Особенности социальной работы в общеобразовательных учреждениях. Роль воспитателя в системе работы школы по социальной защите детей льготных категорий
материал

Стрелкова Наталья Валентиновна

доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx66.58 КБ

Предварительный просмотр:

ГОРЛОВСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 25            МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Особенности социальной работы в общеобразовательных учреждениях. Роль воспитателя в системе работы школы по социальной защите детей льготных категорий

доклад

Воспитатель: Стрелкова Н. В.


Особенности социальной работы

в общеобразовательных учреждениях.

Роль воспитателя в системе работы школы

по социальной защите детей льготных категорий

Система работы образовательного учреждения по социальной защите должна осуществляться в соответствии с законодательными актами Донецкой Народной Республики:

  • Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» (Постановление №I-233П-НС от 19.06.2015г.);
  • Закон Донецкой Народной Республики «О социальной защите инвалидов» (принят Постановлением Народного Совета 15.05.2015г. (С изменениями, внесенными Законом от 11.08.2017 № 189-IНС));
  • Закон Донецкой Народной Республики «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (Постановление №I-166П-НС от 30.04.2015г.);
  • Закон о внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (принят Постановлением Народного Совета 14 апреля 2017 года);
  • Закон Донецкой Народной Республики «О противодействии экстремистской деятельности» (Постановление №I-185П-НС 29.05.2015г.);
  • Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 378 от 06.08.2015г. «Об утверждении Типового положения о психологической службе в системе образования» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 20.08.2015г. № 385);
  • Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 377 от 06.08.2015г. «Об утверждении Типового положения об учете детей и подростков школьного возраста от 6 до 18 лет, проживающих на территории микрорайона, закрепленного за муниципальной образовательной организацией» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 20.08.2015г. № 392);
  • Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 905 от 15.12.2015г. «Об утверждении Инструкции об организации и порядке ведения в образовательных организациях учета обучающихся (воспитанников), находящихся в социально опасном положении»;
  • Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 338 от 07.04.2016 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • Приказ Министерства здравоохранения Донецкой Народной Республики № 476 от 27.03.2018г. «Об утверждении Порядка и форм первичной учетной документации по разработке и реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов, детей-инвалидов» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 18.04.2018г. № 2555);
  • Приказ Министерства труда и социальной политики Донецкой Народной Республики, Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 69/2 /531 от 17.09.2015г. «Об утверждении льготных категорий детей и перечня документов» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 24.09.2015г. № 521);
  • Приказ Министерства труда и социальной политики Донецкой Народной Республики № 70/5 от 13.06.2017г. «Об утверждении формы льготного билета ребенка-сироты/ребенка, лишенного родительского попечения, и Порядка выдачи льготного билета ребенка-сироты/ребенка, лишенного родительского попечения» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 04.07.2017г. № 2086);
  • Приказ Государственной службы по делам семьи и детей Донецкой Народной Республики № 13 от 15.05.2015г. «Об утверждении Временного Порядка» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 03.06.2015г. № 178);
  • Приказ Государственной службы по делам семьи и детей Донецкой Народной Республики № 14 от 15.05.2015г. «Об утверждении Временной Инструкции» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 03.06.2015г. № 179);
  • Приказ Министерства труда и социальной политики Донецкой Народной Республики № 7/5 от 22.01.2016г. «О создании Координационного совета по защите прав детей и социальной поддержке семьи» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 15.02.2016г. № 1010);
  • Письмо Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 2207/21-58 от 03.08.2018г. «Информационно-методические материалы по организации деятельности, планированию и ведению документации специалистов психологической службы системы образования Донецкой Народной Республики в 2018-2019 учебном году»;
  • Письмо Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 1094 от 14.03.2017г. «Информационно-методические материалы для специалистов психологической службы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних»;
  • Конвенция о правах ребенка;
  • Декларация прав ребенка;
  • Декларация о правах инвалидов.

