Создание здоровьесберегающего образовательного пространства. Из опыта работы
статья на тему
О важности и необходимости создания здоровьесберегающего простраства в школе. Из опыта работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_zdorovesberegayushchego_obrazovatelnogo_prostranstva.docx | 139.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание здоровьесберегающей среды
в образовательном пространстве
Проблема оздоровления детей из чисто медицинской переросла в большую социальную проблему и стала одним из направлений государственной политики.
В связи с этим активно разрабатываются здоровьесберегающие технологии, которые при внедрении в педагогический процесс способствуют сохранению того уровня здоровья, с которым ребенок поступил в школу.
Здоровье учащихся - один из показателей работы учителя в школе.
Факторы, отрицательно влияющие на здоровье школьника:
- несбалансированность питания;
- воздействие неблагоприятной окружающей среды;
- недостаточный уровень валеологичесой культуры учителей;
- нерациональная организация учебной деятельности;
Соотношение количества практически здоровых детей
и детей с различными отклонениями в здоровье /первоклассников/
за 5 лет
Таким образом, необходимо констатировать наличие проблемы в работе с детьми: противоречие между потребностью учащихся и их семей, требованиями государства в сохранении и укреплении здоровья обучающихся в школе и отрицательной динамики физического состояния детей, поступивших в школу.
Цель мероприятий
МОУ СОШ № 34, направленных на сохранение и укрепление здоровья:
- формирование личности, гармоничное развитие которой обусловлено согласием в функционировании всех уровней здоровья (физического, психического, нравственного) и окружающей социальной среды.
- формирование модели личности выпускника школы
ВЫПУСКНИК
МОУ СОШ № 34 – ЭТО ЛИЧНОСТЬ:
- ОТНОСЯЩАЯСЯ К СВОЕМУ ЗДОРОВЬЮ, КАК К ВАЖНОЙ ЛИЧНОЙ И ОБЩЕСТВЕННОЙ ЦЕННОСТИ
- ЗНАЮЩАЯ МЕХАНИЗМЫ И СПОСОБЫ ПОДДЕРЖАНИЯ ЗДОРОВЬЯ И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ОРГАНИЗМА
- СТРЕМЯЩАЯСЯ К ФИЗИЧЕСКОМУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
- НЕ ИМЕЮЩАЯ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК
- ОСОЗНАЮЩАЯ СЕБЯ ЧАСТЬЮ ПРИРОДЫ, СТРЕМЯЩАЯСЯ К СОХРАНЕНИЮ ФЛОРЫ И ФАУНЫ ПЛАНЕТЫ, КАК ЧАСТИ ВСЕЛЕННОЙ
Основные направления мероприятий:
-разработка педагогических технологий, методик, отбора учебного материала, способствующего сохранению здоровья детей;
-изучение передового педагогического, медицинского, социального опыта по оздоровлению школьников
Обозначены методы работы:
-педагогические методы (современные образовательные методики и технологии, способствующие сохранению здоровья детей, уроки здоровья, тематические сочинения, конкурсы и т.д.)
-психологические методы (формирование нравственного и социального здоровья, уроки смены деятельности, уроки развития);
-медицинские методы (профилактика отклонений со стороны органов зрения, опорно-двигательного аппарата, работа с часто болеющими детьми в специальных медицинских группах, витаминизация).
Здоровьесберегающая среда в школе – это комплекс психолого- педагогических, социально-гигиенических, оздоровительных, физкультурных, экологических, образовательных системных мер, обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную моральную среду в образовательном учреждении. (разработаны и осуществляются мероприятия по охране здоровья школьников).
Организационная схема службы психолого-педагогической, социальной и
медицинской реабилитации школы
- Психологическая
коррекция
- Воспитательная
работа
- Работа по
Профориентации
- Оптимизация
школьной
программы
- Трудовое
воспитание
- Организация
активного
отдыха
1.Проведение медицинского
лектория
2.Создание
оздоровительной
среды в классе
3.Оздоровление
педагогического
коллектива
4.Музыкотерапия
- «
- «Родительский
университет»
- Библиотека
- Видеотека
- Работа
с внешними
организациями
- Работа
с педагогическим
коллективом
школы
- СМИ
В школе создан банк данных о здоровье школьников.
Созданы условия для соблюдения норм СанПин и оздоровления школьников:
- Соблюдение воздушного режима;
- Обеспечение нормальной и искусственной освещенности в здании ОУ;
- Организация режима работы школы в соответствии с требованиями СанПин;
- Организация полноценного горячего питания в школьной столовой;
- Организация работы ГПД;
- Организация спортивно – массовой и оздоровительной работы;
- Проведение утренней физической зарядки в рекреациях начальной школы, динамических и релаксационных пауз на уроках в 1-8-х классах;
- Проведение гимнастики для профилактики нарушений остроты зрения китайская методика проведения точечного массажа доктора Ше Я Линь; на основании предварительной консультации с врачом – окулистом МУЗ РМ «Городская детская поликлиника № 3» Проведение интегрированных коррекционно- развивающих упражнений и оздоровительных мероприятий в режиме ГПД;
- Организация работы пришкольного лагеря с дневным пребыванием;
- Проведение витаминотерапии для учащихся с ослабленным здоровьем (препараты приобретаются за счет средств родительского комитета школы);
- Проведение фитотерапии в условиях школьной столовой (витаминные сборы составлены на основании рекомендации врача ЛФК МУЗ РМ «Городская детская поликлиника № 3»). Лекарственные травы собирались учащимися в период летних каникул по решению заседания педагогического совета школы;
- Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе, приемов игротерапии, музыкотерапии, сказкотерапии.
