Программа историко-краеведческой направленности "Краеведы"
рабочая программа по краеведению
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа историко-краеведческой направленности "Краеведы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka.doc | 345 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение
«Управление образования Карасукского района» Новосибирской области
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Дом детского творчества Карасукского района Новосибирской области
Рассмотрено и одобрено на педагогическом совете от «____»__________20____ г. Протокол № _______ | Утверждаю: Директор МБУ ДО ДДТ |
_____________ Л.Д. Зайцева | |
Приказ № _______ от «____»__________20____ г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
туристско-краеведческой направленности
«Краеведы»
Возраст обучающихся: 10-13 лет
Срок реализации: 3 года
Автор-составитель:
Гренц Елена Николаевна–
педагог дополнительного образования
г. Карасук, 2020 г
Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Краеведы» по направлению деятельности является туристско-краеведческой.
Программа разработана с учётом следующих законодательных нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
5. Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе.
6. Положение о комплектовании и наполняемости групп.
Актуальность программы
Современная действительность выдвигает перед образованием задачу возрождения традиций духовного, нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения. Справиться с решением этой проблемы помогает краеведение и школьные музеи, которым издавна придавали большое значение в учебно-воспитательной работе, в приобщении к ним людей разных поколений. Краеведение и школьные музеи получили широкое распространение в педагогической практике как эффективное средство обучения и воспитания.
Российский академик Д.С. Лихачев, верно, отметил, что только “любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой и может существовать рост духовной культуры всего общества”. Воспитать настоящих граждан – патриотов своей Родины невозможно без изучения истории. Именно поэтому в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края, к его истории, культуре, традициям.
Отличительные особенности программы
Большую часть времени обучающиеся работают с музейным материалом, занимаются сбором краеведческого материала, что способствует вовлечению детей в исследовательскую, краеведческую, творческую деятельность, и создает условия для эмоционального и интеллектуального развития личности. Программа обеспечивает социально-значимую и общественно-полезную деятельность обучающихся в культурной жизни школы, села.
Адресат программы
Программа рассчитана на проведение занятий с обучающимися 10-14 лет. В данном возрасте происходит формирование и развитие личности. В это время учащиеся получают базовые знания по истории страны, региона, села.
Объем и срок освоения программы – общее количество учебных часов, запланированных на три года обучения, необходимых для освоения программы составляет 216 часов, которые включают в себя как практические, так и теоретические занятия
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса: в соответствии с индивидуальным учебным планом в объединении, сформированы группы учащихся одного возраста, являющиеся основным составом, а также индивидуально, состав группы постоянный.
Режим, периодичность и продолжительность занятий
- общее количество часов в год: 72 ч;
- количество часов и занятий в неделю: 2 часа, 2 занятия;
- периодичность и продолжительность занятий: 2 раза в неделю по 1 часу.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: развитие интеллектуально-творческих способностей через овладение основами краеведения и музейного дела.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Личностные:
- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, родному краю, чувства гордости за свою малую родину, за историческое прошлое многонационального народа России;
- осознание обучающимися своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общероссийского культурного наследия;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в обществе.
Метапредметные:
- развитие мотивации к занятию краеведческой деятельностью, изучению по средствам музейной педагогики истории, культуры, традиций родного края;
- формирование знаний, умений, навыков работы учащихся с фондами школьного музея;
- организация деятельности по сбору краеведческого материала;
- развитие самостоятельности и инициативы учащихся, умений анализировать, систематизировать, делать выводы, обобщать собранный материал (навыки исследовательской работы).
Предметные:
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями;
- использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и Интернет-ресурсов;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентации, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с учениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.
