Занятие с дошкольниками "Гость в дом, хозяину радость"
методическая разработка по теме

Вербицкая Светлана Николаевна

Занятие с детьми дошкольного возраста по дисциплине "Культура общения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_-_nedelya_malyshka_11_gruppa.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:                                   «Гость в дом – хозяину радость!»

Культура принятия гостей, традиции гостеприимства на Кубани.

Тип занятия: комбинированное занятие.                                                                    

Цели и задачи:

  1. воспитание правильного общения с гостями;
  2. формирование определенных отношений к гостеприимству;
  3. развитие творческой фантазии;
  4. формирование позитивного отношения к народным казачьим традициям и обычаям;
  5. воспитание бережного отношения к хлебу;
  6. развитие эстетического вкуса.

Формы и методы: урок-праздник

Оборудование, наглядные и дидактические материалы: картинки для магнитной доски; раздаточные карточки; магнитики; цветные карандаши; магнитофон; диск с кубанскими песнями; старинная кухонная утварь; элементы кубанских костюмов.

Литература: 

  1. Александрова О. Правила вежливости. – М., 2010
  2. Воробьева Л.В. Как себя вести: Этикет для малышей в играх, стихах, кртинках. – СПб., 2008
  3. Горькова Л.Г., Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников. – М., 2009
  4. Кутьина Н.Б. Программа «Ребенок в XXI веке. Воспитание культурой». – СПб., 2004
  5. Миронова Л.А. Система регионального непрерывного художественно-эстетического образования. – Краснодар, 1997
  6. Денисова Д., Дорожин Ю. Прописи для дошкольников. – М., 2008
  7. Мирошниченко И.В. Уроки вежливости: Комплект наглядных пособий. – Харьков, 2010
  8. Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Сценарии занятий по культурно-нравственному воспитанию дошкольников. – М., 2008
  9. Щербакова В.Н., Солдатенкова Н.Н. Калейдоскоп школьных дел. – М., 2002

Ход занятия:

Перед началом занятий звучит фонограмма кубанских песен.

Педагог: Здравствуйте, уважаемые взрослые!

                Здравствуйте ребята! Сегодня у нас  необычное занятие, сегодня мы с вами  

                будем гостеприимными хозяевами  нашего кубанского дома, а в игре я  

                 узнаю: внимательные   ли вы, помните правила гостеприимства или

                 позабыли.

                 Посмотрели друг на друга, улыбнулись. Показали мне свои глазки. Итак,

                 занятие начинается.

                 Ребята, скажите, пожалуйста, какими словами хорошие хозяева встречают  

                гостей?

Ответы детей.

Педагог: Приглашаем вас, гости дорогие, старину вспомнить. Как дерево не живет  

               без корней, так и человек не может жить в отрыве от культуры своих

               предков. Изобилен кубанский стол. По старому обычаю дорогих гостей

               встречают хлебом-солью. А главный хлеб на Кубани – это, конечно,

                каравай. Много людей трудилось, чтобы вырастить хлеб, чтобы он пришел

               к вам на стол богатым караваем.

               Вот он – хлебушко душистый, с хрусткой корочкой витой,

               Вот он, теплый, золотистый, словно солнцем налитой.

               Сколько рук его растило, охраняло, берегло.

               Ведь не сразу стали зерна хлебом тем, что на столе.

               Люди долго и упорно потрудились на земле.

                Дорогие мои хозяева и хозяечки, а расскажите нам всем, кто хлеб растит?  

               А кто и как его убирает? Кто караваи, да вкусные булочки и бублички

               печет?

Ответы детей.

Педагог: Правильно, ребята, вы оказывается очень любознательные.

               В каждой деревне, в каждом селе были свои посиделки. Посиделки

                устраивались в каком либо доме с просторной горницей и гостеприимными

                хозяевами. На посиделки к столу каждый был должен что-либо принести.

               Стол накрывала хозяйка, ей помогали подруги, да кумовья. Блюда были

                простыми, но разнообразными: сырники, уха, а к жареным курам подавали

               кислые ягоды. Взвары, сбитни – это теплое питье, которое готовилось из

               меда с травами, а квас любили пить в бане и, даже, после бани им

               обливались казаки для здоровья.

               Очень богата кубанская земля своими урожаями. Ребята, разгадайте

               загадки, и вы узнаете, чем можно угостить своих друзей.

На бахче у нас растет, как разрежешь, сок течет.

Свеж и сладок он на вкус, называется … (арбуз)

На сучках висят шары, посинели от жары. (сливы)

Круглая и аленькая, блестящая и маленькая.

В руке ее тросточка, а внутри – косточка. (вишня)

Странные лампы на ветках висят, лампочки эти совсем не горят.

Сочные лампочки эти и сладкие… Ну-ка скорее их съешьте, ребятки. (груши)

Педагог: Молодцы, ребята! Но что-то мы с вами засиделись, пора провести

                небольшую разминочку. Все встали, сделали большой круг, родители, если

               пожелают, могут делать упражнения на месте.

Разминка «Бабочки»:

Мы шагаем друг за другом лесом и зеленым другом.

Крылья пестрые мелькают – в поле бабочки летают.

Раз, два, три, четыре – полетели, закружили…

Педагог: Ребята, можно садиться на свои места. Итак, закрыли глазки, глубоко

               вздохнули и продолжаем занятие.

                Давайте не забывать, что мы с вами живем в новом современном мире, но

                культурными и гостеприимными мы должны быть такими же, как и наши

               прабабушки и прадедушки, бабушки и дедушки, наши папы и мамы.  

