Социальная работа в школе
методическая разработка по теме

Ефименко Маргарита Викторовна

 

 

 

 

На современном этапе общественного развития  главное значение имеет формирование физически здоровой, социально активной, развитой личности. Основы становления полноценной личности закладываются с самого раннего детства при современных усилиях школы и семьи. В помощь социальным педагогам я предлагаю разработанный мною план социально – профилактической работы и социальной защиты детей МОУ «Начальная школа – детский сад» и анализ социальной работы в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_soc.raboty_na_2011-12g..doc57 КБ
Microsoft Office document icon otchet_soc.raboty_2010-11uch.g..doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

для детей дошкольного и младшего школьного возраста

«Начальная школа - детский сад» города-курорта Железноводска

357401 г. Железноводск,  ул. Энгельса, 29                                                                                                                                     тел/факс: (87932) 4-77-09

                                                                План

социально – профилактической работы и

социальной защиты детей

МОУ «Начальная школа – детский сад»

 2011 -2012 уч. год.

Цель:

           профилактика социально негативных явлений путём реализации медико – педагогической поддержки семьям и детям, оказавшихся в сложной социальной ситуации, для своевременного осуществления комплекса мер, способных оздоровить социальную ситуацию развития ребёнка.

Задачи:

  1. Обеспечить реализацию прав ребёнка на получение начального образования.
  2. В целях предупреждения правонарушений несовершеннолетних совершенствовать формы, методы и средства профилактической работы.
  3. Воспитывать нетерпимое отношение к пагубным привычкам и продолжить работу по привитию адиктивного поведения в любой ситуации.
  4. Индивидуальная работа с семьями, нуждающимися в особом педагогическом внимании; определение нужд, потребностей этих семей, их проблем, определение позитивных и негативных сторон, которые затем учитывать в процессе работы с ними.
  5. Организовывать психолого – педагогические консультации для родителей.
  6. Защищать детей от жестокости взрослых.
  7. Охранять права ребёнка, согласно Конвенции о правах ребёнка.

I.        Организационные мероприятия:

  1. Обновление информации о социуме, корректировка карт «Анализ социума»

Сентябрь Ефименко М. В.

  1. Изучение психо – медико – педагогических особенностей детей и анализ полученных результатов динамики развития ребёнка:
  1. наблюдение в урочное и внеурочное время;
  2. изучение качеств личности первоклассников и оказание помощи в школьной адаптации;
  3. тесты личностных особенностей, анкетирования (по программе ЗОЖ)
  1. Продолжить работу кабинета «Доверия» в целях оказания своевременной психолого – педагогической помощи ребёнку и родителям.

Дуванова Г. В., Ефименко М. В. в теч. года.

  1. Проведение глубокого медиц. осмотра детей внутришкольного учёта и детей из проблемных семей узкими специалистами.
  2. Участие в работе городской – медико – педагогической комиссии.

Февраль Ефименко М. В.

  1. Разработка индивидуальных коррекционных программ с целью решения проблем, связанных с социализацией личности:

  1. работа с дивиантными детьми;
  2. еженедельная работа с учащимися, состоящими на внутришкольном учёте;
  3. проведение профилактической работы через встречи с представителями ОДН по детской безнадзорности, экстремистской деятельности;
  4. цикл бесед по охране здоровья (нарколог, психотерапевт, педиатр, ГИБДД)

В течение года Ефименко М. В.

  1. Работа Совета по профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних.

План прилагается

В теч. года Ефименко М.В.

  1. Организация летнего отдыха детей всех категорий семей.

Май – Август Ефименко М.В.

  1. Осуществление контроля за занятостью детей в каникулярный период.

В теч. года Ефименко М.В.

    10. Организация и проведение социальных акций:

              Сентябрь – Месячник безопасности ( по отдельному плану)

              Октябрь - Помоги ближнему ( к междунар.дню бедных)

              Ноябрь - Месячник здоровья «Будь здоров»          

              Декабрь-Акция «Детский дом»

              Январь-  Дни толерантности

              Февраль – Месячник оборонно-массовой работы ( по отдельному плану)

              Март – Благотворительный концерт

              Апрель- Месячник «Помоги природе»

              Май – Акция  «Ветеран живет рядом»

              Июнь- День защиты детей

II.        Учебно – методическая работа:

  1. Оказание методической помощи классным руководителям и молодым специалистам в работе с проблемными детьми и семьями.

В теч. года Ефименко М.В.

  1. Мониторинг состояния успеваемости детей, состоящих на внутришкольном учёте.

В теч. года Ефименко М.В.