1.3. Содержание программы
Учебный план первого года обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | |||
Всего | Теория | Практика | ||||
1 | Введение в краеведение Инструктаж по ТБ. | 1 | 1 | Лекция/фронтальный | ||
2 | Музейное дело 2.1. Основные документы музея. Фонды музея и их значение. 2.2. Правила работы в фондах музеев 2.3. Знакомство с экспонатами школьного музея | 5 | 3 1 1 1 | 2 2 | Тест / фронтальный | |
3 | Работа экскурсовода 3.1.Правила проведения экскурсий 3.2. Составление тематико- экскурсионного плана 3.3. Сбор и обработка материалов 3.4. Оформление экспозиций 3.5 Работа с экскурсоводами | 21 | 7 1 5 1 | 14 1 1 7 5 | Опрос /фронтальный | |
4 | Исследовательская и поисковая деятельность. 4.1.Цели поисковой деятельности 4.2.Направления поисковой деятельности. | 3 | 2 2 | 1 1 | Семинар/ фронтальный | |
5 | Учёт и хранение экспонатов. 5.1.Привила приема 5.2.Инвентарная книга. Заполнение инвентарной книги. 5.3.Шифровка. Оформление шифра экспонатов 5.4.Организация хранения. Общие требования к обеспечению сохранности предметов в экспозиции и фондах | 6 | 4 1 1 1 1 | 2 1 1 | Лекция /индивидуальная | |
6 | Заочное путешествие по музеям страны и мира. 6.1.Известные музеи нашей страны. 6.2. Знакомство с наиболее известными музеями мира. | 4 | 2 1 1 | 2 2 | Семинар/фронтальная | |
7 | Краеведение. 7.1.Историческое прошлое нашего края. 7.2.Методика проведения социологического опроса 7.3.Правила записи воспоминаний. 7.4.Краеведческий дневник 7.5.Создание презентаций, видеоматериалов на основе собранного материала | 18 | 9 3 6 | 9 2 2 2 3 | Встречи с интересными людьми/фронтальная | |
8. | Исследовательская работа 8.1Подготовка научно-исследовательских работ для участия в конференции, районном конкурсе творческих работ по краеведению. 8.2Участие в историко-краеведческих конкурсах и конференциях различного уровня | 14 | 7 5 4 | 7 2
3 | Семинар, индивидуальная | |
9 | Подведение итогов работы. 10.1.Награждение кружковцев. Чаепитие. | 2 | 2 | фронтальная | ||
Итого: | 72 | 35 | 37 |
Содержание учебного плана первого года обучения
Раздел 1. Введение в краеведение
Теория: Понятие «краеведение». Функции краеведения.
Раздел 2. Музейное дело
Теория: Основные документы музея. Фонды музея и их значение.
Правила работы в фондах музеев. Знакомство с экспонатами школьного музея.
Практика: Посещение Карасукского краеведческого музея и других музеев
Раздел 3. Работа экскурсовода
Теория: Правила проведения экскурсий. Экспонат - главная структурная единица экспозиции. Тематико - экспозиционный план, проект. Главные структурные единицы выставки. План и проект выставки. Экспонаты и выставки, принципы их создания и методы решения проектов.
Практика: Оформление экспозиций. Работа с аудиторией, формы массовой работы. Экскурсия, лекция, беседа. Урок в музее, консультация, встреча, праздник.
Раздел 4. Исследовательская и поисковая деятельность
Теория: Цели и уровни краеведческой деятельности. Поисково - исследовательская деятельность. Краеведческие источники. Виды источников. Устные письменные, археологические, этнографические.
Практика: Разнообразие форм работ по краеведению: наблюдение, беседа, анкетирование, опрос.
Раздел 5. Учёт и хранение экспонатов
Теория: Структура фондов. Основной и научно - вспомогательный фонды, обменный, дуплетный фонды. Условия хранения фондов. Книга учета, картотеки, запасники. Книга учета, картотеки.
Практика: Заполнение документации музея.
Раздел 6. Заочное путешествие по музеям страны и мира
Теория: Зарождение отечественного краеведения. Деятельность Петра 1, М.В. Ломоносова. Краеведение, предметный подход в обучении, Перспективы развития музеев России. Новые возможности музея. Тенденции развития музейного дела.
Практика: Составление презентаций, сообщений, рефератов.
Раздел 7. Краеведение
Теория: История края Родной край сегодня, перспективы развития. Пропаганда героических подвигов советских воинов. Изучение родного края. Территория и границы родного края. История края. Наш край в годы советской власти; в период Великой Отечественной войны. Родной край сегодня, перспективы развития. Происхождение названий улиц села. Как проводить беседы с очевидцами исторических событий и записывать их воспоминания. Изучение и охрана памятников, связанных с историей борьбы нашего народа за свою независимость.
Практика: Экскурсии по памятным местам района и поселка. Записи историко-краеведческих наблюдений. Сбор материалов для школьного музея.
Раздел 8. Исследовательская работа
Теория: Подготовка научно-исследовательских работ для участия в конференции, районном конкурсе творческих работ по краеведению. Структура исследовательской работы. Цели и задачи. Правила оформления.
