Программа дополнительного образования детей "Театр и мы"
рабочая программа (7 класс) по теме
Программа дополнительного образования детей "Театр и мы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatr_i_my._lushnikova_i.i.-2_dopolnenaya.doc | 475 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КАРГАТСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАРГАТСКИЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Рассмотрена и одобрена «Утверждаю:»
на заседании Педагогического Совета Директор ДДТ
протокол №1 от 24.08.2018г
__________ С.В. Парамонова
Дополнительная общеобразовательная программа
Художественной направленности
«Театр и мы»
Срок реализации –2 года
Возраст обучающихся 11-13 лет
Автор: Лушникова Ирина Ивановна,
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
Каргат 2018г
Содержание
1.Пояснительная записка………………………………………………………….3
2.Цель и задачи Программы………………………………………………………4
3.Технология реализации программы…………………………………………….8
4.Учебный план…………………………………………………………………….10
5.Учебно-тематический план 1 года обучения………………………………….11
6.Учебно-тематический план 2 года обучения………………………………….17
7.Используемая литература……………………………………………………. 27
8.Приложения ……………………………………………………………………28
Пояснительная записка
Театр - это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности. И поэтому, можно не только развивать эти способности, но и с детского возраста прививать любовь к театральному искусству. Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь благое и доброе.
Общеобразовательная Программа «Театр и мы» направлена на театральное искусство, которое постоянно воздействует на душевное состояние детей и является важным звеном в обучении и воспитании подрастающего поколения. Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающее - эстетическом воспитании обучающихся, так и в организации их досуга. Театр - симбиоз многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремеслами.
Данная программа учитывает эти особенности общения с театром и рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру с помощью выразительных средств театрального искусства таких, как интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с содержанием определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между людьми
Театральное искусство своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способно помочь ребёнку раздвинуть рамки постижения мира. Увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети и педагоги взаимодействуют, получая максимально положительный результат.
Актуальность Программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических и креативных качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально- активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творчеству, сочинительству, фантазированию.
Педагогическая целесообразность данной Программы состоит в том, что она для школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал подростка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно-эстетические чувства, эстетический художественный вкус, культуру общения, т.к. именно в объединении закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность, дети осваивают не только тайны мастерства ремесла, но и учатся находить новые оригинальные соединения традиций и стилей с современным решением образа, отвечающим эстетике наших дней. На занятиях школьники знакомятся с видами и жанрами театрального искусства, с процессом подготовки спектакля, со спецификой актёрского мастерства.
Отличительные особенности данной общеобразовательной Программы является системно - деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где обучающийся выступает в роли художника, исполнителя, режиссера, композитора спектакля.
Принцип междисциплинарной интеграции применим к смежным наукам (литературы и музыки, литературы и живописи, вокала и ритмики).
Принцип креативности предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрытия личности.
Новизна Программы состоит в том, что в процессе занятий обучающиеся получают знания о выразительности речи, знакомятся с основными положениями реалистической игры на сцене и элементами сценической игры. Программа построена на эстетическом воспитании обучающихся, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную деятельность в объединении. Использование новых технологий на учебных занятиях, развивают у обучающихся внимание и повышенный интерес к театральному творчеству. На занятиях школьники знакомятся с видами и жанрами театрального искусства, с процессом подготовки спектакля, со спецификой актёрского мастерства.
Цель Программы: создание условий для творческого развития детей и их самореализации средствами театрального искусства.
Задачи программы:
Обучающие:
- обучение теоретическим сведениям в области театрального искусства;
- обучение основным приёмам выразительного чтения произведений любого жанра; речевому дыханию и артикуляции, дикции;
- обучение элементам сценической грамоты: театральная терминология; вид театра; устройство зрительного зала и сцены.
Развивающие:
- развитие творческих способностей школьников, их речевой и сценической культуры, наблюдательности, воображения, эмоциональной отзывчивости;
- развитие фантазии, воображения, образного мышления, зрительного и слухового внимания, памяти, находчивости, наблюдательности средствами театрального искусства, познавательного интереса к искусству;
- развитие общих способов творческой деятельности, характерных для развития художественного вкуса обучающихся и являющихся основой для нравственных и эстетических чувств.
Воспитательные:
- воспитание в детях добра, любви к ближним, внимание к людям, родной земле, неравнодушное отношение к окружающему миру;
- воспитание самостоятельности и умения работать в коллективе;
- воспитание добросовестного отношения к своей работе, усидчивости, терпения, аккуратности, а так же способствование взаимоуважению, взаимопомощи.
Программа «Театр и мы » составлена на основе примерных требований к программам дополнительного образования детей (письмо Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 11.12.06 № 06-1844).
