Театральное образовательное пространство, как средство развития детского творчества
статья на тему
Статья об Образцовом художественном коллективе детском музыкальном театре-студии «Гармония» МОУ СОШ № 40 им. М.К.Видова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Dlya_publikacii_na_sayte.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Театральное образовательное пространство, как средство развития детского творчества.
В современном обществе резко повысился престиж интеллекта и научного знания. Отсюда стремление научить детей читать, писать и считать, а не способности чувствовать, думать,и творить. Таким образом, эмоционально-духовная сущность превращается во вторичную ценность. Дети реже восхищаются и удивляются,возмущаются и сопереживают, чаще проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограниченны, а игры однообразны. Кроме того, многие дошкольники в последнее время не посещают детские сады, а электронные игрушки и компъютеры не способны компенсировать ребенку детское сообщество, без которого невозможно полноценное психическое и социальное развитие личности. Такие дети не умеют занять себя в свободное время, на окружающий мир смотрят без особого удивления и интереса, как потребители. У них недостаточно развиты память и внимание, а психологи, отмечая недостаток наблюдательности и творческой выдумки, часто ставят диагноз: "недоиграл", т.е. не натренировал свою фантазию в радостном процессе игры. Много думая над этой проблемой, сначала работая с детьми на музыкальных занятиях в детском саду, позже на уроках музыки в школе, у меня возникла потребность найти такую форму развития у детей творческих способностей, которая была бы близка и интересна мне и максимально действенна и эффективна для детей.
Так, в 1997 году в г. Новороссийске Краснодарского края мною был создан Детский музыкальный театр «Гармония», руководителем и педагогом которого я являюсь по сей день. В 2008 году театр получил звание – Образцовый художественный коллектив детский музыкальный театр –студия «Гармония» МОУ СОШ № 40 им. М.К.Видова. Театру в сентябре 2011 года исполнится 14 лет. В данное время в Детском образцовом музыкальном театре «Гармония» МАОУ СОШ № 40 им. М.К. Видова занимаются дети и подростки с 5 до 18 лет и взрослые с 18 до 23 лет. За эти годы театр принял участие более чем в десяти фестивалях Муниципального, Краевого, Всероссийского и Международного уровней, достойно представив на них и г. Новороссийск и Краснодарский край. Результаты участия в этих фестивалях разные, но они свидетельствуют о постоянном стремлении и педагогов и участников коллектива к росту профессионального уровня. Театр осуществляет свои постановки в жанре детской оперы, мюзикла, оперетты, часто обращаясь к темам социального и гражданского характера.
Главной целью для меня, как для руководителя и педагога театра, прежде всего, стало воспитание в детях и подростках нравственных и духовных ценностей, развитие творческих способностей, желания творить и создавать, умения трудиться и уважать труд своих товарищей по коллективу, а также воспитание хорошего вкуса и любви к истинному искусству.
С древних времен различные формы театральной деятельности служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Почти 15 лет работы с детьми и подростками в музыкальном театре дали мне возможность окончательно убедиться в том, что самый действенный и короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка и развития его творческих способностей - путь через игру, сочинительство, фантазирование. Все это может дать театрализованная деятельность. Как педагог и руководитель детского театрального коллектива, считаю необходимым в качестве условия популяризации и развития детского театрального творчества постоянное проведение открытых уроков, мастер классов, благотворительных спектаклей, фестивалей школьных театров с участием в них педагогов дополнительного образования и учащихся общеобразовательных школ. Такой вид обучения и общения педагога и ребенка, как театрализованная игра, включаемая во все формы организации педагогического процесса, предполагает качественно новый уровень взаимоотношений между и ребенком и взрослым, и между детьми. Например, прием превращения дает ребенку возможность «превратить» себя, других детей, любой предмет в кого или во что угодно. Эти упражнения помогают лучше понять сущность вещей, учат владеть телом и развивают воображение. Этюды на взаимодействие с товарищем, с группой, с предметом или воображаемым предметом, с самим собой, с окружающим пространством развивают умение не только отстаивать свое мнение, но и уступать другим ради общего дела, находить единомышленников, приносят радость человеческого общения и единения. Театральные игры рассчитаны на активное участие в них ребенка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса.