Практика: Участие в историко-краеведческих конкурсах и конференциях различного уровня. Составление текстов, презентаций, видеороликов.
Раздел 9. Подведение итогов
Награждение кружковцев. Чаепитие.
Учебный план второго года обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие Подведение итогов лета. Инструктаж по ТБ | 1 | 1 | - | Лекция/ фронтальный |
2 | Подготовка и проведение музейной экскурсии 2.1. Использование экскурсий в учебно-воспитательном процессе 2.2. Роль музея в социализации личности. 2.3. Отбор и анализ экспонатов. 2.4.Составление экспозиций. 2.5.Проведение экскурсии. | 12 | 2 1 1 | 10 2 3 5 | Лекция/ фронтальный |
3 | Музейная работа 3.1 Актуализация знаний об музейных документах 3.2.Актуализация знаний о правилах архивирования материалов СМИ, 3.3.Систематизация и инвентаризация материалов, собранных в последние время 4.Систематизация и инвентаризация материалов неосновного музейного фонда. | 6 | 2 1 1 | 4 2 2 | Лекция/ фронтальный |
4. | Люди нашего села 4.1Чтение статей из районных газет о жизни нашего села (в школьной библиотеке) 4.Знакомство с творчеством поэта-земляка А.Свичкаря 4.3 Встречи с интересными людьми села 4.4Знакомство с профессиями и местом работы родителей | 14 | 1 1 | 13 2 5 6 | Лекция/фронтальный |
5 | Научно – исследовательская работа 2.1.Как подготовить научно-исследовательскую работу? 2.2.Как проводить научное исследование 2.3.Как определить и уточнить тему? 2.4.Как изучать литературу? 2.5.Как определить гипотезу? 2.6.Как сформулировать цель и задачи исследования? 2.7.Как определить методы исследования? | 8 | 8 2 2 1 1 1 | Лекция/фронтальный | |
6 | Изучение боевых подвигов земляков 6.1. Сбор новых сведений для музейного архив об участниках ВОВ. 6.2 Встреча с ветеранами тыла, проживающими в селе. Сбор новых сведений для музейного архива. 6.3Встреча с участниками войн в «горячих точках» страны. Сбор новых сведений для музейного архива. | 13 | 4 1 3 | 9 3 4 2 | Лекция/ фронтальный |
Научно-исследовательская деятельность школьного музея 4.1.Подготовка научно-исследовательских работ 4.2.Участие в историко-краеведческих конкурсах и конференциях различного уровня | 17 | 17 10 7 | Лекция/индивидуальный | ||
7 | Подведение итогов работы 10.1.Награждение кружковцев. Чаепитие. | 1 | 1 | Фронтальная | |
Итого: | 72 | 18 | 54 |
Содержание учебного плана второго года обучения
Раздел 1. Вводное занятие
Теория: Подведение итогов лета. Знакомство с курсом обучения. Инструктаж по технике безопасности.
Раздел 2. Подготовка и проведение музейной экскурсии
Теория: Использование экскурсий в учебно-воспитательном процессе. Роль музея в социализации личности.
Практика: Проведение экскурсии Отбор и анализ экспонатов. Составление экспозиций.
Раздел 3. Музейная работа
Теория: Актуализация навыков приёма в музейный фонд новых экспонатов, актуализация знаний о правилах архивирования материалов СМИ, умений систематизировать материалы СМИ,
Практика: Ведения инвентарной книги, заполнения актов приёма экспонатов. навыков работы с газетами и журналами, систематизация и инвентаризация материалов, собранных в последних экспедициях, систематизация и инвентаризация материалов неосновного музейного фонда.
Раздел 4. Люди нашего села
Теория: Знакомство с творчеством поэта-земляка А.Свичкаря Встречи с интересными людьми села
Практика: 1Чтение статей из районных газет о жизни нашего села (в школьной библиотеке) знакомство с профессиями и местом работы родителей
Раздел 5. Научно – исследовательская работа
Теория: Подготовка исследовательской работы, методы научного исследования, определение и уточнение темы, подбор литературы, определение гипотезы, целей и задач, выявление соответствующих методов.
Практика: Написание исследовательской работы.
Раздел 6. Изучение боевых подвигов земляков
Теория: История ВОВ, Афганской и Чеченской войн в истории нашей страны, региона.