Возраст детей: 11-13 лет
Срок реализации Программы -2 года
Режим занятий
- группа первого года обучения из расчёта четыре часа в неделю- всего 128 ч.;
- группа второго года обучения из расчёта четыре часа в неделю- 128 ч.
Ожидаемые результаты
Личностные результаты:
- формирование способности к самооценке на основе критериев успешности творческой деятельности;
- формирование эмоционального отношения к творчеству;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) творчества;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации;
- выстраивать самостоятельно беседу общение с театральным искусством.
Коммуникативные УУД:
- участвовать в жизни микро и макро социума (группы, классы, школы, города);
- уметь слушать мнение других людей, излагать свои мысли о творчестве;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием литературы по театральному творчеству, энциклопедий, справочников.
Предметные результаты:
- выражать своё отношение художественными средствами;
- формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;
- формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению;
- формирование основ театрального творчества и культуры обучающихся как особого способа познания жизни и средств организации общения;
- развитие культуры выразительного чтения, с соблюдением орфоэпических и интонационных норм чтения;
- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся;
- развитие основ актерского мастерства.
Характеристика Программы
- по направлению деятельности - театральная
- по виду деятельности - художественная
- по образовательной деятельности - технология
- по форме реализации - групповая, индивидуальная
- по способу реализации - эвристическая
- по уровню содержания - углубленная
- по возрасту детей - для обучающихся основной школы
- по половому признаку - смешанная
- по продолжительности реализации – двухгодичная
Психолого-педагогические особенности
Программа «Театр и мы » рассчитана на обучающихся подросткового (11 – 13 лет) возраста.
Подростковый возраст – это возраст формирования мировоззрения, нравственных убеждений, принципов и идеалов, системы оценочных суждений, которыми подросток начинает руководствоваться в своём поведении. В этот период важен положительный пример. Им является труд.
Ещё одна черта подросткового возраста – это стремление к независимости и самостоятельности, самопознанию, самовыражению, самоутверждению. Характер усвоения знаний формирует у подростка способность самостоятельно мыслить, рассуждать сравнивать. В объединении подросток сможет стать более организованным, независимым, реализовать свои возможности, самоутвердиться.
Театральное искусство своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способно помочь подростку раздвинуть рамки постижения мира. Увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети и педагоги взаимодействуют, получая максимально положительный результат.
Принципы обучения и воспитания
1. Принцип гармонизации личности и среды – ориентации на максимальную самореализацию личности.
2. Принцип гуманизации – обеспечение благоприятных условий освоения общечеловеческих социально-культурных ценностей, предполагающих создание оптимальной среды для воспитания и отдыха детей.
3. Принцип сознательности – предусматривает заинтересованное, а не механическое усвоение детьми необходимых знаний и умений.
4. Принцип доступности – выражается в соответствии учебного материала возрастным и психологическим особенностям детей в создании адекватной педагогической среды.
5. Принцип наглядности – выражается в том, что у ребенка более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представления.
6. Принцип комплексности, системности и последовательности – обязывает строить процесс обучения таким образом, чтобы учебная деятельность связывалась со всеми сторонами воспитательной работы, а овладение новыми знаниями, умениями и навыками опиралось на то, что уже усвоено.
Технология реализации программы
Для достижения поставленных целей и задач предусматриваются следующие формы и методы обучения.
Формы обучения:
- индивидуальная (консультации, беседы, игры, тренинги по актерскому мастерству);
- групповая (занятия в каждой конкретной группе);
- коллективная (массовые мероприятия).
Методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный (при объяснении нового материала);
- самостоятельной и познавательной деятельности обучающихся (при работе по заданному образцу и творческого подхода);
- словесные (при устном изложении, в котором раскрываются новые понятия, термины по театральному икусству);
- частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом);
- творческий.
Условия эффективной педагогической деятельности
- создание в объединении атмосферы сотрудничества, взаимной поддержки, стимулирующей развитие личности;
- использование разнообразных методов и форм обучения, необходимых для реализации поставленных целей и задач.
Используемые материальные ресурсы
- компьютер, доска, принтер, колонки;
- сценарии сказок, пьес, детские книги;
- стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала, выставочных образцов;
- электронные презентации «Правила поведения в театре», «Виды театрального искусства»;
- ножницы, клей, бумага, ткань (для изготовления костюмов).
Диагностика результативности Программы
Цель: выявление уровня развития способностей и личностных качеств ребёнка, их соответствие прогнозируемым результатам Программы.
Формы подведения итогов реализации программы
- выступление на школьных праздниках;
- традиционные выставки, приуроченные к календарным праздникам.
- участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах;
- участие в мероприятиях младших классов;
- инсценирование сказок и пьес для свободного просмотра;
- устный опрос, практическая работа, тестирование.
