Социальная работа в школе
методическая разработка по теме
На современном этапе общественного развития главное значение имеет формирование физически здоровой, социально активной, развитой личности. Основы становления полноценной личности закладываются с самого раннего детства при современных усилиях школы и семьи. В помощь социальным педагогам я предлагаю разработанный мною план социально – профилактической работы и социальной защиты детей МОУ «Начальная школа – детский сад» и анализ социальной работы в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_soc.raboty_na_2011-12g..doc | 57 КБ |
otchet_soc.raboty_2010-11uch.g..doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа - детский сад» города-курорта Железноводска |
357401 г. Железноводск, ул. Энгельса, 29 тел/факс: (87932) 4-77-09 |
План
социально – профилактической работы и
социальной защиты детей
МОУ «Начальная школа – детский сад»
2011 -2012 уч. год.
Цель:
профилактика социально негативных явлений путём реализации медико – педагогической поддержки семьям и детям, оказавшихся в сложной социальной ситуации, для своевременного осуществления комплекса мер, способных оздоровить социальную ситуацию развития ребёнка.
Задачи:
- Обеспечить реализацию прав ребёнка на получение начального образования.
- В целях предупреждения правонарушений несовершеннолетних совершенствовать формы, методы и средства профилактической работы.
- Воспитывать нетерпимое отношение к пагубным привычкам и продолжить работу по привитию адиктивного поведения в любой ситуации.
- Индивидуальная работа с семьями, нуждающимися в особом педагогическом внимании; определение нужд, потребностей этих семей, их проблем, определение позитивных и негативных сторон, которые затем учитывать в процессе работы с ними.
- Организовывать психолого – педагогические консультации для родителей.
- Защищать детей от жестокости взрослых.
- Охранять права ребёнка, согласно Конвенции о правах ребёнка.
I. Организационные мероприятия:
- Обновление информации о социуме, корректировка карт «Анализ социума»
Сентябрь Ефименко М. В.
- Изучение психо – медико – педагогических особенностей детей и анализ полученных результатов динамики развития ребёнка:
- наблюдение в урочное и внеурочное время;
- изучение качеств личности первоклассников и оказание помощи в школьной адаптации;
- тесты личностных особенностей, анкетирования (по программе ЗОЖ)
- Продолжить работу кабинета «Доверия» в целях оказания своевременной психолого – педагогической помощи ребёнку и родителям.
Дуванова Г. В., Ефименко М. В. в теч. года.
- Проведение глубокого медиц. осмотра детей внутришкольного учёта и детей из проблемных семей узкими специалистами.
- Участие в работе городской – медико – педагогической комиссии.
Февраль Ефименко М. В.
- Разработка индивидуальных коррекционных программ с целью решения проблем, связанных с социализацией личности:
- работа с дивиантными детьми;
- еженедельная работа с учащимися, состоящими на внутришкольном учёте;
- проведение профилактической работы через встречи с представителями ОДН по детской безнадзорности, экстремистской деятельности;
- цикл бесед по охране здоровья (нарколог, психотерапевт, педиатр, ГИБДД)
В течение года Ефименко М. В.
- Работа Совета по профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних.
План прилагается
В теч. года Ефименко М.В.
- Организация летнего отдыха детей всех категорий семей.
Май – Август Ефименко М.В.
- Осуществление контроля за занятостью детей в каникулярный период.
В теч. года Ефименко М.В.
10. Организация и проведение социальных акций:
Сентябрь – Месячник безопасности ( по отдельному плану)
Октябрь - Помоги ближнему ( к междунар.дню бедных)
Ноябрь - Месячник здоровья «Будь здоров»
Декабрь-Акция «Детский дом»
Январь- Дни толерантности
Февраль – Месячник оборонно-массовой работы ( по отдельному плану)
Март – Благотворительный концерт
Апрель- Месячник «Помоги природе»
Май – Акция «Ветеран живет рядом»
Июнь- День защиты детей
II. Учебно – методическая работа:
- Оказание методической помощи классным руководителям и молодым специалистам в работе с проблемными детьми и семьями.
В теч. года Ефименко М.В.
- Мониторинг состояния успеваемости детей, состоящих на внутришкольном учёте.
В теч. года Ефименко М.В.
- Профилактика детской безнадзорности и неуспеваемости через школьный Совет профилактики.
- Консультации для классных руководителей в работе с дезадаптированными детьми и диагностические обследования условий жизни детей и неблагополучных семей.
