Педагог в условиях дистанционного образования
материал

Афаунова Аминат Юрьевна

Дистанционное образование. 

Плюсы и минусы для педагога. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Дистант39.56 КБ
PDF icon 16.11.pdf1.78 МБ

Предварительный просмотр:

Что такое дистанционное обучение и в чем его преимущества

Дистанционное обучение – это обучение на расстоянии с помощью интернет-технологий или других технических средств. Часто дистанционное обучение путают с домашним. Но это два разных формата: в первом случае учебный план создается школой или университетом, во втором — родителями.

Основные форматы дистанционного обучения: видео- и аудиоконференции, занятия на интерактивной платформе, вебинары, коммуникация в чатах или по электронной почте. Можно сочетать сразу нескольких форматов.

Дистанционное образование давно используется в разных странах, у нас же оно только набирает популярности. Во многом «благодаря» пандемии COVID-19. И несмотря на все трудности и вызовы онлайн-обучения, оно может стать толчком для качественных перемен в системе образования.

Врядли какие-либо учреждения дополнительного образования   преследовали цели внедрения дистанционного обучения. Уверенна каждый педагог предпочёл бы очную деятельность дистанционной, но иногда это вынужденная мера и педагоги вынуждены научиться применять формы дистанционного обучения в учреждениях дополнительного образования.

Плюсы дистанционного обучения

  • Форма подачи материала

Технологии позволяют дополнять уроки элементами интерактива. Делать видеоролики с эффектами или персонажами, создавать красочные презентации, разрабатывать собственные инструменты, проводить проверку в форме игры.

  • Актуальность материала

Не секрет, что учебники морально устарели, а школьная программа оторвана от реальной жизни. Онлайн дает возможность быстро получить новейшую информацию, обновить потерявшие актуальность карты и найти альтернативу скучным задачам.

  • Персональная образовательная траектория

На дистанционном обучении легче двигаться в соответствии с возможностями ученика. Часто в классе робкие или медлительные дети чувствуют себя неуверенно, а в домашней атмосфере они могут лучше проявить себя и получают дополнительное время на выполнение заданий.

  • Повторение пройденного материала

Дети часто стесняются переспросить учителя, когда что-то непонятно. На дистанционном обучении этой проблемы нет. Уроки можно переслушивать столько, сколько нужно, чтобы закрепить пройденный материал. Можно проходить тесты, чтобы отработать навыки, в любое время вернуться к материалу, чтобы освежить в памяти конкретные даты, факты, правила. И все это без участия учителя.

  • Развитие навыка самообразования

Уметь учиться — главный навык ХХI века. Эксперты утверждают, что в 2030 году процесс обучения станет непрерывным. Дистанционное обучение дает возможность прокачать этот навык уже сейчас, больше учась самостоятельно.

  • Снижение психической и физической нагрузки

Безусловно, неожиданный переход в онлайн без подготовки провоцирует повышение уровня стресса. Но, если заранее спланировать уроки и подготовку к ним и автоматизировать рутинные процессы, появляется больше времени для физической активности и отдыха. А еще автоматизация предупреждает эмоциональное выгорание, ведь вам не приходится делать одну и ту же работу раз за разом.

А что с минусами?

  • Недостаток реального общения

Главный недостаток дистанционного обучения — чувство одиночества. Это может приводить к депрессивным состояниям или обострению хронических болезней. Лучшая профилактика — проводить время с родными, друзьями, коллегами и просить поддержку, если чувствуете, что не справляетесь.

Больше о том, как справляться со стрессом, читайте в нашем материале «10 вдохновляющих TED-лекций, которые должен посмотреть каждый учитель».

  • Избыток гаджетов и информационный шум

Во время онлайн-уроков накапливается усталость, ведь вы не видите всех учеников, не всегда можете верно интерпретировать их эмоции и язык тела. Разглядывать детей в «черных квадратиках», вылавливать пранкеров или прогульщиков тоже непросто.

Большой концентрации требует подготовка к урокам и работа за монитором. Это непрерывная сидячая работа, которую важно разбавлять физической нагрузкой или прогулками.

