Контроль за физическими нагрузками
методическая разработка по теме
Методическая разработка для тренерско-преподавательского состава.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontrol_za_fizicheskimi_nagruzkami.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Методический материал на тему:
«Контроль за физическими нагрузками»
Составил:
руководитель отделения тяжелой атлетики
Пеленовская Е.В.
г. НЕРЮНГРИ
2011г.
«Контроль за физическими нагрузками»
Главной задачей начинающих атлетов является изучение техники тяжелоатлетических упражнений, поэтому они используют узкий круг упражнений – рывковые и толчковые упражнения, приседание со штангой и в небольшом количестве жимы лежа. При этом классический способ выполнения рывка и толчка приходится примерно 1/3 нагрузки.
Спортсменам младших разрядов необходимо довести до совершенства свое техническое мастерство. Поэтому они, как и начинающие атлеты, используют рывковые и толчковые упражнения, приседания со штангой и в небольшом количестве жимовые упражнения. На классический рывок и толчок приходится примерно ¼ всей нагрузки. Помимо жимов лежа в тренировку включают жимы широким (рывковым) хватом из-за головы.
Для того уровня специальной физической подготовленности, который необходим начинающим атлетам и спортсменам младших разрядов, указанных упражнений вполне достаточно. Включение же в тренировку других упражнений с отягощениями не даст им возможности хорошо освоить технику рывка и толчка, а недостатки в технической подготовке будут постоянно тормозить дальнейший рост результатов.
Когда спортсмены в совершенстве овладеют техникой, наступает период решения новых задач. Главная задача на этом этапе – повышение специальной подготовки. Атлеты I спортивного разряда дополнительно включают в свои тренировки тяги рывковые и толчковые, наклоны стоя и лежа, все виды жимовых упражнений. Выполнение рывка и толчка классическим способом составляет примерно 1/5 общего объема нагрузки.
Начальный этап работы (тренировки) носит название периода врабатываемости. Раньше всего врабатывание заканчивается в двигательном аппарате, несколько позднее – в вегетативных органах. Выполнение предварительных упражнений перед тренировочным занятием или соревнованиями в спорте называется разминкой.
В результате разминки учащается сердцебиение, повышается АД, усиливается легочная вентиляция и поглощение О2, ускоряется формирование биопотенциалов работающих мышц, увеличивается возбудимость и укорачивается хронаксия скелетных мышц, повышается возбудимость сенсорных областей коры головного мозга, уменьшается время сенсорно-моторной реакции. Выполняемая после разминки работа характеризуется большей скоростью формирования двигательных функций скелетных мышц, уменьшением выраженности «начального усилия».
Эффективность разминки во многом определяется психологическими факторами, и в первую очередь, сознательным отношением спортсмена к разминке.
Оптимальный эффект разминки может быть достигнут лишь в случае, если она будет носить специальный характер, т.е. включать упражнения, соответствующие предстоящей мышечной деятельности по всей координационной структуре, амплитуде, темпу и ритму.
В скоростно-силовых видах спорта, характеризующихся кратковременностью мышечных напряжений, важную роль играет концентрация внимания на выполнение упражнения.
Обучение двигательным действиям в спорте
Знания об изучаемом двигательном действии
Логический
образ
Кинестезический образ
Представление об изучаемом двигательном действии
попнго
Зрительный
образ
Двигательное умение
Невысокая быстрота, нестабильный итог, невысокая устойчивость, непрочное запоминание, осознанный контроль во всех основных опорных точках, развернутая ООД*.
Двигательный навык
Высокая быстрота, стабильный итог, высокая устойчивость, прочное запоминание, автоматичность, сокращенная ООД, подсознательный контроль действия по большинству ООТ**.
* - Ориентировочные основы действия
** - Основные опорные точки
Рис.1 Переход знания в представления, умения и навыки (по М.М.Богену, 1985г.).
Современный спорт характеризуется бурным ростом уровня достижений, что сопряжено с уровнем увеличения объема и интенсивности тренировочных нагрузок. Это, в свою очередь, предъявляет к опорно-двигательному аппарату повышенные требования. Если эти требования согласуются с физиологическими возможностями организма, то нагрузка играет формирующую роль, способствует благоприятной перестройке мышечного и костно-суставного аппарата спортсмена. Однако при определенных условиях возникают перегрузки и перенапряжения.
Причины перегрузок могут быть истинными (недостаточная адаптация), провоцирующими (плохо подготовленное место проведения занятий, плохой инвентарь и т.д.), сопутствующими (проведение тренировок при плохой погоде, низкой температуре).
Перегрузки опорно-двигательного аппарата могут иметь разное происхождение:
- постоянное увеличение тренировочных нагрузок, несоответствующее функциональным возможностям спортсмена;
- резкое повышение интенсивности нагрузок;
- изменение техники спортивного навыка без достаточной адаптации организма;
- наличие в опорно-двигательном аппарате слабого звена, в котором происходит концентрация напряжений при физической нагрузке, и как следствие этого – перегрузка тканей и их травма.