В теч. года Ефименко М.В.
- Проведение семинаров и консультаций для классных руководителей 1-4 классов:
Сентябрь
Изучение социального состава семей, выявление соц. запущенных детей, неблагополучных семей, детей – сирот, инвалидов, подопечных, семей малоимущих, многодетных, неполных. Диагностика и анализ социума (работа с картами)
Октябрь
Предупреждение дорожно – транспортного травматизма.
Роль классного руководителя в работе с детьми, склонных к бродяжничеству.
Ноябрь
Проведение месячника «Быть здоровым» и профилактика ЗОЖ.
Декабрь
Индивидуальный подход к работе с детьми – инвалидами и подопечными. Работа с дезадаптированными детьми и неблагополучными семьями.
Январь
Рекомендации по подготовке документации для медико – педагогической комиссии.
Февраль
Работа классного руководителя с проблемными семьями по предупреждению детской безнадзорности.
Март
Документация к медико – педагогической комиссии.
Апрель
Рекомендации классным руководителям по предупреждению неуспеваемости и оказанию помощи дезадаптированным детям в учебно – воспитательном процессе.
Май
Роль классного руководителя в организации летней оздоровительной компании.
- Участие в проведении МО классных руководителей:
Сентябрь, октябрь
Анализ работы за 2009 – 2010 учебный год. Планирование социально – психолого – педагогической работы на 2010 – 2011 уч. год.
Ноябрь, декабрь
1.Алгоритм работы с неблагополучной семьей.
2.Профилактическая работа в месячник «Будь здоров»
Январь, февраль, март
- Зависимость уровня развития воспитанности от состояния здоровья учащихся (обзор методической литературы)
- Причины и факторы отклоняющегося поведения. Влияние личностных качеств учителя на воспитательный процесс.
Апрель, май
- Организация летнего отдыха учащихся
- Анализ классных часов, мероприятий, занятости детей в кружках дополнительного образования.
- «Дневник моего настроения» - анализ анкетирования учащихся
Бондаренко Т.Н.
Ефименко М.В.
Дуванова Г.В.
III. Работа с семьёй.
Повышение педагогически – воспитательной культуры родителей.
- Продолжить работу по изучению социальных проблем каждой семьи.
- Координировать работу по социальной защите детей из всех типов семей с ИДН, органом опеки и попечительства, социальными службами города.
- Продолжить изучать социально – бытовые условия семей, требующих внимания. Работа с картами анализа социума с индивидуальными картами.
- Работа с неблагополучными семьями через школьный Совет профилактики, консультации, посещения на дому, изучение социально-бытовых условий семьи.
- Работа кабинета «Доверия».
- Проведение благотворительных акций по оказанию помощи малоимущим семьям.
- Привлекать родителей для разъяснения правил поведения детей в школе, общественных местах, дома по предупреждению детского травматизма и на своём примере пропагандировать ЗОЖ и обеспечение безопасного движения детей в школу и обратно.
- Медицинское обследование детей с хроническими заболеваниями и оказание посильной помощи в организации лечения.
- Организация медико – педагогической комиссии для обследования дизадаптированных детей и детей не усваивающих программный материал.
- Проведение консультаций для родителей и опекунов по вопросам воспитания детей.
- Привлекать родителей к реализации программы по профилактике антиникотиновой и антиалкогольной пропаганде, борьбе с наркоманией и токсикоманией, экстремистской деятельностью.
- Участие в организации классных и школьных родительских собраний по созданию благоприятных условий для развития ребёнка:
Сентябрь
Режим работы школы в новом учебном году.
Ребёнок пришёл в школу.(1кл.)
Информация для родителей по статьям закона №52 Ставропольского края «О некоторых мерах по защите прав и законных интересов несовершеннолетних»
Ноябрь Права и обязанности родителей в вопросе воспитания детей.
Устав школы.
Способности и интересы детей.
Занятость во внеурочное время (представления кружков по интересам, клубов, спортивных секций).
Март Детская безнадзорность, к чему она ведёт ( по статьям ФЗ №120 РФ).
Недопущение распространения религиозного экстремизма.
Май
Как организовать детский отдых и лечение в летний период.
- Правовая пропаганда:
Октябрь Права и обязанности родителей в вопросе воспитания детей.
Устав школы.
Ноябрь Месячник профилактики пагубных привычек «Будь здоров»
Здоровый образ жизни в семье.
