Программа историко-краеведческой направленности "Краеведы"
рабочая программа по краеведению

Гренц Елена Николаевна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа историко-краеведческой направленности "Краеведы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka.doc345 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение

«Управление образования Карасукского района» Новосибирской области

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Дом детского творчества Карасукского района Новосибирской области

Рассмотрено и одобрено

на педагогическом совете

от «____»__________20____ г.

Протокол № _______

Утверждаю:

Директор МБУ ДО ДДТ

_____________ Л.Д. Зайцева

Приказ № _______

от «____»__________20____ г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

туристско-краеведческой  направленности

«Краеведы»

Возраст обучающихся: 10-13 лет

Срок реализации: 3 года

Автор-составитель:

Гренц  Елена Николаевна–

педагог дополнительного образования

г. Карасук, 2020 г

Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы

1.1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа «Краеведы» по направлению деятельности  является туристско-краеведческой.

Программа разработана с учётом следующих законодательных нормативно-правовых документов:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015г. № 09-3242 «О направлении информации» (Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)).

5. Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе.

6. Положение о комплектовании и наполняемости групп.

Актуальность программы

Современная действительность выдвигает перед образованием задачу возрождения традиций духовного, нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения. Справиться с решением этой проблемы помогает краеведение и  школьные музеи, которым издавна придавали большое значение в учебно-воспитательной работе, в приобщении к ним людей разных поколений.  Краеведение и школьные музеи получили широкое распространение в педагогической практике как эффективное средство обучения и воспитания.

Российский академик Д.С. Лихачев, верно, отметил, что только “любовь    к родному краю, знание    его истории - основа, на которой и может существовать рост духовной культуры всего общества”. Воспитать настоящих граждан – патриотов своей Родины невозможно без изучения истории. Именно поэтому в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края, к его истории, культуре, традициям.

Отличительные особенности программы

           Большую часть времени обучающиеся работают с музейным материалом, занимаются сбором   краеведческого материала,   что способствует вовлечению детей в исследовательскую, краеведческую, творческую деятельность, и   создает условия для эмоционального и интеллектуального развития личности.  Программа    обеспечивает социально-значимую и общественно-полезную деятельность обучающихся в культурной жизни школы, села.

Адресат программы 

Программа рассчитана на проведение занятий с обучающимися 10-14 лет. В данном возрасте происходит формирование и развитие личности. В это время учащиеся получают базовые знания по истории страны, региона, села.

Объем и срок освоения программы – общее количество учебных часов, запланированных на три  года обучения, необходимых для освоения программы составляет 216 часов, которые включают в себя как практические, так и теоретические занятия

Форма обучения – очная.

Особенности организации образовательного процесса: в соответствии с индивидуальным учебным планом в объединении, сформированы группы учащихся одного возраста, являющиеся основным составом, а также индивидуально, состав группы постоянный.

Режим, периодичность и продолжительность занятий    

-  общее количество часов в год: 72 ч;

- количество часов и занятий в неделю: 2 часа, 2 занятия;          

- периодичность и продолжительность занятий: 2 раза в неделю по 1 часу.  

1.2. Цель и задачи программы

Цель: развитие интеллектуально-творческих способностей через овладение основами краеведения и музейного дела.

 Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

       Личностные:

 - воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, родному   краю, чувства гордости за свою малую  родину, за историческое прошлое многонационального народа России;

   - осознание обучающимися своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общероссийского культурного наследия;

   - осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в обществе.

     Метапредметные:

  -  развитие мотивации к занятию краеведческой   деятельностью, изучению по средствам музейной педагогики истории, культуры, традиций родного края;

          -    формирование знаний, умений, навыков работы учащихся с фондами школьного музея;

-     организация деятельности по сбору краеведческого материала;

          - развитие самостоятельности и инициативы учащихся, умений анализировать, систематизировать, делать выводы, обобщать собранный материал (навыки исследовательской работы).  

Предметные:

 - владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями;

 - использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и Интернет-ресурсов;

 - способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентации, реферат и др.);

  - готовность к сотрудничеству с учениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.

1.3. Содержание программы

Учебный план первого года обучения

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

Введение в краеведение Инструктаж по ТБ.

