Программа дополнительного образования детей "Кукольный театр"
учебно-методическое пособие по теме
Во-первых, поскольку в традиционном театре вещи являются одной из важнейших составляющих, в кукольном их роль возрастает многократно – здесь они представляют человека. Кукольные герои живут на сцене человеческой жизнью, заставляя и актера, и зрителя сочувствовать и сопереживать им.
Во-вторых, на сцене идеи и образы раскрываются, прежде всего в словесных и физических действиях живого человека - актера или актера - кукольника (с помощью куклы) непосредственно в момент творчества, воздействующего на зрителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа = Кукольный театр=.doc | 429.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение дополнительного образования детей
«Центр развития творчества детей и юношества»
Каменского муниципального района
Воронежской области
Утверждено Утверждаю:
на заседании педагогического совета Директор МОУДОД ЦРТДиЮ
Протокол № 1 от …………………В.А.Терских
«08» сентября 2011г. Приказ № ………………..от
«08» сентября 2011г.
.
Согласовано:
Председатель профсоюзного комитета
……………О.С.Гребенникова
Образовательная программа
дополнительного образования детей
детское объединение
«Кукольный театр»
Педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Новикова А.П.
Возраст детей: от 7 до 17 лет
Срок реализации программы: 3 года
п. Каменка
г.
Пояснительная записка
Трудно точно припомнить с каких времен люди начали играть. Игра – естественное состояние человека. Детство каждого происходит в мире ролевых игр, помогающих ему освоить правила и законы взрослых.
Детские игры подобны импровизационным театральным постановкам, где кукла, как и реальный человек, имеет свою одежду, свои игрушки и свои вещи. Ребенок становится и постановщиком, и режиссером, и актером. Он руководит своим маленьким кукольным миром, копируя то, как делают это взрослые. Но каждый ребенок играет по-своему: кому-то нравится строить, а кому-то воевать. По тому, как и в какие игры играют наши дети, судить о том, как будет в будущем выглядеть мир, когда они станут взрослыми.
Сформировать правильные модели поведения, показав, как можно и должно играть – одна из важнейших задач, в осуществлении которой может помочь кукольный театр.
Театр кукол – одна из лучших моделей человечества. Среди качеств, выделяющих кукольный театр из других форм театрального искусства, можно назвать такие, как долговечность и универсальность. Персонажи кукольного театра способны жить целые столетия, а музейная кукла, ведомая рукой опытного кукловода, в любой момент может ожить, разыграв перед нами ту самую комедию, которой еще несколько веков назад восхищались зрители – короли и ремесленники, дворяне и наемные солдаты.
Кукольный театр универсален – его спектакли увлекают в равной степени и взрослых, и детей. Давая возможность взрослому вновь окунуться в детство, а ребенку немного повзрослеть, погружая его в мир эмоций и переживаний, переданных на доступном ему уровне, кукольный театр их сближает.
Актуальность предлагаемой программы заключается в деятельном подходе к воспитанию, образованию и развитию ребенка средствами кукольного театра.
Во-первых, поскольку в традиционном театре вещи являются одной из важнейших составляющих, в кукольном их роль возрастает многократно – здесь они представляют человека. Кукольные герои живут на сцене человеческой жизнью, заставляя и актера, и зрителя сочувствовать и сопереживать им.
Во-вторых, на сцене идеи и образы раскрываются, прежде всего в словесных и физических действиях живого человека - актера или актера - кукольника (с помощью куклы) непосредственно в момент творчества, воздействующего на зрителя.
Такая непосредственность эмоционального воздействия требует от зрителей особой активности восприятия, воображения, мысли.
В-третьих, чем значительнее по своему идейному смыслу исполняемая на сцене пьеса, чем богаче и ярче характеры действующих лиц, чем глубже и тоньше раскрыты эти характеры, тем многограннее зритель постигает смысл произведения. Одновременно с этим становится богаче его представление о многообразии средств выражения духовного мира человека.
Программа «Кукольный театр» по форме является модифицированной, по целевому обеспечению потребностей творческого развития – образовательно-развивающей (при разработке программы были использованы учебно-методические пособия Н.Ф. Сорокиной, И.Б. Караманенко, С.М. Альхимович, Ю.Л. Алянского, Л.Б. Баряевой, И.Б. Белюшкиной, Н.Трифоновой, Л.Иванцовой, О.Коржовой, в которых рассматриваются вопросы организации театра, в том числе и кукольного).
Развитие детей осуществляется посредством приобретения знаний, умений и навыков о театральном действии, а также за счет расширения сферы их духовных потребностей.
Театральная деятельность развивает личность ребёнка, прививает
устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определённые переживания, побуждает к созданию новых образов. Благодаря занятиям в театре кукол жизнь ребят становится более интересной и содержательней, наполняется яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Основная - театрализованная - деятельность этой программы – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Кроме того, коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов. Способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенциала.
Реализация программы рассчитана на 3 года. По форме организации и содержанию педагогической деятельности данная программа является модульной и состоит из трёх модулей:
1. Подготовительный
2. Базовый
3. Углублённый.
Дети первого года обучения знакомятся с историей русского кукольного театра, получают начальные представления о театре, как виде искусства, его художественно-воспитательном значении в жизни общества, о роли коллективного творческого труда в искусстве театра, об основных компонентах спектакля и их выразительном значении.
Воспитанники овладевают основами зрительской культуры, учатся руководствоваться чувством коллективизма и дружбы при подготовке и обсуждении спектаклей, игр-драматизаций, сценических отрывков и т. д.
Дети второго и третьего года обучения получают более полное представление о театре, его синтетической природе, его связях с другими видами искусства (кино, литература, изобразительное искусство, музыка), а также о театральных жанрах (комическом и героическом). Воспитанники учатся умению выразить свое представление о том или ином персонаже пьесы, индивидуально или коллективно проинсценировать увиденное, услышанное, получая тем самым возможность развивать навыки анализа исполнителя.
Основные цель программы «Кукольный театр» - развитие творческих способностей детей средствами кукольного театрального искусства.
Данная цель реализуется через решение следующих задач:
- реализация творческого потенциала личности воспитанников
- систематическое и целенаправленное развитие зрительного восприятия, пространственного мышления, фантазии, речи детей
- знакомство с основами кукольной театрализации (театральная игра и актёрское мастерство, приёмы кукловождения, сценическое движение, сценическая речь, музыкальное оформление пьесы, декорации, история кукольного театра)
- развитие художественного и ассоциативного мышления
- обогащение эмоционально-образной сферы
- формирование художественных предпочтений, этических, эстетических оценок искусства, природы, окружающего мира
- формирование нравственных качеств, гуманистической личностной позиции, позитивного и оптимистического отношения к жизни
- развитие коммуникативной культуры детей
- формирование у детей представления об искусстве, как высшей форме общения;
- формирование отношения к спектаклю, как к произведению искусства, способному изменить мир;
- формирование потребностей проявлять интерес к народному творчеству; показать лучшие традиции русского народа, помочь воспитанникам глубже освоить свой край, его культуру и историю на примере изучения традиций русского кукольного театра.