Следует отметить, что согласно Приказу Министерства труда и социальной политики Донецкой Народной Республики, Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики №69/2-531 от 17.09.2015г. «Об утверждении льготных категорий детей и перечня документов» к льготным категориям детей относятся:

- дети из многодетных семей;

- дети-сироты и дети, лишенные родительского попечения;

- дети из малообеспеченных семей;

- дети, потерпевшие от Чернобыльской катастрофы;

- дети из семей вынужденных переселенцев;

- дети погибших шахтеров;

- дети с туберкулезной интоксикацией (только в дошкольных учреждениях).

Дети перечисленных категорий пользуются всеми льготами, которые предоставляет государство.

Помимо льготных категорий, которые отмечены в Приказе Министерства труда и социальной политики Донецкой Народной Республики, Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики №69/2-531 от 17.09.2015г. «Об утверждении льготных категорий детей и перечня документов», в образовательном учреждении целесообразно охватить вниманием следующие категории обучающихся:

- дети, воспитывающиеся в семьях одиноких матерей/отцов;

- дети-инвалиды;

- дети погибших военнослужащих;

- дети, стоящие на учете в Службе по делам несовершеннолетних (СДН);

- дети, стоящие на учете в Отделе по делам семьи и детей (ОДСД).

Воспитатель работает над созданием оптимальных условий для всестороннего и благоприятного развития личности обучающихся (социального, духовно-нравственного, профессионального, физического).

Активно взаимодействует с администрацией школы, педагогическим коллективом, педагогом-психологом, педагогом-организатором, медицинским работником, обучающимися и их родителями (законными представителями).

Одной из основных задач выступает социальная защита прав несовершеннолетних, а также их жизненного пространства, установление эффективных связей и партнерских отношений между двумя социальными институтами – семьей и школой.

Списки обучающихся по категориям формируются и обновляются воспитателем совместно с заместителем директора по воспитательной работе на начало учебного года после проведенной паспортизации классов. Следует отметить, что составление социального паспорта класса полностью зависит от воспитателя, его осведомленности о социальном положении той или иной семьи. Все данные и сведения об обучающихся и их семьях целесообразно собирать при помощи анкетирования на первом родительском собрании. Анкета должна быть грамотно построена и включать в себя вопросы о наличии льгот и подтверждающей их документации.

На основе проведенной паспортизации классов формируется социальный паспорт образовательного учреждения, в котором прослеживается количество детей по всем вышеперечисленным категориям. Социальный паспорт утверждается директором образовательного учреждения и хранится в папке по социальной защите в течение всего учебного года. В случае необходимости в социальный паспорт вносятся корректировки, после чего обновленный документ с указанием даты внесения изменений распечатывается и вкладывается в папку.

В дальнейшем воспитателем производится сбор подтверждающей льготу документации для формирования папок и с целью предоставления надлежащих льгот:

- для детей из многодетных семей – удостоверение ребенка из многодетной семьи (копия) / справка ребенка из многодетной семьи (копия);

- для детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения – документ, определяющий статус ребенка-сироты / ребенка, лишенного родительского попечения (копия);

- для детей из малообеспеченных семей – справка управления труда и социальной защиты населения о том, что семья получает государственную помощь малообеспеченным семьям;

- для детей, потерпевших от Чернобыльской катастрофы – удостоверение ребенка, потерпевшего от Чернобыльской катастрофы (копия);

- для детей из семей вынужденных переселенцев – справка городской, районной в городе, районной администрации о том, что семья является вынужденными переселенцами;

- для детей погибших шахтеров – Акт о несчастном случае, связанном с несчастным случаем на производстве, форма Н-1 (копия);

- для детей с туберкулезной интоксикацией – справка соответствующего медицинского учреждения о том, что ребенок состоит на диспансерном учете, как ребенок с туберкулезной интоксикацией.

Отдельно ведется работа с такими категориями обучающихся как:

- дети-инвалиды – удостоверение ребенка-инвалида, справка медицинского учреждения;

- дети, которые воспитываются одинокими матерями или отцами – справка управления труда и социальной защиты населения о получении помощи на ребенка, который воспитывается одинокой матерью / отцом;

- дети погибших военнослужащих – справка соответствующего органа, фиксирующего смерть военнослужащего.