1

1

Лекция/фронтальный

2

Музейное дело

2.1. Основные документы   музея.   Фонды музея и их значение.

2.2. Правила работы в фондах музеев

2.3. Знакомство с экспонатами школьного музея

5

3

1

1

     1

2

         2

Тест / фронтальный

3

Работа экскурсовода

3.1.Правила проведения экскурсий

3.2. Составление тематико- экскурсионного плана

3.3. Сбор и обработка материалов

 3.4. Оформление экспозиций

3.5   Работа с экскурсоводами

21

7

1

5

1

14

1

1

7

5

Опрос /фронтальный

4

Исследовательская   и поисковая  деятельность.

4.1.Цели поисковой деятельности

4.2.Направления поисковой деятельности.

3

2

2

1

1

Семинар/ фронтальный

5

Учёт и хранение    экспонатов.

5.1.Привила приема

5.2.Инвентарная книга. Заполнение инвентарной книги.

5.3.Шифровка. Оформление шифра экспонатов

5.4.Организация хранения. Общие требования к обеспечению сохранности предметов в экспозиции и фондах

6

4

1

1

1

1

2

1

1

Лекция /индивидуальная

6

Заочное путешествие по музеям страны и мира.

6.1.Известные музеи нашей страны.

6.2. Знакомство с наиболее известными музеями мира.

4

2

1

1

2

2

Семинар/фронтальная

7

Краеведение.

7.1.Историческое прошлое нашего края.

7.2.Методика проведения социологического опроса

7.3.Правила записи воспоминаний. 7.4.Краеведческий дневник

7.5.Создание презентаций, видеоматериалов  на основе собранного материала

18

9

3

6

9

2

       2

        2

3

Встречи с интересными людьми/фронтальная

8.

Исследовательская работа

8.1Подготовка научно-исследовательских работ для участия в конференции, районном конкурсе творческих работ по краеведению.

8.2Участие в историко-краеведческих конкурсах и конференциях различного уровня

14

7

5

4

7

2

     

       3  

Семинар, индивидуальная

9

Подведение итогов работы.  10.1.Награждение кружковцев. Чаепитие.

2

2

фронтальная

Итого:

72

35

37

Содержание учебного плана первого года обучения

Раздел 1. Введение в краеведение 

Теория: Понятие «краеведение». Функции краеведения.                

Раздел 2. Музейное дело

Теория: Основные документы   музея.   Фонды музея и их значение.

Правила работы в фондах музеев.    Знакомство с экспонатами школьного музея.

Практика: Посещение  Карасукского краеведческого музея и других музеев  

Раздел 3. Работа экскурсовода

Теория: Правила проведения экскурсий. Экспонат - главная структурная единица экспозиции. Тематико - экспозиционный план, проект. Главные структурные единицы выставки. План и проект выставки. Экспонаты и выставки, принципы их создания и методы решения проектов.

Практика: Оформление   экспозиций.   Работа с аудиторией, формы массовой работы. Экскурсия, лекция, беседа. Урок в музее, консультация, встреча, праздник.

 Раздел 4. Исследовательская   и поисковая деятельность

Теория: Цели и уровни краеведческой деятельности. Поисково -   исследовательская деятельность. Краеведческие источники. Виды источников. Устные   письменные, археологические, этнографические.

Практика: Разнообразие форм работ по краеведению: наблюдение, беседа, анкетирование, опрос.

Раздел 5.    Учёт и хранение    экспонатов

Теория: Структура фондов. Основной и научно - вспомогательный фонды, обменный, дуплетный фонды. Условия хранения фондов. Книга учета, картотеки, запасники. Книга учета, картотеки.

Практика: Заполнение документации музея.

Раздел 6.   Заочное путешествие по музеям страны и мира

Теория: Зарождение отечественного краеведения. Деятельность Петра 1, М.В. Ломоносова. Краеведение, предметный подход в обучении, Перспективы развития музеев России. Новые возможности музея. Тенденции развития музейного дела.

Практика:  Составление презентаций, сообщений,  рефератов.

