«Практика работы по дистанционному обучению учащихся на уроках математики и физики в период вынужденной самоизоляции школьников»
опыты и эксперименты

Ахмедова Виктория Фатыховна

      В связи со вспышкой пандемии, последнюю четверть 2019-2020 учебного года все учебные заведения были вынуждены  перейти на дистанционное обучение, что потребовало от  учителей незамедлительного перехода на этот еще недостаточно апробированный метод.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья №1 городского округа Электросталь Московской области»

ДОКЛАД

 «Практика работы по дистанционному обучению учащихся на уроках математики и физики в период вынужденной самоизоляции школьников»

                                                  

Выполнила : Ахмедова Виктория Фатыховна –

                                        учитель математики и физики

г.Электросталь -2020

«Тот, кто обучает, должен всегда продолжать учиться сам»

(Ричард Генри Данн).

Уважаемые коллеги!

      В связи со вспышкой пандемии, последнюю четверть 2019-2020 учебного года все учебные заведения были вынуждены  перейти на дистанционное обучение, что потребовало от  учителей незамедлительного перехода на этот еще недостаточно апробированный метод.

Хочу отметить, что в ходе дистанционного обучения,  использовала   и свой предыдущий опыт работы с учащимися средней школы №24 города Тамбова, которые из-за эпидемии гриппа вынуждены были две недели третьей четверти находиться дома (2015-2016 учебный год). В тот период уроки проводили на платформе школьного портала, что несколько ограничивало наши возможности в методике проведения полного урока. Это и отсутствие прямого контакта со всем классом, невозможность воспроизвести запись всего объема изучаемого материала, несвоевременность в оценке усвоения школьником темы и т.п.. И тогда, в целях повышения учебной активной деятельности детей стала использовать скайп. Первоначально, было трудно, но через несколько уроков у учеников появился интерес, оживился весь учебный процесс, тем более, что к нему активно подключились и родители. Появилась возможность широко использовать презентации для более детального раскрытия темы. Но и здесь имелись свои трудности, в плане контроля над дисциплиной, над самостоятельной работой (могли использовать в тайне решебник ГДЗ).

В соответствии с Указом Президента от 25.03.2020 №206, в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия на территории Российской Федерации, с 30 марта по 3 апреля были установлены нерабочие дни. Учитывая, что пандемия быстро не отступит и анализируя сводки по росту заболеваемости, на мой взгляд, мною было принято правильное решение   -подготовиться к возможному переходу на дистанционное обучение и заняться составлением карт дистанционного урока с учетом особенностей здоровья детей(ОВЗ) (недостаточность или низкий уровень всех познавательных процессов).

Чтобы ученики оперативно сравнивали материал, изложенный в карте с заданиями в учебнике, соответствующие страницы выводились на экран, где у ребят появлялась возможность визуально ознакомиться с ними, а у тех, кто имеет проблемы со зрением – использовать учебник. Так, пошагово строился урок, приближенный к обычному формату работы в классе.

На примере одного урока по математики  в МБОУ  «Школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья №1 городского округа Электросталь Московской области», попытаюсь раскрыть практику проведения дистанционного занятия на платформе ZOOM.

Урок проводился в 6 классе. Тема урока: «Деление многозначного числа на однозначное» по карте дистанционного урока, выводимой на экран.

Цели урока:

– Повторить и закрепить умения учащихся делить  многозначные числа на однозначные

-Совершенствовать умения    делить многозначное число на однозначное письменным способом;

-Совершенствовать умение определять количество цифр в частном;

 -Отрабатывать навык решения задач в несколько действий

Тип урока: повторение изученного материала.

Форма урока: дистанционная, индивидуальная работа.

По списку – 9 человек, присутствовало 7 человек.

Время проведения урока 20 минут.

До начала урока идет подключение учащихся к  системе ZOOM – 3 минуты (перекличка, прохождение сигнала на видимость и звук).

