или другое направление в моде — увлечение музыкой. Для обострения восприятия модной музыки, сексуальной расторможенности молодые люди начинают принимать психостимуляторы и психоделические вещества.
Виды наркомании
На сегодняшний день существует неболезненное и болезненное употребление наркотиков:
Неболезненный прием наркотиков часто сопровождается неприятными ощущениями: головокружениями, тошнотой, слабостью, галлюцинациями, бредом. Это удерживает некоторых детей от дальнейшего их приема.
У тех же, кто продолжает прием наркотиков, возникает влечение к ним, называемое в науке абстиненцией (наркотическим голодом) и ведущее к тяжелым душевным и физическим страданиям, желанию чаще принимать и увеличивать дозы – болезненный прием. И в медицине это классифицируется как болезнь, где наркоман становится рабом своей привычки, и без медицинской помощи никому не удается вырваться из этого порочного круга.
Разновидностью наркомании является токсикомания. При токсикомании вместо наркотиков в организм вводится различные химические вещества, в том числе непредназначенные для внутреннего применения, такие пары бензина, средства бытовой химии и т.д. Токсикоманы, как правило, это подростки 13-14 лет, не понимающие последствия отравления ядами своего организма. Опасность токсикомании состоит в том, что дети в результате интоксикации (отравления) организма либо погибают, либо совершают действия ведущие к их гибели. Но если токсикоман остается жить, то воздействие ядовитых паров на детский организм приводит к необратимым последствиям: инвалидности, умственной неполноценности.
Причины детской наркомании
Основными причинами наркомании в подростковом и юношеском возрасте названы: неблагополучие семьи, самоутверждение, позитивная реклама в СМИ, незанятость свободного времени, отсутствие знаний о последствиях наркомании, неустойчивость психики, неумение справляться с трудностями. Подростки, которым нечем заняться, которые не находят поддержку в семье, постепенно изгоняются из школьной среды, находят свое место в делинквентных и криминальных группах, где употребление наркотиков становится патологическим атрибутом времяпровождения
К проблемам детской наркомании, в частности, к ее причинам и последствиям, обращались медики, педагоги, психологи. Благодаря их исследованиям установлены следующие причины подростковой наркомании: особенности характера наркоманов (микроуровень); психические и физические расстройства их организма (мезоуровень); социально-культурное влияние на их личности (макроуровень) (рассмотрено выше)
В зависимости от возраста ребенка причины, побудившие его обратится к наркотическим веществам, различны,но заметна тенденция изменения и осложнения этих причин по мере взросления ребенка: происходит постепенное становление личности, утверждаются жизненные позиции, ощущается социальная несправедливость, неустроенность быта, возникает разочарование в людях. Ребенок переживает крушение жизненных интересов, страх, тревогу перед будущим. В результате чего он приобретает в лице наркотиков «кривое зеркало», в котором отражаются асоциальные ценности, мнимая смелость и уверенность в себе.
Еще одна причина – усиленные притязания на взрослость, употребление ради самоутверждения в группе сверстников
Неблагополучие семьи – основной показатель наркотизации подростков.
Нравственно-эмоциональная сторона семейных отношений – важнейшее условие нравственного развития детей. Характер этих отношений выступает в качестве главного обстоятельства благополучия или неблагополучия семьи, от которого зависит успех или неуспех семейного воспитания.
Типы семей «группы риска» по наркотизации
Выделяют насколько типов семей, в которых ребенок начинает употреблять наркотические вещества чаще, чем в других семьях.
- Конфликтные семьи. Отношения между членами семьи строятся по типу соперничества, изоляции, невротического дополнения. В таких семьях искажается восприятие близких. Члены семьи приписывают друг другу преимущественно отрицательные качества и намерения. Чтобы добиться каких-либо уступок, дети начинают злоупотреблять наркотиками или протестовать.При пассивном протесте, вследствие несправедливого отношения к ребенку со стороны родителей, он замыкается в себе. В случае активного протеста дети могут убегать из дома, воровать вещи, драться.
- Десоциализированные семьи. Как правило характеризуются низким материальным уровнем, санитарной запущенностью, неорганизованным бытом и антисоциальным образом жизни, семьи активно формируют у ребенка, находящегося в постоянном конфликте с окружающим их социумом, агрессивно-оборонительное отношение к внешнему миру. У него формируется потребность скрывать наркотические пристрастия своей семьи. Он внутренне переживает свою неполноценность. Чувствуя себя в опасности в своем доме, где должен был бы чувствовать себя защищенным, он социально изолирует себя. Ребенок видит несоответствие между тем, что говорят, и что делается в его семье. Так как в таких семьях очень часты ссоры, у ребенка формируется чувство вины и пониженная самооценка. Дети в таких семьях могут стать жертвами сексуального оскорбления, домогательства или насилия, испытывают долгое время чувство стыда, ненависть, подавленность.
