Атлас педагогических практик в период дистанционного обучения.
статья (7 класс)

Лукина Ирина Григорьевна

Широко известно, что в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой и распространением коронавирусной инфекции российские школы были вынуждены перейти в режим дистанционного обучения. В Санкт-Петербурге школы перешли на удаленный режим работы с конца марта, таким образом, всю четвертую четверть ученики и учителя взаимодействовали онлайн.

            В начале нашей работы нам хочется определиться с понятиями «дистанционное обучение» и «обучение онлайн». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

















































Атлас педагогических практик в период дистанционного обучения.

Автор: Лукина И.Г., к.п.н., учитель английского языка ГБОУ СОШ №550 Санкт-Петербурга

        Широко известно, что в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой и распространением коронавирусной инфекции российские школы были вынуждены перейти в режим дистанционного обучения. В Санкт-Петербурге школы перешли на удаленный режим работы с конца марта, таким образом, всю четвертую четверть ученики и учителя взаимодействовали онлайн.

        В начале нашей работы нам хочется определиться с понятиями «дистанционное обучение» и «обучение онлайн». Под «дистанционным обучением» (ДО) автор данной статьи понимает такую форму получения образования, при которой учитель и ученик взаимодействуют между собой на расстоянии с помощью информационных технологий. Во время дистанционного обучения ученик занимается, в основном, самостоятельно согласно принятой в школе программе, просматривает записи вебинаров, выполняет задания учителя, консультируется с учителем посредством электронной почты, чата или whatsapp и периодически отсылает учителю на проверку выполненные работы. Онлайн- обучение – это получение знаний и навыков при помощи компьютера или другого гаджета, подключенного к интернету. Иногда такой формат обучения называют e-learning или «электронное обучение». Такое обучение считается логическим продолжением дистанционного, а слово «онлайн» лишь указывает на способ получения знаний, а также вид связи учителя с учеником. Во время онлайн обучения учащийся смотрит видеозаписи, выполняет интерактивные тесты, обменивается файлами с учителем и одноклассниками, общается с учителем и одноклассниками в чатах, проходит квесты, выполняет проекты и т.п.        Подготовка к переходу на дистанционное обучение началась в конце марта, т.е. в период каникул. Администрацией школы был предложен  Sharepoint для перехода в новый формат обучения. Sharepoint – это инструмент для совместной работы в условиях удаленного доступа. В период подготовки к переходу на дистанционное обучение на доступном для учителей, учеников и их родителей пространстве были созданы инструменты для обмена информацией – папки «Учитель» и «Ученик». Таким образом, учитель в своей папке мог делиться с учащимися необходимой информацией, контрольно-измерительными материалами, выкладывал задания для учащихся, видеоролики, дополнительный материал к урокам. А ученик выкладывал в свою папку выполненные к определенному сроку задания. Родитель мог заходить в обе папки и таким образом контролировать процесс. Важно отметить, что такая форма работы позволяла учителям работать в одной команде. Хотя в классе работали три учителя, ученик мог заходить в папку любого из учителей по своему выбору и пользоваться любыми доступными материалами.

        Для тех учителей, кто не мог или не хотел уйти от классно-урочной системы, школа №550 предоставила возможность работать в виртуальной классной комнате, используя платформу ZOOM. Работа с данной платформой оправдала себя при объяснении нового материала, а также при работе над таким видом речевой деятельности, как «Говорение». Хотя при проведении уроков по английскому языку класс делится на 3 группы по 8-10 человек в каждой, при работе в Zoom можно было разделить класс на еще более маленькие группы по 4-5 человек. Такое деление было вполне оправданным, так как позволяло учащимся более активно включаться в беседу, несмотря на столь непривычные для них условия.

        Многие учителя использовали в своей работе готовые платформы, откуда можно выбрать материал по изучаемой теме. Примером такой платформы может быть Resh edu (Российская электронная школа). Данная платформа позволяет учителю выбрать уже готовый урок для любого класса, со 2 по 11. Предлагаемые материалы доходчиво, пошагово объясняют ученику любую тему, будь то лексика, грамматика или разговорная тема. Задача учителя – подумать над формой контроля изученного материала.

        А вот платформа Foxford как раз хороша для контроля знаний и умений учеников. Особо удачными, по мнению учителей, являются мониторинги знаний по английскому языку, диагностические работы по разным классам, годовая контрольная работа «весна 2020». Зарегистрировавшись и получив доступ к материалам, ученик мог выполнить предложенный тест, получить ответ и убедиться в объективности отметок, выставляемых учителем в школе. На период ДО платформа Foxford предоставляла все материалы бесплатно.

Из опроса, проведенного среди учителей школы, следует, что лидируют по частоте использования и популярности такие ресурсы, как Videouroki, BBC Learning English и Learning apps:

  • Videouroki.net Данный ресурс позволяет не только разнообразить учебный материал, представив его более наглядно в виде видеороликов, но и содержит материалы для контроля просмотренного в виде небольших тестов.
  • BBC Learning English Это ютуб канал, где можно найти короткие видео ролики на любую тему от предлогов места и фразовых глаголов до экологических проблем и известных писателей и ученых. Ценность данного ресурса в том, что он содержит аутентичный материал, представленный носителями языка. Задача учителя не только в том, чтобы произвести отбор необходимого материала, но и подумать, как проконтролировать, что же усвоили ученики.
  • Learning apps Данный инструмент как раз позволяет проконтролировать изучаемый материал в виде готового уже представленного на сайте теста, либо учитель может создать его самостоятельно.

