Программа дополнительного образования детей "Театр и мы"
рабочая программа (7 класс) по теме

Лушникова Ирина Ивановна

Программа дополнительного образования детей "Театр и мы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teatr_i_my._lushnikova_i.i.-2_dopolnenaya.doc475 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ                                          КАРГАТСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                                    ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАРГАТСКИЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Рассмотрена и одобрена                                                              «Утверждаю:»

на заседании Педагогического Совета                                       Директор ДДТ                              

протокол №1     от 24.08.2018г

                                                                                         __________ С.В. Парамонова

Дополнительная общеобразовательная программа

Художественной  направленности

«Театр и мы»

            Срок реализации –2 года

   Возраст обучающихся 11-13 лет

                                                               Автор: Лушникова Ирина Ивановна,

педагог дополнительного образования

                                                                  первой квалификационной категории

                                                          Каргат 2018г

Содержание

1.Пояснительная записка………………………………………………………….3

2.Цель и задачи Программы………………………………………………………4

3.Технология реализации программы…………………………………………….8

4.Учебный план…………………………………………………………………….10

5.Учебно-тематический план 1 года обучения………………………………….11

6.Учебно-тематический план 2 года обучения………………………………….17

7.Используемая литература……………………………………………………. 27

8.Приложения ……………………………………………………………………28

                                 

                                         Пояснительная  записка

                    Театр - это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности. И поэтому, можно не только развивать эти способности, но и с детского возраста прививать любовь к театральному искусству. Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь благое и доброе.

                    Общеобразовательная Программа «Театр и мы» направлена на театральное искусство, которое   постоянно  воздействует  на  душевное  состояние  детей и является  важным  звеном в обучении и воспитании подрастающего поколения. Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающее - эстетическом воспитании обучающихся, так и в организации их досуга. Театр - симбиоз многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремеслами.

           Данная программа учитывает эти особенности общения с театром и рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру с помощью выразительных средств театрального искусства таких, как интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с содержанием определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между людьми

          Театральное искусство своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способно помочь ребёнку раздвинуть рамки постижения мира. Увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети и педагоги взаимодействуют, получая максимально положительный результат.

               Актуальность Программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических и креативных качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально- активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творчеству, сочинительству, фантазированию. 

                   Педагогическая целесообразность данной Программы состоит в том, что она для  школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал подростка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно-эстетические чувства, эстетический  художественный вкус, культуру общения,  т.к. именно в объединении закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность, дети осваивают не только тайны мастерства ремесла, но и учатся находить новые оригинальные соединения традиций и стилей с современным решением образа, отвечающим эстетике наших дней. На занятиях школьники знакомятся с видами и жанрами театрального искусства, с процессом подготовки спектакля, со спецификой актёрского мастерства.

   

                  Отличительные особенности данной общеобразовательной Программы является системно - деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где обучающийся выступает в роли художника, исполнителя, режиссера, композитора спектакля.

         Принцип междисциплинарной интеграции применим к смежным наукам (литературы и музыки, литературы и живописи, вокала и ритмики).

         Принцип креативности предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрытия личности.

                Новизна Программы состоит в том, что в процессе занятий обучающиеся получают знания о выразительности речи, знакомятся с основными положениями реалистической игры на сцене и элементами сценической игры. Программа построена на эстетическом воспитании обучающихся, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную деятельность в объединении. Использование новых технологий на учебных занятиях,  развивают у обучающихся  внимание и повышенный интерес к театральному творчеству. На занятиях школьники знакомятся с видами и жанрами театрального искусства, с процессом подготовки спектакля, со спецификой актёрского мастерства.

              Цель Программы:  создание условий для творческого развития детей и их самореализации средствами театрального искусства.

            Задачи  программы:

Обучающие:

  • обучение  теоретическим  сведениям  в  области  театрального искусства;
  • обучение  основным  приёмам выразительного чтения произведений любого жанра; речевому дыханию и артикуляции, дикции;
  • обучение  элементам сценической грамоты: театральная терминология; вид театра; устройство зрительного зала и сцены.

Развивающие:

  • развитие  творческих способностей  школьников, их речевой и сценической культуры, наблюдательности, воображения, эмоциональной отзывчивости;
  • развитие фантазии, воображения, образного мышления, зрительного и слухового внимания, памяти, находчивости, наблюдательности средствами театрального искусства, познавательного интереса к искусству;
  • развитие общих способов творческой деятельности, характерных для развития художественного вкуса обучающихся и являющихся основой для нравственных и эстетических чувств.