Работа воспитателя с обучающимися льготных категорий:

  • Психолого-педагогическое сопровождение адаптационного периода.
  • Профилактика девиантного, самоповреждающего и суицидального поведения.
  • Профилактика делинквентного поведения.
  • Профилактика конфликтов и жестокого поведения среди детей. Профилактика насилия в семье.
  • Профориентационная и профильная работа.
  • Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Социальная защита детей, подростков и студенческой молодежи.
  • Психолого-педагогическое сопровождение способных и одаренных детей.
  • Формирование Я-концепции, здорового образа жизни.
  • Психологическая помощь и поддержка участников образовательного процесса, пережившим травматические события и находящиеся в кризисных состояниях.

Внимательно изучив и ознакомившись с данными направлениями, воспитатель выстраивает свою деятельность по социальной защите детей льготных категорий, включая в планирование следующие мероприятия:

  • социально-психологическое просвещение обучающихся и родителей по вопросам социального развития ребенка, основных законодательных актов;
  • диагностическая работа с обучающимися льготных категорий;
  • защита прав несовершеннолетних.

Социально-психологическое просвещение семьи в настоящее время является одним из самых необходимых и востребованных комплексом мер воспитателя при организации своей профессиональной деятельности. У родителей в силу быстротекущего темпа жизни, занятости на работе и других обстоятельств, к сожалению, не остается времени для самообразования, когда можно самостоятельно повысить свой уровень родительской компетентности, изучая литературу по вопросам внутрисемейных отношений и воспитания ребенка. Детям же эти знания самостоятельно получить не откуда. Исходя из этого, воспитателю так важно включать в планирование просветительские мероприятия по вопросам семейного воспитания, социализации и адаптации детей, а также по знакомству родителей с основными нормативными актами, касающихся льгот. Воспитатель может организовать психологическое просвещение в той форме, которая является в определенный момент и конкретной ситуации наиболее эффективной: беседа, индивидуальное консультирование, выступление на родительском собрании, лекторий для родителей, беседа при посещении семьи на дому и т.д.

В ходе социально-педагогического просвещения с обучающимися льготных категорий и их семьями перед воспитателем стоит ряд задач:

- способствовать успешной адаптации ребенка в новой среде (образовательном учреждении, ученическом коллективе);

- помогать в раскрытии способностей и развивать стремление к творческой деятельности;

- привлекать к внеурочной занятости, а именно – посещению секций и кружков дополнительного образования;

- контролировать посещение образовательного учреждения;

- осуществлять защитную функцию (соблюдение всех льгот, предусмотренных законодательно, представление прав и интересов ребенка в других инстанциях);

- проводить мероприятия профилактической направленности согласно основным направлениям деятельности специалистов психологической службы.

Диагностическая работа с обучающимися льготных категорий носит важное значение. Однако следует отметить, что большая часть данного направления отводится педагогу-психологу. Данное направление включает в себя изучение особенностей личностного развития ребенка и подростка, его эмоционального состояния, особенностей влияния ближайшего окружения на процесс его социализации и адаптационный период. Важно помнить, что изучение индивидуальных особенностей несовершеннолетнего должно быть направлено, в первую очередь, на поиск резервов личности, ее потенциалов и нераскрытых возможностей, а уже потом – на определение имеющихся проблем, над решением которых будет выстраиваться дальнейшая работа.

Воспитатель может осуществлять диагностику как самостоятельно, так и совместно с педагогом-психологом, используя разнообразные анкеты, опросники и методики.

Защита прав несовершеннолетних – это самостоятельное и широкое направление деятельности воспитателя, без которого невозможно полноценно организовать деятельность по социально-педагогическому сопровождению обучающихся.

В данном случае воспитатель выступает инспектором по охране детства, в функции которого входит обеспечение охраны жизни и здоровья детей.

