Образовательная программа по дисциплине Психогимнастика для дошкольников
рабочая программа по теме
Образовательная программа «Детство, солнце, радость» направлена на развитие в детях умения действовать и умения говорить, умения думать и умения думать вместе. Она обращается к эмоциональному миру ребенка. Осознавая свое тело, состояния напряжения и расслабления, физическое выражение эмоций, дети учатся понимать себя, свои чувства.
Актуальностью данной программы является то, что следующей ступенью детской жизни является обучение в школе, к которому ребенок должен быть подготовлен всей системой сложившихся у него представлений о мире, объемом практических умений, первое место среди которых занимает умение следовать правилам поведения принятым в обществе. Этому предшествует формирование опыта человеческих взаимодействий, который ребенок приобретает, вступая в различные коммуникации в разнообразных видах деятельности со сверстниками, взрослыми, природным и предметным окружением.
Программа «Детство, солнце, радость» является общеразвивающей, направленность – социально-педагогическая.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_psihogimnastike.doc | 95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Центр внешкольной работы «Гармония» города Тихорецка
муниципального образования Тихорецкий район
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУДОД ЦВР
«Гармония» г. Тихорецка
_____________ А.М.Рязанова
протокол педагогического совета
от «____» _________ 2011г. № ____
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
гуманитарно-эстетической студии раннего развития детей «Малышок»
по учебной дисциплине «Психогимнастика»
Срок реализации – 1 год
Вид программы - модифицированная
Возраст детей – 5,5 - 6,5 лет
Программа разработана
педагогом дополнительного образования
Вербицкой Светланой Николаевной
Теоретической основой данной программы являются следующие программы развития дошкольников: «Через игру к познанию», автор – М.А.Толстикова; «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь», автор – С.В.Крюкова; «Цветик-Семицветик», авторы – Н.Ю.Куражева, Н.В.Вараева; «Маленькие игры в большое счастье», авторы - О.В.Хухлаева, О.Е.Хухлаев, И.М.Первушина.
Программа утверждена на заседании педагогического Совета МОУДОД ЦВР «Гармония» г.Тихорецка, протокол № ___ от «____» ________ 2011г.
г.Тихорецк, 2011г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа «Детство, солнце, радость» направлена на развитие в детях умения действовать и умения говорить, умения думать и умения думать вместе. Она обращается к эмоциональному миру ребенка. Осознавая свое тело, состояния напряжения и расслабления, физическое выражение эмоций, дети учатся понимать себя, свои чувства.
Наряду с развитием эмоциональной сферы дошкольника, актуальной проблемой является подготовка ребенка к самостоятельной жизни, его правильная социализация. Данная программа должна помочь педагогу взращивать в детях терпимость и уважение к другим, помочь им видеть смысл и ценности жизни. Реализуя программу «Детство, солнце, радость», педагог призван указать детям пути, вступив на которые, они научатся жить ответственно и развивать в себе самостоятельность и независимость, научатся любить, творить, быть добрыми.
Актуальностью данной программы является то, что следующей ступенью детской жизни является обучение в школе, к которому ребенок должен быть подготовлен всей системой сложившихся у него представлений о мире, объемом практических умений, первое место среди которых занимает умение следовать правилам поведения принятым в обществе. Этому предшествует формирование опыта человеческих взаимодействий, который ребенок приобретает, вступая в различные коммуникации в разнообразных видах деятельности со сверстниками, взрослыми, природным и предметным окружением.
Программа «Детство, солнце, радость» является общеразвивающей, направленность – социально-педагогическая.
Цель программы
Главная цель программы по дисциплине «психогимнастика» «Детство, солнце, радость» заключается в следующем:
- обеспечение интеллектуального, нравственного, волевого развития ребенка дошкольного возраста;
- формирование эмоциональной сферы и социальной компетентности ребенка в период дошкольного детства.
Задачи программы
- Развитие познавательных способностей детей:
- развитие познавательных мотивов;
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления;
- развитие произвольной слуховой и зрительной памяти;
- развитие произвольного внимания;
- развитие самостоятельности, творческого подхода в решении любых
задач.