- создание условий для проявления творческой активности, воспитание ответственности и творческой дисциплины.
В основу программы положен принцип историзма, сочетающийся с постоянным обращением к практике современного театра, что обусловлено художественно-воспитательными задачами и самой спецификой театрального искусства.
Принцип историзма оберегает от случайного и чисто вкусового отбора материала, помогает педагогу и воспитанникам ориентироваться в безбрежном мире искусства, в потоке поступающей к ним разнообразной информации.
В программу включен исторический материал, позволяющий отчетливо выявить связь театрального искусства с определенной эпохой и общественным движением.
К числу стержневых принципов обучения относится и принцип систематичности.
В связи с анализом практики современного кукольного театра и театра вообще в программе рассматривается его общественно-воспитательная роль в различные эпохи, а также виды и жанры драматургии кукольного театра в их развитии и обогащении; театр как синтетическое искусство: жизненный материал – пьеса –спектакль, драматург – актер – режиссер, их творческое содружество и особенности творческого труда каждого; спектакль как целостное произведение искусства; театр и зритель.
Программа методически ориентирована на принцип последовательности – это помогает школьникам наглядно и конкретно представить исторические факты и явления (чтение и обсуждение глав книг и т.д.) и принцип коллективности: развитие навыков восприятия и анализа спектакля, просмотр и обсуждение пьес и фильмов по произведениям устного народного творчества, а также классиков детской литературы; беседы с использованием грамзаписей; сопоставление разных спектаклей по одному и тому же произведению и т. д.
Принцип доступности предполагает опыт "актерской" работы над текстом пьесы или литературного произведения другого рода (басня, былина, лирическое стихотворение и т. д.) и действенный анализ текста, импровизацию, этюды, чтение в лицах и т. п.
Программа рассчитана на 3 года обучения (1 год обучения – 108 учебных часов; 2 год обучения – 108 учебных часов, 18 факультативных занятий и 54 индивидуально-групповых занятий;
3 год обучения – 108 учебных часов, 108 индивидуально-групповых занятий).
Количество воспитанников в группах:
1 год обучения – 15 человек;
2 год обучения – 12 человек;
3 год обучения – 10 человек.
Периодичнось занятий:
1 год обучения – 2 раза в неделю (1час+2 часа);
2 год обучения – 3 раза в неделю (1 час+2 часа+2 часа);
3 год обучения – 3 раза в неделю (2 часа+2 часа+2 часа).
Количество детей в группах: 15 человек. При изучении отдельных тем предусмотрены индивидуально-групповые занятия.
Группы детей комплектуются с учетом возраста, интересов, умений и навыков, что выявляется в ходе собеседования. Набор в группы 1 года обучения – свободный.
Основанием перевода ребенка на 2й, 3й год обучения является усвоение программы 1го или 2го года обучения, желание продолжать занятия в объединении, хорошая посещаемость.
Воспитанники 1-го года обучения должны знать:
- сведения об истории русского кукольного театра, истоках его зарождения
- историю возникновения детского театра; владеть теоретическим материалом о драматургии, об известных актерах-кукольниках
- сведения об античном театре
- что представлял собой русский национальный театр в первой половине XIX века, как он развивался и что представляет собой сейчас.
- объяснить термин УНТ (устное народное творчество), иметь представление о русском фольклоре, его формах и видах.
- что такое техника речи
- какие понятия она в себя включает
- что такое пауза, логическое ударение, интонация и т.д.
- привести примеры упражнений по развитию динамического диапазона, дыхательной разминке
- чем отличаются понятия: техника речи и развитие речи
- что такое дикция
- что такое скороговорка, привести примеры изученных скороговорок
- что такое этюд, виды сценических этюдов
Воспитанники должны уметь:
- объяснить понятия: жест, мимика, сценическая пластика, сценическое движение
- выполнить этюды на заданную тему, выполнить этюды на свободную тему
-выполнять индивидуальные и коллективные речевые этюды
-выполнять самостоятельно артикуляционные упражнения
Воспитанники 2-го года обучения должны знать:
- основные амплуа актеров, информацию о возникновении подвидов сценической маски
- иметь представление о русском фольклоре, о городском зрелищном фольклоре, его видах, формах;
-на примере одного из мероприятий рассказать о том, как такие праздничные гуляния проходят в нашем поселке и т.д.
- информацию о Ф.Волкове, М.Щепкине, В.Комиссаржевской и других великих актерах русского национального театра
Дети должны уметь:
- грамотно выполнять упражнения артикуляционные упражнения, освобождать тело от мышечных зажимов и блокад
-владеть навыком работы над речевой моторикой
- вносить индивидуальную корректировку в исполнение от рывка
- работать над тембровой подвижностью голоса
- уметь использовать максимальный тоновый объем речевого голоса
-грамотно выполнять этюды на заданную тему
-владеть навыком сценической импровизации
-достигать максимальной сценической выразительности
- грамотно объяснять понятия: чувство баланса, чувство координации, чувство скорости, чувство инерции, чувство напряжения и т.д.
- осуществлять взаимодействие с проработкой невербальных средств общения (интонаций, мимики, движений и т.п.).
-применять полученные знания в создании характера
сценического образа
-использовать характерность
- находить средства реализации заданного характера, осуществлять поиск средств органичности и выразитель ности.
Воспитанники 3-го года обучения должны знать:
- значение следующих понятий: интерпретация, эпизод, эпизодическая роль, идея спектакля, режиссерский замысел, сверхзадача спектакля, целостный образ спектакля
-сведения о значении театрального искусства в жизни человека
- иметь представления об искусстве, как высшей форме общения
-сведения о национальной специфике театральной культуры
-сведения о новинках театральной жизни в воронежских театрах
- значение понятий: ритмичность, музыкальность, быстрота реакции, координация движений, пластическая гибкость, подвижность, гибкость
- значение следующих понятий: интерпретация, эпизод, эпизодическая роль, идея спектакля, режиссерский замысел, сверхзадача спектакля, целостный образ спектакля
Воспитанники должны уметь :
-владеть своим телом, создавать пластические образы
- выполнять специальные упражнения в попеременном напряжении и расслаблении различных групп мышц
- развивать пластическую выразительность
-создавать индивидуальные и коллективные пластические композиции.