Декабрь Детская безнадзорность, к чему она ведёт.
Апрель Обязанности родителей по осуществлению контроля за занятостью детей во внеурочное и вечернее время.
Бондаренко Т.Н.
Ефименко М.В.
Дуванова Г.В.
Директор школы__________________Бурлуцкая В.М.
Ефименко М.В.
47709
Предварительный просмотр:
Отчёт о проделанной социальной работе в М0У «Начальная школа- детский сад» за 2010 - 11учебный год.
На современном этапе общественного развития главное значение имеет формирование физически здоровой, социально активной, развитой личности. Основы становления полноценной личности закладываются с самого раннего детства при современных усилиях школы и семьи.
На начальном этапе особое место занимает социальное сопровождение ребенка в процессе обучения и воспитания в соответствии с его индивидуальными запросами, целями и задачами, ориентированное на создание для него максимально адекватных его запросам условий обучения, обеспечение охраны его здоровья и жизни, установление гуманных нравственно здоровых отношений в социальной среде.
Исходя из этого, с учетом возрастных особенностей детей нашей школы, была определена цель социально - педагогической деятельности - профилактика социально негативных явлений путем реализации медико-педагогической поддержки семьям и детям, оказавшихся в сложной социальной ситуации, для своевременного осуществления комплекса мер, способных оздоровить социальную ситуацию развития ребенка;
и задачи:
- Обеспечить реализацию прав ребенка на получение начального образования.
- В целях предупреждения правонарушений совершенствовать формы, методы и средства профилактической работы с детьми.
3. Воспитывать нетерпимое отношение к пагубным привычкам и продолжить работу по привитию адекватного поведения в любой ситуации.
4. Индивидуальная работа с семьями, нуждающимися в особом педагогическом внимании; определение нужд, потребностей этих семей, их проблем, определение позитивных и негативных сторон, которые затем учитывать в процессе работы с ними. Пропагандировать здоровый образ жизни.
- Организовывать психолого-педагогические консультации для родителей.
- Защищать детей от жестокости взрослых.
- Охранять права ребенка, согласно конвенции о правах ребенка.
Основными направлениями работы по социальной защите учащихся в 2010-11 учебном году были:
1 .Учебно- воспитательная работа (учет посещаемости и успеваемости).
2.Внешкольная и внеклассная работа (предупреждение и профилактика
правонарушений, правовой всеобуч, организация отдыха детей в каникулярное и внеурочное время).
3.Организация питания детей и благотворительных акций в помощь
малоимущим семьям.
4.Медицинское обеспечение учащихся, работа по пропаганде здорового образа жизни.
5.Совместная работа школы, семьи, общественности (органами исполнительной власти, медико-психологическими службами).
- Учебно-воспитательная работа (учет посещаемости и успеваемости).
Главными задачами данной работы являются:
- отслеживание, предупреждение и анализ нарушения учебной дисциплины, режимных моментов и основных норм поведения учащихся;
- создание банка данных « трудных » детей и детей с девиантным поведением;
- систематический контроль за посещаемостью и успеваемостью учащихся.
Работа с «трудными» детьми ведется планомерно и систематически. В начале учебного года по классам собираются сведения о детях с девиантным поведением и группы « Риска», на основании анализа социума составляется перспективный план работы. Решения воспитательных проблем, связанных с этими детьми, происходят на разных уровнях:
- индивидуальные беседы с учащимися, консультирование родителей в вопросах воспитания;
- беседы с родителями;
- психологические тренинги;
- классные часы;
- родительские собрания;
- профилактическая работа совместно с инспекторами ОППН.
Такая работа разно уровневой структуры проявила себя как эффективная и жизнеспособная.
В сентябре классными руководителями была проведена работа с «Картами социума» для каждого класса, обеспечивающая выявление и постоянный контроль за учебно -воспитательным процессом детей из проблемных семей и трудновоспитуемых, оказания необходимой и посильной помощи при обеспечении учебными принадлежностями, ежедневным питанием, медицинским консультированием, посезонной одеждой в акции «Милосердия». Были поданы сведения по количеству детей с девиантным поведением в классе. На внутришкольный контроль на начало учебного года было поставлено 9 человек, на конец учебного года- 12. Основными причинами постановки являются:
- нарушение дисциплины;
- отсутствие контроля со стороны родителей;
- пропуски уроков и неуспеваемость.