2. Развитие эмоционально-волевой сферы:
- воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства
понимания и сопереживания;
- развитие произвольности поведения;
- развитие рефлексии (осознания) эмоций, их проявления у себя и
окружающих;
- работа с эмоциональными проблемами (страхи, тревожность,
самооценка и т.д.);
- мотивационная готовность к принятию позиции школьника.
3. Развитие коммуникативных навыков:
- понимание и принятие социальных норм общения;
- формирование сотрудничества детей, развитие групповой
сплочённости.
При написании программы «Детство, солнце, радость», мною были изучены следующие программы развития дошкольников: «Через игру к познанию», автор – М.А.Толстикова; «Я учусь владеть собой», автор – Н.П.Слободяник; «Давайте жить дружно», автор – С.В.Крюкова; «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь», автор – С.В.Крюкова; «Цветик-Семицветик», авторы – Н.Ю.Куражева, Н.В.Вараева; «Маленькие игры в большое счастье», авторы - О.В.Хухлаева, О.Е.Хухлаев, И.М.Первушина; «Тропинка к своему Я», автор – О.В.Хухлаева; «Малышок», автор – Т.С.Горбатова; «Детство», авторы – В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина; «Истоки», авторы – Л.А.Парамонова, Т.И.Алиева, А.Н.Давидчук и многие другие программы. Естественно, что во всех программах единой целью и критерием психологической поддержки детей обозначено психологическое здоровье ребенка. Программы направлены на развитие психологически здорового дошкольника. Но методы достижения цели в вышеперечисленных программах разные. Да, это, в основном, игры, но поставленные задачи, как итоги проведения той или иной игры, разные. Не совсем, но разные! Например, авторы программы «Маленькие игры в большое счастье» выделяют креативный, адаптивный и ассимилятивно-аккомодативный уровни психологического здоровья ребенка. И, основываясь на выделенных уровнях определяют организационную структуру психологической поддержки детей. Авторы программы «Цветик-Семицветик» основной идеей своей работы считают интеграцию и систематизацию психологического материала, что предусматривает непрерывное психологическое сопровождение ребенка от 3-х до 7-ми лет. Автор программы «Через игру к познанию» важной составной частью своей работы считает систематические групповые занятия с детьми.
В своей программе «Детство, солнце, радость» я сочла возможным сочетать разные подходы, но основным мотивом программы явились упражнения «Психогимнастика» и методы «Сказкотерапия», «Игротерапия». «Психогимнастика» не только показала возможности игры в преодолении эмоциональных трудностей детей, но и предложила последовательность введения детей в игровую терапию, от выразительных движений до сказочной игротерапии, разыгрывания сказочного в житейских ситуациях. Детская игра «…оказывает важное воздействие на оптимистическое ощущение ребенка в дне сегодняшнем», - делает вывод исследователь детской игры С.А.Шмаков, что подтверждает успешность выбранного метода для реализации программы, одной из целей которой является формирование социальной компетентности ребенка.
Более древним способом выражения чувств являются выразительные движения, в нашем случае это психогимнастические упражнения. Словесный язык чувств – это слова, обозначающие явления эмоциональной жизни. Значения называния эмоций в психогимнастике заключается в эмоциональном осознании ребенком себя, также, как и посредством игротерапии, на глубинном ценностном уровне происходит волшебное таинство собирания и укрепления собственного Я.
Теоретической основой данной программы являются работы Выготского Л.С., Леонтьева А.Н., Венгера Л.А. и Венгера А.Л., Шмакова С.А. и др. Практическая реализация задач программы опирается на методические пособия Венгера Л.А., Дьяченко О.М., Хухлаевой О.В., Чистяковой М.Н., Цукерман Г.А., Никитина Б.П., Зинкевич-Евстигнеевой Т.Д. и Грабенко Т.М., Фопель К.В. и др.
- Программа рассчитана на 1 учебный год и носит блочный характер. Дети знакомятся с темами, затем происходит дальнейшее более глубокое их изучение. Изменение содержания тем характеризуется, во-первых, усложнением материала, во-вторых, увеличением значимости первого тематического блока, в-третьих, меняется собственно организация учебного процесса. В каждом занятии, помимо новой информации, есть повторы. Полученная таким образом информация лучше запоминается. Особой задачей в работе с детьми является формирование мотивационной готовности к поступлению в школу.