- выполнять речевые этюды – тренинги
-владеть голосовым диапазоном
-грамотно выполнять упражнения на резонирование, работая индивидуально или в подгруппе
-заниматься самообразованием по данной теме, совершенствуя свои умения и навыки.
- грамотно владеть техникой актера, навыками импровизации и перевоплощения, навыками кукловождения
- точно объяснять замысел спектакля, грамотно владеть знаниями о мизансцене
- самостоятельно работать над сценарием
-создавать индивидуальные и коллективные мини-сценки и мини-спектакли.
-владеть навыками самопроизвольной концентрации и расслабления;
- применять знания, навыки и умения, полученные на занятиях по сценической речи в самостоятельной работе над ролью;
Поскольку воспитательный потенциал кукольного театра не ограничен образно-семантическим направлением интеллектуального развития личности, в работе по программе «Кукольный театр» можно выделить поисково-системное направление, цель которого – выработка навыка сбора информации из различных источников, необходимой для созданий художественного образа персонажа и, конечно же, сравнительно-оценочное направление, которое предполагает развитие чувства гармонии и формирования критериев оценки.
Контролем эффективности обучения по программе служат тест-опросы по основным разделам:
- «История театрального искусства»
- «Техника речи. Выразительное чтение»
- «Дикция»
- «Устное народное творчество»
- «Художественно - театральные этюды»,
а также карты оценки знаний, умений и навыков, составляемые на каждый год.
Показателем эффективности в ходе работы по предполагаемой программе являются:
- приобретенные организаторские навыки
- желание работать на коллективный творческий результат
- умение устанавливать добрые отношения в коллективе, преодолевать трудности
- приобретенные навыки работы с перчаточной, тростевой, ростовой куклами
- приобретенные навыки сценического движения, навыки развития речи
- необходимость в планировании своей деятельности
- умение определиться в своей позиции, отстоять собственное мнение
- стремление прийти другим на помощь.
Кукольный театр – это не только средство развлечения, он оказывает большое воспитательное воздействие на детей. В связи с этим необходимо серьёзно относится к подбору репертуара. Пьесы должны быть увлекательными, они должны «будить» и развивать фантазию ребёнка, способствовать формированию положительных черт характера. При выборе репертуара театра кукол учитываются интересы, возрастные особенности детей, их развитие. Предложенный в программе репертуар на каждый год обучения может изменяться. В репертуар кукольного театра включены:
- инсценировки литературных произведений для детей младшего школьного возраста;
- адаптированные к условиям школьного кукольного театра готовые пьесы;
- новые, самостоятельно разработанные, пьесы.
Обучение по данной программе предполагает тесное сотрудничество воспитанников и педагога с психологической службой учреждения дополнительного образования, которая подбирает необходимый воспитаннику индивидуальный комплекс коррекционно-развивающих упражнений.
Программа «Кукольный театр» предполагает использование методов психолого-педагогической диагностики творческих возможностей воспитанников:
- беседы,
- наблюдения,
- анкетирование,
которые помимо творческих и учебных задач помогают педагогу анализировать развитие каждого учащегося и создавать комфортный микроклимат. Анкетирование, как один из самых популярных методов психолого-педагогической диагностики, может быть как открытым, так и закрытым. Но закрытый вид анкетирования предпочтительнее, поскольку обеспечивает большую степень искренности детей. Анкетирование рекомендуется в начале и в конце учебного года. Это помогает педагогу более определённо выстроить планы предстоящей работы, корректировать их в течение года и провести итоговый анализ достигнутого в конце учебного года. Кроме того, даст необходимый аналитический материал для корректировки образовательных задач (в рамках программы), требующих решенияв следующем учебном году. Это обеспечивает личностно-ориентированный подход в обучении и позволяет оперативно вносить необходимые коррективы в индивидуальную работу с детьми.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы:
- открытое занятие
- Индивидуальные занятия-тренинги (тестирование, речевые и пластические этюды)
- индивидуально-групповые занятия-тренинги (речевые и пластические этюды, тестирование)
- спектакль
- театрализованное представление
- творческий отчёт
- участие в районных и региональных конкурсах самодеятельного театрального искусства.
С целью выявления уровня развития способностей и личностных качеств ребенка, их соответствия прогнозируемым результатам образовательной программы на 1-м и 2-м году обучения проводится промежуточная аттестация в следующие сроки: с 15-30 декабря и с 15-30 мая, а на 3-м году – промежуточная(с 15-30 декабря) и итоговая аттестация (с 15-30 мая).
Нормативную основу разработки образовательной программы «Кукольный театр» составили:
- Закон Российской Федерации об образовании;
- Типовое положение об учреждении дополнительного образования;
- Конвенция о правах ребёнка;
- Приказ Минобрнауки России № 06-1844 от 11.12.2006г. «Примерные требования к программам дополнительного образования»;
- Устав МОУДОД «Центр развития творчества детей и юношества», утверждённый…..
- Образовательная программа МОУДОД ЦРТДиЮ;
- Положение о промежуточной аттестации обучающихся МОУДОД ЦРТДиЮ.
II. Учебно-тематический план
I год обучения
Основные задачи, решаемые в группах
I го года обучения
- Умение ориентироваться в знаниях о театре, как одном из видов искусства. Навык общения с партнером.
- Выполнение этюдов с анализом пластической реакции: устремление, отказ, торможение и т. д. Выполнение набросков мимических портретов.
- развитие изначальной природной одарённости воспитанников;
обучение элементарным основам по предметам театральных
дисциплин;
воспитание общей культуры поведения и общения в творческом
коллективе.
в развитии:
- развивать способность к перевоплощению через создание этюдов;
- развивать навык абстрагирования от окружающей действительности при выполнении сценического действия через психофизический тренинг;
- развивать наблюдательность и память через актёрские упражнения.
в обучении:
- научить основам психофизического тренинга;
- научить основам верного дыхания;
- научить оценивать сценические события;
- познакомить с законами выстраивания простейшего сценического
действия.
в воспитании:
- воспитать навык корректной оценки собственных поступков и поступков других студийцев;
- привить бережное отношение к театральному реквизиту, костюмам,
репетиционному помещению и т.д.;
- воспитывать в студийцах творческую потребность постоянного
совершенствования актерской психотехники путем индивидуального тренинга и самовоспитания.