  1. Профилактика детской безнадзорности и неуспеваемости через школьный Совет профилактики.
  2. Консультации для классных руководителей в работе с дезадаптированными детьми и диагностические обследования условий жизни детей и неблагополучных семей.

В теч. года Ефименко М.В.

  1. Проведение семинаров и консультаций для классных руководителей 1-4 классов:

Сентябрь

Изучение социального состава семей, выявление соц. запущенных детей, неблагополучных семей, детей – сирот, инвалидов, подопечных, семей малоимущих, многодетных, неполных. Диагностика и анализ социума (работа с картами)

Октябрь

Предупреждение дорожно – транспортного травматизма.

Роль классного руководителя в работе с детьми, склонных к бродяжничеству.

Ноябрь      

                     Проведение месячника «Быть здоровым» и профилактика ЗОЖ.

Декабрь

Индивидуальный подход к работе с детьми – инвалидами и подопечными. Работа с дезадаптированными детьми и неблагополучными семьями.

Январь

Рекомендации по подготовке документации для медико – педагогической комиссии.

Февраль

Работа классного руководителя с проблемными семьями по предупреждению детской безнадзорности.

Март

                Документация к медико – педагогической комиссии.

Апрель

Рекомендации классным руководителям по предупреждению неуспеваемости и оказанию помощи дезадаптированным детям в учебно – воспитательном процессе.

Май

Роль классного руководителя в организации летней оздоровительной компании.

  1. Участие в проведении МО классных руководителей:

Сентябрь, октябрь

Анализ работы за 2009 – 2010 учебный год. Планирование социально – психолого – педагогической работы на 2010 – 2011 уч. год.

Ноябрь, декабрь

     1.Алгоритм работы с неблагополучной семьей.

     2.Профилактическая работа в месячник «Будь здоров»

Январь, февраль, март

  1. Зависимость уровня развития воспитанности от состояния здоровья учащихся (обзор методической литературы)
  2. Причины и факторы отклоняющегося поведения. Влияние личностных качеств учителя на воспитательный процесс.

Апрель, май

  1. Организация летнего отдыха учащихся
  2. Анализ классных часов, мероприятий, занятости детей в кружках дополнительного образования.
  3. «Дневник моего настроения» - анализ анкетирования учащихся

Бондаренко Т.Н.

Ефименко М.В.

Дуванова Г.В.

III.        Работа с семьёй.

        Повышение педагогически – воспитательной культуры родителей.

  1. Продолжить работу по изучению социальных проблем каждой семьи.
  2. Координировать работу по социальной защите детей из всех типов семей с ИДН, органом опеки и попечительства, социальными службами города.
  3. Продолжить изучать социально – бытовые условия семей, требующих внимания. Работа с картами анализа социума с индивидуальными картами.
  4. Работа с неблагополучными семьями через школьный Совет профилактики, консультации, посещения на дому, изучение социально-бытовых условий семьи.
  5. Работа кабинета «Доверия».
  6. Проведение благотворительных акций по оказанию помощи малоимущим семьям.
  7. Привлекать родителей для разъяснения правил поведения детей в школе, общественных местах, дома по предупреждению детского травматизма и на своём примере пропагандировать ЗОЖ и обеспечение безопасного движения детей в школу и обратно.
  8. Медицинское обследование детей с хроническими заболеваниями и оказание посильной помощи в организации лечения.
  9. Организация медико – педагогической комиссии для обследования дизадаптированных детей и детей не усваивающих программный материал.
  10. Проведение консультаций для родителей и опекунов по вопросам воспитания детей.
  11. Привлекать родителей к реализации программы по профилактике антиникотиновой и антиалкогольной пропаганде, борьбе с наркоманией и токсикоманией, экстремистской деятельностью.
  12. Участие в организации классных и школьных родительских собраний по созданию благоприятных условий для развития ребёнка:

Сентябрь

                Режим работы школы в новом учебном году.

                Ребёнок пришёл в школу.(1кл.)

Информация для родителей по статьям закона №52 Ставропольского         края «О некоторых мерах по защите прав и законных интересов несовершеннолетних»

Ноябрь       Права и обязанности родителей в вопросе воспитания детей.

                Устав школы.

                     Способности и интересы детей.

Занятость во внеурочное время (представления кружков по интересам, клубов, спортивных секций).

Март           Детская безнадзорность, к чему она ведёт ( по статьям ФЗ №120 РФ).

                    Недопущение распространения религиозного экстремизма.

Май

                Как организовать детский отдых и лечение в летний период.

  1. Правовая пропаганда:

Октябрь        Права и обязанности родителей в вопросе воспитания детей.

                Устав школы.