В ходе работы выяснились проблемы, которые необходимо решать в следующем учебном году:
- продолжить работу с классными руководителями по овладению методами работы с « трудными» детьми;
- разрешение конфликтных ситуаций;
- психологическая и педагогическая работа по формированию адекватной
самооценки.
К концу учебного года по всем видам учета состояло 48 человек- это 8% всех учащихся.
2.Внешкольная и внеклассная работа.
В целях организации досуга трудновоспитуемых детей проводилась работа по выявлению интересов и наклонностей и были даны рекомендации к посещению студий, секций и кружков.
Все учащиеся, состоящие на внутришкольном контроле, школьные кружки и спортивные секции во внеурочное время посещают:
спортивные секции- футбол и баскетбол, рук. Бобрышев Ю.М. - 7человек
бассейн — 25 человек
ИВТ, рук. Кривонос А.Е. - 16 человек
театральная студия, рук. Ефименко Г.В.- 6 человека
Дымковская игрушка, рук. Карки Т.А.- 2 человека
школьный хор,рук. Баркова Л. А.- 3 человека
ВИА- 3 человека
ДЮСШ - 2 человека
музыкальная школа - 4 человека.
Отслеживание внеурочной занятости велось в течение всего учебного года. По итогам года некоторые из трудных» детей достигли определённых результатов.
В летний период школьных каникул на базе школы работает дневной оздоровительный лагерь ( июнь и июль) с охватом 150 человек. Все дети, состоящие на внутришкольном учете, посещают оздоровительный лагерь на льготных условиях (сироты- бесплатно).
3. Организация питания детей и помощь в благотворительных акциях малоимущим семьям.
С целью организации льготного питания в школьной столовой учащихся из малоимущих семей, социальным педагогом школы в начале учебного года был проведен анализ социума по выявлению детей из многодетных опекунских и социально незащищенных категорий семей. По составленным спискам была проведена сверка с городским управлением социальной защиты населения.
Было установлено:
1. Получают бесплатные завтраки- 616 учащихся 1-4 классов. Из них на учете в управлении социальной защиты населения - 36 человек.
Основная масса детей питаются во время перемен после первого и второго уроков 1 и 2 смены. Продолжительность этих перемен по 15 минут. График питания по
классам имеется.
- Имеется приказ по школе № 40/11 от 1.09.10г.о возложении ответственности за организацию питания на педагога-психолога Дуванову Г.В. Определены ее функции.
- Имеются документы на категорию социально незащищенных учащихся, заверенных директором школы и начальником управления труда и социальной защиты населения г-к Железноводска
4. Питание учащихся находится под постоянным контролем школьной мед.сесгры: ежедневно проверяется качество приготовления пищи, результаты фиксировались в бракеражном журнале.
Ведущим направлением в соц. защите семьи стала милосердная деятельность.
В школе прошли акции: в октябре «Помоги ближнему», в декабре 2010г. «Помоги бедным» и традиционная благотворительная внутришкольная акция «Милосердия» : сбор детской литературы, школьных принадлежностей, одежды зимнее-летнего межсезонья для организации помощи детям из малоимущих семей.
Отмечается активность всех 1-4 классов.
57% детей 1-4 классов из малоимущих семей была оказана помощь в одежде зимнее-летнего межсезонья;
4 Медицинское обеспечение учащихся, профилактическая работа по пропаганде здорового образа жизни.
Здоровье человека- жизненно важная ценность. Здоровье школьников во многом зависит от условии жизни детей в школе, У становление гармонической связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности учебного процесса на уроках.
Воспитать ребенка здоровым- это значит, с самого раннего детства научить его вести здоровый образ жизни. Зафиксированы случаи курения уч-ся с раннего возраста, поэтому были поставлены основные задачи профилактики курения среди детей 6-11 лет:
- Формирование представления об основных системах организма человека и их функционировании.
- Разъяснение полезного влияния физических упражнений, закаливание и вредного влияния курения.
- Разъяснение причины курения взрослых- однажды приобщившись к курению, человек совершает ошибку, а потом не может от нее избавиться.
В течение учебного года в школе проводились беседы, лекции о вреде курения, алкоголя и ПАВ:
один раз в полугодие - Единые дни профилактики, на которых в классах и на родительских собраниях выступили школьный педагог-психолог, специалисты отдела здравоохранения, инспектора ОДН, ГИБДД:
- октябрь- ноябрь- « Нет наркотикам», « Мы за здоровый образ жизни»
- декабрь-январь- « К чему ведут правонарушения»
- март-апрель- «Профилактика дезадаптации при переходе детей в школу второй ступени».