Воспитательные:

  • воспитание в детях добра, любви к ближним, внимание к людям, родной    земле, неравнодушное отношение к окружающему миру;
  • воспитание самостоятельности и умения работать в коллективе;
  • воспитание  добросовестного  отношения  к  своей  работе, усидчивости, терпения, аккуратности, а  так  же  способствование  взаимоуважению, взаимопомощи.

Программа «Театр и мы » составлена на основе примерных требований к программам дополнительного образования детей (письмо Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России  от 11.12.06 № 06-1844).

 

Возраст детей: 11-13 лет

Срок реализации Программы -2 года

Режим занятий

 - группа первого года обучения из расчёта четыре часа в неделю- всего 128 ч.;

- группа второго года обучения из расчёта четыре часа в неделю- 128 ч.

       

Ожидаемые результаты

Личностные результаты:

  •  формирование способности к самооценке на основе критериев успешности творческой деятельности;
  • формирование эмоционального отношения к творчеству;
  • реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) творчества;

Метапредметные  результаты:

Регулятивные УУД:

  • планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации;
  • выстраивать самостоятельно  беседу общение с театральным искусством.

  Коммуникативные УУД:

  • участвовать в жизни микро и макро социума (группы, классы, школы, города);
  • уметь слушать мнение других людей, излагать свои мысли о творчестве;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием  литературы по театральному творчеству, энциклопедий, справочников.

Предметные результаты:   

  • выражать своё отношение художественными средствами;
  • формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;
  • формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению;
  • формирование основ театрального творчества и культуры обучающихся как особого способа познания жизни и средств организации общения;
  • развитие культуры выразительного чтения, с  соблюдением орфоэпических и интонационных норм чтения;
  • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся;
  • развитие основ актерского мастерства.

Характеристика Программы

  • по направлению деятельности       -   театральная
  • по виду деятельности                      -   художественная
  • по образовательной деятельности -  технология
  • по форме реализации                      -  групповая, индивидуальная
  • по способу реализации                   -  эвристическая
  • по уровню содержания                   -  углубленная
  • по возрасту детей         - для обучающихся основной  школы                
  • по половому признаку                    -  смешанная
  • по продолжительности реализации – двухгодичная

Психолого-педагогические особенности

        Программа  «Театр и мы »  рассчитана  на  обучающихся   подросткового (11 – 13 лет) возраста.

          Подростковый  возраст – это  возраст  формирования  мировоззрения, нравственных  убеждений, принципов  и  идеалов, системы  оценочных  суждений, которыми  подросток  начинает  руководствоваться  в  своём  поведении. В  этот  период  важен  положительный  пример. Им  является  труд.

Ещё  одна  черта  подросткового  возраста – это  стремление к  независимости  и  самостоятельности, самопознанию, самовыражению, самоутверждению. Характер  усвоения  знаний формирует  у  подростка  способность  самостоятельно  мыслить, рассуждать  сравнивать. В  объединении  подросток  сможет  стать  более  организованным, независимым, реализовать  свои  возможности, самоутвердиться.

Театральное искусство своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способно помочь подростку раздвинуть рамки постижения мира. Увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети и педагоги взаимодействуют, получая максимально положительный результат.

                                  Принципы  обучения и воспитания

1. Принцип гармонизации личности и среды – ориентации на максимальную самореализацию личности.

    2. Принцип гуманизации – обеспечение благоприятных условий освоения общечеловеческих социально-культурных ценностей, предполагающих создание оптимальной среды для воспитания и отдыха детей.

    3. Принцип сознательности – предусматривает заинтересованное, а не механическое усвоение детьми необходимых знаний и умений.

    4. Принцип доступности – выражается в соответствии учебного материала возрастным и психологическим особенностям детей в создании адекватной педагогической среды.

5. Принцип наглядности – выражается в том, что у ребенка более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представления.

6. Принцип комплексности, системности и последовательности – обязывает строить процесс обучения таким образом, чтобы учебная деятельность связывалась со всеми сторонами воспитательной работы, а овладение новыми знаниями, умениями и навыками опиралось на то, что уже усвоено.

  

                    Технология  реализации  программы

Для  достижения  поставленных  целей и задач  предусматриваются  следующие формы и методы  обучения.

Формы  обучения:

  • индивидуальная (консультации, беседы, игры, тренинги по актерскому мастерству); 
  • групповая (занятия  в  каждой  конкретной  группе);
  • коллективная (массовые  мероприятия).