Разделы | Общее количество часов | В том числе | ||
теоретич. часы | практич. часы | |||
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | - |
2 | История кукольного театра. Театр и театральное искусство. | 10 | 10 | - |
3 | Техника речи. Дикция. Выразительное чтение. | 26 | 8 | 18 |
4 | Художественно - театральные этюды. | 24 | 5 | 19 |
5 | Работа с куклой. Работа над созданием спектакля. | 28 | 2 | 26 |
6 | Выступление со спектаклем | 14 | - | 14 |
7 | Аттестация | 4 | 2 | 2 |
Всего: | 108 | 29 | 79 |
II год обучения
Основные задачи, решаемые в группах
II года обучения.
в развитии:
- развить физические возможности тела, свободы в обращении со своим физическим аппаратом через пластический тренинг и навыки кукловождения;
- развить актёрское внимание, воображение и фантазию воспитанников через упражнения психофизического тренинга;
- развить речевой аппарат воспитанников с помощью речевого тренинга и изучения скороговорок.
в обучении:
- научить воспитанников избавляться от неуверенности и страха перед работой в сложных условиях сценического пространства;
- научить выстраивать сценическое действие, как для себя, так и для партнёра;
- научить чуткому отношению к действиям партнёра в рамках сценического действия;
- научить анализировать характер своего героя, его поступки, слова, мотивы;
- научить основам реализации пластического образа персонажа.
в воспитании:
- воспитать чувство ответственности за партнёров;
- привить культуру сценического поведения на сцене и за кулисами;
- воспитать в студийцах чувство взаимоуважения и взаимовыручки.
Разделы | Общее количество часов | В том числе | ||
теоретич. часы | практич. часы | |||
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | - |
2 | История театрального искусства. | 20 | 16 | 4 |
3 | Техника речи. Дикция. Выразительное чтение. | 22 | 5 | 17 |
4 | Художественно - театральные этюды. | 20 | 4 | 16 |
5 | Работа над созданием спектакля. Работа с куклой. | 24 | 4 | 20 |
6 | Выступление со спектаклем | 16 | - | 16 |
7 | Индивидуально-групповые занятия | 54 | 6 | 48 |
8 | Факультатив «Живая кукла» | 18 | - | 18 |
9 | Аттестация | 4 | 2 | 2 |
Всего: | 180 | 39 | 141 |
Индивидуально-групповые занятия.
Цель и задачи:
- создание условий для проявления творческой активности
- формирование навыка индивидуальной работы
- совершенствование уровня сценической речи, навыков импровизации, техники работы над ролью и мизансценами
- повышение уровня творческой мобильности
№ п/п | Тема занятия | Дата | Кол-во часов | В том числе числе: | |
Теорет. | Практич. | ||||
1 | Техника речи | 2 | - | 2 | |
2 | Дикция | 2 | - | 2 | |
3 | Работа с перчаточной куклой | 2 | - | 2 | |
4 | Работа над элементами костюма куклы | 2 | - | 2 | |
5 | Работа над ролью | 2 | - | 2 | |
6 | Выразительное чтение | 2 | - | 2 | |
7 | Работа с куклой | 2 | - | 2 | |
8 | Работа с куклой | 2 | - | 2 | |
9 | Дикция. Техника речи | 2 | - | 2 | |
10 | Художественно-театральные этюды | 2 | - | 2 | |
11 | Работа над ролью | 2 | - | 2 | |
12 | Работа над мизансценой | 2 | - | 2 | |
13 | Выразительное чтение | 2 | - | 2 | |
14 | Работа с перчаточной куклой взаимозаменяемостью | 2 | - | 2 | |
15 | Работа с тростевой куклой | 2 | - | 2 | |
16 | Художественно-театральные этюды | 2 | - | 2 | |
17 | Работа с тростевой куклой | 2 | - | 2 | |
18 | Дикция. Техника речи | 2 | - | 2 | |
19 | Работа над декорациями | 2 | - | 2 | |
20 | Художественно-театральные этюды | 2 | - | 2 | |
21 | Выразительное чтение | 2 | - | 2 | |
22 | Работа над ролью | 2 | - | 2 | |
23 | Изготовление деталей костюма куклы | 2 | - | 2 | |
24 | Сценические эффекты | 2 22 | - | 2 | |
25 | Техника речи | 2 | - | 2 | |
26 | Дикция | 2 | - | 2 | |
27 | Работа с перчаточной и тростевой куклой | 2 | - | 2 | |
Всего: | 54 | 54 |
Факультатив «Живая кукла»
Цель и задачи:
- вовлечение детей в коллективную творческую деятельность
- развитие интереса к истории русского кукольного театра
- совершенствование уровня техники работы с куклой, навыков импровизации
- формирование навыков импровизационного общения.
№ | Тема занятия | Дата | Кол-во часов | В том числе | ||
Практ. | Теорет. | |||||
1 | Кукольный раёк. Петрушка – Пётр Иванович Уксусов – главная игрушка русского кукольного театра | 2 | 1 | 1 | ||
2 | Пьесы о Петрушке. Чтение. Обсуждение. Характеристика персонажей. | 2 | 1 | 1 | ||
3 | Пьеса «Петрушка и Цыган». Игра- драматизация по пьесе. | 1 | - | 1 | ||
4 | Работа над пьесой «Петрушка и Цыган». Ролевое соответствие. Считка. Работа над ролью. | 1 | 1 | - | ||
5 | Изготовление декораций. Спецэффекты. Работа с куклой. | 1 | 1 | - | ||
6 | Генеральная репетиция спектакля. | 1 | 1 | - | ||
7 | Выступление со спектаклем в МОУДОД ЦРТДиЮ. | 1 | 1 | - | ||
8 | Пьеса «Петрушка и Султан». Ролевое соответствие. Считка | 1 | 1 | - | ||
9 | Работа над пьесой «Петрушка и Султан». Работа над ролью. Работа с куклой. | 1 | 1 | - | ||
10 | Изготовление декораций. Спецэффекты. Работа с куклой | 1 | 1 | - | ||
11 | Генеральная репетиция спектакля | 1 | 1 | - | ||
12 | Выступление со спектаклем в МОУДОД ЦРТДиЮ. | 1 | 1 | - | ||
13 | Работа над пьесой «Петрушка хочет жениться». Ролевое соответствие. Считка. | 1 | 1 | - | ||
14 | Изготовление декораций. Спецэффекты. Работа с куклой | 1 | 1 | - | ||
15 | Генеральная репетиция спектакля | 1 | 1 | - | ||
16 | Выступление со спектаклем в МОУДОД ЦРТДиЮ. | 1 | 1 | - | ||
Всего: | 18 | 15 | 3 |
III год обучения
Основные задачи, решаемые в группах
III года обучения.