Раздел 7.  Краеведение

Теория: История края Родной край сегодня, перспективы развития. Пропаганда героических подвигов советских воинов. Изучение родного края. Территория и границы родного края. История края. Наш край в годы советской власти; в период Великой Отечественной войны. Родной край сегодня, перспективы развития. Происхождение названий улиц села. Как проводить беседы с очевидцами исторических событий и записывать их воспоминания. Изучение и охрана памятников, связанных с историей борьбы нашего народа за свою независимость.

Практика: Экскурсии по памятным местам района и поселка. Записи историко-краеведческих наблюдений. Сбор материалов для школьного музея.

Раздел 8. Исследовательская работа

Теория: Подготовка научно-исследовательских работ для участия в конференции, районном конкурсе творческих работ по краеведению. Структура   исследовательской работы.   Цели и задачи. Правила оформления.

 Практика: Участие в историко-краеведческих конкурсах и конференциях различного уровня. Составление текстов, презентаций, видеороликов.

Раздел 9. Подведение итогов

Награждение кружковцев. Чаепитие.

Учебный план второго года обучения

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие Подведение итогов лета. Инструктаж по ТБ

1

1

-

Лекция/

фронтальный

2

Подготовка и проведение музейной экскурсии

2.1. Использование экскурсий в учебно-воспитательном процессе

2.2. Роль музея в социализации личности.

2.3. Отбор и анализ экспонатов. 2.4.Составление экспозиций.

2.5.Проведение экскурсии.

12

2

1

1

10

2

3

5

Лекция/

фронтальный

3

Музейная работа

3.1 Актуализация знаний об музейных документах

3.2.Актуализация знаний о правилах архивирования материалов СМИ,

3.3.Систематизация и инвентаризация материалов, собранных в последние время

4.Систематизация и инвентаризация материалов неосновного музейного фонда.

6

2

1

1

4

2

2

Лекция/

фронтальный

4.

Люди нашего села

4.1Чтение статей из районных газет о жизни нашего села (в школьной библиотеке)

4.Знакомство с творчеством поэта-земляка А.Свичкаря

4.3 Встречи с интересными людьми села

4.4Знакомство с профессиями и местом работы родителей

14

1

1

13

2

5

6

Лекция/фронтальный

5

Научно – исследовательская работа

2.1.Как подготовить научно-исследовательскую работу?

2.2.Как проводить научное исследование

2.3.Как определить и  уточнить  тему?

2.4.Как  изучать  литературу?

2.5.Как  определить  гипотезу?

2.6.Как  сформулировать цель и задачи исследования?

2.7.Как  определить  методы исследования?

8

8

2

2

1

1

1

Лекция/фронтальный

6

Изучение боевых подвигов земляков

6.1. Сбор новых сведений для музейного архив об участниках ВОВ.

6.2 Встреча с ветеранами тыла, проживающими в селе. Сбор новых сведений для музейного архива.

6.3Встреча с участниками войн в «горячих точках» страны. Сбор новых сведений для музейного архива.

13

4

1

3

9

3

4

2

Лекция/

фронтальный

Научно-исследовательская деятельность школьного музея 4.1.Подготовка научно-исследовательских работ

4.2.Участие в историко-краеведческих конкурсах и конференциях различного уровня

17

17

10

7

Лекция/индивидуальный

7

Подведение итогов работы  10.1.Награждение кружковцев. Чаепитие.

1

1

Фронтальная

Итого:

72

18

54

Содержание учебного плана второго года обучения

Раздел 1. Вводное занятие

Теория: Подведение итогов лета. Знакомство с курсом обучения. Инструктаж по технике безопасности.

Раздел 2. Подготовка и проведение музейной экскурсии 

Теория: Использование экскурсий в учебно-воспитательном процессе. Роль музея в социализации личности.

Практика: Проведение экскурсии Отбор и анализ экспонатов. Составление экспозиций.

Раздел 3. Музейная работа

Теория: Актуализация навыков приёма в музейный фонд новых экспонатов, актуализация знаний о правилах архивирования материалов СМИ, умений систематизировать материалы СМИ,

Практика: Ведения инвентарной книги, заполнения актов приёма экспонатов. навыков работы с газетами и журналами, систематизация и инвентаризация материалов, собранных в последних экспедициях, систематизация и инвентаризация материалов неосновного музейного фонда.