Защитная функция подразумевает выявление и поддержку обучающихся, которые нуждаются в социальной защите и особом внимании, защиту их прав и интересов. В первую очередь, это касается детей, которые имеют льготы – дети-инвалиды, дети под опекой, дети из многодетных семей, дети из малообеспеченных семей, детей из семей вынужденных переселенцев. Но не стоит забывать и о детях, которые не имеют льгот, а нуждаются в защите – это дети, которые подвергаются насилию и жестокому обращению в семье или со стороны сверстников, дети из семей с низким воспитательным потенциалом.

Что же включает в себя защита прав несовершеннолетних? Это целый комплекс мер, который базируется на законодательных актах, подкреплена нормативными документами, в которых можно четко проследить функции специалиста по защите прав ребенка (Закон ДНР «Об образовании», Закон ДНР «О социальной защите инвалидов», Конвенция о правах ребенка, Декларация прав ребенка, Декларация о правах инвалидов).

Защита прав несовершеннолетних подразумевает непосредственное участие воспитателя в разноплановых мероприятиях, затрагивающих права и интересы обучающихся.

К таким формам работы можно отнести следующие:

- сотрудничество с Отделом по делам семьи и детей (ОДСД) – оказание помощи семьям в оформлении документов, получении удостоверений, контроль за соблюдением всех прав несовершеннолетних, имеющих льготы (сохранность закрепленного жилья, получение пособий/пенсий/алиментов, санитарно-курортное оздоровление), ходатайство по поводу оказания материальной помощи семьям, совместное посещение семьи на дому, составление плана совместных мероприятий;

- сотрудничество со Службой по делам несовершеннолетних (СДН) –проведение профилактической и просветительской работы, совместное посещение семьи на дому, составление плана совместных мероприятий;

Выполняя защитную функцию, социальный педагог в обязательном порядке изучает условия проживания и воспитания детей льготных категорий посредством визита в семью. Визит в семью должен быть согласован с родителями (законными представителями). Устанавливается дата и время, подготавливается акт обследования жилищно-бытовых условий для заполнения на месте.

При посещении семьи изучаются условия проживания ребенка, наличие у него отдельной комнаты, спального и рабочего места, оснащенного столом и необходимыми бытовыми вещами для организации досуга и выполнения учебных заданий. Следует обратить внимание на санитарное состояние жилья, наличие порядка, чистоту в помещениях, освещенность.

Желательно, чтобы воспитатель подготовил перечень дополнительных вопросов, с помощью которых была бы возможность одновременно с осмотром вести беседу с родителями (законными представителями). Вопросы должны быть ориентированы на изучение занятости ребенка во внеурочное время, организацию его досуга, наличие хобби, увлечений, любимых игр, проведение совместного времени с родителями.

По окончанию визита воспитатель на месте в присутствии родителей (законных представителей) заполняет акт обследования жилищно-бытовых условий, в котором отображается состояние жилья и условия проживания ребенка на момент посещения. После того как родители (законные представители) ознакомятся с готовым актом, они оставляют свою подпись, чтобы в дальнейшем избежать непредвиденных конфликтных ситуаций.

Итоги смотра рассматриваются на заседаниях Совета профилактики и педагогическом совете, все полученные данные фиксируются в протоколах.

Воспитатель, при организации работы с детьми льготных категорий так же, как и при работе со всеми обучающимися образовательного учреждения, осуществляет превентивное воспитание, повышает уровень социально-правовых знаний всех участников образовательного пространства, пропагандирует здоровый образ жизни, оказывает помощь в период социального и профессионального самоопределения личности.

Дети-инвалиды. Ребенок признается инвалидом в результате медико-социальной экспертизы (МСЭ), исходя из комплексной оценки состояния здоровья и степени ограничения жизнедеятельности в соответствии с классификациями и критериями, утверждаемыми Министерством труда и социального развития. После достижения 18 лет детям-инвалидам ВТЭК устанавливает какую-либо из трех групп инвалидности.

В случае признания человека инвалидом, МСЭ в месячный срок разрабатывает индивидуальную программу реабилитации (ИПР). Согласно Примерному положению (1996), МСЭ определяет комплекс оптимальных реабилитационных мероприятий, которые обязательны для исполнения соответствующими органами, а для инвалида имеют рекомендательный характер (он может отказаться от каких-либо конкретных мероприятий или в целом от индивидуальной программы реабилитации).