Проблема с созданием творческой, вдохновляющей атмосферы учебного процесса

На дистанционном обучении сложнее «почувствовать» класс, подстроиться к нему эмоционально. Из-за того, что дети на уроке чаще всего с выключенными микрофонами, теряется спонтанность и непринужденность.

  • Трудности с мотивацией

Иногда ученики увиливают от занятий, рассчитывая, что потом как-нибудь сдадут тест или напишут контрольную. Они пропускают новые темы и не выполняют задания. Это влияет на мотивацию учителей и их настроение. Незаменимыми в таких ситуациях становятся игры на уроке или групповые исследования (творческие, научные или ролевые проекты, дискуссии в группах с составлением финального эссе).

  • Сложно отделить свободное время от рабочего

Если у вас родительский чат на личном номере, то сообщения могут отвлекать до позднего вечера. А утром снова уроки. Ограничение рабочего времени или два телефона — рабочий и личный — помогут освободить часы для любимых занятий.

А теперь несколько советов, которые помогут педагогу свести к минимуму минусы дистанционного обучения:

Пользуйтесь одной образовательной платформой, вместо видеоконференций в одной программе и чатах — в другой.

Используйте интерактивные и игровые методы обучения, продумайте задания для работы в мини-группах и самостоятельных исследований. Игра — не потеря времени, а возможность для детей снова ощутить себя частью коллектива и не чувствовать изолированность. Что помогает лучше справляться со сложными задачами.

Заботьтесь об эмоциональном состоянии учеников. Можно сделать короткий тест в Google Forms и раз в неделю просить учеников ответить на несколько простых вопросов: как ты себя чувствовал на этой неделе? с кем из учителей ты хотел бы пообщаться? если да, то как с тобой связаться? Это практика укрепляет связь между учениками и учителями.

Позвольте ученикам видеть в вас живого человека. Давайте персонализированную обратную связь, задавайте вопросы, пишите личные сообщения.

Делайте иногда прямые трансляции, даже если можно обойтись уроками в записи. Это оживит процесс обучения, добавит в него немного человечности и поддержит позитивный настрой учеников.

Пропишите заранее правила общения между вами и детьми, вами и родителями, и учениками между собой, а также — структуру уроков, принципы оценивания, время публикаций домашних заданий и дедлайны по ним. Это снижает общий уровень тревожности.

Используйте разные активности для сплочения одноклассников: игры на знакомства, обсуждение эмоций, веселые анкеты для учеников с обсуждением ответов, подготовка смешного рассказа по фотографии.

Выделите время для отдыха, поиска новой информации, методических задач.

Как сделать дистанционное обучение более интересным: платформы и инструменты

Онлайн открывает новые горизонты и дает много возможностей как ученикам, так и педагогам. Мы собрали лучшие платформы для создания уроков и видеозвонков, сервисы для редактирования изображений и видео, полезные блоги и ресурсы с задачками, квизами и играми по разным предметам, которые помогут вам автоматизировать процесс обучения и сделать его более интересным.

Платформы для создания своих уроков:

  • Moodle — бесплатная система для дистанционного обучения с открытым кодом;
  • Edmodo — приложение-социальная сеть для обучения;
  • Google Classroom — веб-приложение от Google для обмена заданиями и файлами между педагогами и учениками;
  • iSpring Learn — платформа для дистанционного обучения детей.

Программы для видеоконференций:

  • Microsoft Teams — видеоконференции (не больше 100 участников) с чатом, общим просмотром экрана и местом на облачном хранилище;
  • Google Hangouts — инструмент для звонков, сообщений и видеочатов в небольших группах (до 10 человек).

Графические редакторы и сервисы для создания иллюстраций и презентаций:

  • Pear Deck — интерактивные презентации в реальном времени;
  • PicMonkey — редактор фотографий, создание коллажей;
  • Tux Paint — простой графический редактор для детей 3–12 лет;
  • Renderforest — видеоредактор с возможностью создавать собственных персонажей;
  • TouchCast — создание смарт-видео с различными эффектами.

Ресурсы с учебными задачами и играми:

  • Учи.ру — интерактивные занятия по математике для начальной школы;
  • Kahoot! — быстрое создание обучающих игр;
  • Matific — математические игры для детей от 4 до 11 лет;
  • Quizizz — развлекательные викторины для учеников;
  • TinyTap — площадка интерактивных образовательных игр для дошкольников и школьников.