Но не все учителя были удовлетворены продуктами, которые предлагались в открытом доступе. И тогда выход был только один – создать свой продукт. Именно таким образом появились видеоблоги учителей английского языка. Не секрет, что таким видом творчества занимались, в основном, молодые педагоги.

Особой популярностью в данном случае пользовалась платформа Youtube, так как она представляет возможность выкладывать и делиться видео с учениками с помощью ссылки. Данная форма работы оказалась наиболее удобной, так как записанное видео ученики могли просмотреть в любое удобное время. Также они могли при необходимости останавливать видео и пересматривать его много раз для лучшего усвоения материала. Основой для создания видео послужили презентации в Power Point. Для записи экрана планшета и голоса можно воспользоваться программой Mobizen для Android.

На Youtube был создан личный канал учителя, куда и выкладывалось записанное видео.

Очевидно, что цели видеоуроков были различны. Например, во втором классе основной целью является формирование умений чтения. Поэтому, учитель читал тексты из учебника и предлагал различные задания по работе с ними: описание картинки, ответы на вопросы. Перед чтением текста всегда проводилась активизация лексического материала и речевая разминка.  В третьем  классе целью видеороликов стало формирование речевых грамматических навыков по конкретной теме.  Для четвертого класса было представлено два видеоролика на различные темы. Целью видеороликов было формирование речевых грамматических навыков. В пятом классе целью видеоролика стало формирование умений в монологической речи. Был составлен видеоролик - пример сочинения на тему "My favourite sport".

Таким образом, использование платформы Youtube дало возможность для создания интерактивных уроков, которые были интересны и полезны ученикам, а так же получили положительные отзывы со стороны родителей.

Конечно, мы признаем, что переход от традиционной модели обучения в on-line формат произошел быстро и внезапно. Такие поспешные изменения потребовали повышенной ответственности, дисциплинированности и четкости от всех участников образовательного процесса. При ДО учителя старались придерживаться основных принципов организации образовательного процесса, к которому привыкли и обучаемые, и учителя: вовлечь – дать возможность общаться – работать в парах и группах- НЕ исключать проектную деятельность из учебного процесса.

В средствах массовой информации, в родительских сообществах звучало и звучит много критики в адрес  on-line обучения. Некоторые педагогические работники считают, что опыт ДО был крайне неудачным. А что же думают сами ученики? Мы провели мониторинг среди учащихся 10-11 классов, целью которого было определить мнение учеников, вполне взрослых людей, о перспективах ДО. Удивительно, но 80% участников опроса высказались в пользу on-line обучения. Ребята считают, что такая форма образовательной деятельности позволяет экономить им время, сконцентрироваться на важных для них вопросах, учит дисциплине и ответственности за полученный результат, они приобретают новые навыки и умения и, наконец, позволяет «раскрыться» и проявить себя скромным и стеснительным ученикам.

В конце учебного года от ребят и их родителей были получены благодарности в адрес всего педагогического коллектива за ответственный подход к работе и интересные и разнообразные уроки.

Использованная литература:

  1. Дэйзи Кристодоулу «Семь мифов об образовании», Curriculum Centre, 2018
  2. В. Спиваковский «Образовательный взрыв» Гранд-Экспо, 2019
  3. https://finacademy.net/materials/article/chem-otlichaetsya-onlajn-obuchenie-ot-distantsionnogo-obucheniya


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в период дистанционного обучения - рекомендации

Итак, сбывается мечта очень многих школьников — учиться, не выходя из дома.Давайте вместе с детьми попробуем успокоиться и подумать, какие советы при организации дистанционного обучения можно ис...

Памятка родителям (законным представителям) "Как организовать обучение детей в период дистанционного обучения"

Памятка для родителей (законных представителей) «Как организовать обучение детей в период дистанционного обучения»  Уважаемые родители!  Для успешного прохождения дистанцион...

«Практика работы по дистанционному обучению учащихся на уроках математики и физики в период вынужденной самоизоляции школьников»

    В связи со вспышкой пандемии, последнюю четверть 2019-2020 учебного года все учебные заведения были вынуждены  перейти на дистанционное обучение, что потребовало от  учи...

Выступление на педагогическом совете школы по теме: «Моделирование уроков математики в период дистанционного обучения»

Положительный опыт ДО:Все дистанционные уроки проводились с соблюдением требований:По четкому расписанию, утвержденному администрацией образовательного учрежденияДлительность урока не превышала 30 мин...

Выступление на педагогическом совете школы по теме: «Моделирование уроков математики в период дистанционного обучения»

Выступление на педагогическом совете школы  по теме: «Моделирование уроков математики в период дистанционного обучения»...

"Психолого-педагогическое сопровождение родителей и детей в период дистанционного обучения"

quot;Психолого-педагогическое сопровождение родителей и детей в период дистанционного обучения"...