Конспект занятия
методическая разработка (6 класс) по теме

Конспект

занятия на тему:

«Элементы материаловедения. Ткани растительного происхождения. Получение и строение тканей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx23.69 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

занятия на тему:

«Элементы материаловедения. Ткани растительного происхождения. Получение и строение тканей»

Педагог дополнительного образования Сергеева Е.И.

Цель занятия:


Познакомить с историей возникновения тканей; с производством и структурой хлопчатобумажных и льняных тканей;
Научить определять направление долевой и уточной нитей;
Научить определять лицевую и изнаночную стороны;
Познакомить с профессией ткача и прядильщицы;

Задачи:
Образовательная – расширить кругозор учащихся; познакомить с получением и структурой хлопчатобумажных и льняных тканей; познакомить с историей получения тканей.
Развивающая – развивать мыслительные способности, умение сравнивать и делать выводы.
Воспитательная – способствовать развитию интереса к предмету; развитию патриотических качеств (на примерах изобретений)
Практическая – научить определять направление нити основы, лицевую и изнаночную стороны ткани, выполнять полотняное переплетение.
Методы обучения: беседа, рассказ, наглядно – иллюстративные, практический.
Оборудование и материалы: коллекции получения хлопчатобумажных и льняных тканей, образцы тканей, проектор, экран, игла, лупа, образцы одежды из х/б и льняных тканей, форма отчета.
Тип занятий: комбинированный

План занятия:
1. Организационный момент: проверка готовности к занятиям, проверка присутствующих.
2. Изучение нового материала: знакомство с темой, беседа по теме занятия, объяснение, получения тканей, рассказ об истории производства тканей, знакомство с коллекциями, просмотр презентации.
3. Практические работы: Изучение строения ткани, изготовление полотняного переплетения.
4. Проверка усвоения изученного: ответы на вопросы (кроссворд).
5. Подведение итогов: анализ выполненных работ, оценка за практические работы.
6. Постановка домашнего задания.

Ход занятия:
1. Педагог проверяет готовность учащихся к занятиям.
2. Вступление:

Вы знаете, мы с вами живем в удивительное время, время изобилия во всем. Сколько разных конфет можно купить, сколько интересных игрушек, какие замечательные книги выпускают типографии, а сколько одежды – на любой вкус. Ну, а если ничего не нравится, бери ткань и шей. Ведь ткани тоже очень много.
И как бы нам позавидовал первобытный человек, который все свое имущество носил на себе. Он все что-то придумывал, пробовал делать. И выжил.
А что случилось бы, если бы вы оказались на необитаемом острове, без одежды и запасов пищи? Смогли бы вы себя обслужить? Ну, например, изготовить одежду?
Ответ: Нет!
А знаете почему? Потому что не хватает знаний! Но это можно исправить.
Я вам предлагаю во всеоружии подготовиться к такой ситуации и узнать, хотя бы, как изготовить одежду и из чего.
Есть очень интересный раздел «Материаловедение». Так вот там есть такая информация (схема). (Учитель воспроизводит на доске схему и комментирует). Все волокна делятся на натуральные и химические. Натуральные волокна могут быть растительного происхождения, животного и минерального. Химические волокна мы пока не будем изучать. На острове это не пригодится, а вот с растительными волокнами мы должны обязательно познакомиться.
Запишите в тетради тему урока «Ткани из растительных волокон».
Зарисуйте схему.
Волокна
Натуральные химические
Растительные, животные, минеральные
(Учащиеся записывают тему урока и зарисовывают схему в тетрадь, затем учитель знакомит их с целью урока).
В конце урока мы должны ответить на вопросы:
Что значит ткань растительного происхождения?
Как и из чего их получают?
Узнать структуру ткани.
А главное запастись знаниями. Ведь единственная ноша, которая не тянет – это знания и умения.
Скажите, а как вы понимаете словосочетание «волокна растительного происхождения»?
Ответ: Волокна, которые получают из растений.
Правильно! А известны ли вам такие растения?
(если ученики называют растения, то учитель записывает их на доске и дополняет своими)
Хлопок
Лен
Крапива
Конопля
Джут
Кенаф
(можно заранее написать названия растений на бумаге, и прикреплять на доске в той последовательности, в которой будут называть дети)
Из крапивы, конопли, джута и кенафа получают технические ткани, шпагаты.
А вот из хлопка и льна получают прекрасные ткани.
Давайте подробнее в этом разберемся.
У вас на столах лежат коллекции. Возьмите коробку, на которой написано «Хлопок».
(дети рассматривают коллекцию. Педагог на доске воспроизводит этапы получения хлопковой ткани. Дети записывают основные этапы получения ткани в тетрадь). Затем

