"Профилактика наркомании в детской и молодёжной среде: из опыта работы".
материал

Гучетль Эмма Вячеславовна

«Профилактика наркомании в детской

и молодёжной среде: из опыта работы».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Образовательный центр № 10 Майкопского района»

«Профилактика наркомании в детской

и молодёжной среде: из опыта работы».

Гучетль Эмма Вячеславовна,

социальный педагог МБОУ

«ОЦ № 10 Майкопского района»

х. Красная Улька – 2022г.

Оглавление

                                                                                                                               

Раздел I. Введение. Обоснование актуальности темы………………………….3

Раздел II. Профилактика наркомании в детской и молодёжной среде:

опыта работы…………………………………………………………………....4-6

Раздел III. Заключение……………………………………………………………7

Список литературы………………………………………………………………..8

Раздел I. Введение

Проблема наркомании среди детей, подростков и молодежи насчитывает не более 25 лет, однако очень актуальна в наши дни. В настоящее время потребление наркотиков в мире характеризуется огромными цифрами. Во всем мире отмечается рост употребления наркотической продукции детьми и подростками, часто наркотики доступны на улице, в обществе сверстников, подобные прецеденты встречаются даже в общеобразовательных учреждениях.

В связи с этим во многих странах мира, а также в России все большее внимание уделяется проблеме наркомании среди подростков и молодежи, проводятся исследования с целью изучения масштабов употребления наркотиков подростками и молодежью, выявления факторов, способствующих развитию употребления наркотиков детьми и подростками, и дальнейшего использования полученных данных для разработки антинаркотических компаний.

Важно отметить, что в последнее время наркомания значительно «помолодела». Средний возраст страдающих наркозависимостью находится в диапазоне 16-18 лет. По статистике от общего количества страдающих наркоманией 60 % — это молодые люди от 16 до 30 лет. Пятая часть – это школьники, принимающие наркотики с 9-13 лет. Нередки случаи приобщения к наркотикам 6-7-летних детей.

В России проблема употребления наркотиков подростками на сегодня приобрела ужасающие размеры. Еще лет пять назад 16-летний наркоман был клинической редкостью, сейчас же подростки составляют третью часть наркозависимых, обратившихся за медицинской помощью.

Все больше и больше детей начинают злоупотреблять медикаментами. Причин весьма много. Некоторые стремятся получить просто удовольствие. Кто-то хочет лучше учиться. Другие заглушить тревогу. А есть те, кто болен эмоционально или физически и просто ищет облегчения. Заядлыми поедателями таблеток становятся даже 12-летние дети. Иногда они покупают их через веб-сайты, где не задают лишних вопросов, - а таких сайтов в Интернете сотни тысяч. Иногда – достают у так называемых друзей. Самое страшное то, что прием наркотиков, медикаментов у современной молодежи стал обыденным делом, можно даже сказать, традицией.

Подростковая наркомания, как утверждает статистика, стала настоящей эпидемией в стране. Данные Министерства внутренних дел России свидетельствуют, что 70 % употребляющих наркотики – это подростки и молодежь. По крайней мере, один раз принимали наркотические или токсикоманические вещества 56 % мальчиков и 20 % девочек, а продолжают их употреблять 45 % и 18 % соответственно! Наркотики сегодня продаются довольно открыто, и даже распространяются через интернет. А медицинские препараты, содержащие наркотические вещества, в аптеках можно купить без рецепта.

Раздел II. Профилактика наркомании в детской и молодёжной среде:

из опыта работы

Профилактика — это совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении детей и подростков. Под профилактикой понимаются, прежде всего, научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на:

- предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных обстоятельств у отдельного ребенка или несовершеннолетних, входящих в группу социального риска;

- сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья ребенка;

- содействие ребенку в достижении социально значимых целей и раскрытие его внутреннего потенциала.

Нет никакой гарантии, что еще вчера скромный и вежливый ребёнок из благополучной семьи не превратится в наркомана или алкоголика. Профилактика наркомании у детей и подростков, как и других вредных привычек, сводится к личному примеру его родителей (законных представителей). То, что с ранних лет видит ребёнок и подросток, он считает нормой жизни. Как родители (законные представители) относятся к курению, алкоголю, какие люди приходят в гости, как происходит общение и отмечание праздников – все это откладывается в сознании ребёнка и подростка, и формирует у него определенную модель поведения.