Раздел 4. Люди нашего села

Теория: Знакомство с творчеством поэта-земляка А.Свичкаря Встречи с интересными людьми села

Практика: 1Чтение статей из районных газет о жизни нашего села (в школьной библиотеке) знакомство с профессиями и местом работы родителей

 Раздел 5. Научно – исследовательская работа

Теория: Подготовка исследовательской работы, методы научного исследования, определение и уточнение темы, подбор литературы, определение гипотезы, целей и задач, выявление соответствующих методов.

Практика: Написание исследовательской работы.

Раздел 6. Изучение боевых подвигов земляков

Теория: История ВОВ, Афганской и Чеченской войн  в истории нашей страны, региона.

Практика: Встреча с ветеранами тыла, проживающими в селе. Сбор новых сведений для музейного архива. Встреча с участниками войн в «горячих точках»

страны. Сбор новых сведений для музейного архива. Мероприятие, посвящённое памяти погибших в Афганистане земляков. Сбор новых сведений для музейного архива об участниках Вов. Оформление стенда «Участники чеченских боевых действий».

Раздел 7.  Подведение итогов

Награждение кружковцев. Чаепитие.

Учебный план третьего года обучения

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Что такое реферат и что такое научно-исследовательская работа.

1

1

-

2

Требования к оформлению научно-исследовательской работы. 2.1.Составные части работы.

2.2.Требования к оформлению научно-исследовательской работы. Титульный лист.

2.3.Требования к оформлению научно-исследовательской работы. Содержание основной части

2.4.Требования к оформлению научно-исследовательской работы Заключение, список используемой литературы.

8

4

1

1

1

1

4

1

1

1

1

Лекция/фронтальный

3

Требования к оформлению реферата.

3.1.Составные части работы

3.2.Требования к оформлению реферата. Титульный лист.

3.3.Требования к оформлению реферата. Содержание основной части

3.4.Требования к оформлению реферата. Заключение, список используемой литературы.

8

4

1

1

1

1

4

1

1

1

    1

Лекция/фронтальный

4

Научно-исследовательская деятельность школьного музея. 4.1.Подготовка научно-исследовательских работ

4.2.Участие в историко-краеведческих конкурсах и конференциях различного уровня

20

10

10

10

    10

Лекция/индивидуальный

5.

Подготовка презентации научно-исследовательской работы

5.1 Структура (план) выступления.

5.2 Психологическая подготовка обучающегося к выступлению с учетом его индивидуальных особенностей.

5.3Подготовка материалов презентации.

24

10

2

3

5

14

1

5

8

Лекция/индивидуальный

6.

Сотрудничество с другими общественными организациями.

 6.1Приезд в школу работников районного краеведческого музея с выставкой экспонатов

6.2 Встреча со священником церковного прихода с лекцией «История церкви»

6.3 Встреча с Советом Ветеранов.

6.4 Совместные мероприятия с Домом культуры

10

6

1

1

4

4

1

3

Подведение итогов.

Награждение кружковцев. Чаепитие.

1

1

Фронтальный

Итого:

72

35

37

Содержание учебного плана третьего года обучения

Раздел 1. Вводное занятие 

Теория: Инструктаж по ТБ. Что такое реферат и что такое научно-исследовательская работа.

Раздел 2. Требования к оформлению научно-исследовательской работы

Теория: Оформление основных структурных элементов научно-исследовательской работы: титульный лист, оглавление, основная часть работы, содержание, заключение, библиографический список литературы, приложения, ссылки, выводы, цитаты, стиль изложения материала, логика изложения. Оформление научно-исследовательской работы. Проверка текста научным руководителем, внесение правок. Предварительная оценка научно-исследовательской работы. Рецензирование.

Практика: структура глав, язык и стиль научно-исследовательской работы, ссылки в тексте, представление иллюстративного материала, анализ и оформление результатов работы.

Раздел 3. Требования к оформлению реферата

Теория: Составные части работы. Требования к оформлению реферата. Титульный лист. Требования к оформлению реферата. Содержание основной части. Требования к оформлению реферата. Заключение, список используемой литературы.

Практика: написание рефератов на заданную тему.