педагог знакомит с исторической справкой получения хлопчатника.
Историческая справка о производстве хлопчатника.
Хлопок – выходец из Египта. Мумия, которою нашли археологи, относящаяся к 2500 г до нашей эры была обернута в хлопковую ткань. Название хлопок имеет арабское происхождение.
В Средней Азии хлопчатник также возделывался с древности. Здесь много солнца, а «дитя солнца», как называют хлопчатник, в пору цветения больше всего любит свет и тепло.
Бухарские купцы вместе с шелками везли хлопчатобумажные ткани в Царство Московское. Среди привозных тканей нередко упоминается бязь, которая в переводе означает хлопок.
В России в ХVI веке окрашивали готовые миткали. Собственного прядения в России не было долго, и пряжу возили из Астрахани и Бухары. Только в 1787 году купец Иван Каретников пустил фабрику по выработке миткалей и набивных ситцев. Основанная с высочайшего позволения Екатерины 11 текстильная мануфактура во Владимирской губернии была прототипом будущих фабрик Иваново - Вознесенска. Сегодня в Ивановской области работает крупнейшее предприятие, которое выпускает прекрасные ткани.
А знаете, у каждого из вас дома есть образец хлопкового волокна? Кто подскажет - что это? (это вата.)
Теперь давайте посмотрим, как обрабатывают лен. (Рассматривают коллекцию и записывают основные этапы в тетрадь, учитель знакомит с историей производства льна)
Историческая справка об использовании льна.
Уже 10 тысяч лет люди выращивают лен на полях. Впервые это стали делать в Индии. К сожалению, в наше время льняных полей не так уж много – растить лен сложно. А жаль. Голубое поле цветущего льна похоже на озеро средь зеленых лугов.
А какие хорошие ткани получаются изо льна! Даже космонавты, отправляясь, в полет надевают льняное белье.
В Древнем Египте умели прясть такие тонкие льняные нити, что они были почти невидимы. Искусные египетские ткачи изготавливали из них тончайшую прозрачную ткань. Через пять ее слоев просвечивало тело, а все платье можно было протянуть через перстень. При этом ткань была очень прочной. Конечно, она ценилась на вес золота, и носить ее могли только цари и жрецы.
Русские мастерицы умели прясть такие тонкие нити, что работать с ними можно было только в сыром и холодном подвале. В сухом теплом помещении тонкие нити часто рвались. Из таких нитей плели знаменитые льняные кружева – блады. Еще на Руси умели ткать льняное полотно с рисунком: ни одной окрашенной нити, а на ткани – то ромашка, то ветки рябины, то петухи.
А вот такие рубахи из льняного полотна, которое изготавливали в домашних условиях, шили ваши прабабушки.(учитель показывает рубахи из самотканого льна) И сегодня, у каждого человека есть льняная одежда, спим мы на прекрасных льняных простынях.
А с чего все начиналось?
Презентация «Как ткани ткут и нити прядут»
Сначала древние люди научились не ткать, а плести – из веток, тростника, травы. Может сами додумались, а может, подсмотрели у птиц?
Вот такое гнездо плетет птичка «ткачик», а вот так трудится «длиннохвостая ткачиха».
Стали выращивать хлопок, и учились его очищать. Необходимо отделить волокна от семян. Вначале была вот такая машина в Индии, а позже американцы изобрели такую очистительную машину.
Сейчас хлопковые поля убирают комбайном.