Валеологическое образование:
- Анализ уроков с физиолого-гигиенических позиций;
- Вопросы, связанные с охраной здоровья школьников систематически рассматриваются на заседаниях педагогических советов:
2007/2008 учебный год «Здоровьесбережение - важнейший фактор гуманизации образовательного процесса».
Проведен круглый стол-семинар для классных руководителей «Здоровьесберегающие технологии» совместно со специалистами МУЗ РМ «Городская детская поликлиника № 3».
При диагностике валеологической обоснованности образовательного процесса используются
- санитарные правила и нормы
- методика диагностики особенностей адаптации учащихся 1-х классов к школе
- методика выявления причин школьной дезадаптации первоклассников
- обследование учащихся с целью субъективного представления об утомлении.
- Диагностическая работа проводилась методом анкетирования и выявляла три вида утомляемости: физическую, интеллектуальную, эмоциональную. В ходе обследования были выявлены учащиеся, которые входят в группу риска. Педагогом – психологом были проведены консультации для родителей учащихся, проводились коррекционно – развивающие занятия.
- Ежегодно осуществляется диагностика готовности будущих первоклассников к школе, результаты которой представлены в таблице и диаграмме
- Мониторинг готовности учеников 1 - классов к школьному обучению
Уровень готовности | 2006-2007 | 2007-2008 | 2008-2009 | |||
1а | 1б | 1а | 1б | 1а | 1б | |
Высокий | 33% | 16% | 35% | 12% | 15% | 30% |
Средний | 53% | 75% | 55% | 76% | 74% | 62% |
Низкий | 11% | 9% | 10% | 12% | 11% | 8% |
Созданы психолого – педагогические условия для успешной адаптации учащихся 1 классов к обучению:
Коррекционно - развивающие занятия проводятся в логопедическом кабинете в группах, согласно имеющимся у учащихся речевых нарушений.
Учитель – логопед осуществляет обследование речи учащихся с последующим зачислением на логопедический пункт согласно природе и структуре речевой патологии. Разработаны и проводятся уроки с применением информационных технологий, что способствует эффективности осуществления коррекционно – развивающего процесса.
Учебно-материальная база школы сохраняется, развивается и соответствует современным требованиям: оформление классных комнат, соблюдение санитарно-гигиенического режима способствуют созданию благоприятного психолого-педагогического микроклимата при организации учебно-воспитательного процесса.
Мероприятия, проводимые в рамках комплексно-целевой программы «Образование и здоровье ребенка»
С детьми, имеющими особенности развития | Профилактика по сохранению и укреплению здоровья школьников | Профилактика травматизма | С родителями по вопросам охраны и укрепления здоровья детей |
1. Коррекционно – развивающие логопедические занятия | 1. Организация полноценного горячего питания в школьной столовой. | 1. Лекции, беседы специалистов в режиме работы медицинского лектория. | 1. Родительские собрания по темам: 1. Режим дня в жизни школьника. 2.Профилактика близорукости. 3. Забота родителей о физическом развитии школьника. |
2. Занятия педагога - психолога по коррекции психических функций | 2.Организация спортивно – массовой и оздоровительной работы. | 2. Инструктаж по технике безопасности в учебных кабинетах. | |
3. Интегрированные коррекционно – развивающие упражнения в режимном моменте «Самоподготовка» в ГПД | 3. Проведение утренней зарядки в рекреациях начальной школы | 3. Инструктаж по технике безопасности в спортивном зале перед проведением уроков физической культуры. | |
4. Обеспечение учебно-воспитательного процесса обучения на дому на основе психологически корректного режима функционирования внимания, памяти, мышления детей – инвалидов. | 4. Проведение динамических и релаксационных пауз на уроках в 1- 9 классах | 4. Организация поста дежурства учителей по этажам школы. | |
5.Проведение витаминотерапии для учащихся с ослабленным здоровьем | |||
6. Фитотерапия в условиях школьной столовой и в режиме работы ГПД. | |||
7. Проведение гимнастики для профилактики нарушений остроты зрения | |||
8. Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе. | |||
9. Люголизация учащихся с хроническим тонзиллитом в условиях школьного медпункта. | |||
10. Сеансы оздоровления учащихся ГПД в условиях д/п № 3 | |||
Медицинский лекторий: 1.Эпидемия. ВИЧ-инфекция. 2.Психологические проблемы подростков. 3. О гигиене девушки- подростка. 4. Инфекционные болезни и их предупреждение. 5. Конкурс рисунков «Здоровье глазами детей» 6.Конкурс сочинений «Нет наркотикам» 7.Участие в городском конкурсе сочинений «Нам от болезней всех полезней» | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационное образовательное пространство образовательного учреждения (из опыта работы заместителя директора по учебно - воспитательной работе)
Данная статья является обобщением опыта работы педагогического коллектива МБОУ - СОШ №1 р.п. Степное Советского района Саратовской области по формированию информационного образовательного простр...
Здоровьесберегающее образовательное пространство в физкультурно-оздоровительной работе
«Физическая культура» призвана сформировать у учащихся устойчивые мотивы и потребности в бережном обращении к своему здоровью и физической кондиционности, целостном развитии физических и психиче...
Создание адаптивно-образовательного пространства здоровьесберегающей среды для детей с особыми образовательными потребностями.
В статье даны рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся при организации учебно-воспитательного процесса....
Комплексный мониторинг здоровьесберегающего образовательного пространства образовательных организаций Ставропольского края
В статье даётся оценка эффективности деятельности субъектов образовательного процесса и учреждения по комплексному развитию ребенка с позиции здоровьесбережения. оценка эффективности деятельности субъ...
«Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества образования ОО»
Проект, презентация...
Презентация гранта «Создание культурно-образовательного пространства на основе регионализации образования как фактор развития образовательного учреждения»
Из опыта работы МБОУ "СОШ №8" о создани гранта на конкурс фонда президентских грантов....