Цель социально-педагогической работы с данной категорией детей — обеспечение детям-инвалидам возможности вести образ жизни, соответствующий возрасту; максимальное приспособление ребенка к окружающей среде и обществу путем обучения навыкам самообслуживания, приобретения знаний профессионального опыта, участия в общественно полезном труде; помощь родителям детей-инвалидов.

Жизнь ребенка-инвалида протекает в условиях депривации. Социальная ситуация его развития отличается от образа жизни и воспитания здорового ребенка. Такой ребенок должен быть включен в сферу общения, игры со сверстниками, однако окружающие часто уклоняются от общения с инвалидами. Возникает ситуация рассогласованности между объективной необходимостью осуществления нормальной жизнедеятельности ребенка и невозможностью ее полноценной реализации. Социальная депривация углубляется за счет длительного пребывания больного ребенка в специальных стационарах, санаториях, интернатных учреждениях, где ограничен социальный опыт и круг общения включает только таких же детей. В подобной обстановке у детей-инвалидов задерживается развитие социальных и коммуникативных навыков, формируется недостаточно адекватное представление об окружающем мире.

На формирование личности ребенка-инвалида огромное влияние оказывает его ближайшее окружение — семья. Дальнейшая судьба таких детей в значительной степени зависит от позиции семьи. В зависимости от знаний, культуры, личностных особенностей родителей и ряда других факторов возникают различные типы реагирования, а соответственно и поведения их в связи с появлением в семье ребенка-инвалида. Это событие, как правило, сопровождается потрясением, приводит родителей в стрессовое состояние, вызывает чувство растерянности и беспомощности, нередко служит причиной распада семьи. В такой ситуации, особенно в первое время, важна поддержка социального педагога. Задача его заключается в изучении психологического климата в семье, ее межличностных отношений, в выявлении морально-психологических ресурсов родителей и других родственников. Известно, что в одних случаях в семье наблюдается недопонимание сложившейся ситуации и в связи с этим — пассивная позиция родителей. В других случаях — рациональное отношение родителей к появлению ребенка-инвалида (выполнение советов врача-реабилитолога и т.д.). В таких случаях — гиперактивность родителей, поиск профессионалов, клиник, реабилитационных центров. Воспитателю предстоит направить усилия семьи по более рациональному пути, проводить психологическую и организационную работу, пытаться примирить родителей в случае размолвки между ними, привести их к правильному пониманию своих тяжелых обязанностей. Ситуация в семье с появлением ребенка-инвалида усугубляется еще и в связи с экономическим фактором: медицинские консультации, приобретение лекарств, дополнительное питание, реабилитационные средства и т.д. В семье с ребенком-инвалидом возникает и проблема его обучения (на дому, в интернате, в специализированных школах и т.п.).

Умение правильно оценить характерологические задатки ребенка-инвалида, особенности его реагирования на ограниченность своих возможностей, на отношение к нему окружающих лежит в основе его социальной адаптации. Развитие невротического состояния, эгоцентризма, социального и психического инфантилизма ребенка-инвалида во многом зависит от педагогических, психологических и медицинских знаний родителей и умения их использовать. Роль воспитатля — помочь родителям и в этой сфере. Поэтому чрезвычайно важны просветительская, информационная деятельность социального работника, умение применять правильно свои знания в данной области.

Детей с ограниченными возможностями, находящихся в домах-интернатах, обучают и воспитывают по специально разработанным программам, включающим формирование навыков самообслуживания, бытовой ориентации, обучение чтению, письму и счету в дошкольном и школьном возрасте. С 12-летнего возраста осуществляется обучение трудовым навыкам, которые закрепляются в учебно-производственных мастерских. Установлено, что дети с задержкой психического развития к подростковому возрасту могут овладеть не только трудовыми, но и некоторыми профессиональными навыками: швеи, плотника, штукатура-маляра, санитарки-уборщицы, дворника, грузчика и др. Это позволяет им в дальнейшем при наличии определенных социально-бытовых условий адаптироваться в обществе. Дети с менее выраженной задержкой умственного развития проживают в семьях и обучаются в специальных школах, где они в течение 8 лет получают школьные знания и трудовые (профессиональные) навыки.

