Педагог в условиях дистанционного образования
материал
Дистанционное образование.
Плюсы и минусы для педагога.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Что такое дистанционное обучение и в чем его преимущества
Дистанционное обучение – это обучение на расстоянии с помощью интернет-технологий или других технических средств. Часто дистанционное обучение путают с домашним. Но это два разных формата: в первом случае учебный план создается школой или университетом, во втором — родителями.
Основные форматы дистанционного обучения: видео- и аудиоконференции, занятия на интерактивной платформе, вебинары, коммуникация в чатах или по электронной почте. Можно сочетать сразу нескольких форматов.
Дистанционное образование давно используется в разных странах, у нас же оно только набирает популярности. Во многом «благодаря» пандемии COVID-19. И несмотря на все трудности и вызовы онлайн-обучения, оно может стать толчком для качественных перемен в системе образования.
Врядли какие-либо учреждения дополнительного образования преследовали цели внедрения дистанционного обучения. Уверенна каждый педагог предпочёл бы очную деятельность дистанционной, но иногда это вынужденная мера и педагоги вынуждены научиться применять формы дистанционного обучения в учреждениях дополнительного образования.
Плюсы дистанционного обучения
- Форма подачи материала
Технологии позволяют дополнять уроки элементами интерактива. Делать видеоролики с эффектами или персонажами, создавать красочные презентации, разрабатывать собственные инструменты, проводить проверку в форме игры.
- Актуальность материала
Не секрет, что учебники морально устарели, а школьная программа оторвана от реальной жизни. Онлайн дает возможность быстро получить новейшую информацию, обновить потерявшие актуальность карты и найти альтернативу скучным задачам.
- Персональная образовательная траектория
На дистанционном обучении легче двигаться в соответствии с возможностями ученика. Часто в классе робкие или медлительные дети чувствуют себя неуверенно, а в домашней атмосфере они могут лучше проявить себя и получают дополнительное время на выполнение заданий.
- Повторение пройденного материала
Дети часто стесняются переспросить учителя, когда что-то непонятно. На дистанционном обучении этой проблемы нет. Уроки можно переслушивать столько, сколько нужно, чтобы закрепить пройденный материал. Можно проходить тесты, чтобы отработать навыки, в любое время вернуться к материалу, чтобы освежить в памяти конкретные даты, факты, правила. И все это без участия учителя.
- Развитие навыка самообразования
Уметь учиться — главный навык ХХI века. Эксперты утверждают, что в 2030 году процесс обучения станет непрерывным. Дистанционное обучение дает возможность прокачать этот навык уже сейчас, больше учась самостоятельно.
- Снижение психической и физической нагрузки
Безусловно, неожиданный переход в онлайн без подготовки провоцирует повышение уровня стресса. Но, если заранее спланировать уроки и подготовку к ним и автоматизировать рутинные процессы, появляется больше времени для физической активности и отдыха. А еще автоматизация предупреждает эмоциональное выгорание, ведь вам не приходится делать одну и ту же работу раз за разом.
А что с минусами?
- Недостаток реального общения
Главный недостаток дистанционного обучения — чувство одиночества. Это может приводить к депрессивным состояниям или обострению хронических болезней. Лучшая профилактика — проводить время с родными, друзьями, коллегами и просить поддержку, если чувствуете, что не справляетесь.
Больше о том, как справляться со стрессом, читайте в нашем материале «10 вдохновляющих TED-лекций, которые должен посмотреть каждый учитель».
- Избыток гаджетов и информационный шум
Во время онлайн-уроков накапливается усталость, ведь вы не видите всех учеников, не всегда можете верно интерпретировать их эмоции и язык тела. Разглядывать детей в «черных квадратиках», вылавливать пранкеров или прогульщиков тоже непросто.
Большой концентрации требует подготовка к урокам и работа за монитором. Это непрерывная сидячая работа, которую важно разбавлять физической нагрузкой или прогулками.
Проблема с созданием творческой, вдохновляющей атмосферы учебного процесса
На дистанционном обучении сложнее «почувствовать» класс, подстроиться к нему эмоционально. Из-за того, что дети на уроке чаще всего с выключенными микрофонами, теряется спонтанность и непринужденность.