Также на практических занятиях, включающих в себя как теорию, так и практику театрального обучения, для более эффективного и качественного развития у детей и музыкального слуха, и вокальных данных, эмоций и творческих способностей незаменимы традиционные технологии индивидуальной и групповой театральной деятельности : работа над ролью, постановка голоса, работа с монологами и вокальными произведениями, тренинги и мастер-классы по актерскому мастерству, сценическому движению и речи.
Ну а теперь не без гордости поделюсь с вами некоторыми результами своей деятельности и в качестве педагога и в качестве руководителя детского музыкального театра за последние 5 лет. В 2004 году мною была реализована инициатива проведения в г. Новороссийске первого городского фестиваля детских и юношеских школьных театров, получившего название «Золотой цыпленок». За период времени с 2004 по 2011 годы при поддержке Администрации и Управления образования г. Новороссийска было проведено пять фестивалей, в которых приняли участие более 40-ка театральных коллективов школ г. Новороссийска и его пригородов, поселков Абрау, Натухаевский, Верхнебаканский, Гайдук, Раевская и других. Основной целью и задачей этих фестивалей является приобщение детей и подростков к театральной деятельности, как к самому, на мой взгляд, действенному и эффективному способу гармоничного и духовного развития человека. Главной визитной карточкой фестиваля решено было сделать постоянное проведение не формальных а настоящих, полноценных мастер-классов для педагогов – руководителей самодеятельных театральных школьных коллективов и детей, занимающихся в этих коллективах.
Проведение мастер-классов по актерскому мастерству, вокалу, сценречи и сцендвижению стало традицией Фестиваля и залогом повышения профессионального уровня педагогов, занимающихся со школьниками театральной деятельностью.
Для проведения мастер-классов были использованы знания, полученные в 2003, 2005, 2006 и 2010 годах на курсах режиссеров любительских театров, проходивших на базе ГОУКК Краевого учебно-методический центр (Краснодар), Государственного Российского дома народного творчества (Москва), и Государственного Московского театрального колледжа под руководством Олега Павловича Табакова, а также на мастер-классах, проводимых на фестивалях, в которых участвовал и образцовый детский музыкальный театр «Гармония».
На основе педагогического опыта работы с детьми в образцовом детском музыкальном театре «Гармония» мною были написаны «Методические рекомендации и основные задачи вокального воспитания, используемые в комплексе с театральными дисциплинами на занятиях с детьми и подростками в детском образцовом музыкальном театре «Гармония». Также в процессе занятий, вместе с педагогами театра «Гармония», я использую различные апрбированные программы по актерскому мастерству, вокалу, сценическому движению, сценической речи и хореографии, использую разработки открытых уроков на темы: «Игра на развитие артикуляционного аппарата», «речевой пластический тренаж», «освобождение и развитие сценического голоса», «постановка и развитие вокального дыхания», «тренинг по сценическому движению» и др..В данное время на рассмотрении специалистов Администраци МО г. Новороссийск находится проект программаы развития детского театрального творчества «Детский театр в Новороссийске».
Но самой значимой частью своей деятельности, и как профессионального музыканта, и как педагога дополнительного образования детей, и как руководителя детского музыкального театра, считаю создание авторских произведений для театра - сочинение музыки к спектаклям, предназначенным для детей и юношества, написание сценариев и работа над спектаклями не только в качестве педагога, но и в качестве режиссера-постановщика. Мною написана музыка и сценарии к 4 спектаклям.
