"Пока беда не вошла в дом" - беседа с родителями по профилактике детской наркомании.
материал на тему
Каждый из нас знает какое пагубное и даже убивающее действие оказывают наркотики на организм человека и тем более на детей. Но не каждый родитель сможет самостоятельно справится с этой бедой. Поэтому целью моей беседы является информирование родителей о наиболее важных аспектах подростковой наркомании, помочь сориентироваться в сложной ситуации, найти правильный выход, рассказать родителям как правильно построить отношения с ребенком в сложившейся ситуации.
Задачи:
- раскрыть родителям причины, толкающие подростков принимать наркотики;
- раскрыть приемы и методы антинаркотического воспитания в семье;
- рассказать о признаках возможной наркотической зависимости подростка и о мерах, реагирования если ребенок уже попробовал наркотические вещества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poka_beda_ne_voshla_v_dom_-_beseda_s_roditelyami.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ГКУСО ВО «Камешковский
социально-реабилитационный центр
для несовершеннолетних»
__________________И.В.Мокина
БЕСЕДА С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОЙ НАРКОМАНИИ
Подготовила и провела воспитатель:
Уткина О.А.
2014г.
Цель: Информировать родителей о наиболее важных аспектах подростковой наркомании, помочь сориентироваться в сложной ситуации и найти правильный выход, правильно построить отношения с ребенком.
Задачи:
- раскрыть родителям причины, толкающие подростков принимать наркотики;
- раскрыть приемы и методы антинаркотического воспитания в семье;
- рассказать о признаках возможной наркотической зависимости подростка и о мерах, реагирования если ребенок уже попробовал наркотические вещества.
Ход беседы:
Воспитатель: Здравствуйте уважаемые родители, тема нашей встречи тяжелая, но и очень актуальна в данное время. Каждый из вас знает какое пагубное и даже убивающее действие оказывают наркотики на организм человека и тем более на детей. Но не каждый родитель сможет самостоятельно справится с этой бедой. Поэтому тема нашего разговора звучит так: «Пока беда не вошла в дом…»
Именно пока беда не вошла в дом, мы будем думать, как противостоять ей, чем заслонить своих детей от страшного нашествия наркомании. Наркотики грозят нашему народу огромными потерями. Статистика неумолима: один наркоман вовлекает в течение года еще 15-17 человек, около трети молодых людей в возрасте от 16 до 24 лет «плотно сидят на игле». Вывод очевиден и страшен: мы имеем дело с национальной катастрофой, тогда как осведомленность родителей по данному вопросу оставляет желать лучшего. Давно известно, что любую болезнь легче предупредить чем лечить. Эта истина наиболее актуальна, когда речь идет о болезни, полностью излечимой лишь в 7% случаев, именно таков процент абсолютного избавления от наркотической зависимости в разных странах. Чтобы со злом бороться, его надо знать. Поэтому сейчас мы с вами постараемся обобщить и систематизировать все ваши знания по данной проблеме.
Я предлагаю вам разбиться на подгруппы, каждой из групп будут предложены вопросы для обсуждения.
Родители разбиваются на подгруппы. Воспитатель раздает карточки с вопросами для обсуждения и дает 5-10мин. для подготовки. Каждая из подгрупп высказывается по своему вопросу. Воспитатель дополняет информацию родителей и систематизирует ее.
1. Что такое наркотики?
Воспитатель: И так, что такое наркотики – это вещества, обладающие способностью изменять работу клеток головного мозга и тем самым вызывать ложное чувство удовольствия и приподнятое настроение. Но любой наркотик это очень коварный яд, он поражает практически все органы и клетки. При первом приеме наркотика его разрушающее действие не заметно. Повреждения в организме накапливаются постепенно и ухудшение состояния здоровья очевидно только после нескольких приемов. Однако прекратить принимать наркотик человек уже не может, потому что попал от него в зависимость. Если же по каким-то причинам человек употребил слишком большую дозу вещества, его ждет неминуемая смерть. Наркотики поражают, прежде всего, психику человека. Уже после первого приема в головном мозге формируется так называемый «центр влечения к наркотикам» - это группа клеток головного мозга, которые отвечают за влечение к наркотикам. Эти клетки перестраивают работу всего мозга, подавляют самоконтроль, вызывают непреодолимую тягу к наркотику, заставляют вновь его принимать.
2.Причины побуждающие подростков к употреблению наркотиков?
Воспитатель: 1. Основной причиной, толкающей подростка к приему наркотиков являются неблагоприятные факторы семейного воспитания, среди которых ведущее место занимает отсутствие теплых эмоциональных отношений с родителями.
