«Практика работы по дистанционному обучению учащихся на уроках математики и физики в период вынужденной самоизоляции школьников»
опыты и эксперименты
В связи со вспышкой пандемии, последнюю четверть 2019-2020 учебного года все учебные заведения были вынуждены перейти на дистанционное обучение, что потребовало от учителей незамедлительного перехода на этот еще недостаточно апробированный метод.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_shmo_praktika_distantsionnogo_obucheniya.docx | 595.42 КБ |
retsenziya_na_doklad_distants.pdf | 543.93 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья №1 городского округа Электросталь Московской области»
ДОКЛАД
«Практика работы по дистанционному обучению учащихся на уроках математики и физики в период вынужденной самоизоляции школьников»
Выполнила : Ахмедова Виктория Фатыховна –
учитель математики и физики
г.Электросталь -2020
«Тот, кто обучает, должен всегда продолжать учиться сам»
(Ричард Генри Данн).
Уважаемые коллеги!
В связи со вспышкой пандемии, последнюю четверть 2019-2020 учебного года все учебные заведения были вынуждены перейти на дистанционное обучение, что потребовало от учителей незамедлительного перехода на этот еще недостаточно апробированный метод.
Хочу отметить, что в ходе дистанционного обучения, использовала и свой предыдущий опыт работы с учащимися средней школы №24 города Тамбова, которые из-за эпидемии гриппа вынуждены были две недели третьей четверти находиться дома (2015-2016 учебный год). В тот период уроки проводили на платформе школьного портала, что несколько ограничивало наши возможности в методике проведения полного урока. Это и отсутствие прямого контакта со всем классом, невозможность воспроизвести запись всего объема изучаемого материала, несвоевременность в оценке усвоения школьником темы и т.п.. И тогда, в целях повышения учебной активной деятельности детей стала использовать скайп. Первоначально, было трудно, но через несколько уроков у учеников появился интерес, оживился весь учебный процесс, тем более, что к нему активно подключились и родители. Появилась возможность широко использовать презентации для более детального раскрытия темы. Но и здесь имелись свои трудности, в плане контроля над дисциплиной, над самостоятельной работой (могли использовать в тайне решебник ГДЗ).
В соответствии с Указом Президента от 25.03.2020 №206, в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия на территории Российской Федерации, с 30 марта по 3 апреля были установлены нерабочие дни. Учитывая, что пандемия быстро не отступит и анализируя сводки по росту заболеваемости, на мой взгляд, мною было принято правильное решение -подготовиться к возможному переходу на дистанционное обучение и заняться составлением карт дистанционного урока с учетом особенностей здоровья детей(ОВЗ) (недостаточность или низкий уровень всех познавательных процессов).
Чтобы ученики оперативно сравнивали материал, изложенный в карте с заданиями в учебнике, соответствующие страницы выводились на экран, где у ребят появлялась возможность визуально ознакомиться с ними, а у тех, кто имеет проблемы со зрением – использовать учебник. Так, пошагово строился урок, приближенный к обычному формату работы в классе.
На примере одного урока по математики в МБОУ «Школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья №1 городского округа Электросталь Московской области», попытаюсь раскрыть практику проведения дистанционного занятия на платформе ZOOM.
Урок проводился в 6 классе. Тема урока: «Деление многозначного числа на однозначное» по карте дистанционного урока, выводимой на экран.
Цели урока:
– Повторить и закрепить умения учащихся делить многозначные числа на однозначные
-Совершенствовать умения делить многозначное число на однозначное письменным способом;
-Совершенствовать умение определять количество цифр в частном;
-Отрабатывать навык решения задач в несколько действий
Тип урока: повторение изученного материала.
Форма урока: дистанционная, индивидуальная работа.
По списку – 9 человек, присутствовало 7 человек.
Время проведения урока 20 минут.
До начала урока идет подключение учащихся к системе ZOOM – 3 минуты (перекличка, прохождение сигнала на видимость и звук).