- Принципы проведения занятий
1. Безопасность.
Создание атмосферы доброжелательности, принятие каждого ребёнка.
2. Возрастное соответствие.
Предлагаемые упражнения учитывают возможности детей данного возраста.
3. Преемственность.
Каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь, формирует «зону ближайшего развития».
4. Деятельностный принцип.
Задачи развития психических функций достигаются через использование видов деятельности, свойственных данному возрасту: игровая (сюжетно-ролевые игры, игры – драматизации, игры с правилами), продуктивная (конструктивная, изобразительная), начальные формы учебной деятельности, общение.
5. Сочетание статичного и динамичного положения детей.
Упражнения и игры статичного характера перемежаются подвижными играми.
6. Наглядность.
Активное использование предметной среды.
7. Дифференциальный подход.
Учёт индивидуальных особенностей.
8. Рефлексия.
Совместное обсуждение понятого, увиденного, почувствованного на занятии и краткое резюме педагога в конце занятия.
9. Конфиденциальность.
Адресность информации о ребёнке родителям, педагогам, воспитателям; недопустимость медицинских диагнозов; акцент на рекомендациях.
Учебный год состоит из 36 занятий. Продолжительность занятия – 25 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Возраст детей – 5,5-6,5 лет, срок обучения – 1 год.
Занятия проводятся в помещениях с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил, с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста.
При реализации программы используются такие формы работы, как:
- игры;
- упражнения;
- этюды;
- элементы сказкотерапии с импровизацией;
- рисование;
- дыхательная гимнастика;
- мимическая гимнастика;
- чтение детских произведений;
- беседы;
- экскурсии и т.д.
Техническое оснащение:
- аудиотека;
- фонотека;
- магнитофон;
- настольно-печатные игры;
- предметные игрушки;
- доска;
- цветные мелки;
- карандаши, фломастеры;
- писчая и цветная бумага;
- тематические карточки;
- плакаты;
- произведения детских писателей;
- мячи;
- ковер;
- столы, стулья.
Программа содержит три тематических блока:
- формирование знаково-символических функций;
- введение в мир эмоций;
- развитие коммуникативных навыков и развитие групповой сплочённости.
Сочетание занятий разных тематических блоков всесторонне развивает и формирует правильное восприятие мира ребёнком.
Ожидаемые результаты
В результате усвоения темы «Формирование знаково-символических функций» у детей формируется умение оперировать знаками и символами. Они научатся применять их и создавать сами. Формируется чувство «прегнантности» формы и линии. Дети научатся анализировать как наглядные объекты, так и отношения между ними, а также событиями, явлениями. Развитие мелкой моторики осуществится в ходе решения познавательных задач (графические диктанты, геометрические диктанты, пиктографическое письмо).
В результате работы по теме «Введение в мир эмоций» эмоции детей становятся предметом осознания, предметом их душевной работы. Дети научатся понимать свои чувства, рассказывать о них другому, адекватно дифференцировать их (в соответствии с возрастными возможностями). Дети научаться распознавать эмоции, как на телесном уровне, так и на символическом (например, в изображении, вычленяя значимые элементы, изменение которых выполняет сигнальную функцию).
Упражнения темы «Коммуникативные навыки» позволяют детям быть открытыми, доверчивыми и бесстрашными в «мире эмоций». В результате работы по данной теме возрастает групповая сплочённость, уменьшается конфликтность детей. Знание социальных норм позволяет детям адекватно строить общение как со сверстниками, так и со взрослыми.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СРОК ОБУЧЕНИЯ: 1 ГОД
№ п/п | Наименование темы | Всего | Теория | Практика |
| Формирование знаково-символических функций. | 15 | 9 | 6 |
| Введение в мир эмоций. | 9 | 6 | 3 |
| Коммуникативные навыки. | 12 | 7 | 5 |
ИТОГО: | 36 часов | 22 часа | 14 часов |
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа содержит следующие тематические блоки:
- Формирование знаково-символических функций.
Обозначение предметов. Развитие элементов творческого воображения на основе работы со сказкой, оживление эпизодов сказки при помощи рисования. Обучение выделению существенных признаков. Создание новых образов. Логические отношения. Развитие произвольного внимания. Развитие мелкой мускулатуры руки. Формирование графических навыков. Развитие рассуждений. Развитие речи, речевой произвольности.