- входящая, промежуточная, итоговая аттестация.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование базовых тем | 1 год обучения | 2 год обучения | ||||
т | п | итого | т | п | итого | ||
1 | Введение. Вводная беседа | 2 | - | 2 | 2 | - | 2 |
2 | Культура и техника речи | 2 | 12 | 14 | 2 | 12 | 14 |
3 | Этюд | 2 | 14 | 16 | 2 | 14 | 16 |
4 | Театральная игра | 2 | 14 | 16 | 2 | 14 | 16 |
5 | Этика и этикет | 4 | 12 | 16 | 4 | 12 | 16 |
6 | Художественное чтение. Драматургия | 4 | 12 | 16 | 4 | 12 | 16 |
7 | Стержень театрального искусства | 2 | 14 | 16 | 2 | 14 | 16 |
8 | Игры-путешествия | 4 | 12 | 16 | 4 | 12 | 16 |
9 | Мастерство актера. Пластика | 2 | 14 | 16 | 2 | 14 | 16 |
Итого: | 24 | 104 | 128 | 24 | 104 | 128 |
Учебно-тематический план 1-го года обучения
Задачи:
Обучающие:
- обучение элементам сценической грамоты: театральная терминология; вид театра; устройство зрительного зала и сцены;
- обучение основным приемам выразительного чтения произведений любого жанра;
- обучение особенностей в движениях, мимике, пластики, актерскому мастерству.
Развивающие:
- развитие фантазии, воображения, образного мышления, зрительного и слухового внимания, памяти, находчивости, наблюдательности средствами театрального искусства;
- развитее творческих способностей школьников, их речевой и сценической культуры, наблюдательности, воображения, эмоциональной отзывчивости.
Воспитательные:
- воспитание в детях добра, любви к ближним, внимание к людям, родной земле, неравнодушное отношение к окружающему миру;
- воспитание самостоятельности и умения работать в коллективе;
- воспитание взаимоуважения.
№ | Содержание занятий | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | ||||||||
т | п | т | п | т | п | т | п | т | п | т | п | т | п | т | п | ||
Вводная беседа. Знакомство с планом в объединении, выбор актива. | 2 | ||||||||||||||||
Культура и техника речи | 2 | ||||||||||||||||
2.1 | Игры по развитию внимания Имена», «Цвета», «Краски | 2 | |||||||||||||||
2.2 | Основная работа над голосом Игры по развитию внимания «Садовник и цветы», «Айболит», «Адвокаты» | 2 | |||||||||||||||
2.3 | Чтение сказок с использованием импровизационных упражнений | 2 | |||||||||||||||
2.4 | Театрализованная игра «Эхо», «Чепуха, или нелепица» | 2 | |||||||||||||||
2.5 | Мини-истории про героев произведений | 2 | |||||||||||||||
2.6 | Выпуск газеты «Слово в театре…» | 2 | |||||||||||||||
3.1 | Этюд. Знакомство с этюдами | 2 | |||||||||||||||
3.2 | Психофизический тренинг Развитие координации. | 2 | |||||||||||||||
3.3 | Разбор этюдов | 2 | |||||||||||||||
3.4 | Этюды на заданную тему | 2 | |||||||||||||||
3.5 | Совершенствование осанки и походки. | 2 | |||||||||||||||
3.6 | Отработка сценического этюда. «Обращение», «Знакомство» | 2 | |||||||||||||||
3.7 | Сценическое действие Отработка сценического этюда «Уж эти профессии театра…» | 2 | |||||||||||||||
3.8 | Разбор выбранного постановочного материала | 2 | |||||||||||||||
4 | Театральная игра Знакомство со структурой театра, его основными профессиями: актер, режиссер | 2 | |||||||||||||||
4.1 | Знакомство с профессиями театра: сценарист, художник, гример. Отработка ролей | 2 | |||||||||||||||
4.2 | Техника грима. Изготовление декораций. Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального сопровождения | 2 | |||||||||||||||
4.3 | Гигиена грима и технические средства в гриме. | 2 | |||||||||||||||
4.4 | Приемы нанесения общего тона. Отработка сценария. Репетиция | 2 | |||||||||||||||
4.5 | Знакомство со сценарием сказки в стихах (по мотивам сказки «Двенадцать месяцев»). | 2 | |||||||||||||||
4.6 | Распределение ролей в сказках Выразительное чтение сказок по ролям | 2 | |||||||||||||||
4.7 | Работа над мимикой. Подбор музыкального сопровождения к сценарию сказки. Репетиция. | 2 | |||||||||||||||
5 | Этика и этикет. Связь этики с общей культурой человека | 2 | |||||||||||||||
5.1 | Составление рассказа «Человек – высшая ценность» по фотографиям своих близких | 2 | |||||||||||||||
5.2 | Репетиция сценического этюда «Театр начинается с вешалки, а этикет с «волшебных» слов» | 2 | |||||||||||||||
5.3 | Скоморох - уличный артист | 2 | |||||||||||||||
5.4 | Знакомство с элементами искусства перевоплощения | 2 | |||||||||||||||
5.5 | Особенности движений, передающие образы персонажей в сказках «Царевна- лягушка» | 2 | |||||||||||||||