- Трудности с мотивацией
Иногда ученики увиливают от занятий, рассчитывая, что потом как-нибудь сдадут тест или напишут контрольную. Они пропускают новые темы и не выполняют задания. Это влияет на мотивацию учителей и их настроение. Незаменимыми в таких ситуациях становятся игры на уроке или групповые исследования (творческие, научные или ролевые проекты, дискуссии в группах с составлением финального эссе).
- Сложно отделить свободное время от рабочего
Если у вас родительский чат на личном номере, то сообщения могут отвлекать до позднего вечера. А утром снова уроки. Ограничение рабочего времени или два телефона — рабочий и личный — помогут освободить часы для любимых занятий.
А теперь несколько советов, которые помогут педагогу свести к минимуму минусы дистанционного обучения:
Пользуйтесь одной образовательной платформой, вместо видеоконференций в одной программе и чатах — в другой.
Используйте интерактивные и игровые методы обучения, продумайте задания для работы в мини-группах и самостоятельных исследований. Игра — не потеря времени, а возможность для детей снова ощутить себя частью коллектива и не чувствовать изолированность. Что помогает лучше справляться со сложными задачами.
Заботьтесь об эмоциональном состоянии учеников. Можно сделать короткий тест в Google Forms и раз в неделю просить учеников ответить на несколько простых вопросов: как ты себя чувствовал на этой неделе? с кем из учителей ты хотел бы пообщаться? если да, то как с тобой связаться? Это практика укрепляет связь между учениками и учителями.
Позвольте ученикам видеть в вас живого человека. Давайте персонализированную обратную связь, задавайте вопросы, пишите личные сообщения.
Делайте иногда прямые трансляции, даже если можно обойтись уроками в записи. Это оживит процесс обучения, добавит в него немного человечности и поддержит позитивный настрой учеников.
Пропишите заранее правила общения между вами и детьми, вами и родителями, и учениками между собой, а также — структуру уроков, принципы оценивания, время публикаций домашних заданий и дедлайны по ним. Это снижает общий уровень тревожности.
Используйте разные активности для сплочения одноклассников: игры на знакомства, обсуждение эмоций, веселые анкеты для учеников с обсуждением ответов, подготовка смешного рассказа по фотографии.
Выделите время для отдыха, поиска новой информации, методических задач.
Как сделать дистанционное обучение более интересным: платформы и инструменты
Онлайн открывает новые горизонты и дает много возможностей как ученикам, так и педагогам. Мы собрали лучшие платформы для создания уроков и видеозвонков, сервисы для редактирования изображений и видео, полезные блоги и ресурсы с задачками, квизами и играми по разным предметам, которые помогут вам автоматизировать процесс обучения и сделать его более интересным.
Платформы для создания своих уроков:
- Moodle — бесплатная система для дистанционного обучения с открытым кодом;
- Edmodo — приложение-социальная сеть для обучения;
- Google Classroom — веб-приложение от Google для обмена заданиями и файлами между педагогами и учениками;
- iSpring Learn — платформа для дистанционного обучения детей.
Программы для видеоконференций:
- Microsoft Teams — видеоконференции (не больше 100 участников) с чатом, общим просмотром экрана и местом на облачном хранилище;
- Google Hangouts — инструмент для звонков, сообщений и видеочатов в небольших группах (до 10 человек).
Графические редакторы и сервисы для создания иллюстраций и презентаций:
- Pear Deck — интерактивные презентации в реальном времени;
- PicMonkey — редактор фотографий, создание коллажей;
- Tux Paint — простой графический редактор для детей 3–12 лет;
- Renderforest — видеоредактор с возможностью создавать собственных персонажей;
- TouchCast — создание смарт-видео с различными эффектами.
Ресурсы с учебными задачами и играми:
- Учи.ру — интерактивные занятия по математике для начальной школы;
- Kahoot! — быстрое создание обучающих игр;
- Matific — математические игры для детей от 4 до 11 лет;
- Quizizz — развлекательные викторины для учеников;
- TinyTap — площадка интерактивных образовательных игр для дошкольников и школьников.