Практика: Встреча с ветеранами тыла, проживающими в селе. Сбор новых сведений для музейного архива. Встреча с участниками войн в «горячих точках»
страны. Сбор новых сведений для музейного архива. Мероприятие, посвящённое памяти погибших в Афганистане земляков. Сбор новых сведений для музейного архива об участниках Вов. Оформление стенда «Участники чеченских боевых действий».
Раздел 7. Подведение итогов
Награждение кружковцев. Чаепитие.
Учебный план третьего года обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Что такое реферат и что такое научно-исследовательская работа. | 1 | 1 | - | ||
2 | Требования к оформлению научно-исследовательской работы. 2.1.Составные части работы. 2.2.Требования к оформлению научно-исследовательской работы. Титульный лист. 2.3.Требования к оформлению научно-исследовательской работы. Содержание основной части 2.4.Требования к оформлению научно-исследовательской работы Заключение, список используемой литературы. | 8 | 4 1 1 1 1 | 4 1 1 1 1 | Лекция/фронтальный |
3 | Требования к оформлению реферата. 3.1.Составные части работы 3.2.Требования к оформлению реферата. Титульный лист. 3.3.Требования к оформлению реферата. Содержание основной части 3.4.Требования к оформлению реферата. Заключение, список используемой литературы. | 8 | 4 1 1 1 1 | 4 1 1 1 1 | Лекция/фронтальный |
4 | Научно-исследовательская деятельность школьного музея. 4.1.Подготовка научно-исследовательских работ 4.2.Участие в историко-краеведческих конкурсах и конференциях различного уровня | 20 | 10 10 | 10 10 | Лекция/индивидуальный |
5. | Подготовка презентации научно-исследовательской работы 5.1 Структура (план) выступления. 5.2 Психологическая подготовка обучающегося к выступлению с учетом его индивидуальных особенностей. 5.3Подготовка материалов презентации. | 24 | 10 2 3 5 | 14 1 5 8 | Лекция/индивидуальный |
6. | Сотрудничество с другими общественными организациями. 6.1Приезд в школу работников районного краеведческого музея с выставкой экспонатов 6.2 Встреча со священником церковного прихода с лекцией «История церкви» 6.3 Встреча с Советом Ветеранов. 6.4 Совместные мероприятия с Домом культуры | 10 | 6 1 1 4 | 4 1 3 | |
Подведение итогов. Награждение кружковцев. Чаепитие. | 1 | 1 | Фронтальный | ||
Итого: | 72 | 35 | 37 |
Содержание учебного плана третьего года обучения
Раздел 1. Вводное занятие
Теория: Инструктаж по ТБ. Что такое реферат и что такое научно-исследовательская работа.
Раздел 2. Требования к оформлению научно-исследовательской работы
Теория: Оформление основных структурных элементов научно-исследовательской работы: титульный лист, оглавление, основная часть работы, содержание, заключение, библиографический список литературы, приложения, ссылки, выводы, цитаты, стиль изложения материала, логика изложения. Оформление научно-исследовательской работы. Проверка текста научным руководителем, внесение правок. Предварительная оценка научно-исследовательской работы. Рецензирование.
Практика: структура глав, язык и стиль научно-исследовательской работы, ссылки в тексте, представление иллюстративного материала, анализ и оформление результатов работы.
Раздел 3. Требования к оформлению реферата
Теория: Составные части работы. Требования к оформлению реферата. Титульный лист. Требования к оформлению реферата. Содержание основной части. Требования к оформлению реферата. Заключение, список используемой литературы.
Практика: написание рефератов на заданную тему.
Раздел 4. Научно-исследовательская деятельность школьного музея
Теория: Подготовка научно-исследовательских работ
Практика: Участие в историко-краеведческих конкурсах и конференциях различного уровня
Раздел 5. Подготовка презентации научно-исследовательской работы
Теория: Структура (план) выступления. Текст выступления. Способы привлечения внимания аудитории. Культура выступления. Умение вести дискуссию. Оформление выступления: подготовка необходимых материалов (схем, карт, фотографий, мультимедийной презентации, иллюстраций). Психологическая подготовка обучающегося к выступлению с учетом его индивидуальных особенностей.
Практика: Структура доклада, вступление и заключение, основная часть: методы изложения материала, приемы привлечения внимания аудитории. Рекомендации выступающему: особенности речи, дыхание и его тренировка, голос, дикция, интонация, паузы, культура поведения перед аудиторией. Ответы на вопросы. Подготовка материалов презентации.
