"Инноватика" в системе дополнительного образования
методическая разработка по теме

Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях  модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения. И это неслучайно. Именно инновационная деятельность не только создает основу для создания конкурентоспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту воспитанников. «Инноватика» должна нести, прежде всего, процесс выработки уверенностималенького человека в себе, своих силах. А цель инновации - повысить качественный уровень образовательно-воспитательного процесса.                                                                                                                                                            Инновация- это «...результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, внедрение новых организационных форм и т.д.» «Главное в творческой деятельности, - пишет В.Н.Дружинин, - не ограниченный вещественный результат, а проявление и совершенствование самой способности к самопро­изводству, к производству культуры » «...Прогрессивный результат творческой деятельности. - уточняет Ю.А. Карпова, - который находит широкое применение и приводит к значительным изменениям в жизнедеятельности человека, общества, природы»    Благодаря новым введениям   в образовательно-воспитательный процесс ребята становятся более самостоятельнее, деятельнее, осознающими свою самоценность. А в этом и есть главная ценность воспитания – реализовавший себя человек!                                                                           

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_innovatika__v_sisteme_..doc53 КБ

Предварительный просмотр:

                                                        Образование - это индустрия, направленная в будущее  (С.П.Капица).      

                                 «Инноватика»  в системе дополнительного  образовании. 

Когда несколько лет назад я столкнулась с термином "инновация", мне было интересно узнать, что же это за "загадочное  явление". Суждений было много.  Но мне хотелось разобраться в самой сути этого вопроса. « Инновация в образовании», « Инновация в системе дополнительного образования », вот эти вопросы меня больше всего волновали.                                                                                                               Современное понятие "образование" связывается с толкованием таких терминов как "обучение", "воспитание", "образование", "развитие". Однако, до того, как слово «образование» стало связываться с просвещением, оно имело более широкое звучание. Словарные значения рассматривают термин "образование", как существительное от глагола "образовывать" в смысле: «создавать», «формировать» или «развивать» нечто новое. Создавать новое – вот  это и есть инновация.              Таким образом, образование по своей сути уже и  является инновацией.                                                             В ходе выяснения взаимоотношений между понятиями «новшество» и «инновация» устанавливается следующий порядок вещей. «Новшество - это именно средство (новый метод, методика, технология, программа и т.п.), а инновация- это процесс освоения этого средства».  С одной стороны, это сфера человеческой жизнедеятельности, которая все более влияет на определение будущего, с другой - специфический способ развития, наиболее полно воплощающий возможности движения к этому будущему.                                                                                                                                                                         Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях  модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов). В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения. И это неслучайно. Именно инновационная деятельность не только создает основу для создания конкурентоспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту воспитанников. Поэтому инновационная деятельность неразрывно связана с научно-методической деятельностью педагогов и учебно-исследовательской воспитанников.                                                                                                       В настоящий момент в образовании применяют самые различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций и статусности учреждения. Тем не менее, можно выделить  следующие наиболее характерные инновационные технологии:                                                                                       1. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в предметном обучении.                         Внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой.                                                                                                                                    2. Личностно - ориентированные технологии.                                                                                               Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бес конфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели.                                                                                                                                                        3. Информационно - аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования.                                                                                                                                                                               Применение такой инновационной технологии, как информационно - аналитическая методика управления качеством обучения позволяет объективно, беспристрастно проследить развитие во времени каждого ребенка в отдельности, класса, параллели, школы в целом.                                                                                                                                                                4Мониторинг интеллектуального развития.                                                                                                     Анализ и диагностика качества обучения каждого учащегося при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости.                                                                                                                      5. Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного ученика.               Является неотъемлемым фактором в современных условиях обучения. Реализуется в виде вовлечения учащихся в дополнительные формы развития личности: участие в центрах детского творчества, в культурно-массовых мероприятиях, по национальным традициям, театре, и др. 