Ноябрь      Месячник профилактики пагубных привычек «Будь здоров»

                Здоровый образ жизни в семье.

Декабрь        Детская безнадзорность, к чему она ведёт.

Апрель        Обязанности родителей по осуществлению контроля за занятостью  детей во внеурочное и вечернее время.

Бондаренко Т.Н.

Ефименко М.В.

Дуванова Г.В.

                                  Директор школы__________________Бурлуцкая В.М.

Ефименко М.В.

47709



Предварительный просмотр:

Отчёт о проделанной социальной работе в М0У «Начальная школа- детский сад» за 2010 - 11учебный год.

На современном этапе общественного развития  главное значение имеет формирование физически здоровой, социально активной, развитой личности. Основы становления полноценной личности закладываются с самого раннего детства при современных усилиях школы и семьи.

На начальном этапе особое  место занимает социальное сопровождение ребенка в процессе обучения и воспитания в соответствии с его индивидуальными запросами, целями и задачами, ориентированное на создание для него максимально адекватных его запросам условий обучения, обеспечение охраны его здоровья и жизни, установление гуманных нравственно здоровых отношений в социальной среде.

Исходя из этого, с учетом возрастных особенностей детей нашей школы, была определена цель социально - педагогической деятельности - профилактика социально негативных явлений путем реализации медико-педагогической поддержки семьям и детям, оказавшихся в сложной социальной ситуации, для своевременного осуществления комплекса мер, способных оздоровить социальную ситуацию развития ребенка;

и задачи:

  1. Обеспечить реализацию прав ребенка на получение начального образования.
  2. В целях предупреждения правонарушений совершенствовать формы, методы и средства профилактической работы с детьми.

3.        Воспитывать нетерпимое отношение к пагубным привычкам и продолжить работу по привитию адекватного поведения в любой ситуации.

4.        Индивидуальная работа с семьями, нуждающимися в особом педагогическом внимании; определение нужд, потребностей этих семей, их проблем, определение позитивных и негативных сторон, которые затем учитывать в процессе работы с ними. Пропагандировать здоровый образ жизни.

  1. Организовывать психолого-педагогические консультации для родителей.
  2. Защищать детей от жестокости взрослых.
  3. Охранять права ребенка, согласно конвенции о правах ребенка.

Основными направлениями работы по социальной защите учащихся в 2010-11 учебном году были:

1 .Учебно- воспитательная работа (учет посещаемости и успеваемости).

2.Внешкольная и внеклассная работа (предупреждение и профилактика

правонарушений, правовой всеобуч, организация отдыха детей в каникулярное и внеурочное время).

3.Организация питания детей и благотворительных акций в помощь

малоимущим семьям.

4.Медицинское обеспечение учащихся, работа по пропаганде здорового образа жизни.

5.Совместная работа школы, семьи, общественности (органами исполнительной власти, медико-психологическими службами).

  1. Учебно-воспитательная работа (учет посещаемости и успеваемости).

Главными задачами данной работы являются:

  1. отслеживание, предупреждение и анализ нарушения учебной дисциплины, режимных моментов и основных норм поведения учащихся;
  2. создание банка данных « трудных » детей и детей с девиантным поведением;
  3. систематический контроль за посещаемостью и успеваемостью учащихся.

Работа с «трудными» детьми ведется планомерно и систематически. В начале учебного года по классам собираются сведения о детях с девиантным поведением и группы « Риска», на основании анализа социума составляется перспективный план работы. Решения воспитательных проблем, связанных с этими детьми, происходят на разных уровнях:

  1. индивидуальные беседы с учащимися, консультирование родителей в вопросах воспитания;
  2. беседы с родителями;
  3. психологические тренинги;
  4. классные часы;
  5. родительские собрания;
  6. профилактическая работа совместно с инспекторами ОППН.

Такая работа разно уровневой структуры проявила себя как эффективная и жизнеспособная.

В сентябре классными руководителями была проведена работа с «Картами социума» для каждого класса, обеспечивающая выявление и постоянный контроль за учебно -воспитательным процессом детей из проблемных семей и трудновоспитуемых, оказания необходимой и посильной помощи при обеспечении учебными принадлежностями, ежедневным питанием, медицинским консультированием, посезонной одеждой в акции «Милосердия». Были поданы сведения по количеству детей с девиантным поведением в классе. На внутришкольный контроль на начало учебного года было поставлено 9 человек, на конец учебного года- 12. Основными причинами постановки являются:

  1. нарушение дисциплины;
  2. отсутствие контроля со стороны родителей;
  3. пропуски уроков и неуспеваемость.