                Внимательно посмотрите на доску. Перед вами две картинки: «Приятного

               аппетита» и «После вкусного обеда». Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

 - Кто из ребят соблюдает правила этикета?

 - Назовите грубые ошибки мальчика.

 - Хотели бы вы кушать за одним столом с ним?

 - С какого вежливого пожелания надо начинать завтрак, обед, ужин?

Работа по картинкам. Ответы детей.

Педагог: А теперь, послушаем полезные советы госпожи Указки:

               

               Локти на стол не принято класть! Можно в тарелку к соседу попасть!

               На костюм чтоб не наставить пятен, должен быть всегда ты аккуратен!

               Чтоб впросак с салфеткой не попасть, на колени нужно ее класть!

               

                 Вы запомнили подсказки госпожи Указки? Вот сейчас мы это и проверим!

               

Работа с картинкой «Как вести себя за столом». Дети выполняют задание.

Педагог: Ребята, вы не забыли, что вы гостеприимные хозяева? Скажите,

                пожалуйста, вы любите когда к вам на День рождения гости приходят? А

               чем вы занимаете своих гостей, чтобы им не было скучно?

Ответы детей.

Педагог: К одной знакомой девочке на ее День рождения тоже детки пришли:

                Гости прыгали и пели, после сели все в кружок –

                Пили чай, конфеты ели и хвалили пирожок.

                Был хорош пирог капустный, но куда вкусней другой:

                Очень сдобный, очень вкусный, с ярко-желтой курагой.

                А потом играли в прятки, в куклы, в салки и лошадки.

                А потом гости ушли, ну а детки спать легли!

                Ребята, скажите, как вы думаете, такой праздник понравился гостям?  

                Смогла именинница сделать так, чтобы никому не было скучно?

Ответы детей.

Педагог: А вот теперь, посмотрите, пожалуйста, на другой праздник? И ответьте на

               вопросы:

 - Как вы считаете, весело ли ребятам в гостях у мальчика? А почему?

 - Посоветуйте что ему нужно сделать, чтобы гости не скучали?

 - Захотят ли ребята в следующий раз идти в гости к такому мальчику?

Работа с картинкой «Чтобы гости не скучали».

Педагог: Ребята, но мало быть радушным и гостеприимным хозяином, надо

                запомнить, что правильно вести себя в гостях – это тоже правила хорошего

               этикета. Вот вам от мышонка Темы, нашего старого знакомого, правила

                поведения в гостях. Дома вы разукрасите картинки, и обязательно выучите

               эти несложные правила.

Педагог раздает задания.

Педагог: А какой праздник без хорошего чаепития? Перед вами удивительный

                 чайник: крышка есть, носик есть, ручка есть и даже узоры видны, а самого

                чайника нет. Куда чай для гостей наливать будем? Вот вам и следующее

                 задание – дорисуйте чайник и узоры на нем, ярко его разукрасьте.  Дома

                 этот чайник вырежете, наклеите на картон и подарите маме или бабушке,

                чтобы ваш подарок был украшением кухни.

Дети выполняют задание. 

Педагог: Посмотрите, какие красивые чайнички у вас получаются! Молодцы,

               ребята! Давайте улыбнемся  тепло и радостно, вы очень старались. Все

               присутствующие уйдут с занятия в хорошем настроении и с добрыми

               эмоциями. Вы настоящие гостеприимные кубанцы!

               А теперь встали, взялись за руки и мысленно пожелали друг другу всего

               самого хорошего. Занятие закончено, до свидания.

Методическое  пояснение:

        В качестве основных приоритетов занятий Культура общения, как одно из звеньев комплексного развития ребенка, я выделяю следующие:

 - Нравственность. Освоение нравственно-творческого отношения к действительности является доминантой реализуемой образовательной программы, в рамках которой разрабатываются цели занятий и игровые моменты по нравственному воспитанию дошкольников.

 - Творчество. Творчество рассматривается как универсальный сущностный механизм личностного развития дошкольников.

 - Красота (эстетика). Приоритет красоты предполагает ориентацию на постижение и воспроизводство воспитанниками эстетических ценностей.

 - Открытость. Ориентация на приоритет открытости – это внутреннее раскрепощение как детей, так и системы в целом, главенство общечеловеческих ценностей.

Педагог дополнительного образования С.Н.Вербицкая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект психологического занятия «Выражение эмоций. Радость»

Цель занятия: создание условий для коррекции и развития эмоционально-волевой сферы...

занятие "Гостеприимный хозяин"

занятие о том. как принимали гостей раньше, об старинных обрядах и о нынешних приемах гостей....

Занятие по экологии "Амурский тигр - хозяин Дальневосточной тайги"

Занятие по экологии рассчитано для детей 10-12 лет, эта методическая разработка - одна из тем занятий по авторской рабочей образовательной программе экокласса "Белая Ворона".  Но её можно  п...

Конспект занятия "Лесник-хозяин леса"

Цель занятия развивать познавательный интерес у младших школьников к выбору профессий. Уточнить представление о леснике, как человеке который заботится о лесе и его обитателях....

Конспект новогоднего занятия на тему "Хозяин уссурийской тайги"

Конспект новогоднего занятия в детском объединении естественнонаучной направленности в учреждении дополнительного образования. Можно использовать в качестве сценария для проведения воспиательного меро...

Внеурочное занятие на тему" "Александр Николаевич Островский - хозяин русской сцены".

Жизнь и творчество А.Н.Островского, его роль в создании русского национального театра. Данный сценарий всключает ссылки на видео - фильмы, интерактивные задания....