в развитии:
- Развивать ассоциативное видение реальности через актёрские упражнения;
- Развивать воображение и фантазию воспитанников через процесс перевоплощения с помощью театральной куклы;
- Развивать способность к творческому образу мышления.
в обучении:
- Познакомить с техникой перевоплощения в процессе работы актера над ролями различных жанров;
- Научить использовать речь как выразительное средство при создании образа;
- Обучить воспитанников методике работы с поэтическим, прозаическим и драматическим текстам, а также навыкам работы с различными видами театральных кукол.
в воспитании:
- воспитать чувство ответственности за общее творческое дело;
- привить культуру исполнительского мастерства;
- привить интерес к культуре речи.
Разделы | Общее количество часов | В том числе | ||
теоретич. часы | практич. часы | |||
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | - |
2 | История театра кукол. Теория театрального искусства. | 8 | 8 | - |
3 | Художественно - театральные этюды. | 24 | 2 | 22 |
4 | Техника речи. Дикция. Выразительное чтение. | 22 | 2 | 20 |
5 | Работа над спектаклем. Работа с куклой. | 28 | 2 | 26 |
6 | Выступление со спектаклем | 20 | - | 20 |
7 | Индивидуально-групповые занятия | 108 | 18 | 90 |
8 | Аттестация | 4 | 2 | 2 |
Всего: | 216 | 36 | 180 |
Индивидуально-групповая работа
Цель и задачи:
- создание условий для проявления творческой активности
- формирование навыка индивидуальной работы
- совершенствование уровня сценической речи, навыков импровизации, техники работы с куклой
- повышение уровня творческой мобильности
№ | Кол-во | В том | числе: | ||
п/п | Тема занятия | Дата | часов | Теорет. | Практи ч. |
1 | Техника речи | 2 | - | 2 | |
2 | Дикция | 2 | - | 2 | |
3 | Работа с перчаточной куклой | 2 | - | 2 | |
4 | Работа с тростевой куклой | 4 | - | 4 | |
5 | Работа над ролью | 2 | - | 2 | |
6 | Выразительное чтение | 2 | - | 2 | |
7 | Работа с куклой | 2 | - | 2 | |
8 | Работа с куклой | 2 | - | 2 | |
9 | Дикция. Техника речи | 2 | - | 2 | |
10 | Художественно-театральные этюды | 2 | - | 2 | |
11 | Работа над ролью | 4 | - | 4 | |
12 | Работа над мизансценой | 4 | - | 4 | |
13 | Выразительное чтение | 2 | - | 2 | |
14 | Работа с перчаточной куклой | 2 | - | 2 | |
15 | Работа с тростевой куклой | 4 | - | 4 | |
16 | Художественно-театральные этюды | 2 | - | 2 | |
17 | Работа с ростовой куклой | 4 | - | 4 | |
18 | Дикция. Техника речи | 2 | - | 2 | |
19 | Взаимосвязь импровизации с техническими навыками | 2 | - | 2 | |
20 | Художественно-театральные этюды | 4 | - | 4 | |
21 | Выразительное чтение | 2 | - | 2 | |
22 | Работа с ростовой куклой | 4 | - | 4 | |
23 | Изготовление деталей костюма куклы | 2 | - | 2 | |
24 | Сценические эффекты | 2 22 | - | 2 | |
25 | Работа над мизансценой | 2 | - | 2 | |
26 | Дикция. Техника речи | 2 | - | 2 | |
27 | Работа над ролью | 2 | - | 2 | |
28 | Работа с ростовой куклой | 4 | - | 4 | |
29 | Техника речи | 2 | - | 2 | |
30 | Дикция | 2 | - | 2 | |
31 | Работа с перчаточной куклой | 2 | - | 2 | |
32 | Работа с тростевой куклой | 2 | - | 2 | |
33 | Работа над ролью | 2 | - | 2 | |
34 | Выразительное чтение | 2 | - | 2 | |
35 | Сценические эффекты | 2 | - | 2 | |
36 | Работа с куклой-марионеткой | 2 | - | 2 | |
37 | Дикция. Техника речи | 2 | - | 2 | |
38 | Художественно-театральные этюды | 2 | - | 2 | |
39 | Работа над ролью | 2 | - | 2 | |
40 | Работа над мизансценой | 4 | - | 4 | |
41 | Выразительное чтение | 2 | - | 2 | |
42 | Работа с перчаточной куклой | 2 | - | 2 | |
43 | Работа с тростевой куклой | 4 | - | 4 | |
44 | Художественно-театральные этюды | 2 | - | 2 | |
Всего: | 108 |
Содержание программы
Первый год обучения.
1. Вводное занятие-2ч.
Знакомство с программой объединения. Техника безопасности при организации занятий. Определение уровня подготовленности детей.
2. История кукольного театра. Театр и театральное искусство -10ч.
- История русского кукольного театра.
|
|
3. Техника речи. Дикция. Выразительное чтение -26ч.
- Знакомство с понятиями: интонация, артикуляция, логическое ударение, темп, ударение.
- Знакомство с понятиями: выразительность, пауза.
- Знакомство с понятиями: дикция, речевая моторика.
- Разучивание скороговорок.
- Составление новых скороговорок.
- Артикуляционные упражнения.
- Упражнения на резонирование.
- Упражнения на снятие телесных зажимов.
- Упражнения на мышечное освобождение.
- Упражнения для развития речевого аппарата (речевые этюды).
- Упражнения на владение интонацией.
4.Художественно - театральные этюды -24ч.
- Понятие этюда, разновидности сценических этюдов. Жест, мимика, пластика. Сценическое движение.
- Индивидуальные и коллективные этюды.
- Этюды на осязание.
- Этюды превращения.
- Этюды движения.
- Этюды на воображение.
- Ситуативные этюды.
- Этюды на подражание.
- Действие и подражание.
- Этюды превращения.
5. Работа над спектаклем -22ч.
- Выбор пьесы. Чтение, обсуждение, анализ произведения .
- Работа над сценарием.
- Понятия: мизансцена, декорация, реквизит, бутафория, сценический костюм, сценические эффекты, устройство сцены и зала. История театрального здания.
|
|
|
|
|
|
|
|
6. Выступление со спектаклем -14ч.
- Выступление со спектаклем в МОУ ДОД ЦРТДиЮ.
- Выступление со спектаклем в ШРР «Росток».
- Выступление со спектаклем в КСОШ №1(в младшем звене).
- Выступление со спектаклем в КСОШ №1(в среднем звене).
- Выступление со спектаклем в КСОШ №2(в младшем звене).
- Выступление со спектаклем в КСОШ №2(в среднем звене).