- Введение в мир эмоций.
Восприятие оттенков эмоционального состояния (радость, печаль, интерес, удивление). Восприятие оттенков эмоционального состояния (обида, презрение, гордость, гнев, страх). Сравнение по эмоциональному состоянию, поиск сходств и различий в мимике, позах. Формирование позитивного эмоционального отношения к своим друзьям. Снятие мнимых, неадекватных страхов, неосознанной тревоги. Составление словаря эмоций. Развитие элементов творческого воображения, придумывание различных способов выражения эмоционального состояния.
- Развитие коммуникативных навыков и развитие групповой сплочённости.
Формирование чувства «мы». Формирование позитивной мотивации общения. Формирование навыков уверенного поведения. Развитие навыков сотрудничества, совместного действия. Осмысление своих поступков и поступков другого. «Элементарный этикет» (знание социальных норм при обращении к другому человеку): знакомство, прощание, просьба, приветствие, поздравление.
Каждое занятие включает в себя задания и упражнения соответственно тематических блоков. Их сочетание и последовательность определяются особенностями игровых и познавательных мотивов детей, уровнем интеллектуального развития детей конкретной группы, эмоциональной проблематикой детей и т.д.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В результате усвоения темы «Формирование знаково-символических функций» у детей формируется умение оперировать знаками и символами. Они учатся применять их и создавать сами. Формируется чувство формы и линии. Дети учатся анализировать как наглядные объекты, так и отношения между ними, а также событиями, явлениями. Развитие мелкой моторики осуществляется в ходе решения познавательных задач (графические диктанты, геометрические диктанты, пиктографическое письмо). Тренировка пальцев рук у ребенка является средством повышения его интеллекта, развития речи и подготовки его к письму. Важным компонентом школьной готовности является произвольность, т.е. умение планировать, осуществлять и оценивать свою деятельность. В пятилетнем возрасте это умение тренируется как способность следовать игровому правилу в специальных играх (как подвижных, так и речевых). В шестилетнем возрасте развитие произвольности достигается через организацию всего учебного процесса. В совместном обсуждении формируются правила, вводятся знаки, которые регулируют совместную деятельность. Выполнение заданий завершается оцениванием, критерии которого также предварительно обговариваются с детьми.
При изучении темы «Введение в мир эмоций», занятие, посвящённое каждому чувству, разворачивается по следующей схеме:
1) узнавание эмоций в сказочной или житейской ситуации, словесное
обозначение;
2) психогимнастическое выражение;
3) опознание её символического изображения;
4) обсуждение проявлений эмоции в жизни ребёнка и окружающих
людей, причины появления, её значение.
Вся работа строится на актуализации и рефлексии определённого эмоционального состояния, опыта ребёнка. Это может быть достигнуто игровой ситуацией, упражнением или с помощью эмпатии к героям художественной литературы (на занятиях используются русские народные сказки, произведения детских поэтов и писателей). Главная задача использования игровой терапии с детьми состоит в том, чтобы помочь детям подготовиться к усвоению предлагаемых знаний наилучшим образом. В результате работы по этой теме эмоции детей становятся предметом осознания, предметом их душевной работы. Дети учатся понимать свои чувства, рассказывать о них другому, адекватно дифференцировать их (в соответствии с возрастными возможностями). Дети учатся распознавать эмоции как на телесном уровне, так и на символическом (например, в изображении, вычленяя значимые элементы, изменение которых выполняет сигнальную функцию). Как необходимый этап группового обсуждения различных чувств – детские рисунки, выполненные на темы чувств. Причем на стадии рисования иногда исследуются и обсуждаются чувства и мысли, которые не удается раскрыть в процессе вербального общения.