Раздел 4. Научно-исследовательская деятельность школьного музея  

 Теория: Подготовка научно-исследовательских работ

Практика: Участие в историко-краеведческих конкурсах и конференциях различного уровня

Раздел 5. Подготовка презентации научно-исследовательской работы

Теория: Структура (план) выступления. Текст выступления. Способы привлечения внимания аудитории. Культура выступления. Умение вести дискуссию. Оформление выступления: подготовка необходимых материалов (схем, карт, фотографий, мультимедийной презентации, иллюстраций). Психологическая подготовка обучающегося к выступлению с учетом его индивидуальных особенностей.

Практика: Структура доклада, вступление и заключение, основная часть: методы изложения материала, приемы привлечения внимания аудитории. Рекомендации выступающему: особенности речи, дыхание и его тренировка, голос, дикция, интонация, паузы, культура поведения перед аудиторией. Ответы на вопросы. Подготовка материалов презентации.

Раздел 5. Сотрудничество с другими общественными организациями

 Теория: История керамики в Сибири. Местные промыслы. История церкви. Лекции по истории родного края. Игры викторины по краеведению

Практика: Приезд в школу работников районного краеведческого музея с выставкой экспонатов «Сибирская керамика». Составление экспозиции «Керамика» .Встреча со священником церковного прихода с лекцией «История церкви» Встреча с Советом Ветеранов. Совместные мероприятия с Домом культуры

Раздел 9. Подведение итогов

Награждение кружковцев. Чаепитие.

1.4. Планируемые результаты

По окончании курса обучения по данной программе обучающиеся должен обладать определенным уровнем компетентности в вопросах краеведения и применять на практике полученные знания и умения.

Обучающиеся должны знать:

  • историю музейного дела;
  • основные социальные функции музеев;
  • ведущие музеи мира;
  • ведущие музеи, исторические и памятные места района и области;
  • историю родного края;
  • основы музееведческой деятельности;
  • правила поведения в музеях и других общественных местах;
  • сущность и специфические особенности школьного музея;
  • методику проведения экскурсий.

Обучающиеся должны уметь:

  • общаться с людьми;
  • вести исследовательские записи;
  • систематизировать и обобщать собранный материал, оформлять его и хранить;
  • составлять научно-справочную картотеку;
  • вести научно-исследовательскую работу;
  • составлять и проводить экскурсии;
  • выступать с докладами;
  • оформлять стенды, фотовыставки и альбомы;
  • работать с научной и научно-популярной литературой.

 Компетенции и личностные качества, которые могут быть сформированы и развиты у детей в результате занятий по программе:

Личностные результаты:

-  осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

-  освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества;

- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность -учебную, общественную и др.;

- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (эссе, презентация, реферат и др.);

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;

- активное участие учеников в краеведческих и исторических конкурсах, олимпиадах, массовых мероприятиях.

Предметные результаты:

- овладение представлениями об историческом пути народов своей страны как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей в истории родного края и своей страны;

- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своего родного края и  страны.

- в воспитательном плане предполагаются позитивные изменения духовно – нравственного развития школьников;

- в ходе реализации программ у учащихся будет целенаправленно формироваться историческое сознание.

Раздел № 2. Комплекс основных характеристик программы

2.1. Календарный учебный график

Количество учебных недель – 108;

Количество учебных дней – 216;

Начало учебного года – 1 сентября, окончание – 31 мая.

Продолжительность каникул – с 1 января по 9 января

Календарный учебный график – Приложение № 1

2.2. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение

Характеристика помещения:

Перечень оборудования:

Информационное обеспечение

1.Методические материалы:

2.Экспозиции:

3.Выставочные стенды

 и др.

Кадровое обеспечение

Основным наглядным материалом для реализации программы являются материалы школьного музея. Это экспонаты основного, вспомогательного и временного фондов по средствам, на которых и будет осуществляется музейная педагогика и краеведческая деятельность.

2.3. Формы аттестации

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: аналитическая справка, аналитический материал, аудиозапись, видеозапись, грамота, готовая работа, диплом, журнал посещаемости, портфолио, перечень готовых работ, протокол соревнований, фото, отзыв детей и родителей, свидетельство (сертификат), статья и др.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитическая справка, выставка, защита творческих работ, конкурс, олимпиада, открытое занятие, отчет итоговый, портфолио, литературно-музыкальная композиция, праздник, слет, соревнование, фестиваль и др.