Видеоблоги:

А вот несколько лайфхаков, которые помогут педагогу справиться с нагрузкой от дистанционного обучения:

  • приемы тайм-менеджмента: планирование дня и недели, выделение реалистичного и достаточного времени для задач, работа с перерывом на отдых;

сервисы для сокращения времени на проверку домашних заданий: 

Google Forms — простые тесты или опросы; 

Survio — опросы с возможностью фильтровать данные, строить графики и добавлять медиафайлы; 

Padlet — онлайн-доска с возможностью делиться файлами, комментировать их и проверять задания в реальном времени;

  • упражнения для снижения уровня стресса (короткие медитации, глубокое дыхание, улыбка или смех, запись прошедших за день событий и чувств, связанных с ними);
  • прогулки или легкая физическая нагрузка;
  • похвала учеников и родителей;
  • любимые творческие занятия;
  • возможность обсудить с кем-то свои сложности без осуждения.

Электронные ресурсы

50 электронных библиотек рунета | Мел (mel.fm) 

https://infoselection.ru/infokatalog/literatura-knigi/biblioteki-i-meropriyatiya/item/63-10-luchshikh-elektronnykh-besplatnykh-bibliotek?ysclid=lgqk6bimaw666076131 – 40 библиотек.

https://pedsovet.su/dates/7314_5_russkoyazichnih_servisov_dlya_sozdaniya_interaktivnih_uprajnenii_k_urokam?ysclid=lgqkacd4bl665882110 - Русскоязычные сервисы для создания интерактивных упражнений к занятиям.

https://vk.com/@smp10-onlain-instrumenty-dlya-sozdaniya-interaktivnyh-zadanii-dlya?ysclid=lgqkegw9ui442341855 – онлайн сервисы для создания интерактивных заданий

Dashboard - VUCAC – онлайн доска с шаблонами  

https://resh.edu.ru – Российская электронная школа (есть вкладка дополнительное образование и по всем направленностям есть онлайн уроки, ребенок может посмотреть любые занятия)

Урок Цифры — всероссийский образовательный проект в сфере цифровой экономики (xn--h1adlhdnlo2c.xn--p1ai) 

Видеоуроки в интернет - сайт для учителей (videouroki.net) 

750+ бесплатных онлайн-курсов, вебинаров и видео-уроков на русском языке - Все Курсы Онлайн (vse-kursy.com) 

Методические рекомендации по реализации дополнительных общеразвивающих программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

 Современная реальность такова, что компьютер, глобальные сети стали неотъемлемой частью процесса познания, частью нашего быта и огромным пространством для общения. В настоящее время в условиях большого объема информации осуществляется переход к мультимедийному способу ее восприятия. Игнорирование этого факта в лучшем случае никак не повлияет на образовательные успехи школьника, а в худшем случае оставит его позади тех учеников, которые обучаются с педагогом, ориентирующимся в мультимедийном пространстве и эффективно использующим его. Сегодня все школьники активно используют социальные сети, фотохостинги, пабликжурналы, блоги, планшеты и мобильные телефоны. Это позволяет получать информацию в любой момент времени и в любом месте. В системе дополнительного образования дистанционное обучение и поддержка обучающихся могут оказать существенное влияние на успех в образовательной деятельности и адекватное самоопределение. Свобода выбора способа получения знаний и способов предъявления результатов своей деятельности значительно расширяют возможности обучающихся в выборе собственной образовательной траектории. Более того, дистанционные формы работы необходимы в дополнительном образовании в качестве инструментов мотивации обучающихся и развития индивидуально-личностных интересов. Внедрение дистанционных технологий и электронного обучения осуществляется в рамках реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ст. №16) и приказа Министерства просвещения от 09.11.2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (п. №10).

 Основными задачами внедрения дистанционного обучения в образовательный процесс можно считать:

  пополнение информационного образовательного ресурса объединения;

  создание единой образовательной информационной среды в интернет-пространстве для участников образовательных отношений;

 повышение конкурентоспособности личности через освоение информационных технологий для успешного встраивания в систему общественных, профессиональных и межличностных отношений;

  увеличение эффективности коммуникативной деятельности в режиме онлайн;

  формирование у обучающихся мотивации в освоении дополнительной общеразвивающей программы в дистанционном режиме;

  освоение способов познавательной деятельности в пространстве дистанционного образования.