Да, детство – не только мир сказок и грез, восторгов, фантазий, волшебных желаний, а также и мир, где копятся обиды, где жалобы и слезы, где боль и страх. Ребенок ждет нежности и ласки, любви, тепла, поддержки, понимания, заботы, похвалы, а родители «казнят» и «милуют», диктуют, управляют, подчеркивают зависимость ребенка и подавляют инициативу, отвергают, судят, принимаю за него решения, «убивают» веру в себя и лишают его уникальности.
Именно в семьях с неправильным воспитанием растут дети с заниженной самооценкой, отсутствием внутренних границ и запретов. Заниженная самооценка в дальнейшем проявится как неуверенность в собственных силах – является одним из наиболее важных факторов риска употребления наркотиков.
Нарушения в воспитании наиболее часто проявляются как:
- гиперопека т.е. черезмерное внимание и контроль со стороны родителей, навязывание ребенку своего мнения по любому вопросу. Ограждение от опасностей, культивирование осторожности.
- «кумир семьи» высокая степень гиперопеки. Ребенка восхваляют, растят внем чувство исключительности, выполняют все его прихоти, снимают ответственность за поступки.
- гипоопека т.е. воспитание характеризующиеся недостаточным вниманием со стороны родителей, игнорирование ребенка. Гипоопека – это недостаток любви. Не найдя любви в семье, ребенок будет искать ее на улице.
2. Употребление из любопытства. Именно в подростковом возрасте так хочется новых ощущений, что рассказы взрослых об опасности наркотиков не только не пугают, но порой даже и привлекают,чем опаснее тем заманчивее.
3. Употребление ради удовольствия. Человеку присуще желание испытывать радость, наслаждение, восторг. Самый простой способ – принять химическое вещество, чтобы изменить свои ощущения.
4. Употребление как протест против родителей. Вызов против запретов и давления родителей. « Я сам знаю, как распоряжаться своим здоровьем, своей жизнью».
5. Употребление, чтобы снять напряжение. Заниженная самооценка и, как следствие, неуверенность в себе – один из наиболее важных факторов употребления наркотиков. Наркотик в данном случае играет роль защитника от плохого настроения, чувства боли и унижения. Ребенок с заниженной самооценкой может попасть под дурное влияние сверстников.
3. Приемы и методы антинаркотического воспитания в семье.
Воспитатель: Существуют различные приемы которые могут быть использованы родителями чтобы удержать своих детей от принятия наркотиков. Рассмотрим некоторые из них:
- Воспитывайте в ребенке индивидуальность. Расскажите ребенку что делает человека особенным и уникальным. Поговорите с ним о людях, которых он уважает, спросите, что по его мнению делает их особенными, заслуживающими уважения. Попросите ребенка рассказать о его собственных индивидуальных качествах, напомните ему о тех положительных и прекрасных качествах которые он может упустить.
- Изучите вместе с ребенком значение слова «дружба». Попросите его составить список признаков, которыми он может охарактеризовать настоящего друга и другой список с чертами - о недруге.
- Объясните ребенку, что существуют предложения, на которые можно и нужно отвечать твердым отказом. В определенных ситуациях каждый имеет право высказывать свое собственное мнение. Например, когда ровесники оказывают на него давление с целью заставить попробовать наркотик.
- Интересуйтесь жизнью своего ребенка в не стенах дома. Не допускайте, чтобы они становились членами «скрытых» компаний. Родители должны знать чем увлекаются их дети, где и с кем они проводят свое свободное время.
- Используйте пример сверстников. Существует множество ситуаций, когда позитивный пример ровесников оказывает существенное влияние на подростка. В этом случае дети поддерживают друг у друга положительные ценности.
- Стимулируйте участие своего ребенка в школьной или общественной деятельности, в спорте или в музыке, но не заставляйте его всегда быть лучшим и побеждать. Когда у подростка есть позитивные увлечения, меньше вероятности появления интереса к наркотикам.
- Посвящайте больше времени для совместного отдыха, работы, творческой деятельности и просто общения со своими детьми. Этот прием позволяет достичь тесной духовной близости. Опыт показывает, что дети очень ценят время, проведенное со своими родителями, и те дела, которые они сделали вместе.
Поступки детей более ответственны, когда родители также следуют определенным ограничениям и нормам. Родители могут помочь, рассказывая о возможных последствиях употребления наркотиков и обсуждения с ребенком, какое поведение они от него ожидают.