5.6 | Характер героев и их движения | 2 | |||||||||||||||
5.7 | Репетиция сказки | 2 | |||||||||||||||
6 | Художественное чтение Драматургия | ||||||||||||||||
6.1 | Знакомство с драматургией. Главные герои пьесы «Муха-Цокотуха» | 2 | |||||||||||||||
6.2 | Чтение текста пьесы по ролям | 2 | |||||||||||||||
6.3 | Репетиция пьесы | 2 | |||||||||||||||
6.4 | Работа над главной ролью в пьесе | 2 | |||||||||||||||
6.5 | Культурный уровень исполнительской деятельности в театре | 2 | |||||||||||||||
6.6 | Основная работа над голосом | 2 | |||||||||||||||
6.7 | Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата. Основная работа над голосом | 2 | |||||||||||||||
6.8 | Игры по развитию языковой догадки | 2 | |||||||||||||||
7 7.1 | Стержень театрального искусства | 2 | |||||||||||||||
7.2 | Исполнительское искусство детей в сказках | 2 | |||||||||||||||
7.3 | Поведение в актерском искусстве | 2 | |||||||||||||||
7.4 | Возможности актера в сказке «По шучьему веленью, по моему хотенью» | 2 | |||||||||||||||
7.5 | Выразительность действий персонажей сказки | 2 | |||||||||||||||
7.6 | Общие выводы по актерскому мастерству | 2 | |||||||||||||||
7.7 | Многообразие выразительных средств в театре (декорации) | 2 | |||||||||||||||
7.8 | Основы театрального искусства (итоговое занятие) | 2 | |||||||||||||||
8. 8.1 | Игры – путешествия Игра-путешествие по сказкам «В гостях у сказки» | 2 | 2 | ||||||||||||||
8.2 | Работа над органами артикуляции, дикции и знакомство с нормами орфоэпии | 2 | |||||||||||||||
8.3 | Работа над образом. Анализ мимики лица. Прически и парики | 2 | |||||||||||||||
8.4 | Развитие воображения и умения работать в остром рисунке («в маске») | 2 | |||||||||||||||
8.5 | Работа над текстом стихотворения Н.Гумилева «Шестое чувство» | 2 | |||||||||||||||
8.6 | Знакомство с элементами искусства перевоплощения с элементами игр | 2 | |||||||||||||||
8.7 | Культурный уровень исполнительской деятельности в игре | 2 | |||||||||||||||
9. 9.1 | Мастерство актера Пластика | 2 | |||||||||||||||
9.2 | Знакомство с упражнениями на пластику | 2 | |||||||||||||||
9.3 | Упражнения на развитие рече-двигательной координации | 2 | |||||||||||||||
9.4 | Произвольные игры. Скоростная подготовка (скороговорки) | 2 | |||||||||||||||
9.5 | Импровизационные упражнения на пластику в парах | 2 | |||||||||||||||
9.6 | Чтение сказок с использованием импровизационных упражнений | 2 | |||||||||||||||
9.7 | Актерское мастерство в произведениях (скороговорки) | 2 | |||||||||||||||
9.8 | Итоговое занятие | 2 | |||||||||||||||
4 | 12 | 2 | 14 | 2 | 14 | 4 | 12 | 4 | 12 | 2 | 14 | 4 | 12 | 2 | 14 | ||
Итого: 128ч. Т-24, П-108 | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 |
Ожидаемый результат первого года обучения
Знать:
- правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;
- виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т. д.);
- чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;
- наизусть стихотворения русских авторов.
Уметь:
- владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
- действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;
- произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;
- произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
- произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
- читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;
- строить диалог с партнером на заданную тему.
Быть:
- творчески изобретательным;
- внимательным;
- добрым.
Содержание базовых тем 1-го года обучения
- «Введение»
Направлено на ознакомление обучающихся с планом кружка, выбором актива кружка. На занятии знакомство с коллективом проходит в игре «Снежный ком». Руководитель кружка знакомит ребят с программой кружка, правилами поведения на кружке, с инструкциями по охране труда. Беседа о театре. Значение театра, его отличие от других видов искусств. В конце занятия - игра «Театр – экспромт»: «Колобок».
II. «Культура и техника речи»
Объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии. В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы: «Имена», «Цвета», «Краски», «Садовник и цветы», «Айболит», «Адвокаты», «Глухие и немые», «Эхо», «Чепуха, или нелепица» . Выпуск газеты «Слово в театре»
- «Этюд»
Включает в себя отработку сценического этюда и комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения.