Раздел 5. Сотрудничество с другими общественными организациями
Теория: История керамики в Сибири. Местные промыслы. История церкви. Лекции по истории родного края. Игры викторины по краеведению
Практика: Приезд в школу работников районного краеведческого музея с выставкой экспонатов «Сибирская керамика». Составление экспозиции «Керамика» .Встреча со священником церковного прихода с лекцией «История церкви» Встреча с Советом Ветеранов. Совместные мероприятия с Домом культуры
Раздел 9. Подведение итогов
Награждение кружковцев. Чаепитие.
1.4. Планируемые результаты
По окончании курса обучения по данной программе обучающиеся должен обладать определенным уровнем компетентности в вопросах краеведения и применять на практике полученные знания и умения.
Обучающиеся должны знать:
- историю музейного дела;
- основные социальные функции музеев;
- ведущие музеи мира;
- ведущие музеи, исторические и памятные места района и области;
- историю родного края;
- основы музееведческой деятельности;
- правила поведения в музеях и других общественных местах;
- сущность и специфические особенности школьного музея;
- методику проведения экскурсий.
Обучающиеся должны уметь:
- общаться с людьми;
- вести исследовательские записи;
- систематизировать и обобщать собранный материал, оформлять его и хранить;
- составлять научно-справочную картотеку;
- вести научно-исследовательскую работу;
- составлять и проводить экскурсии;
- выступать с докладами;
- оформлять стенды, фотовыставки и альбомы;
- работать с научной и научно-популярной литературой.
Компетенции и личностные качества, которые могут быть сформированы и развиты у детей в результате занятий по программе:
Личностные результаты:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность -учебную, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
- активное участие учеников в краеведческих и исторических конкурсах, олимпиадах, массовых мероприятиях.
Предметные результаты:
- овладение представлениями об историческом пути народов своей страны как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей в истории родного края и своей страны;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своего родного края и страны.
- в воспитательном плане предполагаются позитивные изменения духовно – нравственного развития школьников;
- в ходе реализации программ у учащихся будет целенаправленно формироваться историческое сознание.
Раздел № 2. Комплекс основных характеристик программы
2.1. Календарный учебный график
Количество учебных недель – 108;
Количество учебных дней – 216;
Начало учебного года – 1 сентября, окончание – 31 мая.
Продолжительность каникул – с 1 января по 9 января
Календарный учебный график – Приложение № 1
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Характеристика помещения:
Перечень оборудования:
Информационное обеспечение
1.Методические материалы:
2.Экспозиции:
3.Выставочные стенды
и др.
Кадровое обеспечение
Основным наглядным материалом для реализации программы являются материалы школьного музея. Это экспонаты основного, вспомогательного и временного фондов по средствам, на которых и будет осуществляется музейная педагогика и краеведческая деятельность.
2.3. Формы аттестации
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: аналитическая справка, аналитический материал, аудиозапись, видеозапись, грамота, готовая работа, диплом, журнал посещаемости, портфолио, перечень готовых работ, протокол соревнований, фото, отзыв детей и родителей, свидетельство (сертификат), статья и др.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитическая справка, выставка, защита творческих работ, конкурс, олимпиада, открытое занятие, отчет итоговый, портфолио, литературно-музыкальная композиция, праздник, слет, соревнование, фестиваль и др.
Подведением итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы является научно-исследовательская работа.
2.4. Оценочные материалы
В ходе учебного процесса проводится мониторинг посещаемости и успеваемости учащихся. На каждого ребёнка заводится мониторинговая карта. Мониторинг проходит в несколько этапов (начальный мониторинг, на начало и на окончание учебного года). Опираясь на опыт работы с мониторинговой системой, по прошлым годам, индивидуальная карточка позволяет поставить конкретную задачу по индивидуальной работе с обучающимися. Ребёнок должен не просто получать информацию, его необходимо обучить тому, как использовать эту информацию в жизни, в школе (Приложение №2).
Формой подведения итогов по каждому разделу (теме) будет являться заключительное занятие (см.учебный план).
Серьезной проверкой знаний, полученных в течение учебного года, является участие в районных, областных, зональных мероприятиях, научно-исследовательских конференциях. Инновационные идеи и технологии активно внедряются как в программное обеспечение, так и в результат работы. Оформление исследовательских работ требует использования компьютеров. Практически для всех работ необходимо составлять презентации. Для этого используют цифровые технологии, слайд-шоу.
