"Пока беда не вошла в дом" - беседа с родителями по профилактике детской наркомании.
материал на тему

Уткина Ольга Александровна

 Каждый из нас знает какое пагубное и даже убивающее действие оказывают наркотики на организм человека и тем более на детей. Но не каждый родитель сможет самостоятельно справится с этой бедой. Поэтому целью моей беседы является информирование родителей о наиболее важных аспектах подростковой наркомании, помочь сориентироваться в сложной ситуации, найти правильный выход, рассказать родителям как правильно построить отношения с ребенком в сложившейся ситуации. 

Задачи:

- раскрыть родителям причины, толкающие подростков принимать наркотики;

- раскрыть приемы и методы антинаркотического воспитания в семье;

- рассказать о признаках возможной наркотической зависимости подростка и о мерах, реагирования если ребенок уже попробовал наркотические вещества.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poka_beda_ne_voshla_v_dom_-_beseda_s_roditelyami.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ГКУСО ВО «Камешковский

социально-реабилитационный центр

для несовершеннолетних»

__________________И.В.Мокина

БЕСЕДА С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОЙ НАРКОМАНИИ

Подготовила и провела воспитатель:

Уткина О.А.

2014г.

Цель: Информировать родителей о наиболее важных аспектах подростковой наркомании, помочь сориентироваться в сложной ситуации и найти правильный выход, правильно построить отношения с ребенком.

Задачи:

- раскрыть родителям причины, толкающие подростков принимать наркотики;

- раскрыть приемы и методы антинаркотического воспитания в семье;

- рассказать о признаках возможной наркотической зависимости подростка и о мерах, реагирования если ребенок уже попробовал наркотические вещества.

Ход беседы:

Воспитатель: Здравствуйте уважаемые родители, тема нашей встречи тяжелая,  но и очень актуальна в данное время. Каждый из вас знает какое пагубное и даже убивающее действие оказывают наркотики на организм человека и тем более на детей. Но не каждый родитель сможет самостоятельно справится с этой бедой. Поэтому тема нашего разговора звучит так: «Пока беда не вошла в дом…»

   Именно пока беда не вошла в дом, мы будем думать, как противостоять ей, чем заслонить своих детей от страшного нашествия наркомании. Наркотики грозят нашему народу огромными потерями. Статистика неумолима: один наркоман вовлекает в течение года еще 15-17 человек, около трети молодых людей в возрасте от 16 до 24 лет «плотно сидят на игле». Вывод очевиден и страшен: мы имеем дело с национальной катастрофой, тогда как осведомленность родителей по данному вопросу оставляет желать лучшего. Давно известно, что любую болезнь легче предупредить чем лечить. Эта истина наиболее актуальна, когда речь идет о болезни, полностью излечимой лишь в 7% случаев, именно таков процент абсолютного избавления от наркотической зависимости в разных странах. Чтобы со злом бороться, его надо знать. Поэтому сейчас мы с вами постараемся обобщить и систематизировать все ваши знания по данной проблеме.

 Я предлагаю вам разбиться на подгруппы, каждой из групп будут предложены вопросы для обсуждения.

Родители разбиваются на подгруппы. Воспитатель раздает карточки с вопросами для обсуждения и дает 5-10мин. для подготовки. Каждая из подгрупп высказывается по своему вопросу. Воспитатель дополняет информацию родителей и систематизирует ее.

1. Что такое наркотики?

 Воспитатель:  И так, что такое наркотики – это вещества, обладающие способностью изменять работу клеток головного мозга и тем самым вызывать ложное чувство удовольствия и приподнятое настроение. Но любой наркотик это очень коварный яд, он поражает практически все органы и клетки.  При первом приеме наркотика его разрушающее действие не заметно. Повреждения в организме накапливаются постепенно и ухудшение состояния здоровья очевидно только после нескольких приемов. Однако прекратить принимать наркотик человек уже не может, потому что попал от него в зависимость. Если же по каким-то причинам человек употребил слишком большую дозу вещества, его ждет неминуемая смерть. Наркотики поражают, прежде всего, психику человека. Уже после первого приема в головном мозге формируется так называемый «центр влечения к наркотикам» - это группа клеток головного мозга, которые отвечают за влечение к наркотикам. Эти клетки перестраивают  работу всего мозга, подавляют самоконтроль, вызывают непреодолимую тягу к наркотику, заставляют вновь его принимать.

2.Причины побуждающие подростков к употреблению наркотиков?