Формы дистанционной поддержки обучающихся.

 Хорошо зарекомендовали себя формы дистанционной поддержки обучающихся в системе дополнительного образования. Это система обмена мгновенными сообщениями, пересылка учебных материалов (текстов, графики, видео и др.), онлайн-консультации,, осуществление разнообразной обратной связи через социальные сети, блоги, это система дистанционного контроля (тестирование, онлайн-олимпиады, прохождение квеста и др.), обучение через виртуальные образовательные среды, образовательные интернет-порталы. И в каждом отдельном случае может применяться та или иная форма поддержки, осуществляться выбор инструментов и способов взаимодействия педагога и обучающегося. Открытость информационно-медийного пространства позволяет включить в эту систему родителей и всех заинтересованных лиц, делая процесс обучения еще и процессом социального, культурного взаимодействия. Наличие специальных программ, электронных пособий, участие в вебинарах помогает педагогу выбрать удобную для себя форму работы. Адекватное применение форм дистанционного взаимодействия выводит образовательный процесс на новый уровень, который отличается открытостью.

Применение дистанционных технологий и электронного обучения

Министерство просвещения рекомендует пользоваться следующими онлайн-ресурсами для дистанционного обучения:

Министерство просвещения рекомендует школам пользоваться онлайн-ресурсами для обеспечения дистанционного обучения / Минпросвещения России (edu.gov.ru) 

Дистанционное обучение для педагогов -

, помогаем педагогам - карантин, дистанционное обучение в школах и не только! (mailerlite.com) 

Для педагогов (в помощь) - Мосметод (mosmetod.ru)

Создание тематических блогов в соцсетях (vk.com, facebook.com);

 Использование облачных ресурсов и видеохостингов (disk.yandex.ru, cloud.mail.ru, drive.google.com, youtube.com);

  Дистанционные образовательные платформы по направленностям системы дополнительного образования

Информационные ресурсы по дополнительному образованию - Google Документы 

Информационные ресурсы по самообразованию - Журнал "Сам себе изобретатель" - На нашем сайте вы найдете советы и лайфхаки для создания нужных вам вещей своими руками. (asusfone.ru) 

Свойства образовательного контента при организации дистанционной поддержки обучающихся

Образовательный контент, который удовлетворит познавательные потребности школьника, должен обладать свойствами онлайновой среды: интерактивностью, гипертекстуальностью, мультимедийностью.

Иными словами, чтобы обучающийся был включен в процесс непрерывного образования, чтобы он мог, руководствуясь личными познавательными интересами, в любое удобное время удовлетворять их, усваивать информацию и делать запросы, – мы должны предоставить ему не только книгу, текст, но и графику, видеоролик, шаблоны и примеры, задания и тесты прямо сейчас и здесь. То есть некий ресурс, в котором мы можем оперативно отвечать на его запросы, отслеживать его активность и поощрять результат.

Личный блог педагога как мультимедийная среда обучения

 Самым оптимальным способом организации такого контента является создание личного блога педагога. Онлайн-общение с обучающимися может осуществляться через социальные сети, поскольку практически все школьники имеют аккаунты и страницы, завязанные на них. Оповещения об изменениях в блоге могут проходить через социальную сеть, а непосредственная дистанционная работа связана с личным блогом педагога. Блог педагога при грамотном подходе, тщательной технической организации – это уникальное мультимедийное пространство, которое предоставляет обучающимся прежде всего разнообразные возможности. Обучающиеся могут отслеживать новости и календарь событий, в которых можно принять участие, запрашивать и находить примеры и шаблоны заданий и упражнений, получать ссылки на тесты и упражнения, консультации по вопросам, видеть моментальное предъявление результата деятельности, получать оценку своей работы как со стороны педагога, так и со стороны заинтересованных лиц. Это только поверхностный перечень возможностей, которые получает педагог и обучающийся, работая в общем мультимедийном пространстве.

Кейс-технологии для дистанционной поддержки.