Воспитатель: Предлагаю вам пройти тест: «Факторы риска и факторы защиты» Этот тест поможет вам получить приблизительный ответ на вопрос о том подвержен ли ваш ребенок риску пристраститься к наркотикам. (см. Приложение)
4. Как можно заподозрить, что ребенок принимает наркотики?
- стал часто исчезать из дома;
- стал часто врать, причем ложь примитивна;
- поменялся круг друзей, таинственные звонки по телефону, особый жаргон;
- внезапно и резко меняется настроение ( то веселый, то раздражительный до истерики);
- стали пропадать деньги;
- наличие в комнате или среди вещей подростка каких-то ампул, порошка, травы, шприцов;
- поведение, напоминающее алкогольное, но без запаха алкоголя;
- следы инъекций;
- частое заболевание по типу ОРЗ и внезапное выздоровление.
5. Что делать, если вы подозреваете, что ваш ребенок употребляет наркотики?
Воспитатель: 1.Разберитесь в ситуации. Не паникуйте. Даже если вы уловили подозрительный запах или обнаружили на руке у своего ребенка след от укола, это еще не означает, что он неминуемо станет наркоманом и погибнет. Зависимость от наркотиков, хотя и формируется быстро, но на это необходимо время. Найдите в себе силы и спокойно во всем разберитесь. Определите сможете ли вы сами решить проблему или необходима помощь. Постарайтесь стать для своего ребенка не врагом, а союзником, который поможет справиться с надвигающейся бедой.
2. Сохраните доверие. Не прибегайте к угрозам, крикам, запугиванию это оттолкнет подростка, заставит его замкнуться. Поговорите с ребенком на равных, обратитесь ко взрослой части его личности. Осторожно, без давления, выясните и разберите причину толкнувшую подростка принять наркотик.
3. Оказывайте поддержку. «Мне не нравиться, что ты сейчас делаешь, но я люблю тебя и хочу помочь»,- эту мысль вы должны донести до подростка. Он должен понимать и чувствовать что чтобы с ним не произошло, он сможет с вами откровенно поговорить об этом и получить понимание и поддержку. Постарайтесь найти больше времени для общения и совместных занятий; поощряйте интересы и увлечения подростка, которые могут стать альтернативой наркотикам; интересуйтесь его друзьями, приглашайте их в гости. И помните, что сильнее всего на вашего ребенка будет действовать ваш собственный пример.
4. Обратитесь к специалисту. Если вы убедились, что ваш ребенок не может справиться с зависимостью самостоятельно, и в не в силах ему помочь – обратитесь к специалисту. Если у ребенка еще не выработалась стойкая зависимость от наркотиков необязательно сразу обращаться к наркологу. Возможно, попробовав наркотик, он просто искал способ справиться с личными проблемами, тогда лучше сначала обратиться к психологу или психотерапевту. Помните, чтобы помощь была эффективной, необходимо искреннее желание подростка освободиться от зависимости. Будьте готовы к тому, что спасение вашего ребенка может потребовать от вас серьезных и длительных усилий.
Воспитатель: В заключении хотелось бы сказать, что прибегая к наркотикам, ребенок получает возможность "покупать счастье, как товар". Это кажется желанным и соблазнительным тем подросткам, которые не чувствуют себя счастливыми. Мы не можем, к сожалению, изменить жизнь так, чтобы нашим детям всегда и всюду было легко и приятно, чтобы их никто никогда не оскорблял и не унижал. Но вполне в наших силах обеспечить ребенку тыл - сделать так, чтобы он всегда знал: он необходим нам и дорог. Поддержка в семье и любовь более всего помогают воспитывать чувство ценности жизни. Выслушивайте своих детей предельно внимательно, о чем бы они ни говорили: о школе, о друзьях, о разной чепухе. Рассказывает - значит, доверяет вам. Не потеряйте этого доверия. На свете нет ничего важнее, чем ваш ребенок. Желаю счастья и здоровья вам и вашим детям.
Приложение1.
ФАКТОРЫ РИСКА И ФАКТОРЫ ЗАЩИТЫ
Этот тест поможет Вам получить приблизительный ответ на вопрос о том, подвержен ли ваш ребенок риску пристрастия к наркотикам и алкоголю.
Отвечайте «да» или «нет».
- Может ли ваш ребенок купить себе алкогольные напитки (пиво ,вино, водку)?
- Замечали ли вы, что в магазинах вашего района алкоголь продают несовершеннолетним?