Методы  обучения:

  • объяснительно-иллюстративный  (при  объяснении  нового  материала);
  • самостоятельной и познавательной  деятельности обучающихся (при  работе  по  заданному  образцу и  творческого  подхода);
  • словесные  (при  устном  изложении, в  котором  раскрываются  новые  понятия, термины по театральному икусству);
  • частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом);
  • творческий.

Условия  эффективной  педагогической  деятельности

  • создание  в  объединении атмосферы  сотрудничества, взаимной  поддержки, стимулирующей  развитие  личности;
  • использование  разнообразных  методов  и  форм  обучения, необходимых  для  реализации  поставленных  целей  и  задач.

                             

Используемые  материальные  ресурсы

  •  компьютер, доска, принтер, колонки;
  • сценарии сказок, пьес,  детские книги;
  • стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала, выставочных образцов;
  • электронные презентации «Правила поведения в театре», «Виды театрального искусства»;
  • ножницы, клей, бумага, ткань (для изготовления костюмов).

                               

                Диагностика  результативности  Программы

  Цель: выявление  уровня  развития  способностей  и  личностных  качеств  ребёнка, их  соответствие  прогнозируемым  результатам   Программы.

      Формы  подведения  итогов  реализации  программы

  • выступление на школьных праздниках;
  • традиционные  выставки, приуроченные  к  календарным  праздникам.
  • участие  в  школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах;
  • участие в мероприятиях младших классов;
  • инсценирование сказок и пьес для свободного просмотра;
  • устный  опрос, практическая  работа, тестирование.
  • входящая, промежуточная, итоговая аттестация.  

                                                  УЧЕБНЫЙ  ПЛАН

п/п

Наименование  базовых тем

1 год обучения

2 год  обучения

т

п

итого

т

п

итого

1

Введение. Вводная беседа

2

-

2

2

-

2

2

Культура и техника речи

2

12

14

2

12

14

3

Этюд

2

14

16

2

14

16

4

Театральная игра

2

14

16

2

14

16

5

Этика и этикет

4

12

16

4

12

16

6

Художественное чтение. Драматургия

4

12

16

4

12

16

7

Стержень театрального искусства

2

14

16

2

14

16

8

Игры-путешествия

4

12

16

4

12

16

9

Мастерство актера. Пластика

2

14

16

2

14

16

Итого:

24

104

128

24

104

128


Учебно-тематический  план  1-го  года  обучения

 Задачи:

Обучающие:

  • обучение элементам сценической грамоты: театральная терминология; вид театра; устройство зрительного зала и сцены;
  • обучение основным приемам выразительного чтения произведений любого жанра;
  • обучение особенностей в движениях, мимике, пластики, актерскому мастерству.

Развивающие:

  • развитие  фантазии, воображения, образного мышления, зрительного и слухового внимания, памяти, находчивости, наблюдательности средствами театрального искусства;
  • развитее творческих способностей  школьников, их речевой и сценической культуры, наблюдательности, воображения, эмоциональной отзывчивости.

Воспитательные:

  • воспитание в детях добра, любви к ближним, внимание к людям, родной    земле, неравнодушное отношение к окружающему миру;
  • воспитание самостоятельности и умения работать в коллективе;
  • воспитание  взаимоуважения.

         

Содержание занятий

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

т

п

т

п

т

п

т

п

т

п

т

п

т

п

т

п

Вводная беседа. Знакомство с планом в объединении, выбор актива.

2

Культура и техника речи 

2

2.1

Игры по развитию внимания Имена», «Цвета», «Краски

2

2.2

Основная работа над голосом

Игры по развитию внимания  «Садовник и цветы», «Айболит», «Адвокаты»

2

2.3

Чтение сказок с использованием импровизационных упражнений

2

2.4

Театрализованная игра «Эхо», «Чепуха, или нелепица»

2

2.5

Мини-истории про героев произведений

2

2.6

Выпуск газеты «Слово в театре…»

2

3.1

Этюд. Знакомство с этюдами

2

3.2

 Психофизический тренинг Развитие координации.

2

3.3

Разбор этюдов

2

3.4

Этюды на заданную тему

2

3.5

Совершенствование осанки и походки.