Упражнения «Зеркало», «Зонтик», «Пальма».
Задачи учителя. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.
- «Театральная игра»
Предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.
Задачи учителя. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества. Работа со сценарием сказки «12 месяцев»
- «Этика и этикет»
Включает осмысление общечеловеческих ценностей с задачей поиска учащимися собственных смыслов и ценностей жизни, обучение культуре общения, нормам достойного поведения (этикет), воспитание эстетических потребностей (быть искусным читателем, зрителем театра), индивидуальную диагностику нравственного развития учащегося и возможную его корректировку. Составление рассказа «Человек- высшая ценность». Работа со сценическим этюдом «Скульптура». Сценические этюды в паре : «Реклама», «Противоречие». Сценические этюды по группам: «Очень большая картина», «Абстрактная картина», «натюрморт», «Пейзаж».
VI. Художественное чтение. Драматургия.
Знакомство с драматургией. Работа над пьесами. Развивать культурный уровень исполнительской деятельности в театре. Основная работа над голосом.
VII. Стержень театрального искусства
Работа над главной ролью в пьесе. Культурный уровень исполнительской деятельности в театре. Основная работа над голосом. Игры и упражнения направленные на развитие речевого аппарата.
VIII. Игры -путешествия
Работа с органами артикуляции, дикцией. Познакомить обучающихся с элементами искусственного перевоплощения с элементами игровой деятельности.
Развивать у детей воображение.
IX. Мастерство актера. Пластика
Знакомство с мастерством актера. Проводить упражнения на пластику. Развивать актерское мастерство с использованием сказок импровизированных упражнений.
Учебно-тематический план 2-го года обучения.
Задачи:
Обучающие:
- обучение знаниям о театре как части общечеловеческой культуры, о значимости театра в развитии цивилизации и современного общества;
- обучение практическим навыкам выразительного чтения произведений разного жанра;
- обучение речевому дыханию и артикуляции;
- обучение дикции на материале скороговорок и стихов, рассказов с использованием некоторых шумов, звуков;
- обучение составлению психологического автопортрета.
Развивающие:
- развитие творческих способностей, их речевой и сценической культуры, наблюдательности, воображения, эмоциональной отзывчивости;
- развитие у обучающихся познавательного интереса к искусству.
Воспитательные:
- воспитание творческой активности;
- воспитание самостоятельности и умения творческой работы в коллективе.
- воспитание взаимоуважения.
№ | Содержание занятий | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | ||||||||
т | п | т | п | т | п | т | п | т | п | т | п | т | п | т | п | ||
1. | Вводная беседа. Знакомство с планом в объединении, выбор актива. | 2 | |||||||||||||||
2. | Культура и техника речи | 2 | |||||||||||||||
2.1 | Игры на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции. | 2 | |||||||||||||||
2.2 | Основная работа над голосом. Игры по развитию четкой дикции, логики речи и орфоэпии | 2 | |||||||||||||||
2.3 | Чтение сказок с использованием импровизационных упражнений | 2 | |||||||||||||||
2.4 | Театрализованная игра «Назывной рассказ или стихотворение», «На что похоже задуманное?» | 2 | |||||||||||||||
2.5 | Мини-истории про героев произведений | 2 | |||||||||||||||
2.6 | Изготовление Уголка театрального объединения «Творческая мастерская» | 2 | |||||||||||||||
3.1 | Этюд. Работа с пантомимой. | 2 | |||||||||||||||
3.2 | Психофизический тренинг Развитие координации. | 2 | |||||||||||||||
3.3 | Разбор этюдов «Движение в образе», «Ожидание», «Диалог». | 2 | |||||||||||||||
3.4 | Пантомимические этюды на заданную тему | 2 | |||||||||||||||
3.5 | Совершенствование осанки и походки. | 2 | |||||||||||||||
3.6 | Отработка пантонимического этюда «Один делает, другой мешает». | 2 | |||||||||||||||
3.7 | Сценическое действие Отработка сценического этюда на воображение «Ожидание» | 2 | |||||||||||||||
3.8 | Разбор выбранного постановочного материала | 2 | |||||||||||||||
4 | Театральная игра Знакомство со структурой театра, его основными профессиями: актер, режиссер | 2 | |||||||||||||||
4.1 | Знакомство с профессиями театра: сценарист, художник, гример. Отработка ролей | 2 | |||||||||||||||