Упражнения темы «Коммуникативные навыки» очень важны в решении программных задач. Они задают особенную атмосферу занятий психолога с детьми, которая облегчает решение познавательных задач, позволяет детям быть открытыми, доверчивыми и бесстрашными в «мире эмоций». Введение «элементарного этикета» должно строиться таким образом, чтобы избежать назидательности и морализаторства. Оно основывается на обсуждении уже имеющихся у детей знаний, на опыте взаимодействия детей друг с другом, с родственниками, незнакомыми взрослыми и т.д. Задача состоит в том, чтобы помочь увидеть детям в социальных нормах проявление взаимного уважения. В 5-7 летнем возрасте особое значение приобретает система отношений «ученик – учитель». Проигрывание этих отношений позволит ребёнку более уверенно войти в школьную жизнь. В формировании коммуникативных навыков необходимо использовать все каналы коммуникации: вербальный, зрительный, тактильный. Формирование социальных навыков и коммуникативных умений необходимо для успешного протекания процесса общения, развития способности ставить общие цели, планировать общую работу, соподчинять и контролировать свои желания, согласовывать свои мнения. В результате работы по данной теме возрастает групповая сплочённость, уменьшается конфликтность детей. Знание социальных норм позволяет детям адекватно строить общение как со сверстниками, так и со взрослыми.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андрущенко А.В. и др. Готовимся к школе. – М., 1999.
2. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. – М., 2002.
3. Головнева Н.Я. и др. 365 проверочных заданий упражнений для
подготовки к школе. – СПб., 2000.
4. Гунина Е.В. Использование цветных пятен туши в коррекционной работе с
детьми. – М., 2001.
5.Датешидзе Т.А. Система коррекционной работы с детьми. – СПб., 2004.
6.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Игры в сказкотерапии. – СПб., 2006.
7. Камбурова М.А. Коррекция страхов и тревожности у детей с
использованием метафор. – М., 1998.
8. Каменская В.Г., Зверева С.В. К школьной жизни готов! – СПб., 2004.
9. Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь! – СПб., 2009.
10. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и
радуюсь. – М., 2003.
11. Куражева Н.Ю., Вараева Н.В. Психологические занятия с дошкольниками
«Цветик – Семицветик». – СПб., 2004.
12. Пазухина И.А. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция
эмоционального мира дошкольников. – СПб., 2008
13. Педагогический вестник Кубани, №2. – Краснодар, 2002.
14. Пилипко Н.В. Возможности практической психологии в образовании. –
М., 2001.
15. Савенков А.И. Развитие творческого мышления. – Ярославль, 2004.
16. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития детей. – М., 2002.
17. Толстикова М.А. Сказка в цвете. – М., 1998.
18. Толстикова М.А. Программа психологических занятий с детьми «Через
игру к познанию». – М., 2001.
19. Фопель К.В. Как научить детей сотрудничать. – М., 2003.
20. Хлопова Т.П. и др. Организация работы по предшкольной подготовке в
ДОУ Краснодарского края. – Краснодар, 2006.
21. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми.
Психологические игры, упражнения, сказки. – М., 2003.
22. Хухлаева О., Хухлаев О., Первкшина И. Маленькие игры в большое
счастье. – М., 2001.
23. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 1990.
24. Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. – М., 1994.
25. Шорохова О.А. Играем в сказку. – М., 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа театрального образования для дошкольников "Мир на ладони"
Преодолевая время и пространство, сочетая возможности нескольких видов искусств - музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный...
Образовательная программа по дисциплине "Культура общения" для дошкольников
Общение – одна из форм человеческого взаимодействия: обмен действиями, поступками, мыслями и чувствами, переж...
Методическая разработка "Развитие познавательной деятельности дошкольников через образовательные программы"
Любой человек находится в перманентном процессе познания мира: он думает, рефлексирует, говорит и понимает речь других людей, чувствует, делится ощущениями. Все эти способности развиваются и соверш...
Дополнительная образовательная программа для дошкольников "Хочу все знать"
Адаптированная программа по подготовке детей к школе....
Дополнительная образовательная программа "Туристско-краеведческая деятельность старших дошкольников"
Программа предназначена для педагогов дополнительного образования туристской направленности, воспитателей и физинструкторов детских садов.Для детей подготовительных к школе групп детского сада в возра...
Основы адаптации образовательных программ общеобразовательных дисциплин для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Уважаемые коллеги! В этой статье, на мой взгляд, собран материал, который поможет создать адаптированные общеобразовательные программы для инвалидов и лиц с ОВЗ.В Новозы...
Комментарии
Спасибо большое за материал.
Спасибо большое за материал.