2

3.6

Отработка сценического этюда. «Обращение», «Знакомство»

2

3.7

Сценическое действие Отработка сценического этюда «Уж эти профессии театра…»

2

3.8

Разбор выбранного постановочного материала

2

4

Театральная игра Знакомство со структурой театра, его основными профессиями: актер, режиссер

2

4.1

Знакомство с профессиями театра: сценарист, художник, гример. Отработка ролей

2

4.2

Техника грима. Изготовление декораций. Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального сопровождения

2

4.3

Гигиена грима и технические средства в гриме.

2

4.4

Приемы нанесения общего тона. Отработка сценария. Репетиция

2

4.5

Знакомство со сценарием сказки в стихах (по мотивам сказки «Двенадцать месяцев»).

2

4.6

 Распределение ролей в сказках Выразительное чтение сказок по ролям

2

4.7

Работа над мимикой. Подбор музыкального сопровождения к сценарию сказки. Репетиция. 

2

5

Этика и этикет. Связь этики с общей культурой человека

2

5.1

Составление рассказа «Человек – высшая ценность» по фотографиям своих близких

2

5.2

Репетиция сценического этюда «Театр начинается с вешалки, а этикет с «волшебных» слов»

2

5.3

Скоморох - уличный артист

2

5.4

Знакомство с элементами искусства перевоплощения

2

5.5

Особенности движений, передающие образы персонажей в сказках «Царевна- лягушка»

2

5.6

Характер героев и их движения

2

5.7

Репетиция сказки

2

6

Художественное чтение

Драматургия

6.1

Знакомство с драматургией. Главные  герои пьесы «Муха-Цокотуха»

2

6.2

Чтение текста пьесы по ролям

2

6.3

Репетиция пьесы

2

6.4

Работа над главной ролью в пьесе

2

6.5

Культурный уровень исполнительской деятельности в театре

2

6.6

Основная работа над голосом

2

6.7

Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата. Основная работа над голосом

2

6.8

Игры по развитию языковой догадки

2

7

7.1

Стержень театрального искусства

2

7.2

Исполнительское искусство детей в сказках

2

7.3

Поведение в актерском искусстве

2

7.4

Возможности актера в сказке «По шучьему веленью, по моему хотенью»

2

7.5

Выразительность действий персонажей сказки

2

7.6

Общие выводы по актерскому мастерству

2

7.7

Многообразие выразительных средств в театре (декорации)

2

7.8

Основы театрального искусства (итоговое занятие)

2

  8.

8.1  

Игры – путешествия

Игра-путешествие по сказкам «В гостях у сказки»

2

2

8.2

Работа над органами артикуляции, дикции и знакомство с нормами орфоэпии

2

8.3

Работа над образом. Анализ мимики лица. Прически и парики

2

8.4

Развитие воображения и умения работать в остром рисунке («в маске»)

2

8.5

Работа над текстом стихотворения Н.Гумилева «Шестое чувство»

2

8.6

Знакомство с элементами искусства перевоплощения с элементами игр

2

8.7

Культурный уровень исполнительской деятельности в игре

2

9. 9.1

Мастерство актера

Пластика

2

9.2

Знакомство с упражнениями на пластику

2

9.3

Упражнения на развитие рече-двигательной координации

2

9.4

Произвольные игры. Скоростная  подготовка (скороговорки)

2

9.5

Импровизационные упражнения на пластику в парах

2

9.6

Чтение сказок с использованием импровизационных упражнений

2

9.7

Актерское мастерство в произведениях (скороговорки)

2

9.8

Итоговое занятие

2

4

12

2

14

2

14

4

12

4

12

2

14

4

12

2

14

Итого: 128ч. Т-24, П-108

 16

16

16

16

16

16

16

16

                                   

Ожидаемый   результат первого года обучения

Знать:

  • правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;
  • виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т. д.);
  • чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;
  • наизусть стихотворения русских авторов.

Уметь: 

  • владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
  • действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;
  • произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;
  • произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
  • произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
  • читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;
  • строить диалог с партнером на заданную тему.

Быть:

  • творчески  изобретательным;
  • внимательным;
  • добрым.


Содержание  базовых  тем  1-го  года  обучения

  1. «Введение»

 Направлено на ознакомление обучающихся с планом кружка, выбором актива кружка. На занятии знакомство с коллективом проходит в игре «Снежный ком». Руководитель кружка знакомит ребят с программой кружка, правилами поведения на кружке, с инструкциями по охране труда. Беседа о театре. Значение театра, его отличие от других видов искусств.  В конце занятия - игра «Театр – экспромт»: «Колобок».