Причины употребления детьми и подростками наркотических средств и медикаментов:

Плохие друзья и их влияние. Опасно иметь друзей, которые дурно влияют. Стресс. Мало того, что современный мир заставляет детей стремиться изо всех сил к успеху, подчас дополнительное бремя взваливают на них родители, предъявляя к ним завышенные требования.  Отсутствие четких границ. Некоторые дети пристращаются к дурману просто потому, что родители их не воспитывают. У детей, несмотря на внешний протест, есть глубокая внутренняя потребность в том, чтобы взрослые четко устанавливали для них нормы поведения. Тогда они чувствуют себя спокойно и знают, что их любят и ценят. Наркотики и спиртное многими подростками рассматриваются как способ расслабления и ухода от напрягающей действительности. Но задача родителей (законных представителей) – противопоставить такому пагубному расслаблению, и объяснить ребёнку, подростку, что уход в иллюзорный мир – это мгновенное наслаждение, и оно не стоит загубленной молодой жизни.

Формы работы в МБОУ «ОЦ № 10 Майкопского района» с родителями (законными представителями):

- информирование и консультирование родителей (законных представителей) по проблемам наркомании, семейное консультирование;

- просвещение родителей (законных представителей);

- родительский всеобуч;

- включение родителей (законных представителей), семьи как субъекта профилактики в процесс антинаркотической работы;

- работа с конфликтными семьями, помощь проблемным семьям;

- проведение бесед, лекций, психолого-педагогическая поддержка семей;

- привлечение родительской общественности в оказании социальной поддержки «трудным» семьям и другие формы работы.

Формы работы в МБОУ «ОЦ № 10 Майкопского района» с педагогическим коллективом:

- организационно-методическая антинаркотическая работа;

- консультирование, информирование, просвещение по проблеме наркомании;

- методические рекомендации по профилактической работе с детьми, подростками и родителями (законными представителями) и другие формы работы.

Формы работы с детьми и подростками:

- общая воспитательная педагогическая работа с детьми;

- работа с детьми «группы риска»;

- беседы, лекции с детьми и подростками на серьезные темы о здоровье и жизни без вредных пристрастий;

- акции, мини-тренинги, тестирования, анкетирования, видеолекции и видеопрезентации;

- антинаркотическая пропаганда и пропаганда здорового образа жизни;

- обучение детей и подростков навыкам противодействия потреблению наркотических средств, психотропных и токсических веществ;

- организация досуга детей, подростков, молодёжи.

Экспериментально - практическая работа

в МБОУ «ОЦ № 10 Майкопского района»

Методы обеспечения эксперимента. Анкета «Подросток и наркотики».

1) Как Вы думаете, почему у подростков возникает желание принимать наркотики?

2) Знаете ли Вы, что будет с человеком после первого употребления наркотиков? А после второго? А после возникновения зависимости?

1. Да, знаю очень хорошо.

2. Могу себе представить.

3. Имею смутное представление.

4. Нет, не знаю.

3) Наркотики — это…

4) Предлагали ли Вам кто - нибудь попробовать наркотики?

1. Предлагали.

2. Нет, не предлагали.

5) Где это происходило?

6) Как Вы думаете, кто наносит больше вреда: наркоманы - мальчики, наркоманы - девочки?

1. Мальчики.

2. Девочки.

3. И мальчики и девочки.

3.2 Анализ экспериментальной работы

На вопросы анкеты ответили 104 обучающихся 5-10-х классов в возрасте от 12 до 17 лет: 12 лет – 10 %, 13 лет – 21 %, 14 лет – 19 %, 15 лет – 25 %, 16 лет – 15 %, 17 лет – 10 %.