- Считают ли взрослые, близкие вашему ребенку, что пить, курить, принимать лекарства в больших количествах – вполне нормально?
- Есть ли недалеко от вашего дома или школы винные магазины?
- Живете ли вы в крайне тяжелых материальных условиях (постоянные долги, недоедание) или напротив, ваши материальные условия далеко отстают от возможностей окружающих (в этом случае тоже отвечайте «да»)?
- Напиваются ли ваши соседи, нарушают ли закон, хулиганят ли они в пьяном виде?
- Есть ли в семье родственники, зависимые от алкоголя или наркотиков?
- Употребляет ли наркотики кто-либо в семье (употребляет алкоголь) хотя бы время от времени?
- Даете ли вы детям полную свободу поведения в отношении алкоголя и наркотиков?
- Ваш брак – в состоянии затяжного и серьезного конфликта( состояние ссоры, дни молчания, отсутствие согласия в решение важных вопросов)? Может существует конфликт между другими взрослыми воспитывающими ребенка?
- Ваш ребенок проводит с вами время неохотно (мало разговаривает, избегает контактов, замыкается в себе)?
- Часто ли ваш ребенок был агрессивен в раннем детстве (до10 лет)?
- У вашего ребенка постоянные неудачи в школе?
- Вы замечаете у своего ребенка пренебрежительное отношение к своему будущему, обучению, профессии?
- В раннем детстве вашего ребенка не принимали в свою компанию ровесники?
- Друзья и подруги вашего ребенка курят, выпивают, пробуют наркотики?
- Ваш ребенок испытывает одиночество, он изолирован, у него нет друзей?
- Случалось ли вам замечать, что ваш ребенок положительно отзывается о курении или алкоголе, что он ждет удовольствий от употребления алкоголя и наркотиков?
- Был ли у вашего ребенка ранний (14-15 лет) контакт с алкоголем, курением, наркотиками?
- Испытывали ли вы трудности при ответах на эти вопросы?
Каждое «да» считается за один бал. Чем больше ответов «да», тем выше степень риска у вашего ребенка.
От 1 до 6
Средняя степень риска. Ей подвержено большинство (90%) молодых людей. Здесь все определяет ситуация в обществе (например, количество винных магазинов и цены в них). На ситуацию можете повлиять и вы, протестуя, к примеру, против продажи алкоголя несовершеннолетним. Вы можете также поддерживать профилактическую деятельность в школе, укреплять эмоциональную связь со своим ребенком.
От 7 до 13
Повышенная степень риска. В зависимости от местного круга общения и типа школы, так рискуют от одной до двух трети школьников. Что можно сделать? Изменить поведение взрослых, отношения в семье, усилить воспитательные воздействия.
От 13 до 17
Степень риска очень высока. В эту группу входят 10-15% школьников средних школ, которые уже пьют и наносят вред здоровью. Требуется серьезное участие в судьбе ребенка. Действовать нужно совместно с учителями и другими родителями.
Больше 17
Крайне высокая степень риска. Нужна помощь специалиста. Внимание: период за который подросток становится наркозависимым, очень короткий – меньше полугода!
НО: даже если количество «да» очень большое, не впадайте в панику. Просто работайте над ошибками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл бесед с родителями "Здоровье ребенка в наших руках". Причины, признаки и профилактика детской наркомании
Презентация к родительскому собранию....
Методические рекомендации для родителей по профилактике распространения наркомании среди молодежи и подростков
Методические рекомендации для родителей по профилактике распространения наркомании среди молодежи и подростков разработан для проведения просветительной работы среди родителей для родительского...
Памятка для родителей по профилактике детского дорожного травматизма "Безопасность детей - забота родителей"
Общероссийская акция по безопасности дорожного движения...
Консультация для родителей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма "Дорожные ловушки"
Несчастье на дорогах - случайность кажущаяся. Не многим известно, что 95% детей, пострадавших на дорогах в дорожных происшествиях, были сбиты автомобилями в повторяющихся ситуациях, так называемых дор...
Консультация для родителей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма "Внимание! Весна на дорогах!"
Влияние погодных изменений на дорожную ситуацию...
Беседа для родителей по профилактике аддиктивного поведения у подростков
laquo;Семь путей к катастрофе»(беседа для родителей по профилактике аддиктивного поведения у подростков)...
Беседа с родителями по профилактике алкоголизма и наркомании «ВСЕ В РУКАХ РОДИТЕЛЕЙ»
Беседа с родителями по профилактике алкоголизма и наркомании «ВСЕ В РУКАХ РОДИТЕЛЕЙ»...