   II.   «Культура и техника речи»

Объединяет игры и упражнения,  направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии. В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы: «Имена», «Цвета», «Краски», «Садовник и цветы», «Айболит», «Адвокаты», «Глухие и немые», «Эхо», «Чепуха, или нелепица» . Выпуск газеты «Слово в театре»

  1. «Этюд» 

Включает в себя отработку сценического этюда и комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения.

 Упражнения «Зеркало», «Зонтик», «Пальма».

Задачи учителя. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

  1. «Театральная игра» 

Предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.

 Задачи учителя. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес  к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества. Работа со сценарием сказки «12 месяцев»

  1. «Этика и этикет» 

Включает осмысление общечеловеческих ценностей с задачей поиска учащимися собственных смыслов и ценностей жизни, обучение культуре общения, нормам достойного поведения (этикет), воспитание эстетических потребностей (быть искусным читателем, зрителем театра), индивидуальную диагностику нравственного развития учащегося и возможную его корректировку.  Составление рассказа «Человек- высшая ценность». Работа со сценическим этюдом «Скульптура». Сценические этюды в паре : «Реклама», «Противоречие». Сценические этюды по группам: «Очень большая картина», «Абстрактная картина», «натюрморт», «Пейзаж».

VI. Художественное чтение. Драматургия.

Знакомство с драматургией. Работа над пьесами. Развивать культурный уровень исполнительской деятельности в театре. Основная работа над голосом.

VII.     Стержень театрального искусства

Работа над главной ролью в пьесе. Культурный уровень исполнительской деятельности в театре. Основная работа над голосом. Игры и упражнения направленные на развитие речевого аппарата.

VIII. Игры -путешествия

         Работа с органами артикуляции, дикцией. Познакомить обучающихся с элементами искусственного перевоплощения с элементами игровой деятельности.

Развивать у детей воображение.

IX. Мастерство актера. Пластика

Знакомство с мастерством актера. Проводить упражнения на пластику. Развивать актерское мастерство с использованием сказок импровизированных упражнений.

                   Учебно-тематический  план  2-го  года  обучения.

Задачи:

Обучающие:

  • обучение знаниям о театре как части общечеловеческой культуры, о значимости театра в развитии цивилизации и современного общества;
  • обучение практическим навыкам выразительного чтения произведений разного жанра;
  • обучение речевому дыханию и артикуляции;
  • обучение дикции на материале скороговорок и стихов, рассказов с использованием некоторых шумов, звуков;  
  • обучение составлению психологического автопортрета.

Развивающие:

  • развитие  творческих  способностей, их речевой и сценической культуры, наблюдательности, воображения, эмоциональной отзывчивости;
  • развитие у обучающихся познавательного интереса к искусству.

Воспитательные:

  • воспитание  творческой  активности;
  • воспитание самостоятельности и умения  творческой  работы  в  коллективе.
  • воспитание взаимоуважения.

         

Содержание занятий

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

т

п

т

п

т

п

т

п

т

п

т

п

т

п

т

п

1.

Вводная беседа. Знакомство с планом в объединении, выбор актива.

2

2.

Культура и техника речи 

2

2.1

Игры на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции.

2

2.2

Основная работа над голосом. Игры по развитию четкой дикции, логики речи и орфоэпии

2

2.3

Чтение сказок с использованием импровизационных упражнений

2

2.4

Театрализованная игра «Назывной рассказ или стихотворение», «На что похоже задуманное?»

2

2.5

Мини-истории про героев произведений

2

2.6

Изготовление Уголка театрального объединения «Творческая мастерская»

2

3.1

Этюд. Работа с пантомимой.

2

3.2

 Психофизический тренинг Развитие координации.

2

3.3

Разбор этюдов «Движение в образе», «Ожидание», «Диалог».

2

3.4

 Пантомимические этюды на заданную тему

2

3.5

Совершенствование осанки и походки.

2

3.6

Отработка пантонимического этюда «Один делает, другой мешает».  

2

3.7

Сценическое действие Отработка сценического этюда на воображение «Ожидание»

2

3.8

Разбор выбранного постановочного материала

2

4

Театральная игра Знакомство со структурой театра, его основными профессиями: актер, режиссер

2

4.1

Знакомство с профессиями театра: сценарист, художник, гример. Отработка ролей

2

4.2

Техника грима. Изготовление декораций. Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального сопровождения

2

4.3

Гигиена грима и технические средства в гриме.

2

4.4

Приемы нанесения общего тона. Отработка сценария. Репетиция

2

4.5

 Инсценировка по крылатым выражениям из басен И.А. Крылова.