2.5. Методические материалы
Методы обучения: словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский проблемный; игровой, дискуссионный, проектный и др.
Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.
Формы организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуально-групповая, фронтальная.
Формы организации учебного занятия - акция, беседа, вернисаж, встреча с интересными людьми, выставка, игра, конкурс, конференция, круглый стол, лекция, мастер-класс, наблюдение, открытое занятие, поход, праздник, практическое занятие, представление, презентация, семинар, соревнование, экскурсия, лекции, консультации, проектная и исследовательская деятельность, использование интернет - технологий, создание презентаций, экскурсии в музеи, оформление выставок, создание экспозиций, квесты.
Педагогические технологии: технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология исследовательской деятельности, технология проектной деятельности.
Дидактические материалы – раздаточные материалы.(конкретизировать)
2.6. Список литературы
1. Арцев М.Н. Учебно – исследовательская работа учащихся // Завуч.- 2005.- №6.
2. Внеклассная работа по истории: Краеведение.- М., 1975.
3. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения.- Собр. соч.: в 6-ти т.-Т1.- М.: Педагогика, 1982.- 487с.
4. Деев А.Л. Краеведение как средство формирования гражданственности школьников// Фундаментальные исследования .- 2005.- № 4.- С.35
5. Дереклеева Н.И. Научно – исследовательская.- М.: Вербум,2001.
6. Кондратенков Ю.В. Развитие туристско – краеведческой деятельности школьников в муниципальной системе дополнительного образования // http/www.dissercat/com /content .
7. «Культура добрососедства»: Программы интегрированного курса и методические рекомендации для учебных заведений Автономной Республики Крым/ Под ред. М.А. Араджиони. – Симферополь: Антиква, 2007. - 212 с.
8. Лебедева Т.А. Повышение мотивационного потенциала учащихся, занимающихся научно-исследовательской деятельностью. - Симферополь, 2005.
9. Леонтович А.В. Рекомендации по написанию исследовательской работы// Завуч.-2010.- №1.
10. Лукъяненко И.В. Методика выполнения краеведческого исследования на маршруте.- М.: МГДТД, 1995.- 61с.
11. Ляшко Л.Ю. Научно – практическая конференция как эффективная форма дополнительного образования, 1999.- №3.- с.7-9.
12. МАН: Подготовка научно-исследовательских проектов. – К., 2005.- 128.
13. Методика исследовательско – краеведческой работы в школе / Под. ред. И.С. Борисова.- М.,1982.
14. Милонов Н.А. Литературное краеведение.- М.,1985.
15. О развитии учебно – исследовательской деятельности в системе дополнительного образования: Решение коллегии Министерства образования Российской Федерации от 10.01.2005г. №1 // Вестник образования.- 2006.- №5.
16. Обручев С.В. Изучай свой край: книга юного краеведа.- М.:Молодая гвардия,1956.- 266с.
17. Озеров А.Г, Историко – этнографические исследования учащихся.- М.,2001.
18. Остапец-Свешников А.А. Могучее средство развития личности.- М.: Агенство ДОК,1994.- 212с.
19. Остапец-Свешников А.А. Педагогика и психология туристско – краеведческой деятельности учащихся .- М.:ЦДЮТК,2001.- 96с.
20. Прус И.Т. Краеведческая работа в школе. – К., 1984.
21. Сейнескш А.Р. Родной край: В помощь педагогу – краеведу .- М., 1994.
22. Строев К.Ф. Краеведение .- М., 1974.
23. Счастная Т.Н. Рекомендации по написанию научно – исследовательских работ// Исследовательские работы школьников .- 2008.- №4.
24. Щербаков А.М. Краеведческая работа в школе .- М.: Учпедгиз, 1959.
25. Юньев И.С. Беседы о краеведении, 1966.
