Программа историко-краеведческого кружка "В гостях у Клио"
рабочая программа по теме
Работа кружка направлена на изучение вспомогательных исторических дисциплин, таких как история календаря, нумизматика и геральдика, археология и генеалогия, музееведение и религиоведение, и проч. Учащиеся знакомятся на кружковых занятиях с топонимикой и гидронимикой своей страны, своего края. Занятия в кружке могут быть интересны детям разного возраста.
Программа позволяет пробудить интерес к истории родного города, края, начать формирование коммуникативных и организаторских навыков, способствовать развитию творческих способностей учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka.doc | 137 КБ |
Предварительный просмотр:
Ульяновская
средняя общеобразовательная школа
Программа историко-краеведческого кружка
«В ГОСТЯХ У КЛИО»
Учитель истории и обществознания
Уланова Елена Валерьевна
6007811, Нижегородская область, Лукояновский район, с. Ульяново, ул. Пролетарская, д. 76 «а»
с.Ульяново – 2007.
Пояснительная записка
Только то общество имеет будущее, которое не забыло своего прошлого. В настоящее время история нашей Родины переживает не лучшие времена. Многие историки стараются высветить только негативные моменты в ней. Подрастающее поколение не видит примеров истории, которые могли бы вызывать не только уважение, но даже гордость за свою страну, свой народ.
Именно поэтому сейчас очень важно начать возрождение воспитания патриотизма в лучших его традициях. Создание осознанного стремления к изучению истории родного города, улицы, дома.
Вся работа кружка должна быть направлена на изучение вспомогательных исторических дисциплин, таких как история календаря, нумизматика и геральдика, археология и генеалогия, музееведение и религиоведение, и проч. Учащиеся знакомятся на кружковых занятиях с топонимикой и гидронимикой своей страны, своего края. Занятия в кружке могут быть интересны детям разного возраста.
Программа позволяет пробудить интерес к истории родного города, края, начать формирование коммуникативных и организаторских навыков, способствовать развитию творческих способностей учащихся. Как говорил Монтескье: «Нет надобности исчерпывать весь предмет – достаточно пробудить мысль». Надеемся, что приобретенные навыки пригодятся участникам кружка в дальнейшей жизни и работе, приведут к успешному изучению предмета непосредственно на уроках истории.
Данная программа предусматривает ведение в учебном заведении внеурочной работы по истории. Программа рассчитана на 70 часов учебного времени. К участию в кружковых занятиях могут быть привлечены дети 5 – 8-х классов.
Цели и задачи
- Воспитание патриотических чувств.
- Углубленное изучение истории родного города, села, края.
- Изучение вспомогательных исторических дисциплин.
- Обучение работе с историческим источником с целью получения необходимой информации.
- Формирование коммуникативных навыков в процессе проведения бесед, игр, в процессе работы в музее.
- Сбор материалов и оформление их в постоянные и меняющиеся экспозиции.
- Подготовка тематических мероприятий, посвященных юбилейным событиям.
К окончанию курса обучения учащиеся должны:
- Уметь осуществлять подбор необходимых материалов.
- Иметь понятие о том, что является историческим источником.
- Уметь провести элементарную экскурсию для учащихся начальных классов.
- Владеть техникой поиска необходимой информации.
- Уметь разместить материал в хронологически верном порядке.
- Уметь самостоятельно вести поисковую деятельность.
- Уметь составлять свою родословную.
- Знать этнологию родного края.
- Разбираться в топонимике и гидронимике родного края
Исследовательская, практическая, воспитательная деятельность
- Сбор материалов, отражающих историю города в частности и страны в целом.
- Обработка полученных материалов (составление каталогов, описание экспонатов).
- Поиск и систематизация экспонатов.
- Проведение тематических экскурсий.
- Организация встреч с интересными людьми.
- Проведение пеших экскурсий по городу, отражающих историю улиц, памятных мест.
- Участие в городских конкурсах, посвященных изучению истории страны, края, города.
- Организация информационного блока работы музея.
- Постепенное превращение музея в центр школьного патриотического воспитания.
Содержание программы
1.СЕМЕЙНАЯ ИСТОРИЯ.
Основные темы для изучения:
- Генеалогия как наука.
- Автобиография.
- Степени родства.
- Родословная.
- Известные исторические династии.