В ходе работы выяснились проблемы, которые необходимо решать в следующем учебном году:

  1. продолжить работу с классными руководителями по овладению методами работы с   « трудными» детьми;
  1. разрешение конфликтных ситуаций;
  2. психологическая и педагогическая работа по формированию адекватной

            самооценки.
К концу учебного года  по всем видам учета состояло 48 человек- это 8% всех учащихся.

2.Внешкольная и внеклассная работа.

В целях организации досуга трудновоспитуемых детей проводилась работа по выявлению интересов и наклонностей и были  даны рекомендации к посещению студий, секций и кружков.

Все учащиеся, состоящие на внутришкольном контроле,   школьные кружки и спортивные секции во внеурочное время посещают:

спортивные секции- футбол и баскетбол, рук. Бобрышев Ю.М. - 7человек

бассейн — 25 человек

                ИВТ, рук. Кривонос А.Е. - 16 человек

театральная студия, рук. Ефименко Г.В.- 6 человека

Дымковская игрушка, рук. Карки Т.А.- 2 человека

школьный хор,рук. Баркова Л. А.- 3 человека

ВИА- 3 человека

ДЮСШ - 2 человека

музыкальная школа - 4 человека.

 Отслеживание внеурочной занятости велось в течение всего учебного года. По итогам года некоторые из  трудных» детей достигли определённых результатов.

 В летний период школьных каникул на базе школы работает дневной оздоровительный лагерь ( июнь и июль) с охватом 150 человек. Все дети, состоящие на внутришкольном учете, посещают оздоровительный лагерь на льготных условиях (сироты- бесплатно).

3. Организация питания детей и помощь в благотворительных акциях малоимущим семьям.

С целью организации льготного питания в школьной столовой учащихся из малоимущих семей, социальным педагогом школы в начале учебного года был проведен анализ социума по выявлению детей из многодетных опекунских и социально незащищенных категорий семей. По составленным спискам была проведена сверка с городским управлением социальной защиты населения.

Было установлено:

1.        Получают бесплатные завтраки- 616 учащихся 1-4 классов. Из них на учете в управлении социальной защиты населения - 36 человек.

Основная масса детей питаются во время перемен после первого и второго уроков 1 и 2 смены. Продолжительность этих перемен по 15 минут.        График питания по

классам имеется.

  1. Имеется приказ по школе № 40/11 от 1.09.10г.о возложении ответственности за организацию питания на педагога-психолога Дуванову Г.В. Определены ее функции.
  2. Имеются документы на категорию социально незащищенных учащихся, заверенных директором школы и начальником управления труда и социальной защиты населения г-к Железноводска

4. Питание учащихся находится под постоянным контролем школьной мед.сесгры: ежедневно проверяется качество приготовления пищи, результаты фиксировались в бракеражном журнале.

Ведущим направлением в соц. защите семьи стала милосердная деятельность.

В школе прошли акции:  в октябре «Помоги ближнему», в декабре 2010г. «Помоги бедным» и традиционная благотворительная внутришкольная акция «Милосердия» : сбор детской литературы, школьных принадлежностей, одежды зимнее-летнего  межсезонья для организации помощи детям из малоимущих семей.

Отмечается активность всех 1-4 классов.

57% детей 1-4 классов из малоимущих семей была  оказана помощь в одежде  зимнее-летнего межсезонья;

4 Медицинское обеспечение учащихся, профилактическая  работа по пропаганде здорового образа жизни.

Здоровье человека- жизненно важная ценность. Здоровье школьников во многом зависит от условии жизни детей в школе, У становление гармонической связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности учебного процесса на уроках.

Воспитать ребенка здоровым- это значит, с самого раннего детства научить его вести здоровый образ жизни. Зафиксированы случаи курения уч-ся с раннего возраста, поэтому были поставлены основные задачи профилактики курения среди детей 6-11 лет:

  1. Формирование представления об основных системах организма человека и их функционировании.
  2. Разъяснение полезного влияния физических упражнений, закаливание и вредного влияния курения.
  3. Разъяснение причины курения взрослых- однажды приобщившись к курению, человек совершает ошибку, а потом не может от нее избавиться.

В течение учебного года в школе проводились беседы, лекции о вреде курения, алкоголя и ПАВ:

один раз в полугодие - Единые дни профилактики, на которых в классах и на родительских собраниях выступили  школьный педагог-психолог, специалисты отдела здравоохранения, инспектора ОДН, ГИБДД:

- октябрь- ноябрь- « Нет наркотикам», « Мы за здоровый образ жизни»

- декабрь-январь- « К чему ведут правонарушения»

- март-апрель- «Профилактика дезадаптации при переходе детей в                 школу второй ступени».