У детей и подростков в неблагополучных семьях, как правило, не развита культура общения. Отсутствие душевной близости с родителями и контактов со сверстниками из благополучных семей, некоммуникабельность приводит к поиску уличной компании, часто неоднородной по возрасту, где подростки имеют реальные возможности для самоутверждения, прежде всего через приобщение к наркотическим традициям компании.
Наркотики как время препровождения.
В связи с резким уменьшением числа внешкольных детских и юношеских учреждений, падением престижа общественных организаций, завышенной платой за всевозможные дополнительные образовательные услуги (обучение музыке, танцам и т.д.) большинство подростков испытывает избыток свободного времени. Объединение в компании, не занятые полезной деятельностью подростки, как правило, начинают употреблять наркотические вещества. Круг активной социальной жизни ограничивается проблемами и интересами компании, в которой можно иногда встретить лиц, ранее судимых, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Новый член такого микроколлектива почти обречен на прохождение обязательной программы, начинающейся с хулиганских действий в состоянии наркотического опьянения, а заканчивающейся нередко и серьезными правонарушениями.
Уровни вовлеченности в наркотизацию
1. Нулевой уровень – не пробовали, не употребляли благодаря личной установке на полную трезвость. Мотивы: убежденность в отрицательном влиянии наркотиков на организм, самочувствие и поведение
2. Начальный уровень характеризуется пробными, единичными или очень редкими случаями употребления наркотиков, причем употребления сопровождается комплексом неприятных ощущений Мотивы: любопытство, приобщение к миру взрослых, быть как все.
3. Уровень эпизодического употребления наркотиков характеризуется знакомством с различными наркотическими веществами. Небольшие дозы вызывают эйфорию. Мотивы употребления: повысить настроение, обрести уверенность в себе; повысить коммуникабельность, уйти от проблем.
4. Уровень высокого риска отличается тем, что расширяется число поводов для принятия наркотиков, обычно более двух раз в месяц. Мотив: повысить свой тонус или расслабиться, снять стрессовую ситуацию, весело провести время в компании. На этом уровне проявляется активное стремление к употреблению наркотиков, осознается их возбуждающее действие. Под действием наркотических веществ у подростков не только появляется повышенное настроение, но и возрастает активность, агрессивность. Устанавливаются контакты с выпивающими подростками, как правило, старше на несколько лет. Подростки обучаются скрывать состояние опьянения от взрослых. Принятие наркотиков провоцируется компанией, их доступностью, наличием у подростков свободных денег, избытком незанятого времени. На данном этапе выявляется склонность, но еще не зависимость от наркотических веществ.
5. Уровень выраженной психической зависимости от наркотиков. Наркотическое опьянение превращаются в наиболее желанное психическое состояние используется подростками как регулятор поведения и настроения. Мотивы: временно уйти от реальности, достичь уже известную эйфорию, повысить уверенность в себе. На этапе злоупотребления наркотиками происходит адаптация организма к новым условиям, определяемым постоянной наркотизацией. На этом уровне формируется психическая зависимость от наркотиков. Изменяется суточный ритм приема наркотических веществ. Влечение к ним происходит теперь не только в вечерние часы, но и в течение всего дня, при этом суточная доля приема возрастает. При воздержании от приема наркотиков подростки становятся раздражительными, возбудимыми, у них часто меняется настроение в сторону понижения, нередко проявляется конфликтность и агрессивность. Они превращаются в активных инициаторов выпивок и принятия доз наркотических веществ, вовлекая в это младших детей. Наряду с педагогическими и воспитательными воздействиями здесь необходимы медицинские меры — обращение и лечение у нарколога.
6. Уровень физической зависимости от наркотиков. Формируется повышенная переносимость наркотиков и спиртного, появляется синдром ломки, не контролируется количество приема наркотических веществ. Мотивы: устранить плохое самочувствие вследствие предыдущей выпивки или принятия наркотического вещества, отключиться от реальности, повысить жизненный тонус. На данном уровне происходит одновременно усиление психической зависимости наряду с физической и изменение ее содержания. На этом этапе четко выражен синдром ломки, во время которого отмечается тревожно-подавленное настроение, обидчивость, плаксивость, нарушение физиологических функций организма: повышенная потливость, мелкая дрожь в руках, учащенное сердцебиение. У подростка очень быстро формируются патологические черты личности, такие, как раздражительность, вспыльчивость, злобность, агрессивность, грубость.