Ход урока:
1.Самопроверка домашнего задания по шаблону (шаблон выводится учителем на экран). При наличии ошибок ученик исправляют их зеленой ручкой и в индивидуальном порядке по очереди показывает свою работу мне, дают самооценку. Соглашаюсь или даю поправку в оценке. (4 минуты)
2.Мотивационный блок. (2 минуты)
Устный счет
18 : 2 = 9 18000 : 6 = 3000 27 : 9 = 3
180 : 2 = 90 18000 : 3 = 6000 450 : 90 =5
1800 : 2 = 900 9000 : 1000 = 9 4800 : 8 = 600
18000 : 2 = 9000 21 000 : 100 = 210 36000 :9 = 4000
Школьники по очереди дают ответы.
3. Просмотр учебного фрагмента по теме – (2 минуты)
https://www.youtube.com/watch?v=PnrOE9lavWU
4. Физкультминутка – для глаз и пальцев (2 минуты)
https://yandex.ru/efir?stream_id=42e1b15068009ed38f365327f1aad48a
5.Тренировочные упражнения (работа в тетради, открывают учебник -стр157 №607 – вторая строчка) - (4 минуты)
А)
Учащиеся, по изложенным данным на экране, определяют сколько производится действий для решения примеров, выявляют пример, который не надо решать (умножение на ноль) Работа проверяется выборочно.
Б) Напоминаю алгоритм деления и определения сколько знаков будет в частном.
Выводиться на экран пример с готовым решением(замаскированным). Дети решают. Для проверки правильности решения каждого примера, поэтапно снимается маскировка (после обсуждения).
В) Решение задачи, по выведенной на экран краткой записи. (стр.158 №611). – (3 минуты)
Зачитывается задание, в котором требуется:
- составить условие задачи по краткой записи;
-найти сколько всего центнеров собрали риса с трех участков.
Выборочно ведется опрос. Решение проверяется по замаскированному ответу.
1.
| 2. 1 1 1 1340 + 268 + 927 2535(ц) |
Ответ: С трех участков собрали 2535 центнеров риса
6. Домашняя работа стр.158 №611(2) (аналогичная задача решалась в классе). Выводится на экран и дается небольшое пояснение. (1 минута)
*
1.
| 2. 53 х 2 106 | 3. 318 +106 + 53 477 |
Ответ: с трех полей собрали 477 центнеров зерна
7. Рефлексия и оценивание знаний учащихся (2 минуты)
Какая тема урока у нас была?
Чему мы сегодня научились на уроке?
Какую цель в начале урока мы поставили перед собой?
Мы достигли нашей цели?
Озвучиваю оценки за урок.
Спасибо, мне было приятно с вами работать, наш урок окончен.
Примечание: весь материал урока(карта) прикрепляю в графе «Домашнее задание к следующему уроку» в школьном портале.
Можно много говорить о том, что дистанционное обучение, пока технически несовершенно, и неоднозначно воспринимается пользователями, но объединившись в единое целое – администрация школы, учителя, родители и дети, мы смогли добиться неплохих результатов, не снизить качество знаний.
Конечно, огромная нагрузка упала на плечи учителей, которые большое количество времени вынуждены были проводить у экранов дисплеев, подготавливая электронные и дистанционные уроки, презентации, ведя онлайн уроки с детьми и онлайн встречи с родителями. Многим родителям, пришлось невольно примерить роль учителя, при чем сразу по разным предметам. Нельзя отрицать, что вынужденная самоизоляция повысила и степень нервозности в семьях, особенно если в семье несколько школьников, а технические возможности ограничены. Но повседневная систематическая работа с родителями позволила своевременно и оперативно решать возникавшие проблемы.