Воспитатель: 1. Основной причиной, толкающей подростка к приему наркотиков являются неблагоприятные факторы семейного воспитания, среди которых ведущее место занимает отсутствие теплых эмоциональных отношений с родителями.

Да, детство – не только мир сказок и грез, восторгов, фантазий, волшебных желаний, а также и мир, где копятся обиды, где жалобы и слезы, где боль и страх. Ребенок ждет нежности и ласки, любви, тепла, поддержки, понимания, заботы, похвалы, а родители «казнят» и «милуют», диктуют, управляют, подчеркивают зависимость ребенка и подавляют инициативу, отвергают, судят, принимаю за него решения, «убивают» веру в себя и лишают его уникальности.

 Именно в семьях с неправильным воспитанием растут дети с заниженной самооценкой, отсутствием внутренних границ и запретов. Заниженная самооценка в дальнейшем проявится как неуверенность в собственных силах – является одним из наиболее важных факторов риска употребления наркотиков.

Нарушения в воспитании наиболее часто проявляются как:

- гиперопека т.е. черезмерное внимание и контроль со стороны родителей, навязывание ребенку своего мнения по любому вопросу. Ограждение от опасностей, культивирование осторожности.

- «кумир семьи» высокая степень гиперопеки. Ребенка восхваляют, растят внем чувство исключительности, выполняют все его прихоти, снимают ответственность за поступки.

- гипоопека т.е. воспитание характеризующиеся недостаточным вниманием со стороны родителей, игнорирование ребенка. Гипоопека – это недостаток любви. Не найдя любви в семье, ребенок будет искать ее на улице.

2. Употребление из любопытства. Именно в подростковом возрасте так хочется новых ощущений, что рассказы взрослых об опасности наркотиков не только не пугают, но порой даже и привлекают,чем опаснее тем заманчивее.

3. Употребление ради удовольствия. Человеку присуще желание испытывать радость, наслаждение, восторг. Самый простой способ – принять химическое вещество, чтобы изменить свои ощущения.

4. Употребление как протест против родителей. Вызов против запретов и давления родителей. « Я сам знаю, как распоряжаться своим здоровьем, своей жизнью».

5. Употребление, чтобы снять напряжение. Заниженная самооценка и, как следствие, неуверенность в себе – один из наиболее важных факторов употребления наркотиков. Наркотик в данном случае играет роль защитника от плохого настроения, чувства боли и унижения. Ребенок с заниженной самооценкой может попасть под дурное влияние сверстников.

3. Приемы и методы антинаркотического воспитания в семье.

Воспитатель: Существуют различные приемы которые могут быть использованы родителями чтобы удержать своих детей от принятия наркотиков. Рассмотрим некоторые из них:

- Воспитывайте в ребенке индивидуальность. Расскажите ребенку что делает человека особенным и уникальным. Поговорите с ним о людях, которых он уважает, спросите, что по его мнению делает их особенными, заслуживающими уважения. Попросите ребенка рассказать о его собственных индивидуальных качествах, напомните ему о тех положительных и прекрасных качествах которые он может упустить.

- Изучите вместе с ребенком значение слова «дружба». Попросите его составить список признаков, которыми он может охарактеризовать настоящего друга и другой список с чертами -  о недруге.

- Объясните ребенку, что существуют предложения, на которые можно и нужно отвечать твердым отказом. В определенных ситуациях каждый имеет право высказывать свое собственное мнение. Например, когда ровесники оказывают на него давление с целью заставить попробовать наркотик.

- Интересуйтесь жизнью своего ребенка в не стенах дома. Не допускайте, чтобы они становились членами «скрытых» компаний. Родители должны знать чем увлекаются их дети, где и с кем они проводят свое свободное время.

- Используйте пример сверстников. Существует множество ситуаций, когда позитивный пример ровесников оказывает существенное влияние на подростка. В этом случае дети поддерживают друг у друга положительные ценности.

- Стимулируйте участие своего ребенка в школьной или общественной деятельности, в спорте или в музыке, но не заставляйте его всегда быть лучшим и побеждать. Когда у подростка есть позитивные увлечения, меньше вероятности появления интереса к наркотикам.

- Посвящайте больше времени для совместного отдыха, работы, творческой деятельности и просто общения со своими детьми. Этот прием позволяет достичь тесной духовной близости. Опыт показывает, что дети очень ценят время, проведенное со своими родителями, и те дела, которые они сделали вместе.