Замедляется интеллектуальное развитие. Дети часто пропускают занятия, плохо учатся, иногда уходят из дома и бродяжничают. На данном этапе необходимо срочное стационарное лечение.
7. Уровень наркотического распада личности характеризуется неудержимым желанием продолжать прием наркотиков, добывать их любыми средствами. У подростка снижается переносимость наркотиков, возникает психическая зависимость, которая во многом перекрыта тяжелой физической зависимостью. Мотивы: стремление устранить болезненное состояние. Здесь можно говорить о начале органического поражения мозга (слабоумие, личностные изменения), когда подростки теряют контроль за дозой, и, оглушенные, одурманенные, доводят себя до смертельного отравления. В этом случае подростка необходимо срочно помещать в специальную клинику под постоянное наблюдение специалистов.
Выводы
Детская наркомания имеет свои социальные, психологические и физиологические особенности, она сложна для диагностики, лечения, социальной реабилитации, требуют длительной лечебной и реабилитационной работы по реконструкции личности подростка, восстановлению утраченных социальных связей.
В раннем возрасте нужно помогать ребенку в нахождении самого себя в какой-либо деятельности, для того, чтобы подросток не пошел в сторону наркомании. Ведь наркомания ведет человека в лучшем случае в тюрьму, в худшем – к смерти. Нужно занимать ребенка полезными делами в таком возрасте, в каком он узнает о наркотиках и у него просыпается интерес к наркотикам, когда у него высокая потребность в новых ощущений, в период наибольшей вероятности его дезадаптации. Узнают дети о наркотиках в раннем подростковом возрасте избежать зависимость подростков к наркотикам легче в самом начале, когда у него только формируется устойчивое отношение к окружающему, для этого необходим комплекс мероприятий, направленных на предупреждение формирования негативных ценностей и мотивов употребления ПАВ, пропаганду здорового образа жизни. Подчеркивая особую роль первичной профилактики, необходимо отметить, что особое внимание нужно обращать на детей «группы риска».
Литература
- Федеральный закон от 8 января 1998 года №3-Ф3 «О наркотических средствах и психотропных веществах» (статья 4, пункт 2);
- Аддиктивное поведение: теория и практика: методическое пособие/ Авт.-сост.: И.Н.Хоменко. – Чита: ЧИПКРО, 2007.
- Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. 2-е изд., испр.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.
- Косвенные признаки, характерные для наркоманов: Памятка-буклет для учителей, родителей (Комитет здравоохранения. Областной наркологический диспансер. Кабинет медицинской профилактики). Чита, 2007.
- Овчарова Р.В. рабочая книга социального педагога. – М.: Сфера, 2001.
- Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога/Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2001.
- Практическое руководство для врачей и учителей/ Наркомания и алкоголизм – формы проявления девиантного поведения детей, подростков.- Чита,2007.
- Шульга Т.И., Олиференко Л.Я. Психологические основы работы с детьми группы риска в учреждениях социальной помощи и поддержки. – М.,1997.
Приложение
Рекомендации для родителей.
Как узнать, что твой ребенок принимает наркотические вещества?
Наркоманы даже молодого возраста выглядят старше своих лет, кожа у них сухая дряблая с ранними морщинами, волосы ломкие, тусклые, ногти ломкие, зубы часто гнилые или вообще отсутствуют.
Больные истощены, причем, чем старше «стаж» у наркомана, тем больше потеря в массе тела. Кожные покровы чаще бледные с желтоватым или землистым оттенком. На коже у наркоманов гнойнички, которые после себя оставляют пигментные пятна.
На теле больного обнаруживаются множественные следы от инъекций, чаще всего по ходу вен (в области локтевых сгибов, на предплечьях, на тыле кистей, стоп, на шее и даже мошонке). Вены уплотнены, прощупываются в виде плотных жгутов, видны пигментированные «дорожки» со следами старых и свежих инъекций.
Косвенные признаки злоупотребления наркотическими препаратами.
Изменения в поведении, например, необычная работоспособность, стремление к
творческой деятельности, которая ранее не отмечалась, или же потеря
интереса к прежней деятельности, повышенная раздражительность,
длительные отлучки из дома, приступы голода, позднее пробуждение.