Видеоблоги:
- Arzamas.academy — канал об истории культуры проекта «Арзамас»;
- развлекательный Youtube-канал «Будни Учителя» о школьной жизни;
- «Простая наука» — канал с подборками физических опытов и экспериментов;
- «Российский учебник» — видеозаписи открытых уроков, мастер-классов и вебинаров.
А вот несколько лайфхаков, которые помогут педагогу справиться с нагрузкой от дистанционного обучения:
- приемы тайм-менеджмента: планирование дня и недели, выделение реалистичного и достаточного времени для задач, работа с перерывом на отдых;
сервисы для сокращения времени на проверку домашних заданий:
Google Forms — простые тесты или опросы;
Survio — опросы с возможностью фильтровать данные, строить графики и добавлять медиафайлы;
Padlet — онлайн-доска с возможностью делиться файлами, комментировать их и проверять задания в реальном времени;
- упражнения для снижения уровня стресса (короткие медитации, глубокое дыхание, улыбка или смех, запись прошедших за день событий и чувств, связанных с ними);
- прогулки или легкая физическая нагрузка;
- похвала учеников и родителей;
- любимые творческие занятия;
- возможность обсудить с кем-то свои сложности без осуждения.
Электронные ресурсы
50 электронных библиотек рунета | Мел (mel.fm)
https://pedsovet.su/dates/7314_5_russkoyazichnih_servisov_dlya_sozdaniya_interaktivnih_uprajnenii_k_urokam?ysclid=lgqkacd4bl665882110 - Русскоязычные сервисы для создания интерактивных упражнений к занятиям.
https://vk.com/@smp10-onlain-instrumenty-dlya-sozdaniya-interaktivnyh-zadanii-dlya?ysclid=lgqkegw9ui442341855 – онлайн сервисы для создания интерактивных заданий
Dashboard - VUCAC – онлайн доска с шаблонами
https://resh.edu.ru – Российская электронная школа (есть вкладка дополнительное образование и по всем направленностям есть онлайн уроки, ребенок может посмотреть любые занятия)
Видеоуроки в интернет - сайт для учителей (videouroki.net)
Методические рекомендации по реализации дополнительных общеразвивающих программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
Современная реальность такова, что компьютер, глобальные сети стали неотъемлемой частью процесса познания, частью нашего быта и огромным пространством для общения. В настоящее время в условиях большого объема информации осуществляется переход к мультимедийному способу ее восприятия. Игнорирование этого факта в лучшем случае никак не повлияет на образовательные успехи школьника, а в худшем случае оставит его позади тех учеников, которые обучаются с педагогом, ориентирующимся в мультимедийном пространстве и эффективно использующим его. Сегодня все школьники активно используют социальные сети, фотохостинги, пабликжурналы, блоги, планшеты и мобильные телефоны. Это позволяет получать информацию в любой момент времени и в любом месте. В системе дополнительного образования дистанционное обучение и поддержка обучающихся могут оказать существенное влияние на успех в образовательной деятельности и адекватное самоопределение. Свобода выбора способа получения знаний и способов предъявления результатов своей деятельности значительно расширяют возможности обучающихся в выборе собственной образовательной траектории. Более того, дистанционные формы работы необходимы в дополнительном образовании в качестве инструментов мотивации обучающихся и развития индивидуально-личностных интересов. Внедрение дистанционных технологий и электронного обучения осуществляется в рамках реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ст. №16) и приказа Министерства просвещения от 09.11.2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (п. №10).
Основными задачами внедрения дистанционного обучения в образовательный процесс можно считать:
− пополнение информационного образовательного ресурса объединения;
− создание единой образовательной информационной среды в интернет-пространстве для участников образовательных отношений;
− повышение конкурентоспособности личности через освоение информационных технологий для успешного встраивания в систему общественных, профессиональных и межличностных отношений;
− увеличение эффективности коммуникативной деятельности в режиме онлайн;
− формирование у обучающихся мотивации в освоении дополнительной общеразвивающей программы в дистанционном режиме;
− освоение способов познавательной деятельности в пространстве дистанционного образования.