4.2 | Техника грима. Изготовление декораций. Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального сопровождения | 2 | |||||||||||||||
4.3 | Гигиена грима и технические средства в гриме. | 2 | |||||||||||||||
4.4 | Приемы нанесения общего тона. Отработка сценария. Репетиция | 2 | |||||||||||||||
4.5 | Инсценировка по крылатым выражениям из басен И.А. Крылова. | 2 | |||||||||||||||
4.6 | Инсценировка по сказке Сергея Михалкова «Как медведь трубку нашел». Распределение ролей | 2 | |||||||||||||||
4.7 | Работа над мимикой. Подбор музыкального сопровождения к сценарию сказки. Репетиция. | 2 | |||||||||||||||
5 | Этика и этикет. Связь этики с общей культурой человека | 2 | |||||||||||||||
5.1 | Составление рассказа «Святая память» по воспоминаниям родных. | 2 | |||||||||||||||
5.2 | Репетиция сценического этюда «В такси», «На улице, в транспорте, в лифте», «В вагоне поезда» | 2 | |||||||||||||||
5.3 | Скоморох - уличный артист | 2 | |||||||||||||||
5.4 | Работа с элементами искусства перевоплощения | 2 | |||||||||||||||
5.5 | Особенности движений, передающие образы персонажей в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | 2 | |||||||||||||||
5.6 | Характер героев и их движения | 2 | |||||||||||||||
5.7 | Репетиция сказки | 2 | |||||||||||||||
6 | Художественное чтение Драматургия | ||||||||||||||||
6.1 | Знакомство с драматургией. Главные герои пьесы «Дело о бриллианте лучшего сыщика Англии» | 2 | |||||||||||||||
6.2 | Чтение текста пьесы по ролям | 2 | |||||||||||||||
6.3 | Репетиция пьесы. | 2 | |||||||||||||||
6.4 | Работа над главной ролью в пьесе | 2 | |||||||||||||||
6.5 | Культурный уровень исполнительской деятельности в театре | 2 | |||||||||||||||
6.6 | Основная работа над голосом | 2 | |||||||||||||||
6.7 | Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата. Основная работа над голосом | 2 | |||||||||||||||
6.8 | Игры по развитию языковой догадки | 2 | |||||||||||||||
7 7.1 | Стержень театрального искусства | 2 | |||||||||||||||
7.2 | Исполнительское искусство детей в сказках | 2 | |||||||||||||||
7.3 | Поведение в актерском искусстве | 2 | |||||||||||||||
7.4 | Возможности актера в сказке «Сказка о Марфе и Вареньке» | 2 | |||||||||||||||
7.5 | Выразительность действий персонажей сказки | 2 | |||||||||||||||
7.6 | Общие выводы по актерскому мастерству | 2 | |||||||||||||||
7.7 | Многообразие выразительных средств в театре (декорации) | 2 | |||||||||||||||
7.8 | Основы театрального искусства (итоговое занятие) | 2 | |||||||||||||||
8. 8.1 | Игры – путешествия Игра-путешествие по сказкам «Своя игра» | 2 | 2 | ||||||||||||||
8.2 | Работа над органами артикуляции, дикции и знакомство с нормами орфоэпии | 2 | |||||||||||||||
8.3 | Работа над образом. Анализ мимики лица. Прически и парики | 2 | |||||||||||||||
8.4 | Развитие воображения и умения работать в остром рисунке («в маске») | 2 | |||||||||||||||
8.5 | Работа над текстом. | 2 | |||||||||||||||
8.6 | Работа с элементами искусства перевоплощения с элементами игр | 2 | |||||||||||||||
8.7 | Культурный уровень исполнительской деятельности в игре | 2 | |||||||||||||||
9. 9.1 | Мастерство актера Пластика | 2 | |||||||||||||||
9.2 | Знакомство с упражнениями на пластику | 2 | |||||||||||||||
9.3 | Упражнения на развитие рече-двигательной координации | 2 | |||||||||||||||
9.4 | Произвольные игры. Скоростная подготовка (скороговорки) | 2 | |||||||||||||||
9.5 | Импровизационные упражнения на пластику в парах | 2 | |||||||||||||||
9.6 | Чтение сказок с использованием импровизационных упражнений | 2 | |||||||||||||||
9.7 | Актерское мастерство в произведениях (скороговорки) | 2 | |||||||||||||||
9.8 | Итоговое занятие | 2 | |||||||||||||||
4 | 12 | 2 | 14 | 2 | 14 | 4 | 12 | 4 | 12 | 2 | 14 | 4 | 12 | 2 | 14 | ||
Итого: 128ч. Т-24, П-108 | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 |
Ожидаемый результат второго года обучения
Знать:
- что такое пантомима; сценический этюд;
- стихотворный текст в движении и разных позах;
Уметь:
- владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
- действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;
- создавать пантонимические этюды: тень, имитация поведения животного;
- изготавливать маски и декорации;
- сочинять загадки- метаграммы, загадки- логогрифы.
Быть:
- творчески способным;
- творчески активным;
- дружелюбным со сверстниками.
Содержание базовых тем 2-го года обучения.