В течение года проведены общешкольные профилактические мероприятия:

-месячники « Быть здоровым, Мы против наркотиков, Мама, папа, я- дружная, спортивная семья»;

 -дни здоровья;

-еженедельные дни профилактики правонарушений с приглашением узких специалистов, инспекторов ГИБДД, ОДН, КДН;

- работа школьной лекторской группы «Детский взгляд».

5. В совместной  работе школы, семьи, общественности были поставлены следующие задачи:

  1. сбор и накопление информации о многодетных, социально-незащищенных и проблемных семьях;
  2. помощь в преодолении негативных явлений в семье.

Как показал сравнительный анализ социума, из общего количества обучающихся детей были определены следующие типы семей, нуждающиеся в социальной защите и нашем особом внимании:

  1. Всего обучается детей

619

  1. Многодетных семей

18

  1. Малоимущих, неполных

3/9

  1. Неблагополучных семей

5

  1. Детей – сирот

3

  1. Подопечных

4

  1. Внутришкольный

учёт детей

12

  1. Дети гр. «Риска»

48

  1. На учёте в ИДН

2

ВАСИЛЬЧЕНКО

СЕЛЕЗНЕВА

Выявлено 2 семьи, которые уклоняются от воспитания и контроля детей и состоят на учете в ИДН и КДН.

Неблагополучные и проблемные семьи в течение учебного года посещались на дому.

Предупредительно-профилактическая деятельность социальной службы школы велась в тесном контакте с муниципальными органами, ОППН, ГиБДД,, с учреждениями дополнительного образования спорта, здравоохранения.

Были проведены:

-совместные Советы профилактики – 5

-индивидуальные беседы с уч-ся и родителями – 12

-профилактические беседы в ДНИ ПРФИЛАКТИКИ по классам- 4

-совместных проф.рейдовы- 10

В течение учебного года Родительский всеобуч проводился один раз в четверть:

Сентябрь- Роль родителей в воспитании детей. Права и обязанности родителей в вопросе

воспитания детей.

Ноябрь- Семейное воспитание и здоровый образ жизни, детская безнадзорность.

Март - Профилактика дезадаптации при переходе детей в  школу второй ступени.

Май - Обязанности родителей по осуществлению контроля за занятостью детей в летний период.

Анализируя профилактическую работу, необходимо указать и проблемы, которые возникают во время этой деятельности, а именно:

  1. необходимость более четкой индивидуальной работы с неблагополучными семьями;
  2. поиск новых подходов к таким родителям ввиду того, что они редко присутствуют на родительских собраниях, Совете профилактики и индивидуальных беседах.

В связи с этим в новом учебном году социальной службе школы предстоит решать следующие задачи:

- создавать условия для функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

  1. продолжать сотрудничество с правоохранительными органами с целью проведения правового всеобуча для учащихся школы и их родителей;
  2. оказывать социальную и психолого-педагогическую помощь детям в зависимости от сложностей, которые он будет испытывать.

                                     Директор школы__________________Бурлуцкая В.М.

Ефименко М.В.

47709


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальная работа в школе

На современном этапе общественного развития  главное значение имеет формирование физически здоровой, социально активной, развитой личности. Основы становления полноценной ...

Функции, методы и формы социальной работы в школе

Социальная служба в школе предназначена для организации активного сотрудничества как школьной администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур с ними для о...

Функции, методы и формы социальной работы в школе

Социальная служба в школе предназначена для организации активного сотрудничества как школьной администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур с ними для о...

Социально-педагогическая работа в школе.Примерный план работы социального педагога. План работы Совета профилактики.Месячник психологического здоровья .Отчёт месячника психологического здоровья2015-2016гг

Примерное планирование работы социального педагога школы. Основные принципы деятельности социальной службы школы.Основные направления деятельности. Формы отчётности и другая документация необходимая в...

Целевая программа перехода в эффективный режим работы для школ с низкими результатами и работающих в сложных социально-экономических условиях "Новой школе - новое качество образования" 2019 год

Решение проблемы перехода школы в эффективный режим работы связывается с оптимизацией условий организации образовательного процесса на основе раскрытия внутреннего потенциала ресурсов школы и кооперац...

"ОТЧЕТ О РАБОТЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ШКОЛЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОП (социально-опасном положении) и ПОД ОПЕКОЙ"

Доклад на педагогический совет на тему "ОТЧЕТ О РАБОТЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ШКОЛЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОП (социально-опасном положении) и ПОД ОПЕКОЙ&quo...