2

4.6

 Инсценировка по сказке Сергея Михалкова «Как медведь трубку нашел». Распределение ролей

2

4.7

Работа над мимикой. Подбор музыкального сопровождения к сценарию сказки. Репетиция. 

2

5

Этика и этикет. Связь этики с общей культурой человека

2

5.1

Составление рассказа  «Святая память» по воспоминаниям родных.

2

5.2

Репетиция сценического этюда  «В такси», «На улице, в транспорте, в лифте», «В вагоне поезда»

2

5.3

Скоморох - уличный артист

2

5.4

Работа с элементами искусства перевоплощения

2

5.5

Особенности движений, передающие образы персонажей в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

2

5.6

Характер героев и их движения

2

5.7

Репетиция сказки

2

6

Художественное чтение

Драматургия

6.1

Знакомство с драматургией. Главные  герои пьесы «Дело о бриллианте лучшего сыщика Англии»

2

6.2

Чтение текста пьесы по ролям

2

6.3

Репетиция пьесы.

2

6.4

Работа над главной ролью в пьесе

2

6.5

Культурный уровень исполнительской деятельности в театре

2

6.6

Основная работа над голосом

2

6.7

Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата. Основная работа над голосом

2

6.8

Игры по развитию языковой догадки

2

7

7.1

Стержень театрального искусства

2

7.2

Исполнительское искусство детей в сказках

2

7.3

Поведение в актерском искусстве

2

7.4

Возможности актера в сказке «Сказка о Марфе и Вареньке»

2

7.5

Выразительность действий персонажей сказки

2

7.6

Общие выводы по актерскому мастерству

2

7.7

Многообразие выразительных средств в театре (декорации)

2

7.8

Основы театрального искусства (итоговое занятие)

2

  8.

8.1  

Игры – путешествия

Игра-путешествие по сказкам «Своя игра»

2

2

8.2

Работа над органами артикуляции, дикции и знакомство с нормами орфоэпии

2

8.3

Работа над образом. Анализ мимики лица. Прически и парики

2

8.4

Развитие воображения и умения работать в остром рисунке («в маске»)

2

8.5

Работа над текстом.

2

8.6

Работа с элементами искусства перевоплощения с элементами игр

2

8.7

Культурный уровень исполнительской деятельности в игре

2

9. 9.1

Мастерство актера

Пластика

2

9.2

Знакомство с упражнениями на пластику

2

9.3

Упражнения на развитие рече-двигательной координации

2

9.4

Произвольные игры. Скоростная  подготовка (скороговорки)

2

9.5

Импровизационные упражнения на пластику в парах

2

9.6

Чтение сказок с использованием импровизационных упражнений

2

9.7

Актерское мастерство в произведениях (скороговорки)

2

9.8

Итоговое занятие

2

4

12

2

14

2

14

4

12

4

12

2

14

4

12

2

14

Итого: 128ч. Т-24, П-108

 16

16

16

16

16

16

16

16

                                   

                       

Ожидаемый результат второго года обучения 

Знать: 

  • что такое пантомима; сценический этюд;
  • стихотворный текст в движении и разных позах;

Уметь: 

  • владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
  • действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;
  • создавать пантонимические этюды: тень, имитация поведения животного;
  • изготавливать маски и декорации;
  • сочинять загадки- метаграммы, загадки- логогрифы.

Быть:

  • творчески  способным;
  • творчески  активным;
  • дружелюбным  со  сверстниками.


 Содержание  базовых  тем  2-го  года  обучения.

  1. «Введение»  

Направлено на ознакомление обучающихся с планом кружка, с выбором актива кружка; изготовление уголка театрального объединения «Творческая мастерская»

  1. «Культура и техника речи»

Объединяет игры и упражнения , направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии. В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять загадки- метаграммы и загадки-логогрифы.

      III.«Этюд» включает работу над пантомимой; создание     пантонимических этюдов: тень, имитация поведения животного .

        IV.«Театральная игра» предусматривает работу над сценическими этюдами: изображать различные звуки, шумы, иллюстрирующих чтение отрывков; умение общаться в коллективе со сверстниками. Инсценировка по сказке Сергея Михалкова «Как медведь трубку нашел», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Дело о бриллианте лучшего сыщика Англии», «Сказка о Марфе и Вареньке».