Дети с поражением опорно-двигательного аппарата, которые не могут себя сами обслуживать и нуждаются в уходе, проживают в специальных домах-интернатах системы социальной защиты населения.

Детям с физическими ограничениями необходима медицинская реабилитация, психокоррекционная помощь, а она в домах-интернатах недостаточна. Обучение этой категории детей в домах-интернатах осуществляется по программе общеобразовательной школы, поэтому они могут проживать и в семьях и посещать обычную школу либо учреждение интернатного типа. Дети-инвалиды, не имеющие возможности посещать школу, должны обучаться на дому. Однако это происходит не везде, что отрицательно сказывается на их развитии.

Серьезные затруднения испытывают родители ребенка-инвалида в связи с собственной правовой неграмотностью. Воспитатель обязан информировать их об имеющихся правах и льготах, помогать в их обеспечении и защите.

Можно выделить таки направления по работе с детьми-инвалидами:

- взятие на учет ребенка-инвалида;

- совместно с медицинскими работниками составление (уточнение разработанного МСЭ) плана социально-медицинской реабилитации (индивидуальной программы реабилитации) ребенка-инвалида и организационная помощь при ее проведении в поликлинике, на дому, в специализированном стационаре, летнем оздоровительном лагере, санатории;

- оказание помощи в приобретении необходимых корригирующих приспособлений, тренажеров, инвалидных колясок, лекарств;

- содействие в организации диспансеризации родителей, других детей при наличии у них отклонений в состоянии здоровья;

- помощь в организации оздоровления родителей совместно с детьми в санаториях, семейных пансионатах, домах отдыха;

- организация информационно-просветительских услуг родителям с привлечением специалистов необходимого профиля;

- организация контактов с образовательными учреждениями, содействие в предоставлении образовательных услуг;

- устранение конфликтных ситуаций между родителями и детьми, членами семьи;

- воспитание правильного отношения у родителей и других детей к ребенку-инвалиду как равноценному члену семьи;

- формирование в микрорайоне и образовательном учреждении здорового общественного мнения по отношению к инвалидам и их семьям;

- организация обществ семей, имеющих детей-инвалидов, активное участие в их деятельности; 

- содействие в профориентации, профобучении, трудоустройстве и профадаптации детей-инвалидов;

- выявление детей, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения, а также устройство их в специализированные учреждения;

- содействие в оказании материальной и бытовой помощи семье, имеющей ребенка-инвалида (от полного получения всех государственных пособий и льгот до привлечения услуг спонсоров и др.);

- содействие в оказании различного вида гуманитарной помощи;

- содействие в выделении путевок в санатории и дома отдыха;

- содействие в открытии реабилитационных, досуговых, специализированных обучающих центров и пансионатов для детей-инвалидов и членов их семей.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. В отечественном законодательстве выделяются категории «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей». К числу детей-сирот относятся те, у которых умерли оба или единственный родитель. К числу детей, оставшихся без попечения родителей, относятся те, кто остался без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими или недееспособными (ограниченно дееспособными), нахождением их в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в местах лишения свободы, нахождением под стражей, подозрением и обвинением в совершении преступлений, уклонением от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях. Закон не проводит принципиального различия между этими категориями детей с точки зрения общих принципов, содержания и мер их государственной поддержки.

Сущность социально-педагогической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заключается в выявлении таких детей, защите их прав, устройстве, контроле за условиями их содержания, социальной реабилитации и адаптации, помощи в трудоустройстве и обеспечении жильем. Реализуя данные задачи, образовательное заведение работает в непосредственном контакте с органами опеки и попечительства.