В августе 2010 года по рекомендации Краевого Департамента Образования и науки и при поддержке Администрации МО г. Новороссийск Образцовый детский музыкальный театр «Гармония» МАОУ СОШ № 40 им. М.К.Видова представлял Краснодарский Край на Всероссийском фестивале «Театральная юность России», посвященном 65-летию Великой Победы, где представил свою авторскую постановку «Чужие сны». (Авторы спектакля Галина Сырохватова - музыка и постановка спектакля, Наталия Бондарева – либретто и Светлана Титова- преподаватель актерского мастерства). На этом фестивале театр Гармония получил высокие награды: Специальный диплом за самое глубокое раскрытие темы Великой отечественной Войны, премию нацпроекта Министерства Образования и науки Российской федерации «Талантливая Молодежь» за звание Лауреата 3 степени в номинации актерская работа – Валерии Титовой (приказ Миниобрнауки № 359 от 30.09.09) и 7 путевок в детский лагерь «Орленок». Деятельность коллектива периодически на протяжении многих лет освещалась в средствах массовой информации : газетах «Новороссийский рабочий», «Вечерний Новороссийск», «Новороссийские вести», АИФ Кубань, а также в программах телевидения «Новая Россия» и Краевого телевидения "Новое Телевидение Кубани".
На протяжении 14 лет работы с детским театральным коллективом, с родителями и с детской аудиторией, для которой непосредственно предназначены результаты деятельности любого любительского театрального коллектиыва , без участия которой они будут бессмысленны, важно обозначить проблему крайне недостаточного воспитания в современном обществе, а в частности в семье, потребности и взрослых и детей в постоянном соприкосновении с театральным искусством. Другими словами, культура семейного посещения театра, особенно в провинциальных городах, на мой взгляд, развивается очень медленно. Активная работа, которую проводят общеобразовательные учереждения по массовому посещению театра школьниками, огромна. Но она никогда не заменит ребенку и тем более подростку, живое общение с близкими и во время посещения театра, и во время обсуждения увиденного и услышанного. И в связи с этим считаю необходимым на всех уровнях вести более активную работу с родителями, с семьей, по воспитанию необходимой для всестороннего развития ребенка и подростка потребностью общения с искусством театра, которое никогда не заменят ставшие неотъемлемой частью нашей жизни телевидение и компьютер.
Поэтому, условием дальнейшей перспективы развития своей педагогической деятельности я также считаю постоянную работу с родителями как участников театрального коллектива, так и потенциальных зрителей, по приобщению семейной аудитории к театральному искусству. А также обращение в процессе работы над новыми музыкальными спектаклями к лучшим образцам западной и особенно русской детской драматургии, наиболее близкой и понятной нашему менталитету, способствующей правильному нравственному развитию и юного актера и юного зрителя.
Галина Сырохватова.
Педагог дополнительного образования. Руководитель детского образцового музыкального театра "Гармония" города-героя Новороссийска Краснодарского края.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательное пространство как фактор развития личности воспитанника
В статье приводятся теоретические аспекты развития образовательного пространства учебного заведения....
Использование образовательного пространства школы для развития одаренных детей
В статье раскрыта проблема создания условий необходимых для развития способностей обучающихся и работы с одаренными детьми в рамках образовательного пространства школы....
Моделирование культурно-образовательного пространства для индивидуального развития ребенка средствами дополнительного образования
Роль и место дополнительного образования в новой модели образования...
Инновационный социальный проект "Музей как образовательное пространство и фактор развития образовательного учреждения"
В конце 60-х годов ХХ века в Холбонской средней школе по инициативе завуча Игнатия Филипповича Ларионова начинается работа по созданию музея, к ней были привлечены учащиеся, все работники школы и роди...
Организация образовательного пространства обучающихся средствами ИКТ-технологий на уроках математики
Важнейшей тенденцией современного этапа информатизации образования является стремление к интеграции различных электронных средств, задействованных в учебном процессе, таких как электронные справочники...
Театрально-игровая деятельность, как средство развития речи ребёнка
Тема: Театрально-игровая деятельность, как средстворазвития речи ребёнка.Работаю учителем-логопедом в Синарском детском доме 12 лет. В нашем учреждении воспитываются дети разного возраста и разными об...
Методический мастер-класс «Машина Голдберга, как средство развития детского технического творчества».
Методический материал для организации работы с обучающимися по развитию технического творчества....