6. Дидактические технологии как условие развития учебного процесса ОУ.                                                                                   Это - самостоятельная работа с помощью учебной книги, игра, оформление и защита проектов, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, система «консультант», групповые, дифференцированные способы обучения  - система «малых групп» и др. Обычно в практике применяются различные комбинации этих приемов.                                                                                                             7. Психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс.                                                                                                                                                   Предполагается научно-педагогическое обоснование использования тех или иных инноваций. Их анализ на методических советах, семинарах, консультации с ведущими специалистами в этой области.                               Учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, направлений, не тратить время на открытие уже известного, а использовать весь арсенал российского педагогического опыта.                                                                                          Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного спектра образовательных технологий.                                                                                                                                             И в результате всего изученного  у меня сложилось свое видение процесса инновации в системе дополнительного образовании. Я думаю, что  «Инноватика» должна нести, прежде всего, процесс выработки уверенности маленького человека в себе, своих силах. А цель инновации - повысить качественный уровень образовательно-воспитательного процесса. Наверное, многие со мной согласятся, что легче всего что-то повторить из прошлых лет, чем разработать и внедрить новое. Но как для многих творческих, «неспокойных» педагогов, моей  основной задачей стало – предложить ребятам такие дополнительные образовательные услуги, которые были бы интересны ребятам, и чтобы «будоражили кровь» и «питали голову». Инновационные технологи не должны быть односторонними, предлагающими только развитие умственных способностей ребят. Во-первых, пришлось пересмотреть взаимоотношения «учитель – ученик». От того, что работа не терпит «застоя», повторов, я легко смогла переломить авторитарность образования в своем мышлении, сумела поставить воспитанника на равный уровень с собой и выступить на правах «равного партнерства». Именно такая организация взаимодействия   помогла предоставить ребятам максимальную инициативу.   Вместо навязчивых готовых образцов поведения, принудительной организации свободного времени и т.д. они  погружаются в деятельность, интересную уже тем, что она задумана и спланирована ими самими. Я думаю, что инновации в образовании,  в целом, и дополнительном образовании, в частности, в первую очередь, должны быть направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей.                                                                                                                                                            Инновация- это «...результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, внедрение новых организационных форм и т.д.» «Главное в творческой деятельности, - пишет В.Н.Дружинин, - не ограниченный вещественный результат, а проявление и совершенствование самой способности к самопро изводству, к производству культуры » «...Прогрессивный результат творческой деятельности. - уточняет Ю.А. Карпова, - который находит широкое применение и приводит к значительным изменениям в жизнедеятельности человека, общества, природы»                                                                                                                                                           Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности, в стремлении упорядочить свои знания, человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков. Познание народных традиций вырабатывает уважение к русской культуре, вооружает способностью понимать язык народного искусства. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно-прикладного искусства проникают в быт людей, формируя художественный вкус, создавая эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности.                                                                                                    В современном, быстро меняющемся мире возникает необходимость позаботиться об укреплении связей ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Дети, которые,  ко мне   приходят, имеют разный уровень школьных знаний, разную самооценку, разное мироощущение. Но это не суть важно. Важно то, что дети и подростки приходят  с горящими глазами, и, найдя дело по душе, верят в свои возможности.                                                                                
Первое наше знакомство с миром, его познание и понимание проходят через игрушку. Это своеобразная школа чувств, которая активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному, она служит целям умственного, нравственного и эстетического воспитания.
Мягкая игрушка - это один из видов декоративно- прикладного искусства, в котором сочетаются различные элементы рукоделия: шитье, вышивка, аппликация. Работа с мягкой игрушкой помогает ребенку развить воображение, чувство формы и цвета, точность и аккуратность, трудолюбие, познакомит с традициями русского народного художественного творчества.