Были получены такие ответы: «хотят попробовать кайф, удовольствие»; «я думаю, что подростки начинают чувствовать себя взрослыми, из-за любопытства»; «хочется в жизни все попробовать»;  «чтобы не упасть в грязь перед друзьями»; «хотят один раз попробовать, а потом не могут уйти от зависимости»; «из-за плохой жизни, безвыходного положения, от скуки»; «я не знаю, так как у меня нет ни малейшего желания принимать наркотики»;  «предлагают друзья»; «за компанию, хочется попробовать чего-то нового»; «из-за интереса»; «ему предлагают друзья, и говорят, ты попробуй, ведь ничего страшного не произойдет»; «не хочется отставать от друзей»; «желание забыться, отвлечься от проблем, выглядеть взрослым»;

Следующий вопрос анкеты прозвучал так: «Знаете ли Вы, что будет с человеком после первого употребления наркотиков? А после второго? А после возникновения зависимости?». Подросткам было предложено продолжить фразу: «Наркотики - это …», и были получены следующие определения: «вред»; «яд»; «отрава»; «смерть»; «зависимость»; «это то, что может погубить человека на всю жизнь»; «грех»; «болезнь»; «ядовитые вещества»; «вред для здоровья»; «мучительная смерть».

Следующий вопрос анкеты был таким: «Предлагал ли Вам кто-нибудь попробовать наркотики?». Ответы показали, что: 3 % - да предлагали, 97 % - нет не предлагали. Благодаря вопросу: «Где это происходило?», стало известно, что 1 % подростков наркотики были предложены в сети Интернет, и 2 % - на дискотеке. На последний вопрос анкеты: «Как Вы думаете, кто наносит больше вреда: наркоманы-мальчики или наркоманы-девочки?». Ответы распределились следующим образом: мальчики: 57 %, девочки: 23 %, и мальчики, и девочки одинаково: 20 %.

В целом можно сделать следующие выводы:

· подростки 12-17 лет считают, что наркотики начинают употреблять либо для того, чтобы «поймать удовольствие», либо потому, что «скучно», «хочется забыться», либо потому, что считают это признаком взрослости, либо просто поддаются уговорам друзей;

· большая часть опрошенных либо очень хорошо знает, либо представляет себе, к чему ведет употребление наркотиков, в то же время часть респондентов имеют об этом смутное представление. Все опрошенные подростки смогли продолжить фразу: «Наркотики - это…» и считают, что наркотики - это «яд», «вред», «смерть», «болезнь», «ядовитые вещества» и др.

Заключение

Наркомания — это проблема, которая охватывает весь мир. Мы можем встретить наркомана везде: на улице, в подъезде, магазине, кино или даже у себя дома. Многие из нас считают, что это может случиться с кем угодно, но не с ним и его семьёй. А они ошибаются, ведь наркомания — это вирус, который поражает планету. Сегодня нет таких сил, организаций и технологий, которые могут удержать каждого человека от потребления наркотиков, тем более детей и подростков. Эту проблему можно решить, только опираясь на общественное сознание и воспитание у каждого члена общества осознанного понимания своего предназначения и той опасности, которой он подвергается, употребляя наркотики. Законы и запреты ничего не дадут без широкой и всеобъемлющей, постоянно действующей разъяснительно - воспитательной работы в обществе, коллективе, школе, семье и с каждым конкретным человеком.

Мероприятия по преодолению наркомании должны строиться в виде концепции, строящейся на социальной и психологической адаптации к реалиям жизни. Что должно включать научный и психологический анализ групп риска, склонности к аддиктивному поведению. Определяющий необходимость образовательных, профориентационных, социальных, дисциплинарно - организационных усилий по отношению к молодежи. Обеспечению её адекватной самооценкой и способам самореализации, подбора оптимальных психологических вариантов социальной адаптации, способствующих максимально возможной реализации потенциала личности на благо общества. Реализация подобной концепции требует последовательных интеграционных усилий всей социальной сферы, включая здравоохранение, с последующим психологическим мониторингом личности. Без наличия действующей комплексной, последовательной и обоснованной системы психологической и социальной адаптации наркомана, усилия по искоренению данной проблемы безуспешны.

Практически важным является вопрос выявления первопричин употребления наркотиков среди детей, подростков и молодёжи. Молодые люди начинают принимать (пробовать) наркотические вещества не из-за стремления получить эйфорический эффект, а под давлением референтной группы, в которой они находятся. Именно в этом возрасте, многие люди, которые отличаются повышенной конформностью, склонны к попаданию в группы риска, где процветает наркомания. Необходимо научное изучение социально-психологических перспектив каждого наркомана не только для определения вида его лечения, но и для социальной адаптации. Необходимо исследуя причины развития наркомании, выявить характеристики групп риска, найти условия установления с ними эффективных контактов.