Формы дистанционной поддержки обучающихся.
Хорошо зарекомендовали себя формы дистанционной поддержки обучающихся в системе дополнительного образования. Это система обмена мгновенными сообщениями, пересылка учебных материалов (текстов, графики, видео и др.), онлайн-консультации,, осуществление разнообразной обратной связи через социальные сети, блоги, это система дистанционного контроля (тестирование, онлайн-олимпиады, прохождение квеста и др.), обучение через виртуальные образовательные среды, образовательные интернет-порталы. И в каждом отдельном случае может применяться та или иная форма поддержки, осуществляться выбор инструментов и способов взаимодействия педагога и обучающегося. Открытость информационно-медийного пространства позволяет включить в эту систему родителей и всех заинтересованных лиц, делая процесс обучения еще и процессом социального, культурного взаимодействия. Наличие специальных программ, электронных пособий, участие в вебинарах помогает педагогу выбрать удобную для себя форму работы. Адекватное применение форм дистанционного взаимодействия выводит образовательный процесс на новый уровень, который отличается открытостью.
Применение дистанционных технологий и электронного обучения
Министерство просвещения рекомендует пользоваться следующими онлайн-ресурсами для дистанционного обучения:
Дистанционное обучение для педагогов -
, помогаем педагогам - карантин, дистанционное обучение в школах и не только! (mailerlite.com)
Для педагогов (в помощь) - Мосметод (mosmetod.ru)
Создание тематических блогов в соцсетях (vk.com, facebook.com);
− Использование облачных ресурсов и видеохостингов (disk.yandex.ru, cloud.mail.ru, drive.google.com, youtube.com);
− Дистанционные образовательные платформы по направленностям системы дополнительного образования
Информационные ресурсы по дополнительному образованию - Google Документы
Информационные ресурсы по самообразованию - Журнал "Сам себе изобретатель" - На нашем сайте вы найдете советы и лайфхаки для создания нужных вам вещей своими руками. (asusfone.ru)
Свойства образовательного контента при организации дистанционной поддержки обучающихся
Образовательный контент, который удовлетворит познавательные потребности школьника, должен обладать свойствами онлайновой среды: интерактивностью, гипертекстуальностью, мультимедийностью.
Иными словами, чтобы обучающийся был включен в процесс непрерывного образования, чтобы он мог, руководствуясь личными познавательными интересами, в любое удобное время удовлетворять их, усваивать информацию и делать запросы, – мы должны предоставить ему не только книгу, текст, но и графику, видеоролик, шаблоны и примеры, задания и тесты прямо сейчас и здесь. То есть некий ресурс, в котором мы можем оперативно отвечать на его запросы, отслеживать его активность и поощрять результат.
Личный блог педагога как мультимедийная среда обучения
Самым оптимальным способом организации такого контента является создание личного блога педагога. Онлайн-общение с обучающимися может осуществляться через социальные сети, поскольку практически все школьники имеют аккаунты и страницы, завязанные на них. Оповещения об изменениях в блоге могут проходить через социальную сеть, а непосредственная дистанционная работа связана с личным блогом педагога. Блог педагога при грамотном подходе, тщательной технической организации – это уникальное мультимедийное пространство, которое предоставляет обучающимся прежде всего разнообразные возможности. Обучающиеся могут отслеживать новости и календарь событий, в которых можно принять участие, запрашивать и находить примеры и шаблоны заданий и упражнений, получать ссылки на тесты и упражнения, консультации по вопросам, видеть моментальное предъявление результата деятельности, получать оценку своей работы как со стороны педагога, так и со стороны заинтересованных лиц. Это только поверхностный перечень возможностей, которые получает педагог и обучающийся, работая в общем мультимедийном пространстве.
Кейс-технологии для дистанционной поддержки.
На более высоком уровне владения информационными технологиями педагог может применять кейс-технологии для дистанционной поддержки.