Ход урока:

1.Самопроверка домашнего задания по шаблону (шаблон выводится учителем на экран).  При наличии ошибок ученик исправляют их зеленой ручкой и в индивидуальном порядке по очереди показывает свою работу мне, дают самооценку.  Соглашаюсь или даю поправку в оценке. (4 минуты)

2.Мотивационный блок. (2 минуты)

Устный счет

18 : 2 = 9                18000 : 6 = 3000      27 : 9 = 3

180 : 2 = 90            18000 : 3 = 6000      450 : 90 =5

1800 : 2 = 900           9000 : 1000 = 9       4800 : 8 = 600

18000 : 2 = 9000      21 000 : 100 = 210    36000 :9 = 4000

Школьники по очереди дают ответы.

3. Просмотр учебного фрагмента по теме – (2 минуты)

https://www.youtube.com/watch?v=PnrOE9lavWU 

4. Физкультминутка – для глаз и пальцев (2 минуты)

https://yandex.ru/efir?stream_id=42e1b15068009ed38f365327f1aad48a

5.Тренировочные упражнения (работа в тетради, открывают учебник -стр157 №607 – вторая строчка) - (4 минуты)

А)

Учащиеся, по изложенным данным на экране, определяют сколько производится действий для решения примеров, выявляют пример, который не надо решать (умножение на ноль) Работа проверяется выборочно.

Б) Напоминаю алгоритм деления и определения сколько знаков будет в частном.

Выводиться на экран пример с готовым решением(замаскированным). Дети решают. Для проверки правильности решения  каждого примера, поэтапно снимается  маскировка (после обсуждения).

           1      2                                                                                

3960 : 5 ∙ 3 = 2376

                                                                                     

9984 : 8 ∙ 0 = 0

         1     2

1708 : 2 ∙ 7 = 5978

 7460 : 4 = 1865

1.

 39/60

5

 

-35

792

 

   46

  -45

     10

    -10

      0

2.

792

х   3

2376

1.

 17/08

2

 

-16

854

 

   10

  -10

      8

     -8

      0

2.

    854

 х     7

   5978

 7/460

4

 

-4

1865

 

  34

 -32

    26

   -24

      20

     -20

       0

В) Решение задачи, по выведенной на экран краткой записи. (стр.158 №611). – (3 минуты)

Зачитывается задание, в котором требуется:

- составить условие задачи по краткой записи;

-найти сколько всего центнеров собрали риса с трех участков.

Выборочно ведется опрос. Решение проверяется по замаскированному ответу.

1.

 13/40

5

 

-10

268

(ц) 

    34

   -30

      40

     -40

        0

2.       1   1   1

       1340

+      268

+     927

     2535(ц)

Ответ: С трех участков собрали 2535 центнеров риса

6. Домашняя работа стр.158  №611(2) (аналогичная задача решалась в классе). Выводится на экран и дается небольшое пояснение. (1 минута)

 

*

1.

  31/8

6

 

-30

53

 

    18

   -18

      

2.

    53

х   2

106

3.

   318

+106

+  53

  477

Ответ: с трех полей  собрали 477 центнеров зерна

7. Рефлексия и оценивание знаний учащихся (2 минуты)

  Какая тема урока у нас была?
 Чему мы сегодня научились на уроке?

  Какую цель в начале урока мы поставили перед собой?

  Мы достигли нашей цели?

   Озвучиваю оценки за урок.

 Спасибо, мне было приятно с вами работать, наш урок окончен.

Примечание: весь материал урока(карта) прикрепляю в графе «Домашнее задание к следующему уроку» в школьном портале.

Можно много говорить о том, что дистанционное обучение, пока  технически несовершенно, и неоднозначно воспринимается  пользователями, но объединившись в единое целое – администрация школы, учителя, родители и дети,  мы смогли добиться неплохих результатов, не снизить качество знаний.

Конечно, огромная нагрузка упала на плечи учителей, которые большое количество времени вынуждены были проводить у экранов дисплеев, подготавливая электронные и дистанционные уроки, презентации, ведя онлайн уроки с детьми и онлайн встречи с родителями. Многим родителям, пришлось невольно примерить роль учителя, при чем сразу по разным предметам. Нельзя отрицать, что вынужденная самоизоляция  повысила и степень нервозности в семьях, особенно если в семье несколько школьников, а технические возможности ограничены. Но повседневная систематическая работа с родителями позволила своевременно и оперативно решать возникавшие проблемы.