К сожалению, предотвратить первичное употребление («пробу») наркотических веществ практически невозможно, можно лишь направить ребёнка в благоприятное для него русло жизнедеятельности.

Список литературы

1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь - справочник по психодиагностике - СПб.: Питер Ком., 1999.

2. «В XXI век Россия мчится на катафалке», С. Рыков//Комсомольская правда, 2001, № 46.

3. Веселовская Н.В., Коваленко А.Е. «Наркотики: Свойства, Действие, Фармококинетика» - СПб.: Питер. Ком., 2000.

4. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология - Спб.: Питер, 2000.

5. Каплан Г.И. Сэдок Б. Дж. Клиническая психиатрия. В 2 т. Т.1. пер. с англ. - М.: Медицина, 1994.

6. Краткий психологический словарь/Ред.-сост. Л.А. Карпенко: Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2 изд., расш.,испр. и доп. - Ростова на Дону: Издательство «Феникс», 1998.

7. Левин Б. М., Левин М. П. «Наркомания и наркоманы». М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс,1995.

8. Медицинская психология: Лекция для врачей - слушателей курсов последипломного образования. - М.: Изд-во Магистр, 1998.

9. «Наркотики. Дешевле умереть, чем лечиться?», С. Костенко//Владивосток, 2001, № 54.

10. «Новый вариант адаптации личностного теста EPI», В.М. Русалов// Психологический журнал, том 8, №1, 1987.

11. Психология развития. - СПб.: Издательство «Питер», 2000.

12. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Издательство «Питер», 2000.

13. Сердюкова Н.Б. Наркотики и наркомания: книга для врача, преподавателя, родителя. - СПб, Изд-во «Феникс», 2000.

14. Харчева В. Основы социологии: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. - М.: Логос: КноРус, 2000.

15. Ураков И.Г. «Наркомания: мифы и реальность». - СПб.: Изд-во «Евразия»,1990.

16. Шабанов П.Д., Штакельберг О.Ю. Наркомании: патопсихология, клиника, реабилитация. - СПб, 2000.

17. http://www.narcom.ru/

18. http://www.nodrugs.ru/

19. http://www.nodrugs.ru/pages/page5.htm

20. http://www.ostrow.ru/narc4.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме «Профилактика аддиктивных форм поведения у подростков в условиях образовательной среды». Из опыта работы.

Статья будет полезна педагогам-психологам, социальным педагогам, классным руководителям. Из опыта работы....

Программа по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения и правонарушений среди несовершеннолетних «ПРАВИЛА ЖИЗНИ»

     Основная идея программы - формирование гармонично развитой, здоровой личности, стойкой к жизненным трудностям и проблемам.        Про...

Профилактика экстремизма и национализма в студенческой среде (из опыта работы)

Затяжной  социально-экономический кризис, отказ от традиционных  духовно-нравственных ценностей, спровоцировал  рост проявлений экстремизма на национальной и религиозной почве, внедрени...

Профилактика распространения идеологии экстремизма в молодёжной среде

Материал осещающий работу образовательной организации по вопросу профилактики распространения идеологии экстремизма в молодёжной среде...

Взаимодействие с общественными организациями в работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (из опыта работы в Московском районе Санкт-Петербурга)

Статья о взаимодействии с общественными организациями в работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма рассказывает об опыте данной работы в Московском районе Санкт-Петербурга.Автор...

Взаимодействие с общественными организациями в работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (из опыта работы в Московском районе Санкт-Петербурга)

Статья о взаимодействии с общественными организациями в работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма рассказывает об опыте данной работы в Московском районе Санкт-Петербурга.Автор...

Профилактика альтернативных форм курения в молодёжной среде

Прошло более десяти лет, с тех пор как электронные сигареты впервые попали на полки магазинов. За указанный период электронные сигареты претерпели много изменений и превратились в настоящий культ. Поя...