- «Введение»
Направлено на ознакомление обучающихся с планом кружка, с выбором актива кружка; изготовление уголка театрального объединения «Творческая мастерская»
- «Культура и техника речи»
Объединяет игры и упражнения , направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии. В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять загадки- метаграммы и загадки-логогрифы.
III.«Этюд» включает работу над пантомимой; создание пантонимических этюдов: тень, имитация поведения животного .
IV.«Театральная игра» предусматривает работу над сценическими этюдами: изображать различные звуки, шумы, иллюстрирующих чтение отрывков; умение общаться в коллективе со сверстниками. Инсценировка по сказке Сергея Михалкова «Как медведь трубку нашел», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Дело о бриллианте лучшего сыщика Англии», «Сказка о Марфе и Вареньке».
V «Этика и этикет»
Включает умение составлять подробный психологический автопортрет; осмысление общечеловеческих ценностей с задачей поиска учащимися собственных смыслов и ценностей жизни, обучение культуре общения, нормам достойного поведения (этикет), воспитание эстетических потребностей (быть искусным читателем, зрителем театра).
VI. Художественное чтение. Драматургия.
Знакомство с драматургией. Работа над пьесами. Развивать культурный уровень исполнительской деятельности в театре. Основная работа над голосом.
VII. Стержень театрального искусства
Работа над главной ролью в пьесе. Культурный уровень исполнительской деятельности в театре. Основная работа над голосом. Игры и упражнения направленные на развитие речевого аппарата.
VIII. Игры -путешествия
Работа с органами артикуляции, дикцией, с элементами искусственного перевоплощения, с элементами игровой деятельности.
Развивать у детей воображение.
IX. Мастерство актера. Пластика
Знакомство с мастерством актера. Проводить упражнения на пластику. Развивать актерское мастерство с использованием сказок, импровизированных упражнений.
Методическое обеспечение Программы
№п/п | Название раздела | Форма занятий | Методы и приёмы организации УВП | Формы проведения итогов | Материально техническое обеспечение | Ожидаемые результаты |
1 | Введение | Коллективная индивидуальная | -Объяснительно- иллюстративный; -словесный; -репродуктивный; | -Устный опрос; практические работы | Материалы инструменты: Бумага, ножницы, фломастеры, игры Технические средства: компьютер, принтер | Знать: Значение театра; Уметь: Отличать театр от других видов искусств. Быть: терпимым по отношению к ребятам |
2 | Культура и техника речи | Коллективная индивидуальная | Объяснительно- иллюстративный; творческий | -Устный опрос; практическая работа | Материалы и инструменты: бумага, карандаши Технические средства: Дидактические игры и упражнения | Знать: как развивать дыхание, правильную артикуляцию, четкую дикцию, логику и орфоэпию. Уметь: сочинять загадки- метаграммы и загадки-логогрифы. |
3 | Этюд | Коллективная, групповая индивидуальная | Объяснительно- иллюстративный; творческий | Практическая работа
| Дидактические игры и упражнения | Знать: работу над пантомимой Уметь: выполнять сценические этюды. |
4 | Театральная игра | Индивидуальная коллективная | Объяснительно- иллюстративный; -творческий. | Практическая работа | Дидактические Игры и упражнения | Знать: работу над сценическими этюдами. Уметь:изображать различные звуки, шумы, иллюстрирующих чтение отрывков; общаться в коллективе со сверстниками. |
5 | Этика и этикет | Индивидуальная коллективная | Объяснительно- иллюстративный; -творческий | Практическая работа | Дидактические Игры и упражнения | Знать:алгоритм составления подробного психологический автопортрета; нормы достойного поведения Быть: искусным читателем, зрителем театра.
|
6 | Художественное чтение. Драматургия | Индивидуальная коллективная | Словесное, творческое | Практическая работа | Дидактические игры и упражнения | Знать:работу над пьесой Уметь:выразительное чтение пьесы |
7 | Стержень театрального искусства | Индивидуальная коллективная | Словесное, творческое | Практическая работа | Дидактические игры и упражнения | Знать:работу над голосом; работу над главной ролью Быть:искусным слушателем |
8 | Игры-путешествия | Индивидуальная коллективная | Словесное, творческое | Практическая работа | Дидактические игры и упражнения | Знать:работу с артикуляцией,дикцией Уметь:искусственно перевоплощаться |
9 | Мастерство актера | Индивидуальная коллективная | Словесное, творческое | Практическая работа | Дидактические игры и упражнения | Знать:мастерство актера Уметь:импровизировать упражнения |
Литература для педагога.
- Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации /сост. Н.К. Беспятова – М.: Айрис- пресс, 2014. – 176 с. – (Методика).
- Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания детей средствами театра – М.: ВЦХТ, 2014 – 139 с.
- Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе: Приятное с полезным. – М.: Школьная Пресса, 2014. – 144.