Получение нитей – это прядение.
Вначале вручную, при помощи незамысловатых веретенец, а потом придумали прялку. Помните у Пушкина: «Три сестрицы под окном пряли поздно вечерком…» Может на такой прялке, а может на такой?
А это прядильная машина. Приводилась в движение при помощи водяного колеса. Изобрели их в 1791 году в Англии. Но еще за десять лет до этого подобную прядильную машину изобрел русский ткач Радион Глинков.
На таких станках работали в 80х годах 20 века на Брянском камвольном комбинате.
А топом учились переплетать нити или ткать.
На таких станках работали ткачи Древнего Рима.
Это механический станок в Англии.
На современном станке легко управляется с работой ткачиха, не прикладывая особой физической силы.
Устроен станок интересно.
Одни нити натянуты. Их называют основа. А другая нитка, которую называют уток, бегает между натянутых нитей. Натянутые нити или нити
Вот такая нехитрая наука!
Итак, запишите в тетрадь:
Ткань получают путем переплетения ниток.
Полотняное переплетение – переплетение ниток через одну.
Основа – нить, идущая вдоль ткани.
Уток – нить, идущая поперек ткани
Кромка – не осыпающийся край ткани.
А теперь мы выполним практическую работу.
(Для выполнения работы на партах у учеников лежат: форма отчета в виде таблицы, лупа, образец ткани, желательно льняной, так как на ней хорошо заметна разница между нитками основы и утка. На ткани следует стрелкой указать направление нити основы.)
3.Лабораторно-практическая работа «Изучение нитей основы и утка»
Порядок выполнения работы:
Выньте из ткани по две нити разного направления вдоль – основа, поперек – уток (учитель помогает заполнить первую колонку).
Возьмите лупу и сравните, какая из ниток толстая, а какая тонкая? Запишите в тетрадь.
Рассмотрите, какая нитка гладкая, а какая пушистая?
Теперь ответьте на вопрос: Какая нить ровная, а какая извитая?
Какая нить тянется больше, а какая меньше?
Все ответы запишите в таблицу.
Нить Вдоль или Поперек ткани,  Толстая или Тонкая, Гладкая или пушистая, Ровная или
извитая, Тянется больше или меньше, Основа, Уток
(под таблицей приклеивают образцы)
Проверяют здесь же и оценивают.
Очень часто, работая с тканью, необходимо знать, как направлена нить основы. На образцах, которые вы получили, я обозначила направление основы. Но Ткань получают из ниток. А откуда нити берутся? Сами волокна короткие, а нити получаются длинные, хоть до Луны дотягивай! ы должны уметь это делать самостоятельно.
Есть три способа определения нити основы:
А) по кромке
Б) по растяжению
В) по звуку
А сейчас попробуйте определить направление нити основы сами.
(образцы ткани размером 20*20 без кромки)
И еще один маленький вопрос мы должны решить.
(Педагог  показывает подготовленную заранее коллекцию образцов, прикрепленных разными сторонами наружу)
Посмотрите и скажите, чем отличаются эти лоскутки?

Учащиеся должны ответить, что часть лоскутов прикреплена лицевой стороной, а часть изнаночной)
Как определить лицевую сторону?
Запись в тетради:
Лицевую сторону определяют по яркости, по гладкости, по блеску, по чистоте отделки.
Вот и вся информация.
Закрепление изученного.
Посмотрите на доску, в тетрадь, вспомните, о чем мы говорили и ответьте на вопросы:
1. Из каких растений можно получить ткань?
2. Какие ткани получают из конопли и крапивы?
3. Что такое ткачество?
4. Что такое основа, уток, кромка?
5. Как переплетаются нити?
6. Сколько сторон у ткани?
7. Как определить направление нити основы?
8. Почему нить основы звонче?
9. Как определить лицевую сторону у гладкокрашеной ткани?

Я еще для вас подготовила кроссворд. Давайте попробуем его разгадать. За ответы на вопросы можно выдавать жетоны

5. Ну, вот и все. Мы справились с целью сегодняшнего урока. Вы пополнили запас знаний. Теперь вы хорошо знаете растения, из которых получают ткань. Для вас теперь не будут незнакомыми слова «основа», «уток», «кромка». На следующем занятии мы продолжим знакомство с тканями.

6. Постановка домашнего задания:

 Во время просмотра презентации, я обращала ваше внимание на то, что ткань получают путем переплетения ниток. Наиболее простой способ переплетении – полотняное. Дома вы сделаете образец такого переплетения. Это не сложно сделать из бумаги.
(педагог показывает этапы выполнения). Ваша задача сделать переплетение более разноцветным с использованием полосок бумаги более тонких.
Это будет ваше творческое задание.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно-развивающих логопедических занятиях с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи. Конспект занятия.

Совершенствование методов обучения в Новых Стандартах Образования предусматривает всестороннее развитие творческой активности учащихся, повышение их самостоятельности. В связи с этим большое значение ...

План -конспект занятия "Введение в образовательную программу". Тема занятия "В царстве волшебных лоскутков"

Занятие рассчитано на младший школьный возраст. На этом занятии дети знакомятся с видом декоративно- прикладного творчества -художественным гильошированием....

Конспект занятия по РРС и ФПСР.Индивидуальное занятие по РРС и ФПСР.Здоровье. Автоматизация звука С.

Тема ФПРС:  Автоматизация звука «С».Цель: Тренировать ребёнка в умении правильно произносить звук «С» в открытых слогах и между гласными в словах, фразах и предложениях. Тема РРС:  «Здо...

План-конспект занятия "Волшебные пальчики" и презентация к занятию.

Занятие «Волшебные пальчики».Цель:  Формирование чувства психологической защищённости у детей в условиях совместной творческой деятельности.Задачи:        I....

Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер». Тема занятия «Вводное занятие. История бисера».

Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер».Тема занятия «Вводное занятие. История бисера»....