- Выступление со спектаклем в детском саду «Теремок».
7. Аттестация воспитанников – 4ч.
- Промежуточная аттестация. Занятие обобщающего контроля.
- Промежуточная аттестация. Обобщающее итоговое занятие.
Второй год обучения.
1. Вводное занятие – 2ч.
- Знакомство с программой обучения. Техника безопасности при организации и проведении занятий. Определение уровня подготовленности детей.
2. История театрального искусства – 20ч.
- Маски и амплуа
|
|
- Великие русские актеры-кукольники
- История театрального здания.
- Занятие-путешествие «Любите ли вы театр?»
- Городской зрелищный фольклор - один из истоков развития русского театрального искусства
- Лекция «Воспитание творческой личности средствами театрального искусства»
- Новости театральной жизни в Воронеже.
3. Техника речи. Дикция. Выразительное чтение -22ч.
- Артикуляционные упражнения.
- Упражнения на резонирование.
- Упражнения на снятие телесных зажимов.
- Упражнения на мышечное освобождение.
- Упражнения для развития речевого аппарата (речевые этюды).
- Упражнения на владение интонацией.
4. Художественно-театральные этюды -20ч.
- Этюды на осязание.
- Этюды превращения.
- Этюды движения.
- Этюды на воображение.
- Ситуативные этюды.
- Этюды на подражание.
- Этюды с куклой.
5. Работа над спектаклем -24ч.
- Выбор пьесы. Чтение, обсуждение, анализ произведения.
- Работа над сценарием.
- Понятия: тема и идея художественного произведения; Художественный образ, характер и характерность.
- Репетиция спектакля. Ролевое соответствие. Считка.
- Работа над ролью: создание характера, образа. Работа с куклой.
|
|
|
|
|
- Взаимозаменяемость. Работа с куклой.
- Мизансцены спектакля. Импровизация и точность выполнения установленных мизансцен. Работа с куклой.
- Взаимосвязь импровизации с техни ческими навыками. Работа с куклой.
- Генеральная репетиция спектакля.
6. Выступление со спектаклем-16ч.
- Выступление со спектаклем в МОУ ДОД ЦРТДиЮ
- Выступление со спектаклем в ШРР «Росток»
- Выступление со спектаклем в КСОШ №1(в младшем звене)
- Выступление со спектаклем в КСОШ №1(в среднем звене)
- Выступление со спектаклем в КСОШ №2(в младшем звене)
- Выступление со спектаклем в КСОШ №2(в среднем звене)
- Выступление со спектаклем в детском саду «Теремок»
- Индивидуально-групповые занятия - 54ч.
- Факультатив «Живая кукла» - 18ч.
- Аттестация воспитанников – 4ч.
- Промежуточная аттестация. Занятие обобщающего контроля.
- Промежуточная аттестация. Обобщающее итоговое занятие.
Третий год обучения.
1. Вводное занятие-2ч.
- Знакомство с программой обучения. Техника безопасности при организации и проведении занятий. Определение уровня подготовленности детей.
2. История театра кукол. Теория театрального искусства -8ч.
- Интегрированное занятие «Праздник кукол».
- Значение театра в духовном обогащении человека и формировании его мировоззрения.
- Занятие-путешествие «Тайна вдохновения» (о системе работы К.С.Станиславского).
- Беседа «Формирование представления о творческой интерпретации».
- Занятие-представление «Все начинается с игры».
- Новости театральной жизни в Воронеже.
3. Художественно-театральные этюды-24ч.
- Индивидуальные и коллективные этюды.
- Этюды превращения.
- Этюды на воображение.
- Ситуативные этюды.
- Этюды на подражание.
- Этюды движения.
- Этюды на осязание.
- Этюды на проявление человеческих эмоций
- Этюды на выразительность жеста
- Этюды на органическое молчание
- Пластические этюды.
- Импровизационные блиц-этюды.
4.Техника речи. Дикция. Выразительное чтение-22ч.
- Артикуляционные упражнения.
- Упражнения на резонирование.
- Упражнения на снятие телесных зажимов.
- Упражнения на мышечное освобождение.
- Упражнения для развития речевого аппарата (речевые этюды).
- Упражнения на владение интонацией.
5. Работа над спектаклем-26ч.
- Выбор пьесы. Чтение, обсуждение, анализ произведения.
- Работа над сценарием.
- Репетиция спектакля. Ролевое соответствие. Считка
- Работа над ролью: создание характера, образа. Работа с тростевой куклой.
- Взаимозаменяемость. Работа с куклой.
- Мизансцены спектакля. Импровизация и точность выполнения установленных мизансцен. Работа с перчаточными, тростевыми куклами и ростовыми куклами.
- Взаимосвязь импровизации с техни ческими навыками. Работа с ростовой куклой.
- Генеральная репетиция спектакля.
6. Выступление со спектаклем-16ч.
- Выступление со спектаклем в МОУ ДОД ЦРТДиЮ.
- Выступление со спектаклем в ШРР «Росток».
- Выступление со спектаклем в детском саду «Теремок».
- Выступление со спектаклем в КСОШ №1(в младшем звене).
- Выступление со спектаклем в КСОШ №1(в среднем звене).
- Выступление со спектаклем в КСОШ №2(в младшем звене).
- Выступление со спектаклем в КСОШ №2(в среднем звене).
7. Индивидуально-групповые занятия-108ч.
8. Аттестация воспитанников – 4ч.
- Промежуточная аттестация. Занятие обобщающего контроля.
- Итоговая аттестация. Обобщающее итоговое занятие.
- Методическое обеспечение программы
Театральное образование и воспитание выполняет познавательную, воспитательную и развивающие функции и осуществляется по следующим направлениям:
- воспитание основ зрительской культуры
- развитие навыков театрально-исполнительской деятельности
- накопление знаний о театре
В соответствии с этим программа «Кукольный театр» предполагает использование следующих приемов:
- обсуждение
- самоанализ
- коллективный анализ
Кроме вышеперечисленных приемов обеспечение программы включает в себя проведение занятий-лекций, занятий- бесед, занятий-этюдов, игр - драматизаций, занятий-спектаклей.
1. Занятие- лекция проводится с использованием иллюстрированного материала, фильмов, слайдов.
Цель: получение информации о театральном искусстве.
2. Занятие–беседа осуществляется с целью формирования навыка коллективной работы и навыка общения.
3. Занятие-этюд предполагает выполнение упражнений с анализом пластической реакции, развитие мимических, жестовых навыков. 4. Игра - драматизация проводится с целью развития речи воспитанников и их двигательной культуры.
5. Занятие–спектакль совершенствует технику сценической речи, формирует навык коллективной работы и творческой дисциплины.