        V «Этика и этикет» 

Включает умение составлять подробный психологический автопортрет; осмысление общечеловеческих ценностей с задачей поиска учащимися собственных смыслов и ценностей жизни, обучение культуре общения, нормам достойного поведения (этикет), воспитание эстетических потребностей (быть искусным читателем, зрителем театра).

       VI. Художественное чтение. Драматургия.

Знакомство с драматургией. Работа над пьесами. Развивать культурный уровень исполнительской деятельности в театре. Основная работа над голосом.

       VII.     Стержень театрального искусства

Работа над главной ролью в пьесе. Культурный уровень исполнительской деятельности в театре. Основная работа над голосом. Игры и упражнения направленные на развитие речевого аппарата.

       VIII. Игры -путешествия

         Работа с органами артикуляции, дикцией, с элементами искусственного перевоплощения, с элементами игровой деятельности.

Развивать у детей воображение.

        IX. Мастерство актера. Пластика

Знакомство с мастерством актера. Проводить упражнения на пластику. Развивать актерское мастерство с использованием сказок, импровизированных упражнений.


                            Методическое  обеспечение Программы

№п/п

Название раздела

Форма занятий

Методы и приёмы организации УВП

Формы проведения итогов

Материально техническое обеспечение

Ожидаемые результаты

   1

Введение

Коллективная индивидуальная

-Объяснительно- иллюстративный;

-словесный;

-репродуктивный;

-Устный опрос;

практические работы

Материалы  инструменты:

Бумага, ножницы, фломастеры, игры

Технические средства: компьютер, принтер

Знать:

Значение театра;

Уметь:

Отличать театр от других видов искусств.

Быть: терпимым по отношению к ребятам

2

Культура и техника речи

Коллективная

индивидуальная

Объяснительно-

иллюстративный;

творческий

-Устный опрос;

практическая работа

Материалы и инструменты:

бумага,

карандаши

Технические средства:

Дидактические игры и упражнения

Знать: как развивать дыхание, правильную артикуляцию, четкую дикцию, логику и орфоэпию.

Уметь: сочинять загадки- метаграммы и загадки-логогрифы.

3

Этюд

Коллективная, групповая

индивидуальная

Объяснительно-

иллюстративный;

творческий

Практическая работа

 

Дидактические игры и упражнения

Знать: работу над пантомимой

Уметь: выполнять сценические этюды.

4

Театральная игра

Индивидуальная

коллективная

Объяснительно-

иллюстративный;

-творческий.

Практическая работа

Дидактические

Игры и упражнения

Знать: работу над сценическими этюдами. Уметь:изображать различные звуки, шумы, иллюстрирующих чтение отрывков;  общаться в коллективе со сверстниками.

5

Этика и этикет

Индивидуальная

коллективная

Объяснительно-

иллюстративный;

-творческий

Практическая работа

Дидактические

Игры и упражнения

Знать:алгоритм составления  подробного психологический автопортрета; нормы достойного поведения

Быть: искусным читателем, зрителем театра.

 

6

Художественное чтение. Драматургия

Индивидуальная

коллективная

Словесное,

творческое

Практическая работа

Дидактические игры и упражнения

Знать:работу над пьесой

Уметь:выразительное чтение пьесы

7

Стержень театрального искусства

Индивидуальная

коллективная

Словесное,

творческое

Практическая работа

Дидактические игры и упражнения

Знать:работу над голосом; работу над главной ролью

Быть:искусным слушателем

8

Игры-путешествия

Индивидуальная

коллективная

Словесное, творческое

Практическая работа

Дидактические игры и упражнения

Знать:работу с артикуляцией,дикцией

Уметь:искусственно перевоплощаться

9

Мастерство актера

Индивидуальная

коллективная

Словесное,

творческое

Практическая работа

Дидактические игры и упражнения

Знать:мастерство актера

Уметь:импровизировать упражнения


                                   Литература  для  педагога.

  1. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации /сост. Н.К. Беспятова – М.: Айрис- пресс, 2014. – 176 с. – (Методика).
  2. Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания детей средствами театра – М.: ВЦХТ, 2014 – 139 с.
  3. Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе: Приятное с полезным. – М.: Школьная Пресса, 2014. – 144.
  4. Скоркина Н.М. Нестандартные формы внеклассной работы. – Волгоград: учитель – АСТ, 2013. – 72 с.
  5. Внеклассная работа: интеллектуальные марафоны в школе. 5-11 классы / авт. – сост. А.Н. Павлов. - М.: изд. НЦЭНАС, 2014. – 200 с.
  6. Львова С.и. Уроки словесности. 5-9 кл.: Пособие для учителя. - М.: Дрофа, 2013 – 416 с

                                   Литература  для  детей.