Новая терминология при изучении этого раздела:
- Генеалогия (родословие);
- Родословная;
- Род;
- Предок;
- Потомки;
- Поколение;
- Родственники;
- Свойственники;
- Семья.
Ряд практических работ:
- Составление династийных таблиц исторических личностей;
- Составление своего генеалогического древа.
2.ДНИ… МЕСЯЦЫ… ЭПОХИ.
Основные темы для изучения:
- Календарь.
- Временные отрезки.
- Лента времени.
- Часы…Дни… Месяцы… Эпохи…
Новая терминология при изучении этого раздела:
- Хронология;
- Календарь;
- Сутки;
- Год;
- Лето;
- Век;
- Эра;
- Гороскоп.
Ряд практических работ:
- Определение хронологических рамок исторических событий.
- Соотношение временных пространств.
- Соотношение дат в различных календарях.
3.ПРОСТРАНСТВО В ИСТОРИИ.
Основные темы для изучения:
- Картография.
- Стороны света.
- Родная сторона.
- Старинные меры.
- Крылатые фразы.
Новая терминология при изучении этого раздела:
- Ойкумена;
- Историческое пространство;
- Государство;
- Родина (Отечество);
- Легенды;
- Метрология;
- СИ (система интернациональная);
- Эталон.
Ряд практических работ:
- Собирание фольклора.
- Соотношение мер длинны и веса разных стран с системой СИ.
4.КАК К ВАМ ОБРАТИТЬСЯ.
Основные темы для изучения:
- Что тебе в имени моем.
- Фамилии и псевдонимы.
- Титул.
- Прозвище.
Новая терминология при изучении этого раздела:
- Историческая антропонимика;
- Имя;
- Имена календарные;
- Отчество;
- Фамилия;
- Псевдоним;
- Прозвище (кличка)
Ряд практических работ:
- Определение возникновения местных фамилий.
- Составление портрета по имени, отчеству и фамилии.
5.ИМЯ ДОМА ТВОЕГО.
Основные темы для изучения:
- Рождение географических названий.
- Говорящие топонимы и гидронимы.
Новая терминология при изучении этого раздела:
- Топонимика;
- Гидронимика;
- Город, град;
- Деревня;
- Село;
- -ланд, -ленд, -стан,-ия, -град, -поль, -сити, -таун, -бург.
Ряд практических работ:
- Определение возникновения местных названий;
- Социологический опрос о возникновении топонимов и гидронимов.
6.В ПОИСКАХ ДРЕВНОСТЕЙ.
Основные темы для изучения:
- Археологическая культура.
- Источники и их виды.
- Могильники и стоянки.
Новая терминология при изучении этого раздела:
- Археология;
- Вещественные источники;
- Археологические раскопки;
- Кладоискательство;
- Городище;
- Курган;
- Могильник;
- Культура;
- Культурный слой;
- Нумизматика;
- Геральдика;
- Филотелистика.
Ряд практических работ:
- Описание по плану гербов; монет.
- Составление описания истории музейного экспоната.
7.ПРИВЫЧКИ МИЛОЙ СТАРИНЫ.
Основные темы для изучения:
- Прошлое вокруг нас. Музееведение.
- Народы и наряды.
- Быт в прошлом.
- Традиции и обряды.
- Религии разных народов.
- Профессии.
- Традиции и обряды.
Новая терминология при изучении этого раздела:
- Этнография;
- Культура;
- Быт;
- Традиция;
- Обряд;
- Религия;
- Суеверие;
- Этикет.
Ряд практических работ:
- Сбор музейных экспонатов и их описание.
- Проведение экскурсий в школьном краеведческом музее.
- Проведение недели истории и краеведения.
- Выпуск информационной исторической газеты.