Подведением итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы является научно-исследовательская работа. 

2.4. Оценочные материалы

В ходе учебного процесса проводится мониторинг посещаемости и успеваемости учащихся. На каждого ребёнка заводится мониторинговая карта. Мониторинг проходит в несколько этапов (начальный мониторинг, на начало и на окончание учебного года). Опираясь на опыт работы с мониторинговой системой, по прошлым годам, индивидуальная карточка позволяет поставить конкретную задачу по индивидуальной работе с обучающимися. Ребёнок должен не просто получать информацию, его необходимо обучить тому, как использовать эту информацию в жизни, в школе (Приложение №2).

Формой подведения итогов по каждому разделу (теме) будет являться заключительное занятие (см.учебный план).

 Серьезной проверкой знаний, полученных в течение учебного года, является участие в районных, областных, зональных мероприятиях, научно-исследовательских конференциях. Инновационные идеи и технологии активно внедряются как в программное обеспечение, так и в результат работы. Оформление исследовательских работ требует использования компьютеров. Практически для всех работ необходимо составлять презентации. Для этого используют цифровые технологии, слайд-шоу.

2.5. Методические материалы

Методы обучения: словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский проблемный; игровой, дискуссионный, проектный и др.

Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.

Формы организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуально-групповая, фронтальная.

Формы организации учебного занятия - акция, беседа, вернисаж, встреча с интересными людьми, выставка, игра, конкурс, конференция, круглый стол, лекция, мастер-класс, наблюдение, открытое занятие, поход, праздник, практическое занятие, представление, презентация, семинар, соревнование, экскурсия, лекции, консультации,  проектная и исследовательская деятельность, использование интернет - технологий, создание презентаций, экскурсии в музеи, оформление выставок, создание экспозиций, квесты.

Педагогические технологии: технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология исследовательской деятельности, технология проектной деятельности.

Дидактические материалы – раздаточные материалы.(конкретизировать)

2.6. Список литературы

1. Арцев М.Н. Учебно – исследовательская работа учащихся // Завуч.- 2005.- №6.

2. Внеклассная работа по истории: Краеведение.- М., 1975.

3. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения.- Собр. соч.: в 6-ти т.-Т1.- М.: Педагогика, 1982.- 487с.

4. Деев А.Л. Краеведение как средство формирования гражданственности школьников// Фундаментальные исследования .- 2005.- № 4.- С.35

5. Дереклеева Н.И. Научно – исследовательская.- М.: Вербум,2001.

6. Кондратенков Ю.В. Развитие туристско – краеведческой деятельности школьников в муниципальной системе дополнительного образования // http/www.dissercat/com /content .

7. «Культура добрососедства»: Программы интегрированного курса и методические рекомендации для учебных заведений Автономной Республики Крым/ Под ред. М.А. Араджиони. – Симферополь: Антиква, 2007. - 212 с.

8. Лебедева Т.А. Повышение мотивационного потенциала учащихся, занимающихся научно-исследовательской деятельностью. - Симферополь, 2005.

9. Леонтович А.В. Рекомендации по написанию исследовательской работы// Завуч.-2010.- №1.

10. Лукъяненко И.В. Методика выполнения краеведческого исследования на маршруте.- М.: МГДТД, 1995.- 61с.

11. Ляшко Л.Ю. Научно – практическая конференция как эффективная форма дополнительного образования, 1999.- №3.- с.7-9.

12. МАН: Подготовка научно-исследовательских проектов. – К., 2005.- 128.

13. Методика исследовательско – краеведческой работы в школе / Под. ред. И.С. Борисова.- М.,1982.

14. Милонов Н.А. Литературное краеведение.- М.,1985.

15. О развитии учебно – исследовательской деятельности в системе дополнительного образования: Решение коллегии Министерства образования Российской Федерации от 10.01.2005г. №1 // Вестник образования.- 2006.- №5.

16. Обручев С.В. Изучай свой край: книга юного краеведа.- М.:Молодая гвардия,1956.- 266с.

17. Озеров А.Г, Историко – этнографические исследования учащихся.- М.,2001.

18. Остапец-Свешников А.А. Могучее средство развития личности.- М.: Агенство ДОК,1994.- 212с.