  Поступки детей более ответственны, когда родители также следуют определенным ограничениям и нормам. Родители могут помочь, рассказывая о возможных последствиях употребления наркотиков и обсуждения с ребенком, какое поведение они от него ожидают.

Воспитатель: Предлагаю вам пройти тест: «Факторы риска и факторы защиты» Этот тест поможет вам получить приблизительный ответ на вопрос о том подвержен ли ваш ребенок риску пристраститься к наркотикам. (см. Приложение)

4. Как можно заподозрить, что ребенок принимает наркотики?

- стал часто исчезать из дома;

- стал часто врать, причем ложь примитивна;

- поменялся круг друзей, таинственные звонки по телефону, особый жаргон;

- внезапно и резко меняется настроение ( то веселый, то раздражительный до истерики);

- стали пропадать деньги;

- наличие в комнате или среди вещей подростка каких-то ампул, порошка, травы,  шприцов;

- поведение, напоминающее алкогольное, но без запаха алкоголя;

- следы инъекций;

- частое заболевание по типу ОРЗ и внезапное выздоровление.

5. Что делать, если вы подозреваете, что ваш ребенок употребляет наркотики?

Воспитатель: 1.Разберитесь в ситуации. Не паникуйте. Даже если вы уловили подозрительный запах или обнаружили на руке у своего ребенка след от укола, это еще не означает, что он неминуемо станет наркоманом и погибнет. Зависимость от наркотиков, хотя и формируется быстро, но на это необходимо время. Найдите в себе силы и спокойно во всем разберитесь. Определите сможете ли вы сами решить проблему или необходима помощь. Постарайтесь стать для своего ребенка не врагом, а союзником, который поможет справиться с надвигающейся бедой.

2. Сохраните доверие. Не прибегайте к угрозам, крикам, запугиванию это оттолкнет подростка, заставит его замкнуться. Поговорите с ребенком на равных, обратитесь ко взрослой части его личности. Осторожно, без давления, выясните и разберите причину толкнувшую подростка принять наркотик.

3. Оказывайте поддержку. «Мне не нравиться, что ты сейчас делаешь, но я люблю тебя и хочу помочь»,- эту мысль вы должны донести до подростка. Он должен понимать и чувствовать что чтобы с ним не произошло, он сможет с вами откровенно поговорить об этом и получить понимание и поддержку. Постарайтесь найти больше времени для общения и совместных занятий; поощряйте интересы и увлечения подростка, которые могут стать альтернативой наркотикам; интересуйтесь его друзьями, приглашайте их в гости. И помните, что сильнее всего на вашего ребенка будет действовать ваш собственный пример.

4. Обратитесь к специалисту. Если вы убедились, что ваш ребенок не может справиться с зависимостью самостоятельно, и в не в силах ему помочь – обратитесь к специалисту. Если у ребенка еще не выработалась стойкая зависимость от наркотиков необязательно сразу обращаться к наркологу. Возможно, попробовав наркотик, он просто искал способ справиться с личными проблемами, тогда лучше сначала обратиться к психологу или психотерапевту. Помните, чтобы помощь была эффективной, необходимо искреннее желание подростка освободиться от зависимости. Будьте готовы к тому, что спасение вашего ребенка может потребовать от вас серьезных и длительных усилий.

Воспитатель: В заключении хотелось бы сказать, что прибегая к наркотикам, ребенок получает возможность "покупать счастье, как товар". Это кажется желанным и соблазнительным тем подросткам, которые не чувствуют себя счастливыми. Мы не можем, к сожалению, изменить жизнь так, чтобы нашим детям всегда и всюду было легко и приятно, чтобы их никто никогда не оскорблял и не унижал. Но вполне в наших силах обеспечить ребенку тыл - сделать так, чтобы он всегда знал: он необходим нам и дорог. Поддержка в семье и любовь более всего помогают воспитывать чувство ценности жизни. Выслушивайте своих детей предельно внимательно, о чем бы они ни говорили: о школе, о друзьях, о разной чепухе. Рассказывает - значит, доверяет вам. Не потеряйте этого доверия. На свете нет ничего важнее, чем ваш ребенок. Желаю счастья и здоровья вам и вашим детям.

Приложение1.

ФАКТОРЫ РИСКА И ФАКТОРЫ ЗАЩИТЫ

Этот тест поможет Вам получить приблизительный ответ на вопрос о том, подвержен ли ваш ребенок риску пристрастия к наркотикам и алкоголю.

Отвечайте «да» или «нет».