Расширяя сферу деятельности органов опеки и попечительства, Семейный кодекс возлагает на них решение таких вопросов, как:

- получение информации о детях, оставшихся без попечения родителей;

- выявление и учет таких детей;

- прием заявлений от несовершеннолетних о защите их прав;

- отобрание детей у родителей и других лиц при непосредственной угрозе их жизни, здоровью;

- обеспечение права ребенка на воспитание в семье, участие в разрешении споров, конфликтов, связанных с воспитанием детей в семье, изменение имени, фамилии ребенка;

- согласие на установление отцовства по заявлению отца;

- согласие на контакт несовершеннолетнего с родителями, чьи права ограничены судом;

- участие в судебном разбирательстве споров, связанных с воспитанием детей;

- предъявление иска о лишении или ограничении родительских прав;

- участие в исполнении судебных решений по делам, связанным с воспитанием детей.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление /удочерение, под опеку/попечительство или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности — в соответствующие учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. Законодательство, таким образом, отдает приоритет именно семейным формам устройства детей как наиболее отвечающим потребностям ребенка и создающим оптимальные условия для его воспитания и развития. Социальный педагог в зависимости от специализации в той или иной степени принимает участие в процедуре оформления ребенка на дальнейшее воспитание.

К учреждениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и/или воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; учреждения социального обслуживания населения (детские дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты); учреждения здравоохранения (дома ребенка) и другие учреждения, создаваемые в установленном законом порядке. Детей в возрасте от 0 до 3 лет помещают в дома ребенка. По достижении возраста 3 лет сироты переводятся в детские дома для детей дошкольного и школьного возраста, специализированные интернаты для детей с физическими и умственным недостатками, закрытые интернаты для делинквентных детей и подростков.

В подобного рода учреждениях ведется картотека детей, отслеживаются особенности их социального развития, обеспечивается защита их прав, предпринимаются усилия по нормализации обстановки, созданию максимально приемлемых условий для полноценного развития каждого ребенка. К условиям, которые могут содействовать нормализации воспитательного пространства, специалисты относят:

- приведение детского дома в соответствие нормативам для определенного количества детей и возможности разделения их на небольшие группы;

- создание социального и эмоционального окружения, близкого к семейному;

- организация небольших групп семейного типа, где воспитатели и дети станут как бы самостоятельными «семьями», поощрение внимания к психоэмоциональным нуждам ребенка;

- предельное ограничение переходов детей из одного детского дома в другой по возрасту;

- неразделение братьев и сестер по разным учреждениям;

- укрепление связей между детьми и их родителями;

- развитие у детей умений, бытовых и общественных навыков, необходимых в будущей самостоятельной жизни.

Особое направление деятельности социального педагога — поиск путей обустройства детей в родной или приемной семье.

Опыт показывает, что «движение ребенка в семью» лучше организовать в несколько этапов:

• оповещение о детях через городскую газету, с фотографией, рассказом о них и предложением взять в семью на правах организации домашней группы;

• двухмесячный контакт с семьей, желающей взять ребенка;

• оформление домашней группы как структурного подразделения учреждения, а одного из родителей — как воспитателя с оплатой 1 / 5 ставки за каждого взятого в семью ребенка, а также соответствующего нормам снабжения одеждой и продуктами1.

Дети, взятые в домашнюю группу, не порывают связи с учреждением. Они находятся под опекой государства до момента оформления их в приемную семью или установления над ними опеки/попечительства, усыновления.

Воспитатель заботится о профориентации воспитанников (знакомство с миром профессий, корректировка неадекватных профессиональных намерений и т.п.), их правовой грамотности, помогает выпускникам домашних групп адаптироваться к условиям внешнего мира, самостоятельной жизни. Воспитатель знакомит детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с теми льготами, которые предписываются им в сфере образования, медицинского обслуживания, трудоустройства, с правами на имущество и жилое помещение.  

Безнадзорные и беспризорные дети. Безнадзорные дети — дети, лишенные присмотра, внимания, заботы, позитивного влияния со стороны родителей или лиц, их заменяющих. Безнадзорный ребенок живет под одной крышей с родителями, сохраняет связи с семьей, у него еще есть эмоциональная привязанность к кому-либо из членов семьи, но связи эти хрупки и находятся под угрозой атрофии и разрушения. Отсутствие должного ухода и содержания, пренебрежение интересами и потребностями развивающейся личности в семье создают реальную угрозу психическому, физическому и нравственному развитию ребенка. Безнадзорность детей нередко является первым шагом к беспризорности, социальной дезадаптации, разрушению нормального процесса социализации ребенка. Беспризорные дети — это дети, которые не имеют родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных занятий, необходимого ухода, систематического обучения и развивающего воспитания. Беспризорность часто связана с противоправным поведением.