1.Колчеев Ю.В., Колчеева Н.И. Театрализованные игры в школе.- М.,2005
2.Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции.- М., 2003

3.Понсов А.Д. Конструкции и технологии изготовления театральной декорации.- М.,1988

                                  Литература  для  родителей

1.Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми.- С.Пб., 2008

2.Буева Л.П. Личность и среда. Ребенок в системе коллективных отношений.- М.,2006
3.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М.,1991
4. Игры, конкурсы, развлечения.-Волгоград,2001

                                                                                                        Приложение 1.

                              Алгоритм работы над пьесой.

 1. Выбор пьесы, обсуждение её с детьми.

2. Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.

 3. Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.

4. Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.

5. Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декорации и реквизита (можно условна), с музыкальным оформлением.

6. Репетиция всей пьесы целиком.

7.Премьера.

   Схема психологического автопортрета обучающегося

     1.Уровень самооценки.

2.Тип темпераметра.

     3.Тип мышления.

     4.Уровень эмоциональности, способности к разрешению конфликтов.

     5.Организаторские и коммуникативные способности.

     6.Аналитические и творческие способности.

     7.Уровень внимания, памяти, интеллекта.

     8.Тип личности.

     9.Склонности, способности, интересы.

    10.Отношение к определенному типу профессий.

Приложение 2.

Общие правила техники безопасности.

1. Работу начинай только с разрешения учителя. Когда учитель обращается к              тебе, приостанови работу. Не отвлекайся во время работы.

2. Не пользуйся инструментами, правила обращения, с которыми не изучены.

3. Употребляй инструменты только по назначению.

4. Не работай неисправными и тупыми инструментами.

5. При работе держи инструмент так, как показал учитель.

6. Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте.

7. Содержи в чистоте и порядке рабочее место.

8. Раскладывай инструменты и оборудование в указанном учителем порядке.

9. Не разговаривай во время работы.

10.Выполняй работу внимательно, не отвлекайся посторонними делами.

Правила обращения с ножницами.

1. Пользуйся ножницами с закругленными концами. Храни ножницы в указанном месте в определенном положении.

2. При работе внимательно следи за направлением реза.

3. Не работай тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.

4. Не держи ножницы лезвиями вверх.

5. Не оставляй ножницы в открытом виде.

6. Не режь ножницами на ходу.

7. Не подходи к товарищу во время резания.

8. Передавай товарищу закрытые ножницы кольцами вперед.

9. Во время резания удерживай материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвий ножниц.

Правила обращения с клеем.

1. При работе с клеем нужно пользоваться специальной кисточкой.

2. Наносить клей на изделия аккуратно.

3. Иметь салфетку для вытирания лишнего клея.

4. При попадания клея в глаза и рот промыть чистой водой.

5. Не пачкать клеем парты, стулья, одежду.

Правила обращения с бумагой.

1. Обводить шаблоны с обратной стороны цветной бумаги, экономно расходуя место.

2. Осторожно!!! О края бумаги можно обрезаться!

3. После работы остатки ненужной бумаги выбрасывать в мусорную корзину.

Приложение 3.

Гимнастика для глаз.

Длительная работа с мелкими материалами (зерновыми и т. п.) вызывает утомление, поэтому необходим перерыв, во время которого можно выполнить гимнастику для глаз.

Обучающимся предлагается удобно сесть на стул, выпрямить спину, облокотиться на спинку стула, руки положить на колени и выполнить следующие упражнения:

  • не двигая головой, медленно поднять глаза вверх, затем опустить вниз (5-10 раз);
  • посмотреть влево – вправо, не двигая головой (5-10 раз);
  • упражнение «восьмерка» (5-6 раз);
  • закрыть глаза, слегка похлопать по векам подушечками пальцев (15-30 секунд);
  • открыть глаза, сконцентрировать внимание на близко расположенном предмете, затем перевести взгляд на далеко расположенный предмет (5-10 раз);
  • поворачивая голову влево и вправо, постараться максимально увидеть, что находится за спиной;
  • запрокинув голову, постараться максимально увидеть, что находится сзади;
  • глубоко вдохнуть, выдохнуть, 2-3 раза поднимая руки на вдохе вверх и опуская их вниз на выдохе;
  • походить по кабинету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное  мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Татьяна СтаниславовнаМБОУ ДОД «Центр внешкольной ...