Приложение №1
Календарно-тематический график первого года обучения на 2019-2020 учебный год
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Ко-во часов | Тема занятия | Место проведения |
1 | 13.25-14.25 | 1 | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. | МБУ ДО ДДТ (МБОУ Благодатская СОШ) | ||
2 | 1 | Знакомство со школьным музеем | ||||
3 | 1 | Посещение районного краеведческого музея | ||||
4 | 1 | Задачи учётно-хранительской работы | ||||
5 | 1 | Пополнение фондов музея | ||||
6 | 1 | Шифровка. Оформление шифра экспонатов. | ||||
7-8 | 2 | Инвентарная книга. Заполнение инвентарной книги. | ||||
9 | 1 | Пополнение фондов музея | ||||
10 | ||||||
11 13 | ||||||
14- 17 | ||||||
18-22 | ||||||
23-24 | 13.25-14.25 | |||||
25-26 | ||||||
27-28 | ||||||
29-32 | ||||||
33 | ||||||
34 | ||||||
35-41 | ||||||
42-45 | ||||||
46-49 | ||||||
50 | 13.25-14.25 | |||||
51-53 | ||||||
54-57 | ||||||
58-61 | ||||||
62-63 | ||||||
64 | ||||||
65 | ||||||
66 | ||||||
67 | ||||||
68 | ||||||
69-70 | ||||||
71 | Планирование работы на следующий год | |||||
72 | Подведение итогов работы кружка |
Календарно-тематический график второго года обучения на 2020-2021 учебный год
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Ко-во часов | Тема занятия | Место проведения |
1 | 13.25-14.25 | 1 | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. | МБУ ДО ДДТ (МБОУ Благодатская СОШ) | ||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 | ||||||
6 | ||||||
7-8 | ||||||
9 | ||||||
10 | ||||||
11 13 | ||||||
14- 17 | ||||||
18-22 | ||||||
23-24 | 13.25-14.25 | |||||
25-26 | ||||||
27-28 | ||||||
29-32 | ||||||
33 | ||||||
34 | ||||||
35-41 | ||||||
42-45 | ||||||
46-49 | ||||||
50 | 13.25-14.25 | |||||
51-53 | ||||||
54-57 | ||||||
58-61 | ||||||
62-63 | ||||||
64 | ||||||
65 | ||||||
66 | ||||||
67 | ||||||
68 | ||||||
69-70 | ||||||
71 | Планирование работы на следующий год | |||||
72 | Подведение итогов работы кружка |
Календарно-тематический график третьего года обучения на 2021-2022 учебный год
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Ко-во часов | Тема занятия | Место проведения |
1 | 13.25-14.25 | 1 | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. | МБУ ДО ДДТ (МБОУ Благодатская СОШ) | ||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 | ||||||
6 | ||||||
7-8 | ||||||
9 | ||||||
10 | ||||||
11 13 | ||||||
14- 17 | ||||||
18-22 | ||||||
23-24 | 13.25-14.25 | |||||
25-26 | ||||||
27-28 | ||||||
29-32 | ||||||
33 | ||||||
34 | ||||||
35-41 | ||||||
42-45 | ||||||
46-49 | ||||||
50 | 13.25-14.25 | |||||
51-53 | ||||||
54-57 | ||||||
58-61 | ||||||
62-63 | ||||||
64 | ||||||
65 | ||||||
66 | ||||||
67 | ||||||
68 | ||||||
69-70 | ||||||
71 | ||||||
72 | Подведение итогов работы кружка |
Приложение № 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа историко-краеведческого кружка "Поиск"
Представлена программа кружка....
Программа историко-краеведческого кружка "В гостях у Клио"
Работа кружка направлена на изучение вспомогательных исторических дисциплин, таких как история календаря, нумизматика и геральдика, археология и генеалогия, музееведение и религиоведение,...
Лицензированная программа историко-краеведческого объединения "Юные краеведы" для учащихся 5-8 классов средней образовательной школы
Пояснительная записка.Народ, не знающий своего прошлого,...
Дополнительная образовательная программа Историко-краеведческого объединения «Патриот» Рассчитанная на детей 12 – 16 лет
Программа написана для историко-краеведческого кружка «Патриот», работающим на базе музея Холбонской школы, который является старейшим школьным музеем Забайкальского края (образован в 1970 году)...
Рабочая программа историко-краеведческого клуба "Поиск"
Рабочая программа определяет цели и задачи деятельности исторического клуба. В материале предствлены планирование деятельности, список проводимых мероприятий. Направление: гражданско-патриотическое во...
Программа Историко-краеведческого кружка "Патриот"
Историко-краеведческий кружок "Патриот"...
Программа деятельности историко-краеведческого музея "Истоки" МБОУ "СОШ №84" – дополнительная образовательная программа по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся школы «Моя Россия!»
Дополнительная образовательная пргорамма по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся школы "Моя Россия" являтеся подробным документом, ссылаясь на который, удобно выстраивать работу му...