- Скоркина Н.М. Нестандартные формы внеклассной работы. – Волгоград: учитель – АСТ, 2013. – 72 с.
- Внеклассная работа: интеллектуальные марафоны в школе. 5-11 классы / авт. – сост. А.Н. Павлов. - М.: изд. НЦЭНАС, 2014. – 200 с.
- Львова С.и. Уроки словесности. 5-9 кл.: Пособие для учителя. - М.: Дрофа, 2013 – 416 с
Литература для детей.
1.Колчеев Ю.В., Колчеева Н.И. Театрализованные игры в школе.- М.,2005
2.Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции.- М., 2003
3.Понсов А.Д. Конструкции и технологии изготовления театральной декорации.- М.,1988
Литература для родителей
1.Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми.- С.Пб., 2008
2.Буева Л.П. Личность и среда. Ребенок в системе коллективных отношений.- М.,2006
3.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М.,1991
4. Игры, конкурсы, развлечения.-Волгоград,2001
Приложение 1.
Алгоритм работы над пьесой.
1. Выбор пьесы, обсуждение её с детьми.
2. Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
3. Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.
4. Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
5. Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декорации и реквизита (можно условна), с музыкальным оформлением.
6. Репетиция всей пьесы целиком.
7.Премьера.
Схема психологического автопортрета обучающегося
1.Уровень самооценки.
2.Тип темпераметра.
3.Тип мышления.
4.Уровень эмоциональности, способности к разрешению конфликтов.
5.Организаторские и коммуникативные способности.
6.Аналитические и творческие способности.
7.Уровень внимания, памяти, интеллекта.
8.Тип личности.
9.Склонности, способности, интересы.
10.Отношение к определенному типу профессий.
Приложение 2.
Общие правила техники безопасности.
1. Работу начинай только с разрешения учителя. Когда учитель обращается к тебе, приостанови работу. Не отвлекайся во время работы.
2. Не пользуйся инструментами, правила обращения, с которыми не изучены.
3. Употребляй инструменты только по назначению.
4. Не работай неисправными и тупыми инструментами.
5. При работе держи инструмент так, как показал учитель.
6. Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте.
7. Содержи в чистоте и порядке рабочее место.
8. Раскладывай инструменты и оборудование в указанном учителем порядке.
9. Не разговаривай во время работы.
10.Выполняй работу внимательно, не отвлекайся посторонними делами.
Правила обращения с ножницами.
1. Пользуйся ножницами с закругленными концами. Храни ножницы в указанном месте в определенном положении.
2. При работе внимательно следи за направлением реза.
3. Не работай тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.
4. Не держи ножницы лезвиями вверх.
5. Не оставляй ножницы в открытом виде.
6. Не режь ножницами на ходу.
7. Не подходи к товарищу во время резания.
8. Передавай товарищу закрытые ножницы кольцами вперед.
9. Во время резания удерживай материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвий ножниц.
Правила обращения с клеем.
1. При работе с клеем нужно пользоваться специальной кисточкой.
2. Наносить клей на изделия аккуратно.
3. Иметь салфетку для вытирания лишнего клея.
4. При попадания клея в глаза и рот промыть чистой водой.
5. Не пачкать клеем парты, стулья, одежду.
Правила обращения с бумагой.
1. Обводить шаблоны с обратной стороны цветной бумаги, экономно расходуя место.
2. Осторожно!!! О края бумаги можно обрезаться!
3. После работы остатки ненужной бумаги выбрасывать в мусорную корзину.
Приложение 3.
Гимнастика для глаз.
Длительная работа с мелкими материалами (зерновыми и т. п.) вызывает утомление, поэтому необходим перерыв, во время которого можно выполнить гимнастику для глаз.
Обучающимся предлагается удобно сесть на стул, выпрямить спину, облокотиться на спинку стула, руки положить на колени и выполнить следующие упражнения:
- не двигая головой, медленно поднять глаза вверх, затем опустить вниз (5-10 раз);
- посмотреть влево – вправо, не двигая головой (5-10 раз);
- упражнение «восьмерка» (5-6 раз);
- закрыть глаза, слегка похлопать по векам подушечками пальцев (15-30 секунд);
- открыть глаза, сконцентрировать внимание на близко расположенном предмете, затем перевести взгляд на далеко расположенный предмет (5-10 раз);
- поворачивая голову влево и вправо, постараться максимально увидеть, что находится за спиной;
- запрокинув голову, постараться максимально увидеть, что находится сзади;
- глубоко вдохнуть, выдохнуть, 2-3 раза поднимая руки на вдохе вверх и опуская их вниз на выдохе;
- походить по кабинету.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.
В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ Социально – педагогической направленности...
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...
Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.
Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Татьяна СтаниславовнаМБОУ ДОД «Центр внешкольной ...