6. Занятие–путешествие осуществляет развитие творческих способностей, фантазии и воображения у детей.
7. Занятие–погружение формирует нравственное отношение к культурным ценностям.
8. Занятие–представление осуществляет формирование навыка согласованности действий.
9. Занятие–сюрприз развивает самостоятельную творческую активность воспитанников.
10. Занятие–фантазия развивает пластику сценического движения воспитанников.
11. Занятие-творчество предполагает приобретение или совершенствование навыков работы по оформлению спектакля.
12. Занятие–конкурс развивает и совершенствует навыки театрально-исполнительской деятельности.
13. Занятие–творческий отчет осуществляет обобщение опыта коллективной работы.
В целях успешной работы по программе осуществляется использование следующих методических, дидактических материалов и наглядных пособий:
1. Блок-тема №1 «История театрального искусства» включает следующие материалы:
- Лекция «История русского национального театра».
- Беседа «История развития национального театра на примере Брумбергского театра в Петербурге».
- Памятка «Театральный курс».
- Занятие «Мы идем в театр».
- Беседа «Античный театр».
- Беседа «Детский театр и драматургия».
- Беседа «История русского кукольного театра».
- Беседа «Маски и амплуа. Бутафория, реквизит и специальные эффекты».
- Беседа «Фронтовые театры».
- Беседа «Воронеж-город театральный».
- Лекция «Городской и сельский зрелищный фольклор - один из истоков развития русского театрального искусства».
- Беседа-путешествие «Русский фольклор».
- Занятие «Тайна вдохновения» (о системе работы с актером К.С.Станиславского).
- Лекция «Значение театра в духовном обогащении человека и формирование его мировоззрения»
- Беседа «Формирование представления о творческой интерпретации».
- Занятие-путешествие «Уолт-Дисней – человек и режиссер».
- Занятие «Кавалер Ордена Улыбки» - (о С.В.Образцове).
- Беседа «Великие русские актеры: М.Щепкин, В.Комиссаржевская, В.Качалов и др.
- Беседа «Ф.Г.Волков – отец русского театра».
- Лекция «Воспитание творческой личности средствами театрального искусства».
2. Блок-тема №2 «Художественно-театральные этюды» включают следующие материалы:
- Открытое занятие «Творческая мобилизация. Этюды движения. Перевоплощение».
- Открытое занятие «Действие и подражание. Этюды превращения».
- Карточки-задания на тему:
* Этюды на осязание
* Этюды движения
* Этюды превращения
* Ситуативные этюды
* Этюды на воображение
3. Блок-тема №3 «Дикция. Техника речи. Выразительные чтение» включает следующие материалы:
- Артикуляционные упражнения (артикуляционная гимнастика).
- Упражнения на резонирование.
- Упражнения на снятие телесных зажимов.
- Упражнение на мышечное освобождение.
- Упражнение для развития речевого аппарата (речевые этюды).
- Упражнения на владение интонацией.
- Карточки-задания на тему «Скороговорки».
- Открытое занятие «Техника речи».
4. Блок-тема №4 «Работа над спектаклем» включает следующие материалы:
- Сценарий спектаклей:
* «Сказка о царе Горохе»
* «Маленький принц»
* «Мы не пустим скуку в дом»
* «Золушка»
* «Приключения домовенка Кузи»
* «Домовенок Кузя и Вреднючка»
- Сценарии праздников-конкурсов:
* «Золотая осень»
* «Новогоднее представление»
* «Подарок маме»
* «Осенняя сказка»
* «Здравствуй, школа!»
* «Рождественская елка» и др.
5. Блок-тема №5 «Массовая работа» включает следующие материалы:
Конкурсная программа «Театральный бомонд»
- Игровая программа «Театр игры»
- Музыкальное шоу «Калейдоскоп»
- Конкурсная программа: казино «Хочу быть взрослым»
- Конкурс пантомимного мастерства «КПМ»
- Посиделки-состязания «Раз в крещенский вечерок»
- Игровая программа «Весна - красна»
- Фольклорный праздник «Потешки накануне Рождества»
- Конкурсная программа «Ура, каникулы!»
- Фольклорный праздник «Великая Масленица»
- Конкурсная программа «Тезки и однофамильцы»
- День Смеха «Кто во что горазд»
- Игра-конкурс «Космическое путешествие»
- Конкурсная программа «Рады мы проказам Матушки-Зимы»
6.Блок-тема №6 «Новости театральной жизни» включает:
- Статьи о новинках театральных сезонов в Воронеже.
- Статьи о театрах города Воронежа:
* театре кукол «Шут»
* театре оперы и балета
*театре юного зрителя
*театре драмы им. А.В.Кольцова
*Камерном театре
- «Золоченые лбы»
- «Кукольный театр начинается с детства»
- «Волшебник из страны кукол вернулся»
- «В Воронеже выступят лучшие театры кукол Мира»
- «Гадкий, дикий, влюбленный»
- «Как взрослые играют в куклы»
- «Театральные премьеры»
- «Подмостки»
- «Финита ля комедия»
- «Ворон и Еж приглашают в театр»
- «Театральные подростки»
- «ТЮЗ подготовил еще одну революцию»
- «Актеры валяют дурака от души»
- «Премьерное поведение»
- «На спектаклях в ТЮЗе рыдают даже критики» и т.д.
7 .Папка «Из опыта работы педагога» -
«Театральные технологии, обеспечивающие интеграцию воспитания и образования учащихся на основе использования активных методов обучения» включает следующие материалы:
- Занятие-представление «Все начинается с игры»
- Интегрированное занятие «Праздник кукол»
- Занятие-путешествие «Любите ли вы театр?»
- Занятие-фантазия «Я, ты, он, она…»
- Занятие-конкурс «Калейдоскоп шуток и розыгрышей»
- Занятие-путешествие «Веселый экспресс»
- Мастер-класс: занятие-путешествие «Театрализованные представления»
- Интегрированное занятие-представление «Сказка о том, как Тимоша добро-разум искал»
- Занятие представление «Журавль и цапля»
Кроме вышеперечисленных дидактических материалов в работе по программе успешно используются наглядные пособия:
- Стенд «Азбука поведения в театре»
- Стенд «Театральный алфавит»
- Стенд «История театрального здания»
- Стенд-раскладушка «Профессиограмма - актер»
- Стенд-газета «Знакомьтесь: это мы!»