Суть кейс-технологии – это составление индивидуального плана работы, при котором каждый обучающийся получает кейс: пакет учебной литературы, мультимедийный видеокурс и задания по общеразвивающей программе, а в случае необходимости электронную рабочую тетрадь. Последняя представляет собой своеобразный путеводитель по программе и содержит рекомендации по изучению учебного материала, контрольные вопросы для самопроверки, тесты, творческие и практические задания. В рамках реализации программы обучающийся запрашивает помощь у педагога (электронная почта, соцсети, мессенджеры), получает консультации, обращается к примерам в блоге, отправляет результаты своей работы педагогу для размещения в блоге. При этом информационно-мультимедийное пространство позволяет использовать различные интерактивные задания, анимированные примеры, нелинейные формы работы через гиперссылки. Для оценки результатов обучающихся педагог может использовать в одних случаях онлайн голосование, в других применять оценки по критериям, а в целом представлять мониторинг в форме рейтинга. Внедрение данной технологии позволяет индивидуализировать учебный процесс, сохранить возможности разноуровневого дифференцированного обучения, дать обучающимся выбор возможностей усвоения материала (через текст, видео, онлайн-консультирование и другие формы). Таким образом, информационно-коммуникационные технологии предоставляют возможность каждому ребенку осуществлять свободное (субъектное) действие по решению жизненных проблем и дают новые способы деятельности, а инструменты и ресурсы сети Интернет несут в себе огромный обучающий потенциал. Образование со временем станет более конвергентным, поэтому проникновение мультимедийного пространства в деятельность педагога – процесс закономерный.
Модель корреспондентского обучения — это обучение по переписке. Учителя и ученики постоянно обмениваются учебными материалами, домашними заданиями и результатами. Очные контакты не планируются. Ученики получают:
• 1) учебные материалы, которые они должны изучить за определенный промежуток времени;
• 2) задачи, которые необходимо выполнить;
• 3) вопросы, на которые необходимо ответить.
Учитель консультирует и проверяет контрольные работы. Ученик посылает все выполненные задания преподавателю и получает ответ, в котором содержится не только формальная оценка, но и анализ содержания ответов, рекомендации. Обмен информацией может происходить как по почте, так и по другим каналам связи: телефон, факс, компьютерных сетях. Модель в целом ориентирована на случаи, когда в месте обучения ученика отсутствуют связи.
Модель сетевого обучения базируется на использовании сети Интернет. После зачисления на учебный курс ученик получает пароль для санкционированного доступа к учебной информации и фамилия тьютора или педагога для индивидуальных консультаций и сдачи промежуточных тестов. Общение с преподавателем реализуется с помощью электронной почты, теле- или видеосвязи. Экзамены реализуются в очной форме или с помощью видео-конференц-связи.
Для успешного обучения ученик в системе дистанционного обучения необходимы хорошо подготовленные учебные пособия, которые должны отличаться четкостью изложения, наглядностью материала и оптимальной краткостью, а также выполнять методические функции руководства обучением.
Доставка учебной информации, как правило, осуществляется или по почте (текстовые материалы), или с использованием систем телекоммуникации (телевидение, Интернет, электронная почта). Важную роль для связи с учителем играет телефон, электронная почта. Групповая работа, интерактивные формы обучения реализуются в форме теле- и видеоконференций, дискуссионных групп в режиме онлайн.
В современных условиях прогресса электронной связи основными дистанционными образовательными технологиями является интернет-технология и телекоммуникационная технология. В качестве основного информационного ресурса в учебном процессе используются методически проработаны информационные базы данных, включающие фонд основной учебной и учебно-методической литературы, фонд периодических изданий, фонд научной литературы (в виде изданий на различных типах носителей). При дистанционном обучении каждому ученику с помощью телекоммуникаций обеспечивается доступ к средствам дистанционного обучения и основным информационного ресурса в объеме часов учебного плана.