19. Остапец-Свешников А.А. Педагогика и психология туристско – краеведческой деятельности учащихся .- М.:ЦДЮТК,2001.- 96с.

20. Прус И.Т. Краеведческая работа в школе. – К., 1984.

21. Сейнескш А.Р. Родной край: В помощь педагогу – краеведу .- М., 1994.

22. Строев К.Ф. Краеведение .- М., 1974.

23. Счастная Т.Н. Рекомендации по написанию научно – исследовательских работ// Исследовательские работы школьников .- 2008.- №4.

24. Щербаков А.М. Краеведческая работа в школе .- М.: Учпедгиз, 1959.

25. Юньев И.С. Беседы о краеведении, 1966.

                                                                                                                                             Приложение №1

                                                         

Календарно-тематический график  первого года обучения на 2019-2020 учебный год

№ п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Ко-во часов

Тема занятия

Место проведения

1

13.25-14.25

1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.

МБУ ДО ДДТ

(МБОУ Благодатская  СОШ)

2

1

Знакомство со школьным музеем

3

1

Посещение районного краеведческого музея

4

1

Задачи учётно-хранительской работы

5

1

Пополнение фондов музея

6

1

Шифровка. Оформление шифра экспонатов.

7-8

2

Инвентарная книга. Заполнение инвентарной книги.

9

1

Пополнение фондов музея

10

11

13

14-

17

18-22

23-24

13.25-14.25

25-26

27-28

29-32

33

34

35-41

42-45

46-49

50

13.25-14.25

51-53

54-57

58-61

62-63

64

65

66

67

68

69-70

71

Планирование работы на следующий год

72

Подведение итогов работы кружка

Календарно-тематический график  второго  года обучения на 2020-2021 учебный год

№ п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Ко-во часов

Тема занятия

Место проведения

1

13.25-14.25

1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.

МБУ ДО ДДТ

(МБОУ Благодатская  СОШ)

2

3

4

5

6

7-8

9

10

11

13

14-

17

18-22

23-24

13.25-14.25

25-26

27-28

29-32

33

34

35-41

42-45

46-49

50

13.25-14.25

51-53

54-57

58-61

62-63

64

65

66

67

68

69-70

71

Планирование работы на следующий год

72

Подведение итогов работы кружка

Календарно-тематический график  третьего  года обучения на 2021-2022 учебный год

№ п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Ко-во часов

Тема занятия

Место проведения

1

13.25-14.25

1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.

МБУ ДО ДДТ

(МБОУ Благодатская  СОШ)

2

3

4

5

6

7-8

9

10

11

13

14-

17

18-22

23-24

13.25-14.25

25-26

27-28

29-32

33

34

35-41

42-45

46-49

50

13.25-14.25

51-53

54-57

58-61

62-63

64

65

66

67

68

69-70

71

72

Подведение итогов работы кружка

                                                                                                                                               Приложение № 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа историко-краеведческого кружка "Поиск"

Представлена программа кружка....

Программа историко-краеведческого кружка "В гостях у Клио"

Работа кружка  направлена на изучение вспомогательных исторических дисциплин, таких как история календаря, нумизматика и геральдика, археология и генеалогия, музееведение и религиоведение,...

Дополнительная образовательная программа Историко-краеведческого объединения «Патриот» Рассчитанная на детей 12 – 16 лет

Программа написана для историко-краеведческого кружка «Патриот», работающим на базе музея Холбонской школы, который  является старейшим школьным музеем Забайкальского края (образован в 1970 году)...

Рабочая программа историко-краеведческого клуба "Поиск"

Рабочая программа определяет цели и задачи деятельности исторического клуба. В материале предствлены планирование деятельности, список проводимых мероприятий. Направление: гражданско-патриотическое во...

Программа Историко-краеведческого кружка "Патриот"

Историко-краеведческий кружок "Патриот"...

Программа деятельности историко-краеведческого музея "Истоки" МБОУ "СОШ №84" – дополнительная образовательная программа по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся школы «Моя Россия!»

Дополнительная образовательная пргорамма по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся школы "Моя Россия" являтеся подробным документом, ссылаясь на который, удобно выстраивать работу му...