На более высоком уровне владения информационными технологиями педагог может применять кейс-технологии для дистанционной поддержки.

Суть кейс-технологии – это составление индивидуального плана работы, при котором каждый обучающийся получает кейс: пакет учебной литературы, мультимедийный видеокурс и задания по общеразвивающей программе, а в случае необходимости электронную рабочую тетрадь. Последняя представляет собой своеобразный путеводитель по программе и содержит рекомендации по изучению учебного материала, контрольные вопросы для самопроверки, тесты, творческие и практические задания. В рамках реализации программы обучающийся запрашивает помощь у педагога (электронная почта, соцсети, мессенджеры), получает консультации, обращается к примерам в блоге, отправляет результаты своей работы педагогу для размещения в блоге. При этом информационно-мультимедийное пространство позволяет использовать различные интерактивные задания, анимированные примеры, нелинейные формы работы через гиперссылки. Для оценки результатов обучающихся педагог может использовать в одних случаях онлайн голосование, в других применять оценки по критериям, а в целом представлять мониторинг в форме рейтинга. Внедрение данной технологии позволяет индивидуализировать учебный процесс, сохранить возможности разноуровневого дифференцированного обучения, дать обучающимся выбор возможностей усвоения материала (через текст, видео, онлайн-консультирование и другие формы). Таким образом, информационно-коммуникационные технологии предоставляют возможность каждому ребенку осуществлять свободное (субъектное) действие по решению жизненных проблем и дают новые способы деятельности, а инструменты и ресурсы сети Интернет несут в себе огромный обучающий потенциал. Образование со временем станет более конвергентным, поэтому проникновение мультимедийного пространства в деятельность педагога – процесс закономерный.

Модель корреспондентского обучения — это обучение по переписке. Учителя и ученики постоянно обмениваются учебными материалами, домашними заданиями и результатами. Очные контакты не планируются. Ученики получают:

• 1) учебные материалы, которые они должны изучить за определенный промежуток времени;

• 2) задачи, которые необходимо выполнить;

• 3) вопросы, на которые необходимо ответить.

Учитель консультирует и проверяет контрольные работы. Ученик посылает все выполненные задания преподавателю и получает ответ, в котором содержится не только формальная оценка, но и анализ содержания ответов, рекомендации. Обмен информацией может происходить как по почте, так и по другим каналам связи: телефон, факс, компьютерных сетях. Модель в целом ориентирована на случаи, когда в месте обучения ученика отсутствуют связи.

       Модель сетевого обучения базируется на использовании сети Интернет. После зачисления на учебный курс ученик получает пароль для санкционированного доступа к учебной информации и фамилия тьютора или педагога для индивидуальных консультаций и сдачи промежуточных тестов. Общение с преподавателем реализуется с помощью электронной почты, теле- или видеосвязи. Экзамены реализуются в очной форме или с помощью видео-конференц-связи.

Для успешного обучения ученик в системе дистанционного обучения необходимы хорошо подготовленные учебные пособия, которые должны отличаться четкостью изложения, наглядностью материала и оптимальной краткостью, а также выполнять методические функции руководства обучением.

Доставка учебной информации, как правило, осуществляется или по почте (текстовые материалы), или с использованием систем телекоммуникации (телевидение, Интернет, электронная почта). Важную роль для связи с учителем играет телефон, электронная почта. Групповая работа, интерактивные формы обучения реализуются в форме теле- и видеоконференций, дискуссионных групп в режиме онлайн.

   В современных условиях прогресса электронной связи основными дистанционными образовательными технологиями является интернет-технология и телекоммуникационная технология. В качестве основного информационного ресурса в учебном процессе используются методически проработаны информационные базы данных, включающие фонд основной учебной и учебно-методической литературы, фонд периодических изданий, фонд научной литературы (в виде изданий на различных типах носителей). При дистанционном обучении каждому ученику с помощью телекоммуникаций обеспечивается доступ к средствам дистанционного обучения и основным информационного ресурса в объеме часов учебного плана.