Календарно тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Сроки проведения |
1 | Вводное занятие. | 1 | Сентябрь |
Раздел I. СЕМЕЙНАЯ ИСТОРИЯ. | 9 | ||
2 | Генеалогия как наука. | 1 | Сентябрь |
3 – 4 | Автобиография. | 2 | Сентябрь |
5 – 8 | Родословная. | 4 | Сентябрь |
9 – 10 | Известные исторические династии. | 2 | Октябрь |
Раздел II. ДНИ… МЕСЯЦЫ… ЭПОХИ. | 8 | ||
11 – 13 | Календарь. | 3 | Октябрь |
14 | Временные отрезки. | 1 | Октябрь |
15 – 16 | Лента времени. | 2 | Октябрь |
17 – 18 | Часы…Дни… Месяцы… Эпохи… | 2 | Ноябрь |
Раздел III. ПРОСТРАНСТВО В ИСТОРИИ. | 13 | ||
19 – 20 | Картография. | 2 | Ноябрь |
21 | Стороны света. | 1 | Ноябрь |
22 -25 | Родная сторона. | 4 | Ноябрь Декабрь |
26 - 28 | Старинные меры. | 3 | Декабрь |
29 - 31 | Крылатые фразы. | 3 | Декабрь |
Раздел IV. КАК К ВАМ ОБРАТИТЬСЯ. | 5 | ||
32 – 33 | Что тебе в имени моем. | 2 | Декабрь Январь |
34 – 35 | Фамилии и псевдонимы. | 2 | Январь |
36 | Титул. Прозвище | 1 | Январь |
Раздел V. ИМЯ ДОМА ТВОЕГО. | 4 | ||
37 | Рождение географических названий. | 1 | Январь |
38 – 40 | Говорящие топонимы и гидронимы. | 3 | Январь |
Раздел VI. В ПОИСКАХ ДРЕВНОСТЕЙ. | 7 | ||
41 | Археологическая культура. | 1 | Февраль |
42 - 46 | Источники и их виды. | 5 | Февраль |
47 | Могильники и стоянки. | 1 | Февраль |
Раздел VII. ПРИВЫЧКИ МИЛОЙ СТАРИНЫ. | 23 | ||
48 – 50 | Прошлое вокруг нас. Музееведение. | 3 | Февраль Март |
51 – 52 | Народы и наряды. | 2 | Март |
53 – 55 | Быт в прошлом. | 3 | Март |
56 - 61 | Религии разных народов. | 6 | Март Апрель |
62 - 63 | Профессии. | 2 | Апрель |
64 - 67 | Традиции и обряды. | 4 | Апрель Май |
68 | Итоговое повторение | 1 | Май |
69 - 70 | Творческий отчет | 2 | Май |
Итого: | 70 час |
Список используемой литературы
- Бутромеев В. Иллюстрированная история для всех. – Москва, Деконт+,1996.
- Гусарова и др. Введение в специальные исторические дисциплины. – Москва, 1990.
- Дуров В.А. Ордена России. – Москва, 1993.
- Кобрин В.Б. и др. Вспомогательные исторические дисциплины. – Москва, 1984.
- Короткова М.В., Студеникин М.Т. Практикум по методике преподавания истории в школе. – М.:ВЛАДОС, 2000.
- Кузнецов А.А. Награды:энциклопедический путеводитель по истории российских наград. – Москва, 1999.
- Мир русской истории. Энциклопедический справочник. – М.: Вече, 1998.
- Нересов Я.Н. Я познаю мир. – М.: ООО «Астрель», 1998.
- Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. – М.: ВЛАДОС, 2000.
- Федонин А.Р. Знакомство с историей. – Д.:Сталкер, 1997.
- Я познаю мир: Дет.энцикл. Мифология. – М.: ООО «Астрель», 2000.
- Я познаю мир: Дет.энцикл. История. – М.: ООО «Астрель», 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа историко-краеведческого кружка "Поиск"
Представлена программа кружка....
Программа работы школьного- историко-краеведческого кружка
В последнее время у учащихся заметно снизился интерес к героическим и трагическим страницам истории нашей Родины, ее культурным достижениям и корням, событиям военной истории. Именно поэтому в последн...
Лицензированная программа историко-краеведческого объединения "Юные краеведы" для учащихся 5-8 классов средней образовательной школы
Пояснительная записка.Народ, не знающий своего прошлого,...
Дополнительная образовательная программа Историко-краеведческого объединения «Патриот» Рассчитанная на детей 12 – 16 лет
Программа написана для историко-краеведческого кружка «Патриот», работающим на базе музея Холбонской школы, который является старейшим школьным музеем Забайкальского края (образован в 1970 году)...
Рабочая программа историко-краеведческого клуба "Поиск"
Рабочая программа определяет цели и задачи деятельности исторического клуба. В материале предствлены планирование деятельности, список проводимых мероприятий. Направление: гражданско-патриотическое во...
Программа Историко-краеведческого кружка "Патриот"
Историко-краеведческий кружок "Патриот"...
Программа историко-краеведческой направленности "Краеведы"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа историко-краеведческой направленности "Краеведы"...