Усугубление этой проблемы определяется следующими факторами:

- кризисными явлениями в семье (нарушение ее структуры и функций, рост числа разводов и количества неполных семей, асоциальный образ жизни родителей, падение жизненного уровня населения; ухудшение условий содержания детей в семьях);

- распространением жестокого обращения с детьми в семьях и интернатных учреждениях, снижением ответственности за их судьбу;

- нарастанием психоэмоциональных перегрузок у взрослых, непосредственно отражающихся на детях;

- свертыванием инфраструктуры, обслуживающей отдых детей, их досуговую деятельность под влиянием рыночной экономики и в связи с оскудением государственного бюджета;

- коммерциализацией сферы образования и культуры.

Социально-педагогическую работу с данной категорией детей можно разделить на два самостоятельных блока: профилактический и коррекционно-реабилитационный.

Профилактическая направленность социально-педагогической деятельности в отношении безнадзорных и беспризорных детей включает работу по организации благоприятной среды воспитания и общения, своевременной коррекции семейных отношений, поиску форм занятости детей в свободное время, форм опеки детей в период объективной занятости родителей и членов семьи и т.п. Дети ставятся на социально-педагогический учет, отдельные из них патронируются.

Коррекционно-реабилитационное направление предполагает скорую социально-педагогическую помощь: постановку ребенка на учет, экспресс-диагностику его состояния, диагностику личностных особенностей и социальной ситуации развития, решение вопроса о месте пребывания ребенка, информирование семьи (или государственного учреждения) о месте пребывания, состоянии несовершеннолетнего и программе дальнейшей работы с ним; организацию необходимых контактов со специалистами для оказания психологической, медицинской, правовой помощи; разработку и реализацию программы по адаптации ребенка к социально здоровой среде, восстановлению или компенсации утраченных социальных связей, позитивных форм активности в игре, познании, труде. Важнейшей задача — помочь ребенку обрести опыт семейной жизни. Поэтому коррекционная, реабилитационная работа направляется не только на ребенка, но и на его семью.

Социально-педагогическая помощь беспризорным и безнадзорным детям может быть оказана в специализированных учреждениях, центрах и службах: социальных приютах, центрах временного размещения, реабилитационных центрах и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности вокальной работы с музыкально- одарёнными детьми в системе дополнительного образования.

ВЫступление на ГМО. Особенности вокальной работы с музыкально- одарёнными детьми в системе дополнительного образования....

Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя в детском саду компенсирующего вида для детей с задержкой психического развития

Мною и воспитателем Сёминой И.А. проводилась совместная работа по постановке сценки со старшими дошкольниками с использованием логопедических мет...

Особенности социальной работы в ГБОУ СОШ №512 Невского района Санкт-Петербурга

Данный материал содержит перечень методик, рекомендаций, направлений в работе социального педагога....

Положение о порядке предоставления социальной защиты студентам льготных категорий.

Положение о порядке предоставления социальной защиты студентам льготных категорий....

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по ПМ.02 Социальная работа с семьей и детьми МДК 02.03. Технологии социальной работы с семьей и детьми для студентов специальности 39.02.01 Социальная работа

методические рекомендации предназначены для выполнения самостоятельных работ по профессиональному модулю Социальная работа с семьей и детьми для студентов специальности 36.02.01 Социальная работа в СП...

Статья: Проектирование занятий с использованием игровых технологий при работе с подростками «группы риска» (из опыта работы воспитателя социально-реабилитационного центра)

Игровые технологии являются эффективным методом реабилитации и обучения подростков благодаря своей способности мотивировать, вовлекать, развивать навыки, адаптировать, стимулировать мышление, создават...