Средства дистанционного обучения
. В традиционном учебном процессе средствами обучения являются печатные издания учебников, учебно-методических пособий, справочников, записи на доске и конспекты, плакаты, кино- и видеофильмы, а также слово преподавателя. В дистанционном обучении средства обучения значительно шире. Наряду с традиционными информационными ресурсами для обеспечения дистанционного обучения используются:
• - специализированные учебники по мультимедийным сопровождением;
• - электронные учебно-методические комплексы, включающие электронные учебники, учебные пособия;
• - тренинговые компьютерные программы;
• - компьютерные лабораторные практикумы;
• - контрольно-тестирующие комплекты;
• - учебные видеофильмы и аудиозаписи;
• - компьютерные сети.
Электронные учебные пособия и комплексы имеют ряд преимуществ:
• - компактность хранения в памяти компьютера; гипертекстовые возможности, мобильность, тиражируемой;
• - возможность оперативного внесения изменений и дополнений;
• - удобство пересылки по электронной почте.
По сути, это автоматизированная обучающая система, которая включает в себя дидактические, методические и информационно-справочные материалы по учебной дисциплине, а также программное обеспечение, позволяющее использовать их для самостоятельного получения и контроля знаний.
Компьютерные обучающие системы позволяют дифференцировать процесс обучения, дают ученику обратную связь об ошибках, обеспечивают самоконтроль и самокоррекцию, демонстрируют визуальную информацию, моделируют и имитируют процессы, дают возможность проводить лабораторные работы в условиях виртуальной реальности.
Компьютерные сети есть множество компьютеров, соединенных каналами связи, осуществляющих хранение и передачу информации. Глобальная компьютерная сеть Интернет соединила вместе много источников информации, прежде разделены. Они стали доступны для всех. Для пользователя (ученика) появилась возможность быстро получить текст источника, пользуясь компьютером, подключенным к Сети, и неважно, в каком городе или поселке, в какой стране этот компьютер находится. Ученик почти не ограничен пространственными и временными рамками для получения информации.
Современное дистанционное обучение требует от учащихся определенной компьютерной компетентности, понимания, как устроена Сеть, знания соответствующей терминологии и владение компьютерными навыками на уровне квалифицированного пользователя. Интернет несет в себе огромный потенциал образовательных услуг. Значительная часть пользователей работает в сети Интернет в диалоговом режиме, который требует постоянного участия пользователя в управлении поиском информации в Сети и ее "скачивании". В диалоговом режиме главное средство поиска информации в сети Интернет - Всемирная паутина (WWW - World Wide Web). Для навигации и просмотра интернет-ресурсов необходима специальная программа - браузер. Браузер - это программа навигации и просмотра интернет-ресурсов по их URL (Universal Resource Locator - универсальный ссылка). Наиболее распространенными браузерами для работы в настоящее время является Internet Explorer, Firefox и Google Chrome.
Особенности учебных занятий в дистанционном обучении.
Хотя самостоятельная работа учеников является основной в дистанционном обучении, традиционные виды учебных занятий - лекции, семинары, лабораторные занятия, контрольные работы, экзамены - также в нем используются. Однако проявляются некоторые специфические особенности в их проведении.
Лекции, в отличие от традиционных с учителем, исключают живое общение с преподавателем, но имеют другие преимущества. Для их записи используются аудио- и видеокассеты, СО-диски. Использование новейших информационных технологий (гипертекста, мультимедиа, виртуальной реальности) делает лекции выразительными и наглядными. Для создания лекций можно использовать возможности кинематографа: режиссуру, сценарий, артистов. Такие лекции можно слушать в любое время и на любом расстоянии. Кроме того, не нужно конспектировать материал.
Семинары дистанционного обучения является активной формой учебных занятий и могут проводиться в виде видеоконференций. Они позволяют включиться в дискуссию в любой момент, вернуться назад, пересмотреть предыдущие высказывания. Учитель выступает в роли равноправного партнера. Существует два вида электронных конференций, проводимых в Интернете: 1) "реальные" конференции, когда пользователи общаются друг с другом непосредственно, возможно, даже с использованием звука и изображения 2) отсроченные по времени дискуссии, которые чаще всего и называют электронными конференциями, или телеконференции.