  Хочется отметить особенности проведения онлайн уроков:

– продолжительность урока не более 20 минут, с обязательным проведением  физминутки;

– в целях профилактики ухудшения зрения и сколиоза заниматься желательно устно, так как не у всех есть правильно оборудованное рабочее место;

– необходимо начать онлайн обучение до урока с ознакомления детей с правилами ведения и поведения урока в новом формате;

– обязательно нужно начинать с приветствия (функция «поднятая рука»), а затем напомнить, по какому предмету урок, назвать его тему. Чем проще и конкретнее сообщение, тем легче у детям с ОВЗ  удержать внимание;

– при изложении материала, нужно не менее 50% времени использовать демонстрацию рабочего стола, чтобы показать заранее подготовленную презентацию, документы или карточки с заданиями (с обязательными комментариями);

– если у ребёнка во время урока появляется вопрос к учителю – ученик запоминает или записывает его и отправляет в чат позже, когда учитель попросит задавать вопросы в чате;

– чтобы ученики не отвлекались на разговоры в чате, учитель может его отключить, а также задавая домашнее задание, нужно обязательно разобрать его выполнение, тем самым удерживая внимание обучающихся на учебном материале урока;

– контролировать внимание учеников в онлайн-формате сложно. Помогут простые приемы: чаще обращаться к ученикам по имени, задавать больше вопросов, просить написать что-то в чат. Привлечь внимание помогают картинки и видеоматериалы. Для снятия напряжения отлично работает гимнастика;

– в случае с дистанционным обучением родителей пугает неизвестность: сколько будут длиться уроки, как делать домашнее задание, как будут выставлять оценки. Чтобы их успокоить, объясните заранее, как вы построите учебный процесс. Устройте онлайн-собрание и попросите родителей заранее подготовить вопросы, которые их волнуют;

– чтобы ученики не забывали об онлайн-уроках, на мой взгляд, необходимо использовать уведомления. Можно отправить напоминание о расписании онлайн уроков заранее, выложив его в чате ЭЖД или на сайте класса. На платформе ZOOM можно создать расписание онлайн уроков на всю учебную неделю.

 Проведенная работа способствовала быстрому адаптированию учащихся к дистанционному обучению.

Основные сложности в дистанционном обучении учащихся были связаны с работой компьютерной техники, с перебоями интернета, в силу особенностей наших некоторых детей (ОВЗ) - отсутствием навыка работы с современными гаджитами.

 Литература

 

1.  https://education.yandex.ru/teacher/posts/kak-provesti-onlayn-urok-sravnivaem-8-servisov-dlya-translyatsiy

2. https://mail.yandex.ru/?uid=1130000038640805#message/172262685746922772

3. Евгений Ямбург. На линии огня: учителя вслед за врачами /Евгений Ямбург// Московский комсомолец. – 2020. – № 28252 . – С.3.

 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая деятельность как средство повышения качества обученности учащихся на уроках математики

Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о т...

Формирование самооценки учащихся на уроках математики и физики

Перед  учителем стоит задача не только дать знания учащимся , но и развития их как личность.На разных этапах урока нужно дать понятия самопознания, самоанализа, самоконтроля, которые направляют р...

Презентация к докладу "Организация работы по экологическому воспитанию учащихся на уроках математики"

Презентация к докладу "Организация работы по экологическому воспитанию учащихся на уроках математики"...

Презентация к выступлению по теме "Дифференцированный подход к обученю учащихся на уроках математики и при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ"

Презентация к выступлению на совещании на тему: " Диыыеренцированный подход к обученю учащихся на уроках математики и при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ"...

Доклад на МО по теме "Технология личностно ориентированного обучения учащихся на уроках математики"

Спецификация математики такова,  что большое количество формул, определений, теорем, методов и алгоритмов решения математических задач вызывает трудности при запоминании. Выход из этой ситуа...

Дифференцированный подход в обучении учащихся на уроках математики

Статья из опыта работы о применении дифференцированного подхода на уроках математики....