Резкие изменения в поведении особенно заметны у подростков, они грубят родителям, учителям, пропускают уроки в школе, убегают из дома, живут в подвалах, попрошайничают, совершают правонарушения.
К косвенным признакам злоупотребления наркотическими препаратами
также относятся:
- внезапный интерес к фармакологическим препаратам;
- частое появление в аптеке и поликлинике;
- стремление завязать знакомство с медицинскими работниками
- обнаружение облаток от снотворных или седативных препаратов, шприцев, игл, различных закопченных ковшиков или другой небольшой посуды для выпаривания наркотических препаратов.
Ведущим признаком проявления наркомании остается появление абстинентного синдрома. Первым признаком абстиненции будет изменение психической сферы : от тревоги до депрессии, нарушение сна, аппетита. Расширение зрачков, повышенная потливость, нарушения сердечно сосудистой деятельности, диспепсия - характерны для любой абстиненции. Так, при опийной и гашишной абстиненции пот у больного «холодный», а при барбитуровой и алкогольной «горячий». При опийной абстиненции — частый жидкий стул с тенезмами. Озноб, «гусиная кожа» характерны также для опийной абстиненции. Такие признаки, как слезо- и слюнотечение, характерны только для опийной
абстиненции.
Коричневый налет на языке характерен злоупотреблении снотворными препаратами и транквилизаторами, гладкий, малиновый язык – при отравлении эфедроном.
В обществе сложилось снисходительное отношение к больным наркоманам,
пренебрежение, неуважение, недоверие, отношение как к людям
неполноценным. Наркоман не осознает себя больным человеком, чаще ему
кажется, что стоит ему захотеть и он может прекратить употребление
наркотиков. Наркотизация — это цель жизни наркомана.
Лечиться наркоманы в большинстве случаев не хотят, особенность болезни
лишает их критической оценки своего состояния и своего будущего.
Наслаждение, даваемое наркотиками, создает стойкую систему взглядов
подобно бреду, Мышление больного искажается, теряет значимость все, что
не связано с наркотизацией, прежние интересы и привязанности уходят на
последний план. Наркоман не любит наркоманов, он всегда находит повод осудить
товарищей, особенно начинающих наркотизацию, называя их
«мартышками». Он не любит, хотя и боится, наркоманов с тяжелым
криминальным прошлым. При многолетней наркотизации больного
нежелание лечиться отражает его жизненную позицию: социальные связи у
него давно порваны, отмечается эмоциональный и интеллектуальный дефект
личности.
В СЛУЧАЕ ПОЯВЛЕНИЯ КОСВЕННЫХ ПРИЗНАКОВ У ВАШЕГО
РЕБЕНКА ОБРАЩАЙТЕСЬ ЗА КВАЛИФИЦИРОВАННОЙ
МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩЬЮ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл бесед с родителями "Здоровье ребенка в наших руках". Причины, признаки и профилактика детской наркомании
Презентация к родительскому собранию....
Занятие по профилактике наркомании среди учащихся «Говоря наркотикам НЕТ, ты говоришь здоровью ДА» Занятие по профилактике наркомании среди учащихся «Говоря наркотикам НЕТ, ты говоришь здоровью ДА»
Занятие по профилактике наркомании среди учащихся«Говоря наркотикам НЕТ, ты говоришь здоровью ДА»Проблема: все ли я знаю о наркотиках?Цель: формировать у учащихся навыки ЗОЖ.Задачи: - позна...
Классный час "Стадии развития НАРКОМАНИИ и жизнь наркоманов"
СТАДИИ РАЗВИТИЯ НАРКОМАНИИ И ЖИЗНЬ НАРКОМАНОВ...
Психолого - педагогическое консультирование о детской наркомании
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"4958672","attributes":{"class":"media-image","height":"100px","width":"100px"}}]]Консультация педагога - психолога...
"Пока беда не вошла в дом" - беседа с родителями по профилактике детской наркомании.
Каждый из нас знает какое пагубное и даже убивающее действие оказывают наркотики на организм человека и тем более на детей. Но не каждый родитель сможет самостоятельно справится с этой бедой. По...
Презентация по профилактики детской и подростковой наркомании
Презентация по профилактики детской и подростковой наркомании...
"Профилактика наркомании в детской и молодёжной среде: из опыта работы".
laquo;Профилактика наркомании в детской и молодёжной среде: из опыта работы»....