Консультации является формой руководства работой учеников и оказания им помощи в самостоятельном изучении дисциплины. Для этого используется телефонная связь и электронная почта, которая стала таким же обычным средством телекоммуникации, как телефон и факс, и служит для пересылки текстовых сообщений, а также файлов, содержащих компьютерную программу, графическое изображение, электронную таблицу, документ в текстовом редакторе, а также аудио- и видеоинформацию. Электронная почта может использоваться для пересылки учебных материалов, заданий, для обсуждения неясных вопросов. Это отличное средство консультации, которым студенты пользуются все чаще. Электронная почта удобнее (не нужно договариваться о встрече с преподавателем и ехать), дешевле многих других средств передачи сообщений, допускает удобный асинхронный режим консультирования (можно спросить и заниматься другими делами; преподаватель ответит, когда сможет).
Лабораторные работы в дистанционном обучении предназначены для практического усвоения материала и могут использовать мультимедиа-технологии, имитационное моделирование. Виртуальная реальность позволяет продемонстрировать ученикам явления, которые в обычных условиях показать сложно или вообще невозможно.
Для наилучшего понимания изменений в деятельности педагога дополнительного образования можно представить важнейшие особенности дистанционного обучения:
− создание рабочего места, в которое входит техническое оборудование с выходом в интернет, позволяющее эффективно осуществлять взаимодействие педагога и обучающегося;
− интерактивность образовательного процесса – оперативное взаимодействие всех участников образовательных отношений с возможностью доступа к материалам обучения и к педагогу-консультанту, тьютору;
− индивидуализация образовательного процесса с возможностью персонифицировать процесс обучения. Обучающийся выбирает темп и объем освоения знаний.
В результате внедрения дистанционных форм обучения в образовательном процессе увеличивается информационная емкость занятий и глубина подачи материала без усиления нервно-психической нагрузки на обучающихся. Активизируется самостоятельная деятельность учащихся, создаются комфортные условия для углубленного изучения вида деятельности или предмета. За счет разнообразия в общении становятся более гармоничными отношения в рамках «педагог – обучающийся», психологическая среда – комфортной, в которой преобладает эффективное и конструктивное общение.
Развитие дистанционных технологий является очень важным направлением в системе образования, а содержание деятельности преподавателя значительно отличается от традиционного.
Во-первых, усложняется разработка курсов, которая требует от преподавателя специальных навыков, связанных с быстрым развитием информационных технологий.
Во-вторых, коммуникационные технологии позволяют сделать взаимодействия между учителем и учеником более активными и интенсивными, что требует от преподавателя специальных дополнительных усилий.
В-третьих, в отличие от традиционного образования, где центральная фигура - преподаватель, при использовании дистанционных технологий внимание переносится на ученика, а функция учителя - поддержать, направить, помочь.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и методы формирования ключевых компетентностей учащихся в условиях дистанционного образования.
“Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим передними проблемы, которые надо решить”....
Статья для конференции по теме: « Формирование социокультурной компетенции обучающихся через использование на уроке диалога культур в условиях дистанционного образования детей с ограниченными возможностями».
Статья для конференции по теме: « Формирование социокультурной компетенции обучающихся через использование на уроке диалога культур в условиях дистанционного образования детей с ограниченными во...
Проектирование урока в рамках системно-деятельностного обучения и в условиях дистанционного образования
ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, определ...
Статья «Индивидуализация образовательной среды в условиях дистанционного образования детей-инвалидов»
Статья посвящена идивидуализации образовательной среды в условиях дистанционного образования детей-инвалидов...
«Развитие эмоцинальной саморегуляции детей с ОВЗ на уроках биологии в условиях дистанционного образования»
В статье представлены различные способы и приемы развития саморегуляции детей с ОВЗ на уроках биологии в условиях дистанционного образования.Особенное внимание уделено приемам снятия мышечной напряжен...
Статья по теме "Коррекционно-развивающая работа в условиях дистанционного образования с помощью портала "Петербургское образование"
Образование с применением дистанционных технологий с помощью портала "Петербургское образование"...
Презентация "Особенности работы педагога в условиях дистанционного обучения"
Сложности при переходе педагогов на онлайн обучение в марте 2020 года показали, что большинство педагогов и специалистов службы сопровождения ОО не готовы к данному формату педагогической деятельности...