- Стенд-газета «И снова о нас»
Методическое обеспечение образовательных программ | ||
Год обучения | Разделы и темы занятий | Методические и дидактические материалы |
1-й 2-й 3-й 1-й 2-й 3-й 1-й 2-й 3-й 1-й 2-й 3-й 1-й 2-й 3-й | 1.История театрального искусства
театральные этюды
Спектаклем. |
/ «Энциклопедический словарь юного зрителя» -М.,.1989 –стр.224/
/Некрылова А.Ф. «Библиотека русского фольклора»- М.,1991/
Лекция «Городской зрелищный фольклор - один из истоков развития русского театрального искусства» /Некрылова А.Ф. «Библиотека руссокого фольклора»- М.,1991/
…………………………………………..
/Приложение к журналу «Внешкольник» №10-2006/
Занятие-фантазия «Я, ты, он, она…»./Енин А.В. «Учитель-актер» - В.,1998//Приложение к журналу «Внешкольник» «11-2006/
/Енин А.В. «Учитель-актер» - В.,1998/ ……………………………………………..
/Приложение к журналу «Внешкольник» «10-2006/; /Приложение к журналу «Внешкольник» №11-2006/
/Некрасова Л.М. «Русский фольклор»- М.,1986/
/Приложение к журналу «Внешкольник» «10-2006/; /Приложение к журналу «Внешкольник» №11-2006/
Карточки–задания на темы:
Карточки–задания на темы:
Карточки–задания на темы:
/Караманенко Т.Н. «Кукольный театр – дошкольникам» - М., 1982./
/Караманенко Т.Н. «Кукольный театр – дошкольникам» - М., 1982./ /Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр» – М., 2002./
/Я.Аким «Песенка в лесу»-М.1999/ /Артемова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников»- М., 1991.; «Праздник в школе.»–М., 2002./ |
- Список литературы для педагогов:
- Алянский Ю.Л. «Азбука театра» М., Современник. 1998 г
- Артемьева Л.В. «Театральные игры дошкольников» М., Просвещение,1991 г
- Булатова О.С. «Педагогический артистизм» М., Академия, 2001 г
- Енин А.В. «Учитель-актер» Воронеж, 1998 г
- Ершов П.М. «Технология актерского искусства» М., ТОО «Горбунок», 1992г
- Караманенко Г.Н., Караманенко Ю.Г. «Кукольный театр дошкольникам» М., Просвещение, 1982 г
- Ю.В.Колчеев, Н.М.Колчеева. Театрализованные игры в школе.- М.: Школьная Пресса, 2003
- Немеровский А. «Пластическая выразительность актёра» - М., 1982г
- Некрылова А.Ф. Библиотека русского фольклора «Народный театр» М., Советская Россия, 1991 г
- Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр» М., Аркти, 2002 г
- Хренников Б.О. «Программы образовательных учреждений» М., Просвещение, 1995 г
- «Энциклопедический словарь юного зрителя» М., Просвещение, 1989
- Интернет-ресурсы:
- http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/TEATR.html
- http://www.solnet.ee/holidays/s9.html#04 – Детский портал «Солнышко»
- Сайт«Happy-Kids.ru» http://yandex.ru/yandsearch?clid=163301&yasoft=barff&text=www.happy-kids.ru&lr=193
- Сайт театральной школы «Скаена» - http://teatr.scaena.ru/list-c-ohist.html
- Театр-студия«Арт-Мастер» http://www.artmaster.info/library/stanislavsky/
Список литературы для детей:
- Алянский Ю.Л. «Азбука театра» М., Современник. 1998 г
- Артемьева Л.В. «Театральные игры дошкольников» М., Просвещение, 1991 г
- Белюшкина И.Б. и др. Театр, где играют дети. – М., 2001.
- Белянская Л.Б. «Хочу на сцену» М., Просвещение, 1982 г
- Караманенко Г.Н., Караманенко Ю.Г. «Кукольный театр дошкольникам» М., Просвещение, 1982 г
- Ю.В.Колчеев, Н.М.Колчеева. Театрализованные игры в школе.- М.: Школьная Пресса, 2003г
- Некрылова А.Ф Библиотека русского фольклора «Народный театр» М., Советская Россия, 1991 г
- Трифонова Н.М. «Кукольный театр своими руками» М., 2001 г
- «Энциклопедический словарь юного зрителя» М., Просвещение, 1989 г
- Интернет-ресурсы:
- http://www.puppet-shut.ru/index.php - сайт Воронежского государственного театра кукол «Шут»
- http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/TEATR.html
- http://www.solnet.ee/holidays/s9.html#04 – Детский портал «Солнышко»
- Сайт«Happy-Kids.ru» http://yandex.ru/yandsearch?clid=163301&yasoft=barff&text=www.happy-kids.ru&lr=193
- Сайт театральной школы «Скаена» - http://teatr.scaena.ru/list-c-ohist.html
- Театр-студия «Арт-Мастер»
http://www.artmaster.info/library/stanislavsky/
Данная образовательная программа, помимо предметного содержания, включает в себя комплекс методических рекомендаций, базирующихся на передовом опыте педагогов, работающих в сфере театральной деятельности (Тарасов Л.В., Щёголев А.Г., Ерохина Е.А., Журавлёва Е.И., Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. и др.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования "Музыкальный театр"
Программа творческого объединения «Музыкальный театр» рассчитана на один год обучения для дополнительных занятий с детьми разного возраста: средних и старших классов. Расписание занятий строится...
Образовательная программа дополнительного образования "Мир театра"
Образовательная программа «Мир театра» создается для развития средствами искусства гармоничной личности ребенка. Программа предназначена для детей с ослабленным здоровьем, отклонениями в развитии позн...
Образовательная программа дополнительного образования «Шоу – театр «Столица». «Современная хореография»
Данная образовательная программа - модифицированная, углубленного уровня, для детей 12-18 лет, проявляющих интерес к искусству хореографии. Программа является одной из составляющей компле...
Образовательная программа дополнительного образования "Шоу-театра "Столицы" "Азбука хореографии".
При реализации данной образовательной программы будут использоваться дистанционные образовательные технологии (ДОТ) включающие комплекс образовательных услуг, предоставляемых с помощью специализирован...
Программа дополнительного образования "Драматический театр" ФГОС
Программа дополнительного образования "Драматический театр" разработана в соответствии с ФГОС...
Образовательная программа дополнительного образования учащихся "Театр на английском языке"
Здесь я представляю Вашему вниманию программу кружка "Театр на английском языке".Уже несколько лет с учащимися 5-6 классов мы успешно готовим спектакли и сценки на английском языке. Именно д...
Программа дополнительного образования детей "Театр и мы"
Программа дополнительного образования детей "Театр и мы"...
Комментарии
Методическая разработка по теме: Программа дополнительного образ