Средства дистанционного обучения

. В традиционном учебном процессе средствами обучения являются печатные издания учебников, учебно-методических пособий, справочников, записи на доске и конспекты, плакаты, кино- и видеофильмы, а также слово преподавателя. В дистанционном обучении средства обучения значительно шире. Наряду с традиционными информационными ресурсами для обеспечения дистанционного обучения используются:

• - специализированные учебники по мультимедийным сопровождением;

• - электронные учебно-методические комплексы, включающие электронные учебники, учебные пособия;

• - тренинговые компьютерные программы;

• - компьютерные лабораторные практикумы;

• - контрольно-тестирующие комплекты;

• - учебные видеофильмы и аудиозаписи;

• - компьютерные сети.

Электронные учебные пособия и комплексы имеют ряд преимуществ:

• - компактность хранения в памяти компьютера; гипертекстовые возможности, мобильность, тиражируемой;

• - возможность оперативного внесения изменений и дополнений;

• - удобство пересылки по электронной почте.

По сути, это автоматизированная обучающая система, которая включает в себя дидактические, методические и информационно-справочные материалы по учебной дисциплине, а также программное обеспечение, позволяющее использовать их для самостоятельного получения и контроля знаний.

Компьютерные обучающие системы позволяют дифференцировать процесс обучения, дают ученику обратную связь об ошибках, обеспечивают самоконтроль и самокоррекцию, демонстрируют визуальную информацию, моделируют и имитируют процессы, дают возможность проводить лабораторные работы в условиях виртуальной реальности.

Компьютерные сети есть множество компьютеров, соединенных каналами связи, осуществляющих хранение и передачу информации. Глобальная компьютерная сеть Интернет соединила вместе много источников информации, прежде разделены. Они стали доступны для всех. Для пользователя (ученика) появилась возможность быстро получить текст источника, пользуясь компьютером, подключенным к Сети, и неважно, в каком городе или поселке, в какой стране этот компьютер находится. Ученик почти не ограничен пространственными и временными рамками для получения информации.

Современное дистанционное обучение требует от учащихся определенной компьютерной компетентности, понимания, как устроена Сеть, знания соответствующей терминологии и владение компьютерными навыками на уровне квалифицированного пользователя. Интернет несет в себе огромный потенциал образовательных услуг. Значительная часть пользователей работает в сети Интернет в диалоговом режиме, который требует постоянного участия пользователя в управлении поиском информации в Сети и ее "скачивании". В диалоговом режиме главное средство поиска информации в сети Интернет - Всемирная паутина (WWW - World Wide Web). Для навигации и просмотра интернет-ресурсов необходима специальная программа - браузер. Браузер - это программа навигации и просмотра интернет-ресурсов по их URL (Universal Resource Locator - универсальный ссылка). Наиболее распространенными браузерами для работы в настоящее время является Internet Explorer, Firefox и Google Chrome.

Особенности учебных занятий в дистанционном обучении.

Хотя самостоятельная работа учеников является основной в дистанционном обучении, традиционные виды учебных занятий - лекции, семинары, лабораторные занятия, контрольные работы, экзамены - также в нем используются. Однако проявляются некоторые специфические особенности в их проведении.

Лекции, в отличие от традиционных с учителем, исключают живое общение с преподавателем, но имеют другие преимущества. Для их записи используются аудио- и видеокассеты, СО-диски. Использование новейших информационных технологий (гипертекста, мультимедиа, виртуальной реальности) делает лекции выразительными и наглядными. Для создания лекций можно использовать возможности кинематографа: режиссуру, сценарий, артистов. Такие лекции можно слушать в любое время и на любом расстоянии. Кроме того, не нужно конспектировать материал.

Семинары дистанционного обучения является активной формой учебных занятий и могут проводиться в виде видеоконференций. Они позволяют включиться в дискуссию в любой момент, вернуться назад, пересмотреть предыдущие высказывания. Учитель выступает в роли равноправного партнера. Существует два вида электронных конференций, проводимых в Интернете: 1) "реальные" конференции, когда пользователи общаются друг с другом непосредственно, возможно, даже с использованием звука и изображения 2) отсроченные по времени дискуссии, которые чаще всего и называют электронными конференциями, или телеконференции.