  1. Может ли ваш ребенок купить себе алкогольные напитки (пиво ,вино, водку)?
  2. Замечали ли вы, что в магазинах вашего района алкоголь продают несовершеннолетним?
  3. Считают ли взрослые, близкие вашему ребенку, что пить, курить, принимать лекарства в больших количествах – вполне нормально?
  4. Есть ли недалеко от вашего дома или школы винные магазины?
  5. Живете ли вы в крайне тяжелых материальных условиях (постоянные долги, недоедание) или напротив, ваши материальные условия далеко отстают от возможностей окружающих (в этом случае тоже отвечайте «да»)?
  6. Напиваются ли ваши соседи, нарушают ли закон, хулиганят ли они в пьяном виде?
  7. Есть ли в семье родственники, зависимые от алкоголя или наркотиков?
  8. Употребляет ли наркотики кто-либо в семье (употребляет алкоголь) хотя бы время от времени?
  9. Даете ли вы детям полную свободу поведения в отношении алкоголя и наркотиков?
  10. Ваш брак – в состоянии затяжного и серьезного конфликта( состояние ссоры, дни молчания, отсутствие согласия в решение важных вопросов)? Может существует конфликт между другими взрослыми воспитывающими ребенка?
  11. Ваш ребенок проводит с вами время неохотно (мало разговаривает, избегает контактов, замыкается в себе)?
  12. Часто ли ваш ребенок был агрессивен в раннем детстве (до10 лет)?
  13. У вашего ребенка постоянные неудачи в школе?
  14. Вы замечаете у своего ребенка пренебрежительное отношение к своему будущему, обучению, профессии?
  15. В раннем детстве вашего ребенка не принимали в свою компанию ровесники?
  16. Друзья и подруги вашего ребенка курят, выпивают, пробуют наркотики?
  17. Ваш ребенок испытывает одиночество, он изолирован, у него нет друзей?
  18. Случалось ли вам замечать, что ваш ребенок положительно отзывается о курении или алкоголе, что он ждет удовольствий от употребления алкоголя и наркотиков?
  19. Был ли у вашего ребенка ранний (14-15 лет) контакт с алкоголем, курением, наркотиками?
  20. Испытывали ли вы трудности при ответах на эти вопросы?

Каждое «да» считается за один бал. Чем больше ответов «да», тем выше степень риска у вашего ребенка.

От 1 до 6

Средняя степень риска. Ей подвержено большинство (90%) молодых людей. Здесь все определяет ситуация в обществе (например, количество винных магазинов и цены в них). На ситуацию можете повлиять и вы, протестуя, к примеру, против продажи алкоголя несовершеннолетним. Вы можете также поддерживать профилактическую деятельность в школе, укреплять эмоциональную связь со своим ребенком.

От 7 до 13

Повышенная степень риска. В зависимости от местного круга общения и типа школы, так рискуют от одной до двух трети школьников. Что можно сделать? Изменить поведение взрослых, отношения в семье, усилить воспитательные воздействия.

От 13 до 17

Степень риска очень высока. В эту группу входят 10-15% школьников средних школ, которые уже пьют  и наносят вред здоровью. Требуется серьезное участие в судьбе ребенка. Действовать нужно  совместно с учителями и  другими родителями.

Больше 17

Крайне высокая степень риска. Нужна помощь специалиста. Внимание: период за который подросток становится наркозависимым, очень короткий – меньше полугода!

НО: даже если количество «да» очень большое, не впадайте в панику. Просто работайте над ошибками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для родителей по профилактике распространения наркомании среди молодежи и подростков

Методические рекомендации для родителей по профилактике распространения наркомании среди молодежи и подростков разработан для проведения просветительной работы среди родителей для  родительского...

Консультация для родителей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма "Дорожные ловушки"

Несчастье на дорогах - случайность кажущаяся. Не многим известно, что 95% детей, пострадавших на дорогах в дорожных происшествиях, были сбиты автомобилями в повторяющихся ситуациях, так называемых дор...

Беседа для родителей по профилактике аддиктивного поведения у подростков

laquo;Семь путей к катастрофе»(беседа для родителей по профилактике аддиктивного поведения у подростков)...

Беседа с родителями по профилактике алкоголизма и наркомании «ВСЕ В РУКАХ РОДИТЕЛЕЙ»

Беседа с родителями по профилактике алкоголизма и наркомании «ВСЕ В РУКАХ РОДИТЕЛЕЙ»...