В течение года проведены общешкольные профилактические мероприятия:
-месячники « Быть здоровым, Мы против наркотиков, Мама, папа, я- дружная, спортивная семья»;
-дни здоровья;
-еженедельные дни профилактики правонарушений с приглашением узких специалистов, инспекторов ГИБДД, ОДН, КДН;
- работа школьной лекторской группы «Детский взгляд».
5. В совместной работе школы, семьи, общественности были поставлены следующие задачи:
- сбор и накопление информации о многодетных, социально-незащищенных и проблемных семьях;
- помощь в преодолении негативных явлений в семье.
Как показал сравнительный анализ социума, из общего количества обучающихся детей были определены следующие типы семей, нуждающиеся в социальной защите и нашем особом внимании:
| 619 |
| 18 |
| 3/9 |
| 5 |
| 3 |
| 4 |
учёт детей | 12 |
| 48 |
| 2 ВАСИЛЬЧЕНКО СЕЛЕЗНЕВА |
Выявлено 2 семьи, которые уклоняются от воспитания и контроля детей и состоят на учете в ИДН и КДН.
Неблагополучные и проблемные семьи в течение учебного года посещались на дому.
Предупредительно-профилактическая деятельность социальной службы школы велась в тесном контакте с муниципальными органами, ОППН, ГиБДД,, с учреждениями дополнительного образования спорта, здравоохранения.
Были проведены:
-совместные Советы профилактики – 5
-индивидуальные беседы с уч-ся и родителями – 12
-профилактические беседы в ДНИ ПРФИЛАКТИКИ по классам- 4
-совместных проф.рейдовы- 10
В течение учебного года Родительский всеобуч проводился один раз в четверть:
Сентябрь- Роль родителей в воспитании детей. Права и обязанности родителей в вопросе
воспитания детей.
Ноябрь- Семейное воспитание и здоровый образ жизни, детская безнадзорность.
Март - Профилактика дезадаптации при переходе детей в школу второй ступени.
Май - Обязанности родителей по осуществлению контроля за занятостью детей в летний период.
Анализируя профилактическую работу, необходимо указать и проблемы, которые возникают во время этой деятельности, а именно:
- необходимость более четкой индивидуальной работы с неблагополучными семьями;
- поиск новых подходов к таким родителям ввиду того, что они редко присутствуют на родительских собраниях, Совете профилактики и индивидуальных беседах.
В связи с этим в новом учебном году социальной службе школы предстоит решать следующие задачи:
- создавать условия для функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- продолжать сотрудничество с правоохранительными органами с целью проведения правового всеобуча для учащихся школы и их родителей;
- оказывать социальную и психолого-педагогическую помощь детям в зависимости от сложностей, которые он будет испытывать.
Директор школы__________________Бурлуцкая В.М.
Ефименко М.В.
47709
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальная работа в школе
На современном этапе общественного развития главное значение имеет формирование физически здоровой, социально активной, развитой личности. Основы становления полноценной ...
Функции, методы и формы социальной работы в школе
Социальная служба в школе предназначена для организации активного сотрудничества как школьной администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур с ними для о...
Функции, методы и формы социальной работы в школе
Социальная служба в школе предназначена для организации активного сотрудничества как школьной администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур с ними для о...
Социально-педагогическая работа в школе.Примерный план работы социального педагога. План работы Совета профилактики.Месячник психологического здоровья .Отчёт месячника психологического здоровья2015-2016гг
Примерное планирование работы социального педагога школы. Основные принципы деятельности социальной службы школы.Основные направления деятельности. Формы отчётности и другая документация необходимая в...
Целевая программа перехода в эффективный режим работы для школ с низкими результатами и работающих в сложных социально-экономических условиях "Новой школе - новое качество образования" 2019 год
Решение проблемы перехода школы в эффективный режим работы связывается с оптимизацией условий организации образовательного процесса на основе раскрытия внутреннего потенциала ресурсов школы и кооперац...
"ОТЧЕТ О РАБОТЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ШКОЛЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОП (социально-опасном положении) и ПОД ОПЕКОЙ"
Доклад на педагогический совет на тему "ОТЧЕТ О РАБОТЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ШКОЛЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОП (социально-опасном положении) и ПОД ОПЕКОЙ&quo...