  Консультации является формой руководства работой учеников и оказания им помощи в самостоятельном изучении дисциплины. Для этого используется телефонная связь и электронная почта, которая стала таким же обычным средством телекоммуникации, как телефон и факс, и служит для пересылки текстовых сообщений, а также файлов, содержащих компьютерную программу, графическое изображение, электронную таблицу, документ в текстовом редакторе, а также аудио- и видеоинформацию. Электронная почта может использоваться для пересылки учебных материалов, заданий, для обсуждения неясных вопросов. Это отличное средство консультации, которым студенты пользуются все чаще. Электронная почта удобнее (не нужно договариваться о встрече с преподавателем и ехать), дешевле многих других средств передачи сообщений, допускает удобный асинхронный режим консультирования (можно спросить и заниматься другими делами; преподаватель ответит, когда сможет).

    Лабораторные работы в дистанционном обучении предназначены для практического усвоения материала и могут использовать мультимедиа-технологии, имитационное моделирование. Виртуальная реальность позволяет продемонстрировать ученикам явления, которые в обычных условиях показать сложно или вообще невозможно.

Для наилучшего понимания изменений в деятельности педагога дополнительного образования можно представить важнейшие особенности дистанционного обучения:

  создание рабочего места, в которое входит техническое оборудование с выходом в интернет, позволяющее эффективно осуществлять взаимодействие педагога и обучающегося;

  интерактивность образовательного процесса – оперативное взаимодействие всех участников образовательных отношений с возможностью доступа к материалам обучения и к педагогу-консультанту, тьютору;

 индивидуализация образовательного процесса с возможностью персонифицировать процесс обучения. Обучающийся выбирает темп и объем освоения знаний.

В результате внедрения дистанционных форм обучения в образовательном процессе увеличивается информационная емкость занятий и глубина подачи материала без усиления нервно-психической нагрузки на обучающихся. Активизируется самостоятельная деятельность учащихся, создаются комфортные условия для углубленного изучения вида деятельности или предмета. За счет разнообразия в общении становятся более гармоничными отношения в рамках «педагог – обучающийся», психологическая среда – комфортной, в которой преобладает эффективное и конструктивное общение.

Развитие дистанционных технологий является очень важным направлением в системе образования, а содержание деятельности преподавателя значительно отличается от традиционного.

  Во-первых, усложняется разработка курсов, которая требует от преподавателя специальных навыков, связанных с быстрым развитием информационных технологий.

  Во-вторых, коммуникационные технологии позволяют сделать взаимодействия между учителем и учеником более активными и интенсивными, что требует от преподавателя специальных дополнительных усилий.

  В-третьих, в отличие от традиционного образования, где центральная фигура - преподаватель, при использовании дистанционных технологий внимание переносится на ученика, а функция учителя - поддержать, направить, помочь.



Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы формирования ключевых компетентностей учащихся в условиях дистанционного образования.

“Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим передними проблемы, которые надо решить”....

Статья для конференции по теме: « Формирование социокультурной компетенции обучающихся через использование на уроке диалога культур в условиях дистанционного образования детей с ограниченными возможностями».

Статья для конференции  по теме: « Формирование социокультурной компетенции обучающихся через использование на уроке диалога культур в условиях дистанционного образования детей с ограниченными во...

Проектирование урока в рамках системно-деятельностного обучения и в условиях дистанционного образования

ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, определ...

Статья «Индивидуализация образовательной среды в условиях дистанционного образования детей-инвалидов»

Статья посвящена  идивидуализации образовательной среды в условиях дистанционного образования детей-инвалидов...

«Развитие эмоцинальной саморегуляции детей с ОВЗ на уроках биологии в условиях дистанционного образования»

В статье представлены различные способы и приемы развития саморегуляции детей с ОВЗ на уроках биологии в условиях дистанционного образования.Особенное внимание уделено приемам снятия мышечной напряжен...

Статья по теме "Коррекционно-развивающая работа в условиях дистанционного образования с помощью портала "Петербургское образование"

Образование с применением дистанционных технологий с помощью портала "Петербургское образование"...

Презентация "Особенности работы педагога в условиях дистанционного обучения"

Сложности при переходе педагогов на онлайн обучение в марте 2020 года показали, что большинство педагогов и специалистов службы сопровождения ОО не готовы к данному формату педагогической деятельности...