К внешним факторам контроля за физическими нагрузками относятся:
- Правильная организация и проведение учебно-тренировочных занятий и соревнований
- Удовлетворительное состояние мест проведения занятий, оборудования, спорт инвентаря, одежды, обуви спортсмена.
- Врачебный контроль
- Дисциплина и установленные правила во время тренировок.
Внутренние факторы:
- Состояние утомления и переутомления
- Изменение функционального состояния отдельных систем организма спортсмена, вызванное перерывом в занятиях в связи с заболеванием или другими причинами
- Нарушение биомеханической структуры движения
- Наклонность мышц и сосудов к спазмам
- Недостаточная физическая подготовленность спортсмена к выполнению напряженных или сложнокоординационных упражнений.
Рационализация тренировочных нагрузок предусматривает
а) гармоничное развитие опорно-двигательного аппарата
б) соответствие выполняемой нагрузки функциональным возможностям опорно-двигательного аппарата
в) полноценную силовую тренировку мышц во всех режимах работы
г) совершенствование техники спортивного движения, направленное на повышение его экономичности.
Как известно, главная задача техники – это достижение максимального результата при минимальных затратах организма.
Для того чтобы спортсмен освоил большое число упражнений, необходимо активизировать восстановительные процессы в упражняемых отделах опорно-двигательного аппарата за счет применения разнообразных средств восстановления. К ним относятся:
а) педагогические – рациональное сочетание нагрузок;
б) медико-биологические – физио; массаж, медикометозные средства, психологические приемы.
Система восстановления должна быть неотъемлемой частью тренировочного процесса, как и сама нагрузка.
Профилактика повреждений и заболеваний мышц при занятиях заключается, прежде всего, в соблюдении следующих положений:
1. При проведении тренировок уровень физических нагрузок не должен превышать функциональных возможностей двигательного аппарата занимающегося.
2. Тренировочные нагрузки должны соответствовать подготовленности и возрасту занимающегося с тем, чтобы не допустить перегрузки и переутомления нервно-мышечного аппарата.
3. Перед каждым тренировочным занятием или соревнованием необходимо проводить полноценную разминку (общую и специальную). При проведении разминки следует помнить:
- выполнение разминочных упражнений в быстром темпе и на растягивание приводят к незначительному повышению температуры над работающими мышцами, а нередко и к отрицательным температурным сдвигам.
- выполнение упражнений в умеренном темпе и в неполную амплитуду исключает возможность перерастягивания мышечных групп и вызывает более значительное повышение температуры. После проведения подобной разминки обычно как бы «разливается» тепло в мышцах.
- своего максимального значения температурная готовность достигает в среднем через 5-8 минут после проведения дозированной общей разминки.
- оптимальный эффект может быть достигнут только в том случае, когда разминка носит специальный характер, т.е. включает упражнения, соответствующие предстоящей мышечной деятельности по своей координационной структуре, амплитуде, темпу и ритму тренировочного, соревновательного упражнения.
4. Не злоупотреблять использованием согревающих растирок, спортивных мазей и кремов. Может привести к дискоординации (из-за перераспределения крови от близлежащих мышц к растираемому участку).
5. Следует исключать возможность переохлаждения мышц.
6. Необходимо использовать методы, обеспечивающие ускорение восстановительных процессов в мышцах после тренировки. Актуально: прогревание мышечных групп под душем.
7. Питание спортсмена должно содержать достаточное количество кальция.
8. Следует ликвидировать очаги инфекции в организме спортсмена.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Правильное питание при физических нагрузках у учащихся, занимающихся спортом и физической культурой».
Проект «Правильное питание при физических нагрузках у учащихся, занимающихся спортом и физической культурой»....
Презентация "Физическая нагрузка и отдых при выполнении физических упражнений"
Презентация для учащихся 7 класса по физической культуре "Физическая нагрузка и отдых при выполнении физических упражнений"...
Влияние физической нагрузки на организм человека при выполнении физических упражнений
Урок служит основой для выявления уровня физической подготовленности учеников, а также возможности применения двигательных умений и навыков в нестандартных, игровых ситуациях. ...
Контроль за физическими нагрузками на занятиях лёгкой атлетикой
Применение стандартных нагрузок обеспечивает долговременные морфофункциональные приспособительные перестройки в организме школьников, на базе которых происходит развитие физических способностей, закре...
Статья "Контроль физической нагрузки"
В данной разработке обобщена литература по вопросам построения тренировочного занятия, планирование и дозирование физической нагрузки и самоконтроля за состоянием организма занимающегося р...
Технологическая карта конспекта. Контроль уровня ЧСС во время физической нагрузки
Контроль уровня ЧСС во время физической нагрузки...
Тема тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в работе над физическими упражнениями .Оказание тьюторской помощи во время физических упражнений, основные моменты в деятельности тьютора при переходе от физической нагрузки к умственной .
Основные моменты в тьютерской деятельности во время уроков,а так же при подготовки к урокам...