      ИГРУШКА- это творческий полет фантазии, а  творчество безвременно... Игрушки ручной работы не бывают одинаковыми, даже если сшиты по одному  лекалу и из одной  ткани. Каждая игрушка имеет свой неповторимый характер, который формирует Мастер. В наши дни в магазинах представлен огромный  выбор игрушек. Стоит ли возиться, использовать своё время, чтобы мастерить что-то своими руками или научить этому ребёнка? На этот вопрос и детские психологи, и педагоги дают однозначный ответ: Да, стоит! Ведь именно это занятие и учит малыша самостоятельности, творческому мышлению, умению находить себе дело по душе. А если ребёнок сделал игрушку сам, то он, несомненно, будет к ней относиться с большим трепетом. Достаточно изменить цвет, направление, куда тянется ткань при раскрое, размер выкроек - и, например, попугай превращается в сову, или наоборот.  Достаточно изменить цвет - и лисенок превращается в барсучка, а лошадка - в зебру. Или по выкройке маленького мишутки можно сшить лису, изменив форму хвостика. Мышка со спинкой с пушистым, высоким  ворсом - уже не мышка, а ёжик... Игрушки можно сделать из самого разного материала, необязательно нового. Можно использовать старые лоскутки ситца, фланели, штапеля, трикотажа, ворсистые шерстяные ткани, сукно, старые фетровые шляпы и шапки из искусственного меха и многое, многое другое. Любую зверюшку можно сделать разноцветной и, от этого она будет симпатичнее, радостнее и даже нужнее и дороже сердцу. При изготовлении игрушки большую роль играет цвет. Поделки с веселым рисунком смотрятся оригинальнее, чем те, которые сделаны точь-в-точь как настоящие. Любой игрушке можно придать характер, настроение, одев её. Игрушку можно сшить радостной, веселой, задумчивой или грустной. Одеть в любую одежку по собственному желанию и настроению. Мягкие игрушки, сшитые своими руками, всегда таят в себе тепло рук, их сделавших. Они всегда любимые, они всегда нужны. Игрушка вызывает добрые чувства в человеке. Малыш заботится о своей игрушке и в его действиях взрослые могут увидеть свои поступки и посмотреть на себя самих со стороны. Игрушка, необходимая детям для развития, помогает и взрослым, которые при желании могут увидеть себя в играющем ребенке.  Велика польза игрушки: малыш, играя, представляет себя и свою будущую жизнь. Поэтому большое значение имеет какой игрушкой он занят, какого она качества, какого цвета и формы. Это очень сильно влияет на восприятие мира, желание что-то делать, придумывать и создавать. С помощью добрых и красивых игрушек можно с самого раннего возраста заложить в любого человека гармонию, радость и дружелюбие к игрушкам, к Людям, к окружающим нас вещам. Игрушка – это предмет, предназначенный для развлечения, для игры. Игрушка…это слово знакомо нам с детства. Постоянный спутник жизни для каждого ребенка. Игрушка помогает ребёнку познавать окружающий мир, приучает его к целенаправленной, осмысленной деятельности, способствует развитию мышления, памяти, речи, эмоций. Игрушки широко используются в учебно-воспитательных работах с детьми, в частности для развития детского, технического и художественного творчества. Подразделяя игрушки на подвиды, мягкая игрушка самая молодая на нашей планете. Впервые мягкие игрушки появились в 19 веке. А уже в 20 веке, в Германии, появился всем известный игрушечный медведь «Теди Биар. Игрушка, сделанная ребенком, является не только результатом труда, но и результатом творчества. Игрушка, прошедшая через руки ребенка, как его собственное произведение, становится особенно привлекательной. Ведь вещь, над которой он трудился, вкладывая в свой труд выдумку, фантазию и любовь, особенно дорога ему.                                                                                                                         Рукоделие не только увлекает, но и отвлекает. Школьники перестают озорничать, сосредоточивают внимание на любимом занятии. Общее увлечение сплачивает детей разного возраста.                                                                                                                                                 А результаты не заставят себя ждать. Благодаря новым введениям   в образовательно-воспитательный процесс ребята становятся более самостоятельнее, деятельнее, осознающими свою самоценность. А в этом и есть главная ценность воспитания – реализовавший себя человек!                                            Кому-то эти  инновации могут показаться само собой разумеющимися мероприятиями, но для меня это очень прогрессивный шаг.  Меня очень радует, что работа над мягкой игрушкой завоевывает симпатии  всё большего числа детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Инноватика" в системе дополнительного образования

Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. Педагогическая технология - это продуманная во всех дета...

Система дополнительного образования в воспитательной системе школы.

Построить работу объединений ДО так, чтобы её практический результат вышел за пределы самого объединения, служил доброму и живому делу, а не оставался «мёртвым», пускай и научным, грузом – вот цель, к...

ПРОЕКТ СИСТЕМЫ ЗАНЯТИЙ ПО СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В настоящем проекте содержится опыт работы по реализации технологии силовой подготовки, которая прошла апробацию и внедрена в условиях образовательной школы с детьми 14-16 лет в системе внеклассной ра...

Дворец творчества детей и молодежи Ростова-на-Дону в истории развития дополнительного образования в России. (100-летию системы дополнительного образования в России посвящается)

В 2017 году исполнится 81 год одному их самых знаковых учреждений города Ростова-на-Дону - Дворцу творчества детей и молодежи, правопреемнику Дворца пионеров, дипломанту Всероссийского конкурса учрежд...

Выступление на межрайонном семинаре «Дополнительное образование детей – актуальные вопросы и лучшие практики»: «Опыт участия в краевом конкурсе «Лучшая социальная реклама региональной системы дополнительного образования детей Краснодарского края»

Выступление на межрайонном семинаре «Дополнительное образование детей – актуальные вопросы и лучшие практики»: «Опыт участия в краевом конкурсе «Лучшая социальная ре...

Выступление на семинаре «Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования» Бадмаев Эдуард Борисович, педагог дополнительного образования МКУ ДО «ДДТ» с.Приютное

спортивная одаренность – это развивающееся свойство психики ребенка, обусловленное взаимодействием природных задатков и социокультурной среды, которое стимулируется, спортивно-тренировочной деят...