Хочется отметить особенности проведения онлайн уроков:
– продолжительность урока не более 20 минут, с обязательным проведением физминутки;
– в целях профилактики ухудшения зрения и сколиоза заниматься желательно устно, так как не у всех есть правильно оборудованное рабочее место;
– необходимо начать онлайн обучение до урока с ознакомления детей с правилами ведения и поведения урока в новом формате;
– обязательно нужно начинать с приветствия (функция «поднятая рука»), а затем напомнить, по какому предмету урок, назвать его тему. Чем проще и конкретнее сообщение, тем легче у детям с ОВЗ удержать внимание;
– при изложении материала, нужно не менее 50% времени использовать демонстрацию рабочего стола, чтобы показать заранее подготовленную презентацию, документы или карточки с заданиями (с обязательными комментариями);
– если у ребёнка во время урока появляется вопрос к учителю – ученик запоминает или записывает его и отправляет в чат позже, когда учитель попросит задавать вопросы в чате;
– чтобы ученики не отвлекались на разговоры в чате, учитель может его отключить, а также задавая домашнее задание, нужно обязательно разобрать его выполнение, тем самым удерживая внимание обучающихся на учебном материале урока;
– контролировать внимание учеников в онлайн-формате сложно. Помогут простые приемы: чаще обращаться к ученикам по имени, задавать больше вопросов, просить написать что-то в чат. Привлечь внимание помогают картинки и видеоматериалы. Для снятия напряжения отлично работает гимнастика;
– в случае с дистанционным обучением родителей пугает неизвестность: сколько будут длиться уроки, как делать домашнее задание, как будут выставлять оценки. Чтобы их успокоить, объясните заранее, как вы построите учебный процесс. Устройте онлайн-собрание и попросите родителей заранее подготовить вопросы, которые их волнуют;
– чтобы ученики не забывали об онлайн-уроках, на мой взгляд, необходимо использовать уведомления. Можно отправить напоминание о расписании онлайн уроков заранее, выложив его в чате ЭЖД или на сайте класса. На платформе ZOOM можно создать расписание онлайн уроков на всю учебную неделю.
Проведенная работа способствовала быстрому адаптированию учащихся к дистанционному обучению.
Основные сложности в дистанционном обучении учащихся были связаны с работой компьютерной техники, с перебоями интернета, в силу особенностей наших некоторых детей (ОВЗ) - отсутствием навыка работы с современными гаджитами.
Литература
1. https://education.yandex.ru/teacher/posts/kak-provesti-onlayn-urok-sravnivaem-8-servisov-dlya-translyatsiy
2. https://mail.yandex.ru/?uid=1130000038640805#message/172262685746922772
3. Евгений Ямбург. На линии огня: учителя вслед за врачами /Евгений Ямбург// Московский комсомолец. – 2020. – № 28252 . – С.3.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология использования сети Интернет в формировании учебно-исследовательской культуры учащихся на уроках математики и физики
Доклад к семинару учителей математики и физики...
Игровая деятельность как средство повышения качества обученности учащихся на уроках математики
Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о т...
Формирование самооценки учащихся на уроках математики и физики
Перед учителем стоит задача не только дать знания учащимся , но и развития их как личность.На разных этапах урока нужно дать понятия самопознания, самоанализа, самоконтроля, которые направляют р...
Презентация к докладу "Организация работы по экологическому воспитанию учащихся на уроках математики"
Презентация к докладу "Организация работы по экологическому воспитанию учащихся на уроках математики"...
Презентация к выступлению по теме "Дифференцированный подход к обученю учащихся на уроках математики и при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ"
Презентация к выступлению на совещании на тему: " Диыыеренцированный подход к обученю учащихся на уроках математики и при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ"...
Доклад на МО по теме "Технология личностно ориентированного обучения учащихся на уроках математики"
Спецификация математики такова, что большое количество формул, определений, теорем, методов и алгоритмов решения математических задач вызывает трудности при запоминании. Выход из этой ситуа...
Дифференцированный подход в обучении учащихся на уроках математики
Статья из опыта работы о применении дифференцированного подхода на уроках математики....